86
• ••
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
УДК 37(471.67)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАСУЛА ГАМЗАТОВА
© 2008 Мирзоев Ш.А., Абдулатипова Э.А., Мирзоева А.Ш.
Дагестанский государственный педагогическийуниверситет
Творчество Расула Гамзатова, вобравшее талант, мудрость народов Дагестана, является важным средством духовно-нравственного воспитания детей. В статье раскрываются возможности использования этнокультурного потенциала произведений в процессе школьного обучения и воспитания.
Rasul Gamzatov’s creative activity, imbibed Daghestanian peoples’ talent, wisdom, is an important facility for children’s spiritual-moral upbringing. The possibilities of the using his works’ ethnic cultural potential are revealed in the article in the process of the school education and upbringing.
Ключевые слова: духовная культура, нравственное воспитание, этнокультурный потенциал, Расул Гамзатов.
Keywords: spiritual culture, moral education, ethnic cultural potential, Rasul Gamzatov.
В условиях общественнополитического и социально-
экономического переустройства нашему государству нужна система образования, ориентированная на вхождение в мировое образовательное пространство, позволяющая сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания личности гражданина. Необходимость использования духовно - нравственного потенциала в воспитании подрастающего поколения подчеркивается в таких основополагающих документах, как выступление президента РФ «О стратегии развития России до 2020 года», Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации российского образования и др.
Люди, я прошу вас - ради Бога, -Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много.
Опасайтесь потерять друзей.
Расул Гамзатов
Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит весомый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе. Образование нацелено на воспитание такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, человека, который становится не просто созерцателем духовно-нравственной культуры, но и ее ценителем и созидателем на благо нынешних и грядущих поколений.
Психолого-педагогические науки •••
О решающей роли духовнонравственной культуры и ее значении в формировании личности говорили выдающиеся мыслители, просветители, философы и педагоги всех времен и народов. В трудах современных учёных-педагогов (К. А. Абульханова-Славская, Е. П. Белозерцев, 3. Т. Гасанов, И. Ф. Гончаров, С. Ф. Иванов, Д. М. Маллаев, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.) уделяется особое внимание проблемам духовно-нравственного воспитания, как воспитания, формирующего внутренний мир личности.
Что крайне важно, ученые Е. И. Власова, И. Ф. Гончаров, Н. Д. Ни-кандров, Л. Н. Погодина и другие связывают духовное воспитание личности с традиционной народной культурой. В трудах Г. Н. Волкова, М. С. Жирова, М. А. Никитиной, М. Ю. Новицкой, Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой представлено духовнонравственное воспитание средствами народной педагогики. Г. Н. Волков вывел систему духовно-
нравственного формирования детей и молодежи на основе этнопедагоги-ческих идей. Дагестанские ученые-педагоги Б. Ш. Алиева, М. А. Асель-деров, 3. М. Магомедова, А. М Магомедов, Ш. А. Мирзоев, Т. Г. Саидов, Р. Н. Омарова, Р. М. Пашаева, 3. Я. Якубов в своих трудах раскрыли возможности и пути использования народной педагогики в различных направлениях воспитательной работы в школе.
Значительный вклад в раскрытие проблемы духовно-нравственного воспитания средствами художественной культуры и художественной литературы внесли такие ученые, как М. М. Байрамбеков, Г. И. Беленький, И. С. Збарский, В. Я. Коровина, Т. Ф. Курдюмова, Н. Я. Мещерякова, И. М. Раджабов, Т. Я. Шпикалова, Е. В. Шорохов и другие.
Нужно заметить, что воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин вообще и литературы в частности достаточно велик. Он позволяет
87
сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и нравственных и духовных качествах, присущих людям. Вместе с тем различные направления урочной и внеурочной работы по литературе, внеклассная и внешкольная деятельность помогают воспитанию нравственных качеств личности школьника, поскольку в этом случае духовное развитие школьника «питается» важнейшими, необходимыми источниками. Это позволяет формировать у учащихся многообразие чувств и суждений, расширить круг их общения с другими людьми, с миром литературы, истории и искусства, учить правильному отношению к другим людям: милосердию, любви, великодушию, мужеству, трудолюбию, терпимости, простоте, стремлению познать истину.
Несмотря на повышенный интерес к проблеме, пути использования возможностей народной педагогики, в частности духовно-нравственного потенциала народной педагогики, нашедшей отражение в художественных произведениях выдающихся поэтов и писателей, определены недостаточно. Это касается и этнокультурного потенциала творчества Народного поэта Дагестана Расула Г амзатова.
О жизни и творчестве Расула Гамзатова написаны и изданы значительные книги известных литературоведов: К. Абукова, В. Дементьева, В. Огнева, С. Хайбулаева К. Султанова и др. О нем сняты документальные и телевизионные картины: «В горах мое сердце», «Кавказец родом из Цада», «Белые журавли», «Расул Гамзатов и Грузия» и др. По его произведениям сняты художественные фильмы «Горянка» и «Сказание о храбром Хочбаре». В нашей стране и более чем 70 странах мира
88
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
опубликованы такие широко известные произведения поэта, как «Мой Дагестан», «Горянка», «Разговор с отцом», «Год моего рождения»,
«Остров женщин», «Слово о старшем брате», «Дагестанская весна», «Солдаты России», «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Четки лет», «Две шали», «Письмена» и многие другие. Дагестан, его люди, история, традиции, ценности, легенды и предания стали известны всему миру благодаря Расулу. Его философия была философией добра, его поэзия была поэзией любви, и именно поэтому они стали близки и дагестанцам, и кубинцам, и индусам, и англичанам, и россиянам, и многим другим народам, которые еще при жизни поэта получили счастливую возможность прочесть его произведения в переводе на свои языки.
Творчество Р. Г. Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа. Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую и мировую литературу. Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности, они отмечены не только жанровым многообразием, оригинальностью, но и глубиной мысли и чувств. Творческая и общественная деятельность Р. Г. Гамзатова была пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом, поддерживал его усилия по сохранению мира и согласия в обществе, братской дружбы дагестанцев со всеми народами Российской Федерации.
По творчеству Расула Гамзатова проведен ряд научных исследований, написаны литературоведческие монографии. Однако трудно найти среди них работы педагогической направленности, хоть в какой-то мере позволяющие выявлять, осмысливать, по-
• ••
нимать и использовать в учебновоспитательном процессе колоссальный этнокультурный потенциал, сконцентрированный в произведениях поэта, нацеленный на формирование морально-этического облика настоящего человека. Анализ литературоведческой, художественнопублицистической, психолого-
педагогической литературы, учебновоспитательного процесса школ республики позволяет выявить противоречие между необходимостью духовно-нравственного воспитания личности современного школьника и недостаточным использованием колоссальных возможностей этнокультурного потенциала произведений великого поэта в учебно-воспитательном процессе.
Творчество Р. Гамзатова - неисчерпаемый кладезь сокровенных народных идей и взглядов, специально нацеленных заботливым разумом поэта на решение задач духовнонравственного воспитания учащихся. В ряде произведений Р. Гамзатова («Мой Дагестан», «Горянка», «Разговор с отцом», «Слово о старшем брате», «Дагестанская весна», «Солдаты России», «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Четки лет» и многие другие), включенных в программу по дагестанской литературе, сконцентрированы идеи народной философии любви к ближнему, обездоленному, что делает их поистине неисчерпаемыми в освещении дагестанских народных нравственных эталонов. Они являются как бы своего рода противоядием негативным явлениям нынешней реальной действительности, эгоизму, черствости, бездуховности, зачастую проявляющимся среди современной молодежи. А между тем, следует заметить, что истоки духовных ценностей Р. Гамзатов видел в самобытности родного края, родного народа. Мысли дагестанцев по вопросам воспитания молодого поколения, педагогический гений народа, наиболее значимые компоненты горского кодекса
Психолого-педагогические науки •••
чести - ях1а, намуса (чести и совести), подкрепленные богатым и мудрым горским фольклором и издревле ценимые поколениями дагестанцев, отражены во многих произведениях Р. Гамзатова. При умелом и системном использовании этнокультурного потенциала произведений Р. Гамзатова в школе можно добиться значительного повышения уровня духовнонравственного воспитания учащихся.
Однако анализ опыта литературного образования ряда школ показывает, что учителя часто ограничиваются лишь чтением произведения, краткой беседой по содержанию, увлекаются только некоторым анализом идейного содержания произведения, не раскрывая при этом присущий многим произведениям Р. Гамзатова подтекст, философский смысл, этические идеи и помыслы, особенно это касается лирических миниатюр (четверостишия, восьмистишия, надписи и т.д.) и книги поэта «Мой Дагестан».
А между тем передовая методика показывает, что изучение произведений малой формы требует больших профессионально-
педагогических умений и навыков и представляет особую социальную важность, т.к. в них непосредственно заложены сокровенные народные идеи, взгляды и исторический опыт духовно-нравственного формирования личности настоящего человека. Отсюда возникает необходимость максимального учета в учебновоспитательном процессе соответствия идей, взглядов, помыслов поэта интересам и возрастным особенностям школьников. Учащихся 5-6 классов, например, при знакомстве со стихами Р. Гамзатова больше интересуют отдельно взятые картины и образы, а мысли, моральноэтические взгляды, воспитательные идеи поэта большей частью остаются без внимания. Исходя из этого, в 5-6 классах возникает необходимость учить детей глубоко осмысливать, понимать, оценивать, обобщать отношение автора к изображаемому.
89
Чтобы добиться наиболее глубокого усвоения школьниками произведений Расула Гамзатова, чтобы привить им чувства человеколюбия, гражданственности, патриотизма, необходимо знать и учитывать национальнорегиональные особенности становления Расула как гражданина, поэта, миротворца.
Наиболее полно и многосторонне творчество Расула Гамзатова изучается в старших классах. Чем старше школьники, тем сильнее их интерес к поэзии и прозе Р. Гамзатова, тем внимательнее относятся они к внутреннему миру поэта. У них обостряется интерес к собственной личности, поэтому в творчестве поэта их больше привлекает образность, они обращают внимание на мысли и чувства, созвучные их собственным переживаниям. Старшеклассников интересуют сложные философские проблемы, богатство и глубина мыслей. Исходя из возрастных особенностей учащихся, в 1011 классах, например, больше внимания при знакомстве с творчеством Р. Гамзатова нужно уделить внутреннему миру героев его произведений, мотивам их поступков и через близкое знакомство с чувствами и переживаниями литературных образов более эффективно проводить дальнейшее формирование духовно и нравственно богатой личности. Благодатным материалом для этого является как лирика Р. Гамзатова, так и его книга «Мой Дагестан». Здесь через личность поэта, через образы его литературных героев, особенно таких колоритных, как Гамзат Цадаса, Абуталиб Гафуров, Сулейман Стальский, имам Шамиль, воплощающих самые лучшие человеческие качества, можно выйти на нравственные проблемы, акцентировать внимание на преемственности поколений.
Материалы нашего исследования позволяют определить разнообразие методических приемов, форм и средств, использование которых обеспечивает оптимальное применение этнокультурного потенциала
90
• ••
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
произведений Р. Гамзатова в формировании у подростков общечеловеческих и традиционно ценимых народами Дагестана нравственных качеств и поведения, соответствующих моральным принципам современного дагестанского и российского общества.
Нами определены примерная модель процесса духовно-
нравственного воспитания школьников на произведениях Р. Гамзатова, этнокультурные ценности, представленные в творчестве поэта, на которое нужно акцентировать внимание учащихся.
Основным лейтмотивом народного воспитания является ориентация на все общественно значимое, положительное, высоконравственное. В результате жизнедеятельности в горах сформировались понятия «горцы», «горство». Географическая среда, природа, климат горного края оказали влияние на облик, характер горца, на сферы его жизнедеятельности, определили своеобразный этнический облик. Он проявляется в материальной и духовной культуре, созданной народом. Во всей этой культуре одна общая тенденция: придать всему, с чем соприкасается горец, наряду с прочностью, эстетичность и гармонию. И не зря, обращаясь к своим сородичам, переселяющимся на плоскость согласно политике правительства, Расул Гамзатов давал напутствие:
Горцы, вы с новой свыкаясь судьбою,
Переходя на равнинный простор, Горство свое захватите с собою, Мужество, дружество, запахи гор. («Горцам, переселяющимся с
гор», пер. Н.Гребнева)
Поэт просит своих земляков везде, во всех случаях сохранять свой облик, менталитет. В процессе изучения произведений поэта важно, чтобы учащиеся перечисляли, какие качества, черты характера надо воспитывать в себе, чтобы быть человеком, по меркам народа. Это появле-
ние таких качеств, как любовь к родной земле, уважение к старшим, товарищество, дружба и др. Народное воспитание начинается (а это ярко прослеживается во всем творчестве Р. Гамзатова) с требования: «Будь человеком!». Такое короткое, но весьма емкое требование выдвигали перед ребенком, как только он начинал что-то понимать. Под словом «человек» горцы подразумевали носителя определенного кодекса морали и этики поведения в обществе и быту. Знание этого кодекса не является привилегией кого-либо - его должен постичь каждый, ибо без знания этих правил невозможно жить в горах - это первосуть представлений человека гор о чести, человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом, народом. Отсутствие в человеке хотя бы одного из этих представлений влекло за собой потерю уважения к нему как к личности... Словом, чтобы беречь простое, но гордое имя Человека до последних дней жизни, горцы прибегали, прежде всего, к воспитательной силе слова Человек. Очень удачно выразил методику такого воспитания народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: «Горец клянется: Человеком родился - Человеком умру!»; Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком»; Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня»; Осуждение горцев: «Не тратьте на него слов. Он же не человек»; Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека» (Р.Гамзатов «Мой Дагестан»). Исходя именно из этих общенародных требований, неоценимы мудрые слова Р. Гамзатова, обращенные к молодежи: «Будьте, прежде всего,
людьми - мой главный совет молодежи. Человек - первая драгоценность, необходимость и великое чудо».
В произведениях Р. Гамзатова, изучаемых в школах Дагестана, сконцен-
Психолого-педагогические науки •••
трирован богатый потенциал духовнонравственного содержания, множество подходов и оттенков в решении нравственных проблем, например, таких, как совесть, честь, долг и т.д. Долг перед родиной и всем человечеством. Осознание этого долга - вот путь нравственного развития героев Р. Гамзатова. На примере творчества народного поэта в поисках ценностных ориентиров при формировании личности педагог вольно или невольно обращается к истокам народной педагогики - к апробированном народом методу этической беседы. Как в народной педагогике, так и при изучении литературы народов Дагестана - это самый распространенный и действенный метод воспитания. Беседу, например, можно провести после знакомства с небольшой сценкой из аульской жизни, воссозданной Р. Гамзатовым в книге «Мой Дагестан»: «Старик, похожий чем-то на моего отца, отдал мне повод. Маленькая быстроногая девочка протянула мне плеть. Горянка из соседней сакли нарочно вышла мне навстречу с кувшином, полным воды. Тем самым она пожелала мне доброго пути. И каждый, мимо кого я вел вдоль аула своего коня, пропускал меня и говорил: «Счастливого пути, бахарчи» и т.д.
Путем эвристической беседы выясняется, что это один из народных обычаев, в котором заключаются внимание, забота о человеке, помощь ему и поддержка, начиная с мелочей, т.е. уважение общества к отдельно взятой личности и ответное уважение человека к обществу, которое в данном случае, как сознают учащиеся, выражено в том, что отъезжающий не садится на коня в ауле и не торопится, чтобы аульчане не подумали, что он спешит расстаться с ними. И таких сценок, притч, легенд, преданий великое множество в творчестве Р. Гамзатова. И в каждой из них ученик находит не одну добродетель, утвержденную в народе.
В ходе урочных и внеурочных занятий по произведениям Р. Гамзато-
91
ва учителю надо использовать и такие нравственно нацеленные методы и средства народной педагогики, как совет, разъяснение, одобрение, осуждение, поощрение, требование, контроль и другие, что сыграло значительную роль в духовнонравственном становлении самого поэта под влиянием мудрого отца поэта и мыслителя Гамзата Цадасы.
Народная методика, оживленная Р. Гамзатовым, предусматривает формирование у детей умений и навыков различать грани между нравственностью и безнравственностью. Школьники должны уяснить, что считается нравственным, а что - безнравственным. Они должны прийти к выводу о том, что нравственный поступок - это поступок, который согласуется с чувствами, стремлениями, интересами большинства и не противоречит нормам поведения, бытующими среди людей. Этому учат примеры из произведений Р. Гамзатова, из его собственной жизни, из жизни знакомых и родных, а также сверстников поэта. Школьники должны уяснить, что нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные привычные нормы поведения. Благодатным материалом служат произведения Р. Г амзатова «Журавли», «Старые горцы», «Солдаты России», «Восьмистишия», «Колокол Хиросимы», «Мой Дагестан», где рассматриваются вопросы воспитания у человека благородного, возвышенного чувства любви к родине, своему народу, защите отечества от врагов, к чему должны быть готовы все: и мужчины, и женщины, и дети. Произведение «Солдаты России» позволяет вести задушевную беседу о мужестве, чести, благородстве наших солдат. Как и легендарные народные герои Хоч-бар, Парту Патима, Шамиль, Мурта-зали, бойцы здесь осуждают трусость, малодушие, поощряя в то же
92
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
время такие моральные качества личности, как храбрость, мужество, достоинство. На примере героев Дагестана, упоминаемых в произведениях Р.Гамзатова, школьники уясняют, что каждодневная забота о ветеранах войны - это долг всех людей, особенно молодежи, ей надо равняться на них.
В процессе нашего исследования школьникам, например, давались индивидуальные задания встретиться с заслуженными людьми, ознакомиться с их жизнью, записать их воспоминания, затем эти записи подробно разбирались, отмечались достоинства и недостатки проведенной работы. Ставилось задание выписать из «Моего Дагестана» афоризмы, пословицы и поговорки, притчи, легенды и т.п., затем прокомментировать их в соответствии с всенародной характеристикой. Целью было научить детей внимательно читать произведения устного народного творчества, на примере тех, которые нашли применение в творчестве Р. Гамзатова. В результате проведенной нами работы повысился интерес учащихся к творчеству Р. Гамзатова, они стали глубже вникать в суть произведений народного поэта; значительно повысился интерес к произведениям устного народного творчества, особенно к пословицам и поговоркам, а также к традициям и обычаям народов Дагестана; школьники начали лучше понимать народные созидательные идеи, в речи определенной части учащихся стали появляться отдельные афоризмы, пословицы и поговорки, уместно применяемые ими в обыденной жизни.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. Этнокультурный потенциал произведений Р. Гамзатова - это важнейший фактор активизации процесса формирования личности учащихся на уроках дагестанской литературы, закладывающий основы гуманистического мировоззрения и духовно-
нравственного воспитания школьников.
2. Процесс духовно-нравственного воспитания школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова проходит более продуктивно под воздействием межпредметных связей (с русской литературой, родным языком, историей, географией Дагестана, традициями, обычаями, культурой Дагестана, музыкой, изобразительным искусством).
3. Работа по духовно-
нравственному воспитанию учащихся должна проходить с учетом художественных особенностей изучаемого произведения, специфики возрастных особенностей учащихся, их интересов к нравственным проблемам современности.
4. Эффективность духовно-
нравственного воспитания на разных этапах усвоения произведений Р. Гамзатова зависит от целостной методической системы, включающей преемственность обучения, выбор оптимальных путей, методов и приемов обучения, взаимосвязь всех этапов постижения произведения, выявление в нем этнокультурного потенциала, а также единства классных и внеклассных форм работы.
5. В духовно-нравственном воспитании учащихся большое значение имеет личность педагога. Учитель должен не только быть хорошим профессионалом, но и учитывать влияние семьи, социальной среды и сделать это влияние благоприятным. Личность педагога, его пример как воспитателя, единство его слова и дела, сочетание в нем требовательности с уважением к личности школьника, создание нравственной атмосферы на урочных и внеурочных занятиях, а также знание основ этно-педагогики - залог успеха в духовнонравственном воспитании учащихся на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова.
Психолого-педагогические науки
• ••
93
Примечания
1. Абдулатипова Э.А. Духовно-нравственный потенциал творчества Расула Гамзатова//Среднее профессиональное образование (теоретический и научно-методический журнал). М., 2007, №4.
2. Гамзатов Г.Г. Дагестан: духовное и художественное наследие. Махачкала: ДНЦ РАН, 2004. 3. Гамзатов Р. Собр. соч. в 8-ми т. М. : Сов. писатель, 2003. 4. МаллаевД.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей//Поиск истины - Дагестан. 2003. №9-10. 5. Мансурова А.М. Предназначенье. О творчестве Расула Гамзатова. Литературнотворческое эссе. М., 2003. 6. Мастерство Расула Гамзатова. Сб. статей. Махачкала: ДФАН СССР, 1986. 7. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 8. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2005. 9. Наровчатов С. Чувство и слово//Слово о Расуле Гамзатове. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973. 10. НюдюрмагомедовА.Н. Синтез нравственных ценностей в многокультурном образовательном пространстве. Махачкала: ДГУ ИВЦ, 2005. 168 с. 11. Поэт аула и планеты. Статьи, высказывания о Расуле Гамзатове. Махачкала: Изд. «Лотос», 2007. 12. Саидов Т.Г. Традиции народов творят человека. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. 13. Хайбуллаев С.М. Наследие и открытия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983.
Статья поступила в редакцию 28.09.2008 г.
УДК 373.1.02
БУЛАЧ ИМАДУТДИНОВИЧ ГАДЖИЕВ КАК ПИСАТЕЛЬ-КРАЕВЕД (материалы исследования школьного учителя)
© 2008 Мусаева Ш.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
В первой статье молодого ученого заявлена тема и цели исследования: показать своеобразие произведений Булача Гаджиева, известного историка, краеведа и педагога и отразить значение его деятельности в деле гражданского и патриотического воспитания.
In the young scientist's first article the subject and purposes of the study are declared: to show the originality of Bulach Gadzhiev’s works, the well-known historian, student of the regional history and teacher, and to reflect the importance of his activity in the field of civil and patriotic education.
Ключевые слова: педагог-новатор, неутомимый краевед, писатель, индивидуальный стиль.
Keywords: teacher-innovator, tireless student of the regional history, writer, individual style
Нас, современников Булача Гаджиева, не может не интересовать все о жизни и деятельности этого человека. Своими трудами, книгами он мно-
гое нам рассказал о Дагестане, о выдающихся людях, о нашей и российской истории. А теперь наша очередь рассказывать школьникам о жизни и