УДК 342.9 © М. А. Бучакова, О. А. Дизер, 2018
Духовное и нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел
Бучакова Марина Александровна,
доктор юридических наук, доцент, начальник кафедры конституционного и международного права Омской академии МВД России Омск, Россия. е-mail: bm290163@mail.ru
Дизер Олег Александрович,
кандидат юридических наук, доцент, начальник научно-исследовательского
отдела Омской академии МВД России Омск, Россия. е-mail: dizer77@mail.ru
Вопросы духовного и нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел неразрывно связаны с формированием личности в целом. На мировоззрение оказывают воздействие не только существующие социальные институты в виде семьи, школы, образовательных учреждений правоохранительных органов, но и трансформация общественных отношений, проблемы в различных сферах жизнедеятельности общества. Актуальность проблематики возрастает в условиях глобализации общества, возникновения новых угроз и вызовов, возникающих в современном мире. Совокупность нравственных принципов есть сокровенная область человеческого существования, не допускающая и не терпящая прямого вмешательства в нее государственной власти. Однако это не означает, что государство не должно касаться этой сферы. Деятельность, осуществляемая органами публичной власти во взаимодействии с гражданским обществом по воспитанию и формированию поведения граждан, проводится в соответствии с определенными требованиями, включающими устранение последствий факторов, негативно влияющих на нравственную сферу личности.
Ключевые слова: органы внутренних дел; нравственное воспитание; патриотизм; формирование поведения.
Для цитирования: Бучакова М. А., Дизер О. А. Духовное и нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74). С. 34-37. DOI 10. 24411/1999-6241-2018-13006
Духовное и нравственное воспитание будущего сотрудника органов внутренних дел является составной частью формирования личности в целом. Становление сотрудника органов внутренних дел происходит в условиях функционирования конкретного государства. На формирование его мировоззрения оказывают воздействие не только существующие социальные институты в виде семьи, школы, специализированных учебных учреждений, но и трансформация общественных отношений, имеющиеся проблемы в различных сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, культурной и иных. Справедливо замечает А . А. Гогин: «Нравственность наиболее полно отражает уровень развития конкретной нации, народности, общества и государства, поскольку ее нормы складываются на протяжении многих веков под воздействием исторических, культурных, национальных, религиозных и иных условий. Выступая в качестве базового критерия правомерного поведения, указанные правила выполняют регулятивную, воспитательную и контролирующую функции» [1, с. 13].
Актуальность проблематики нравственного и духовного воспитания усиливается в условиях глобализации общества, развития системы Интернет и возникновения новых угроз и вызовов, возникающих в современном мире . Усиливающаяся международная напряженность, рост преступлений террористической и экстремистской направленности неразрывно связаны с воздействием на
мировоззренческие и нравственно-духовные устои, прежде всего, молодежи. Президент РФ В. В. Путин подчеркнул: «От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» 1 . В связи с этим проблемы формирования духовно-нравственных основ общества являются одним из важных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере духовных отношений Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 утверждена Стратегия национальной безопасности (далее — Стратегия), где приоритетным направлением государственной культурной политики России обозначено «укрепление и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей» 2.
Применительно к личности сотрудника органов внутренних дел устанавливаются повышенные требования к его нравственным качествам, что обусловлено характером выполняемых функций, необходимостью постоянного взаимодействия с населением, обязанностью обеспечивать защиту прав и свобод граждан На законодательном уровне установлены особые требования к сотрудникам, проходящим службу в органах внутренних дел, к их личным качествам. Одновременно сотруд-
1 URL: https://topwar. ru/18871-vladimir-putin-zadaetsya-voprosami-nravstvennosti-i-patriotizma-v-rossii.html (дата обращения: 15.01.2018).
2 Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» .
ники полиции добровольно возлагают на себя обязанность соответствовать предъявляемым требованиям, добросовестно исполнять установленные обязанности и соблюдать запреты. В частности, согласно ст. ст. 10, 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти 3 .
Как нами неоднократно отмечалось, честь, достоинство, репутация для сотрудника правоохранительных органов важные качества, которые выступают нравственными, этическими категориями. Нравственность, мораль, обладая качествами социально-правового феномена, характеризуют уровень развития социума, выступают объяснительной моделью поведения в обществе, основополагающей парадигмой цивилизационных процессов Они, будучи видами социальных норм, являются регуляторами общественных отношений [2; 3].
В российском законодательстве отсутствует определение понятий «нравственность», «мораль», «патриотизм», и в то же время несколько десятков федеральных законов регулируют вопросы, касающиеся нравственности. Следует согласиться с А. А. Гогиным в том, что «нравственность, ее нормы, выступая в качестве базового критерия правомерного поведения, выполняют регулятивную, воспитательную и контролирующую функции» [1, с 14]
В С Соловьев понимает нравственность как «действительный нравственный порядок, выражающий, безусловно, должное и, безусловно, желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому» [4, с. 281]. В С Нерсесянц, характеризуя мораль и нравственность, выделял в последней две составляющие: личностную, т. е. субъективное усмотрение субъекта по поводу определенного поведения и его этической оценки, и объективную, т е господствующую в социуме систему этических ценностей, норм и принципов [5, с. 39-40].
Нравственные устои человека, прежде всего, явления внутренней (духовной) жизни, однако они одновременно подвержены внешнему воздействию Государственные органы располагают лишь мерами внешнего воздействия, которые не могут быть средством влияния на нравственность индивидуума. При этом нравственность общества и государства зависит от нравственности отдельных индивидов, точно так же и нравственность конкретного человека зависит от нравственного состояния общества, в котором он находится
3 Там же .
Область нравственных принципов есть сокровенная область человеческого существования, не допускающая и не терпящая прямого вмешательства в нее государственной власти Но из этого не следует, что государство должно относиться к явлениям нравственной области с полным безучастием Наоборот, государство, стремящееся к решению разносторонних задач культурного развития, не может и не должно игнорировать общественную нравственность, уровень которой служит показателем большей или меньшей культуры данного общества. Деятельность, осуществляемая органами публичной власти во взаимодействии с гражданским обществом по воспитанию и формированию поведения граждан, проводится в соответствии с определенными требованиями, включающими и устранение последствий факторов, негативно влияющих на нравственность
По мнению известного дореволюционного ученого И . Е . Андреевского, обеспечение необходимых условий нравственного воспитания может быть достигнуто с помощью деятельности государства, а именно следующих ее направлений:
1) надлежащая политика, осуществляемая правительством;
2) правительственный надзор за воспитанием малолетних;
3) устранение с помощью правительственных и общественных мер соблазнов, вредящих чистоте нравов;
4) принятие мер для исправления таких малолетних, которые в безнравственных или преступных поступках проявили слабое нравственное развитие и должны пройти надлежащую школу нравственности [6, с. 6].
Одна из главных задач государства — обеспечение условий нравственного благосостояния общества В связи с этим важным является «создание духовной среды, способствующей гуманизации общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности человека» [7, с. 196]. Государство не в состоянии оказывать прямое воздействие на индивидуальную нравственность, поэтому оно и не может брать на себя задачу нравственного воспитания своих граждан при помощи принудительных мер Но оно вполне может оказывать косвенное воздействие на нравственность, влияя, с одной стороны, на ее факторы, с другой — на внешние проявления нравственных принципов Нет сомнения, что одним из важнейших факторов нравственного развития индивидуума служат условия его воспитания и образования; следовательно, содействуя широкому развитию воспитательных и образовательных учреждений, государство этим самым может содействовать нравственному воспитанию народа Внутренние нравственные принципы выражаются во внешних поступках, действиях, и именно внешние проявления нравственности или безнравственности вполне доступны воздействию государства [8, с 287-288]
Деятельность полиции основана на нравственных принципах — гуманизма, законности, справедливости,
Psychopedagogy т Law Е^огсетеп'!', 2018, № 3(74)
35
объективности, что порождает определенные требования к личным качествам сотрудника, необходимым в его профессиональной деятельности Представляя публичную власть, полицейский постоянно находится в тесном контакте с членами гражданского общества В достаточной мере результативность деятельности полиции определяется эффективностью такого взаимодействия, основу которого составляет уровень доверия населения к власти [9].
В формировании личностных качеств, которыми должен обладать сотрудник органов внутренних дел, значительная роль отводится системе образования, составной частью которой выступает воспитание Большое значение придается патриотическому воспитанию — одной из составляющих духовного, нравственного воспитания Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 принята государственная программа «Патриотическое воспитание», где выделяется несколько его направлений Это духовно-нравственное (подразумевает и достойное служение России), гражданско-патриотическое (предполагает появление и укрепление «гордости за сопричастность к выдающимся деяниям предков и их традициям») и военно-патриотическое воспитание (включает в себя увековечение памяти о воинах и гордость за вооруженные силы РФ) Все перечисленные направления патриотического воспитания входят в блок духовно-нравственных ценностей . Об этом свидетельствует текст программы: «Совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию включает в себя: содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга» В современных условиях особый характер приобретает воспитательная работа среди будущих сотрудников органов внутренних дел, направленная на формирование патриотических качеств .
В ноябре 2017 г. в Госдуму был внесен законопроект о патриотическом воспитании в РФ . В данном документе понятие «патриотизм» определяется как «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества», а Отечество — это «Россия, родная для че-
ловека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации» 4. Несмотря на противоречивые отзывы об этом законопроекте, ценность представляет терминологическое обоснование названных категорий, позволяющее использовать их в практической деятельности подготовки сотрудника органов внутренних дел
В целом нравственно-духовные ценности становятся значимым фактором государственного развития [10, с. 17]. Утверждение Стратегии, а также принятие государственной программы патриотического воспитания, безусловно, влечет понимание общественной нравственности и осознание ее как основополагающей идеи, выступающей в роли некоего фундамента, необходимого условия дальнейшего гармоничного развития государства и общества, способствующего развитию толерантности, миролюбия, культуры межнациональных отношений . Что касается сотрудников органов внутренних дел, то высокие нравственные начала, включающие такие качества, как порядочность, честность, самоотверженность, готовность прийти на помощь, должны быть их отличительными свойствами. Нравственное и духовное воспитание — обязательная составляющая образовательной деятельности, в том числе и в системе МВД России [11, с. 3].
Список литературы
I. Гогин А. А. К вопросу о защите нравственности как фундаментальной социальной ценности // История государства и права. 2015 . № 13 . С 14-18 .
2 . Бучакова М. А., Дизер О. А. Категория нравственности как объект правового регулирования: теоретические вопросы // Алтайский юридический вестник. 2017 . № 18 . С. 19-22 .
3. Бучакова М. А., Дизер О. А. Правовая защита чести и достоинства сотрудника органа внутренних дел // Деятельность правоохранительных органов в совеременных условиях : сб . мат-лов XXII междунар . науч . -практ. конф. : в 2 т. Иркутск, 2017. Т. 2 . С 118-121.
4. Соловьев В. С. Оправдание добра // Соч .: в 2 т. М. , 1988. Т. 1. 892 с.
5 . Нерсесянц В. С. Право в системе социальной регуляции (история и современность). М . , 1986. 63 с .
6. Андреевский И. Е. Полицейское право . СПб . , 1876. Т. 2. 727 с .
7 . МиролюбоваЛ. Р. Проблемы духовного кризиса России и пути выхода из него // Вестник Поволжской академии государственной службы . 2010 . № 4(25). С. 196-198.
8 . Дерюжинский В. Ф. Полицейское право . СПб . , 1903. 499 с.
9 . Бучакова М. А., Дизер О. А. Защита чести и достоинства, деловой репутации сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 16-17.
10 . Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности . М. , 1974. 157 с .
II. Аплетаев М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения . Омск, 1998. 256 с .
Поступила 25.12.2017
4 URL: http:gazeta.ru/social/2017/11/15/10988072. shtml (дата обращения: 30.12.2017).
UDC 342.9
Law Enforcement Officers' Spiritual and Moral Education
Marina A. Buchakova,
Doctor of Sciences (Law), Associate-Professor, Chief of the Constitutional and International Law Department, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs Omsk, Russia. е-mail: bm290163@mail.ru
Oleg A. Dizer,
Candidate of Sciences (Law), Associate-Professor, Chief of the Science and Research Department, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs Omsk, Russia. е-mail: dizer77@mail.ru
Issues of spiritual and moral education of law enforcement officers are closely connected with the formation of a person as a whole. The world outlook is influenced not only by existing social institutions such as family, school, law enforcement educational institutions, but also by transforms of social relations and problems in different spheres of life activity of the society. The relevance of the problem increases under globalization of the society, new threats and challenges arising in the modern world. The sphere of moral principles is the innermost area of human existence which neither allows nor bares direct interference from the state government. However, it does not mean that the state must not interfere in this sphere. Public authorities activity related to interaction with the civic society aiming to educate and form citizens' behaviour is performed according to certain requirements including elimination of consequences of factors which negatively influence personal moral sphere.
Keywords: law enforcement agencies; moral education; patriotism; forming behaviour.
Citation: Buchakova M. A., Dizer O. A. Law Enforcement Officers' Spiritual and Moral Education. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(74), 2018. P. 34-37. DOI 10. 24411/1999-6241-2018-13006
References
1. Gogin A . A . To the Issue of Protecting Morality as a Fundamental Social Value . State and Law History. No . 13, 2015 . Pp. 14-18 . (In Russ. )
2. Buchakova M . A. , Dizer O . A . Category of Morality as the Object of Legal Regulation: Theoretical Issues. Altai Law Journal. No . 18, 2017. Pp. 19-22 . (In Russ. )
3 . Buchakova M. A . , Dizer O . A . Legal Protection of a Law Enforcement Officer Honour and Dignity. Materials of the 22nd International Science-to-practice Conference. In two volumes. Irkutsk, 2017. Pp. 118-121. (In Russ.)
4. Solovyev V S . Justification of Good. In 2 volumes . Vol. 2 . Moscow, 1988. 892 p . (In Russ . )
5 . Nersesyants V. S . Law in the System of Social Regulation (History and Present) . Moscow, 1986. 63 p . (In Russ . )
6 . Andreevsky I . E . Police Law. St Petersburg, 1876. Vol. 2. 727 p. (In Russ. )
7 . Mirolyubova L. R . Problems of Spiritual Crisis in Russia and Solutions to it . The Bulletin of the Volga Region Academy of Public Service. No. 4(25), 2010. Pp. 196-198. (In Russ.)
8 . Deryuzhinsky V. F. Police Law. St Petersburg, 1903. 499 p . (In Russ . )
9 Buchakova M A , Diezer O A Protection of Honour, Dignity and Professional Reputation of Law Enforcement Officers Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(70), 2017. Pp. 16-17 . (In Russ. )
10 . Guseynov A . A. Social Nature of Morality. Moscow, 1974. 157 p. (In Russ. )
11. Apletaev M. N . System of Cultivating Moral Person in the Course of Studies. Omsk, 1998. 256 p . (In Russ . )
Submitted 25.12.2017
Psychopedagogy in Law Enforcement, 2018, № 3(74)
37