Копылова Е.А.
ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ В ПЕРИОД С СЕРЕДИНЫ XIX ДО НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Kopylova E.A.
CHURCH EDUCATION IN RUSSIA SINCE THE MID XIX TO THE BEGINNING OF XX CENTURIES
Ключевые слова: духовенство, Русская православная церковь, духовно-нравственное просвещение, Россия XIX - начала ХХ вв.
Key words: clergy, Russian orthodox church, church and moral education, Russia in XIX -the beginning of XX centuries.
Аннотация
В статье рассматривается развитие и становление форм и методов просветительской деятельности простого народа в период с середины XIX в. до начала XX в. Показана роль духовенства в деле духовно-нравственного просвещения. Рассмотрены общие и специфические проблемы, с которыми приходилось сталкиваться духовным просветителям.
Abstract
The article describes the development and establishment of forms and methods of church education of ordinary people since the mid XIX to the beginning of XX centuries. It also deals with the role of the clergy in church and moral education, general and specific problems encountered church educators.
Исследование посвящено изучению роли духовенства в деле духовно-нравственного просвещения простого народа, в развитии форм и методов этого просвещения в период с середины XIX до начала XX века. Нижняя граница исследования обусловлена началом великих реформ Александра II, затронувших и церковную жизнь. Верхняя граница естественным образом определяется принятием декрета об отделении школы от Церкви, завершим дореволюционный этап деятельности духовенства по народному просвещению. С одной стороны, об участии приходского духовенства в просвещении народа много писалось и говорилось в духовных и духовно-учебных кругах. С другой стороны, эта сторона деятельности вызывала немало нареканий в адрес духовенства и в 1860-х гг., и в 1880-х гг., и в начале XX в. Поэтому, несмотря на популярность этой темы в дореволюционной публицистике и историографии, она требует дополнительного исследования.
До 1917 г. различные аспекты народного просвещения в указанный период исследовали Благовидов Ф.В.13, Айвазов И.Г.14, Папков А.А.15, Рункевич С.Г.16, Маврицвий В.А.17 Динамику развития можно также проследить по ежегодным отчетам обер-прокуроров и периодике, дающих интересный материал. В последнее время вопросы народного просвещения затрагивали в своих работах Римский С.В.18 и Полунов А.Ю.19
13 Благовидов Ф.В. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра II. Казань, 1891.
14 Айвазов И.Г. Церковные вопросы в царствование императора Александра III. М., 1914.
15 Папков А.А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870). СПб., 1902.
16 Рункевич С.Г. Русская Церковь в XIX веке. Исторические наброски. СПб., 1901.
17 Маврицкий В.А. Воскресные и праздничные внебогослужебные собеседования, как особый вид церковнонародной проповеди. Воронеж, 1880.
18 Римский С.В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999.
19 Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и Церковь в эпоху Александра III. М.: АИРО-ХХ, 1996.
История народного просвещения восходит ко времени крещения Руси, когда открыва-
20
лись первые христианские школы при приходских церквях и монастырях , однако исторические события, происходящие в стране в течение веков, вносили свои коррективы в их создание, развитие и становление.
Важно отметить, что еще до середины XIX века, а именно в 1836 г. определением Св. Синода первоначальное обучение «поселянских детей» вменялась в обязанность приходскому духовенству21. Так, до 60-х г. XIX века первоначальное обучение грамоте находились главным образом в руках духовенства. Священно и церковнослужители были почти единственными учителями в сельских школах22. Из своих скудных средств духовенством было открыто, а в последствии и поддерживалось множество народных школ, в которых они учили детей часто без всякого вознаграждения23. Таким образом, первыми деятелями в деле народного просвещения были, и в дальнейшем продолжали оставаться именно представители духовенства.
Необходимость народного образования во второй пол. XIX в. тесно связана с освобождением крестьян24 и другими преобразованиями, проводимыми в стране25. Важно отметить, что Александр II в Высочайшем Указе от 5 мая 1856 г. назвал народное образование «одной из самых важных» своих «государственных забот», залогом «будущего благоденствия нашей возлюбленной Родины»26. О том же говорили Александр III и Николай II27.
Поисками форм и методов народного просвещения были заняты как духовные так и свет-
28
ские лица . Вырабатывался тип народной школы. Но вот уже с конца 1861 г. стали раздаваться требования, чтобы церковно-приходские школы были переданы в ведение Министерства Народного Просвещения. Следствием чего и явились Высочайше Утвержденные 18 января 1862 г. временные правила, согласно которыми право открытия начальных народных школ предоставлялось как духовному ведомству, так и ведомству Министерства Народного Просвещения. А с
29
1864 г. земская реформа разрешала и земствам устраивать народные школы .
«Положением о начальных народных училищах» 1864 г. были утверждены «Губернские и Уездные Училищные Советы», которым было вменено в обязанность заведовать всеми начальными школами, организованными разными ведомствами и частными лицами. Согласно «Положению» образование и воспитание народа должно совершаться в духе, основанном на религиозных началах, и только при непосредственном участии духовенства в качестве преподавателей и наблюдателей за всеми народными школами30. Итак с начала 60-х г. в России действовали различные типы начальных школ.
Но и в дальнейшем не прекращались попытки оттеснить духовенство от народного образования31 и продолжались обвинения в светской печати православного духовенства в клерикализме32. Тогда как представители духовенства наоборот призывали оставить «сословную недоверчивость», взаимное предубеждение и объединить усилия всех сословий в
20 Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы. М.: ПСТГУ, 2006. С. 31-32; и др.
21 Благовидов Ф.В. Указ. соч. С. 11-12.
22 Благовидов Ф.В. Указ. соч. С. 4.
23 Айвазов И.Г. Указ. соч. С. 37-38.
24 Римский С.В. Указ. соч. С. 278-279.
25 Рункевич С.Г. Указ. соч. С. 153, С. 159; Об условиях успеха церковной проповеди в народе// Православное обозрение. 1862. С. 6-7, С. 28.
26 II ПСЗ, т. XXXI, отд. 1 № 30470 от 5 мая. С. 266-267.
27 Соболева Е.В. Организация науки в пореформенной России. Л., 1983.
28 Прибавления к Киевским Епархиальным ведомостям. 1861. № 2. С. 52; Московские Церковные Ведомости. 1873. № 26. С. 257; Смирнов В.З., проф. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в. М., Академия педагогических наук РСФСР. 1954. С. 14-18.
29 Айвазов И.Г. Указ. соч. С. 38.
30 Айвазов И.Г. Указ. соч. С. 39.
31 Рункевич С.Г. Указ. соч. С. 151; О положении духовенства в отношении к народному образованию// Православное обозрение. 1870. С. 239.
32 Айвазов И.Г. Указ. соч. С. 46, С. 50; Московские Епархиальные Ведомости. 1874. № 30. С. 318.
деле народного образования33. Духовенство, в свою очередь, защищалось от нападок светских писателей, обвиняло последних в неуважении к священному сану, в нарушении правил и обрядов, в незнании этих правил и т.д.34
Борьба проходила довольно остро35, что видно по официальным документам36. Всю вторую пол. XIX в. о начальном народном образовании говорили много, расходясь в суждениях диаметрально противоположно, но все, однако были согласны с тем, что, грамотность в России крайне низка, а особенно на окраинах37.
Однако не стоит говорить о конфронтации. Были примеры конструктивного подхода в
- 38
совместной деятельности разных сословий, сначала единичных, местного значения , а затем деятельности епархиального и даже всероссийского значения. Особенно плодотворной ока-
39
залось деятельность Обществ и братств, объединяющих и духовное и светское сословие39. Часть представителей светской печати соглашалась с духовной в том, что для крестьян необходимо образование, разумно соединенное с религиозными началами40.
Важно отметить, что развитие церковно-приходских школ в указанный период напрямую связано с делом восстановления приходов, ведь церковно-приходская школа содержалась преимущественно усилиями и средствами приходских священников. Здесь роль обер-прокурора Св. Синода Победоносцева К.П. несомненна.
Противники системы церковно-приходских школ указывали на то, что: 1) духовенство, обремененное требами и другими приходскими обязанностями не в состоянии исправно выполнять еще учительскую и законоучительскую обязанность - это обвинение опроверга-
33 Прибавления к Киевским Епархиальным ведомостям. 1861 г. № 1. стр. 42; Церковный Вестник. 1896. № 2. С. 46.
34 Папков АА. Указ. соч. С. 35.
35 Римский С.В. Указ. соч. С. 440-441.
36 25 мая 1874 года принято «Новое положение о начальных школах». По нему вся ученая часть в народных школах была передана в ведение Министерства Народного Просвещения, что отрицательно сказалось на существовании церковно-приходских школ - количество их резко сократилось. 12 июля 1879 года принято Положение Комитета министров, согласно которому «духовно-нравственное развитие народа» не может быть достигнуто без предоставления духовенству преобладающего участия в заведывании народными школами. 17 марта 1881 г. на заседании Комитета министров министр финансов обязался оказать финансовую поддержку народным школам, руководимым духовенством. Правительство выделило духовному ведомству на содержание церковно-приходских школ в 1883 г. 55 тыс. руб. Новый период в истории народно-образовательной деятельности духовенства начался с Высочайше Утвержденных 13 июня 1884 г. «Правил о церковно-приходских школах» и явился годом возрождения церковно-приходской школы. Начинается их государственное финансирование. С 80-х г. XIX в. до 1917 г. церковно-приходские школы являются одной из важнейших форм начального народного образования. С 1890 г. школы грамоты переданы в руки православного духовенства. 4 мая 1891 г. приняты «Правила о школах грамоты». Школы грамоты отныне существуют под защитой и руководством Православной Церкви. По циркуляру Министерства Народного Просвещения от 4 сентября 1891 г. духовному ведомству были подчинены и все воскресные школы для православного населения. По Указу 2-го Департамента Правительствующего Сената на имя обер-прокурора Св. Синода от 19 сентября 1895 г. за № 11752 сельским обществам предоставлялось право открывать у себя вместо существующей земской школы, школу церковноприходскую. Айвазов И.Г. Указ. соч. С. 40-69; Сумароков П., состав. Собрание правил, законоположений и распоряжений Святейшего Синода о церковно-приходских школах и школах грамоты. Вятка, 1899. С. 3, С. 84, С. 87; Римский С.В. Указ. соч. С. 444.
37 Московские Епархиальные Ведомости. 1873. № 2. С. 11; Московские Епархиальные Ведомости. 1873. № 26. С. 257; Церковный Вестник. 1896. № 43. С. 1415; Нарочницкий А.Л., академик, ответственный редактор книги. История народов Северного Кавказа (конец ХУШ-1917 г.). М., Наука, 1988. С. 510.
38 В Киеве образованные и материально достаточные граждане образовали общество для содействия православному духовенству в распространении грамотности между поселянами. Прибавления к Киевским Епархиальным ведомостям. 1861. № 1. С. 42.
39 Московское Общество Любителей Духовного Просвещения основано в 1863 году; в Петербурге Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви - 1881 год; в Киеве Общество распространения религиозно-нравственного просвещения - 1893 г.; Православное братство Св. князя Александра Невского во Владимире на Клязьме - 1879 г. и многие другие Общества и братства по всей стране. Членами Обществ часто были как духовные, так и светские лица. Инициатива создания по преимуществу принадлежит духовенству.
40 Папков А. Указ. соч. С. 123-125.
лось многовековой учительской деятельностью духовенства, хотя дополнительно учители были необходимы; 2) конфессиональность школ — в них не могут учиться дети раскольников и инородцев - также несостоятельное обвинение — в периодике сообщается об обучающихся детях раскольников и инородцев, что подтверждается приведенными цифрами41; 3) неподготовленность духовенства к педагогической деятельности42 — эта проблема решалась организацией воскресных школ при семинариях, проведением теоретических и практических заня-
43
тий по педагогике, что, несомненно, имело значение для семинаристов ; 4) односторонность образования самого духовенства, невежество многих сельских священников44 - проблемы в духовных школах, несомненно, были, но эти проблемы преодолевались, все же огульные обвинения всего духовенства надо признать не состоятельными; 5) отрицание в духовенстве нравственной связи с народом45, что не соответствовало Российской действительности.
Действительно же, просветители из духовенства сталкивались с различными проблемами как с местными, специфическими, так и с общими проблемами. К специфическим можно отнести следующие проблемы: 1) обширные мало заселенные приходы отдаленных епархий, где селения находились на значительном расстоянии друг от друга46; 2) необходимость организации школ для кочующего населения, ведь чем глубже в степь, тем меньше было школ, следовательно - пресса делала вывод - школа с учителем должна кочевать вме-
47
сте с аулом , но, к сожалению, не удалось найти документы, подтверждающих воплощение этих идей в реальности; 3) присутствие и активность в данной местности иных религий (ислама, буддизма и т.д.), иных конфессий и сект. Таким образом, успех внутренней миссии так же был связан и, отчасти, зависел от организации народной школы.
Общие для всех проблемы - выработка методов преподавания и другие содержательные вопросы решались на съезде законоучителей, устройством педагогических курсов, обсуждалась в печати, а проблема недостатка материальных средств48 частично решилась с началом государственного финансирования церковно-приходских школ в 1884 года.
Просветительская деятельность охватывала не только детей, но и взрослых. Вообще начало 60-х годов некоторыми авторами характеризуется всеобщим увлечением делом народного образования49. Просветительской деятельностью занимались разные организаторы. Светские люди, не оставшиеся в стороне от участия в просвещении простого народа, предполагали скорее общее образование. Результатом этой деятельности стали различные по содержанию лекции и чтения в разных городах России за символическую цену, а часто бесплатно для слушателей. Как пример можно привести некоторые сведения. Так в начале семидесятых годов в Санкт-Петербурге в «Соляном городке» были устроены по праздникам чтения из Священной истории, географии и естественных наук для слушателей из рабочих классов50. Профессоры и преподаватели Петербуржского университета читали публичные лекции по истории, словесности, ботаники, начальной физике, анатомии и др51.
Тогда же в Москве было устроено «общество попечения о рабочих», ориентированное на улучшение их быта в умственном, нравственном и материальном отношении. В «Славянском базаре» открылись публичные чтения по отечественной истории, «о народном здравии», естествознании и военной истории. В некоторых местах устроены и другие подобные
41 Церковный Вестник. 1896. № 15. С. 479; Московские Епархиальные Ведомости. 1898. № 11. С. 118-119.
42 Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М., Русская панорама, 2003. С. 123.
43 Благовидов Ф. Указ. соч. С. 364.
44 Папков А. Указ. соч. С. 34.
45 Киевские Епархиальные Ведомости. 1862. № 1. С. 226.
46 Ефимов А.Б. Миссионерство и роль Церкви в колонизации территорий. М., ПСТБИ, 1998. С. 16-17.
47 Церковный Вестник. 1896. № 15. С. 480-181.
48 Нарочницкий А.Л., академик, ответственный редактор книги. История народов Северного Кавказа (конец XVШ-1917 г.). М.: Наука, 1988. С. 511; Ефимов А.Б. Указ. соч. С. 17; и др.
49 Благовидов Ф. Указ. соч. С. 332.
50 Московские Епархиальные Ведомости. 1872. № 2. С. 16.
51 Журнал министерства народного просвещения. 1871. ч. 155, № 5, С. 71-72.
чтения . В то же время в Воронеже проходили публичные духовные чтения о христианской вере и нравственности, по библейской и церковной истории53.
Большим успехом у народа пользовались устроенные в здании Реального училища Харьковской комиссией народных чтений лекции исторические, литературные, религиозные, естественноисторические, сопровождавшиеся туманными картинами, а в некоторых случаях опытами. Комиссия также оказывала содействие при устройстве чтений в приходском училище, в Харьковском исправительном приюте, в казармах для солдат54.
Из казенных садовых заведений и сельскохозяйственных ферм Министерства Земледелия и Государственных имуществ осуществлялся льготный отпуск растений и семян для народных, духовных и других училищ с целью устройства при этих училищах садов, огородов, питомников, опытных полей для обучения учеников садоводству, огородничеству55, что позволяло расширить процесс обучения.
Таким образом, видно, что направления в деятельности народного просвещения были разнообразными по своему содержанию, но зарождались и продолжали действовать на начальных стадиях только в крупных городах. В многочисленных сообщениях периодики почти не указывались организаторы, но, судя по предлагаемой тематике, можно предположить, что эти светские люди, а по организации дела ясно, что они имели отношение к образованию, имели опыт. Обычно эта деятельность охватывала только неграмотные или малограмотные слои населения.
Однако духовно-нравственные беседы с туманными картинами, устроенные протоиереем Матросской богадельни о. Богоявленским, привлекали уже не только «простолюдинов», но и людей высших кругов из сокольнических и богородских дачников числом до по-
56
луторотысяч .
Начало 60-х г. было так же ознаменовано открытием воскресные школ для детей и для взрослых57. По программе обучения воскресные школы соотносились с приходскими училищами ведомства народного просвещения. В них преподавалось следующие предметы: Закон Божий, чтение и письмо на русском языке, арифметика, по мере необходимости рисование и черчение, но иногда по личному усердию учителей обучали истории, французскому и немецкому языку58.
Организовывали воскресные школы, преподавали в них представители различных социальных слоев - это и духовенство, светская интеллигенция, военная и университетская молодежь59. Закон Божий преподавали священники, с разрешения епархиального начальства также студенты духовных академий и воспитанники семинарий. Для воскресных школ не строили специальных помещений, организаторы находили приют в зависимости от условий -училищное здание, церковная сторожка, собственный дом и т.д.
52 Московские Епархиальные Ведомости. 1872. № 16.
53 Московские Епархиальные Ведомости. 1872. № 24. С. 170.
54 Отчет о народных чтениях за 1888/9 учебный год. Харьков, б/г. С. 1-16.
55 Сумароков П., составитель. Собрание правил, законоположений и распоряжений Святейшего Синода о церковно-приходских школах и школах грамоты. Вятка, 1899. С. 122.
56 Московские Епархиальные Ведомости. 1873. № 41. С. 392.
57 В 1858 году в Петербурге ремесленная управа ходатайствовала об открытии воскресных классов для мужчин-ремесленников. Первая воскресная школа была открыла в 1859 г. на частной квартире в Измайловском полку, но далее дело не увенчалось успехом. По всей справедливости считается, что первые воскресные школы общественного значения появились в 1859 г. в Киеве, обязаны своим происхождением профессору Университета Павлову и студенту Воронову, а так же попечителю учебного округа Пирогову, принявшего их под свое покровительство. Среди учителей выделялись студенты Университета Св. Владимира и студенты Киевской Духовной Академии. В 1860 г. воскресные школы появились уже «почти по всем городам России». Министерство внутренних дел издало в 1861 г. общие правила для воскресных школ. В конце 1862 г., после обсуждения в Совете Министров, воскресные школы были закрыты до выработки новых правил для них. С 1864 г. воскресные школы было разрешено открывать только под контролем духовенства - Рункевич С.Г. Указ. соч. С. 152; Прибавления к Киевским Епархиальным ведомостям. 1861. № 1. С. 43; и др.
58 Благовидов Ф. Указ. соч. С. 338-339.
59 Прибавление к Киевским Епархиальным ведомостям за 1861 г. 1861. № 1. С. 31, С. 43; Петербургский вестник. Литературный журнал на 1861 г. СПб., 1861. С. 14-15; Благовидов Ф. Указ. соч. С. 335.
О воскресных школах много писали, на них возлагали большие надежды, как на самые доступные и необходимые для беднейшего народа, но они имели не долгий век, т.к.
60
многие из светских учителей занимались пропагандой революционных идей .
Тем не менее опыт воскресных школ сослужил добрую службу — в некоторых приходах, где делом заведовали священнослужители, воскресные школы преобразовались в воскресные собеседования61. Воскресные школы для детей, где толковали Евангелие и объясняли богослужение для детей, стали посещать и взрослые62, что показывало необходимость образования и взрослых. В начале 60-х г., сразу же после закрытия воскресных школ во многих приходах стали быстро открываться воскресные беседы о предметах веры, объяснений дневных чтений из Евангелия и Апостола, чтения из жития Святых, истории Церкви63. Сначала разрозненные, затем все более организованные: с назначением постоянных пунктов, составлением расписаний, печатанием сборников с поучениями, печатанием в епархиальных ведомостях и распространение в со-беседовательных пунктах листков и брошюр «воскресных бесед».
Литература для составления проповеди и внебогослужебных бесед часто использова-
64
лась одна и та же. Но встречалось негативное отношение к печатанию проповедей и «воскресных бесед»65, так как: 1) способствует лености пастырей, освобождает их от необходимости составлять собственные проповеди и беседы - при загруженности духовенства приходскими заботами и сельскохозяйственными работами, особенно в сельских приходах о лености пастырей не приходится говорить; 2) мешает развитию самостоятельным проповедническим талантам, но, во-первых, не все ими обладали, а, во-вторых, издание и распространение готовых оттисков и сборников проповедей и «воскресных бесед» не связывали самостоятельность; 3) ослабляет силу влияния проповеди в народе, т.к. проповеди пишут большей частью городские пастыри, их проповеди не приспособлены к потребностям сельской паствы -этот тезис, видимо, приходилось учитывать, а также местные особенности, сословные запросы паствы и общественные события.
Повсеместно собеседования, почти так же, как и воскресные школы, проводились в
66
храмах, в церковно-приходских школах, в частных домах, а летом и в церковной ограде .
Это уже особая религиозно-нравственная деятельность преимущественно духовенства67. Как единичный случай можно отметить участие в религиозно-нравственных чтениях студентов Томского университета, что являлось исключением из общей практики68.
Внебогослужебные собеседования принципиально отличались от церковноприходских и воскресных школ, где учат письму, счету и Закону Божию, но рассматрива-
60 Воспитание. журнал для родителей и наставников. Том IX. 1861. № 1-6; Петербургский вестник. Литературный еженедельный журнал на 1861 г. № 1. 1861. СПб., С. 15; Там же. № 2. С. 37; Там же. № 12. С. 269; Смирнов
B.З., проф. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в., М., Академия педагогических наук РСФСР, 1954 г. С. 30; Маврицкий В. А. Указ. соч. С. 3; Луканин А., прот. Воскресные беседы// Руководство для сельских пастырей. журнал издаваемый при Киевской духовной семинарии. Т. 2 Киев, 1870.
61 В 1865 г. под покровительством Самарского преосвященного Герасима в Самарской епархии духовенством были открыты воскресные школы с миссионерскими противораскольническими целями. А затем воскресные школы были открыты и в других епархиях. С 1866-1867 гг. при семинариях для практики учащихся. - Рункевич
C.Г. Указ. соч. С. 152-153.
62 Руководство для сельских пастырей. Журнал, издаваемый при Киевской духовной семинарии. Том 2. Киев, 1870. С. 130.
63 В Москве проведение внебогослужебных собеседований было заявлено на 1917-1918 академический год, что позволяет предположить их проведение, по крайней мере, до конца 1917 г. - Московский Церковный Голос. 1917. № 36.
64 Руководство для сельских пастырей. Журнал, издаваемый при Киевской духовной семинарии. Том 2, Киев, 1870. С. 415.
65 Московские Епархиальные Ведомости. 1872. № 11, С. 56.
66 Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Св. Синода графа Д.А. Толстого по ведомству православного исповедания за 1870 г. СПб., 1871 г. С. 114; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1885 г. СПб., 1887. С. 133.
67 В проведении внебогослужебных собеседования участвовали священнослужители, церковнослужители, студенты Духовных Академий, реже семинаристы, учители, грамотные крестьяне.
68 Церковный Вестник. 1892. № 3 С. 42.
лись, как средство духовного просвещения продолжающие дело церковно-приходских школ для лиц, получивших в этих школах образование, и частично заменяющих образование для тех, кто в этих школах не учился69. Внебогослужебные собеседования, скорее, нравственное
70
воспитание , а не начальное образование. Видимо, это и есть ответ на насущные потребности времени, с учетом имеющихся материальных возможностей - все эти формы народного просвещения не исключали друг друга.
Тут несколько другие задачи и другие возможности. Внебогослужебные собеседования обычно организовывались по инициативе архиереев или священников, но в исключи-
71
тельных случаях - по инициативе прихожан .
Большое внимание проповеди и внебогослужебным собеседованиям оказывал обер-прокурор Победоносцев К.П.72. Так, в 1885 г. были введены дополнительные торжественные вечерни и собеседования по праздничным и воскресным дням, а в 1890 г. было предписано устраивать в каждом приходе вероучительные собеседования.
Расширение масштабов внебогослужебных собеседований по епархиям в 80-е гг. было связано с необходимостью исправлять последствия закона 1869 г. о сокращении приходов. Ведь результатом закрытия церквей стало охлаждение части крестьян к Православной Церкви, отпадение в раскол и секты73. Часто священники, чтобы отвлечь народ от безобразий на святках в своих приходах, приурочивали на святках вечерние собрания. Иногда преследовали определенные цели - миссионерские, направленные против раскола и сект, имеющие по-
74
лемических характер .
Однако в литературе встречаются критические высказывания по поводу организации собеседований. Так, в «Церковном Вестнике» сообщалось, что собеседования открыты в соотношении одна из десяти церквей, да и те открыты не в силу Указа Св. Синода75.
Хотя, действительно, не во всех храмах проводились внебогослужебные собеседования, вряд ли нужно негативно оценивать этот факт. Кратко показать организацию собеседований удобно на примере деятельности Московского Общества Любителей Духовного Просвещения, первому начавшему воскресные беседы76, и, к описываемому моменту уже накопило опыт их проведения (с 1866 г.). Собеседования ОЛДП проводились в нескольких храмах по заранее составленному и объявленному расписанию на академический год77, тематика бесед в разных местах могла быть различна и прихожане могли выбирать. Но принципиальные улучшения организации собеседований обычно были связаны с деятельным участием архиерея, как это было, например, в случае организации собеседований Московского ОЛДП и собеседований в Самарской епархии. К тому же, уже через несколько лет, в 1901 г. внебогослужебные собеседования велись
78
в большинстве приходов всех без исключения епархий . Вообще об успехе внебогослужебных
69 Всеподданнейший отчет обер-прокурора К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1894 и 1895 годы. СПб., 1898. С. 119.
70 Московские Епархиальные Ведомости. 1873. № 26. С. 257.
71 Уникальный пример чтений назидательных книг, пения церковного и духовных бесед самих прихожан на Юговском и Мотовилихинском заводах Пермской обл., устроенных до 60-х гг. После обедни собирались в частном доме, пели молитвы, псалмы, другие церковные песнопения, читали душеполезные книги, вели духовные беседы. Были протесты против устройства работы в воскресные дни - проводить воскресные дни следует соответственно. Но эти собеседования в частных домах встретили противодействие со стороны некоторых священников и полиции, заподозрив их в сектанстве. И священники взяли их под свое руководство. - Маврицкий В. А. Указ. соч. С. 25-28.
72 Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и Церковь в эпоху Александра III. М., АИРО-ХХ, 1996. С. 50-51; Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М.: Русская панорама, 2003. С. 222.
73 Айвазов И.Г. Указ. соч. С. 7; Римский С.В. Указ. соч. С. 527.
74 Маврицкий В. А. Указ. соч. С. 54.
75 Церковный вестник. 1891. № 28.
76 Соловьев И.Е. Общество Любителей Духовного Образования за двадцать пять лет своего существования (1863-1888).// Журнал министерства народного просвещения, СПб., 1889. С. 19.
77 Отчет о деятельности Общества Любителей Духовного Просвещения за 1886-87 год. М. 1888, С. 10; и др.
78 Всеподданнейший отчет обер-прокурора К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1901. СПб., 1905. С. 51.
собеседований можно судить по динамике увеличения количества епархий, в которых они проводились и по увеличению самих мест собеседований в епархиях.
Для привлечения внимания прихожан повсеместно вводилось общенародное пение, обычно раздавались листки и брошюры, а в редких случаях использовались туманные картинки. Успех преимущественно зависел от живой разговорной речи.
Духовенству, организовывавшему внебогослужебные собеседования, пришлось решать множество вопросов, как организационного характера, так и существенного.
Одна из общих проблем состояла в том, что священники и диаконы, при своем желании служить общественной пользе, были слишком робки в своих добрых начинаниях, слиш-
79
ком стеснены и запуганы разными формальностями . На первых парах только самые энергичные представители из среды духовенства начинали само дело.
Священники опасались отяготить народ беседами, возбудить ропот и недовольство прихожан своим нововведением, не надеялись встретить сочувствия в прихожанах, но проходило не более года и становилось ясно, что их сомнения были напрасными80. Смена настороженности и недоверия народа быстро проходила и сменилась вниманием и усердием.
Повсеместно отмечалась обоюдная польза: духовное сближение пастырей и пасо-81 82 мых , возможность пастырям узнать во всей полноте духовные нужды прихожан , часто
тематику бесед задавали прихожане. Народ отвлекался от праздного, а нередко и порочного препровождения времени в воскресные и праздничные дни83. Собеседования не подменяли, а помогали церковной проповеди - ведь проповедь ограничена местом и временем, прихожане не имеют возможности задать вопросы проповеднику. Собеседования же проходили в непринужденной обстановке.
Воздействие внебогослужебных собеседований не только поучительное, но и нравственное. С началом организации собеседований связывают благочестивое проведение народом воскресных и праздничных дней, без разгульных увеселений. Выступление против устройства рабочих дней в воскресные дни - воскресные дни нужно проводить в соответствии с
84
их святостью .
Трудности организации и проведения внебогослужебных собеседований были частично обусловлены местными особенностями. Например, сельские жители, являясь более, чем городское население однородным по духовным запросам, уровню образования, связанных общими интересами и проблемами, знающих друг друга - их проще собрать на собеседования даже и в частном доме. «Удобнее» миром выступить против пьянства, против увеселений в праздничные и воскресные дни, а все это являлось результатом собеседований. Но тут и свои трудности: у крестьян сезонный труд, который определяет возможные временные границы внебогослужебных собеседований и обучение в школе с конца полевых работ осенью до начала их весной, а так же отдаленность сел и деревень в одном приходе, крестьяне приходят за несколько верст, что трудно, особенно в непогоду при бездорожье.
В городе же нет единства сословия - прихожане: чиновники, купцы, мещане, домохозяйки, рабочие - люди с разным образованием, разными духовными запросами. В храме на церковной службе и собеседованиях могут присутствовать не постоянные прихожане. В городе несколько приходов - молодому священнику трудно решиться на новое дело, если до него в местности не завели собеседований. Но в городе, особенно крупном, проще с литературой, с пожертвованиями, на которые раздается литература.
79 Благовидов Ф. Указ. соч. С. 365.
80 Благовидов Ф. Указ. соч. С. 368-369.
81 Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого по ведомству православного исповедания за 1871 г. СПб., 1872. С. 84.
82 Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого по ведомству православного исповедания за 1873 г. СПб., 1874. С. 85.
83 Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого по ведомству православного исповедания за 1875 г. СПб., 1876. С. 137.
84 Маврицкий В. А. Указ. соч. С. 25.
Отмечалось, что лучше всего дело ведения собеседований было поставлено в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и Варшаве, там, где их организацией занимались специальные общества распространения религиозно-нравственного просвещения85.
Особым разделом народного просвещения являлось открытие школьных и народных читален, церковно-приходских и епархиальных библиотек86. Их организация являлась хорошим подспорьем и для представителей духовенства и для мирян.
Первоначальный количественный рост различных форм начального народного просвещения дал качественную переоценку явления. Духовенство сконцентрировало силы, энергию, свои возможности именно на религиозно-нравственном образовании.
Таким образом, из целого комплекса проблем влиявших на становление народного просвещения в период с сер. XIX в. до нач. XX в. можно выделить основные: 1) объективная необходимость просвещения простого народа, связанная с преобразованиями в стране, прежде всего экономического характера; 2) государственная политика сознавало важность уси-
87
ления религиозно-нравственного воспитания русского народа ; 3) высшая церковная власть уделяло внимание и способствовало развитию народного просвещения88; 4) особенно важно подчеркнуть внимание со стороны приходских священников.
Нужно было понять духовные запросы и потребности паствы и суметь удовлетворить
89
их - это и вызвало российское духовенство к усилению просветительской деятельности.
В ходе исследования представлялась определенная трудность с определением действительного числа мест, где внебогослужебные собеседования проводились и периода времени, особенно нижней границы. Иногда первое упоминание о собеседованиях в конкретной местности может звучать следующим образом: «в течение длительного времени около 10 лет», а до того ничего не сообщалось90.
Объем статьи позволяет только наметить основные проблемы, но не позволяет освятить весь комплекс проблем народного просвещения.
Неоспоримым фактом является принадлежность духовенству просветительных начал, оно же и в дальнейшем являлось передовым сословием в вопросах воспитания юношества и взрослых людей в идеях православного христианства.
85 Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1901 г. СПб., 1905. С. 53.
86 Церковный Вестник. 1896. №2. С. 35.
87 Айвазов И.Г. Указ. соч. С. 2.
88 Маврицкий В. А. Указ. соч. С. 15, С. 100; Извеков Н.Д., прот. Исторический очерк полувековой жизни и деятельности Московского Общества Любителей Духовного просвещения (1863-1913 г.). М., 1913. С. 146; Отчет Общества Любителей Духовного Просвещения за пятый год своего существования, читанный в торжественном собрании Общества, в Епархиальной библиотеке, 17 сентября 1868 года. М., 1868. С. 3; Московские Епархиальные Ведомости. 1873. № 41, С. 418; Московские Церковные Ведомости. 1898. № 11. С. 118-119; Киевские Епархиальные Ведомости. 1862. № 14. С. 487.
89 Айвазов И.Г. Указ. соч. С. 32.
90 Маврицкий В. А. Указ. соч. С. 54; Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Св. Синода графа Д.А. Толстого по ведомству православного исповедания за 1870 г. СПб., 1871. С. 116; Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Св. Синода графа Д.А. Толстого по ведомству православного исповедания за 1872 г. СПб., 1873. С. 80.