ФГОС школьного образования
7. Дворянцева С. Е. Работа с одаренными детьми - ключевое направление «Нашей новой школы» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С.38-46.
8. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.
9. Жданова О. А. Система работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С.38-41.
10. Заславская О. В., Сальникова О. Е. Одаренные дети как научнопедагогическая проблема // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С.7-10.
11. Зеер Э.Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С.3-9.
12. Карелина О. А. К вопросу о построении обучения одаренных детей в общеобразовательной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С.9-13.
13. Климонтова Т. А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.66-70.
14. Лукина А. К. Условия развития общей одаренности в детском возрасте // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С.25-29.
15. Манько Н. Н. Проективная визуализация дидактических объектов - детерминант развития обучающегося // Образование и наука. 2013. № 6. С.90-108.
16. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3. С.37-46.
17. Сафронова Л. В., Маркова В. И., Кочкина Т. П. Одаренные дети: опыт эффективной педагогики // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С.32-37.
18. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-65.
19. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С.3-14.
20. Шмигирилова И. Б. Проблемы реализации компетентностного подхода в школьном образовании // Образование и наука. 2013. № 7. С.38-49.
21. Шубаева Е. И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С.18-23.
Митюшина Вера Васильевна
директор Лущай Оксана Ивановна
заместитель директора МАОУ СОШ № 134 г. Екатеринбург E-mail: okivalu@rambler.ru
J ^
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Л________________________________________________Г
Аннотация. В статье представлены подходы к созданию системы духовно-нравственного воспитания учащихся, ориентированной на культурно-исторические, нравственные и патриотические ценности России.
Ключевые слова: духовно-нравственного воспитание, нравственные и патриотические ценности, сетевое взаимодействие.
Проблема сохранения и укрепления нравственности и духовности становится проблемой сохранения нации и государства как такового. В современных условиях возникает необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения [9,13,15,16,20,21].
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности являются базовые национальные ценности, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным явлениям современного мира, и именно они должны лежать в основе уклада школьной жизни и определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность учащихся [3,11,12,17,19]. В последние годы исследова-
ние этой проблемы стало одним из важных направлений в работе Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Минобрнауки РФ, обеспечивающей устойчивое развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных организаций Уральского региона на принципах самоорганизации [4,5,6,7,8].
В этих условиях разработка новой воспитательной программы школы, ориентированной на поиск, организацию и реализацию условий для самопознания, самовыражения, самоопределения учащимися собственных способностей, осознания себя как субъекта деятельности, от которого зависит ее результат, весьма актуальна.
Актуальность исследования основана на противоречии между необходимостью духовно-нравственного становления личности учащихся и не разработанностью соответствующей времени воспитательной программы школы,
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
25
ФГОС школьного образования
ориентированной на поиск, организацию и реализацию условий для самопознания, самовыражения, самоопределения учащимися собственных способностей.
Проблема исследования заключается в определении единой системы духовно-нравственного воспитания учащихся.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы исследования, а также выявленное противоречие определили выбор темы исследования: «Духовно-нравственное воспитание как основа социализации личности в условиях современного мира».
Цель исследования: создание системы духовно-нравственного воспитания учащихся, ориентированной на культурно-исторические, нравственные и патриотические ценности России.
Объект исследования - воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования - духовно-нравственное воспитание учащихся.
Согласно сформулированной цели работы были поставлены следующие задачи исследования.
1. организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций школьников, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;
2. воспитание гражданина и патриота своей Родины через изучение правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей, традиций, культурного наследия и семейных ценностей;
3. развитие системы внеурочной деятельности, усиление ее воспитывающих функций;
4. создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности;
5. организация педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся.
Концептуальные основания деятельности.
• Создание единой системы воспитательной работы школы, основанной на культурно-исторических, нравственных и патриотических ценностях России.
• Совместная деятельность с Региональным опорным учебно-методическим центром по развитию и поддержке ОБЖ в Уральском Федеральном округе.
• Вовлечение студентов УрГПУ, проходящих практику в школе, во внеклассную работу в соответствии с программой.
• Реализация одновременно нескольких подпроектов в рамках сетевого проекта «Победные дни России» - победителя очного этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший издательский проект года» во всех классах школы.
• Включение в программу мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников, разработанных Екатеринбургской епархией Русской православной церкви.
Риски программы:
• возможное сопротивление части педагогов [1,18];
• неизученность новых методик, сложность контроля [10];
• возможна низкая активность родителей и учащихся [2,14];
• отсутствие опыта работы молодых педагогов;
• большой объем работы, необходимость постоянного участия в мероприятиях проектов;
• необходимость материальных вложений для сотрудничества.
Методы исследования. Теоретический анализ социологической, психологической, педагогической и методической литературы; педагогическое моделирование; ретроспективный и интроспективный анализ собственной педагогической деятельности; диагностические методы (анкетирование участников образовательного процесса, метод самооценки).
Основное содержание деятельности по проекту.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов:
• Образовательная система «Школа-2100»;
• Общеобразовательные предметы гуманитарного цикла;
• Элективные курсы:
- «Основы религиозных культур и светской этики» (4 кл.);
- «Мой выбор - жизненный успех» (9 кл.);
- Нравственные основы семейной жизни» (10-11 кл.).
Новизной программы является участие школы в сетевом проекте ДДиЮ Кировского района «Шаги навстречу», который позволяет организовать внеурочную деятельность учеников начальной школы в соответствии с ФГОС. В сфере внеурочной и внеклассной работы с учащимися реализация программы также осуществляется через сетевой проект «Победные дни России», занявший 1 место на областном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации: «Лучший издательский проект года». Особенность проекта заключается в том, что он может быть реализован в течение длительного времени, поскольку проект разработан таким образом, что мероприятия по параллелям не повторяются из года в год. Проект имеет несколько подпроектов, таких как «Память сердца» (посвящен участникам Великой Отечественной войны), «И будет помнить вся Россия про день Бородина», «Романовские чтения».
Одним из направлений деятельности школы в соответствии с программой является постоянное взаимодействие с учебным отделом Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви и участие обучающихся в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию, разработанных этим отделом.
Планируемый результат изменений
• Совершенствование существующей системы воспитательной работы в школе.
• Формирование целостной образовательной среды, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.
• Постоянное взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа - центр социокультурной среды.
Количественные и качественные показатели деятельности по направлению в рамках научно-образовательной сети представлены в табл. 1-3.
Таблица 1
Публикационная активность педагогического коллектива
Год Материалы НПК районного, городского и регионального уровня Статьи в региональных изданиях
2012 Материалы 1 этапа XVIII городских открытых педчтений
2013 Материалы 2 этапа XVIII городских открытых педчтений
2013 Материалы Региональных Екатерининских образовательных чтений
2013 Диск с материалами проекта «Дети войны» (авторы - учащиеся 1-8 классов)
2013 Фильм «Дети войны» (авт. Елизарьева И. А., учитель истории; Деревскова Н. С., учитель начальных классов)
26
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
ФГОС школьного образования
Таблица 2
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах
Год Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности
2012 «Инновации в образовании»
2013 городской конкурс «Есть идея!» (Елизарьева И. А.- победитель в номинации «Лучшая воспитательная идея»)
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ - 30 педагогов.
Таблица 3
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.
Год Мероприятия общешкольного и районного уровня
2011 Открытый педагогический совет в присутствии родителей и представителей епархии
2013 Районный семинар для заместителей руководителей по воспитательной работе «Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочное время»
2013 Педагогический совет «Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся»
Результаты деятельности были представлены на городском семинаре «Инновации в образовании Кировского района» и на сайте школы: http://www.134.uralschool.ru.
Сеть социального партнерства: АПКиПРО
(г. Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, Региональный опорный учебно-методический центр по развитию и поддержке ОБЖ в Уральском федеральном округе; Екатеринбургская епархия Русской Православной Церкви; ФГАОУ ВПО УрГПУ; Дом Детства и Юношества Кировского района г. Екатеринбурга; Спортивный клуб «Виктория» Кировского района, образовательные организации - члены сетевого взаимодействия ФЭП АПК и ППРО.
Литература
1. Акимова О. Б., Табаченко Т. С. Когнитивный компонент толерантности в педагогическом образовании // Образование и наука. 2013. № 1. С.42-59.
2. Акутина С. П., Николина В. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.33-36.
3. Ардашева Л. В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.24-30.
4. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
5. Давыдова Н. Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. С.240-246.
6. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.
7. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С.49-54.
8. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.
9. Дудина М. Н. Новая образовательная парадигма: проблемы
содержания образования // Образование и наука. 2010. № 2. С.3-18.
10. Зеер Э. Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С.3-9.
11. Клепиков В. Н. Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С.44-50.
12. Клепиков В. Н. Интеграция образования в контексте духовнонравственного воспитания школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5. С.13-18.
13. Клепиков В. Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.39-46.
14. Лобок А. М., Никонова Л. М., Ярославцева Е. А., Бордюго-ва О. А. Формирование гражданского самосознания и духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях ученического самоуправления // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С.53-58.
15. Лурье Л. И. Духовно-нравственное воспитание или светская этика // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3. С.25-31.
16. Осмоловская И. М. Предметность обучения и учебные предметы в контексте различных дидактических подходов // Образование и наука. 2012. № 7 (96). С.67-79.
17. Пестова С. И. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 5. С.48-52.
18. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-65.
19. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С.57-64.
20. Теплякова О. А. Социальный заказ на воспитание духовно-нравственной личности в государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С.18-21.
21. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С.3-14.
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
27