после провозглашения свободы вероисповедания в 1905 г. только 2,5 тыс. чувашей перешли в ислам42. Среди принявших ислам почти все являлись жителями смешанных и смежных с татарами-мусульманами селений.
Таким образом, утверждение православия в Чувашии растянулось на несколько веков. На каждом этапе происходили особенные специфические этнокультурные процессы. Для объективной их оценки, обобщений и выводов современный исследователь должен проанализировать всю имеющуюся литературу. Основу источниковой базы для исследования памятников православной культуры должны составлять архивные документы. Только в них можно обнаружить сведения о церквах, монастырях, иконах, других православных святынях, которые, к сожалению, потеряны для нынешнего поколения. Значительную долю полезных сведений можно извлечь из опубликованных источников,
большинство из которых пока не проанализировано. Важные сведения можно собрать непосредственно на местах в ходе научных экспедиций. Так, в 2007-2008 гг. в рамках проекта РГНФ «Православные святыни Чувашии...» нами были изучены монастыри и церкви Чувашской и Чебоксарской епархии в городах и селениях. Были собраны полевые материалы: интервью, фото, видеодокументы, аудиозаписи и т.д., которые после общения и анализа значительно дополнят современные знания о памятниках православной культуры в Чувашии. До настоящего времени публиковались материалы о памятниках православной культуры в Чувашии, но это лишь небольшая доля того, что необходимо еще сделать исследователям - историкам, этнографам, религиоведам, культурологам, филологам и т.д. Надеюсь, данная статья подскажет новые идеи и направления дальнейших научных поисков.
L.Taimasov. CULTUROLOGICAL ASPECT OF RESEARCH OF THE CHUVASH ORTHODOX CULTURE MONUMENTS.
The article considers historico-culturological aspects of research of the Chuvash orthodox culture monuments in the second half of 16th- in the early 20th countries.
Singled out are historical periods of the orthodox establishment amongst Chuvash in habitants, marked are more important, less investigated points of the orthodox cultural heritage. Stated are main sources and ideas about the use of some researched methods to receive argued generalizations and conclusions.
ТАЙМАСОВ Леонид Александрович, родился в 19Бв г., доктор исторических наук, доцент, проректор по научной работе и инновациям Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор ВБ научных трудов.
УДК 378.017.92
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)
Л.Е. Корсакова
Российской образовательно-воспитательной традиции всегда был присущ акцент духовности. Российские законы провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. А на первом месте в ряду главных общеобразовательных задач стоит удовлетворение национально-культурных
42 [Никольский Н.В.] Наиболее важные статистические сведения об инородцах Восточной России и Западной Сибири, подверженных влиянию ислама. С. 1_!У-1_У!1.
потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения.
«Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном воспитании русского духовного характера; не просто в «образовании», ибо образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения,
которыми он, - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, - и начинает злоупотреблять. Надо раз навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации.
Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь...»1.
Можно долго думать и спорить, какие именно предметы федерального и региональных компонентов закладывают эти самые основы духовного, социального, культурного развития общества и государства, отвечают национально-культурным потребностям населения и воспитывают физически и морально здоровое поколение. Статистика, подтверждающая углубление демографического кризиса и высокую детскую смертность, наркоманию и другие факты снижения духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения, убеждает в том, что таких предметов либо нет, либо их недостаточно. «...Как известно, науки делятся на общественные, естественные и технические. Но ни в одной из этих сфер знания в центре изучения не стояла и не стоит столь важная категория, как человеческая «душа», человек как духовное существо. Правда, под разными углами зрения, каждая по-своему, человеком занимается множество общественных и естественных наук - антропология, этнография, социология, медицина, демография, психология и т.д. Но даже психология, изучая внутренний мир личности, занималась, чем угодно - механизмами поведения, психическими реакциями, инстинктами, -но только не душой. Ее, как известно, не слишком интересовали чисто человеческие понятия: добро и зло, любовь и разум, совесть и т.п... Литература и искусство несравненно больше сделали для изучения души,
1 Ильин И .А. О воспитании в грядущей России // Воспитание здорового ребенка: хрестоматия в двух частях. - М.: Паломник, 2007. - С. 14-15.
2 Мамонтов А.С., Мамонтов С.П. Культурология: учебник. - М.: Гардарики, 2005. - С. 283.
3 Ильин И. А. О национальном воспитании // Воспитание здорового ребенка: хрестоматия в двух частях. - М.: Паломник, 2007. - С. 11.
4 Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 355.
чем любая из перечисленных выше дисциплин. Когда речь идет о религии, о Церкви, о теологии, то за ними стоит не только многовековой опыт подлинного человековедения, но и большая пастырская практика, чуждая любой из общественных наук и неудачно скопированная, быть может, лишь новоявленными жрецами «марксизма-лени-низма»2.
В течение последних 10-12 лет учёные, общественность и Русская Православная Церковь неустанно требуют обращения современной педагогической практики к отечественным духовным традициям, внедрения религиоведческого и духовно-нравственного содержания в образование.
«Национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. Есть глубокий, духовно верный, творческий национализм; и его необходимо прививать людям с раннего детства... Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как проявляются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, - скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын»3. Устоявшийся общественный институт - государственная система образования несёт ответственность за будущее народа и всего человечества, т.к. имеет возможности и обязана открыть оптимистическую перспективу сохранения человеческого общества и выживания человека через возрождение и укрепление традиционных форм общественного бытия: государство, церковь, творческий коллектив, семью. Такие ценности, как гражданственность, человеческое достоинство и ответственность, служение на общественном поприще в русской культуре всегда находились в тесной связи с их духовным осмыслением, в христианских мировоззренческих координатах. «В контексте культурологического подхода в воспитании нельзя обойти вниманием такие особенности русской культуры, как воспитание человека с ориентацией на духовно-нравственные ценности, развитие в нем христианской морали, соборности»4.
Главный критерий уровня развития общества - духовный мир человека, его духовно-нравственная культура. Только личность определяет культурный уровень общества. Система образования должна формировать человеческие качества, а не только «вооружать знаниями», призвана закладывать ресурсы,
которые будут реализовываться в последующей жизни отдельного человека и целого общества. От качества образования зависит, как люди будут осознавать смысл своего существования и представлять своё место в человеческом и предметном мире, на какие ценности будут ориентироваться и какие плоды принесёт их деятельность. «Главное в современной педагогике - это воспитание духовной стороны человека... Воспитание призвано оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности»5. Так Е.В. Бондаревская рассматривает воспитание как процесс возрождения человека культуры, акцентируя внимание на том, что «воспитание, понимаемое как необходимое условие социализации личности, является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранение, воспроизводство и развитие культуры; обслуживание исторического процесса смены поколений; формирование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизне-творчества»6.
Всё более убеждаемся мы, что ни установление справедливых норм сосуществования народов и отдельных членов общества, ни разумное отношение к природным ресурсам, ни реализация «спасительных» экологических программ оказываются невозможными при отсутствии соответствующих нравственно-мировоззренческих качеств.
Утрата единой общегосударственной идеологии, а вместе с ней и крушение прежней, прочной и за многие годы уже тщательно проработанной по принципу единства формы и содержания системы мировоззренческих, морально-этических и художественно-эстетических ценностей и идеалов, подорвали психолого-адаптационные и воспитательные ресурсы отечественной системы образования и нарушили единство образовательного пространства России. Не берёмся здесь давать оценку качеству утраченной идеологической системы советского государства, вопрос этот достаточно сложный и неоднозначный. Однако, в любом случае, пережитая нами резкая смена идеологии на никакую оказала разрушительное влияние на качество и образования, и воспитания, и психологического состояния формирующейся личности. В последние двадцать-тридцать лет существенный крен был сделан в сторону обучения, вследствие чего «образова-
тельный корабль» в нашей стране заметно перекосило. Достаточно отметить определение цели обучения в одном из современных учебников по педагогике, как «формирование у субъекта учения элементов осваиваемой деятельности (знаний и убеждений, необходимых для способа удовлетворения потребности), ориентировочной основы действий, потенциально необходимых для осваиваемой деятельности и навыков выполнения соответствующих ей операций, совокупность которых и составляет умение осуществлять осваиваемую деятельность»7. Высшему образованию в России никогда не был свойственен столь узкий технозированный подход к обучению, нивелирующий человеческую личность и переводящий ее в разряд машины, выполняющей определенные действия.
К счастью, образовательный опыт последних лет стал довольно разнообразным и полезным не только в смысле осознания ошибок. Современная педагогическая отечественная практика характеризуется наличием в ней богатого позитивного опыта обновления содержания образования на основе лучших отечественных культурно-образовательных традиций.
Современность характеризуется расширением культурных и экономических связей с другими народами, но вместе с тем и обострением национальных и религиозных отношений; увеличением информации о мире через средства массовой информации, Интернет, но через эти же средства - распространением насилия, безнравственности; изобилием и доступностью огромного количества философской, религиозной, художественной, искусствоведческой литературы, но одновременно - совершенно свободным и безнаказанным распространением оккультизма, сатанизма, деятельности деструктивных религиозных организаций. Агрессивному влиянию современной культуры и западной модели образования может быть противопоставлена только традиционная российская культура, основанная на нормах и ценностях Православия, тысячелетнем духовном опыте и укладе жизни.
Отметим, что в последние годы наблюдается снижение качества базового гу-
5 К. Д. Ушинский // Воспитание здорового ребенка: хрестоматия в двух частях. - М.: Паломник, 2007. - С. 253.
6 Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону, 1991. - С. 3.
7 Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы: психолого-дидактические основы преподавания. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. - С. 163.
манитарного образования, несмотря на не-прекращающиеся попытки расширения и обновления его содержания. Как видим, время требует корректировки содержания образования в пользу гуманитарных дисциплин, так как: 1) необходимо формировать культуру потребления прежде всего культуру потребления информации; 2) при наблюдаемом повсеместно упадке творческой и эстетической культуры требуется поиск путей стимулирования творческой реализации одновременно с повышением эстетической культуры (что, конечно, в свою очередь возвращает нас к проблемам нравственного образования); 3) необходимо приобщение студентов к традициям России, к её культуре, истории; 4) особого внимания требуют знания (глубокие, осмысленные, а не на уровне названий) о мировой культуре, о жизни и истории народов мира. Так, доктор богословия С. С. Куломзина, говоря о христианском воспитании детей в современном мире, отмечала: «Христианские символы, праздники и традиции в значительной степени утратили свою жизненность. Они либо уходят из нашей жизни, либо становятся объектом торговли, либо отождествляются с кулинар -ными или национальными обычаями и слишком часто сводятся к чему-то приятному, но не очень понятному... Культура от религии отделена»8. И зарубежная, и, тем более, русская культура, прежде всего её наиболее значимые пласты: поэзия, художественная литература и духовная культура, оказываются всё более недоступными, нивелированными под один массового потребления образец (для примера, русский героический эпос в жанре былин «успешно» превратился в блокбастеры и именно в таком виде вошел в культурологическое миропонимание нашей молодежи).
Но особенно опасным для отечественной культуры явлением следует признать снижение успеваемости по наиважнейшей учебной дисциплине, призванной обеспечить главным инструментом освоения культуры, т. е. русским языком. Автором статьи в разрезе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» был проведен один и тот же диктант среднего уровня сложности со студентами всех форм обучения и специальностей Чебоксарского кооперативного института. Результат, к сожалению, плачевный:
8 Куломзина С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. - М.: ОБРАЗ, 2007. - С. 3.
в словарном диктанте, состоящем из семидесяти слов, студенты допускали по тридцать шесть ошибок. Тем более досадно, что самыми безграмотными оказались студенты лингвоинтенсивной специальности «Юриспруденция». Следует отметить, что низкий уровень речевой грамотности все чаще наблюдается в любых рукописных текстах студентов. А на занятиях по «Культуре судебной речи» (на третьем курсе!) перестали быть курьезом ситуации, когда будущий юрист не в состоянии грамотно прочесть текст вслух.
Данная проблема возникла как результат снижения творческой культуры, её упорно создают нам средства массовой информации, особенно телевидение. Необходим ряд мероприятий в целях защиты русского языка, имеющего ценность не только для русского, но и других народов мира, так как многие из них благодаря русскому языку приобщились к великой русской культуре, познакомились с иными культурами, именно на русском языке многие народы в советский период начали активно заявлять о своей культуре, развивать национальную литературу.
С этой целью в рамках государственного образования целесообразно изучение истории русского языка на доступном уровне, изучение церковнославянского языка как имеющего практический выход для большинства россиян (для православных верующих людей) и дающего ключ к раскрытию семантики наиболее значимой в смысле духовного содержания части русского языка. Последнее в свою очередь имеет практическое применение даже для неверующих (или не православных) людей, так как является необходимым при изучении художественной культуры. Так ключевые для любой культуры «волшебные слова» СПАСИБО и ПОЖАЛУЙСТА, которые ежедневно в русском языке произносятся людьми, в русском языке обозначают дословно: СПАСИ ВАС БОГ - ПОЖАЛУЙСТА. «Спасибо» - включает в себя молитву о спасении души благодетеля (человек обращается к Богу с просьбой отблагодарить благодетеля и просит для него самой высокой христианской награды - спасения души), добродеятель же, произнося «пожалуйста», присоединяется к молитве о собственном спасении.
Таким образом, изучение церковнославянского языка позволит повысить общекультурный уровень молодежи. «Церковнославянский - не мертвый язык. Книги издаются на нем не как памятники для изучения, а как
необходимая составная часть ежедневного богослужения, для домашней молитвы и духовного (раньше говорили точнее: душеспасительного) чтения... Наконец, он употребляется в ныне продолжающихся традициях, медленно, но постоянно совершенствуясь, а значит, не может быть вычеркнут из новейшей истории русского литературного языка. Никто не возражает, что церковнославянский оказывает огромное влияние (осознанное, а чаще неосознанное) на язык серьезной русской литературы; но вовсе не как мертвый язык, наподобие греческого и латыни, из которых берутся корни и искусственно конструируются термины. Слова из церковных книг возвращают корни и основные значения обиходным словам, помогая правильно понимать и употреблять их»9. Тем не менее, изучение латинского языка как своеобразного смыслового терминологического стержня профессионального языка прочно вошло в практику высшего образования, а изучение в вузах (как лингвистического, так и не лингвистического профиля) церковнославянского языка как смыслового мировоззренческого стержня русского литературного (общеупотребительного, нормированного) языка даже опасно предлагать, во избежание обвинения в нарушении конституционно утвержденной свободы вероисповедания.
Вторая причина - это проблема духовно-нравственного воспитания. Распространению насилия, ранним половым влечениям, снижению поведенческой и эстетической культуры также способствуют телевидение и печатная продукция некоторых издательств. Ставшие реалиями современной российской действительности наркомания, самоубийства, сексуальная распущенность и преступность среди молодежи выдвигают на передний план государственного образования вопросы духовно-нравственного воспитания и возрождения лучших отечественных культурно-образовательных традиций. В сложившейся ситуации мы вынуждены обращаться к духовно-нравственным традициям русского народа, пытаясь найти в них сдерживающие факторы, спасительные идеалы и положительные примеры.
Вопросы межэтнического согласия, столь значимые для России, также можно и нужно решать образовательными методами. Думая о способах предупреждения конфликтов путём искоренения их причин, следует помнить о самих причинах национальных и религиозных конфликтов, а такими причинами
обычно являются: ущемление личных, национальных, религиозных интересов; невеже -ство и невоспитанность; отсутствие возможности самореализации личности (творческой, интеллектуальной, духовной). Благополучие, мирное сосуществование народов, их развитие зависят целиком от их культуры, прежде всего, духовной.
С проблемой духовно-нравственного воспитания и образования тесно связана и проблема патриотического образования. Хотелось бы подчеркнуть глобальность этой проблемы, которую следует рассматривать гораздо шире, а не сводить только к военно-патриотическому воспитанию. Каждый педагогический коллектив должен знать и всегда помнить, кого он воспитывает: гражданина-патриота, созидателя, умеющего достойно реализовать свои способности на родной земле, или разрушителя, который будет ненавидеть свою Родину и народ, среди которого он живёт. И дело не столько в задачах самого государства, сколько в благо -получии молодого человека, его психическом и нравственном состоянии, способности к самореализации. Ведь человек может быть счастливым только в любви, прежде всего, когда он сам любит.
В связи с актуальностью духовно-нравственного образования в настоящее время одной из важнейших задач является выявление позитивного педагогического опыта в этой области, изучение, корректировка и распространение его в наиболее приемлемой форме. И, конечно же, необходимо учебнометодическое обеспечение курсов. К примеру, в 2007 году автором данной статьи разрабатывался учебный курс «Основы православной культуры» для светского вуза. Такое назначение определяет во многом и особенности данного курса: универсальность тематического содержания, системность, историко-культурологический принцип подбора учебного материала и подход в преподавании, светский характер организации изучения курса.
Содержательно-тематическая универ -сальность является важной особенностью курса и обусловлена, как уже говорилось, прежде всего, его предназначением. Открытость современного российского общества и многонациональность многих районов России требуют обеспечения студентов знаниями не
9 Демидов Д.Г. О церковнославянском языке // Воспитание здорового ребенка: хрестоматия в двух частях. - М.: Паломник, 2007. - С. 156-157.
только в области родной православной культуры, но и истории и традициям инослав-ных вероисповеданий, сектантства, древних религий, современных мировых и некоторых национальных религий. Вместе с тем, большая часть учебного материала посвящена Православию, традиционной и культурообразующей религии в России.
Универсальность курса предполагает также использование разнообразной литературы, как светской, так и религиозной, в связи с этим от рецензентов учебно-методического комплекса мы получили нарекания: от духовенства Чувашии в использовании нравственных трактатов Л.Н. Толстого, от ученых-педагогов в использовании сугубо религиозной литературы.
Системность как необходимое условие успешного обучения обеспечивается не только организационной формой обучения, но в первую очередь - тщательной продуманностью постепенного погружения в предмет: от простого, более доступного - к более сложному, всё более глубокому осмыслению религиозного содержания, действенно сохранившегося до наших дней или запечатлённого в исторических и художественных памятниках мировой культуры.
Название курса подчёркивает историкокультурологический принцип подбора учебного материала и подход в обучении, наиболее применимый и надёжный в условиях светских учебных заведений. Мы ставим своей целью не загружать студентов новыми и редко применимыми знаниями, схемами и датами, а помочь детям найти ключ к раскрытию содержания культуры: религии, литературы, поэзии, изобразительного искусства, фольклора, архитектуры, языка. Что касается этического содержания, то оно присутствует в нашем курсе, но должно рассматриваться ненавязчиво, не в виде назиданий и готовых установок. В духовном смысле саморазвитие и положительный поступок при свободе выбора имеет наибольшую ценность.
В круг задач факультативного курса включено: изучение истории православной религии; изучение содержания Евангелия и основных сюжетов Ветхого Завета; изучение православной этики; изучение православного календаря; знакомство с агиографией; ознакомление с особенностями церковного искусства; изучение устроения православного храма; ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий и разных времён; знакомство с основными видами православных богослужений; изучение цер-
ковнославянского языка; формирование целостного восприятия мира; воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека; воспитание здорового образа жизни; формирование культуры общения; предупреждение возможных тупиков личностного развития; выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений; предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве. Круг задач очень широк, но, к сожалению, аудиторный курс ограничен временными рамками и неизбежно должен выходить за рамки аудитории в самостоятельное освоение материала через творческие работы студентов, многочисленные экскурсии, встречи с духовенством, с творческой интеллигенцией, с политическими лидерами и т.д.
Успех преподавания зависит от очень многих факторов, впрочем, как и любого другого курса: от качества профессиональной подготовки педагогов, их личностных качеств, обеспеченности учебно-методической литературой, демонстрационным материалом. Никаких расчётов на интуицию или «посещение духа» быть не должно. Дух гармонии и доверия присутствует там, где есть добро -совестный труд, профессионализм, уважение к формирующейся личности, учёт ее возрастных особенностей и убеждений. Очень важно понять, что в рамках учебного курса позволительно обучение, но не «апостольская» проповедь. С функциями духовной проповеди и спасения души прекрасно справляется Православная Церковь. Проповедью же каждого отдельного верующего человека должна стать его жизнь, отношение к людям.
Таким образом, для успешного преподавания курса необходимо строгое соблюдение целей, задач, рамок содержания, организационной формы, методов и приёмов обучения, соответствующих возрасту и мировоззрению обучающихся.
В целом, при обучении дисциплинам, в которых явно прослеживается наличие особого духовно-этического содержания, совершенно необходимо соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
1) приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого студента;
2) единства образовательных и воспитательных задач в рамках курса; 3) принципа равной ответственности педагога и студента за неуспех освоения материала.
Педагог может быть уверенным в том, что преподавание курсов культурологической
направленности будет успешным, если: педагог хорошо знает историю Отечества, историю религии, хорошо знает и чтит наследие православной культуры, глубоко уважает исторический и духовный опыт русского и других народов России; педагог уважает внутренний мир студента, знает возрастные особенности юношеского развития; педагог опирается не на собственные умозаключения и личный (особенно - духовный) опыт, а на исторические факты, Священное Писание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной жизни, которые могут быть доступны наблюдению; широко используется иллюстративный материал (изобразительный, литературный, музыкальный); студенты привлекаются к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; используются разные методы обучения, но ни в коем случае не применяются инновационные методы и приёмы, например: психологического (или психичес-
кого) воздействия, нейролингвистического программирования и т.п.; основное усвоение учебного материала достигается на занятии под контролем педагога. Первичной целью является духовно-нравственное воспитание молодежи посредством создания системы условий, ориентированное на традиционные культурные ценности, содействие осмыслению лучших традиций отечественной духовной культуры.
Главное помнить, что «самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни - источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победите -ля, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу, духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»10.
L. Korsakova. SPIRITUAL - MORAL UPBRINGING AS THE BASIC COMPONENT OF HIGHER EDUCATION (CULTUROGICAL APPROACH)
The article considers relevant points of spiritual — moral upbringing of students. Attention is paid to the significance of culturological disciplines in an in institutes educational process/ the problem of teaching of the optional course "The orthodox culture bases" is singled out as a separate aspect.
КОРСАКОВА Любовь Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики. В сфере научных интересов — лингвокультурологическая концепция духовно-нравственного воспитания студентов. Опубликовано более 30 научных трудов и учебно-методических работ.
УДК 316.663.2:316.346.2
МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ГЕНДЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ, МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИНИННОСТЬ
Е.В. Михайлова
Актуальность и научная новизна статьи отражена в ее названии. По вопросу гендерной философии, маскулинности и феминин-ности ведутся широкие дискуссии как у нас в стране, так и за рубежом. Даются совершенно прямо противоположные точки зрения на названную терминологию, что не позволяет в полной мере изучать данную проблему.
10 Ильин И. А. Путь духовного обновления // Воспитание здорового ребенка: хрестоматия в двух частях. - М.: Паломник, 2007. - С. 8.
В качестве методологии исследования использованы положения социальной философии и гендерной психологии. Источниками исследования послужили различные публикации в научных сборниках. В статье предпринята попытка собственного понимания предложенной темы.
Философия гендера - это не только философия пола, но и современная философская постановка вопроса о власти, субъективности, о соотношении духовного и телесного, о специфике современного науч-