Научная статья на тему 'Духовно-нравственные и просветительские аспекты врачебной деятельности в области инфекционных болезней'

Духовно-нравственные и просветительские аспекты врачебной деятельности в области инфекционных болезней Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
426
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL MEDICAL EDUCATION / ДУХОВНОНРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВРАЧА / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE DOCTOR / НРАВСТВЕННОПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВРАЧА / MORAL EDUCATION ACTIVITIES OF THE DOCTOR / ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ / INFECTIOUS DISEASES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудрявая Наталья Владимировна, Зорин Константин Вячеславович

В статье показана важность духовных и этических аспектов в образовании и деятельности врача-инфекциониста. В учебном процессе и просветительской работе он должен опираться на передовые педагогические технологии и традиционные нравственные ценности. Работа с различными слоями населения требует повышения духовно-нравственной культуры врача, занимающегося лечением и профилактикой инфекционных болезней, а также реабилитацией пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual, moral and educational aspects of medical practice in the field of infectious diseases

In the article the importance of spiritual and ethical aspects in education and practice of infectious diseases specialists is shown. In the educational process and educational work he should build on advanced educational technologies and traditional moral values. Working with diverse social groups requires increasing of spiritual and moral culture of infectious diseases specialists for prevention and treatment of infectious diseases as well as for rehabilitation of patients.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные и просветительские аспекты врачебной деятельности в области инфекционных болезней»

■НЕПРЕРЫВНОЕМЕДИЦИНСКОЕОБРАЗОВАНИЕ

Духовно-нравственные и просветительские аспекты врачебной деятельности в области инфекционных болезней

Н. В. Кудрявая, К. В. Зорин

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

В статье показана важность духовных и этических аспектов в образовании и деятельности врача-инфекциониста. В учебном процессе и просветительской работе он должен опираться на передовые педагогические технологии и традиционные нравственные ценности. Работа с различными слоями населения требует повышения духовно-нравственной культуры врача, занимающегося лечением и профилактикой инфекционных болезней, а также реабилитацией пациентов.

Spiritual, moral and educational aspects of medical practice in the field of infectious diseases

N. V. Kudryavaya, K. V. Zorin

A.I. Evdokimov Moscow State Medical and Dental University

Ключевые слова:

профессиональное

медицинское

образование, духовно-

нравственная

культура врача,

нравственно-

просветительская

деятельность врача,

инфекционные

болезни

In the article the importance of spiritual and ethical aspects in education and practice of infectious diseases specialists is shown. In the educational process and educational work he should build on advanced educational technologies and traditional moral values. Working with diverse social groups requires increasing of spiritual and moral culture of infectious diseases specialists for prevention and treatment of infectious diseases as well as for rehabilitation of patients.

Keywords:

professional medical education, spiritual and moral culture of the doctor, moral education activities of the doctor, infectious diseases

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НРАВСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ

Педагогические технологии активно используются не только в образовании, но и в просветительской деятельности врача. Они нацелены на информирование, овладение соответствующими знаниями, умениями, навыками и являются основой для разработки обучающих программ для разных адресных групп. А психологические технологии направлены на личностный рост, формирование здо-ровьесберегающей мотивации и системы ценностей.

Нравственно-просветительская работа нередко проводится в форме коммуникационных программ, продвигающих идеи здоровья и здорового образа жизни. Особое значение приобретают стратегии, предлагающие людям необходимые сведения, формирующие позитивные настроения в общественном мнении, создающие базу для понимания актуальных проблем и т.п. Участие в любых просветительско-профилактических программах требует от специалиста в области инфекционных болезней и эпидемиологии глубокого понимания и реализации следующих общих положений:

■ формирование отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей как к важной социальной ценности;

Н.В. Кудрявая, К.В. Зорин

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ АСПЕКТЫ ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБЛАСТИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

■ выработка умений и навыков безопасного, ответственного и самосохранительного поведения;

■ умение противостоять саморазрушительным формам поведения;

■ закрепление гигиенических и санитарных навыков и привычек;

■ приобщение к разумной физической активности и эмоциональной разгрузке, рациональному режиму бодрствования, сна, питания, закаливания, работы, отдыха и т.п. [1].

Примером коммуникационной программы международного уровня служит программа ВОЗ по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции и СПИДа. Ее цели - информирование об опасности ВИЧ-инфекции, путях заражения и способах профилактики, предупреждение и уменьшение последствий ВИЧ-инфекции для отдельных лиц и общества в целом, снижение чувства страха у населения и выработка адекватного отношения к инфицированным. Задачи программы: поощрение поведения, снижающего риск передачи инфекции; обучение медиков правилам работы с кровью и инструментарием; разъяснение потенциальным родителям степени риска внутриутробного заражения плода и т.д. Профилактика ВИЧ/СПИДа предусматривает мониторинг представлений людей, оценку информированности в отношении угрозы заболевания и использование самых свежих научных сведений.

В зависимости от времени воздействия профилактические программы бывают постоянно, систематически или периодически действующими. По целевой направленности и технологиям выделяют программы когнитивного (познавательного), личностного и поведенческого обучения, а также формирования социальных альтернатив. В соответствии с целевой аудиторией различают общественные и мультикомпонентные программы, сфокусированные на школе или семье [2].

Итак, на уровне общественного здравоохранения нравственно-просветительская работа требует участия врачей-инфекционистов и эпидемиологов в различных программах, продвигающих идеи здорового образа жизни. А уровень персонального общения с пациентом предполагает, что врач владеет тактикой ведения тематических бесед.

Реализация любой коммуникационной программы включает разработку материалов, выбор каналов общения и формы проведения мероприятия. Внимание уделяется не только смыслу и техническим приемам передачи информации, но и психолого-педагогическим моментам. Успешность во многом обусловлена умением ведущего четко направлять и контролировать ход учебно-профилактического занятия, устанавливать спокойные доверительные отношения со слушателями и общаться с аудиторией. Все это приходит с опытом, но, конечно, необходимо соблюдать и некоторые правила.

Важно заранее продумать и составить сценарий (план) проведения просветительского занятия, четко обозначить смысловые акценты и подать тему привлекательно, учитывая особенности аудитории. Так, яркий плакат, не содержащий серьезной информации, столь же неэффективен,

как и информативный, но неброский банер. Большое значение имеют эмоционально убедительные и достоверные текстовые дополнения, раскрывающие основную мысль. Например, для работников здравоохранения достаточно убедительны данные статистики, а для подростков - описание опыта их сверстников.

Чтобы обмен мнениями не выходил за рамки темы или регламента, уже в начале встречи обговаривают ограничения по времени, количеству вопросов и пр. Необходимо добиться понимания и удержать внимание слушателей на протяжении всего сообщения. Этому содействуют интересные и яркие примеры, иллюстрации, презентации. Нужно подбадривать участников обсуждения, чтобы у каждого возникали собственные мысли, вопросы и пожелания, поощрять желание делиться соображениями по поводу услышанного и предоставлять возможность высказаться.

Если кто-то говорит нечто, не совпадающее с установкой занятия, можно отреагировать примерно так: «Многие согласились бы с вами, однако известно, что...». Тогда собеседник будет избавлен от чувства страха, смущения и вины за неправильный ответ или неумный вопрос. Надо обязательно комментировать неверные высказывания, но корректно и доказательно. И не забывать благодарить за самостоятельное выступление, проявленную инициативу и даже за нечеткий ответ.

НРАВСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ БЕСЕДА ВРАЧА, ПОСВЯШЕННАЯ ПРОБЛЕМАМ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В течение 17 лет на кафедре психологии и педагогики МГМСУ им. А.И. Евдокимова преподается специальная образовательная программа «Введение в духовную культуру врача» (доцент К.В. Зорин, руководитель - профессор Н.В. Кудрявая) [3, 4]. Образовательный процесс этой программы построен в интерактивном режиме на основе субъект-субъектного подхода, создающего условия для снятия психологических барьеров и открытого диалога с обучающимися - студентами, аспирантами, практикующими врачами и преподавателями других кафедр.

Современные педагогические технологии (проблемно-проектные семинары, деловые игры, дискуссии, анализ видеоматериалов и решение деонтологических задач на смысл врачевания) способствуют развитию когнитивных способностей и нравственной культуры обучающихся. Особое внимание уделяется историческим и современным аспектам деонтологии, биоэтики, нравственного развития и профессионального роста врача, развитию потребности в нравственно здоровом образе жизни и ведении просветительской работы с населением [5, 6].

По нашему мнению, программа «Введение в духовную культуру врача» весьма актуальна для специалиста по инфекционным болезням и эпидемиологии. Она помогает психологически и педагогически грамотно объяснить пациенту или слушателю, что болезнь нередко бывает следствием неправильного образа жизни и мышления. Стиль такого общения с аудиторией, естественно, кардинально

отличается от сухого языка научных докладов и статей в ВАК-рецензируемых журналах. Все должно быть изложено просто, доступно, без лишних специальных терминов, соразмерно запросам, возрасту и интеллектуальному уровню собеседников...

Мы не ставим задачу подробно излагать медико-социальные вопросы: причины и симптомы, методы диагностики, терапии и реабилитации. Этому уделяют серьезное внимание коллектив кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова и редакция журнала «Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение» во главе с профессором, академиком РАН Н.Д. Ющуком.

Цель данной статьи - показать этические и педагогические аспекты: что и как надо донести до разума пациента (слушателя), каков план (сценарий) нравственно-просветительской беседы с ним. Предлагаем пример такой беседы.

В начале разговора необходимо напомнить, что причиной многих болезней служит неправильный (по религиоведческой терминологии - греховный) образ жизни. Но сама по себе болезнь - не этический проступок, а зачастую его следствие, поэтому больному человеку необязательно чувствовать себя виноватым. Он неподсуден нам, и мы не вправе порицать, осуждать и унижать его.

Изучая этиологию, патогенез и рекомендации по профилактике инфекционных болезней, можно вычленить пусковые механизмы, предрасполагающие или непосредственно вызывающие патологические процессы. Вредные пристрастия и порочные склонности - факторы риска появления или обострения какого-либо инфекционного заболевания. При этом подчеркнем, что прямая корреляция между нравственными пороками и различными болезнями не всегда оправданна. Более того, она таит серьезную опасность: по симптоматике вычислять грехи, осуждать человека за его болезнь, воспринимать его с отвращением, как злодея, который получает должное возмездие, вместо того чтобы помочь в беде.

Многообразие связей между пристрастиями и чертами характера, а также между соматическими и психическими заболеваниями не всегда позволяет четко классифицировать, что идет за чем, отделить первичное от вторичного. Духовно-нравственные причины нездоровья не менее разнообразны и трудноопределимы, чем генетические, социальные и психологические. Без сомнения, есть очевидные цепочки. Вследствие пьянства возникают алкогольные интоксикации, гепатит и цирроз печени. Онкологические процессы органов дыхания наблюдаются у заядлых курильщиков, самоотравление - у токсикоманов и наркоманов, пищевое (алиментарное) ожирение -у гурманов [7].

Проанализируем подробнее этиологию и патогенез инфекционных болезней, возникающих вследствие неправильной ценностной ориентации.

В настоящее время известно более 20 заболеваний, передающихся половым путем. Их распространение определяется тем, какие области тела и жидкости соприкасаются между собой. К примеру, инфицирование мо-

жет происходить внутриутробно, во время и после родов (при кормлении грудью), поцелуях и переливании крови. Однако гораздо чаще заражение свидетельствует, к сожалению, о нравственной распущенности человека.

Врач должен аргументированно показать, что патогенные микроорганизмы разрушают целостность слизистых оболочек мужских и женских мочеполовых органов. Тем самым в них создаются очаги поражения и ослабляется иммунитет. А сбои на уровне иммунной системы, особенно на фоне наследственной предрасположенности, запускают онкологические процессы. Ряд опухолей действительно имеет инфекционно-генетическое происхождение. Их появлению во многом содействуют венерические заболевания и воспалительные процессы. Так, вирусы некоторых типов герпеса провоцируют развитие рака стенок кровеносных сосудов (саркому Капоши), а гепатита - рака печени (до 80% случаев). Из-за неразборчивых сексуальных связей появляются злокачественные или доброкачественные опухоли предстательной и молочных желез.

Подчеркнем: рак как таковой не является вирусной инфекцией - в отличие от гриппа им нельзя заразиться. Поэтому думать, что онкологические больные заразны для окружающих, глупо и невежественно. На этом врач должен акцентировать особое внимание при беседе с пациентами или слушателями.

Тем не менее от инфекционных форм рака страдает и умирает около 15% всех онкологических больных. Цифра впечатляющая, поскольку самая высокая смертность населения регистрируется при злокачественных процессах. Наибольшему риску заразиться опять же подвергаются люди с беспорядочными половыми отношениями и гомосексуалисты.

Так, высокой онкогенной активностью обладают 8 из более чем 70 типов папилломавирусной инфекции. Патогенные микробы передаются через сперму, руки, бытовые предметы и вызывают рак шейки матки. Доказано: если мужчина имеет супругу, больную этим видом рака, не лечится и контактирует с другой женщиной, он заразит ее тем же заболеванием. Опасность может таиться внутри мужского организма, хотя внешне болезнь не проявляется.

Вирус папилломы человека служит также одной из причин рака ротовой полости, гортани и горла у мужчин. Наиболее часто заболевание встречается у людей при раннем (до 17 лет) начале половой жизни и множестве добрачных (внебрачных) связей. Косвенные факторы риска - курение, употребление алкоголя и наркотиков. В последние годы количество больных резко возросло. Это объясняют распространением нетрадиционной сексуальной ориентации и форм интимной близости, не предполагающих зачатия (оральный секс и пр.). При подобных контактах люди получают крайне опасную разновидность вируса папилломы.

К этому выводу пришли сотрудники стоматологического факультета Университета Мальме на юге Швеции. Стоматолог К. Розенквист сравнила 132 пациента с раком гортани и контрольную группу из 320 здоровых людей. В результате выяснилось, что 36% онкологических больных были носителями вируса папилломы, а в контрольной группе этот патоген обнаружили только у 1% [8].

Н.В. Кудрявая, К.В. Зорин

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ АСПЕКТЫ ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБЛАСТИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Общаясь с аудиторией, необходимо подчеркнуть: первопричины некоторых инфекционных заболеваний находятся в ядре личности и глубинах психики. Явное или скрытое нарушение нравственных законов и ценностных ориентаций сначала приводит к духовному и эмоциональному кризису, а потом к соматическому заболеванию. Связь физического, психического и духовного в человеке прочна и взаимна, поэтому болезнь какого-либо органа может еще сильнее подорвать общее эмоциональное состояние и ускорить деградацию личности [9].

Проанализируем мотивацию и поведение некоторых заболевших людей. Они знают, что неизлечимо больны и заразны для окружающих. Но, несмотря на предупреждения врачей, вступают в новые связи. Ими движет чувство озлобления, обида на судьбу, досада на себя. По признанию пациента, будучи одной ногой в могиле, он скрыл свою болезнь от партнеров и злорадствовал, когда те стали его друзьями по несчастью. Вот такая изощренная форма ВИЧ-терроризма - кровавая месть, точнее месть через кровь! Врачу полезно приводить слушателям подобные яркие примеры.

Если основной путь заражения - игла наркомана и беспорядочные интимные контакты, то данная болезнь - типичный результат нездорового образа жизни (вредных зависимостей, половых извращений, сексуальной распущенности и т.п.). Факты доказывают: если много половых партнеров, то много риска, независимо от средств защиты. А при нормальных супружеских отношениях риск заражения минимален. При этом никакой контрацептив 100-процентно не гарантирует от беременности и заражения заболеваниями, передающимися половым путем (включая папилломавирусную и ВИЧ-инфекции).

В США и Западной Европе СПИД именовали сначала болезнью гомосексуалистов, поскольку большинство инфицированных имело нетрадиционную сексуальную ориентацию. После проникновения вируса в среду потребителей внутривенных наркотиков гетеросексуалов столь однозначная трактовка утратила актуальность. Сегодня многие инфицированные заражены резистентным (мутированным) штаммом ВИЧ.

Падение нравов, сожительство взрослых с детьми, близкородственные и однополые браки, стремительный рост венерических болезней, извращений и преступности на сексуальной почве, массовость абортов и осложнений после них, подростковая беременность, увеличение количества нежеланных и брошенных детей и, конечно же, СПИД угрожают национальной безопасности любой страны.

Опыт показывает, что в современном мире мораль невозможно навязать. Люди добровольно принимают ее, если руководствуются здравым рассудком и чувством самосохранения, или сознательно отвергают, если преобладает страсть к разрушению и необузданному наслаждению. Поэтому юношей и девушек нужно учить культуре семейных отношений, навыкам общения и умению оставаться самими собой. В решении этой благородной задачи миссию врача-инфекциониста трудно переоценить.

Медицинская профилактика ВИЧ/СПИДа и венерических заболеваний бессмысленна без духовно-нравственного вос-

питания подрастающего поколения и морального оздоровления общества в целом. Вполне понятно, что даже самые совершенные медицинские технологии, огромные финансовые средства, выделяемые на лечение, и строгие полицейские меры не смогут спасти общество, теряющее нравственные устои. Главное - понимание значимости традиционных моральных ценностей и пропаганда ответственного здоро-вьесберегающего поведения.

В декабре 2006 г. Департамент здравоохранения г. Москвы, Комиссия по здравоохранению и охране общественного здоровья Московской городской Думы, а также Московский городской центр профилактики и борьбы со СПИДом организовали социальную кампанию «Простые правила против СПИДа». Вот некоторые из них: «Настоящие чувства и верность любимому человеку - естественная защита от СПИДа»; «Жизнь дороже мгновения сомнительного удовольствия! Даже один раз попробовав наркотик или вступив в половой контакт с незнакомым партнером, ты рискуешь получить неизлечимое заболевание и потеряешь все, что тебе дорого»; «Безопасного секса не бывает»; «ВИЧ и другие инфекции, передающиеся половым путем, - угроза для твоего репродуктивного здоровья! В один прекрасный день тебе захочется дать начало новой жизни, создать семью и вырастить прекрасных детей. Не упусти эту возможность!».

Крайне важно, чтобы аудитория сделала выводы самостоятельно, без давления со стороны врача. Вывод, сформулированный самостоятельно и свободно, закрепляется в сознании гораздо лучше, чем навязанный извне. Врач должен подвести к очевидному заключению, но последнее слово оставить за слушателем (пациентом).

Необходимо показать связь между нравственно отрицательным поведением и инфекционными болезнями, между соблюдением нравственных норм и здоровьем. Конечно, проблемы к этому не сводятся. В реальной жизни не все так просто и схематично. Но согласимся с древней мудростью: «Что посеешь, то и пожнешь»; «Кто сеет ветер, тот пожнет бурю».

Завершить беседу рекомендуется на оптимистической ноте. Современная медицина располагает большим арсеналом средств лечения инфекционных болезней, поэтому нет поводов для отчаяния, но есть поводы для серьезной работы над собой. И если ошибки сделаны, их нужно исправить как можно быстрее.

Таким образом, трудно переоценить значение духовно-нравственных аспектов в образовании и практической деятельности врача-инфекциониста. В учебном процессе, лечебной и просветительской работе он должен опираться на передовые педагогические технологии и традиционные нравственные ценности. Совершенствование системы непрерывного медицинского образования требует углубленного анализа актуальных духовно-нравственных вопросов, возникающих при инфекционной патологии. Вот почему необходимо расширить программу преподавания дисциплины «Инфекционные болезни» на двух уровнях образования - вузовском (для студентов) и последипломном (интернатура, ординатура и повышение квалификации врачей).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Кудрявая Наталья Владимировна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России E-mail: [email protected]

Зорин Константин Вячеславович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России E-mail: [email protected]

ЛИТЕРАТУРА_

1. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анаш-кина Е.В. Психология и педагогика в медицинском образовании: учебник для студентов учреждений высшего образования / под ред. Н.В. Кудрявой. М.: Кнорус, 2016. С. 282.

2. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / под ред. Н.Д. Ющука, И.В. Маева, К. Г., Гуревича. М.: Перо, 2012. С. 88-91.

3. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Введение в духовную культуру врача // Психологические основы деятельности врача: избранные лекции и статьи. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. С. 128-169.

4. Зорин К.В. Опыт христианской психологии в современной медицине // Психологические основы деятельности врача: избранные лекции и статьи. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. С. 170-201.

REFERENCES_

1. Kudryavaya N.V., Zorin K.V., Smirnova N.B., Anashkina E.V. Psychology and pedagogy in medical education: The textbook for students of higher education institutions / ed. N.V. Kudryavaya. Moscow: Knorus, 2016: 320 P. (in Russian)

2. A healthy lifestyle and disease prevention / eds N.D. Yushchuk, I.V. Maeva, K.G. Gurevich. Moscow: Pero, 2012: 88-91. (in Russian)

3. Kudryavaya N.V., Zorin K.V. Introduction to the spiritual culture of physician. Psychological Bases of Activity of the Doctor: Selected Lectures and Articles. Moscow: VUMNTS Ministry of Health, 1999: 128-69. (in Russian)

4. Zorin K.V. The experience of Christian psychology in modern medicine. Psychological Bases of Activity of the Doctor: Selected Lectures and Articles. Moscow: VUMNTS Ministry of Health, 1999: 170-201. (in Russian)

5. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Суворова Е.В. Проблемы духовно-нравственного развития студентов-медиков // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2012. №9. С. 6568.

6. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Духовно-нравственная компетентность врача: зарубежный опыт // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014. №3. С. 101-105.

7. Зорин К.В. Духовные аспекты болезни // Мед. помощь. 2008. №4. С. 47-50.

8. Study links cancer to oral sex. URL: http://www.smh. com.au/articles/2005/11/17/1132016898256.html

9. Зорин К.В., Кудрявая Н.В., Смирнова Н.Б., Анашки-на Е.В. и др. Становление деонтологической компетентности врача в контексте осмысления биоэтической проблематики // Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога. М.: РИО МГМСУ, 2015. С. 278.

5. Kudryavaya N.V., Zorin K.V., Suvorova E.V. Problems of spiritual and moral development of medical students. Alma Mater (High School Herald). 2012; 9: 65-8. (in Russian)

6. Kudryavaya N.V., Zorin K.V. Spiritual and moral competence of the doctor: foreign experience. Alma Mater (High School Herald). 2014; 3: 101-5. (in Russian)

7. Zorin K.V. Spiritual aspects of the disease. Medical Assistance. 2008; 4: 47-50. (in Russian)

8. Study links cancer to oral sex. URL: http://www.smh. com.au/articles/2005/11/17/1132016898256.html

9. Zorin K.V., Kudryavaya N.V., Smirnova N.B., Anashkina E.V. et al. Formation of deontological competence of doctor in the context of understanding of bioethical problems // Moral and education activities of the physician-teacher / ed. N.V. Kudryavaya. Moscow: RIO MSMSU, 2015: 278 P. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.