ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАСЛЕДИИ
Шукурулло Мардонов Умида Закирова
профессор Чирчикского ГПИ, соискатель Джизакского ГПИ,
Узбекистан Узбекистан
АННОТАЦИЯ
В статье речь идет о духовно-эстетическом воспитании педагогических кадров при изучении педагогических дисциплин в высших учебных заведениях Узбекистана
Ключевые слова: ценности, духовность, духовные ценности, духовно-эстетическое воспитание, духовная культура, наследие предких, художественное наследие.
SPIRITUAL-AESTHETIC EDUCATION OF PEDAGOGICAL STAFF ON
THE ARTISTIC HERITAGE
Shukrullo Mardonov Umida Zakirova
Professor, Chirchik State Pedagogical Researcher, Jizzakh State Pedagogical Institute Institute
ABSTRACT
The article deals with the spiritual and aesthetic education of pedagogical personnel in the study of pedagogical disciplines in higher educational institutions of Uzbekistan
Keywords: values, spirituality, spiritual values, spiritual and aesthetic education, spiritual culture, heritage of ancestors, artistic heritage.
ВВЕДЕНИЕ
Духовно-эстетическое воспитание будущих учителей - государственный социально-педагогический заказ, выполняемый на уровне современных требований к образованию и воспитанию педагогических кадров. В решении проблемы духовно-эстетическое воспитание будущих учителей на значительном художественном наследии наших предков, прежде всего, необходимо рассмотреть и уточнить необходимое «понятийное пространство»: «эстетическое», «эстетическая ценность», «эстетическое воспитание»,
«эстетическая культура», «духовность», «духовно-эстетическое воспитание», «художественное наследие», «художественная ценность», «национально -художественные ценности». Рассмотрев и уточнив понятийную сущность указанных категорий в контексте современной образовательной политики и настоящего исследования, уточняем и формируем понятия: «духовность», «духовно-эстетическое воспитание на художественных ценностях», «духовно -эстетическое воспитание на художественном наследии», «духовно-эстетическое воспитание будущих учителей на художественном наследии узбекского народа»; формируем концепцию исследования; разрабатываем критерии духовно-эстетического воспитания будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин; системный подход к духовно-эстетическому воспитанию будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин; определяем социально-педагогические предпосылки духовно-эстетического воспитания педагогических дисциплин на национально-художественном наследии.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ
В «Кратком педагогическом словаре» [1] «Духовность» рассматривается как: 1) системообразующее качество, формируемое в процессе овладения высшими ценностями общечеловеческого и национального значения, предполагающее высокий уровень интеллектуально-нравственного и эмоционально-волевого развития личности, способной к творческой (образовательной) деятельности; 2) высший уровень развития и саморегуляции личности, в основе жизнедеятельности которой непреходящие человеческие ценности; 3) ... сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом [2]. «Духовная жизнь человека - развитие, формирование и удовлетворение его нравственных, интеллектуальных и эстетических запросов и интересов в процессе активной деятельности» [3].
Духовное воспитание направлено на достижение общечеловеческой духовности. Духовно-эстетическое воспитание. Это понятие формируем на основе изучения вышерассмотренных теорий. В нашем представлении духовно-эстетическое воспитание - составная часть эстетического воспитания. Это процесс развития, формирования и удовлетворения эстетических чувств, интересов, знаний, потребностей, интеллектуально-эстетического и творческого развития с результатом преобразовательной деятельности на высокоэстетических явлениях в природе, окружающей жизни, в искусстве. Формирование духовно-эстетических качеств личности, прежде всего, на
национально-художественном наследии, представляющем «вечные ценности» из национально-художественной сокровищницы.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Духовно-эстетическое воспитание на художественных ценностях - процесс развития, формирования и удовлетворения эстетических чувств (по мере эмоционально-чувственного восприятия высокохудожественных произведений искусства), художественно-эстетических знаний, понятий и представлений, ценностных отношений к произведениям (по мере изучения, осмысления, понимания произведений), интеллектуально-творческого подхода к данному процессу, отражение возникших эстетических чувств, приобретенных художественно-эстетических знаний и представлений, сформировавшегося отношения к произведению в какой-либо деятельности), формирование духовно-эстетических качеств личности.
Духовно-эстетическое воспитание на художественном наследии - процесс приобщения к художественной культуре прошлого народа на примерах «вечных художественных ценностей», среди которых образцы истинной эстетики и высокохудожественного творчества, в том числе, народного - фольклорного искусства.
Процесс развития, формирования и удовлетворения эстетических чувств (восхищения, радости, удовольствия, наслаждения, удовлетворения, духовного комфорта) при эмоционально-чувственном восприятии произве-дения; интеллектуально-познавательных способностей по мере познания его идейно -художественного замысла, художественно-эстетических особенно-стей на интеллектуально-творческом уровне, определения к нему своего эмоционального и ценностного отношения; с непременным отражением приобретенных художественно-эстетических впечатлений, знаний, понятий и представлений, логико-аналитического суждения о духовно-эстетическом потенциале и художественной ценности по способности (интеллектуально-творческой, коммуникативной, просветительской и др.), формирование духовно-эстетических качеств личности.
Духовно-эстетическое воспитание будущих учителей на художествен-ном наследии узбекского народа происходит в общей образовательно-воспитательной системе, в процессе изучения гуманитарных и педагоги-ческих дисциплин, на высокохудожественных «вечных ценностях» узбек-ского народа, национально особенных, общечеловеческих, являющихся национальной гордостью, внесших определенный вклад в национальную и мировую
художественную культуру, представляющих собой источник духовно-эстетического воспитания.
Духовно-эстетическое воспитание будущих учителей - это процесс приобщения педагогических кадров к художественной культуре прошлого узбекского народа, его далеких предков на примерах «вечных национально-художественных ценностях», среди которых, например, миниатюрная живопись, традиционное зодчество, орнаментальное искусство «художе-ственное оформление книги, фольклор, поэтические произведения - поэзия Бабура, Машраба, Надиры, Бердаха, произведения живописи и другие ценности художественного творчества наших предков, содержащие в себе высокий духовно-эстетический, эстетико-воспитательный потенциал и яркий национальный колорит. Это - процесс:
- формирования чувств - эстетических (восхищения, радости, удовольствия, наслаждения, удовлетворения, духовного комфорта), чувства национальной гордости, национального самосознания (при эмоционально-чувственном восприятии произведений художественного творчества);
- восприятия произведений из высокого ряда «вечных ценностей» художественного наследия узбекского народа - эмоционально-чувственного, интеллектуально-творческого, логико-познавательного, художественно-аналитического (по заданным алгоритмам);
- определения своего эмоционально-эстетического и ценностного отношения к произведению из сокровищницы богатейшего национально -культурного наследия узбекского народа;
- «интеграции» приобретенных духовно-эстетических убеждений, мотивов, знаний, понятий, представлений, впечатлений, способностей, духовно -эстетического потенциала произведений из художественного наследия узбекского народа в будущую воспитательно-педагогическую практику;
- объективной оценки своего духовно-эстетического профессиональ-но-личностного развития;
- активизации необходимости и потребности у будущих учителей в духовно-эстетическом самосовершенствовании, в том числе, за пределами национально-художественного наследия - как фактор высокого профессионально-личностного становления.
Происходит национально-духовное воспитание - приобретение совокупности и определенных национально-культурных знаний, воспитывающих высокие национальные качества, прежде всего, духовно -эстетические.
Концепция исследования - основные позиции. Духовно-эстетическому воспитанию, актуальному и востребованному в современной системе образования, педагогического, в частности, необходимы:
- четкое определение современных общеметодологических положений, соотнесенных с Государственной образовательной политикой;
- уточнение в современном контексте понятий «духовность», «духовно-эстетическое воспитание» и др.;
- учет возрастных особенностей студентов, выявление роли, места и значения духовно-эстетического компонента личности в ее целостном развитии, профессионально-личностном становлении;
- модификация программ по педагогическим дисциплинам и выявление их возможности в духовно-эстетическом воспитании будущих учителей;
- разработка: общей педагогической системы духовно-эстетического воспитания будущих учителей (на уровне межпредметных связей педагогических дисциплин), конкретно-предметной (по духовно-эстетическому воспитанию студентов на материале подготовки к ДЭВ учащихся);
- отбор высоких национально-эстетических ценностей из художественного наследия узбекского народа, обусловливающих высокий уровень эмоционально-эстетического, интеллектуально-творческого, профессиональ-но-деятельностного развития и обогащение духовной жизни будущих учителей -развитие, формирование и удовлетворение эстетических запросов, интересов в предстоящей активной педагогической деятельности;
- конкретно-тематическая разработка содержания лекций, их технологии, лабораторно-практических занятий и семинаров по изучению студентами духовно-эстетического наследия узбекского народа (на примерах высокохудожественных ценностей);
- выявление условий и факторов, эффективных форм, оптимальных методов и средств духовно-эстетического воздействия на студентов, достижения в исследуемом процессе разработанных критериев духовно-эстетического воспитания будущих учителей. Совершенствуется духовно -эстетический облик будущего учителя, повышается качество подготовки педагогических кадров.
На основе уточненных и сформированных понятий авторской концепции, в контексте определенных позиций и положений государственной образовательной политики о духовности, духовном развитии молодежи на национальных, общечеловеческих ценностях, на основе системного подхода к педагогическому процессу, его важнейших дидактических принципах, с учетом студенческого возраста и статуса, их профессионально -педагогической
подготовки, возможностей в духовно-эстетическом воспитании будущих учителей педагогических дисциплин (с некоторой модификацией их программ), приоритета в духовно-эстетическом воспитании эмоционально-эстетического, интеллектуально-творческого и ценностного факторов, самоактуализации и творческо-практического профессионально-педагогического самопроявления суждений, с их осознанием необходимости духовно-эстетического самообразования разрабатываем критерии духовно-эстетического воспитания будущих учителей, схему и систему этого воспитания.
Критерии духовно-эстетического воспитания будущих учителей на художественном наследии узбекского народа (в процессе изучения педагогических дисциплин):
1) профессионально-личностная осознанность необходимости духовно-эстетического развития в контексте государственной образователь-ной политики;
2) знание необходимых в сфере духовно-эстетического воспитания категорий, понятий и представлений, требований к духовно-эстетическому воспитанию будущего учителя.
Представление о содержании духовно-эстетического воспитания на художественном наследии узбекского народа в процессе изучения педагогических дисциплин, о возможности и перспективе духовно-эстетического развития на этом материале;
3) историографические знания о «вечных ценностях» художественного наследия узбекского народа, о появлении и развитии этих ценностей, представляющих особенную национальную гордость и общечеловеческую значимость, огромный духовно-эстетический воспитательный потенциал;
4) восприятие - изучение произведений из ряда «вечных ценностей» художественного наследия узбекского народа:
1. Эмоционально-чувственное эстетическое созерцание-восприятие.
2. Изучение на интеллектуально-творческом, художественно -аналитическом уровне (по заданным алгоритмам).
3. Определение своего отношения к произведению:
а) эмоционального,
б) ценностного,
в) профессионального «видения» перспективы использования произведения в будущей педагогической деятельности (в духовно-эстетическом воспитании учащихся);
5) «Интеграция» приобретенных духовно-эстетических убеждений, мотивов, знаний, понятий, представлений, впечатлений, способностей, духовно-эстетического, воспитательно-педагогического потенциала произве-дений из художественного наследия узбекского народа в будущую педагогическую воспитательную практику - в работах:
1. Методологических.
2. Историографических и искусствоведческого содержания.
3. По восприятии. И анализу произведений.
4. Теоретико-педагогических.
5. Методических.
6. Само-аналитических, оценочных (по заданному ориентиру);
6) потребность в духовно-эстетическом самосовершенствовании:
1. В сфере художественного наследия наших предков.
2. В области художественной культуры узбекского народа.
3. На художественном наследии других народов.
4. В профессионально-личностном.
В схеме духовно-эстетического воспитания будущих учителей на высоких образцах художественного наследия предусматриваем следующие компоненты: мотивационно-установочный, перспективно-ориентационный, категориально-понятийный, историографический, учебно-познавательный, художественно-аналитический, творчески-отражательный, самооценочный,
самосовершенствования, которые включены в основу системы духовно-эстетического воспитания будущих учителей с учетом профессиональной направленности в подготовке педагогических кадров.
Система духовно-эстетического воспитания будущих учителей на художественном наследии узбекского народа (в процессе изучения педагогических дисциплин).
I. Осознание будущими учителями необходимости в духовно -эстетическом развитии - на основе социально-личностного и профессионально-педагогического мотива.
Представление о содержании предстоящей работы духовно-эстетического содержания, возможности и перспективы в духовно-эстетическом развитии -важном факторе профессионально-личностного становления.
II. Освоение необходимого понятийного «пространства».
III. Историографические знания о «вечных ценностях» художественной культуры узбекского народа, представляющих национальную гордость.
Выделение из них потенциально-воспитательных высокого духовно-эстетического содержания.
IV. Эмоционально-чувственное восприятие, логико-аналитическое художественно-эстетическое изучение и оценка (по предложенному ориентиру) произведений из художественного наследия узбекского народа, отношение к ним (эмоционально-личностное, объективно-ценностное).
V. Отражение будущими учителями приобретенных знаний, способностей, духовно-эстетического уровня в педагогических, методических и других работах.
VI. Самооценка будущими учителями своего духовно-эстетического развития (с профессионально-личностной точки зрения).
VII. Необходимость, потребность будущих учителей в духовно-эстетическом самосовершенствовании.
Системный подход к духовно-эстетическому воспитанию будущих учителей реализуется в модели преподавания педагогических дисциплин:
История педагогики. Теория педагогики. Педагогическое мастерство. Педагогические технологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного (современного категориально-понятийного аппарата относительно эстетического, духовно-эстетическое воспитание на художественном наследии народа, представляющего «вечные ценности», о духовно-эстетическом воспитании будущих учителей на высоких образцах художественного наследия узбекского народа; авторской концепции исследования; разработанных критериев духовно-эстетического воспитания современных педагогических кадров на художественном наследии узбекского народа в процессе изучения педагогических дисциплин; разработанной объективно обоснованной системы духовно-эстетического воспитания будущих учителей на художественных ценностях из богатейшей сокровищницы культурного наследия узбекского народа в пределах учебных курсов по педагогическим дисциплинам), а также обращаясь к методологическим основам этого воспитания будущих учителей в государственной образовательной политике о духовности, духовном развитии личности современной молодежи, определяются социально-педагогические предпосылки духовно-эстетического воспитания педагогических кадров на художественном наследии. Это, прежде всего, следующие социально-педагогические предпосылки: соответствующие положения государственной образовательной политики; тезисы в работах
Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева о духовности, духовном воспитании; требования Национальной программы по подготовке кадров к педагогическим кадрам, в частности, духовности, необходимости духовного просветительства обучающихся; ослабление духовно-эстетического воспитания и развития субъектов и объектов, охваченных системой образования, в том числе, педагогического; требование государственной образовательной политикой повышения внимания воспитанию, духовному воспитанию обучающихся, естественно, и духовно-эстетическое воспитание, особенно будущих учителей - воспитателей нового поколения - на высоких национальные и общеэстетические ценности; приоритет художественным ценностям из культурно-исторического наследия узбекского народа - носителям высоких эстетических идеалов, непреходящих художественно-эстетических идей и замыслов, воспитательного духовно-эстетического потенциала, что необходимо использовать в духовно-эстетическом воспитании молодежи, особенно в формировании и развитии национальных духовных качеств и таких значимых и востребованных качеств современной личности, как эмоциональная культура, активное творческое мышление (особенно в процессе эстетического восприятия
- осмысления - понимания - художественно-аналитического изучения - оценки произведения - творения высокого художественного творчества из историко-культурного наследия народа); востребованность формирования эстетического -духовно-эстетического сознания - основы «эстетически богатого мировоззрения»; необходимость познания духовно-эстетического художественного наследия узбекского народа - залог успешного освоения этого же наследия другого народа; духовно-эстетическое воспитание педагогических кадров - социально-педагогический заказ государства, общества, народного образования, учебных заведений.
Решение проблемы духовно-эстетическое воспитание педагогических кадров на национальных и общечеловеческих ценностях имеет непреходящую социальную значимость; способствует повышению качества подготовки педагогических кадров, их профессионально-личностному развитию и, конечно,
- реализации государственной образовательной политики, Национальной программы по подготовке кадров. Воспитывается высокоинтеллектуальный и духовно-богатый учитель-воспитатель нового поколения, личность с высокими национально-духовными и общечеловеческими качествами, всесторонне развитая, социально востребованная. И гарантом этого является государство, государственная образовательная политика.
REFERENCES
1. Краткий педагогический словарь /В.Секачев. - М.: Инст-т общегуманитарных исследований. - М., 2005. - 189 с.
2. Современные педагогические технологии в личностно ориентированном обучении и воспитании: Учебно-методическое пособие для учителей и воспитателей / Под общей ред. докт.пед.наук, проф. Р.Х.Джураева. - Ташкент, 2008. - 344 с.
3. Мардонов Шукурулло Кулдошевич, Хужамкулов Умид Негматович, Ботирова Шахло Исомиддиновна, Шерматова Умида Сафаевна. The end to educate young people with the spirit of patriotism in the context of globalization. Journal of Critical Reviews, Malaysia, 2020, Vol.7, Issue 12, pp 166-169.
4. Мардонов Шукурулло Кулдошевич, Куттибекова Гулжан Тулепбаевна. The effectiveness of the innovative art-pedagogical system for the aesthetic educational of younger students. International journal of Psychosocial Rehabilitation, United Kingdom, 2020, Issue 07, pp. 8104-8111.
5. Мардонов Ш.К., Жаббарова О.М. Задачи уроков изобразительного исскуства в начальной школе. Academic research in educational sciences, Issue 3, 2020, pp 862870.
6. Мardonov Sh.K., Toshtemirova S., Ahmadjonov B., Koshanova N. Structure and Mechanisms of Action of The Educational Cluster. International journal of Psychosocial Rehabilitation, United Kingdom, 2020, Vol. 24, Issue 07, pp. 8104-8111.
7. Мардонов Шукурулло Кулдошевич, Куттибекова Гулжан Тулепбаевна. Art pedagogical and art therapeutic technologies in the art classes. International journal of research in economics and social scienes, India, 2020, Vol. 10, Issue 6, pp. 26-36.
8. Jabborova Onahon Mannapovna, Jumanova Fotima Uralovna, Mahkamova Shohida Rahmatullayevna. (2020). Formation of artistic perception of future teachers. International journal of pssycological and rehabilitation, 24(4), 4087-4095.
9. Jabborova Onahon Mannapovna. (2019). Psycholocial and pedagogical foundations of the formation of the artistic perception of students in secondary schools. European journal of research and reflection in educational sciences, 7(10), 9-14.
10. Jabborova Onahon Mannapovna, Ismoilova Dilafruz Muhiddinovna. (2020, may). Optimation of primary education. ACADEMICIA: An international multidisciplinary research journal, 10(5), 1229-1232.
11. Tojiboeva Gulmira Rifovna, Pulatova Dildora Turgunovna. Pedagogik kompetentlik: nazariya va amaliyot. Academic research in educational sciences, Issue 3, 2020, pp 209-215.
12. MycypMOHOB PaxMaTyma, MycypMaHOBa Manyga. YKHTyBHH.rapHHHr KacSHH KOMneTeHT^nrHHH pHBO^namupHmga ннновaцнa^ap. Academic research in educational sciences, Issue 3, 2020, pp 777-783.
13. Karimjonov Alijan, Jabborova Onakhon Mannapovna. Improvement of claster training system. Academicia An international multidisciplinary research journal, Kurukshetra (India), 2020, Issue 10, pp. 584-589.
14. Jabborova Onaxon Mannapovna, Umarova Zuhra Abduraxmanovna. Pedagogical conflicts in primary school students - as an important social-pedagogical problem. Solid State Technology, Great Britain, 2020, Issue 6, pp.235-241.