МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070
регионального компонента и краеведческого материала — важные условия успеха формирования толерантного самосознания школьников, что является одной из приоритетных задач общественных дисциплин.
Список использованной литературы:
1. Апанасюк Л.А. Проблемы этнокультурного воспитания и миграционные процессы // Альманах современной науки и образования. - Тамбов. - 2007. - №1. - С. 28-29.
2. Апанасюк Л.А. Преодоление проявлений ксенофобии в молодежной среде: социокультурный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №4 (120). - С. 284-287.
3. Апанасюк Л.А. Социально-культурная профилактика ксенофобии в студенческой среде: монография. -Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - 528 с.
4. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. - Калининград. - 2013. - №2. - С. 5-10.
5. Апанасюк Л.А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии и нетерпимости среди молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №11 (127). - С. 154-162.
6. Апанасюк Л.А. Алгоритм подготовки студентов-мигрантов к межкультурной коммуникации при преодолении ксенофобии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 2 (24). - С. 383-388.
7. Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. — №1. - 2004. — С. 18-25.
8. Апанасюк Л.А. Социально-политический аспект преодоления ксенофобии в современных условиях России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - №2 (28). - С. 145-148.
9. Никольский А.В. Историко-обществоведческое образование как фактор формирования толерантности. // Преподавание истории и обществознания в школе. — №5. - 2002. — С.60-62.
© Нугуманова З.А., 2016
УДК 37(091):281.9
О.С. Павлова
К.и.н., доцент кафедры истории Отечества и МПИ Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
г. Стерлитамак, Российская Федерация
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОДЪЕМА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА: НА ПРИМЕРЕ УФИМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
Аннотация
В статье рассмотрены основные тенденции развития системы духовного образования в начале XX века на примере Уфимской духовной семинарии сквозь призму анализа содержания неопубликованных материалов делопроизводства, фондов Национального архива Республики Башкортостан. Особое внимание автором уделено рассмотрению причин участия семинаристов в революционных событиях начала XX века.
Ключевые слова Уфимская губерния, Уфимская духовная семинария, реформа, устав.
Система духовного образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. была одной из важных составляющих нравственного и культурного развития общества. Духовенство всех вероисповеданий к концу XIX века было одним из самых грамотных сословий. Однако свидетельства источников и подтверждающие их исследования отмечают тот факт, что к концу века отмечено сокращение численности
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
данного сословия и падение престижа духовного образования в России. На наш взгляд, важным аспектом, позволяющим выяснить причины такого положения дел является изучение динамики повседневного уклада жизни учащихся духовных учебных заведений. В данном контексте исследовательский интерес представляет изучение данного вопроса на примере Уфимской духовной семинарии. Изучение этого вида учебных заведений представляет несомненный интерес с точки понимания причин и особенностей процесса трансформации системы сословного образования, сопровождавшегося серьезными изменениями в социальном составе учащихся, их повседневной жизни во внеурочное время, содержании учебных программ и т.д.
Реализация поставленной задачи стала возможной благодаря изучению широкого круга источников, хранящихся в фондах Национального архива Республики Башкортостан. Для темы нашего исследования особый интерес представляет Фонд И-112 (Уфимская духовная семинария), который содержит широкий круг источников, преимущественно делопроизводственного характера, изучение которых позволяет воссоздать целостную картину повседневной жизни учащихся Уфимской духовной семинарии в начале XX века.
К началу царствования Александра III в Российской империи насчитывалось 53 духовных семинарии и 183 духовных училища. Политический курс, избранный Александром III потребовал пересмотра академического устава, в том числе устава духовных училищ и семинарий. Новый Устав академий вступил в силу в 1884-1885 учебном году, а Устав семинарий - в 1885-1886 году. Согласно Уставу, семинарии и академии были открыты, как и прежде для лиц всех сословий. Высочайше утвержденным указом от 28 июля 1886 года в духовных семинариях утверждались самостоятельные штатные кафедры по преподаванию истории и обличению русского раскола и существующих в епархиях сект, сравнительного и обличительного богословия и т.д. Правительство было заинтересовано в привлечении собственных кадров к дальнейшей практике преподавания, поэтому активно этому содействовало и в нормативном плане. Так, вакансии преподавателей русского и церковно - славянского языков в первом классе училищ предлагалось замещать исключительно студентами семинарий [5, с. 576-578].
Однако следует отметить, что отношение в обществе к новым уставам было неоднозначным. Значительное число преподавателей академий к введению нового устава отнеслось отрицательно [7]. Больше всего нареканий вызывала отмена специализации, что не способствовало развитию научной работы. Было очевидно, что Устав 1884 года отказался от далеких перспектив и был нацелен не столько на научное образование будущего духовенства, сколько на подготовку политически и конфессионально благонадежного церковно-административного персонала, который должен был поставлять преподавателей для духовных учебных заведений среднего и низшего звена. Были отменены публичные диспуты при присуждении ученых степеней [6, с. 469].
Заметно усилилась критика в адрес уставов в период работы Предсоборного Присутствия в 1905-1906 гг. Сложившаяся система воспитания не отвечала насущным задачам времени и была не способна подготовить молодежь, захваченную веяниями эпохи, к предстоящему священническому служению. Помимо собственно воспитания учителя семинарий оказывались несостоятельными даже перед дидактическими задачами. Так, в специальном отношении Уфимской духовной консистории, направленном в Уфимскую духовную семинарию по результатам отчетов ревизий отмечалось, что учащиеся слабо знакомы с церковным уставом, молитвами и песнопениями и даже с славяно - церковным языком; также подчеркивалось, что встречаются случаи уклонения учащихся от богослужения или не благоговейное стояние при оном [1].
Также одной из причин падения престижа духовного образования стало распространение революционных идей, которое сопровождалось активным вовлечением учащихся семинарий, гимназий и университетов в общественно-политическую жизнь страны, особенно в 1905-1907 гг. Согласно свидетельствам докладной записки в Педагогическое собрание правления Уфимской духовной семинарии Архимандрита Андроника от 1905 года, отмечалось следующее: «Известно по слухам, что на бывшем минувшем летом съезде воспитанников разных духовных семинарий решено было с начала сего учебного года устроить всеобщую забастовку с целью добиться коренной реформы духовной школы. По всем признакам депутатов от наших воспитанников на этом съезде не было, но предположительно переписка между семинаристами была. Между тем, с самого 2 сентября начались действительно забастовки духовных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
семинарий по разным городам; семинаристы предъявляли петиции и прекращали занятия впредь до удовлетворения их требований.
В октябре по всей России началось революционное движение, только что кончившееся Высочайшим манифестом от 17 октября... Все это не осталось бесследным для наших воспитанников: замечено было брожение, оживленное обсуждение событий последнего времени, семинарских забастовок и их целей. 12 октября из города до меня и до О. Инспектора дошли слухи, что наши семинаристы получили письмо от пермских семинаристов, призывающих присоединиться к их совершившейся забастовке, что и наши семинаристы думают пристать ко всеобщему движению и добиваться своего. А в тот же день о. Серафим (преподаватель) подслушал в комодной комнате верхнего коридора сходку в 12 часу, но кажется уже расходившуюся: из обрывков слов можно было судить, что дело идет о семинарских петициях и забастовках. Чтобы предупредить начинавшуюся агитацию, я 13 числа после утренней молитвы сказал воспитанникам о распространяемых ими по городу слухах, чем они явно навлекают на себя неодобрение; выяснил, что реформа духовной школы на очереди, о ней рассуждают и в печати, и в духовно - школьных корпорациях, и на съездах духовенства; все это составит материал для всестороннего решения вопроса о школе на предстоящем Церковном Соборе; поэтому не дело учеников вмешиваться в такой вопрос, в котором они ровно ничего не понимают.» [3, л. 66].
Однако в условиях развития революционного движения, ректору Уфимской духовной семинарии стал известен факт существования в г. Уфе тайного школьного кружка, готовившего своих членов, в числе которых были семинаристы, к революционному движению. В связи с данными обстоятельствами на собраниях неоднократно обсуждался вопрос о возможном закрытии семинарии, до момента, пока не будет проведена реформа. На одном из таких собраний с участием родителей, ректор назвал причины низких баллов обучения семинаристов и отсутствие какого - либо раскаяния по этому поводу. Он отмечал, что недостатки следует искать в организации духовной школы, а также в деятельности революционных организаций [3, л. 70].
Шаги в решении данной проблемы правительством были предприняты в 1906 году, когда начались предварительные работы по общей церковной реформе. В связи с очередным волнением учащихся ряда семинарий, Учебный Комитет представил ректору Уфимской духовной семинарии экземпляр проекта нового устава, чтобы развеять ложные слухи [4]. В 1912 году, в циркуляре Учебного Комитета, адресованном правлению Уфимской духовной семинарии, отмечалось, что проект нового Устава духовных семинарий и училищ Святейшем Синодом одобрен [2]. Однако, несмотря на активное обсуждение данного проекта Устава на местном уровне, последний так и не был принят.
Таким образом, в условиях капиталистической трансформации, которая сопровождалась разрушением сословных границ российского общества, пример Уфимской духовной семинарии свидетельствует о том, что данный вид учебного заведения продолжал оставаться образовательным каналом трансляции корпоративных ценностей духовного сословия. Однако в условиях демократизации общественных отношений, ломки прежних сословно-корпоративных устоев разработка нормативных основ деятельности духовных учебных заведений характеризовалась противоречивостью и непоследовательностью действий.
Список использованной литературы:
1. НА РБ (Национальный архив Республики Башкортостан). Ф. И - 112. Оп. 1. Д. 16. Лл. 21 - 22.
2. НА РБ. Ф. И - 112. Оп. 1. Д. 132. Л. 2.
3. НА РБ. Ф. И - 112. Оп. 1. Д. 46.
4. НА РБ. Ф. И - 112. Оп. 1. Д. 87. Л. 15.
5. Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III. СПб., 1901.
6. Смолич И.К. История русской православной церкви. 1700 - 1917. В 2 Ч. Ч 1. М., 1996.
7. Филиппов Ю. Революционное движение и Духовные Школы России в конце XIX — начале XX веков // URL http://www.pravoslavie.ru/put/060411150717.htm (дата обращения 09.07.2016)
© Павлова О.С., 2016