ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ А.И. АРНОЛЬДОВА
...Особая сфера - духовный мир человека. Нельзя отождествлять духовность с религиозностью. Понятие «духовность» значительно шире религиозных представлений и понятий. Духовность - это синтез высших духовных ценностей, это универсальный тип общечеловеческих ценностей, включающих в себя всю гамму и светских, и религиозных представлений и идей, связанных с духовным миром человека. Это понятие - общечеловеческое, универсальное, внеконфессиональное. Для человека высокая духовность постоянно остается основной движущей и объединяющей силой жизни, ее обретение - величайшее счастье.
Важнейшее ценное качество человека - духовность (к сожалению, слово в последнее время изрядно затасканное) - возвышает человека над материальной жизнью, противостоит утилитарной направленности современной цивилизации. Духовность помогает человеку наперекор всем жизненным испытаниям жить полнокровной интеллектуально-эмоциональной жизнью. Она проявляется в опережающем воздействии духовных ценностей, в высвобождении личности из-под влияния схоластики, утилитаризма и грубого рационализма. «Именно духовность отличает человека от животного», - писал Ч. Дарвин. И очень трагично, когда она повседневно и постоянно попиралась, уничтожалась под идеологическим нажимом.
Духовность можно рассматривать как органичное начало человеческого существа, основу и следствие его духовно-культурной природы. Она изначально предопределяет человеческое в человеке. И речь идет не столько о духовных потенциях человека, но, главное, о практической их реализации. Она начинается с осознания и желания преобразовать мир и утвердить свое место в нем. Представители психологической науки рассматривают духовность как две фундаментальные и взаимосвязанные потребности личности: индивидуальную потребность познания (человек духовен в той мере, в какой в нем развита потребность познания мира, себя, смысла своей жизни) и социальную потребность жить "для других" (то, что называется душевностью, добрым отношением к другим людям, готовностью разделить их горе, прийти на помощь).
Но если глубинно воспринимать духовность, то в действительности - это подлинная, полновесная, определяющая многозначную жизнь человека, сконцентрированная сущность его духовной жизни, основа мышления живого, думающего человека, его второе дыхание. «Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни», - писал Н.А. Бердяев. Без духовности нельзя приносить жертвы и совершать подвиги. Духовное развитие есть актуализация возможного. По-разному воспринимают духовность в различных обществах.
Духовные ценности объединяют людей, отражают судьбу человека, его надежды на будущее. Именно они являются важнейшим выражением прав и свобод личности, основой укрепления демократического общества. Они способствуют современному
решению постоянно возникающих проблем сложного и динамического социального бытия. Быть может, именно в них сегодня - гуманистическое звучание культуры.
...Ценность можно рассматривать как постепенно сложившийся и устоявшийся итог духовной деятельности человека, которая имеет для него принципиальное значение, приносит пользу его жизненному существованию, вызывает постоянный интерес и органичную потребность в воспроизводстве. Этот интерес, а также всеобщность ценностей, которую трудно осознать и регулировать, создают почву для манипулирования ими извне. Такое манипулирование антигуманно и противозаконно, какими бы благими целями оно не прикрывалось, ибо нарушает основу основ - права человека, его свободу, посягает на человеческую индивидуальность.
Духовное богатство человека связано с мерой его нравственной развитости.
Под нравственностью обычно понимаются определённые нормы человеческих отношений, выработанные обществом и осознанно принятые и соблюдаемые человеком в соответствии с моралью, традициями, социальной средой, воспитанием и поведением. Эти нормы проявляются в отношении человека к окружающему миру, людям и самому себе. Исходя из этого, нравственная культура рассматривается как традиционно выработанный, используемый и постоянно совершенствуемый индивидуальный человеческий опыт ценностных отношений к жизни. С давних, библейских времён люди знали, что существует единый моральный закон, утверждающий идею гуманности, справедливости и совести. Нарушение этого закона несло человечеству неисчислимые трагедии.
.Нравственная эволюция - процесс долгий. Есть законы и заветы, к которым люди настойчиво шли тысячелетиями. Человек создавал их на своем жизненном пути, они входили в его кровь и плоть.
.Русская культура во все времена была верна морали, нравственным законам бытия, тем великим истинам, которые помогали народу в его трудной жизни. Н.А. Бердяев тонко подметил характерную черту русского Просвещения: «В России нравственный элемент всегда преобладал перед интеллектуальным. Великие русские писатели XIX века будут творить не от радостного творческого избытка, а от жажды спасения народа, человечества и всего мира». В своей книге «Оправдание добра» В.С. Соловьёв писал, что «три элементарных переживания - стыд, жалость, благоговение - определяют нравственность в России. Именно из этих трех переживаний и состоит богатство духовной жизни человека».
.Современное развитие общества указывает культурному движению магистральную цель - нравственное совершенствование человека, ибо культура - это нравственный закон внутри человека. В условиях наступившего нового века особое звучание приобретает этическое начало в жизни человека, выражающее его подлинную сущность.
Почему так важен разговор о духовном здоровье человека, об опасности духовной нищеты? Потому что далеко не каждый современный человек способен глубоко сосредоточиться на внутренней духовной работе над самим собой, над своим духовным самосовершенствованием, дойти до личностного признания необходимости духовного здоровья, личных волевых усилий к тому, чтобы стать лучше. А жизненная энергия человека должна быть направлена на избавление его от негативных чувств и качеств: зависти, ненависти, обиды...
Наступивший век несет колоссальную угрозу системе общечеловеческих ценностей. они исчезают из общественного и личностного сознания, утрачивают своё
социальное и моральное влияние. Самый наглядный и волнующий пример - выпадение из структуры ценностей значения человеческой жизни. Деспотическое вмешательство в дела и образ жизни человека в прошлом сказалось на его нравственном тонусе и жизненном благополучии. Была отброшена испытанная веками истина, что каждый человек имеет право на свое личное счастье, без вмешательства и указаний других и широкого «всенародного обсуждения» личной сферы. А в наше время получили большое распространение трескучие фразы и громкие демагогические заявления о целях человечества, постижении нового мира, а личная человеческая жизнь остается в тени. И все равно - у каждого человека и тогда и теперь есть своя особая, личная жизнь...
В ряде современных социальных теорий смысл жизни по-прежнему рассматривается в реализации тех или иных идеальных задач либо в достижении определенных потребительских стандартов и индивидуального благополучия. Нередко провозглашаются бессмысленность и абсурдность любой деятельности ввиду отсутствия в ней какой-либо объективной направленности. Распространены и теории, отрицающие возможность метафизического или научно-достоверного ответа на вопрос о смысле жизни.
.Извечен вопрос: что внесет в свою жизнь человек - холодный прагматизм или человечность с ее тайнами и трагедиями? Каждому, абсолютно каждому человеку приходится на протяжении своей жизни выбирать свой лейтмотив этой жизни. Многие стремятся жить с максимально возможной энергией и интенсивностью, завоевывая мир трудом и талантом. но, как известно, при взгляде на мир почти каждого охватывает тревога и неуверенность, лишающая его самоуспокоения. Тогда от человека требуется воля и энергия, требуется самое необходимое - найти для себя достойный образ жизни, сделав свое жизненное пребывание результативным и плодотворным. И значение морального здоровья состоит в том, чтобы восстановить в правах заложенные в человеке добрые задатки, чтобы добро одержало победу с человеческими склонностями к злу. И такое нравственное обновление подобно внутренней духовной революции в человеке, в которой проявляется его личностная и общественная потребность. наличие в человеке морального закона, его верность нравственности обогащает его безграничные духовные потенции.
.Известно, какие удивительные метаморфозы происходят с людьми, и не только в годы войн и революций, но и в обычные спокойные времена, какими сложными путями следуют люди и как часто безнадежно плутают на них. Беда человека таится в том, что вместо того, чтобы нормально, по-человечески жить, ему приходится выживать. И все это прикрывается высшими целями, жизненным смыслом, оправдывающим понесенные жертвы и пережитые страдания. Теряющий право на независимость, он превращается в частицу ненадежного мира.
Глубока мысль, что человек бессмертен в памяти людей. Его бессмертие в его делах, в его влиянии на тех, кто жизнь продолжает. Живет он и после смерти - до тех пор, пока о нем думает хотя бы одна живая душа. Все в жизни стареет: и человек, и самая совершенная техника. Но только одно не стареет - духовный мир человека, его мысли, его интеллект. Старости духа и старости мысли не существует, потому что в этих категориях заложена вечная юность. Надежда человека на бессмертие духа неистребима, она в его глубинных свойствах, в потребности вечного и непреходящего, вере в высший смысл существования.
.Разрушение личности, нравственное убийство человека - это война против всего народа. Вырабатываемые тысячелетиями морально-этические нормы подвергаются разрушению и опошлению и на смену им приходит новое нравственное видение мира и нравственное поведение, выражающее и новые нравы. Опасность падения нравственности таится в том, что это тлетворно сказывается на всех сферах жизни, начиная от экономики и демографического воспроизводства до падения исторической воли общества. Моральное оздоровление следует начинать с сознания и внутреннего мира не только человека, но и всего общества. Именно активная миссия общества - залог здорового морального климата.
.Размышляя о судьбе российского народа, можно сказать, что его миссия и предназначение - в исконной душевной человечности, которую он особенно зримо проявляет, когда случается несчастье и большое горе, и откликается он на беду действенным сочувствием и поддержкой.
.В человеке неистребимо живёт человечность. И сегодня она особенно необходима и высока в цене. Культура призвана вырабатывать «кислород человечности». На неё возложено «производство человечности», способное наводить мосты через пропасти враждебного отчуждения. Она способна воздействовать на разрешение конфликта между существующим в жизни злом и требованиями совести, не желающей мириться с этим злом. Ярким примером проявления высокого человеческого духа могут служить события, происходившие в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде. В то трагическое время, находясь на грани выживания, многие стали писать стихи, вести дневники. Таков был результат высокого человеческого напряжения и социального оптимизма.
.Мораль человека основана на любви, на чистых возвышенных чувствах. Божественный дар - чувствовать и любить человека. Две тысячи лет назад родилась Нагорная проповедь, основной смысл которой был: надо любить, надо перестать ненавидеть! Но не каждому дан редкий и великий и невероятно трудный дар - любить.
По древнему размышлению, три загадки волнуют человека. Какое самое важное время? Какой самый важный человек? И - какое самое важное дело? Ответ такой: самое важное время - это твоё настоящее, самый важный человек - это тот, с кем ты имеешь дело сейчас, а самое важное дело - делать добро. Человеческая природа дуалистична, в ней переплелись добро и зло, грех и добродетель. Человек призван различать смертоносное и живительное, духов зла и добра, постоянно овладевать чувством активной излучающей доброты. Человеческий ум и энергия вполне способны разработать новые формы объединения людей, их просвещения и воспитания на основе высших духовных ценностей. Создание цивилизации высокого качества - процесс чрезвычайно сложный, мучительный и длительный, но реальный. Современному человеку вполне по силам ее создавать и совершенствовать и делать это со всей энергией и целеустремлением, мобилизуя такую высокую моральную ценность, как доброта.
.По мнению ученых, многие социальные коллизии свидетельствуют о неизбежном нарушении в современном обществе равновесия между добром и злом. В нем существуют не зависящие от человека объективные закономерности. Одной из них является наличие энтропийного равновесия, т.е. баланса между добром и злом. Причем эти величины, постоянно изменяющиеся, совершаются под знаком переменчивой относительности. Человечество можно повернуть в любую сторону: к добру и к злу. Известно, что фашизму удалось повернуть к варварству целую циви-
лизованную нацию. Никакой самый мудрый философ не сумеет начертать формулу раз и навсегда обозначающую различие, резкую границу добра и зла. Отсюда необходим непрерывный поиск своего личного восприятия мира. Человек постоянно в центре этой борьбы, его жизнь драматична не только в горе, но даже и в радости, она в круговерти иллюзий и надежд, утопических устремлений и постоянных разочарований.
.Человек стремится к счастью, ищет его, надеясь на какие-то внешние силы и социальные условия, но главное состоит в том, что за счастье надо бороться, а не ждать и требовать его. Надо научиться примерять свой взгляд с реальностью и находить в ней залог счастливой жизни. Россиянам всегда было свойственно жить надеждами, мечтать о светлом будущем. Люди часто теряли способность критически осознавать происходящее, бездумно воспринимали идеи, спускаемые «сверху», недооценивали опасность лицемерия. многое они пережили, были свидетелями драматических событий, но верили или хотели верить, что наступит счастливое будущее. общность страданий и горестей усиливает в человеке сострадание, бескорыстное сочувствие, готовность к активной деятельной помощи другому. И когда человек чувствует чужое страдание, как свое собственное, и тем самым ощущает свою связь с иным человеком, наступает самое ценное - торжество человеческого духа, утверждение высшей духовно-моральной цели. Так ему дан чудесный дар сочувствия. «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать», - писал Ф. Тютчев. Человек сострадает, сопереживает чужую боль, беду как свою. В этом проявляется его внутренняя потребность.
В свете всего сказанного сегодня стратегически необходима и жизненно важна философия человеческого согласия и человеческого взаимопонимания, преодоление насаждения некоторыми политическими силами разобщенности и вражды.
Чрезвычайно тревожно появление особого массового «социального психотипа», которое наносит моральный вред не только человечеству в целом, но, главное, каждому отдельному человеку. Обществу уже давно пора серьёзно на это реагировать. В защиту нравственного здоровья человека должна выступить не только общественность, но и государственная, правовая система, реализуя все возможности, заложенные законодательстве. Быть может, нужны какие-то попечительские советы, какое-то общее проявление милосердия, воспитание душевного отношения к человеку.
Время, когда нравственность была в почете, ушло в тень. Как подчёркивает Э. Фромм в работе «Анатомия разрушительного в человеке», убийство людей оказалось распространённой профессией. Она стала бытовым заурядным явлением. В обществе происходит привыкание к смерти. Каждый день приносит трагические известия, телеэкраны и газеты ежедневно передают хронику смерти. Цена человеческой жизни упала до уровня, ниже которого только смерть, исчезла вера в безусловную ценность человеческой жизни. целое поколение выросло в условиях, где аномалия стала нормой.
Кто знает, быть может судьба или иная высшая сила наказывает человека за потерю духовности, за измену нравственным принципам, нарушение моральных законов. И все это сказывается на энергетике человека, на его энергетических действиях.
.В российском обществе на каждого то и дело накатываются «волны», несущие агрессивность и озлобленность. Причин тому много: от геополитических измене-
ний, экономической драмы до социальных условий жизни. У нынешнего поколения в России всё ещё сохранилось «военизированное сознание»: обязательно сражаться, бороться, жить только «в окопах», искать, найти и уничтожить врага. Иной человек и представить себе не может будущий мир, где надо быть доброжелательным и терпимым к людям.
Отношение человека к людям зависит от его внутреннего зрения, вглядывания в собственную душу. Наши далекие предки понимали, что отношение к другому как к себе - важнейший идеал человечества. «Не делай другим того, чего не хочешь для себя» - так учили Конфуций и Будда, Сократ и Ветхий Завет. Этот моральный принцип проповедовал среди каменистых холмов Иудеи двадцать столетий назад Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Эту заповедь Заратустра внушал огнепоклонникам в Персии три тысячи лет назад. Конфуций проповедовал ее в Китае двадцать четыре столетия назад. Лао-цзы, основатель даосизма, завещал ее своим последователям в Ханьской долине. Будда проповедовал ее на берегах священного Ганга за пятьсот лет до рождения Христа. Священные книги индуизма учили этой заповеди за тысячу лет до того. И еще точнее и глубже: «Любите ближнего, как самого себя». «Люби человека и в грехе его», - говорил Ф.М. Достоевский. Способность дорожить другими как собой должна быть внутренним импульсом человека, его душевной способностью, основой его альтруизма, т.е. человеколюбия, средоточием его главных человеческих чувств: любви, дружбы, гуманности. Человек умирает не в постели и не в больнице, не в огне сражений, он умирает тогда, когда угасает его душа. Современного Homo sapiens, по мнению Г. Честертона, можно сравнить с городом, охваченным гражданской войной - так много в его душе враждебных друг другу понятий.