14. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. - 4-е изд., доп. -М., 1981.
15. Смирнов В. Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальный условиях: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2004.
16. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Избр. пед. соч.: в 2 т. - М., 1974. - Т. 1.
17. Шибанков Д. Здоровье, мудрость и сила // Спортивная неделя. - 2004. - 19 марта; 26 марта.
18. ШулейкоИ., БучаЕ. Древняя наука для современного спортсмена, или Нужна ли современным спортсменам система психофизической тренировки? // Великая эпоха. - 2008. -№ 5. - 7 марта.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ
И. В. Павлов, И. И. Павлова
В статье представлены программные вопросы и направления духовно-нравственного воспитания курсантов в целостном педагогическом процессе вуза в ходе преподавания всех учебных дисциплин, участия в разнообразной внеаудиторной, общественно полезной работе.
Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, мораль, общество, нормы, сознание, развитие личности.
Духовность с материалистической точки зрения означает индивидуальную выфаженность в системе мотивов личности двух фундаментальный потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». Под духовностью подразумевается преимущественно первая из этих потребностей, под душевностью - вторая.
Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т. е. «с душой». С категорией «духовность» соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумытается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Объективная полезность духовной деятельности человека сочетается с ее субъективным бескорыстием, где наградой служат удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполненного долга. Наказанием являются угрызения совести и чувство вины. Относительная независимость познавательной деятельности от прагматических целей, а альтруистических деяний - от немедленного социального одобрения делают духовность важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых норм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования.
Духовность тесно связана с моралью, нравственностью. В науке нравственность трактуется как правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил; нравственный - соблюдающий требования нравственности, относящийся к внутренней,
духовной жизни человека. Нравственность выступает как особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения) или один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают свое обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и других нравственных ценностей. Навязытание нравственный ценностей есть насилие над свободой личности, и потому безнравственно. Для того, чтобы знания этических норм и правил не расходились с поведением, нравственность должна быть либо интериоризована, т. е. внутренне усвоена человеком, либо рационально принята им как необходимое условие. В человеческой истории рационально понятые необходимость и полезность ложились в основу нравственности гораздо чаще, чем внутренняя потребность.
Нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек должен проявлять к труду, родине, другим людям и т. д. Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности у студентов. В целом эта работа должна включать в себя построение следующих моральный отношений:
а) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральный и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; ответственность; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния; бережливость; охрана природы;
д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
е) отношение к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность; личное достоинство и т. д.
Каждое из перечисленных отношений включает в себя ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность, и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.
Нравственное воспитание студентов осуществляется в целостном педагогическом процессе вуза в ходе преподавания всех учебных дисциплин, в разнообразной внеаудиторной, общественно полезной работе.
Духовно-нравственное воспитание студентов направлено на формирование у них духовно-нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыжов и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственный явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - определяющий критерий нравственного развития личности, ее нравственной устойчивости. Нравственные чувства - это переживание своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.
В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выфаботанныге людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Организуя нравственное воспитание студентов, мы стремимся к тому, чтобы они хорошо знали:
- Основной закон, иные законодательные акты РФ, документы о модернизации системы образования;
- концепции и программы современного воспитания;
- задачи, содержание, формы, методы, средства, технологии духовно-нравственного воспитания;
- государственно-целевые программы о духовнонравственном воспитании учащейся молодежи, профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, усилении борьбы с наркоманией, формировании здорового образа жизни;
- значение морали в жизни человека и общества; духовно-нравственные общечеловеческие ценности; виды, состав, структуру морали; моральные нормы в обществе и их влияние на культуру поведения людей, на экономику, политику; программу морального самовоспитания; критерии нравственной воспитанности человека.
В Чувашском педагогическом университете им. И. Я. Яковлева и в Чебоксарском филиале Нижегородской академии МВД России несколько лет читается разработанный нами спецкурс для студентов «Нравственная культура личности». Он включает следующие темы:
1. Мораль в жизни человека в обществе.
Понятие о морали, ее сущности, функциях, роли и месте в обществе. Мораль в истории развития общества. Виды морали в обществе. Общечеловеческое и классовое в морали. Специфика и особенности морали. Противоречия в морали. Личная значимость моральных знаний.
Выщающиеся люди о морали и ее функциях.
2. Состав и структура морали, ее формирование.
Мораль как деодентическая (нормативная) логическая структура. Моральные понятия как понятия-отношения и категории нравственности, их виды и уровни усвоения, научная и структурная характеристика.
Понятие о нравственном сознании, нравственных чувствах и нравственном поведении как структурных частях и путях формирования морали, их характеристики. Нравственная мотивация как составная часть нравственного сознания. Содержание нравственного сознания и его понятийная основа. Нравственные понятия о нормах поведения, личных нравственных качествах, нравственный принципах и нравственных идеалах.
Базовые понятия морали, их содержание. Добро и зло. Долг. Совесть. Справедливость. Честь. Достоинство. Честность. Ответственность. Гуманность.
Другие группы нравственных понятий, их направления, содержание и классификации. Нравственные понятия о культуре поведения, дисциплине и этикете, честности и справедливости, об отношении к труду и собственности и др. Ценностно-нормативные понятия (дружба, добродетели и т. п.). Нравственные понятия как основа моральных норм.
Моральное сознание и нравственное требование.
Связь нравственных требований с моральными нормами и правилами.
3. Моральные нормы в обществе.
Общее понятие о моральных нормах общества как правилах и образцах нравственного поведения людей. Происхождение моральных норм.
Нравственные нормы в истории развития человеческого общества. Виды нравственных норм: правила, обычаи, заповеди, поучения, повеления, завещания, притчи, традиции, наставления, кодексы, законы, конвенции и др.
Моральная норма как нравственное требование, элемент моральных отношений и форма морального сознания человека и общества.
Нравственная норма и моральная деятельность.
Общезначимость нравственной нормы в обществе и ее индивидуальное восприятие человеком. Виды нравственных норм в современном обществе. Коллективные, групповые и индивидуальные нормы морали.
Знакомство с нравственными нормами различных государственный устройств, властнык структур, классов, идеологий, религиозных верований. Моральные нормы основных мировых религий - христианства, буддизма, ислама. Нравственные нормы в России и в СССР.
Освоение моральный норм человеком. Нравственные нормы как внутренняя потребность и привыгчка человека к их выполнению без внешнего и внутреннего принуждения. Основные пути освоения нравственный норм. Нравственное просвещение. Формирование нравственных чувств. Выфаботка навыжов и привыгчек поведения.
Формы языкового выражения моральных норм. Предписательные, оценочные и дефинитивные моральные суждения. Особенности выфажения моральных норм, принципов и идеалов при помощи моральных суждений. Логические и эмоциональные формы языка морали.
4. Мораль и другие формы общественного сознания.
Мораль как форма общественного сознания. Мораль и ее соотношения и взаимосвязи с другими формами общественного сознания и их нормативными требованиями. Мораль и политика. Мораль и право. Мораль
и религия. Мораль и искусство. Ведущая роль морали среди других форм общественного сознания.
5. Сферы влияния морали в обществе.
Понятия о нравственных сферах морали и их специфике. Мораль и труд. Мораль и этика, культура нравственного поведения, этикет. Мораль и национальные отношения. Мораль и природа (экологическая этика). Мораль и экономика. Мораль, окружающая среда и воспитание. Семейно-бытовая мораль. Роль психологии в моральных действиях людей.
6. Основные стороны морали.
Моральная деятельность и нравственные отношения. Нравственные отношения как основа взаимодействия и взаимопонимания людей, их виды (классификация). Личность и мораль. Моральный выбор. Нравы. Обыгчаи. Самовоспитание. Золотое правило нравственности.
Организация нравственных отношений людей в обществе.
Отношение человека к Родине и обществу, преданность Отечеству и патриотизм. Нравственные нормы, регулирующие отношение человека к Родине.
Отношение человека к труду, людям труда, общественному достоянию и собственности. Отношение людей к природе и забота о ее сохранности.
Отношение человека к другим людям. Проблемы товарищества и дружбы. Настоящее и ложное товарищество. Дружба как выфажение близких отношений между людьми, основанных на взаимном доверии, личной привязанности, общности жизненных интересов. Отношение человека к коллективам и группам общения. Сочетание интересов коллектива и личнык как нравственный принцип коллективного общения людей. Уважение к решениям коллектива, взаимопомощь в труде, учебе, общей деятельности, быту. Осуждение эгоизма в общей коллективной работе.
Отношение человека к самому себе. Анализ своего поведения. Особенности своего места в коллективах общения, умение соизмерять свои действия с поступками товарищей и окружающих. Стремление к самосовершенствованию. Личная ответственность. Вопросы чести, справедливости и достоинства. Нравственные ценности как форма моральный отношений общества, их виды.
Поступок как моральная ценность, как действие, отвечающее нравственным требованиям и сложившимся правилам нравственного поведения в обществе.
Нравственные понятия и личные качества, нравственные принципы и идеалы и другие представления морального сознания как разновидности нравственных ценностей человека и общества.
7. Функционирование морали в обществе.
Моральная регуляция в обществе. Моральные нормы как основной вид (тип) регуляции поведения человека. Виды и система моральных требований и норм общества. Язык морального общения и нравственное суждение. Основные формы проявления морали в обществе. Понятие о нравственных санкциях. Соотношение нравственных норм, требований и санкций. Единство нравственного сознания, нравственных чувств и поведения.
8. Нравственное развитие личности человека.
Структура нравственной деятельности человека. Моральное здоровье личности и ее нравственная культура. Изучение нравственного развития личности. Нравственное мировоззрение человека, его нравственное самосознание, самовоспитание и самопознание. Программа морального самовоспитания. Формы нравственного контроля общества и человека. Предупреждение аморальных форм поведения. Критерии нравственной воспитанности человека и выфаботка им своей нравственной позиции. Нравственный самоанализ своей деятельности и поведения.
Три темы посвящены нравственному воспитанию студентов, современным технологиям организации морального воспитания. В процессе занятий мы стремимся к тому, чтобы будущие специалисты хорошо усвоили морально-этические понятия и умели ими оперировать в своей профессиональной деятельности, в своем поведении проявляли нравственную устойчивость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. - М., 1979.
2. Бакштоновский В. И. Моральный выбор личности: альтернативы решения. - М., 1983.
3. Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. - М., 1981.
4. Богданова О. С. О нравственном воспитании подростков. - М., 1979.
5. Бондырева С. К. Нравственность. - М., 2006.
6. Гумницкий Г. Н. Нравственное воспитание: цель, условия, закономерности. - М., 1983.
7. Павлов И. В. Нравственное воспитание подростков. -Чебоксары, 2000.
8. Павлов И. В., Павлова И. И., Павлов В. И. Нравственное воспитание в поликультурной школе. - М., 2008.
9. РыбаковН. В. Моральное сознание личности. - Л., 1972.
10. Сироткин Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. - Казань, 1992.
11. Чудховский В. Э. Нравственная устойчивость личности. - М., 1981.
12. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М., 1986.