Гинатулина О. А., Покрышкина М. С. Духовно-нравственные ценности российского общества как фактор безопасности (на примере творчества В. М. Васнецова) // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 1 (79). C. 187-191.
Ginatulina O. A., Pokryshkina M. S. Moral values of Russian society as a security factor (on the example of creativity of Viktor Vasnetsov). Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 1 (79). Pp. 187-191. (In Russ.).
УДК 75.011.2
О. А. Гинатулина, М. С. Покрышкина
Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Пермь, Россия
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА В. М. ВАСНЕЦОВА)
Гинатулина Ольга Аминовна - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, лейтенант внутренней службы.
E-mail: kylikbitva@mail.ru
Покрышкина Мария Сергеевна - курсант учебно-строевых подразделений, рядовой внутренней службы.
В статье показывается, что интерес к культурным традициям родной страны может выступать фактором безопасности российского общества. Рассматривается это утверждение на примере В. М. Васнецова, значение творчества которого для русской культуры неоценимо. Художник, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой «символ веры» через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современников, в окружающую жизнь.
Ключевые слова: В. М. Васнецов, художник, Вятка, богатыри, русская культура, образ Богоматери.
O. A Ginatulina, M. S. Pokryshkina
The Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Perm, Russia
MORAL VALUES OF RUSSIAN SOCIETY AS A SECURITY FACTOR (ON THE EXAMPLE OF CREATIVITY OF VIKTOR VASNETSOV)
Ginatulina Olga A. - Candidate of Philosophical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Lieutenant of Internal Service.
E-mail: kylikbitva@mail.ru
Pokrishkina Maria S. - Cadet, Private.
The article shows that interest in one's cultural traditions can be a factor of Russian society's security. Especially, if you turn to such great artists as Viktor Vasnetsov, whose value of creativity is
© Гинатулина О. А., Покрышкина М. С., 2018
invaluable for Russian culture. The artist, passionately searching for the aesthetic and moral ideal in the national character of the Russian people, in his spiritual traditions, managed to carry his "symbol of faith" through all the creative work, persistently introducing it into the consciousness of modern society, into the surrounding life.
Key words: Viktor Vasnetsov, artist, Vyatka, bogatyrs, Russian culture, the image of the Mother of God.
Духовно-нравственные ценности формируют уклад жизни общества и служат основой национальной безопасности. Эти ценности передаются от отцов к детям, формируя тем самым непрерывный континуум культурных ценностей, выступающих важным фактором социализации личности и связи поколений. Нарушение данного процесса ведет к торможению общественного развития. Духовное наследие нашего народа очень велико и бесценно: гениальные картины русских художников, просвещенные лики икон, великолепные произведения писателей и поэтов, воспевающих красоту и богатство нашей Родины, памятники культуры и заповедные места России, праздники и традиции христианства, сказы, предания, былины.
Среди мастеров, оставивших значительный след в истории русской культуры, выделяется Виктор Михайлович Васнецов. Он жил в переломные для России времена; всё его творчество - попытка сформировать идеал национальной красоты и следовать ему, чтобы избежать катастрофы, которую предчувствовали многие [1].
В. М. Васнецов родился 3 мая (15 мая по новому стилю) 1848 г. в с. Лопьял Вятской губернии в семье священника. Все его деды и прадеды были священниками, служа верой и правдой народу, неся ему свет, знания, надежду [5, с. 3]. Все поколения мальчиков Васнецовых, обучались в духовном училище и духовной семинарии.
Огромное влияние на мировоззрение художника оказали детские наблюдения за уникальной природой края. И таежные глухие леса, и в то же время раздольные равнины, холмики и перелески - все это таило в себе магию. Невозможно было не впитать это и не выразить в творчестве. Дополнялись детские впечатления от природы русскими сказками и былинами.
«Витязь на распутье» (1882), «Ковер-самолет» (1880), «Аленушка» (1881) воспевают поэтическую красоту русского фольклора. Картина «Аленушка» была самым любимым произведением мастера. «Картина как будто давно жила в моей голове, - рассказывал В. М. Васнецов, - но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах. Каким-то особым духом веяло от нее» [1, c. 10]. Появление этой картины выступает свидетельством того, что художник нашел совершенно иной подход к изображению героев русского фольклора: он превратил их в реальных героев, наделил глубиной психологических переживаний, тем самым заставив зрителя поверить в подлинность их чувств.
Самое знаменитое произведение Васнецова - «Богатыри» (1881-1898). В центре картины изображен Илья Муромец, который является воплощением силы, а сила эта ассоциируется с русской землей. У Добрыни Никитича меч - древний символ доблести и чести. Третий богатырь, Алеша Попович, моложе своих товарищей, на его выразительном смуглом лице просматривается что-то тонкое, поэтическое и задорное. В. М. Васнецов настолько глубоко проник в дух русских былин, что сейчас трудно представить богатырей по-другому [10]. Художник признавался: «"Богатыри" были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...» [1, с. 14]. «Богатыри» - это символ воинской темы, выражающий мощь русского народа. Художнику удалось объективировать ментальный
образ богатырей, прослеживавшийся в общественном сознании, вот почему эта картина производит такое сильное впечатление на зрителя.
В. М. Васнецова называли истинным богатырем русской живописи. Причина тому -не банальное изображение богатырей на картинах, а ассоциация творчества художника в умах населения с мощью, созданием нового направления в искусстве, связанного с национальной идеей [4].
Особенностью русской культуры является религиозная направленность, которая на протяжении веков проявляла себя по-разному, в большей или меньшей степени, но никогда не угасала. Конец XIX в. отмечен активным интересом к национальным корням и, как следствие, возрождением отечественных традиций [3].
Жизнь и творчество В. М. Васнецова тесно связаны с православием и православным искусством. Неслучайно в «Автобиографии» 1924 г. художник написал: «Религиозной живописью я занимался и ранее, еще до Академии». Будучи учеником низшего отделения семинарии, в 14 лет он на доске написал икону «Благословение детей», которая висела в комнате правления Духовного училища [6]. Еще обучаясь в Петербургской Академии художеств, Виктор Михайлович написал первый эскиз «Богоматери с младенцем». По убеждению В. Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим для тех и других могло стать возрождавшееся церковное искусство, доступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы [2].
В 1882 г. в Киеве закончилось строительство Свято-Владимирского собора, длившееся двадцать лет. Встал вопрос о внутреннем оформлении собора, его росписях и интерьерах. В 1885 г. на эту работу был приглашен В. М. Васнецов. Росписи Владимирского собора были первой и самой масштабной работой Васнецова в области религиозного искусства. Два года ушло у художника только на центральную фигуру Богородицы. Колоссальная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого света в верхней половине алтарной апсиды, господствовала над всем пространством нефа. Мать идет с младенцем к людям. В ее душе великий покой и прощение. Всем, кто видит ее, она внушает веру в духовные силы: всё может пережить человек и остаться человеком, потому что есть Свет, Добро и Любовь.
Идея образа Богородицы возникла у художника весенним вечером на даче. В. М. Васнецов был поражен образом своей супруги с сыном на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. И Васнецов подумал, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем такими, как дорогие ему люди. Богородицей ее назвал русский народ. Мадонной - европейские народы. Ее образ писали русские иконописцы, прославляли в картинах великие и безымянные живописцы Италии, Франции, Германии, всех христианских стран. В. М. Васнецов не повторил никого [7, с. 79]. С простотой и человечностью воплотил художник в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность - национальный тип русской красоты. Недаром Богоматерь В. М. Васнецова стала одним из любимейших образов. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX - начале ХХ в.
В. М. Васнецов был воодушевлен своей миссией, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Собор не отапливался, работать приходилось в холоде, к тому же художник несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В. М. Васнецова принадлежат пятнадцать композиций и тридцать отдельных фигур. За весь период работы он расписал около 2 840 кв. м. Журнал «Мир искусства» писал о соборе: «С Владимирским собором можно не соглашаться, но с ним надо считаться как
со значительным художественным произведением и выдающимся памятником современного русского религиозного сознания» (цит. по [2]).
По окончании работ художнику было присвоено почетное звание профессора живописи. В 1893 г. он был избран действительным членом Императорской Академии художеств. О нем начали говорить и писать как о «религиозном гении» в русской живописи и анализировать, каков был его «путь к свету» [3].
В. М. Васнецов скончался в 1926 г. на 79-м году жизни от разрыва сердца, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, которая ищет божественную красоту и правду и обретает покой только на небесах.
Он был преданным сыном своего народа, страстно любил историю родной страны и гордился ею. Пронеся через все свое творчество великую, беззаветную любовь к русскому народу, к его самобытному и одухотворенному творчеству, мастер настойчиво внедрял эту любовь в сознание современного общества, в окружающую его жизнь. Он хотел полноты выражения красоты, мощи и смысла настоящего и прошлого русского народа. Связь с родной землей, в недрах которой может зародиться духовное единение русского народа, выводя его на путь спасения, и есть главный итог, главное наследие великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1, принятой в декабре 2015 г., одним из приоритетных национальных интересов является «сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Вятский художественный музей, расположенный в г. Кирове, один из старейших музеев России (основан в 1910 г.). Идея создания музея принадлежит уроженцам Вятской земли Виктору и Аполлинарию Васнецовым. Коллекция музея сегодня - это более 20 тыс. произведений графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Музей не только хранит и собирает произведения искусства, но и, продолжая традиции своих предшественников, активно участвует в современной жизни города, вносит свой вклад в возрождение и развитие отечественной культуры [8].
Каждый год в Кировской области проходит традиционный всероссийский «Васне-цовский пленэр». В нем принимают участие известные российские художники из разных уголков страны. Каждый из них передает в дар произведения, созданные на пленэре, для пополнения фондов Вятского музея и его дальнейшей выставочной деятельности.
Таким образом, культурное наследие великого русского художника позволяет гражданам осознать мощь своего государства, почувствовать свои исторические корни, единство происхождения и ценности сильного общества в будущем.
Библиографический список
1. 50 художников. Шедевры русской живописи: еженед. изд. Вып. 3: Васнецов. М.: Де Агос-тини, 2010. 31 с.
2. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Росписи Владимирского собора, г. Киев // О художниках и картинах: [сайт]. URL: http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/sobor0.html (дата обращения: 17.03.2018).
3. Гусакова В. О. Церковная живопись конца XIX - начала XX вв. Виктор Васнецов и его последователи [Электронный ресурс]: дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2004. URL: http://www.dissercat.com/content/tserkovnaya-zhivopis-kontsa-xix-nachala-xx-vv-viktor-vasnetsov-i-ego-posledovateli (дата обращения: 17.03.2018).
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
4. Данилова К. Поэтичный мир образов и национальные мотивы в творчестве Васнецова В. М. // Знак качества: образовательный портал. 2010. URL: http://znakka4estva.ru/dokumenty/kultura-i-ikusstvo/poetichnyy-mir-obrazov-i-nacionalnye-motivy-v-tvorchestve-vasnecova-v-m/ (дата обращения: 15.03.2018).
5. Зворыгин Л. И., Городилов В. А. Васнецовские тропинки. Возрождение села Ошеть. Киров: Киров. обл. тип., 2016. 95 с.
6. Киселева Г. Неизвестный Виктор Васнецов / ELENA_SEM // LiveJournal: [сайт]. URL: https://elena-sem.livejournal.com/421842.html (дата обращения 17.03.2018).
7. Кудрявцева Л. С. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы: повесть. М.: Дет. лит., 1991. 111 с.
8. Страницы истории // Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых: [сайт]. URL: http://kirov-artmuzeum.ru/stranitsyi-istorii.html (дата обращения: 14.03.2018).
9. Художники рода Васнецовых: каталог выставки к 150-летию В. М. Васнецова, 15 мая -15 июня 1998 г. М., 1998. 14 с.
10. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. М.: Аванта+, 1999. С. 388-390.