Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание: этический подход'

Духовно-нравственное воспитание: этический подход Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1663
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ЭТИКА / ПОЗИЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / СОВЕСТЬ / СТЫД / СОСТРАДАНИЕ / MORALITY / SPIRITUALITY / ETHICS / ATTITUDE / EDUCATION / CONSCIENCE / SHAME / COMPASSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борытко Николай Михайлович

Охарактеризованы категории нравственности, морали и духовности в контексте этического (нерелигиозного) воспитания, этическая позиция как цель духовно-нравственного воспитания, эмоциональные механизмы такого воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are substantiated the categories of morality and spirituality in the context of ethic (religious) education, ethic attitude as the aim of spiritual and moral education, emotional mechanisms of such education.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание: этический подход»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Н.М. БОРЫТКО (Волгоград)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ:

ЭТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Охарактеризованы категории нравственности, морали и духовности в контексте этического (нерелигиозного) воспитания, этическая позиция как цель духовно-нравственного воспитания, эмоциональные механизмы такого воспитания.

Ключевые слова: мораль, нравственность, духовность, этика, позиция, воспитание, совесть, стыд, сострадание.

В последнее время политики, педагоги и ученые обратились к проблемам духовнонравственного воспитания, нередко связывая его с религиозным. Между тем такой подход не представляется нам очевидным. Духовность издавна рассматривалась как категория этики, вне связи с религией.

Сопоставляя близкие и часто употребляемые синонимично понятия «этическое просвещение» и «этическое воспитание», мы обнаруживаем, что в первом случае в качестве результата видится усвоение определенной суммы информации, во втором - изменения в самом человеке, в его отношении к событиям жизни. Отношение, вероятно, и составляет предмет воспитания, одновременно являясь одной из центральных категорий этики.

Отношение, согласно словарным определениям, - это взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем- или чем-нибудь, а также связь между кем-нибудь, возникающая при общении, контактах. «Отнестись» означает составить свое представление о ком- или чем-нибудь, внутренне оценить, проявить свое чувство к кому-или чему-нибудь, симпатию или антипатию, а также иметь касательство к кому- или чему-нибудь. В философии отношение признается как момент взаимосвязи всех явлений. Отношения объективны, ничто не существует вне отношений. Существование всякого челове-

ка, его типические черты и уникальные свойства, его развитие зависят от совокупности его отношений к окружающему миру. Сами свойства человека проявляются только в его отношении к другим людям, вещам и процессам.

Развитие человека приводит к изменению его отношений с окружением, к исчезновению одних и возникновению других отношений. В то же время изменение совокупности отношений, в которой существует данный человек, может привести к его изменению. Человек вступает в отношения с созданными им вещами, объективным миром и с другими людьми. В результате в освоенном им мире он созерцает самого себя и начинает относиться к самому себе как человек (т.е. обладает самосознанием), лишь относясь к другому человеку как к себе подобному.

В психологии отношение представляет собой прежде всего интериоризованный опыт взаимоотношений человека с другими людьми в условиях социального окружения. Все составляющие психической организации человека - от самых низших до высших ее подструктур - связываются так или иначе с отношениями, причем этическое воспитание предполагает «окультуривание» этих отношений, возвышение их как результата человеческой деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми стимулирует становление и соответствующей системы внутренних отношений человека.

Интеграция доминирующих субъективнооценочных, сознательно избираемых внутренних отношений человека к действительности понимается как п о з и ц и я - «ядро» человека, не только условие его развития, но и важный показатель зрелости. Позиция определяет характер переживаний человека, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия.

Э. Фромм указывал на две кардинально противоположные жизненные позиции всех живущих на земле: «иметь» и «быть». Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я обладаю». Вторая за-

© Борытко Н.М., 2012

ключается в самом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек центрируется на средствах существования, при второй - на содержании жизни как бытия.

Традиционно воспитание рассматривается с позиций обладания: общества - личностью, личности - социальными и культурными ценностями, человека - человеком и т. д. Этическое воспитание при таком подходе подменяется просвещением (ознакомлением с этическими нормами) или выработкой навыков морального поведения (тренировкой). Бытийный подход к воспитанию переводит восприятие человека в сферу активности, деятельности, субъектности. Бытие все шире входит в педагогику воспитания как развитие потребностей от физиологических к высшим, как категория, обозначающая духовно наполненную жизнь, полноту существования (например, «радость бытия»). Все чаще педагоги приходят к выводу, что «содержанием воспитания должно стать содержание жизни ребенка» (Е. В. Бондаревская). Анализируя различные подходы к определению категории «воспитание», мы обнаруживаем, что большинство авторов одновременно рассматривают его в трех аспектах (социальное явление, процесс и деятельность), отражающих три аспекта духовного бытия человека: его социокультурное (выбор и осуществление культуросообразного способа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление субъектом культурного процесса) и сопричастное бытие вместе со значимыми Другими. В этических учениях этим трем аспектам соответствуют мораль, нравственность и духовность.

Педагогический анализ этических представлений позволяет отличить моральность человека от его нравственности и личность как тип, «слиянность» с обществом, от индивидуальности человека, его выделенности из общественного бытия. Менее распространена точка зрения, при которой в систему этических показателей включается духовность как динамическая характеристика человека, определяющая его взаимодействие с внешним миром и благодаря этому взаимодействию -индивидуально-личностное развитие.

Моральность предполагает ориентацию на внешнюю норму, оценки других, сообщества, культуры. Этические взгляды здесь предстают как нормативная этика, учение о должном, система моральных представлений о нормах поведения в обществе, как деонтология. Этиче-

ское воспитание понимается как продолжение традиции, идентификация с социокультурным окружением, принятие норм, усвоение совокупности правил и образцов поведения, самоограничение, запрет. Человек в этом аспекте воспринимается в связи с соответствием принятым нормам, и это соответствие обозначается категорией «личность» - человек, соответствующий социокультурным ожиданиям (который ведет себя «как должно», «как принято вести себя в данной обстановке»). Результатом морального воспитания является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружением.

Нравственность - ориентация на внутренне понятый смысл вещей и явлений жизни. Этические учения, лежащие в русле этого направления, раскрывают внутренние побудительные силы и регулятивы культуросообразного поведения человека, которые предстают как его нравственные характеристики. Поиск смысла становится центральной проблемой нравственного воспитания, ведь, как пишет В.И. Пузько [1], обрести смысл жизни означает «быть у себя не в гостях, а дома: в языке, в мыслях, в чувствах, в действиях». Самоопределение, самостановление, самореализация и прочие «само-», определяющие самоценность человека в жизни и деятельности, требуют и саморегуляции, стержнем которой является нравственность. В этом понимании человек оценивается с точки зрения его уникальности, неповторимости, что выражает индивидуальность человека как его выделенность из окружения. Смысловая сфера человека проявляется в характере его общения с окружающим миром как способа обмена информацией и связанными с нею эмоциональными состояниями.

Духовность в этой триаде понятий определяет направленность на ценностное взаимодействие с окружающим миром. Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни. В XX в. эти взгляды впервые стали разрабатывать М. Ше-лер и Н. Гартман как «материальную» (содержательную) этику ценностей в противовес кантовской «формальной» этике. Центральной воспитательной проблемой здесь является проблема добра и зла, жизненной позиции и ее реализации в соответствующей деятельности. Этот подход раскрывает понятие субъекта де-

ятельности (его поведения, отношений, культуры), для которого характерно взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения. И это утверждение происходит через деятельность как целесообразное изменение окружающего мира.

Этическая позиция человека предстает одновременно как позиция моральная (личностная, соответствующая внешней норме поведения), нравственная (индивидуальная, определяемая специфической системой смыслов) и духовная (субъектная, утверждающая ценности в деятельности). Анализ сущностных характеристик этической позиции и ее значения в индивидуально-личностном становлении человека позволяет в качестве основных выделить функции самопонимания (рефлексивная мыследеятельность субъекта, «произведение» личностного смысла), самореализации (выявление, раскрытие и опредмечивание своих сущностных сил), самоутверждения (осознание себя и отношение к себе через предъявление своего «конкретного Я» другим людям, для которых оно выступает в качестве объекта), саморазвития (самосозидание человека, обеспечивающее неповторимость и открытость его индивидуальности) и самооценки (сопоставление потенциала, стратегии, процесса и результата своей и чужой деятельности). Этическая позиция человека обеспечивает целостность процесса его субъектного становления.

Без эмоционального отношения невозможна внутренняя связь человека с миром. Эмоции, будучи явлением физиологическим, психологическим, социальным и педагогическим, изучаются на междисциплинарном уровне. Физиологи считают, что эмоции генетически первичны по отношению к воле и интеллекту (В.К. Вилюнас, П.В. Симонов, К.К. Платонов, Г.Х. Шингаров). В философских и социально-этических исследованиях эмоции рассматриваются как компонент, обеспечивающий единство рационального и эмоционального в процессе нравственного воспитания как целостности (Л.М. Архангельский, В. Ви-чев, И.С. Кон и др.), как одна из составляющих понятия «нравственная ценность» (М.С. Каган, И.С. Кон, Л.Л. Титаренко), как необходимый компонент и психологический механизм в процессе формирования нравственных качеств человека (Л.М. Архангельский, М.С. Каган), как феномен межличностного общения,

общественного настроения, подражания, внушения (Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев).

Различие моральности, нравственности и духовности отчетливо проявляется в многообразных формах эмоционального переживания человеком явлений действительности, непосредственно представленных в его сознании и выступающих для него событиями его жизни. Переживания представляют в индивидуальном сознании процесс выбора человеком мотивов и целей его деятельности и тем самым способствуют осознанию его отношений к происходящим в его жизни событиям.

Механизм становления этической позиции раскрывается в переживании воспитанником эмоций стыда, совести и сострадания. Специфика эмоций как раз в том и состоит, что они отражают не собственно предметы и явления мира, а отношения человека, в которых эти предметы и явления находятся к его потребностям. В связи с этой особенностью разные эмоциональные переживания отражают и стимулируют становление различных составляющих этической позиции. Так же, как через переживание знание приобретает ценностный характер, через эмоции происходит переработка ценностей в смыслы деятельности и жизни человека. Эмоции - тот канал, по которому педагог может проникать в ценностную и смысловую сферы воспитуемого.

Нарушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего поведения принятым в данном сообществе и разделяемым им самим требованиям морали переживается в эмоции стыда как неудовлетворенности собой, своим поведением, осуждения и обвинения себя. Стыд - это всегда стыд перед другими страх быть осужденным окружающими людьми. Стыд признается как полностью социально обусловленная эмоция, формирующаяся в онтогенезе в ходе сознательного усвоения этических норм и правил поведения конкретного общественного строя, конкретной культуры. Выражение «мне стыдно» подразумевает обязательно кого-то другого, авторитетное лицо или группу лиц.

Стремление избежать стыда является мощным мотивом поведения, направленного на самосовершенствование, приобретение знаний и умений, на развитие способностей. Однако действенность этой эмоции обусловлена не только ценностными ориентациями человека, но и порогом чувствительности к мне-

ниям, оценкам окружающих людей. Фокусируя внимание воспитанника на собственных поступках и качествах, стыд способствует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности и считается самой рефлектирующей эмоцией.

В отличие от стыда с о в е с т ь представляет собой внутреннюю убежденность в том, что является добром и злом, способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку своих поступков. Совесть проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (например, «угрызений совести»). Здесь «другой» - это не конкретный индивид или данная группа, а обобщенный Другой (в пределе - человечество, для религиозного человека - Бог). Совесть -это переживание человеком несоответствия собственного поступка его смысловому значению. Если «стыдно» может быть и за другого, то «совестно» - только за себя (и перед собой). В этом отношении совесть выступает не только как чувство, но и как рефлексивный процесс.

Духовность регулируется иным эмоциональным состоянием, его правомерно определить как сострадание - эмоцию, означающую жалость, сочувствие, вызываемые чужими страданиями, трудностями. При этом в сознании индивида отражается отношение другого человека (или социальной группы) к происходящим с ним (или с нею) событиям, и эти отношения опосредствованы совместной деятельностью, общими целями, нормами и ценностями (здесь сострадание выражается как сопереживание). В основе таких отношений лежит эмоциональная идентификация, когда человек как бы ставит себя на место другого в совместной деятельности, и эта идентификация побуждает его к собственной активности в преодолении чужих затруднений. Сострадание связано с эмпатией, пониманием другого человека, т.е. подразумевает эмоциональное взаимопроникновение с другим человеком и формирование в этом процессе устойчивой самооценки.

При этом следует особо отметить, что совесть и стыд - реактивные чувства, которые возникают в ответ на свершившийся проступок, переживания реального или мысленно-

го нарушения внутренних или внешних норм. Сострадание же - побудительное чувство, возникающее до действия и являющееся внутренней причинной силой, стимулирующей добродетельный поступок. В силу этого чувство сострадания является вершиной этического переживания человека. Два других чувства - стыд и совесть - составляют его основание. Соответственно, в структуре этической позиции духовность является вершиной треугольника, в основании которого находятся моральность и нравственность человека. В таком понимании этическая позиция становится направленностью, вектором становления человеческого качества индивида.

Активное отношение к жизни воспитывается именно через сострадание и милосердие уже с ранних лет. Как пишет Е.А. Ямбург, «сделать “прививку” милосердия и сострадания именно в этом возрасте - задача во всех отношениях благородная» [2, с. 172]. Отечественная дореволюционная педагогика дает здесь достойные примеры. В педагогической теории и массовой практике образования многократно доказано, что «ответственное отношение к жизни лучше всего формируется через сострадание, когда чужая беда принимается близко к сердцу, рушится природный детский эгоизм и возникает стремление прийти на помощь, взять на себя ответственность - за кого-то или за что-то» (Е.А. Ямбург) [2].

Современная социальная ситуация, с одной стороны, поглощает самость, а с другой - толкает человека к утверждению последней, к самоопределению. Максимально широкий доступ к знаниям, росту квалификации, к удовлетворению образовательных интересов и потребностей в самообразовании, несомненное увеличение состязательности во всех сферах жизни, обновление мировоззрения, идеологии, плюрализм требуют от каждого человека своевременного выявления и развития его способностей. Многое зависит от самого индивида, решающего, быть ему субъектом развития или объектом формирования: «Я слышу голос, но только мне решать, является ли он гласом ангела» (Ж.-П. Сартр).

В современной педагогике все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен, которые зачастую воспринимаются как хаотичные и лишенные внутренней логики. Термин «самоопределение» используется в

психологии, социологии, педагогике для обозначения процесса взросления человека, ориентации его в мире ценностей, формирования жизненной перспективы, жизненных планов, в связи с процессом определения человеком своего места, назначения, отношения к миру, обществу, где осуществляется переход возможности в действительность. Самоопределение понимается как способность человека строить жизнь в соответствии со своей индивидуальностью, как способ взаимодействия человека и общества, как готовность к рациональной организации времени, как способность к саморегуляции и т.д. По сути, речь идет о выборе того или иного образа жизни человека, о выборе того контекста, того социокультурного пространства, в котором человек хочет строить себя, свою индивидуальную историю.

В отношении этического воспитания особенно важным представляется вывод исследователей о том, что понятие самоопределения предполагает принятие некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит: запретов, ограничений, норм и правил выполнения определенной деятельности (норм педагогической или медицинской деонтологии, например). В связи с этим для этического воспитания особенно важным является изучение феноменов аскетизма, самоограничения, самоотречения как способа корректировки ценностных ориентаций.

Этическое самоопределение человека как процесс и результат выбора им собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах бытия, основной способ обретения и проявления человеком внутренней свободы становится базовым механизмом становления этической позиции субъекта. Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения.

Литература

1. Пузько В.И. Становление идеи самопонимания в контексте современной социокультурной ситуации (феноменолого-герменевтический аспект) : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. Владивосток : ДГТУ, 1998.

© Корепанова М.В., 2012

2. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М. : Нов. шк., 1997.

Spiritual and moral education: ethic approach

There are substantiated the categories of morality and spirituality in the context of ethic (religious) education, ethic attitude as the aim of spiritual and moral education, emotional mechanisms of such education.

Key words: morality, spirituality, ethics, attitude, education, conscience, shame, compassion.

м.в. корепанова

(Волгоград)

психолого-педагогические аспекты формирования ОБРАЗА МИРА у РЕБЕНкА-

дошкольника

Рассматриваются проблемы формирования у дошкольника образа мира как целостного образования познавательной сферы личности. Подчеркивается, что образ мира существует и функционирует на трех уровнях - сенсорно-перцептивном, интеллектуальном, личностном.

Ключевые слова: образ мира, познавательная сфера, сенсорный опыт, обогащенный образ мира, субъектный опыт, системно-деятельностный подход.

Становление человека - это длительный целостный процесс в общей эволюции. Появление человека предполагает формирование не неопределенного индивида, а существа, способного мыслить, ставить цели и решать задачи, выходящие за пределы биологических потребностей, осуществлять действия, связанные с проективной деятельностью, предполагающей отношение других людей к ней, выделять себя из других подобных. Это становление сознания и мышления как формы существования человека. Только состоявшись как человек, субъект сможет воспринимать мир по-человечески, сформировать образ мира. Но для того чтобы это про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.