Научная статья на тему 'Духовно-культурное наследие народов Северного Кавказа в условиях современной цивилизации: проблемы сохранения и изучения'

Духовно-культурное наследие народов Северного Кавказа в условиях современной цивилизации: проблемы сохранения и изучения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северный Кавказ / культура / русская культура / война / сохранение культурного наследия / либерализация / цивилизация / North Caucasus / culture / Russian culture / war / preservation of cultural heritage / liberalization / civilization

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акаев Асламбек Вахидович

Рассматривается духовно-культурное наследие народов Северного Кавказа, исследование которого является важнейшей теоретической и практической задачей в современных условиях социокультурного развития России. При этом следует учитывать воздействие на страну глобальных, цивилизационных процессов, происходящих в мире. Духовно-культурное наследие региона имеет свои особенности в силу различных языковых, этнографических, духовных, ментальных ценностей. И они многогранны, в том числе собственно этнические компоненты, а также влияние духовно-культурных ценностей русской культуры. В этой связи необходим широкий культурологический анализ и выявление соответствующих моделей социокультурных репрезентаций. Исследователи культурного наследия уделяют значительное внимание анализу духовно-культурных ценностей, требующих новых подходов, понимания, реконструкции, противодействия радикальным проявлениям. Специфичны духовно-культурные ценности ингушей, осетин, кабардинцев, карачаевцев, чеченцев, в мировоззрении которых сочетаются древние языческие, религиозные, современные ценности, образующие духовно-культурный симбиоз разнообразных неоднородных компонентов. Всякие попытки унификации духовно-культурных ценностей народов Северного Кавказа в условиях современной глобализации контрпродуктивны, более того, они могут привести к этнокультурной деградации. Важно добиться сохранения этнокультурного, регионального многообразия в тесной взаимосвязи с ценностями русской культуры, формируя общероссийскую идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and Cultural Heritage of the Peoples of the North Caucasus in the Conditions of Modern Civilization: Problems of Preservation and Study

The spiritual and cultural heritage of the peoples of the North Caucasus is considered, the study of which is a major theoretical and practical task in the current conditions of socio-cultural development of Russia. At the same time, it is necessary to take into account the impact of global, civilizational processes occurring in the world on the country. The spiritual and cultural heritage of the region has its own characteristics due to various linguistic, ethnographic, spiritual, mental values. And they are multifaceted, including the very ethnic components, as well as the influence of spiritual and cultural values of Russian culture. In this regard, a broad cultural analysis and identification of appropriate models of socio-cultural representations are necessary. Researchers of cultural heritage pay considerable attention to the analysis of spiritual and cultural values that require new approaches, understanding, reconstruction, and counteraction to radical manifestations. The spiritual and cultural values of the Ingush, Ossetians, Kabardians, Karachays, and Chechens are specific; their worldview combines ancient pagan, religious, and modern values, forming a spiritual and cultural symbiosis of diverse heterogeneous components. Any attempts to unify the spiritual and cultural values of the peoples of the North Caucasus in the context of modern globalization are counterproductive; moreover, they can lead to ethnocultural degradation. It is important to preserve ethnocultural and regional diversity in close connection with the values of Russian culture, forming an all-Russian identity.

Текст научной работы на тему «Духовно-культурное наследие народов Северного Кавказа в условиях современной цивилизации: проблемы сохранения и изучения»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL SCIENCE

Научная статья УДК 304.2

doi: 10.18522/2687-0770-2024-3-17-23

ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

Асламбек Вахидович Акаев

Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН, Грозный,

Чеченская Республика, Россия

lamroaslan@mail.ru

Аннотация. Рассматривается духовно-культурное наследие народов Северного Кавказа, исследование которого является важнейшей теоретической и практической задачей в современных условиях социокультурного развития России. При этом следует учитывать воздействие на страну глобальных, цивилизационных процессов, происходящих в мире. Духовно-культурное наследие региона имеет свои особенности в силу различных языковых, этнографических, духовных, ментальных ценностей. И они многогранны, в том числе собственно этнические компоненты, а также влияние духовно-культурных ценностей русской культуры. В этой связи необходим широкий культурологический анализ и выявление соответствующих моделей социокультурных репрезентаций.

Исследователи культурного наследия уделяют значительное внимание анализу духовно-культурных ценностей, требующих новых подходов, понимания, реконструкции, противодействия радикальным проявлениям. Специфичны духовно-культурные ценности ингушей, осетин, кабардинцев, карачаевцев, чеченцев, в мировоззрении которых сочетаются древние языческие, религиозные, современные ценности, образующие духовно-культурный симбиоз разнообразных неоднородных компонентов. Всякие попытки унификации духовно-культурных ценностей народов Северного Кавказа в условиях современной глобализации контрпродуктивны, более того, они могут привести к этнокультурной деградации. Важно добиться сохранения этнокультурного, регионального многообразия в тесной взаимосвязи с ценностями русской культуры, формируя общероссийскую идентичность.

Ключевые слова: Северный Кавказ, культура, русская культура, война, сохранение культурного наследия, либерализация, цивилизация

Для цитирования: Акаев А.В. Духовно-культурное наследие народов Северного Кавказа в условиях современной цивилизации: проблемы сохранения и изучения // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2024. № 3. С. 17-23.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

SPIRITUAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS IN THE CONDITIONS OF MODERN CIVILIZATION: PROBLEMS OF PRESERVATION AND STUDY

Aslambek V. Akaev

Ibragimov Integrated Research Institute, Russian Academy of Sciences, Grozny, Chechen Republic, Russia

lamroaslan@mail.ru

© Акаев А.В., 2024

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

Abstract. The spiritual and cultural heritage of the peoples of the North Caucasus is considered, the study of which is a major theoretical and practical task in the current conditions of socio-cultural development of Russia. At the same time, it is necessary to take into account the impact of global, civilizational processes occurring in the world on the country. The spiritual and cultural heritage of the region has its own characteristics due to various linguistic, ethnographic, spiritual, mental values. And they are multifaceted, including the very ethnic components, as well as the influence of spiritual and cultural values of Russian culture. In this regard, a broad cultural analysis and identification of appropriate models of socio-cultural representations are necessary.

Researchers of cultural heritage pay considerable attention to the analysis of spiritual and cultural values that require new approaches, understanding, reconstruction, and counteraction to radical manifestations. The spiritual and cultural values of the Ingush, Ossetians, Kabardians, Karachays, and Chechens are specific; their worldview combines ancient pagan, religious, and modern values, forming a spiritual and cultural symbiosis of diverse heterogeneous components. Any attempts to unify the spiritual and cultural values of the peoples of the North Caucasus in the context of modern globalization are counterproductive; moreover, they can lead to ethnocultural degradation. It is important to preserve ethnocultural and regional diversity in close connection with the values of Russian culture, forming an all-Russian identity.

Keywords: North Caucasus, culture, Russian culture, war, preservation of cultural heritage, liberalization, civilization

For citation: Akaev A.V. Spiritual and Cultural Heritage of the Peoples of the North Caucasus in the Conditions of Modern Civilization: Problems of Preservation and Study. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2024;(3):17-23. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Народы Северного Кавказа являются уникальным антропосоциоэтническим феноменом, образовавшимся на основе географического ландшафта, этнических, исторических, социальных, духовно-культурных, миграционных процессов, сформировавших многообразие народов с их различными культурами. В нем переплелись языковые, этнические, исторические, религиозные, культурные ценности. Формирование такого этнокультурного многообразия происходило на основе общей территории, образа жизни, мифокультурных, мировоззренческих ценностей, социально-политических контактов, языкового многообразия.

Как отмечал Ю.А. Жданов, Кавказ является регионом, где переплелись множество культур, языков, народов, обычаев, традиций. По его мнению, «из глубин веков тянутся в народное сознание Северного Кавказа традиции нартского эпоса, древнеиранской Авесты, восточного Ренессанса, калмыцкого эпоса "Джангар". Для русской культуры наш край стал откровением и источником вдохновения в творчестве Грибоедова, Пушкина, Глинки, Лермонтова, Толстого, Верещагина» [1, c. 332].

Глубокие культурные традиции и многообразное наследие Кавказа можно рассматривать и как протест против современности, где индивидуализм, безответственная свобода слова, нравов непрерывно навязываются. Это и культурно-метафизический протест против западного мира с его гей-парадами, однополыми браками, новой тенденцией семейных отношений, нередко формируемых посредством инцеста [2, с. 538].

Тема Кавказа в русской литературе, культуре занимает особое место. Так, первооткрывателем Кавказа в русской литературе был А.С. Пушкин, а в творчестве М.Ю. Лермонтова она становится поэтической родиной. Тема Кавказа и России, Востока и Запада - фундаментальная проблема, которая в различных ракурсах получила освещение в трудах отечественных и зарубежных исследователей. А в современных условиях она требует основательного осмысления в контексте столкновения цивилизаций, а также нового прочтения.

Ю.А. Жданов писал, что «Кавказ вскормил вольнолюбивую музу Лермонтова, творчество которого нерасторжимо связано с судьбой, борьбой, традициями и опытом кавказских народов... многолетняя творческая работа Лермонтова над поэмой о Демоне увенчалась успехом лишь тогда, когда он перенес действие в пределы Кавказа. И это не случайно. Лермонтовский замысел создать образ мятежного духа, воплощающего в себе утверждение и отрицание, страстное стремление к счастью и понимание его невозможности, желание отдать и боязнь по-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

терять себя, образ, впитывающий и преодолевающий одновременно и Фауста, и Мефистофеля, мог воплотиться лишь в краю вольнолюбивых людей, борцов и мечтателей» [3, с. 45].

Передовое русское искусство создало образы, навеянные культурой Кавказа. М.И. Глинка как основоположник русской музыки вводит лезгинку в оперу «Руслан и Людмила». М.А. Балакирев, опираясь на кабардинские напевы, создает музыкальную фантазию «Исламей», лермонтовская «Бэла» получила несколько музыкальных воплощений, кавказские мелодии звучат в симфонической поэме Римского-Корсакова «Шехерезада», опере Рубенштейна «Демон» [3, с. 46]. Русский художник Василий Верещагин дважды совершил путешествие на Кавказ и в Закавказье. Кавказский период его творчества представлен в основном графикой. Это портреты местных жителей, бытовые сцены и пейзажи, отраженные в следующих картинах: «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше»; «Лезгинка»; «Стрижка овец»; «Представление начальству (Русский офицер и кавказцы)»; «Остатки замка царицы Тамары в ущелье Дарьяла»; «Армянин из Моздока»; «Прапорщик Гассан-Бек Джагранов»; «Лезгин Шаджи Муртуз Ага из Дагестана»; «Старуха-агаларка в национальном головном уборе».

Описание русскими художниками природы, образов, быта народов Кавказа художественными средствами - важнейшей фактор его изучения, а осмысление его способствует успешному пониманию российско-кавказских культурных ценностей.

Современные глобализационные процессы, унифицирующие, стандартизирующие экономические и социальные процессы, развитие современной цивилизации актуализируют проблему сохранения и изучения российских этносов, их языкового, духовно-культурного наследия, а рассмотрение ее - важнейшая исследовательская и практическая задача. Как известно, с распадом СССР в России происходили процессы унификации, навязывания либерально-демократических ценностей, равноправия, выражающиеся в свободе слова, толерантности и т. д. Под равноправием понимается скорее однотипность бытия, заявлялось о равности возможностей людей в обществе, что, конечно, утопично. Думается, для многих российских граждан еще не сложились равные возможности. Ведь узкий круг людей сумел приобрести колоссальные материальные средства, когда преобладающая часть населения страны оказалась в очень тяжелом материальном положении. Такая ситуация была создана А. Чубайсом и его сторонниками, которые открыто заявляли, что главная задача для приватизаторов, т. е. для него и таких, как он, - уничтожение коммунизма. А. Чубайс открыто заявлял: «Мы знали, что каждый проданный завод - это гвоздь в крышку гроба коммунизма». Сюда вписывалась и продажа культурных ценностей страны. Ему приписывают циничную фразу, высказанную 1 января 2004 г.: «Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок».

В связи с этим вспоминаются слова отечественного философа А.А. Зиновьева: целились в коммунизм, а попали в Россию [4]. Отечественные исследователи считают, что впереди самый страшный этап антирусского проекта, касающегося присутствия русских в истории человечества. Суть этого проекта - постепенное искажение и занижение вклада русских в историю, вычеркивание из памяти человечества всех следов их пребывания в истории вообще. По мнению А.А. Зиновьева, делается это педантично и планомерно. Тем самым русский мыслитель выражает экзистенциональную тревогу об истории, культурном наследии и перспективах развития народа, которому он принадлежит.

Сегодня культурное и историческое наследие давно стало предметом купли-продажи. И как здесь не вспомнить библейское «продажа первородства за чечевичную похлебку». Есть опасность, что продолжение такой ситуации может привести страну к развалу. Мы должны отметить и то, что большинство людей с уважением относятся к культурному и историческому наследию, им чужда сама идея продажи и предательства памяти. Однако силы коммерции, разрушения грандиозны.

Многолетнее навязывание обществу ценностей купли-продажи, антикультурных, антинародных ценностей совершенно не улучшило жизнь и благополучие граждан России, они не стали совершеннее, возвышеннее. Наркотики, воровство, грабежи, нарушение прав человека, эгоизм, индивидуализм, психология культа силы, успешности, а точнее, мошенничества - это то, что разрушительно отражается на культуре народов страны, на их этнокультурных параметрах, а также на их традиционных религиозных ценностях.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

Современные постмодернистские тенденции, культурная унификация - это смерть для этносов, локальных культур. Вовлеченные в глобальные процессы, они теряют свою значимость, материальную и духовную специфику, культурные традиции, которые веками формировались, не подвергаясь существенным изменениям.

Сохранение, сбережение, приумножение, развитие культурного наследия - важнейшая задача бытия любого этноса. Игнорирование же их приводит к потере памяти. В советской литературе этот процесс отражен в феномене манкуртизации, образно описанном в романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день...») (1980 г.) киргизского писателя Чингиза Айтматова.

За время развала СССР выросли поколения, которые под воздействием либеральных ценностей, новой системы образования забыли свою историю, прекрасные обычаи и традиции, сохраненные народами, культуру, взаимную дружбу.

Прошлое и современность знают преднамеренное и систематическое уничтожение культурного наследия. В истории известно немало таких примеров. Вспомним, как ограбили и сожгли Александрийскую библиотеку, в которой содержалось 700 тыс. книг. Фашисты сжигали книги на улицах Германии. Во время депортации чеченцев и ингушей (1944 г.) в Грозном во двор Дома пионеров свозились арабо-графические тексты, которые обнаруживались у чеченцев, и подвергались аутодафе. В ходе депортации народов Северного Кавказа и калмыков были уничтожены истанги (ковровые изделия), арабо-графические рукописи, а из пушек расстреливались башни, сохранившиеся веками. Это варварство мотивировалось тем, что они могут стать прибежищем для бандитов. К категории последних были отнесены те, кто в ходе депортации остался на недоступных для транспорта хуторах, а некоторые из них после совершения насилия над целым народом вынуждены были взяться за оружие.

В ходе военных действий в Чеченской Республике в 90-х гг. ХХ в. уничтожены библиотеки, архивы, музеи, научные, культурные центры, созданные многими поколениями. Потребовались колоссальные усилия и затраты для восстановления разрушенного, воссоздания социокультурной сферы Чеченской Республики.

Еще примеры. В феврале 2015 г. боевики ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) взорвали центральную библиотеку Мосула, уничтожив от 8 до 10 тыс. книг, среди которых - древние труды по философии, истории, культуре. Во дворе библиотеки религиозные фанатики устроили костер из книг и рукописей. Кроме того, боевики кувалдами и дрелями уничтожили ряд экспонатов музея города Мосула. В июне 2017 г. были взорваны мечеть и минарет XII в. ан-Нури в Мосуле. Война разрушает культуру, разлагает нравственность. И эта тенденция сегодня ясно просматривается.

Проблема войны и культуры, безусловно, требует основательного исследования, глубокого анализа. В этом плане в нашей стране до сих пор нет серьезных исследований, хотя такая попытка была представлена в работах В.А. Тишкова [5, 6]. Он пишет о мародерстве: «Мародерство - особая тема, тщательно скрываемая официальной версией или стыдливо оправдываемая. Причем это относится в равной мере к обеим воюющим сторонам» [5, с. 289].

У чеченцев есть поговорка: «т1амо къант ца во, к1ант воь» («война сына не рождает, а сына убивает»). И эту укоренённую в национальном самосознании поговорку часто в своих речах вспоминал президент Чеченской Республики А.-Х. Кадыров. Действительно, законы войны страшны, история дает нам немало примеров, мы их наблюдали и сегодня наблюдаем. «На войне проявляется человеческая низость, безрассудная иррациональность. Война игнорирует и уничтожает вечные ценности, перечеркивает Божественные заповеди. На войне царит полный произвол, человек превращается в безрассудное животное» [7]. В этом высказывании подчеркивается разрушительная роль войны, хотя в социологии и культурологии нередко высказывают и парадоксальную точку зрения: война - источник новых научных открытий, война - это мать литературы, ибо только война вдохновила на первые эпические поэмы и фольклорные песни, отражающие организованную силу. Война - источник всякого лиризма. Что же касается мира, то он «выступает в одежде бедного родственника», не дающего нам славы [8]. Здравый смысл далеко не всегда может согласиться с такого рода суждениями.

Метафизически мыслящие авторы часто расценивают войну и как причину высоких моральных качеств людей. Австрийский социолог В. Краус пишет, что отсутствие войн «ведет к

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

накоплению у молодежи запаса агрессивности», к утрате моральных ценностей, росту отрицательных явлений, рождению эгоизма, частного интереса, забвению общественного долга [8].

В ходе войны гибнут многие материальные и духовные ценности, созданные отдельными народами. Иных из них они навсегда лишаются. Остается память о них, которая иногда воспроизводится в высказываниях историков, писателей, политических деятелей, но чаще всего напрочь забывается.

Культурное наследие народов - это национальный культурный опыт, способ их существования. Оно сохраняется у многих поколений, в ходе его изучения извлекаются новые смыслы, идеи, ценности, сохраняющиеся в культуре. И на их основе люди, народы строят свою жизнь, часто и достойную, формируют новые ценности. Культурное наследие - это достояние всех людей, которое необходимо сохранить, осмыслить, умело применять на практике. Интеллигенции, ученым, общественным деятелям важно мобилизовывать свои усилия для сохранения и приумножения культурного наследия своих народов. Эта задача актуальна для всех народов страны, особенно для тех, где трепетно относятся к своим этническим культурам. А такая ситуация выраженно бытует у народов Северного Кавказа.

Современный очевидец столкновения цивилизаций, межгосударственных конфликтов, войн видит неразборчивое использование современного оружия, уничтожение грандиозных мостов, заводов, создаваемые угрозы взрыва АЭС, разрушаемые дома, когда тысячи и тысячи людей остаются без жилья, гибнут дети, старики.

В условиях современных антропогенных кризисов, военных столкновений, являющихся фантасмагорией, на ум приходят слова незабвенного стихотворения «Валерик» М.Ю. Лермонтова:

А там вдали грядой нестройной, Но вечно гордой и спокойной, Тянулись горы - и Казбек Сверкал главой остроконечной. И с грустью тайной и сердечной Я думал: жалкий человек. Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он - зачем?

Эти поэтические строки рождены 184 года тому назад, после жестокого сражения чеченцев и солдат на реке Валерик. В контексте современных событий они глубоко экзистенциональны, метафизичны, пробуждают глубинные сущностно-нравственные качества человека. Хотя и прошло столько лет, но до сих пор нет ответа на лермонтовский вопрос - зачем беспрестанно и напрасно во всей природе враждует человек.

Культурное наследие народов России, в том числе народов Северного Кавказа, многообразно, грандиозно, духовно, а сбережение его, целенаправленное исследование - важнейшая задача культурной политики страны в целом и ее регионов в частности. Но возможно ли это в современных условиях бесчеловечной капитализации государства? Капиталисты строят высотки, небоскребы в центре Москвы, во многих других российских городах. Эти сооружения теснят, а порою и уничтожают исторические памятники, созданные прошлыми поколениями. Все чаще россияне обращаются к культурному наследию своих народов, локальным этнокультурным ценностям. Между тем это означает реакцию на негативные явления современной глобальной цивилизации, унифицирующей и стандартифицирующей социальные и культурные процессы. «В современном мире складывается парадоксальная ситуация, когда диалогу религий, культур, цивилизаций предпочитают социально-политические конфликты, насилие, войны, экстремизм, терроризм и т. д.» [9, с. 17].

Глобализация порождает новую культуру межчеловеческих отношений, она способствует распространению так называемой гендерной культуры. Так, в США широко обсуждается вопрос, может ли мужчина родить ребенка, а Д. Трамп выступает перед многочисленными сту-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

дентами: «Вы не можете учить Библию, но вы можете учить детей тому, что Америка - это зло и что мужчины могут забеременеть. Мы верим в два тендера. Есть мужчины и есть женщины» [10]. В 2021 г. в США впервые выдали паспорт с отметкой о третьем тендере. Первым гражданином США, получившим паспорт с отметкой о тендере Х, стал Дана Ззиим, «интерсексуал с небинарной тендерной принадлежностью», который ранее служил в американских ВМС.

В Колумбийском университете США широко изучаются тендерные процессы, которые приобретают опасный в социальном, культурном и духовном отношении характер. Так, изучается транстендерный переход - процесс приведения тендерной роли и тела человека в соответствие с ето внутренним самоощущением - тендерной идентичностью. Транстендерный переход допускает как социализацию новой тендерной роли, смену паспортного имени и юридического пола, так и медицинские процедуры по изменению внешних физиолотических признаков.

В Европе транстендерная культура нацелена на уничтожение традиционной семьи. Компания Mattel продает «тендерно-нейтральных» кукол Барби, которых ребёнок, имеющий эту ит-рушку, может по желанию трансформировать в мальчика или девочку. Есть основания пола-тать, что такой культурой дети митрантов вполне мотут быть ассимилированы. Подобные процессы для России, отстаивающей свои исторические традиции, культурные ценности своих народов, неприемлемы, порождают у людей протестные антитлобализационные настроения, усиливают духовно-нравственный поиск.

Глобальные процессы, происходящие в мире, различного рода их проявления, в том числе и нетативные, вызывают выраженный интерес к локальной культуре, локальной идентичности. Активизируется необходимость сохранения традиций, что порождает протесты традиционных культур против тендерных новаций. Это и вызов, предполагающий усиление суверенитета человека, этноса, культуры, а также стремление реализовать в новых условиях исторически сложившийся консерватизм, характерный для мнотих народов России. Между тем это политические и культурные позиции людей, призванные противодействовать «новациям» тлобализма, отраничивая ето, сохраняя при этом культурное наследие прошлого, устанавливая баланс между ним и современными культурными, политическими, технолотическими новациями.

Список источников

1. Жданов Ю.А. Избранное: в 3 т. Ростов н/Д.: Изд-во СНКЦ ВШ ЮФУ, 2009. Т. 3. 412 с.

2. Акаев ВХ. Русско-кавказское культурное взаимодействие: статика, динамика, синтез // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального сотласия. М.: Краснодар, 2015. С. 535-550.

3. Жданов Ю.А. Кавказ и передовая русская культура // Великий Октябрь и передовая Россия в исторических судьбах народов Северного Кавказа (XVI - 70-е годы XX в.): материалы Всерос. науч. конф., 2-3 октября 1979 т. Грозный: Чечено-Ишушское книжное изд-во, 1982. С. 38-47.

4. Завтра. 1993. № 2.

5. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнотрафия чеченской войны). М.: Наука, 2001. 533 с.

6. Тишков В.А. Война и культура // Культура Чечни: история и современные проблемы. М.: Наука, 2002. С. 6-14.

7. Акаев В.Х. Война - атрессивная суть человечества. URL: https://proza.ru/2011/10/06/440 (дата обращения: 11.05.2024).

8. Вотановская А.Н. Война и культура: параметры взаимодействия. URL: https:// studylib.ru/doc/2321757/vojna-i-kul._tura--parametry-vzaimodejstviya-votanovskaya-an (дата обращения: 11.05.2024).

9. Акаев В.Х. Экзистенциальные проблемы в современной культуре и пути их преодоления // Кавказ: история и современность: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 26-27 сентября 2013 т. Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на КМВ, 2014. Т. 2. С. 15-18.

10. Трамп выступил против третьего пола. URL: https://upl.uz/world/26538-news.html (дата обращения: 11.05.2024).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

References

1. Zhdanov Yu.A. Selections: in 3 vols. Rostov-on-Don: North Caucasus Center of Higher Education of the Southern Federal University Press; 2009. Vol. 3. 412 p. (In Russ.).

2. Akaev V.Kh. Russian-Caucasian cultural interaction: statics, dynamics, synthesis. Cultural heritage of the North Caucasus as a resource of interethnic harmony. Moscow: Krasnodar Publ.; 2015:535-550. (In Russ.).

3. Zhdanov Yu.A. The Caucasus and advanced Russian culture. The Great October Revolution and advanced Russia in the historical destinies of the peoples of the North Caucasus (16th century - 70s of 20th century). Materials of the All-Russian Scientific Conference, October 2-3, 1979. Grozny, Chechen-Ingush Book Publishing House; 1982:38-47. (In Russ.).

4. Zavtra = Tomorrow. 1993;(2). (In Russ.).

5. Tishkov V.A. Society in armed conflict (ethnography of the Chechen war). Moscow: Nauka Publ.; 2001. 533 p. (In Russ.).

6. Tishkov V.A. War and culture. Culture of Chechnya: history and modern problems. Moscow: Nauka Publ.; 2002:6-14. (In Russ.).

7. Akaev V.Kh. War is the aggressive essence of humanity. Available from: https://proza.ru/2011/10/06/440 [Accessed 11th May 2024]. (In Russ.).

8. Votanovskaya A.N. War and culture: parameters of interaction. Available from: https://studylib.ru/doc/2321757/vojna-i-kul._tura--parametry-vzaimodejstviya-votanovskaya-an [Accessed 11th May 2024]. (In Russ.).

9. Akaev V.Kh. Existential problems in modern culture and ways to overcome them. Caucasus: history and modernity. Materials of the III International Scientific and Practical Conference. September 26-27, 2013. Pyatigorsk: Caucasian Mineral Waters Advertising and Information Agency; 2014. Vol. 2:15-18. (In Russ.).

10. Trump spoke out against the third gender. Available from: https://upl.uz/world/26538-news.html [Accessed 11th May 2024]. (In Russ.).

Информация об авторе

А.В. Акаев - младший научный сотрудник лаборатории филологии и культурологии.

Information about the author

A. V. Akaev - Junior Researcher of the Laboratory of Philology and Cultural Studies.

Статья поступила в редакцию 05.06.2024; одобрена после рецензирования 25.08.2024; принята к публикации 20.09.2024. The article was submitted 05.06.2024; approved after reviewing 25.08.2024; accepted for publication 20.09.2024._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.