УДК 378.6:355/359
DOI 10.33463/2072-8336.2019.3(48).030-037
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ (ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ)
Р. Р. Хайрутдинов, Л. М. Литвина, Ф. Г. Мухаметзянова, Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова
Для цитирования
Духовно-нравственное воспитание будущих офицеров (вопросы теории и практики) / Р. Р. Хайрутдинов [и др.] // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 3(48). - С. 30-37. DOI : 10.33463/2072-8336.2019.3(48).030-037.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье представлены проблемы духовно-нравственного воспитания студентов вуза в общем виде и в контексте подготовки будущих офицеров. Исследование проблемы духовно-нравственного воспитания офицеров проведено на основе обращения к различным контекстам и дискурсам. Анализ заявленной проблемы представлен в полипарадиг-мальном пространстве исторического, философского, психологического и педагогического контекстов. Авторами предложены концептуальные основания духовно-нравственного воспитания будущих офицеров: акцентировано внимание на субъектно-ориентированном подходе к решению проблемы духовно-нравственного воспитания офицеров
© Хайрутдинов Р. Р., Литвина Л. М., Мухаметзянова Ф. Г., Аксенова Г И., Аксенова П. Ю., 2019
как индикатора подготовки компетентного выпускника. Системообразующим фактором проявления и развития духовно-нравственного потенциала будущего офицера является субъектно-деятельностный компонент. Мониторинг эффективности духовно-нравственного воспитания будущих офицеров включает в себя инвариантные и вариативные критерии, индикативные показатели и уровни развития.
Ключевые слова: вуз, офицер, духовно-нравственное воспитание, совесть, субъектность, субъектно-ориентированный подход.
Введение
В современной системе высшего образования уделяется большое внимание вопросам духовно-нравственного воспитания студентов. Особенно актуально решение этих вопросов
для вузов, в которых готовят офицеров российской армии. Одним из таких вопросов является воспитание у будущих офицеров совести как нравственного императива личности. Особая актуальность вопросов духовно-нравственного воспитания офицеров обусловлена тем фактом, что, по данным Министерства обороны Российской Федерации, более 70 % выпускников высших военно-учебных заведений увольняются из Вооруженных сил в первый же год службы. Как следствие, перед военно-учебными заведениями остро встали проблемы воспитания у будущих офицеров духовно-нравственной готовности к военной службе и потребности в ее продолжении [1, 2].
К сожалению, современное общество находится в состоянии нравственного и духовного кризиса, проявляющегося, в частности, в разрушении духовных и нравственных идеалов у студенческой молодежи. При этом главным фактором формирования совести, как утверждает В. Д. Шадриков, является покаяние [17]; совесть светского человека формируется на основе общественной морали и закона [19], а подлинным содержанием духовно-нравственного воспитания личности студента, как считает Н. Н. Шатохина, является вера [20].
В целом духовно-нравственная основа воспитания современной студенческой молодежи все больше начинает выполнять роль объединяющего фактора, интегрирующего общество, государство и его субъектов. Духовно-нравственное воспитание офицеров, основанное на принципе историзма и на традициях Российской армии, имеет существенный практический и гуманистический потенциал особенно в периоды социально-экономических
преобразований. Духовно-нравственное воспитание, эффективно влияя на самосознание личности будущего офицера, должно быть адресно ориентировано на становление и развитие у него духовно-нравственных качеств, таких как: патриотизм, интернационализм, воинский долг, призвание, честь, совесть.
Феномен духовности и нравственности требует сегодня углубленного изучения как с точки зрения теории и методологии вопроса, так и в практическом отношении в контексте духовно-нравственного воспитания офицеров на этапе вузовской подготовки. Феномен совести является многогранным, и его целостное изучение может быть построено на основе полипарадигмаль-ного подхода.
Мы считаем, что анализ проблем духовно-нравственного воспитания учащихся военных вузов необходимо выстраивать на основе обращения к различным научным контекстам и дискурсам. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи, как полагают А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, должно строиться на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности [7]. В самом общем виде духовно-нравственное воспитание рассматривается нами как целостный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых общечеловеческих и национальных ценностей, имеющих сложную организацию и иерархическую структуру.
Результаты исследования
Проведем экскурс в основы лингвистического и этимологического анализа феномена духовно-нравственного воспитания и сопряженного с ним феномена совести. Нам импонируют раз-
мышления М. В. Рукавишниковой об изучении феномена совести как многогранного явления в контексте этимологического и лексического анализа [13]. В древнегреческой философии, в работах Демокрита, совесть представлена как нравственный императив долга и духовности человека. Для современного учащегося военного вуза не теряют ценности высказывания Демокрита о том, что в душе каждого должен быть прописан закон: «Не делай ничего непристойного». Платон совесть рассматривал как детерминанту нравственной оценки всех поступков, в первую очередь злых, ибо они всегда заметнее. Сократ феномен совести выразил в понятии демона как индикатора нравственной оценки поступков человека. Сократ в своих беседах с учениками призывал не скрывать, а «выставлять на свет» совершенную несправедливость и не жалеть красноречия для того, чтобы «обвинить прежде всего самого себя». Учитель А. Македонского - Аристотель основой деятельности человека считал разум, так как именно мышление детерминирует правильный выбор субъектом своих действий, и при этом ему надо обладать добродетелями и стремиться к их воплощению. Аристотель считал, что совесть является свойством добродетельного человека.
Резюмируя краткий исторический экскурс в понимание совести у древних греков, следует отметить, что наряду с ней они выделяли ошибки совести. Однако только в христианстве и его учениях была подготовлена теософская и далее философская основа для учения о совести. В посланиях Павла римлянам отмечается необходимость послушания властям не только из страха наказания, но и ради самой совести и проявления нравственности челове-
ком. Иоанн Златоуст не раз указывал, что именно совесть должна быть путеводителем человека как неподкупный судья для достижения таких добродетелей, как мудрость (разумная и практическая), умеренность, щедрость, правдивость, мужество, справедливость, дружба.
Исследователи феномена совести в психолингвистическом аспекте используют понятия «осознание» и «ведание» совести. Общеславянский феномен совести понимается как совместное знание, или знание, получаемое вместе с кем-то. В наших рассуждениях о феномене совести в контексте субъектности человека мы назвали бы совесть как «весть коллективного субъекта» [10]. При этом в западноевропейских языкахтермин «совесть» отсутствует в данном понимании. В индоевропейских языках выделяется общий корень - «ведать» или «знать». Не случайно народная мудрость ставит рядом понятия совести и сознания. Наше обращение к использованию слова «совесть» в русском языке позволяет констатировать, что оно является словообразовательной калькой из греческого языка. Однако в словарях знаменитых составителей С. И. Ожегова и В. И. Даля мы находим несколько отличающиеся интерпретации понятия «совесть». Например, в Словаре русского языка С. И. Ожегова совесть - это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед людьми и обществом [12]. В Толковом словаре русского языка В. И. Даля с понятием «совесть» связывают все то, что относится к Богу, церкви, вере, духовному, что касается ума и воли -к нравственному [6].
Наше обращение к словарям не является случайным или данью моде, так
как в них наблюдается расхождение в определениях духовности и нравственности, в то время как в интеграции духовность и нравственность выступают духовно-нравственными ценностями личности. В словарях по психологии трудно найти отдельное определение совести, на этот факт указывает и
B. Д. Шадриков [19].
Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи исследуется на протяжении многих веков в различных контекстах исторического, психологического и педагогического анализа. В историческом контексте особая значимость формирования у детей и молодежи в системе образования необходимых нравственных качеств признавалась такими выдающимися личностями России, как В. В. Мономах, Петр I, Екатерина II, полководец А. В. Суворов, великий ученый и ректор Казанского императорского университета Н. И. Лобачевский, Л. Н. Толстой.
В отечественной психологии проблема духовно-нравственного воспитания детей и молодежи рассматривается в контексте изучения ряда феноменов, таких как духовность, нравственность, совесть. На данный факт указывает исследование нравственности в России В. И. Воловиковой[5];
C. К. Бондырева подготовила фундаментальный труд о понятии нравственности в психологии и педагогике [4]; И. А. Ильин выявил феномен психологии совести в контекстах вины, стыда и раскаяния [8]; В. Д. Шадриков работал над вопросами совести и ее воспитания [19].
В педагогической науке Н. Д. Ни-кандров подробно рассматривает необходимость духовно-нравственного воспитания в светском его понимании [11]. Однако исследованию вопросов
формирования духовно-нравственного потенциала личности учащихся военных вузов посвящено недостаточно современных работ, в особенности в контексте сопряженности с феноменом совести.
В современной психолого-педагогической литературе активно обсуждается проблема развития духовно-нравственных ценностей личности, на что указывают исследования С. Н. Со-рокоумовой и В. П. Исаева [14].
В контекстах философии, психологии и педагогики феномен совести рассматривается как многозначное явление, в связи с чем возрастает необходимость изучения вопросов духовно-нравственного воспитания детей и студенческой молодежи. В целом лингвистический, психолого-философский и педагогический ракурсы анализа свидетельствуют о понимании совести как феномена нравственности и как явления внутреннего духовного состояния человека.
В современной психологии и педагогике феномен совести представлен в ряде фундаментальных работ В. Д. Шадрикова [17-19]. Нам импонирует его идея о том, что совесть характеризует духовную сущность человека, которая в интраиндивидуаль-ной структуре человека определяет его нравственное поведение [19]. Мы полностью согласны с тем, что понятие совести недостаточно представлено в учебниках по психологии, а ее воспитательные функции в образовательном процессе лишь декларируются, в то время как воспитание совести -основа воспитания детей и молодежи [18, 19]. И. А. Ильин считает, что наличие совести у человека проявляется в способности личности осуществлять нравственный самоконтроль и
самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производя оценку совершаемых поступков, понимая вину, проявляя стыд и раскаяние [8].
Краткий экскурс в полипарадиг-мальный аспект совести позволил нам сделать выводы о том, что в русле духовно-нравственного воспитания современных студентов совесть является многогранным феноменом, внутренним императивом, детерминирующим поведение человека при достижении различных целей, при этом проявление совести у человека всегда субъективно и индивидуально [13].
Проведенный М. Е. Мережко анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вуза показал, что совесть субъекта деятельности проявляется на основе не только рационального осознания нравственного значения совершаемых поступков, но и эмоциональной оценки своих действий [9].
М. Г. Яновская выделяет эмоциональные аспекты нравственного воспитания [21]; на эти же проблемы указывают работы I. Gгuzdev [22] и N. Shmatko [23]. Г. В. Антонова, Н. В. Левченко, С. И. Маслов считают, что духовно-нравственное воспитание студентов необходимо осуществлять в процессе изучения педагогических дисциплин [3]. В ряде исследований представлены концепции и модели духовно-нравственного воспитания студентов. Например, в диссертации В. А. Сидорчук представлена модель духовно-нравственного воспитания курсантов военных вузов на традициях Российской армии [15]. Однако в педагогической науке по-прежнему недостаточно ра-
бот, отражающих концепцию духовно-нравственного воспитания будущих офицеров.
При разработке концептуальных основ духовного и нравственного воспитания будущих офицеров мы опирались на Концепцию духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, апробированную Н. Н. Чалдышкиной, Р. Р. Лоскутовой, внеся в нее ряд изменений с учетом особенностей воспитания в военном вузе [16].
Проведенное нами пилотажное исследование 254 будущих офицеров на предмет осознания ими духовных и нравственных ценностей показало, что более 60 % опрошенных не акцентируют внимание на таких понятиях, как честь, совесть, достоинство, патриотизм, как индикаторах проявления нравственности в военной карьере, тогда как важность духовности и ее показателя - совести, их роли для профессии офицера указали более 70 % респондентов. В целом свыше 76 % из числа опрошенных отмечают значимость таких духовно-нравственных качеств, как патриотизм (78 %), интернационализм (67 %), воинский долг (80 %), призвание (56 %), честь (69 %), совесть (75 %) офицера.
Результаты включенного наблюдения показали, что у большинства респондентов недостаточно развиты навыки нравственного поведения, привычка поступать по совести, а также отношение к другим, оценка других и самооценка с позиций духовности и нравственности. В связи с этим в образовательной среде военного вуза необходимо создавать специальные организационно-педагогические условия для саморазвития, самовоспитания духовности и
нравственности будущих офицеров и их важного императива - совести с целью развития не только познавательных структур личности, но и приобретения опыта нравственных поступков в учебной, служебной и личной жизни.
Обсуждение
Мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание будущих офицеров как системно-целенаправленный, субъектно-ориентированный процесс, в результате которого происходит становление духовно развитой и нравственно устойчивой личности офицера как субъекта военной деятельности, формирующейся на основе культурно-исторических традиций духовно-нравственного воспитания офицера России. Важной основой такого формирования выступают культурно-исторические традиции воспитания чести и совести российского офицера, ресурсы всемирного культурного наследия и этнические особенности региона.
Выводы
1. Духовное и нравственное воспитание будущих офицеров должно стать объектом особого внимания профессорско-преподавательского и офицерского состава военного вуза, а также при студенческом самоуправлении, которое необходимо включить в дорожную карту военного вуза.
2. Духовное и нравственное воспитание будущих военных необходимо осуществлять на основе субъектно-ориентированного подхода, развивая и формируя их как субъектов духовности и нравственности, как представителей высоконравственной интеллигенции и носителей культурных традиций и духовно-нравственного потенциала русского офицера на уровне представлений о чести, совести и достоинстве.
3. Фасилитировать процесс формирования и самоформирования у будущих офицеров высоконравственного отношения к миру, людям, военной науке, военной профессии, субъектам конфессий, служению Отечеству.
4. Работать с учащимися в зоне ближайшего развития их духовно-нравственного потенциала, формируя адекватное восприятие и осмысление таких понятий, как «честь», «совесть», «достоинство», «образ мира», «образ военного», «творение мира», «вера», «покаяние», «любовь», «милосердие», «надежда», «послушание», «субъект-ность как санкционированная активность военного».
5. Интегрировать учебно-профессиональную, внеучебную, воспитательную, научно-исследовательскую деятельность военного вуза в единое пространство духовного и нравственного воспитания и саморазвития будущих офицеров.
6. Научно-исследовательскую деятельность будущих офицеров по исторической и психолого-педагогической тематике феномена совести осуществлять на основе принципа научной кол-лаборации и содружества молодых ученых и наставников, используя ресурсы научных журналов и научно-практических конференций.
Мониторинг эффективности духовного и нравственного воспитания учащихся военных вузов должен включать в себя инвариантные и вариативные критерии, показатели, индикаторы и уровни:
- когнитивно-познавательный критерий. Показатели: система представлений учащихся о ценностях и нормах нравственного поведения; чести и достоинстве, совести; осознание себя как носителя этих ценностей. Индикатив-
ные показатели (индикаторы): участие в учебно-воспитательных мероприятиях духовно-нравственного характера; проявление духовной и нравственной культуры; разработка программы личностного роста по саморазвитию морального облика офицера; публикационная активность на темы нравственности и морали; активное участие в НИР. Уровни: ниже среднего, средний, высокий, выше среднего;
- мотивационный критерий. Показатели: осознание себя как субъекта духовно-нравственного развития и преобразования; стремление соответствовать идеалам гражданина, офицера России. Индикаторы: активное участие в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию;следование кодексу чести, совести и достоинства современного российского офицера. Уровни: средний, высокий, выше среднего;
- интегральный критерий. Показатели: сформированность потребности в соблюдении базовых общечеловеческих норм морали и нравственности, принципов чести, достоинства и совести. Индикаторы: проектирование, организация мероприятий по духовно-нравственному воспитанию; следование кодексу чести, совести и достоинства современного российского офицера. Уровни: средний, высокий, выше среднего;
- синергийный критерий. Показатели: умение работать в команде и содружестве с учебной группой и профессорско-преподавательским составом по развитию и саморазвитию собственного духовно-нравственного потенциала. Индикаторы: руководство командой в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию; командное следование кодексу чести, совести и достоинства современного
российского офицера. Уровни: средний, выше среднего, высокий.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание учащихся военных вузов рассматривается нами в качестве доминирующего фактора их развития как будущих российских офицеров, обеспечивающих политическую, экономическую и военную стабильность государства.
Библиографический список
1. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю. Психолого-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу вуза // Развитие личности как стратегия современной системы образования : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. (г. Воронеж, 22-23 марта 2016 г.). Воронеж : Научная книга, 2016. С. 35-39.
2. Адаптация курсантов образовательных организаций ФСИН России к учебной деятельности : монография / П. Ю. Аксенова [и др.]. 2017. М. : ООО «Проспект». 160 с.
3. Антонова Г. В., Левченко Н. В., Маслов С. И. Духовно-нравственное воспитание студентов в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 4-1. С. 87-92.
4. Бондырева С. К. Нравственность. М. : Просвещение, 2006. 345 с.
5. Воловикова В. И. Нравственность в современной России // Психологический журнал. 2009. № 4. С. 95-97.
6. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М. : ЭКСМО-Пресс. 2011. 736 с.
7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009.
8. Ильин И. А. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. СПб. : Питер, 2017. 175 с.
9. Мережко М. Е. Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вузов // Общество: философия, история, культура. 2011. № 3-4. С. 118-120.
10. Мухаметзянова Ф. Г, Аксенова Г. И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 10-21.
11. Никандров Н. Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия (выступление на XVIII Международных Рождественских чтениях) // Педагогика. 2010. № 3. С. 9-14.
12. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под общ. ред. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М. : Оникс, Мир и Образование. 2007. 1200 с.
13. Рукавишникова М. В. Совесть как многогранный феномен. Этимологический и лексический анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2009. № 2(14). С. 121-126.
14. Сорокоумова С. Н., Исаев В. П. К проблеме развития духовно-нравственных ценностей личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 2(3). С. 695-700.
15. Сидорчук В. А. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской армии : дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2008. 235 с.
16. Чалдышкина Н. Н., Лоскуто-ва Р. Р. Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. Т. 2. С. 49-55.
17. Шадриков В. Д. Покаяние как фактор формирования совести // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 4. С. 3-13.
18. Шадриков В. Д. Совесть и ее воспитание. М. :Университетская книга, 2017. 112 с.
19. Шадриков В. Д. Совесть: психолого-философский анализ // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 5-14.
20. Шатохина Н. Н. Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов // Ученые записки. Электронный журнал Курского университета. 2011. № 3(10). Т. 1. С. 15-19.
21. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М. : Просвещение. 1986. 234 с.
22. Gruzdev I., Terentev E. Life after PhD: What careers do PhD students in Russia consider? // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 3(9). Pp. 20-21.
23. Shmatko N. PhDs within and outside of the national labor market // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 3(9). Pp. 9-11.