Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание в системе непрерывного образования республики Казахстан'

Духовно-нравственное воспитание в системе непрерывного образования республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3723
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание в системе непрерывного образования республики Казахстан»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

А. К. Кусаинов

Создание наиболее эффективной образовательной системы, узнаваемой в мировом образовательном сообществе по уникальным особенностям, максимально развивающей интеллектуальный и духовный потенциал молодого поколения, является одной из архиважных задач модернизации системы непрерывного образования Казахстана. Кроме того, перед системой непрерывного образования республики, согласно стратегическим и нормативным документам, стоят проблемы реализации духовно-нравственных параметров в национальной модели непрерывного образования на каждом ее уровне, особенно на уровнях дошкольного и основного общего школьного образования. Содержание духовно-нравственного воспитания личности определяется базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Идеями духовно-нравственного воспитания пронизаны труды мыслителей средневекового Востока Аль-Фараби, Ю. Баласагуни, М. Кашгари, А. Яссави. В жизни казахского народа история и национальное мировоззрение получили своё отражение в устном народном творчестве - фольклоре, имевшем для казахского народа особое значение. В течение длительного времени он оставался единственным средством выражения настроения народа и его мечты. Казахские «жырау» - мыслители, философы: Ахтамберды, Бухар-жырау, Шал-акын воспевали установление мира и равенства между людьми, выдвигали идею распространения знаний, просвещения как необходимой предпосылки интеллектуально-культурного становления человека. Решая эту проблему, казахский мыслитель второй половины XIX в. А. Кунанбаев пришел к выводу, что начала человечности - любовь и справедливость. Абай выдвигает гуманистическую концепцию нравственного воспитания, цель которого сделать из ребенка труженика, патриота, разносторонне развитого, высоконравственного человека, живущего интересами, мыслями и чаяния-

274

ми родного народа [2]. Говоря о методах и средствах нравственного воспитания, Абай подчеркивает необходимость такта, терпения, внимания и родительской любви к детям [3]. По утверждению Ш. Ку-дайбердиева - философа начала XX в., душа бессмертна и обладает специфическими свойствами и способностью к совершенствованию и возвышению. Основой восходящего, прогрессивного развития души является совесть [1]. Немаловажное влияние на формирование духовного облика казахского народа оказало распространение ислама. Мусульманские богословы рассматривали и рассматривают ислам как религию, в основе которой лежит откровение.

В наследии этих мыслителей главным является обращение не к сверхразуму, а к земному поведению, поступкам человека, нравственно-этическим нормам человеческого общежития, чтобы они служили добру, порядочности, терпимости, духовному здоровью нации, личности и общества.

В последние годы (особенно с 1991 г.) наиболее интенсивно и разносторонне исследовались проблемы этнической педагогики и народного воспитания, проблемы воспитания школьников и студентов средствами народной педагогики (С. А. Узакбаева, К. Ж. Кожах-метова, К. Б. Жарыкбаев, А. Уразбеков, К. Болеев и др.). Проблемы подготовки специалистов на основе этнокультурных традиций Казахстана представлены в работах A. A. Жолтаевой, М. Е. Ержанова, М. С. Нурмаковой, С. С. Кульмагамбетовой, А. К. Кульбековой и др. В них указывается, что нравственность - один из самых важных и существенных факторов развития и прогресса казахстанского общества, совокупность норм, навыков и привычек. Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки, привычки, поведение личности и их неуклонное соблюдение.

Известные психологи Р. Мейер и Л. Кольберг исследовали три господствующих подхода, к которым могут обратиться педагоги в поисках наилучшего варианта духовно-нравственного воспитания: «романтический», «культурная трансмиссия» и «эволюционный», или «прогрессивистский». Они предложили концепции целей, основанные на этих трех подходах: (1) развитие у учащихся понимания ценности и умений, которые внесут вклад в развитие нравственно здорового и удовлетворяющего личность стиля жизни; (2) обучение учащихся типу поведения и установкам, которые отражают традиционные духовные ценности данного общества; (3) обучение учащихся умениям, которые помогут им прожить более эффективно и успешно в качестве членов данного общества.

275

Суть духовно-нравственного воспитания, на наш взгляд, выражается в активности ребенка как полноправного субъекта и единстве в воспитательной среде процессов социализации и индивидуализации как основы осмысленного формирования у школьников социально значимых ценностей, признания и принятия ими общественных приоритетов, культуры и т. д.

Цель среднего образования на национальном уровне выразил Президент страны Н.А. Назарбаев в своем ежегодном Послании народу Казахстана (от 28 февраля 2007 г. «Новый Казахстан в новом мире»): «Способствовать становлению компетентной, интел-

лектуально и духовно развитой личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан».

Содержание духовно-нравственного воспитания призвано сохранить лучшие национальные и историко-культурные традиции нашего народа, дать молодому поколению не только систему знаний, но и духовно-нравственные идеалы и ценности, а самое главное - сформировать способность противостоять злу и творить свою жизнь по законам добра. В этой связи первый (базисный) уровень духовно-нравственного воспитания предполагает овладение культурными ценностями, созданными предшествующими поколениями. Второй уровень характеризуется осознанным применением усвоенных культурных ценностей в практической деятельности. Третий (высший) уровень предполагает открытие новых культурных ценностей, основанных на познании смысла и назначения существования человека на Земле. Динамика духовно-нравственного воспитания школьников предполагает расширение нравственных представлений, переструктурирование ценностных установок и отношений, а также умение строить ценностные отношения с окружающими.

В нашем представлении, основу духовно-нравственного воспитания составляет личностно-деятельный подход, обеспечивающий становление личности школьника посредством приобщения его к миру культуры и самореализации в культуре. Следующий момент связан с пониманием того, что именно народная культура, интегрирующая в себе многообразие проявлений и высших форм человеческого бытия, выступает источником духовно-нравственного развития человека. Педагогический смысл народной культуры заключается и проявляется в её сущностных характеристиках: в формах организации труда и общественной жизни; в способах мировосприятия; в структуре ценностей и мотивации; в специфических способах самореализации. И наконец, традиции народной культуры мы рассмат-

276

риваем как код, обеспечивающий устойчивость в сохранении и развитии культуры, в трансляции культурных образцов поведения, ценностей, регулирующих отношения между людьми.

Системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное воспитание личности происходит в сфере среднего общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Таким образом, именно система общего среднего образования как часть непрерывного образования должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию казахстанского общества.

Список литературы

1. Кудайбердиев Ш. Собрание сочинений (на каз. яз.). Халыкаралык Абай клубы, 2006.

2. Кунанбаев А. Полное собрание сочинений: в 2 т. (на каз. яз.). Алма-Ата: Галым, 1977.

3. Тажибаев Т.Т. Философские, психологические, педагогические взгляды Абая Кунанабаева. Алма-Ата: Казгосиздат, 1957.

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.