Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание в культурном пространстве города Чердыни Пермского края: историко-педагогический опыт'

Духовно-нравственное воспитание в культурном пространстве города Чердыни Пермского края: историко-педагогический опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ / PEDAGOGICAL HISTORY OF PERM REGION / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА ЧЕРДЫНИ / CULTURAL ENVIRONMENT OF CHERDYN TOWN / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / EDUCATIONAL TRADITIONS / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилева А. В., Протасова Е. В.

Статья посвящена историко-педагогическому опыту создания культурного пространства духовно-нравственного воспитания в городе Чердыни одном из исторических городов России, расположенном на территории Пермского края. На основе комплекса источников рассматриваются образовательные традиции второй половины XIX начала XX века и их возрождение в конце прошлого столетия. Показана роль религии и культуры в духовном обогащении личности, в возрождении православных традиций, в формировании неповторимого облика уральского города. Выделены педагогические идеи, связанные с взаимодействием разных социальных институтов, описаны технологии и формы духовно-нравственного воспитания, раскрыты условия использования конструктивных элементов педагогического опыта прошлого в современном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE CULTURAL ENVIRONMENT OF CHERDYN TOWN OF PERM REGION: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL PRACTICE

The article is dedicated to historical and pedagogical practice of creating a cultural environment for spiritual and moral education in Cherdyn town being one of historical towns, situated in Perm region. The research is based on a number of academic works, the focus of the authors is directed at educational traditions of the second half of the 19th century the beginning of the 20th century and their revival at the end of the last century. The paper shows the role of religion and culture in the moral development of personality and making Ural towns unique places. Pedagogical ideas of social institutions interaction are defined, technologies and forms of educational practice are described. The work reveals conditions of implementing useful elements of past pedagogical practice in modern education.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание в культурном пространстве города Чердыни Пермского края: историко-педагогический опыт»

УДК 37.091

Gileva A.V., Cand. оf Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch), Perm State National

Research University (Solikamsk, Russia), E-mail: a_gileva@mail.ru

Protasova E.V., Cand. оf Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch), Perm State

National Research University (Solikamsk, Russia), E-mail: elena-protasova5@yandex.ru

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE CULTURAL ENVIRONMENT OF CHERDYN TOWN OF PERM REGION: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL PRACTICE. The article is dedicated to historical and pedagogical practice of creating a cultural environment for spiritual and moral education in Cherdyn town being one of historical towns, situated in Perm region. The research is based on a number of academic works, the focus of the authors is directed at educational traditions of the second half of the 19th century - the beginning of the 20th century and their revival at the end of the last century. The paper shows the role of religion and culture in the moral development of personality and making Ural towns unique places. Pedagogical ideas of social institutions interaction are defined, technologies and forms of educational practice are described. The work reveals conditions of implementing useful elements of past pedagogical practice in modern education.

Key words: pedagogical history of Perm Region, cultural environment of Cherdyn town, spiritual and moral education, educational traditions, historical and pedagogical practice.

А.В. Гилева, канд. пед. наук, доц., Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО

«Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Соликамск, E-mail: a_gileva@mail.ru

Е.В. Протасова, канд. пед. наук, доц., Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО

«Пермский государственный национальный исследовательский университет», E-mail: elena-protasova5@yandex.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА ЧЕРДЫНИ ПЕРМСКОГО КРАЯ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Министерства образования и науки Пермского края в рамках научного проекта № 16-16-59601 «Культурное пространство детства уральской провинции: история и современные проблемы регионализации образования».

Статья посвящена историко-педагогическому опыту создания культурного пространства духовно-нравственного воспитания в городе Чердыни - одном из исторических городов России, расположенном на территории Пермского края. На основе комплекса источников рассматриваются образовательные традиции второй половины XIX - начала XX века и их возрождение в конце прошлого столетия. Показана роль религии и культуры в духовном обогащении личности, в возрождении православных традиций, в формировании неповторимого облика уральского города. Выделены педагогические идеи, связанные с взаимодействием разных социальных институтов, описаны технологии и формы духовно-нравственного воспитания, раскрыты условия использования конструктивных элементов педагогического опыта прошлого в современном образовании.

Ключевые слова: педагогическая история Пермского края, культурное пространство города Чердыни, духовно-нравственное воспитание, образовательные традиции, историко-педагогический опыт.

Неотъемлемой частью педагогической истории Пермского края является опыт духовно-нравственного воспитания в крупных центрах культуры. К их числу относится исторический город Чердынь, первое письменное упоминание о котором встречается в Вычегодско-Вымской летописи в 1451 году. История города неотделима от образовательных традиций, сложившихся под влиянием взаимодействия разных социальных институтов - государства, семьи, церкви, учреждений образования и культуры, органов местного самоуправления, меценатства, попечительских советов, общественных организаций. Многие из традиций связаны с духовностью как ценностью, объединяющей общество и воплощённой во взаимообусловленных явлениях - религии и культуре. С духовно-нравственным воспитанием как целенаправленным процессом освоения подрастающим поколением высших духовных ценностей соотносят образовательную практику до 1917 года, а с возрождением его традиций - период 1990-х годов. Этот факт послужил основанием для историко-педагогиче-ской рефлексии, которая может осуществляться с позиции возможной интеграции конструктивных элементов педагогического опыта прошлого с опытом, развивающимся в иных временных координатах.

В исследовании мы опирались на концептуальные идеи об аксиологических ценностях образования, представленные в работах Б.М. Бим-Бада [1], М.В. Богуславского [2], В.А. Сластё-нина, Г.И. Чижаковой [3]. Определяющими положениями стали идеи священника Евгения Шестуна об историко-педагогических основах православной педагогики, о духовно-нравственных традициях отечественного образования, о путях их восстановления через освоение наследия родного края [4]. Цель настоящей статьи - историко-педагогический анализ опыта духовно-нравственного воспитания в городе Чердыни Пермского края в начале и в конце XX века и формулирование выводов, имеющих актуальное значение для современной образовательной практики. В работе реализован комплекс методов историко-педагогиче-ского исследования и использованы следующие источники: до-

кументы фондов МБУ «Чердынский краеведческий музей имени А.С. Пушкина», теоретические труды и публикации по исследуемой проблеме, воспоминания, педагогический опыт, рабочие материалы специалистов краеведческого музея и педагогов.

Междисциплинарное изучение системы образования на Урале до 1917 года показало, что в Чердыни был накоплен значительный опыт укрепления образования, в рамках которого сосуществовали различные виды светской и духовной практики воспитания, реализовывались образовательные инициативы, сложились подлинные центры культуры. Например, Иоанно-Бо-гословский мужской монастырь - центр книжности и просвещения, основанный в 1463 году епископом Ионой. Православие наполняло жизнь людей, способствовало формированию нравственного сознания, традиций благотворительности, которые и сегодня поддерживаются в городе потомками известных купцов, частными предпринимателями, руководителями местных предприятий. Как показали материалы, социально-педагогическое партнёрство дореволюционного периода связано с долговременной поддержкой образования чердынским купечеством; с деятельностью органов местного самоуправления по всеобщему обучению, подготовке педагогических кадров, созданию инфраструктуры внешкольного образования; с просветительской миссией уральской интеллигенции по организации народных чтений, библиотек, музеев, музыкально-драматических объединений [5].

Исследователями отмечено, что существенную роль в духовно-нравственном воспитании жителей Чердыни на рубеже XIX-XX веков играли традиции декоративно-прикладного искусства, резьбы и росписи по дереву, иконописи, золотошвейного мастерства, на которых выросло не одно поколение горожан и сельских жителей. Чердынь отличалась высоким уровнем музыкальной культуры, в том числе пения церковных хоров, которые были в каждом храме, что подтверждается рукописями XVII-XVIII веков [6]. В Доме общественного собрания проходили киносеансы, сопровождавшиеся игрой на пианино. Кинотеатр был открыт Иваном Ивановичем Юхнёвым вместе с другими предприимчи-

выми людьми [7]. В 1899 году уездным земством был учреждён общеобразовательный музей имени А.С. Пушкина. Сегодняшний музей - это культурный центр Урала, во многом благодаря чердынским традициям дарительства. Его фонды насчитывают более 100 тысяч единиц хранения: исторические реликвии национального значения, богатейшие книжные собрания, коллекции «Археология», «Этнография», «Декоративно-прикладное искусство», «Иконопись и деревянная скульптура», «Книги кириллического шрифта» и другие [8]. Весомый вклад в развитие музея в разные исторические периоды внесли его специалисты, радеющие о просвещении как условии вхождения человека в духовный мир.

Образовательные традиции Чердыни в начале XX века связаны с деятельностью мужского приходского училища, ремесленной школы, реального и городского четырехклассного мужского училища, женской гимназии. Освоение нравственных ценностей образования в этих учреждениях во многом базировалось на общей атмосфере учебных заведений. В качестве примера приведём женскую гимназию, в которой системообразующим компонентом формирования нравственного сознания являлась религия. Изучение истории гимназии позволяет выделить такие формы духовно-нравственного воспитания, как обязательное изучение Закона Божьего, посещение богослужений в воскресные дни и праздники, исполнение гимназическим хором пьес духовного и светского содержания, пение воспитанниц в церковном хоре, участие в мероприятиях, связанных с юбилеями выдающихся деятелей русской истории и культуры, с празднованием знаменательных дат. Особое значение придавалось благотворительной деятельности, направленной на помощь тем, кто в ней нуждается. При гимназии было открыто общество вспомоществования бедным ученицам, которое снабжало воспитанниц одеждой, обувью, давало репетиторов малоуспешным, оплачивало квартиры, устраивало завтраки, питание в столовой общежития, кроме того, помогало детям воинов и раненым в годы Первой мировой войны. В состав попечительского совета входили именитые горожане, которые осуществляли финансовую поддержку учебного заведения [9]. В гимназии преподавал настоятель Воскресенского собора, священник Николай Петрович Конюхов, расстрелянный большевиками в декабре 1918 года около селения Юрла, куда отступили красные, ведя с собой арестованных. В августе 2000 года на Архиерейском соборе он был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания [10].

Август 2000-го года стал символическим для Чердыни и в связи с открытием музея истории веры, посвящённого христианизации Перми Великой и сыгравшего ключевую роль в возрождении традиций духовно-нравственного воспитания на рубеже веков. Создание музея проводилось в рамках Государственной программы по подготовке встречи третьего тысячелетия и празднования двухтысячелетия христианства. Идея была поддержана главой местного самоуправления Чердынского района Сергеем Фридриховичем Миллером и научной общественностью. Открытие музея состоялось 28 августа 2000 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, поскольку местом его размещения стала Успенская церковь, переданная краеведческому музею в конце 1940-х годов. Авторами экспозиции являлись сотрудники краеведческого музея, научное руководство осуществлял доктор исторических наук, профессор Пермского государственного университета Георгий Николаевич Чагин. Темы первой экспозиции музея были связаны с православием и его принятием Пермью Великой, с историей приходов и храмов Чердынской земли, с её священнослужителями, с ролью храмов как хранителей истории и культуры края, с возвращением жителям Чердыни запрещённых православных духовных ценностей [11].

Марина Ивановна Ветчакова, в то время заведовавшая экспозиционным отделом, о создании музея веры и его дальнейшей работе с детьми вспоминает как об инициативе многих людей, объединённых общей идеей: «После 100-летнего юбилея краеведческого музея у нас была идея открыть что-то подобное музею Древнерусского искусства с представлением резьбы по дереву, деревянной скульптуры, иконописи. Символической стала встреча с Любовью Александровной Тетюевой, которая рассказала о своём отце - священномученике Александре Павловиче Тетюеве. Для создания первой экспозиции использовали материалы, хранившиеся в фондах музея, собранные в советский период его директором Ильёй Алексеевичем Лунеговым, заслуженным работником культуры РСФСР Он сумел убедить Москву в необходимости создания антирелигиозного музея, ко-

торый так и не был создан. Но работа по собиранию церковных ценностей была осуществлена, что способствовало сохранению многих уникальных предметов. О приобщении детей к традициям православной культуры на первых порах не могло быть и речи, мы сами многого не знали... Постепенно собирали материал, выстраивали программу, разрабатывали занятия. Начинать решили с детей дошкольного возраста. Хорошо помню наших первых воспитанников из детского сада №1, их родителей, с которыми тоже проводили беседы. В 2005 году состоялась поездка в Москву на Рождественские чтения, где мы убедились, что православная педагогика по всей России набирает силу. Музей также был в помощь воскресной школе, открытой в конце 1990-х годов» [12].

Екатерина Геннадьевна Шишигина, специалист экспозиционного и выставочного отдела краеведческого музея, отмечает, что организация занятий с детьми дошкольного возраста в тот период представляла собой постоянный поиск новых организационных форм. Так, при изучении темы «Храмы нашего города» дети рассматривали фотографии старой Чердыни, находили церкви, которые сохранились до сегодняшнего дня, соотносили дореволюционные изображения с современным состоянием зданий. Узнавали о строительстве церквей, об особенностях их устройства, о правилах поведения в храме. Знакомясь с внутренним убранством, осваивали понятия «икона», «иконостас», «иконописная мастерская», рассматривали подлинные произведения иконописи конца XVIII - начала XX века, инструменты позолотчиков, принимали на себя роли мастеров и выполняли аппликацию «Украсим рамки». Изучение тем, связанных с православным календарём, опиралось на знания детей о встрече двунадесятых праздников в семье, на желания нарисовать ангела к Благовещению, изготовить для родных рождественскую открытку, пасхальный сувенир. При проведении занятий по истории города привлекались легенды и сказания о Чердынской земле, о её небесных покровителях, о подвигах далёких предков, поэтизированные в книгах Светланы Юрьевны Володиной. К художественному слову и ярким историческим примерам обращались при рассказах о благотворительности чердынцев в прошлом и настоящем. В течение года дети слушали церковное пение и звон колоколов, рассматривали фресковую живопись храма, пермскую деревянную скульптуру, предметы церковного искусства, рукописные и старопечатные книги. Содержательная и эмоциональная стороны занятий были усилены за счёт детского творчества, визуализации материала, использования православных песен и стихов. На итоговом занятии проходили встреча со священником, который спрашивал воспитанников о том, чему они научились, награждение за успехи, игра «Я - экскурсовод», во время которой дети представляли свои творческие работы [13].

По мнению Елены Павловны Куртенок, которая в начале 2000-х годов работала заведующей отделом природы краеведческого музея, диалог разных социальных институтов в тот период был очень плодотворным. Для детей города и района проводились бесплатные экскурсии в начале учебного года, осуществлялась разработка культурно-просветительских программ, много внимания уделялось краеведческим проектам. Музей сотрудничал с образовательными учреждениями, центрами дополнительного образования, библиотеками, комитетами по охране природы. В 2000-2003 годах осуществлялась работа экологического лагеря, основной идеей которого стало возвращение к истокам. Дети разных возрастов из города и района объединялись в творческие группы - краеведов, фольклористов, кинооператоров, журналистов, музееведов. В течение первого года осуществлялась поисковая и исследовательская работа в районе; второй год посвящался экскурсиям по историческим городам Пермского края; третий год был связан с поездкой в Санкт-Петербург -культурную столицу России, затем в Новгород, откуда началось проникновение дружины ушкуйников на великопермскую землю. Ярким событием 2003-2011 годов стала выставка «Природа. Благородство. Человек», основной идей которой было наглядное представление взаимообусловленности природы и культуры, предопределяющих друг друга. Эта же идея была реализована через серию экологических проектов и образовательную программу «Экологический набат», адресованных детям разных возрастов. С течением времени возрождались вера людей, желание восстанавливать храмы, ещё недавно служившие сугубо светским задачам. Всем миром собирали деньги на иконы, на содержание церквей, выполняли любую работу по восстановлению храмов как особого пространства, в котором люди обретают духовное равновесие [14].

В образовательных учреждениях города на рубеже ХХ-ХХ1 веков поиск путей духовно-нравственного воспитания осуществлялся через создание программ, иных по целям, структуре, содержанию; через актуализацию идей народной педагогики; через использование развивающего и воспитательного потенциала традиционной народной культуры. В качестве примера педагогического поиска представим материалы, связанные с дошкольным образованием, для которого 1990-е годы характеризовались отходом от идей единообразия и жестко регламентированных форм воспитания. Конкретные пути модернизации были определены в документах этого периода, которые задали курс на деидеологизацию воспитания, выбор и создание программ, поиск новых технологий и форм воспитательной практики, - «Концепция дошкольного воспитания», «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении».

Заведующая МАДОУ «Детский сад № 1» Елена Фёдоровна Скворцова говорит о том, что в начале 1990-х годов на базе их учреждения была открыта экспериментальная площадка по изучению педагогических условий использования народной культуры в гражданском воспитании дошкольников. Научное руководство осуществляла Людмила Валентиновна Любимова

- преподаватель кафедры философии культуры и образования Пермского областного института повышения квалификации работников образования. Содержательную основу эксперимента составляла программа «Поэтика народной культуры», реализация которой предполагала создание предметно-пространственной развивающей среды. Её организации способствовало открытие музея «Народная изба», для которого сотрудники детского сада и родители воспитанников стали собирать экспонаты по разным уголкам Пермского края: ткацкий станок купили в селе Покча, сарафан для национального костюма - в Соликамске, лапти на каждого ребёнка заказывали в Кунгуре. Народные костюмы для детей сшила замечательная швея - Елена Геннадьевна Пищагина. Экспонатами музея стали предметы быта

- самотканые половики и постельные принадлежности, рушники, утюги, посуда, старинные часы, самовары, детская люлька, куклы в женской и мужской одежде. В красный угол «Народной избы» поставили икону Николая Чудотворца, подаренную протоиереем отцом Владимиром. Воспитателями Надеждой Васильевной Федюковой и Любовью Андреевной Рядкиной были сделаны макеты старинных зданий и церквей. В музее проходили занятия с детьми старшего дошкольного возраста, где они знакомились с историей и культурой города, обрядовыми праздниками и народными традициями. Девочки занимались ткачеством, а мальчики осваивали навыки плетения из ивовых прутьев. Занятия заканчивались чаепитием с пирогами и сладостями, что создавало особую атмосферу заботы о тех, кто рядом, и любви к ним [15].

В работе с детьми и родителями, как замечает Надежда Васильевна Федюкова, широко использовались народные игры и праздники традиционного календаря. Год начинался с Рождества, затем отмечали основные праздники весенне-летнего, осеннего и зимнего циклов. В День славянской письменности и культуры говорили с детьми о славянских первоучителях - Кирилле и Мефодии, посещали гимназический класс в выставочном зале краеведческого музея, проводили познавательные игры. Идеи бережного отношения к природе находили отражение в праздновании Троицы, в завивании березы, украшении её лентами, почитании как именинницы. Целебные свойства берёзы и лечебных трав закрепляли в театрализованном представлении «Как берёзка зверей лечила», через составление букетов и гербариев из мяты, зверобоя, иван-чая, малины. 7 июля проводили праздник Ивана Купалы. Педагоги выбирали поляну на реке Саженке, куда вывозили детей. В течение всего дня герои сказок и фольклорные персонажи проводили игры. В августе отмечали Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы, связанные с освящением плодов нового урожая. День Воздвижения, который в народе был началом капустных вечёрок, организовывали совместно с родителями. Проводилась выставка рецептов и готовых блюд из капусты. В детском саду пекли капустный пирог, пели песни и частушки, водили хоровод «Вейся, вейся, капустка моя». Осенью отмечали Покров и Кузьминки: наблюдали изменения в природе, устраивали игры, соответствующие тематике праздников, исполняли народные песни; на Екатерину-санницу детей знакомили с разновидностями саней, проводили санные соревнования. Календарный год завершался подготовкой к новогодним праздникам [16].

Формированию интереса к традиционному наследию способствовало включение в работу с детьми различных жанров музыкального фольклора. В детский сад на должность методиста по народной культуре была приглашена Наталья Геннадьевна Мироненко, специалист районного Дома культуры. В беседе с нами она рассказала о том, что занятия с детьми проводила в «Народной избе», знакомила их с простейшими шумовыми инструментами: трещотками, ложками, глиняными свистульками; разучивала колыбельные песни, которые дети исполняли на местном диалекте, укачивая куклу в люльке. Постепенно усложняли и музыкальный материал, и формы работы. В Доме культуры был организован фольклорный ансамбль «Бассенько», в состав которого вошли дети от 4-5 до 18 лет. Репертуар состоял из фольклорного театра и хореографии, вербального и инструментального фольклора, композиций на темы исторических преданий. В 2003 году фольклорное представление «Легенды земли Чердынской», созданное совместно с членом Союза писателей России Светланой Юрьевной Володиной, было удостоено премии губернатора Пермского края в сфере культуры и искусства. Одной из сложных организационных форм стала реконструкция чердынского свадебного ритуала, что дало возможность обращения к семейным традициям нашего края. Ансамбль много гастролировал и выступал на конкурсах различного уровня. В 2008 году решением Министерства культуры Пермского края он получил звание «образцовый» [17]. Подчеркнём тот факт, что мотивом самореализации детей в таких творческих коллективах является духовное измерение, в котором мера определяется положительным нравственным поступком, посвящённым другим людям.

Изучение материалов показало, что православной педагогикой, в которой смысл бытия определяет Слово, был накоплен существенный опыт освоения детьми таких ценностей, как эстетика мысли и слова. В этом направлении из опыта прошлого используются такие формы духовно-нравственного воспитания, как духовное пение, знакомство со святоотеческой литературой, просветительские беседы, выступления детей на праздничных концертах, подготовка рождественских спектаклей и праздников. Главный хранитель чердынского музея Ирина Николаевна Копытова отмечает эффективность проведения детской православной конференции. Одна из них, посвящённая 700-летию духовного собирателя русского народа Сергию Радонежскому, состоялась в Чердыни 7 ноября 2014 года по благословению митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия. Конференция объединила детей четырёх воскресных школ из Березников, Усолья, Чердыни и посёлка Ныроба Чердынского района, духовников, преподавателей воскресных школ, родителей, сотрудников музея. Каждый из участников смог выразить своё отношение к Сергию Радонежскому и поделиться собственным духовным опытом. Дети выбирали направления работы - историко-краеведческое, историко-биографическое, художественно-эстетическое, литературное - и представляли исследовательские работы о церквях, часовнях, иконах Северного благочиния в честь преподобного Сергия Радонежского, театрализованные выступления, музыкально-литературные композиции, детские самостоятельные произведения, стихи и сочинения [18].

В заключение отметим, что культурное пространство Чер-дыни представляет собой духовный опыт многих поколений, в котором интегрируются православные традиции, культура и образование. Именно православие веками наполняло и продолжает наполнять жизнь людей этой земли общечеловеческими ценностями. Длительную социально-педагогическую апробацию прошли педагогические идеи, без которых результативная организация духовно-нравственного воспитания не представляется возможной. Особо выделим выработку механизмов социально-педагогического партнёрства и диалог различных социальных институтов, объединённых общей воспитательной задачей. Весомый вклад в создание культурного пространства исторического города внесли как духовные, так и светские учреждения, опыт которых по ряду показателей можно рассматривать как имеющий определяющее значение для духовного становления человека. Свою актуальность сохраняют педагогические идеи, связанные с культурной средой образовательных учреждений, с умножением форм духовно-нравственного воспитания, в которых приоритетом является индивидуально-личностное развитие и нравственный поступок, с включением в образование различных видов деятельности, способствующих воспитанию человека. Дальнейшее изучение темы может идти в контексте рассмотрения традиций православной педагогики Чердынской земли как целостной системы становления личности.

Библиографический список

1. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века: лекции по педагогической антропологии и философии образования. Москва: УРАО, 1998.

2. Богуславский М.В. XX век российского образования. Москва: ПЕРСЭ, 2002.

3. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2003.

4. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. Исторические психолого-педагогические очерки. Самара: Самарский информационный концерн, 1998.

5. Протасова Е.В. Система образования на Урале до 1917 года. Система образования на Урале и уровень образованности населения региона до 1917 года: монография. Логунова Н.В., Мазитова Л.Л., Протасова Е.В. Соликамск: СГПИ, 2013; Глава 1: 7-105.

6. Куртенок Е.П. К вопросу о влиянии искусства на духовно-нравственное воспитание жителей Чердыни на рубеже XIX-XX вв. Формирование духовно-нравственных ценностей посредством искусства. Сборник докладов и сообщений. 19 сентября. Чердынь, 2015: 1-4.

7. «Фильм! Фильм! Фильм!». Выставка в МБУ «Чердынский краеведческий музей имени А.С. Пушкина». Л.А. Негматова, Е.Г. Шишиги-на. 2016.

8. Муниципальное бюджетное учреждение «Чердынский краеведческий музей имени А.С. Пушкина». Available at: http: // museum-cherd.ucoz.com/index/0-2

9. Протасова Е.В. Чердынская женская гимназия: педагогический опыт и традиции (1872-1918 гг.). Педагогическое образование в России. 2014; 8: 49-53.

10. Конюхов Николай Петрович. ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия Available at: http: // drevo-info.ru/articles/21184/html

11. Чагин Г.Н. Музей истории веры. Материалы научной конференции. Чердынь, 2001: 4-7.

12. Воспоминания М.И. Ветчаковой. Записаны Е.В. Протасовой. Чердынь Пермского края, 2016.

13. Воспоминания Е.Г. Шишигиной. Записаны Е.В. Протасовой. Чердынь Пермского края, 2016.

14. Воспоминания Е.П. Куртенок. Записаны Е.В. Протасовой. Чердынь Пермского края, 2016.

15. Воспоминания Е.Ф. Скворцовой. Записаны А.В. Гилевой. Чердынь Пермского края, 2016.

16. Воспоминания Н.В. Федюковой. Записаны А.В. Гилевой. Чердынь Пермского края, июль 2016 г.

17. Воспоминания Н.Г. Мироненко. Записаны А.В. Гилевой. Чердынь Пермского края, 2016.

18. Копытова И.Н. Детская православная конференция Северного благочиния «Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в моей жизни», посвящённая празднованию 700-летия со дня его рождения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 19-20 ноября. Соликамск: СГПИ, 2015: 131-133.

References

1. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskie techeniya v nachale XX veka: lekcii po pedagogicheskoj antropologii i filosofii obrazovaniya. Moskva: URAO, 1998.

2. Boguslavskij M.V. XX vekrossijskogo obrazovaniya. Moskva: PERS'E, 2002.

3. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2003.

4. Svyaschennik Evgenij Shestun. Pravoslavnaya pedagogika. Istoricheskie psihologo-pedagogicheskie ocherki. Samara: Samarskij informacionnyj koncern, 1998.

5. Protasova E.V. Sistema obrazovaniya na Urale do 1917 goda. Sistema obrazovaniya na Urale i uroven' obrazovannosti naseleniya regiona do 1917 goda: monografiya. Logunova N.V., Mazitova L.L., Protasova E.V. Solikamsk: SGPI, 2013; Glava 1: 7-105.

6. Kurtenok E.P. K voprosu o vliyanii iskusstva na duhovno-nravstvennoe vospitanie zhitelej Cherdyni na rubezhe XIX-XX vv. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostejposredstvom iskusstva. Sbornik dokladov i soobschenij. 19 sentyabrya. Cherdyn', 2015: 1-4.

7. «Fil'm! Fil'm! Fil'm!». Vystavka v MBU «Cherdynskij kraevedcheskijmuzejimeni A.S. Pushkina». L.A. Negmatova, E.G. Shishigina. 2016.

8. Municipal'noe byudzhetnoe uchrezhdenie «Cherdynskij kraevedcheskij muzej imeni A.S. Pushkina». Available at: http: // museum-cherd. ucoz.com/index/0-2

9. Protasova E.V. Cherdynskaya zhenskaya gimnaziya: pedagogicheskij opyt i tradicii (1872-1918 gg.). Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2014; 8: 49-53.

10. Konyuhov Nikolaj Petrovich. DREVO. Otkrytaya pravoslavnaya 'enciklopediya Available at: http: // drevo-info.ru/articles/21184/html

11. Chagin G.N. Muzej istorii very. Materialynauchnojkonferencii. Cherdyn', 2001: 4-7.

12. Vospominaniya M.I. Vetchakovoj. Zapisany E.V. Protasovoj. Cherdyn' Permskogo kraya, 2016.

13. Vospominaniya E.G. Shishiginoj. Zapisany E.V. Protasovoj. Cherdyn' Permskogo kraya, 2016.

14. Vospominaniya E.P. Kurtenok._Zapisany E.V. Protasovoj. Cherdyn' Permskogo kraya, 2016.

15. Vospominaniya E.F. Skvorcovoj. Zapisany A.V. Gilevoj. Cherdyn' Permskogo kraya, 2016.

16. Vospominaniya N.V. Fedyukovoj. Zapisany A.V. Gilevoj. Cherdyn' Permskogo kraya, iyul' 2016 g.

17. Vospominaniya N.G. Mironenko. Zapisany A.V. Gilevoj. Cherdyn' Permskogo kraya, 2016.

18. Kopytova I.N. Detskaya pravoslavnaya konferenciya Severnogo blagochiniya «Duhovnoe nasledieprepodobnogo Sergiya Radonezhskogo v moejzhizni», posvyaschennaya prazdnovaniyu 700-letiya so dnya ego rozhdeniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 19-20 noyabrya. Solikamsk: SGPI, 2015: 131-133.

Статья поступила в редакцию 06.10.16

УДК 111.85

Ezhov V.S., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: ezhov@sibsutis.ru

Nosova I.V., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: nvi_iris@inbox.ru

I. KANT'S AESTHETICS IN FORMATION OF IDEAS OF PHILOSOPHY OF CULTURE. In the article updated ideas of thinkers about philosophy of culture of the past through the dominant concepts of I. Kant's aesthetics have been studied. The authors state a case study problem of formation of philosophical ideas in the history of culture and make an attempt of its actualization through a philosophical and aesthetic model. Appealing to the aesthetic aspect allows a new consideration of the relationship of the logical and ethical objectivity. The authors' conceptual approach determines the formation of the scientific search for the origins of aesthetic consciousness that promotes understanding and the deepening of the knowledge of the specifics of the aesthetic, conceptual definition. The analysis of ideas of formation of the philosophy of culture among philosophers is intended to reveal profound significance and prospects of realization of these ideas in the modern philosophy of culture.

Key words: culture, aesthetics, Kant, integrity, intelligence, freedom, nature, historical progress.

В.С. Ежов, д-р филос. наук, проф., Сибирский государственный университет телекоммуникации и информатики, г. Новосибирск, E-mail: ezhov@sibsutis.ru

И.В. Носова, канд. социол. наук, доц., Сибирский государственный университет телекоммуникации и информатики, г. Новосибирск, E-mail: nvi_iris@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.