ПСИХОЛОГО - ПВДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ДЕТСТВА
М.М. Заббарова, A.C. Зиннурова, С.Р. Сагитов ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ
Результаты исследования получены в рамках выполнения проекта «Семья и детство» Института педагогики ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы».
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, музыкально-эстетическое воспитание, психолого-педагогическая поддержка, психолого-педагогическое сопровождение, средства музыкального искусства.
Аннотация: В статье рассматривается поддержка семьи в процессе духовно-нравственного воспитания детей средствами музыкального искусства в рамках проекта «Семья и детство»; музыкально-эстетическое воспитание учащихся опирается на принципы гуманизации, преемственности, комплексности педагогического сопровождения; воспитание также включает различные виды и формы диагностирования, консультирования, коррекции, координирования и помощи в самоопределении детей. Значительное внимание уделяется социализации и профориентации для выбора одной из социальных профессий, а также интеллектуально-творческой самореализации.
Психолого-педагогическая поддержка семьи в проблемах воспитания детей всегда была и остается актуальной проблемой. Значение ее возрастает тогда, когда возникают кризисы и наблюдается спад духовно-нравственной культуры и ценностей в обществе.
В эпоху роста материальных удобств, потребительства, разрушающих моральные ориентиры общества, у современной молодежи наблюдается обесценивание идеалов и норм поведения, возникает душевное опустошение, происходит отчуждение от истинных духовных ценностей, что в конечном итоге приводит к снижению способностей и интеллекта, разрушению культуры. Таким образом, современной семье требуется поддержка специалистов - психологов и педагогов, поэтому проблема развития духовно-нравственных ценностей становится объектом исследования в гуманитарных науках.
Идея психолого-педагогической поддержки, а также близких по сущности процессов «помощи» и «сопровождения» во многом соответствует передовым идеям отечественной педагогики, психологии и социальной работы. Анализ научных работ показал, что современные отечественные ученые под педагогической поддержкой понимают деятельность педагогов, направленную на оказание профилактической и оперативной помощи детям в решении вопросов, связанных со здоровьем, с проблемами в обучении, коммуникации, самореализации и самоопределением [1; 2]. В современной практике в основе выдвигаемых педагогами моделей психолого-педагогического сопровождения обучающихся положены принципы: гуманизации, означающий веру в потенциал ребенка, учет личностных и возрастных особенностей ребенка; непрерывности сопровождения в процессе образования (преемственности и последовательности); системности, обусловленной пониманием человека как целостной системы; комплексности сопровождения развития личности.
Традиционно психолого-педагогическая поддержка детей осуществляется в сферах обучения, воспитания, коррекции и социализации. Помощь предоставляется обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательной программы, в развитии и социальной адаптации, а также детям с ограниченными возможностями здоровья.
По мнению ученого-педагога О.С. Газмана, суть педагогической поддержки заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность.
пспяготчсскиЛ журнал вяшнортостпня м з(7в), жоме
пепп готический журнпл бпшнортостпнп м 5(7в). еога шшжшшжш
Ориентироваться при этом следует на имеющиеся у ребенка реальные и потенциальные возможности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий [2].
Согласно некоторым экспериментальным работам, проведенным на базе научно-исследовательских площадок БГПУ им. М. Акмуллы, такая деятельность становится более эффективной при взаимодействии учебных направлений общего педагогического образования, искусства и культуры (осуществляется в процессе коллективной деятельности педагогов начального и дошкольного образования, психологов, логопедов, музыкантов и хореографов), поскольку приобретает комплексный культурологический и психолого-педагогический характер.
Педагог О.А. Рожкова отмечает, что в науке выделяются три направления исследования процесса психолого-педагогической поддержки (ППП): поддержка как воспитание, основанная на создании условий, способствующих успешному развитию ребенка (В.П. Бондарев, И.А. Липский, М.И. Рожков); поддержка как защита, обеспечивающая безопасность, интересы и права в процессе личностного, жизненного самоопределения (С.В. Дудчик); поддержка как индивидуализация (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова, Е.А. Козырева, И.Б. Левицкая, Н.Г. Осухова, С.К. Турчак) [8].
Подобная направленность сегодня является основой деятельности Института педагогики и входящих в его состав нескольких кафедр (в частности, музыкальных), которые в течение нескольких лет работают в рамках проекта «Семья и детство». Для реализации проекта коллектив сотрудников исследует научную проблему педагогической поддержки семьи и детства с целью ее разрешения на базе педагогического университета. С этой точки зрения, духовно-нравственное воспитание средствами музыки представляется наиболее эффективным инструментом, охватывающим все вышеназванные стороны рассматриваемого процесса.
Изучение зарубежных исследований открывает возможности для выбора некоторых форм организации педагогической поддержки:
- в системе образования США - это школьное консультирование;
- в Австралии - коучинг, предполагающий помощь обучающимся в раскрытии их собственного потенциала и осознанности путем создания позитивного мышления;
- в Англии - помощь в ситуации выбора, опекунство, пасторская работа;
- в Голландии - система поддержки в учебе и выборе профессионального пути.
Полезными в плане изучения данной проблемы являются часто применяемые на
практике формы ППП:
- оказание обучающимся поддержки в решении личностных проблем в образовании, развитии, коммуникации (методические рекомендации, родительские лектории, педсоветы, диагностики);
- содействие в сложных жизненных ситуациях (психологическая консультативная помощь, убеждения, советы; консилиумы);
- координация работы с детьми (реализация индивидуальных учебных программ, активизация ценностных установок);
- коучинг (формирование позитивного мышления, личностные тренинги, семинары).
Психолого-педагогическая поддержка в вузе в рамках разрабатываемого кафедрой
музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий курса (духовно-нравственное воспитание детей средствами музыки), способствующего не только развитию личности, но и самостоятельному выбору жизненной и профессиональной стратегии. Для этого осуществляется содействие творческому самовыражению детей в искусстве на основе применяемого индивидуального подхода. Другими словами, цель такой поддержки -помощь обучающимся в профессиональном и личностном самоопределении, формировании вектора к будущей профессии в соответствии с личными интересами.
sSSSSSs психолого-псппгогические прослемы семьи и детства
Систематическая психолого-педагогическая поддержка решает задачи взаимодействия педагогов, психологов, обучающихся и родителей; задачи организации мероприятий: педагогических консилиумов, психологических и культурно-просветительских лекториев, классных часов. Данная поддержка предоставляется детям на всех ступенях обучения и состоит в последовательном совместном решении проблем, возникающих у них на определенном возрастном этапе. Благодаря преемственности и непрерывности различных ступеней образования (детский сад-семья-школа-колледж-вуз) поддержка приобретает системный признак.
В контексте экспериментального исследования предмет культурологической психолого-педагогической поддержки определен как процесс взаимодействия преподавателей с обучающимися, а задачи включают определение их творческих интересов, способностей и путей преодоления препятствий, мешающих проявить свои духовно-нравственные качества и самореализоваться. Сущность такой поддержки -помощь детям в самопознании, в работе над собой для самоутверждения в коллективе, для формирования себя как личности. Так как главная особенность последнего - событийное наполнение жизни ребенка, то, внедряемые коллективом кафедры музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий Института педагогики, основные формы апробации системы музыкально-педагогической поддержки следующие: создание музыкально-творческих и культурных мероприятий, проектов, экспериментального центра и лаборатории, курсов дополнительного музыкального обучения; разработка методического обеспечения к учебным курсам; консультирование детей и их родителей; коррекция личностных духовно-нравственных качеств обучающихся в процессе индивидуальных и групповых занятий.
В качестве конкретных практически значимых примеров можно назвать реализованные в последнее время проекты:
- детская студия музыкально-интеллектуального развития детей «Ступеньки», «Малыш и музыка», вокальный ансамбль «Тылсым» (под руководством профессора А.С. Зиннуровой) для дошкольного и школьного звена;
- «Музыкальная филармония для общеобразовательных школ и ДДОУ» с концертной и педагогической практикой студентов - будущих учителей музыки (под руководством профессора Е.А.Мороз, а также профессора А.С. Зиннуровой, доцентов Р.Ф. Хайбуллиной, М.М. Заббаровой); в том числе фольклорный ансамбль этно-фьюжн «Узорица» (под руководством профессора Р.Г. Рахимова);
- курсы повышения квалификации по современному музыкально-компьютерному инструментарию для педагогических работников ДДОУ (под руководством заслуженного деятеля искусств Р.Р. Сагитова);
- курсы дополнительного обучения по синтезатору для студентов колледжа -будущих специалистов - музыкальных руководителей в детских садах и домах культуры и творчества (под руководством доцента М.М. Заббаровой).
Реализованные проекты включали следующие структурные компоненты психолого-педагогической поддержки: содержательный компонент, реализуемый на занятиях (лекциях, мультимедиа-презентациях, практических заданиях); личностно-психологическая помощь, оказываемая в консультациях (беседах и рекомендациях); коммуникативная часть (в тренингах, деловых играх и упражнениях, концертах, фестивалях и конкурсах) - в качестве практической апробации творческих достижений; методические виды - в конференциях и форумах, семинарах и круглых столах.
пепп готический журнал слшнортостпнп м 5(78). еогв шшжшшжш
Главными особенностями осуществляемой коллективом преподавателей психолого-педагогической поддержки являются интегративность разных видов музыкально-художественной образовательной деятельности и непрерывность в их осуществлении с учетом личностных потребностей и индивидуальных способностей. В соответствии с положением О.С. Газман, что «педагогическая поддержка - это деятельность формирования ребенка средствами общечеловеческой культуры и логикой жизнедеятельности конкретного ребенка» [2], нами решаются следующие задачи:
- развитие интереса детей к классическому, народному и современному искусству и культуре;
- расширение знаний музыкально-творческого, духовно-нравственного и эмоционального опыта живого общения с окружающим миром посредством разных видов музыкального искусства (инструментального музицирования, пения, хореографии, театрализации);
- сочетание перечисленного с литературой и живописью, а также навыками коммуникации.
Данные задачи служат критериями оценивания уровня жизненного самоопределения и творческой самореализации личности. Они обусловлены весьма актуальными сегодня проблемами в обществе: недостаточно развитой музыкально-художественной культурой детей и их родителей; прагматизмом жизненных позиций, ценностных ориентаций и профессионального выбора молодежи.
Многолетняя педагогическая практика и результаты ряда научных исследований подтверждают, что разностороннее и гармоничное становление личности осуществляется в ходе музыкально-эстетического воспитания, которое воздействует на эмоциональное, духовно-нравственное, интеллектуальное, а также общее физическое развитие, формирует познавательные навыки и мотивацию к учебной деятельности и самообразованию; влияет на самореализацию и самоопределение. Раскрываемая в ходе проведенных работ теоретическая значимость исследования заключается в разработке методического обеспечения учебных программ и курсов, методик и технологий; в обосновании педагогического аппарата, в частности, в области музыкальной духовно-нравственной подготовки подрастающего поколения к жизни в поликультурном социуме; в развитии музыкальной одаренности и интеллекта детей как способностей к определенному виду и типу мышления с сочетанием развитых личностно-психологических качеств [3; 4].
Научно-экспериментальная деятельность по внедрению системы психолого-педагогической поддержки семьи и детства ведется на протяжении нескольких лет тесно взаимодействующими между собой кафедрами Института педагогики, объединенными одной образовательной целью - развитие личности и индивидуальности обучающихся. Деятельность охватывает разные структурные компоненты системы (образовательные подразделения и авторские методики как подсистемы) и состоит из характерных для педагогической системы структурных элементов: цель и содержание обучения, обучающие и обучаемые, методы и средства, приемы и формы. Поскольку осуществляемый процесс имеет ярко выраженные системные признаки (наличие системообразующих факторов: общее качество, единство, цельность), то он, несомненно, приобретает характер системы психолого-педагогической поддержки подрастающего поколения.
Педагогическая поддержка детства и семьи приобретает все большую значимость в современном образовании. Ее главной целью является раскрытие духовно-нравственного потенциала личности путем развития системы творческих способностей. В связи с этим новизна научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива заключается в комплексном исследовании и применении содержательных, инструментальных и методических средств разных видов искусства.
э®в§жа§ психолого-педагогические арослемы семьи и детства
По мнению О.С. Газмана «развитие ребенка протекает наиболее эффективно, если существует гармония двух противоположных процессов - социализации и индивидуализации. Однако на практике педагогические коллективы выполняют большей частью социализаторскую функцию и в недостаточной степени могут обеспечивать процесс индивидуализации и субъектности ребенка [1; 2]. Эффективным методом синтеза социализации и индивидуализации становится на сегодняшний день музыкально-творческая поддержка детей разного возраста в Башкирском государственном педагогическом вузе им. М. Акмуллы.
Психолого-педагогическая поддержка школьников отличается от процесса их сопровождения уменьшением степени видимого участия взрослого, а также увеличением способности обучающегося самостоятельно решать свои учебные и личностные проблемы. Смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, то есть необходимо поддерживать: развитие самостоятельности ребенка, расширение интеллектуальных и творческих умений и, несомненно, музыкальной деятельности в процессе творческого музицирования, которая способствует развитию навыков самостоятельной работы и художественно-творческой индивидуальности человека, совершенствует общие творческие способности.
Музыкально-педагогическая поддержка не только выполняет функцию защиты учащегося от неуверенности, страха невыполнения учебно-творческих задач, но и помогает в утверждении его социального статуса. Нередко возникают ситуации, когда педагог тормозит активность учащихся, вызывая у них негативное отношение не только к себе, но и к деятельности, в которую они включены. Эти проявления известны как феномен негативной фасилитации, который ведет к возникновению психологических барьеров и комплексов, а затем реализуется в защитных реакциях организма: повторных действиях, грубости, болтливости [5]. Музыкально-педагогическая поддержка в виде включения обучающихся в активную музыкально-творческую деятельность способствует эмоциональному, духовному и интеллектуальному раскрытию юных дарований; развитию музыкально-художественной культуры проблемных учеников.
Преподаватели используют разные тактики: помощи, содействия - «Поверь в себя!», тактика «Узнай вкус успеха», (рассчитана на детей, которым сложно преодолеть страх перед внешней оценкой и блокирующих свою активность, а педагог, оказывая психологическую поддержку в подготовке к сценическому выступлению, подстраховывает ребенка от разочарования). Кредо применяемой тактики взаимодействия - «Договор как испытание свободой и ответственностью». Здесь дети сами выдвигают идеи, придумывают музыкальные и сценические образы, темы и мелодии новых произведений и экспонатов, а также наравне с педагогом дополняют содержание творческих проектов.
Педагоги кафедры музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий, работающие в русле личностно-ориентированной и самообразовательной парадигм выступают как фасилитаторы, создающие благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения - активизируют и стимулируют познавательные мотивы обучающихся, поддерживают у них проявления кооперативных тенденций в групповой деятельности, предоставляют разнообразные учебные материалы и способы творческого раскрытия и самопроявления [3; 4].
Хотя сегодня образовательные программы психолого-педагогической поддержки могут быть различной направленности (оздоровительной, общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей), в приоритете должно быть обеспечение формирования базиса социальной культуры, духовно-нравственной личности, проявляющейся в совокупности отношений к людям, культуре, истории. Именно на этом должно акцентироваться внимание на каждом этапе учебного процесса. К примеру, в
пепп готический журнал Башкортостана м 5(78). еогв шшжшшжш
дошкольном звене главная тема -Человек среди людей (мальчик и девочка, мужчина и женщина, семья и детский сад) и направленность на его защиту. В младшем звене основная тема - Человек в истории (семьи, школы, родного города, страны, Земли), а педагогическая направленность - помощь. В среднем звене - Человек в своей культуре и культуре других народов и педагогическое содействие в их осознании. А в старшем звене -Человек в своем крае и взаимодействие его в социуме, в глобальных и планетарных масштабах.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (ФГОС ДО п.3.2.5.п.п.5.). Он обязывает работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги и родители должны стать равноправными и равно ответственными участниками образовательного процесса. Для достижения поставленной цели необходимо: просвещать родителей в вопросах воспитания; выработать стратегии становления и развития ребенка Взаимодействие может происходит через разнообразные формы коммуникативной деятельности: родительские собрания и взаимное консультирование, дни открытых дверей, памятки и анкетирование, совместные с родителями проекты, онлайн-взаимодействие, информирование и реклама (страницы сайтов и педагогические форумы).
Согласно мнению современных ученых, на этапе аналитико-диагностической работы (1 этап) нужна проверка личностной, интеллектуальной и мотивационной сфер объекта исследования. Затем необходим этап просветительской деятельности (2 этап), который включает в себя помощь в организации различных мероприятий. Следующий этап (3 этап) -методическая деятельность, подразумевающая разработку педагогических методов, технологий, образовательных программ. Дополняющий (4 этап) - этап консультативной работы. При этом онлайн-консультирование - это дополнительный источник психологический помощи в случае, когда обычное консультирование невозможно. Именно такой последовательности в экспериментальной деятельности придерживался музыкально-педагогический коллектив.
Для проверки эффективности разработанной нами системы психолого-педагогической поддержки семьи в духовно-нравственном воспитании детей средствами музыкального искусства был проведен научно-исследовательский эксперимент, в котором приняли участие обучаемые образовательной школы села Алкино-2 (два одиннадцатых класса в количестве шестидесяти человек).
Логика музыкально-педагогической поддержки на подготовительном этапе состояла в последовательном создании педагогических условий, начиная с разработки содержания, форм и методов работы по диагностике и развитию музыкальных знаний и способностей детей. В начале работы проведено диагностирование жизненных и культурных позиций, образовательных и профориентационных потребностей обучаемых и родителей.
Цель формирующего этапа - оказание помощь школьникам в их профессиональном и личностном самоопределении в соответствии с творческими интересами. В экспериментальной группе были реализованы (в виде лекций и концертов, бесед и консультаций с родителями) музыкальные прослушивания подростков, желающих проявить себя в сфере музыкального творчества (сольного пения). Помимо традиционных музыкально-педагогических методов использовались нестандартные: методы синтеза
э®в§жа§ психолого-педагогические арослемы семьи и детства
музыки, речи и движения, этической беседы, музыкотерапии, психологического тренинга, коучинга, инсайта и ситуации успеха.
Наблюдения показали следующие результаты в экспериментальной и контрольной группах обучаемых старшеклассников:
Таблица 1
Критерии творческого самоопределения личности в социопедагогике ЭГ (уровни)
Начало кол / % Конец кол / %
Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ.
Музы кально-художественный опыт 3/10 15/50 12/40 7/23 18/60 5/17
Культурный кругозор 4/13 16/53 10/33 8/27 19/63 3/10
Креативность 8/ 27 14/ 47 8/27 9/30 18/60 3/10
Социальный интерес 9/30 17/57 4/13 13/43 15/50 2/7
Личностные качества 6/21 19/66 5/14 10/33 18/60 2/7
Уровень творческого самоопределения личности в социальной педагогике 5/17 17/57 8/27 10/ 31 19/ 59 3/ 9
Таблица 2
Критерии творческого самоопределения личности в социальной педагогике КГ(уровни)
Начало кол / % Конец кол / %
Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ.
Музы кально-художественный опыт 4/ 13 18/60 8/ 27 4/ 13 18/60 8/ 27
Культурный кругозор 4/ 13 16/53 10/33 5/ 17 17/57 8/27
Креативность 3/ 10 14/47 13/43 3/ 10 14/47 13/43
Социальный интерес 10/ 33 17/57 3/10 11/37 18/60 1/3
Личностные качества 7/ 23 19/63 4/13 7/23 21/70 2/7
Уровень творческого самоопределения личности в социальной педагогике 6/ 20 17/ 57 7/23 6/ 20 18/ 60 6/ 20
Как видно из таблиц, в начале эксперимента уровень личностных качеств и творческого самоопределения в социопедагогике в экспериментальной группе был невысок, а к концу он увеличился на 12 % и 14 % соответственно. Занятия музыкальным творчеством позволили позитивно настроить и эмоционально раскрепостить обучающихся, благодаря ослаблению разного рода «зажимов» (комплексы) и развитию музыкально-художественного
пепп готический журнал Башкортостана м 5(78). еогв шшжшшжш
воображения и творческой фантазии. В результате уровень креативности учащихся вырос на 21%. Для этого преподавателями были использованы известные специализированные методики по разным видам музыкальной деятельности (инструментально-исполнительские перфомансы, импровизации и «вокалотерапии», музыкально-хореографические театрализации и драматизации поэтических образов), придающие занятиям яркий эмоционально-окрашенный характер и создающие антистрессовый эффект.
На начальном и заключительном этапах эксперимента было проведено анкетирование для оценивания результатов сформированности у старшеклассников качеств, необходимых для их дальнейшей адаптации в социуме, для саморазвития, социализации и профориентации. Вопросы анкеты были связаны как с социализацией, так и с индивидуализацией личности:
- оценка эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству;
- проверка когнитивного компонента, основанного на получении музыкальных знаний и расширении культурного кругозора в ходе проведенных образовательно-просветительских мероприятий лекций-концертов;
- анализ деятельностного аппарата музыкально-творческой самореализации детей.
Изучение анкетирования детей и родителей с целью выявления проблем и
трудностей современной семьи, максимального использования семей воспитанников было осуществлено в ходе дистанционного ее воспитательного духовно-нравственного потенциала средствами культуры и искусства, а также использования ими позитивного опыта семейного воспитания.
Сравнительный анализ измерений социологического опроса до и после научного эксперимента с учащимися села Алкино-2 выявил, что интерес детей и родителей к некоторым видам профессиональной деятельности в области общей, социальной и музыкальной педагогики, психологии увеличился, в связи с чем возникло желание поступить в педагогический вуз с целью получения социально-педагогическое, культурологическое или музыкальное образование. Также порос показал увеличение музыкальных знаниевых показателей, мотивации анкетируемых к получению ими различных форм дополнительного подготовительного образования на базе вуза (таблицы 1, 2).
По результатам исследований, наиболее существенными при выборе будущей профессии оказались:
- нацеленность на конкретный вуз, колледж, сознательное стремление продолжить обучение именно в данном учебном заведении (26 %);
- рекомендации родителей (25 %);
- несомненная перспективность последующей работы (24%);
- стремление развиваться; умение достигать желаемых результатов (15 %);
- общеобразовательные дисциплины, которые школьники желают изучать в будущем
(10 %).
Меньшую роль в выборе сыграли такие факторы как:
- мнение учителей (10 %);
- средства массовой информации, литературные произведения, кинофильмы (25 %);
- профессиональная специальность родителей (30 %);
- профильное образование в выпускных классах (35 %).
Около 6 % респондентов не задумывались о выборе сферы будущей профессиональной деятельности и места дальнейшего обучения.
Анализ перечисленных факторов позволил выявить значимость мнения родителей на выбор профиля обучающимися. Результаты опроса показали, что 55 % родителей считают, что сами должны выбирать профиль обучения своему ребенку. При этом
э®вЖ§Ж§ психолого-пеппгогические прослемы семьи И петстпп
большинство родителей считают себя нереализованными в профессиональной области (20 % полностью и 25 % частично).
Основные проблемы, с которыми столкнулись педагоги-психологи и музыканты при работе, были связаны с переносом родителей своих ценностно-смысловых ориентаций на ребенка; с разным уровнем качества общения «родитель - ребенок»; с недостаточной самореализацией родителей в своей профессии, что предполагает повышение у родителей обучающихся компетентности в образовательных и воспитательных вопросах, а также повышение степени осознанности воздействия семьи на самоопределение детей. В связи с этим возрастает важность активного участия психологов в родительских собраниях, в организации психологических лекториев по актуальным вопросам грамотного построения детско-родительских отношений, а от педагогов искусства - систематического проведения индивидуальных консультаций по реализации культурно-творческих возможностей детей, а также диагностирования восприятия школьников и отношения родителей к процессу обучения в сфере дополнительной музыкально-эстетической подготовки.
Анализ опросов показал, что к первостепенным для детей и их родителей духовно-нравственным ценностям-целям относятся - счастливая семья, здоровье и уверенность в себе, а к выбранным ими ценностям-средствам - образование и будущая профессия, ответственность, самостоятельность и культура. Данный результат подчеркивает позитивное воздействие музыкального образования на процесс увеличения духовно-нравственных качеств, профессионально-творческого самоопределения подрастающего поколения и на благоприятное развитие детско-родительских отношений. Все это подтверждает предположение о том, что сотрудничество с родителями является неотъемлемым компонентом системы психолого-педагогической поддержки в духовно-нравственном воспитании детей. И работа в этом направлении должна проводиться как в «Институте семьи и детства» совместно с психологами и педагогами дошкольного и начального образования, так и в различных творческих студиях для детей, куда их приводят родители. Совместное сотрудничество в музыкальном воспитании детей в «Институте детства» осуществляется благодаря взаимодействию педагогов; посредством создания интерактивной творческо-развивающей среды, которая обеспечивает единые подходы развития личности в детском коллективе, семье, учреждении, обществе; через диагностирование и решение частных и общих проблем по воспитанию ребенка.
Подводя итог, отметим, что в основе сотрудничества института педагогики и семей лежит совместная деятельность с педагогическим коллективом, в ходе которой используется профессиональный и личностный потенциал взрослых в сопровождении ребенка в процессе образования. Помимо профилактики, диагностирования, корректирования и консультирования в преемственной системе музыкальной психолого-педагогической поддержки детей выделяются также такие важные направления, как непрерывное образование; развитие самообразования и музыкальной и профессионально-педагогической культуры; расширение взаимодействия разнопрофильных преподавателей-предметников в сфере педагогического образования.
Исходя из представленных теоретических положений и практических исследований, реализация внедряемой системы в рамках вышеназванных творческих проектов позволяет создавать предпосылки для их саморазвития и адаптации в социуме, добиваться достижения учениками уровня развития, соответствующего их реальным возможностям. При этом удается ограничивать затраты времени и сил на учебную и внеучебную работу, что является критериями оптимальности функционирования любой педагогической системы. Все это позволяет позиционировать данную систему поддержки детей как адаптивную систему социального воспитания и образования среднего уровня, взаимодействующую с другими системами: школьная система образования, система
nenn готический журнал Башкортостана м 5(78). sota bSsSSSs
дополнительного образования, дошкольная система воспитания, система образования в колледже, органы управления, Министерство образования и культуры.
1. Бондаренко, Е.Н. Психолого-педагогическая поддержка развития личности студентов в условиях педагогического колледжа / Е.Н. Бондаренко [Электронный ресурс]. - URL : http://xn--i1abbnckbmd9fb.xn--p1ai/%D1%81 %D1%82%D0%B0%D1 %82%D1%8C%D0%B8/564160/ (дата обращения: 1.03.2018 г.)
2. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - Москва,1995. - Вып.3. - 58-64 с.
3. Заббарова, М.М. Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки. Монография [Текст] / М.М. Заббарова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2018. - 224 с.
4. Зиннурова, А.С. Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства (на примере детской вокальной студии «Тылсым») [Текст] / А.С. Зиннурова // Сб. научных трудов. - Ялта : РИО ГПА, 2017. - Вып.55. - Ч.10. - 32-39 с.
5. Жижина, И.В. Психологические особенности педагогической фасилитации / И.В. Жижина, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2012. - №2. - 38-42 с.
6. Мирошниченко, Ю.С. Кризис духовно-нравственных ценностей современного общества [Электронный ресурс] / СМИ «Обозник» СМИ - Эл. № ФС77 - 45222 от 26.05.11 г. - URL: http://www.oboznik.ru/?p=52671 (дата обращения: 23.10.2018 г.).
7. Пак, Л.Г. Организация научно-исследовательской деятельности студента: Учебно-методическое пособие [Текст]. - Оренбург : ОренПечать, 2013. - 225 с.
8. Рожкова, О. А. Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе / Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - С. 6-7 [Электронный ресурс]. - URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4629/ (дата обращения: 07.05.2018).