УДК 321.01
Давыдов Александр Владимирович
аспирант кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета [email protected]
ДУХОВНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЩИЩЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ [1]
Davydov Alexandr Vladimirovich
post-graduate student of the chair of politology and political management, Kuban State University [email protected]
SPIRITUAL AND WORD VIEW PRINCIPLE OF PROTECTION OF PERSONALITY IN SYSTEMS OF NATION SAFETY OF MODERN RUSSIA [1]
Аннотация:
Данная работа посвящена аналитическому обоснованию возможности идеологических средств обеспечения духовной и национальной безопасности личности в России. При этом центральным вопросом статьи является становление национальной идеологии, способной привести к формированию в обще-стве единого понимания интеграционных ценностей и интересов на основе духовной жизни.
Ключевые слова:
идеология, безопасность, национальные интересы, духовность.
The summary:
The given work is devoted to the analytical substantiation of possibility of ideological measures of ensuring of spiritual and national safety of personality of Russia. Thus the central issue of the article is the formation of national ideology, the capability to lead to the formation in the society of uniform understanding of the integration values and the interests in the society on the spiritual base.
Keywords:
ideology, safety, national interests, spirituality.
Наш социум стоит перед выбором нового мировоззрения как социальнополитического, так и духовно-нравственного характера, отвечающего требованиям XXI века. Это очевидно потому, что, с какой бы проблемой современности ни пришлось соприкоснуться, всегда приходится считаться с нравственно-мировоззренческим, социально-экономическим и политико-философским влиянием различных парадигм, концепций и теорий, оказывающих влияние как на становление и развитие общества, так и на формирование идейного смысла функционирования государства и личности.
Но при этом российское общество, начиная с 90-х годов XX века стоит перед выбором новой ценностно-мировоззренческой основы, заключающейся во всей совокупности практического, духовно-нравственного, научно-теоретического опыта и знания предыдущих эпох. Однако при этом необходимо учитывать влияние различных факторов, оказывающих влияние на политический процесс. К таким факторам, помимо отмечаемых повсеместно, нужно отнести именно имеющие мировоззренческое наполнение - духовно-религиозное миросозерцание, общественно-политическую идеологию, ценности и догмы социального поведения. Ибо от этого зависит реализация национальных интересов и их защита, т. е. обеспечение национальной безопасности РФ. При этом стоит отметить, что основополагающим компонентом национальной безопасности РФ является именно безопасность личности, а она в свою очередь - непосредственно зависит от духовно-социальной развитости мировоззрения и кругозора конкретной личности, знания динамики и характера социальной интеграции и так называемого «иммунитета» ко всем конфликтно-проблемным угрозам современности. Важность этого подчеркивается тем, что национальная безопасность не только представляет собой результат синтеза повседневной деятельности вооруженных сил, правоохранительных органов и спецслужб, направленных на поддержание стабильно-
сти в государстве, но и рассматривается в аспектах экономическом, политическом, социальном, экологическом, информационном и - главное - духовном.
Национальная, государственная и конституционная безопасность в целом есть степень защищенности личности, общества и государства. Она может создаваться тремя путями: прямой защитой от конкретных внешних и внутренних угроз; упреждающей нейтрализацией источников опасности; развитием механизмов самосохранения и саморегулирования непосредственно у самих защищаемых объектов. Анализ факторов, влияющих на безопасность нашей страны, возможен по ряду направлений, например: национальные интересы; угроза национальной безопасности; обеспечение национальной безопасности. Однако безопасность человека не сводима только к его личным правам и свободам, она превосходит даже право на жизнь, она есть главная задача всего общества. Безопасность государства фактически начинается с безопасности личности. Но, с другой стороны, недопустимо извращение духовно-мотивационной сферы личности, не может индивидуалистическая и материальная выгода преобладать над высшими духовными ценностями.
Однако история последних двадцати лет показывает, какое огромное духовное значение в системном отношении имеет идеология для построения эффективного государственного управления. Это значение объяснимо в силу практической важности идейного постулирования нацией собственного определения, самосознания. Ведь только идеологические технологии позволяют формировать воспринимаемые большинством интересы личности, общества и государства, а затем в политических механизмах вырабатывать способы их достижения. И конечно же, стоит более современно подходить к пониманию смысла идеологии, в том числе, может быть, постараться взять на вооружение определенный опыт, наработанный в этом отношении в советский период формирования идеологического обеспечения безопасности.
При этом необходимо осознавать, что в советское время политические технологии обеспечения безопасности непосредственно опирались на идеологию, при том что внутриполитическая и международная стороны были в равной мере идеологизированными. А мировоззрение «строителей коммунизма» опиралось на принципы нравственности, кодекс чести, веры в «светлое будущее», равенство народов СССР, патриотизм. Эти элементы были незаменимыми элементами в оценке интересов государства советскими людьми. Идеи же помощи, равенства, справедливости, братства, вообще воспринимались как само собой разумеющееся. Но было одно ограничение в советской системе -тотальный государственный контроль.
Вообще, глубинный смысл государства состоит в определении пути развития всех жизненно важных ориентиров личности посредством определенных приемов, позволяющих постигать результаты. Эта точка зрения соотносима со взглядами практически всех политологов и философов, И, как показывает история, каждое государство проходит через периоды государственной идеологии, а затем и ее отрицания, за которым неизменно последует снятие отрицания, т. е. новая идеология, ибо идеология является движущей силой общественно-политического развития и, таким образом, технологией политической консолидации и мобилизации общества. И этому имеется масса примеров, таких как идея коммунизма в жизни советских людей или идеология Белого движения И.А. Ильина.
Другой вопрос, всецело ли они разделялись обществом, но мобилизующая и интегрирующая сила их неоспорима. Однако стоит настороженно относиться к тому, что искаженные формы национальных интересов превращаются в этническом сознании в самодовлеющую национальную идею. Массовая убежденность в абсолютной значимости и самоценности ложно интерпретированной национальной идеи порождает агрессивные формы поведения, провоцирует различные группы людей определенной национальности
на стремление доказать приоритет именно «своих» этнических интересов над всеми другими инонациональными интересами [2, с. 44].
Не менее важный аспект в поддержку понимания идеологии как политической технологии, объединяющей интересы личности, общества и государства связан с легитимацией властных отношений. Только широко поддерживаемые народом идеи способны стать в демократическом государстве неоспоримыми основаниями власти, которая усиливает свой авторитет в том случае, когда интересы общества гармонизированы с политикой государства. Ведь только так возможно эффективное преобразование общественно-политических отношений. Государство не было бы государством, если бы не использовало такое орудие, как пропаганда, ведь нет более эффективных мер консолидации, чем воздействие на массы определенными идеологическими технологиями. Более того, идеология - это всегда комплекс верно поставленных ориентиров для общественного мировоззрения, ценностной ориентации и линий поведения личности. Потеря или отсутствие идеологии приводит к потере координат, позволяющих индивиду ориентироваться в обществе. И, как следствие, социальная реальность для некоторых оказывается лишенной смысла, а будущее выглядит неопределенно.
Соответственно в современном обществе уже давно существует необходимость построения системы аналитики социально-общественных и духовно-личностных оснований человеческого бытия для того, чтобы выработать механизмы духовного взаимодействия на всех уровнях. Необходимость этого все более очевидна, ибо суровые реалии сталкивают нас с опасностями разного уровня. А для предотвращения духовного кризиса современности необходим устойчивый базис мировоззренческих принципов общественного и индивидуального планов. Также очевидно, что, с какой бы проблемой современности ни пришлось соприкоснуться, неизбежно приходится считаться с нравственномировоззренческим, социально-экономическим и политико-философским влиянием различных парадигм, концепций и теорий, оказывающих влияние как на становление и развитие общества, так и на формирование идейного смысла функционирования государства и личности.
При этом социально воссоздаваемое мировоззрение обязано отвечать современным законным предпочтениям всех членов общества и позволять каждому приобщиться к смыслу совместного бытия. И даже более того, на современном этапе, когда нынешний мир находится в постоянном конфликте, национальная мировоззренческая доктрина должна содержать идеи защиты собственных основ государственности и аспекты духовной безопасности. Отметим также и то, что в современном российском обществе существует проблема защиты и укрепления духовной безопасности личности. Решить эту проблему представляется возможным, исходя из имеющегося законодательного базиса. Так, в Конституции РФ прописаны: ценность человеческой личности, свободы, права и обязанности гражданина, но остается открытым вопрос об идеологии. И, на наш взгляд, представляется возможным в качестве предпосылок к таковой рассмотреть характер мировоззренческих приоритетов личности.
Однако, в русле рассуждений о видоизменениях духовных оснований в ходе политического развития неизбежно возникает вопрос о степени обеспечения духовной безопасности личности и общества и о политических и социально-экономических факторах, воздействующих на конкретную вариацию как духовной жизни общества, так и политической системы. При этом очевидно, что смена парадигм национального самоопределения, происходя в кризисных условиях, приводит именно к трансформации сложившегося миропонимания социальной реальности, за которым следуют «ломка» традиционно-сложившихся взаимодействий на всех уровнях.
Эта проблема наиболее близка именно российскому обществу, пережившему революции, две мировые и множество локальных войн, путчей, этнополитических конфликтов и десятки реформ. И дабы не допустить социальной и политической нестабильности, необходимо диалектически осмыслить основания светского и религиозного воздействия на трансформацию мировоззренческих парадигм и интеракций личности в пределах существующего законодательства и историософии XX века, что сформировало бы приоритетный, по нашему мнению, проект модернизации общественной жизни современного российского общества.
Современная российская действительность открыто проявляет аспекты развития различных интерпретаций мировоззренческих предпочтений личностей, исходя из социально-исторической подоплеки общественно-политического становления государственности Российской Федерации. Для подтверждения легитимности осознанного выбора личностью того или иного компонента духовного основания собственного мировоззрения обратимся к базовому документу РФ - Конституции. Итак, содержание второй статьи Конституции РФ гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [3]. Эта правовая норма полностью совпадает с 2000-летней историей христианского понимания ценности личности. Поэтому в социальном проекте модернизации социальных реалий требуется концентрация общественного внимания и сосредоточения всех усилий на обеспечении всесторонней безопасности личности. А государственные интересы в сфере безопасности постоянно находятся в строгом соответствии с интересами человека.
Проанализируем статью 13 Конституции РФ, которая устанавливает следующее: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [3]. Необходимо подвергнуть анализу эти положения. Во-первых, ратификация невозможности установления государственной идеологии все-таки является видом идеологии. Причем собственно это и определено в качестве государственной идеологии, ибо так и прописано в Конституции РФ. Кстати, именно это приводит к тому, что в Конституции РФ одна и та же логическая посылка в то же время отвергается и утверждается. Во-вторых, если политическая элита в начале 1990-х исходила от желания вести государственноправовую жизнь вне идеологии, то как же обстоит дело в вопросах выбора стратегической идеи, цели и идеала, развития общества и государства? Появляется чувство, что некая идеология наличествует, но в силу каких-либо причин не обнародуется [4, с. 19]. Но это объяснимо исходя из веяний обстановки 1990-х годов, когда в политике реально правящие союзы или группы политических элит опирались на принцип - «разделяй и властвуй». Естественно, установление идеологии в то время не отвечало демократическим переменам и преобразованиям, но сегодня в высших этажах власти все чаще обращаются к корректировке основного закона, и, может быть, совсем скоро изменится и эта статья.
Рассмотрим далее и статью 14 Конституции РФ, которая определяет, что: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» [5]. Под термином «светское» понимается «не духовное», мирское, гражданское. Также очевидно, что данная статья определяет предел религиозных основ и их влияние на граждан РФ. Однако влияние религий на нашу жизнь крайне велико. Так, религиозные объединения и входящие в них граждане вовсе не изолированы в неких резервациях, а осуществляют свою деятельность в соответствии с законами страны. Кроме того, в последнее время значительно повысилось внимание церкви как к делам светским, так и наоборот, например, государство постепенно возвращает
церковную собственность, а церковные настоятели, особенно в последние годы, активно участвуют в светских делах общества и открыто проповедуют духовно-нравственные принципы, в чем в принципе и состоит суть их деятельности.
Поэтому делаем вывод, что перспективы существования государства, а также рассмотрение вопросов безопасности личности-общества-государства, зависят от того, насколько отвечают принципы формирования национальных интересов - этапам их реализации. Сама же реализация всегда связана с определенными политическими технологиями, и самый оптимальный механизм - это реализация интересов посредством идеологии. Ибо только та прямо связана со стратегической целью существования государства. При этом идеологические постулаты должны соотноситься с реальными интересами народа для конкретного этапа развития. Возможно, поэтому национальная идеология не может быть данной навечно аксиомой, ибо должна отвечать менталитету народа, истекать из глубин народа, базироваться на традициях, духовных ценностях, убеждениях и укладе жизни народа. При этом обеспечение безопасности есть деятельность как государственных, так и негосударственных политических институтов, а единственным связующим элементом в этой системе обязана являться национальная идеология как «душа», «дух» народа. А поэтому, система обеспечения национальной безопасности должна быть органично увязана с ценностями и интересами личности, семьи, созидательных общественных структур и государства, которые, в свою очередь, обязаны иметь взаимный согласованный характер.
Национальная идеология, способствующая интеграции всех членов российского общества была бы оптимальной технологией защиты интересов триады базовых элементов в структуре: личность - общество - государство. Как отмечает Президент России Д.А. Медведев в послании Федеральному собранию 2008 года: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой - человек» [6]. Данное положение обосновывается тем, что реализация обеспечения интересов российских граждан «есть одно из лучших антикризисных «лекарств» [6], и значит, подобная технология расстановки приоритетов может служить не чем иным, как неотъемлемой частью «идеологии современного развития России» [6]. Именно поэтому сегодня в России первостепенно главенствуют как раз жизненно важные интересы личности, за которыми следуют интересы общества и государства. При этом такая дефиниция, как национальная идеология, не противоречит Конституции РФ, ибо ей совсем не обязательно быть государственной.
Ссылки и примечания:
1. Исследование выполнено в процессе работы над научно-исследовательским проектом РГНФ «Идеологическое обеспечение реализации государственных интересов на Юге России» № 10-03-38318а/Ю (2010-2011).
2. Давыдов В.Н. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: региональный фактор // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2004. № 1 (5).
3. Конституция Российской Федерации // ИПС «Консультант+». 2009. Спецвыпуск № 11.
4. Духовная безопасность России (актуальные теоретико-методологические и практические проблемы духовной безопасности). М., 2005.
5. Конституция Российской Федерации // ИПС «Консультант+». 2009. Спецвыпуск № 11.
6. Послание Президента Российской Федерации
Д.А. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации - 2008 //
www.kremlin.ru (дата обращения: 12.09.2011).
References (transliterated) and notes:
1. This research was done while working on a research project RHF “The ideological support implementation of the public interest in the South of Russia” No. 10-03-38318a/W (20102011).
2. Davydov V.N. Etnopoliticheskie konflikty na Severnom Kavkaze: regionally faktor // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Politologiya. 2004. No. 1 (5).
3. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii // IPS «Kon-sul'tant+». 2009. Special issue No. 11.
4. Duhovnaya bezopasnost' Rossii (aktual'nye te-oretiko metodologicheskie i prakticheskie prob-lemy duhovnoy bezopasnosti). M., 2005.
5. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii // IPS «Kon-sul'tant+». 2009. Special issue No. 11.
6. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii D.A. Medvedeva Federal'nomu sobraniyu Rossiyskoy Federatsii - 2008 // www.kremlin.ru (date of access: 12.09.2011).