Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание детей-инвалидов средствами интеграционной деятельности'

Духовно-нравственное воспитание детей-инвалидов средствами интеграционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание детей-инвалидов средствами интеграционной деятельности»

Вечтомова Н.Г. Духовно-нравственное воспитание детей-инвалидов....

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.32-39 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

Наталья Григорьевна Вечтомова, методист МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр», руководитель ГНОО «Ассоциация родителей детей-инвалидов»

г. Сарапул.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Критерием нравственного здоровья общества всегда было отношение к детям и инвалидам. Именно этот параметр характеризует гуманистическую позицию государства. Проблема включения в микросоциальную среду детей-инвалидов, как показывает мировой опыт, является общечеловеческой. Проблемы детей-инвалидов и их родителей - это проблемы не только семей, в которых родился «особый» ребенок, но и нашего общества в целом.

К сожалению, никто не застрахован от рождения больного ребенка. Забота о нем, о его здоровье и удобстве лежит полностью на родителях. Ноша эта непомерно тяжела. Таким детям необходима не только постоянная забота об их комфорте, но и реабилитация, возможность общаться со своими здоровыми сверстниками.

Инвалидность - беда из тех, о которой особо не задумываешься, пока она не коснется тебя лично. «Черный день», которым время от времени пугает молодых старшее поколение, большинству из нас представляется чем-то абстрактно-непонятным. Инвалидность, в качестве «черного дня», никто не планирует для себя. Однако любой из нас не застрахован от случайных травм, от недоброкачественного лечения и других, казалось бы, случайностей.

Вечтомова Н.Г. Духовно-нравственное воспитание детей-инвалидов....

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.32-39 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

В городе Сарапуле Удмуртской Республики, с населением около ста тысяч человек, проживает 347 детей-инвалидов. Но дети-инвалиды - это не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях они живут свою единственную и неповторимую жизнь.

В этой ситуации никакая формальная помощь со стороны органов социальной опеки не поможет. Детям-инвалидам необходимо помочь в том, чтобы они почувствовали себя как все, смогли найти свое, предназначенное им Богом, место в жизни. Формировать понимание, терпимое отношение, умение воспринимать детей-инвалидов «как равных» - это необходимо воспитывать в каждом человеке с раннего возраста, ибо появление ребенка-инвалида в семье есть особый дар Божий, который может преобразить нашу жизнь при определенном отношении к этому дару.

Формирование толерантности - это сложный и длительный процесс, в основе которого находятся вечные ценности человеческого опыта. Именно к таким ценностям и относятся основы православной культуры, которые формируют у детей истинные понятия о добре и зле, о любви к ближнему и милосердии. Дети-инвалиды более наделены способностью сопереживать чужую боль и радость, они восприимчивы как к добру, так и к негативу. Поэтому важно, с какой именно личностью они будут общаться в своей жизни.

Кому больше всего нужно это общение? Детям-инвалидам или обычным детям? В первую очередь - вторым. Потому что «Маленькие дети подобны Ангелам. Для того, чтобы их сердца и души не закаменели, их надо приучать любить Божий мир таким, какой он есть. Не они должны быть центром вселенной, а тот человек, который нуждается в их помощи» (Старец Паисий Святогорец).

Образовательные учреждения (детские сады, школы и др.) были, есть и остаются одними из важнейших общественных институтов, которые создают условия для развития, обучения и защиты каждого ребенка, в том числе и ребёнка-инвалида.

Вечтомова Н.Г. Духовно-нравственное воспитание детей-инвалидов..

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.32-39 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

В настоящее время имеют место отдельные модели инклюзивного (включаемого) обучения детей-инвалидов в массовой школе, но в целом, национальная система общего образования не готова к реализации принципа инклюзивного обучения детей-инвалидов. В России случаи успешного обучения ребенка-инвалида в массовой школе пока является исключением. Большинство детей-инвалидов учатся в специальных школах, в основном организованных по принципу интерната, где у них нет возможности находиться рядом со здоровыми сверстниками. В свою очередь, и в массовых общеобразовательных школах нет условий для создания необходимого режима, нет необходимой материально -технической базы для особенных детей. Но одной из основных причин «неприживаемости» системы инклюзивного образования является неготовность общества принять детей-инвалидов «на равных». Здоровые дети не знают мир своих сверстников с ограниченными возможностями здоровья, не умеют общаться с ними, не имеют понятия об их специфических потребностях и представлениях. Поэтому, какие бы ни были у здоровых детей добрые намерения, большинству из них трудно установить контакты с больными сверстниками. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, попав в незнакомый детский коллектив здоровых сверстников, испытывает комплекс неполноценности, дискомфорт и, как правило, становится «изгоем».

Поэтому, формировать у здоровых подростков и молодежи понимание инвалидности, терпимое отношение к детям-инвалидам, умение воспринимать детей-инвалидов на равных в своих коллективах нужно не на словах, а через создание условий для христианского отношения к ним: с пониманием, с терпением, с любовью и через активное включение в совместную духовно-нравственную деятельность.

Система дополнительного образования детей наиболее открыта для осуществления совместной духовно-нравственной деятельности детей-инвалидов и их здоровых сверстников. Она имеет возможность привлечения детей-инвалидов к занятиям любимым делом в условиях возможности выбора видов и сфер деятельности. Здесь можно ориен-

Вечтомова Н.Г. Духовно-нравственное воспитание детей-инвалидов..

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.32-39 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

тироваться на личные интересы, способности и психофизические возможности детей-инвалидов.

Созданная в 2001 году в Сарапуле Городская некоммерческая общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов» пытается по мере возможностей решать проблемы семей, воспитывающих особенного ребёнка. Проблем пока немало. Но, наверное, охватить все проблемы силами общественной организации вообще невозможно.

Н.Г. Вечтомова с организаторами чтений.

Основной целью нашей организации является создание условий для интеграции инвалидов в общество здоровых сверстников. Обще-

Вечтомова Н.Г. Духовно-нравственное воспитание детей-инвалидов..

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.32-39 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

ство «АРДИ» работает со дня своего основания на базе Детско-юношеского центра на основании Договора о взаимодействии и сотрудничестве с администрацией центра. Общественной организации, не имеющей своего помещения, штатных сотрудников, просто невозможно осуществлять какую-либо значимую деятельность. За эти годы мы сумели создать систему духовно-нравственной деятельности с детьми-инвалидами через объединение ресурсов ГНОО «АРДИ» и МБОУДОД «ДЮЦ». В рамках созданной системы названный центр выступает, в первую очередь, в качестве ресурса кадрового потенциала работающего с детьми-инвалидами. В свою очередь, общественная организация выступает в качестве основного канала привлечения средств на реализацию социально-значимых проектов через гранты благотворительных фондов и конкурсное бюджетное финансирование.

Следует отметить, что поскольку центр не является специализированным учреждением для работы с детьми-инвалидами, а включен в систему учреждений дополнительного образования детей, его штат не предусматривает наличие социального педагога, медицинского работника, пе-дагога-дефектолога и других узких специалистов. Вся работа ведется с использованием имеющихся кадровых ресурсов (педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, педагог-психолог).

В нашем центре ведется работа, направленная на ненавязчивое знакомство детей-инвалидов и воспитывающих их родителей с Церковью. Через участие в Международных конкурсах «Православная инициатива» общественная организация получает финансирование данного вида деятельности. В период 2009-2013 гг. нами была получена грантовая поддержка на реализацию 4 проектов. Каждый из реализованных социально-значимых проектов направлен на духовно-нравственное воспитание детей-инвалидов через интеграционную деятельность.

Также на базе «ДЮЦ» организована и осуществляется интеграционная учебно-воспитательная деятельность в объединениях. В основном, это кружки художественной направленности: «Мастерская Фантазия», «Вязание и вышивка», Изо-студия, Студия «Вернисаж», «Арт-класс», «Волшебный лоскуток», «Батик».

36

Вечтомова Н.Г. Духовно-нравственное воспитание детей-инвалидов..

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.32-39 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

Занятия с детьми-инвалидами организованы в смешанных коллективах, куда входят и их здоровые сверстники. Учебно-воспитательный процесс в интеграционных коллективах построен таким образом, чтобы дети-инвалиды не были ограниченны во времени и имели возможность в своём темпе усваивать материал в соответствии с уровнем развития и способностями. Их здоровые сверстники, в свою очередь, учатся оказанию помощи детям-инвалидам, проявляют заботу о них, милосердие, доброту.

На занятиях дети изготовляют поделки, которые затем представляются на Выставке творчества в рамках Фестиваля «Православные мотивы».

В программу Фестиваля включается:

- Выставка творчества детей-инвалидов и их родителей, здоровых детей и подростков. Работы на выставке компонуются по следующим номинациям:

- рисунок на тему «Храмы нашего города», «Красота родной природы», «Мой дом, моя деревня, мой город»;

- вышивка мулине и бисером, батик,

- ковроткачество на тему «Евангельские сюжеты и православные традиции», «Величие храмов», «Удмуртия - край мой родниковый»;

- православные композиции из бумаги, дерева, бересты и т.д.;

- тематическая концертная программа с представлением художественного чтения, вокального исполнения, сольного пения, музыкально-инструментального исполнения, хореографии;

- мастер-классы детей-инвалидов;

- встречи и беседы детей и родителей с духовным куратором проектов Благочинным Сарапульского округа протоиреем Олегом Остроумовым.

Завершается Фестиваль награждением всех участников. Непременным гостем наших Фестивалей бывает благочинный Сарапульского округа протоирей Олег Остроумов, который принимает самое активное участие в их подготовке: проводит консультирование педагогов и родителей, встречается с детьми, подсказывает, как луч-

37

Вечтомова Н.Г. Духовно-нравственное воспитание детей-инвалидов..

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.32-39 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

ше оформить работы на выставку творчества, участвует в награждении участников Фестиваля.

В духовной пользе паломничества никогда никто не сомневался. А для детей-инвалидов богоугодная поездка имеет особый смысл. Посещение церкви, прикосновение к святым мощам, обряд елеопомазания благотворно влияет на детей. Общение с Богом дает силы на борьбу с недугом, и появляется надежда на чудо исцеления. Во время паломнической поездки у каждого есть возможность помолиться о здоровье, учебе, о даровании сил, терпения, мудрости, о самом сокровенном, что так необходимо для жизни. Детская молитва - в ней слова просты, сказаны от сердца, светлы, искренни и чисты, поэтому нужно давать возможность каждому ребенку понять и проникнуться в смысл необходимости обращения к Богу.

Понимая всю важность духовного развития и духовной помощи святых, для детей в сопровождении их родителей организуются и совершаются паломнические поездки по святым местам: в Мало Дивеевский Серафимовский женский монастырь с. Норья Мало-Пургинского района Удмуртской Республики, где по приезду все смогли ознакомиться с Мало-Дивеевским Серафимовским женским монастырем, в котором находятся святыни: Частица Древа Креста Господня, Частица мантии Спи-ридона Тримифунтского, Частица мощей Максима Сербского, Частица гроба Тихона Задонского, Частица одеяния Афанасия Афонского, Частица гроба святителя Гермогена Московского, частица мощей святителя Григория Богослова.

Здесь участники поездки смогли не только прикоснуться к святым мощам и отслужить молебен, но и посетить трапезную, набрать святой воды и окунуться в святом источнике.

Дети-инвалиды и их родители осуществили также паломническую поездку в село Перевозное Воткинского района Удмуртии в Свято-Успенский женский монастырь, в котором есть удивительные иконы. Это единственные иконы, расположенные в современном православном храме Вознесения Свято-Успенского женского монастыря; многочисленные чудеса исцеления от обращения к иконам делают их уникальными. После молебна, желающие смогли заказать требы о здравии и об упо-

38

Вечтомова Н.Г. Духовно-нравственное воспитание детей-инвалидов....

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.32-39 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

коении, помолиться, поставить свечи. После трапезы участники поездки посетили незамерзающий святой источник, у которого обустроена купальня в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, где каждый смог взять святой воды с собой, окунуться.

Паломнические поездки оставляют неизгладимый след в душе каждого участника.

Возможность ребенка, имеющего инвалидность, быть успешным в каком-либо виде деятельности, получить признание и высокие оценки общественности не только способствует самореализации ребенка-инвалида как личности, но и формирует положительное общественное мнение, ломает негативные стереотипы по отношению к людям с особенностями развития. Это является важной составляющей духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Мир знает такие примеры, когда дети с заключением врача «необучаемые», попадают в список «самых одаренных детей планеты», благодаря тому, что рядом оказывается талантливый педагог. Совместная духовно-нравственная деятельность со здоровыми детьми приучает детей-инвалидов к преодолению трудностей, к занятию активной жизненной позиции, развитию чувства самоуважения и осознанию своей роли в жизни и является главным условием для успешной интеграции их в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.