УДК 24 ББК 86
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ КАК ПОМОЩЬ В ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ,
кандидат педагогических наук, Московский гуманитарный университет
E-mail: v.pashkov@mail.ru
Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Научный консультант: заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО
Московского гуманитарного университета, доктор педагогических наук, профессор В.А. Ситаров
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Кратко раскрывается содержание духовного совершенства личности. Даются определения воспитанию и духовной жизни, уделяется внимание непрестанной молитве. Затрагиваются вопросы владения собой, избавления от вредных привычек и нахождения человека в благочестии и чистоте.
Ключевые слова: человек, духовная жизнь, дух, душа, тело, воспитание, молитва.
Abstract. The author discloses the content of spiritual perfection of the personality, is given definitions to the terms «education», «spiritual life». Attention is paid to an incessant prayer. The questions of possession of, disposals of addictions and finding of the person in piety and purity are raised.
Keywords: person, spiritual life, spirit, soul, body, education, prayer.
Возвращение к духовно-нравственным истокам отечественного воспитания приводит нас к восстановлению утерянной полноты в сфере педагогики. Кроме теоретических знаний в области педагогики необходимо иметь познания о духовном мире, а для этого нужно изучить, понять и освоить смысл вхождения в духовный мир, встать на путь совершенства и становления духовной личности.
Человеку необходимо прийти к пониманию того, что он способен к духовному единению с Богом. Это единение осуществляется через веру, надежду, любовь и соблюдение заповедей Божиих. Высшего единения человек всегда достигал в Церкви, участвуя в таинстве Святого Причащения. Причащаясь Плотью и Кровью Христовой, все несли единую Плоть и единую Кровь, все становились братьями и сестрами во Христе.
В статье основные понятия духовной жизни рассматриваются в контексте в контексте право-
славной педагогической культуры. «Православие, — писал С. Булгаков, — есть Церковь Христова на земле. Церковь Христова — это жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым» [8, с. 16].
Православная педагогика признает реальность духовной основы человека и реальность духовного мира. Светская педагогика понимает человеческую жизнь как краткий, законченный и самоценный период, который ограничивается рамками земной жизни [4, с. 305]. Православная же педагогика рассматривает жизнь человека в категориях «вечности» и «бессмертия» и направляет воспитание на конкретную личность, которая связана великой ответственностью перед Богом и людьми не только за свою жизнь, но и за доброе имя своего рода, развитие исторических и культурных традиций народа.
Говоря о значимости духовной жизни для современных педагогов, мы должны рассмотреть ее потенциал, реализованный в истории многими людь-
ми, ставшими совершенными в духовно-нравственном отношении.
Прежде всего, раскроем понятие «духовная жизнь». «Духовная жизнь, — писал митрополит Антоний Сурожский, — зависит от воздействия на нас Святого Духа Божия и от того, как Божественная сила, благодать, Христос, Святой Дух нас постепенно изменяют, постепенно делают сообразным Христу, то есть похожими на Него, помогают нам стать и образом Божиим, и подобием Божиим» [5, с. 5].
По мнению Н. Новикова, духовная жизнь человека с православно-педагогической точки зрения развивается в три этапа. Первый, деятельный период пути духовного восхождения, имеет целью очищение сердца, а соответственно и всей души от страстей, и достижение начального бесстрастия. Иными словами, здесь происходит исцеление души, перерождение ее из ветхого состояния в новое, благодатное. Это становится возможным, когда все три очищенные силы души — мыслительная, раздражительная и желательная (мысль, чувство, воля) — образуя единое целое, устремлены к Богу. Осуществляется эта деятельность через исполнение новозаветных заповедей путем синергии (взаимодействия Божественной воли и человеческой), через участие в таинствах и при посредстве внутреннего (умного) делания. Результатом человеческих усилий в подвиге бывает приготовление души к восприятию благодати; само очищение и преобразование души совершается силой Святого Духа. На этом этапе обретается спасение души для вечной жизни, ее способность вселения в Небесное Царство. Первый период именуется также покаянным путем, или путем аскезы. Деятельный подвиг служит подготовкой для второго — благодатного, или созерцательного периода, в котором обретаются такие дары благодати, как вышеестественная молитва, достигается состояние просвещения и духовного совершенства. Второй период приводит к третьему — обо-жению, здесь полностью реализуется духовный потенциал, заложенный Творцом в человеческой природе. Деятельный период характерен тем, что человек из нижеестественного (или противоестественного) состояния возвращается в естественное, утраченное в грехопадении Адама. Этот период яв-
ляется восхождением в состояние вышеестественное (или сверхестественное), т.е. выходящее за пределы человеческого естества. Такое состояние устрояется и поддерживается энергией благодати, а душа, пребывающая в нем, обретает возможность обожения [3, с. 33].
Опыт православного воспитания показывает, что нельзя организовать полную духовную жизнь в человеке по внешним впечатлениям, мечтаниям и чувствам, здесь необходима внутренняя, глубокая работа над своим сердцем. Христианская жизнь начинается с момента духовного рождения в таинстве крещения, затем развивается и укрепляется через доброе воспитание в христианской семье под влиянием Церкви. Правильное начальное воспитание имеет важное духовно-нравственное значение в становлении духовной личности. Крещение избавляет нас от всего злого, оно возвращает благословение: крещеные суть чада Божия. Царство Небесное принадлежит крещаемому уже по самому крещению. Он отделяется от владычества злых сил, которые теперь теряют власть самовольно действовать в нем. Сила благодати Божией проникает внутрь и восстанавливает здесь Божественный порядок во всей его красоте, врачует расстройство человека и способствует ему направлять свои силы на Богоугождение и умножение добрых дел. Поэтому крещение и есть возрождение или новое рождение, делающее человека обновленным и чистым.
Блаженный Диадох, объясняя силу крещения, говорит: «До крещения грех живет в сердце, а благодать извне действует, после же сего, благодать вселяется в сердце, а грех влечет извне. Он изгоняется из сердца, как враг из укрепления, и поселяется вне, в частях тела, откуда и действует раздробленно набегами, почему и есть непрестанный искуситель, соблазнитель, но уже не властелин; беспокоит и тревожит, но не повелевает» [8, с. 411].
Сила, влекущая человека ко греху, не истребляется в крещении, а ставится в такое состояние, в котором не имеет власти над человеком, не обладает им. Здесь главенство уже придается благодати Бо-жией.
«Поэтому всякий человек, рожденный в мир, — говорит преподобный Симеон Новый Богослов, —
тем более христианин, пусть не думает, будто родился для того, чтоб наслаждаться этим миром и вкушать его радости. Но пусть помнит, что родился он, во-первых, для того, чтобы быть каким был прежде в раю человек; во-вторых, для того, чтоб подобно постепенному возрастанию телесному возрастать мало-помалу и возрастом духовным, и добрым подвигом восходить в священное и боголепное состояние; в-третьих, для того, чтоб сделаться достойным обитать в небесных селениях в сонме святых Ангелов, и петь с ними победную песнь Пресвятой Троице» [8, с. 411].
Святоотеческое учение о первородном грехе, зарождении и совершенствовании христианской жизни говорит не только о психофизической особенности развития человека, но и о развитии духовной жизни. Господь дарует благодать, но желает, чтобы человек с благодарностью воспринимал ее, посвящая себя всецело Богу.
Как было отмечено, начало благодатной христианской жизни начинается в крещении, но редко кому удается сохранить эту благодать, большой частью люди теряет ее. Возникающие в жизни соблазны и искушения развращают человека, и он слабеет духовно, нравственно и физически. Для этого в православии предлагается таинство Покаяния. «Если кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» (1 Ин. 2,1).
В православной педагогике воспитание связано с правильным иерархическим устроением трех сторон человека — духа, души и тела. «Воспитание, — по мнению В.В. Зеньковского, — есть развитие и укрепление находящихся в душе воспитанника сил; освобождение души от страстей, помощь в раскрытии образа Божия в нем» [2, с. 8].
Духовная жизнь в человеке есть новая, особенная жизнь, и она определяет новое качество жизни, начало цельности и органической иерархичности в человеке [5, с. 234]. Искаженность человеческой жизни проявляется в том, что нарушение иерархичности строения человека, подчинение его духовного начала психофизической сфере затемняет в человеке образ Божий и не дает возможность раскрыться во всей своей красоте и святости.
Дух имеет основное значение в человеке. Для того чтобы открыть в человеке духовный мир, нужно помочь ему научиться чувствовать и замечать, осмысливать свою внутреннюю жизнь, ослаблять власть внешних впечатлений, использовать молитвенное уединение, молчание, избавляться от вредных привычек. Воспитание в таком ракурсе приводит созданию условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. Первое и самое важное условие — восстановление человеческой природы совершается под воздействием Божественной благодати в таинстве крещения. Практика православного воспитания при этом осуществляется в соответствии с возрастом и уровнем духовного развития.
Человек, который начал духовную жизнь, способен самостоятельно контролировать свои слова, чувства и действия, согласовывая их с наставлениями духовных учителей Церкви и Священным Писанием. Вступивший на путь новой жизни, прежде всего, должен устроить внешнюю обстановку по ее духу и начать подвиг духовно-нравственного совершенства. Все относящееся к новому порядку можно назвать удалением от мира, но это не означает, что человек бегает от общества, главное — оставить нравы, привычки и требования, противоположные духу Христову. Оставить мир — не что иное, как очистить свою жизнь, устранить из нее все страстное, заменить чистым, не мешающим развитию духовных начал. Доброделание начинается с внешних подвигов и заканчивается внутренним очищением сердца. Необходимые благочестивые упражнения можно найти в житии христианских подвижников. Пост, труд, бдение, уединение, молитва с чтением слова Божия и святых отцов, го-вение с исповедью и причащением, дела милости телесной и духовной — все это в целом или в частях можно встретить почти в каждом житии святых людей. Молитва у них являлась непрестанной, в виде постоянного предстояния и хождения перед Богом.
Игумен Георгий Шестун отмечает, что в результате усиленных духовных трудов подвижник удостаивается высшей возможной для человека на земле награды — ощущения близости Божества и сладости богоугодной жизни. И тогда он вступает на истинный путь восхождения к живо-
му Богообщению. Последний, решительный шаг в этом направлении, самое преддверие его есть отложение всякого житейского попечения о себе и мире и совершенное предание воле Божией. Тогда благодать Божия освящает все существо человека и Господь вселяется в него, начинается живое и действительное Богообщение, при полном слиянии Божественных и человеческих начал жизни [8, с. 139].
Возвращение к себе, попытка разобраться в своем внутреннем мире, открыть в себе пробуждающий духовный мир, осознать пережитый опыт порождает особый настрой у человека и открывает большие возможности для самосовершенствования.
Святитель Игнатий Брянчанинов делает существенное замечание, что собственно молитвою святые отцы называют молитву Иисусову, которая произносится так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Первый вид совершения молитвы Иисусовой есть совершение ее устно, гласно, словесно. Он заключается в устном произношении слов молитвы Иисусовой при внимании к ним ума. Устная молитва, когда в ней приобретено и хранится внимание нерассеянным, сама собою переходит в молитву умную и сердечную. Для занятий умной, сердечной молитвой необходима уже духовная зрелость. Молитва называется «умною», когда произносится умом с глубоким вниманием, при сочувствии сердца [1, с. 222].
Стяжавший внутри себя Царствие Божие имеет руководителем Святого Духа, Который наставляет всякой истине (Ин. 16, 13) руководимого Им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающегося для удобнейшего обмана в призраки истины.
Святитель Феофан Затворник рекомендует человеку правила, которые, с одной стороны, помогают хранить внутренний мир, усердие и ревность, находиться в духе истины, с другой, — заглушать и искоренять страсти: «Хранение внутреннего духа ревности; упражнение сил в добре; брань со страстями» [7, с. 204].
Итак, возрождаясь духовно человек, становится сам духовным и нравственным, помогает в этом другим людям и всей России. Философ И.А. Ильин
считал, что возрождение России произойдет через сочетание примирение трех основ, «трех законов духа»: свободы, любви и предметности. Жить предметно для русского человека значит служить России, служить всем — от крестьянина до министра. «Я служу России, русскому духу, русскому качеству, русскому величию; не «маммоне» и не «начальству», не «личной похоти» и не «партии», не «карьере» и не просто «работодателю» но именно России, ее спасению, ее строительству, ее совершенству, ее оправданию перед Лицом Божиим» [8, с. 423].
Таким образом, ведя духовную жизнь, человек преображается, он избавляется от всего злого и противного ему, начинает жить праведно и благочестиво, что особенно необходимо современному обществу. С такими людьми всегда успешно проходит воспитательный процесс в любом коллективе, к тому же они являются надежной поддержкой и опорой для товарищей и воспитателей.
Литература
1. Духанин В.Н. Сокровенный дар: По духовному наследию святителя Игнатия Брянчанинова / Валерий Николаевич Духанин. М.: Сибирская Бла-говонница, 2013.
2. Зеньковский Василий (прот.). Педагогика. Клин: Фонд «христианская жизнь», 2002.
3. Новиков Н.Меч духовный: Внутренний подвиг мирянина и инока. М.: Отчий дом, 2013.
4. Романюк Л.В. Гуманистическая педагогика. Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 304— 307.
5. Ситаров В.А. Знание. Понимание. Умение. 2007. № 4. С. 234—235.
6. Сурожский Антоний (митр.). Духовная жизнь. М.: Духовное наследие митрополита Антония Сурожского, 2013.
7. Феофан Затворник (свт.). Путь ко спасению. Минск: Свято-Елисаветенский монастырь. 2006.
8. Шестун Евгений (прот.). Православная педагогика / Е. Шестун. М.: Православная педагогика, 2001.