ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАСЕЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО БОСПОРА HII вв. ПО ДАННЫМ РОСПИСИ КАМЕННЫХ СКЛЕПОВ
А. А. Лысенкова
Аннотация. В статье проведен анализ духовных воззрений населения европейского Боспора по материалам росписи античных склепов I-III вв. Выявлена эволюция духовных представлений от исконно греческих воззрений до синкретизации и развития веры в посмертно счастливое существование и возрождение в ином статусе.
Ключевые слова: духовные воззрения, духовная культура, религия, склепы, погребальный культ, античная роспись, Элевсинские мистерии, Деметра, христианство, синкретизм.
Summary. The article presents an analysis of spiritual views of the population of European Bosporus based on the stone crypts paintings of1st-3rd c AD. The author describes the evolution of spiritual ideas from primordially Greek views to syncretism and the developments of belief in happy posthumous existence and revival in a new status.
Keywords: spiritual views, spiritual culture, religion, crypts, funeral cult, antique painting, Eleusinian mysteries, Demeter, Christianity, syncretism.
238 С
вязанные с погребальным культом духовные воззрения сохраняли пережитки очень древних представлений и передавались из поколения в поколение практически без изменений. Именно этот консерватизм играет важную роль при определении этнокультурной атрибуции населения, так дает возможность проследить традиционные, устойчиво повторяющиеся компоненты духовной культуры, являющиеся наиболее характерными признаками этноса [1, с. 15].
Одним из важнейших источников по духовной культуре городского населения является роспись каменных склепов, которые были открыты преимущественно на территории некропо-
Преподаватель XX
ля Пантикапея и проанализированы и опубликованы М. И. Ростовцевым [2; 3; 4]. Благодаря их богатейшей информации можно проследить трансформацию духовных представлений.
До эпохи эллинизма роспись стен погребальных камер в целом носила сугубо декоративный характер, но начиная с позднеэллинистического времени появляются сюжеты, связанные с потустороннем миром и погребальным культом [5, с. 175].
Исследователи условно делят такие сюжеты на три группы. К первой относятся сюжеты, связанные с мифом о Деметре и Коре, наиболее типичными для традиционно греческих представлений о загробном
-2 / 2011
ф
Исторические науки
мире и связанными с Элевсинскими мистериями.
Деметра - богиня земледелия, главным образом покровительница хлебных плодов. Она была дочерью Кроноса и Реи (Hesiod. Theog., 454, Hymn Hom. V), сестрой Зевса и Аида. От Зевса имела дочь Персефону (IL. XIV, 326; Od. XI, 216 сл.), которую Аид увез в свое подземное царство. Деметра считалась милостивой и благодатной богиней, кормилицей людей. Античная эпоха на Боспоре отмечена не только колоссальными сдвигами в развитии земледелия и зернового хозяйства, но и популярностью их сакральной покровительницы - богини Деме-тры, которую на Боспоре почитают совместно с дочерью Корой-Персефо-ной, которая выступала в роли ее главной паредры [6, с. 316]. Отметим, что Кора (Персефона) также была дочерью Зевса (IL. XIV, 326; Od. XI, 216 сл.), а по другой версии она - дочь реки Стикс (Apollod. II, 13, 1), супруга Аида, царица преисподней, грозная повелительница над тенями умерших. Деметра и Кора-Персефона - одни из самых популярных богинь на территории европейского Боспора. Их культ напрямую связан с Элевсински-ми мистериями.
В основе обрядов мистерий лежит миф о похищении Коры Плутоном (Гомер «Гимны» II; Аполл. I, V, 1-3). Весной в Малых Элевсиниях поминали возвращение Девы к богам и совершали предварительное посвящение в мистерии, осенью в Великих Элевсиниях вспоминали ее похищение, и скорбь Деметры, и происходило окончательное посвящение. Приблизительный порядок посвящения в мистериях известен: они состояли из очищения, изнурительного испыта-
ния, и, наконец, приобщения к сокровенному знанию, когда прошедшие окончательное посвящение допускались внутрь храма, наблюдали некое «сокровенное действо» и могли видеть какие-то заповедные святыни, испытывая блаженство. Считается, что этому способствовало применение наркотика, добываемого, вероятно, из спорыньи. Блаженство было обещанием и прототипом загробного счастья, доступного лишь посвященным [7, с. 513]. Как и во многих мистериях такого рода, с течением времени, особенно в первые века н.э., в связи с общей синкретизацией разных божеств и появившимися христианскими течениями, происходили изменения и в Элевсинских празднествах. Неизменным, предполагаем, осталась их основа: почитание Деметры и Коры-Персефоны, а также основные ритуалы: малые и великие мистерии [6, с. 317]. О популярности этих таинств на Боспоре говорят росписи боспор-ских склепов.
Самым ярким примером склепа с сюжетом похищения Плутоном дочери Деметры, Коры является склеп Деметры I в. н.э. На фреске бог подземного царства стоит в легкой двухколесной колеснице, запряженной четверкой коней. Над головой бога написано его имя. Маленький возница погоняет кнутом лошадей, а Плутон в развевающемся плаще прижимает к себе стоящую перед ним Кору [8, с. 263].
Следует упомянуть, что роспись выполнена не совсем умелым художником, плохо знакомым с анатомией и нарушавшим пропорции между фигурами. Плоскостно и условно он нарисовал героев мифа, но вполне тщательно выписал некоторые детали: орна-
239
2 / 2011
Преподаватель XXI
Ф
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
240
мент, покрывающий бок колесницы, вожжи и кнут возницы [9, с. 183].
В росписи потолка камеры чувствуется рука другого, более искусного мастера. Здесь в круглом, окаймленном венком медальоне помещено погруд-ное изображение Деметры и надпись с ее именем. Очень выразительно написано печальное лицо богини с большими грустными глазами. Ее взор устремлен к западной стене - в ту сторону, куда Плутон увез Кору [3, с. 216]. Остальная часть свода была украшена растительными орнаментами, пучками маков и плодами, то есть всем тем, над чем властвовала Деметра [9, с. 183].
Скорее всего, похороненные здесь были приобщены к элевсинским мистериям, и эта роспись должна была говорить посвященным о счастливом существовании в загробном мире всех приверженцев таинств [там же].
Сюжеты боспорской декоративной живописи подтверждают мнение, что в начале первых веков нашей эры среди верхних слоев населения Боспор-ского царства были очень популярны традиционные греческие культы.
Другая группа склепов датируется 1-11 вв. н.э. и отражает некую трансформацию религиозных представлений боспорян. В памятниках этой группы преобладают изображения цветов, птиц, животных, которые, возможно, символизировали Елисей-ские поля [5, с. 176]. В качестве примера можно привести однокамерный каменный склеп 1-11 вв. н.э., найденный в Керчи [10, с. 47]. Хотя существует мнение (М. И. Ростовцев [2, с. 236], А. П. Иванова [11, с. 148]), что это сцена из мифа о странствовании Деметры в поисках потерянной дочери и возвращение Коры на землю. Однако это точка зрения не под-
твердилась [12, с. 154]. Помимо этих мотивов в эту группу входят как жанровые сцены, так и сцены с загробной трапезой, жертвоприношениями, видимо, в честь умерших, конного боя, женщин, сидящих в креслах, воинов, Медузы-Горгоны как апотро-пея [5, с. 176].
Все эти сюжеты свидетельствуют о дальнейшем развитии представлений о том, что после смерти душа человека продолжает существовать в ином, потустороннем мире, который представлялся им цветущим садом, в котором умершие будут героями, пирующими на Елесейских полях [там же].
Аналогичные мотивы нашли свое отражение в боспорском надгробном рельефе.
К середине III в. н.э. представления меняются. В этом отношении показательна третья сюжетная группа. В нее входят росписи геометрического стиля, которые М. И. Ростовцев относил к коллегиям сабазиастов, рассматриваемых им в виде предшественников христиан [2, с. 314]. Однако сейчас установлено, что они принадлежали ранним христианам на Боспоре [13, с. 77; 14, с. 152].
Период до середины III в. н.э. рассматривается как время первых христианских проповедей среди боспор-ского населения, они практически не оставили и следа среди различных религиозных объединений, которыми так было богато Боспорское царство в первые века н.э. Но стоит отметить, что до конца ХХ в. исследователи были склонны видеть в Боге Высочайшем, культ которого был весьма распространен в II-III вв. н.э., еще и результат некоторого влияния христианской религии. Однако сейчас доподлинно установлено, что почитание
Преподаватель XX
2 / 2011
ф
Исторические науки
этого бога связано с иудаизмом, который и помешал раннему распространению христианства на Боспоре [14, с. 152; 15, с. 173-174].
В третьей группе склепов преобладают изображения виноградной лозы, птиц, людей, переданных контурно и очень схематично. Возможно, в характере росписи этих склепов нашло отражение развитие веры в бессмертие, что в конечном итоге и привело к появлению более отвлеченных от реальности сюжетов, которые отражали новые представления о существовании умершего в загробном мире [5, с. 176]. Существует мнение, что именно спиритуализацией религиозного сознания населения и был обусловлен своеобразный стиль росписи склепов этой группы [там же, с. 177].
Таким образом, анализ сюжетов бо-спорских расписных склепов показывает, что в течении 1-111 вв. н.э. шла трансформация духовных воззрений в сторону синкретизации и развития веры в посмертно счастливое существование и возрождение в ином статусе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Корпусова В. Н. Некрополь Золотое. -Киев, 1983.
2. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на Юге России. - СПб., 1914.
3. Соколов Г. И. Античное Причерноморье. - Л., 1973.
4. Зинько Е. А. Миф о Коре - Персефоне в боспорской монументальной живописи // Боспорский феномен. - Ч. 1. - СПб., 2007.
5. Хворостяный А. И. Полихромная роспись боспорских склепов как исторический источник для изучения религиозных представлений и верований боспорян // Боспор Киммерийский и Понт в период античности и средневековья. - Керчь, 2001.
6. Русяева А. С. Религия Понтийских эллинов в античную эпоху. - Киев, 2005.
7. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. - М., 2006.
8. Ернштедт Е. В. Монументальная живопись // Античные города Северного Причерноморья. - М.; Л., 1955.
9. Скржинская М. В. Посвящение боспорян в Элевсинские мистерии // Северное Причерноморье в античное время. - Киев, 2002.
10. Чевелев О. Д. Новые расписные склепы некрополя Пантикапея // Скифия и Бо-спор. - Новочеркасск, 1989.
11. Иванова А. П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. - Л., 1953.
12. Виноградов Ю. А., Швембергер С. В. Новое в изучении боспорских расписных склепов (двойной склеп 1873 г) // Боспор-ский феномен. Искусство на периферии античного мира. - СПб., 2009.
13. Уваров А. С. Христианская символика. -М.; СПб., 2001.
14. Зинько Е. А. Некоторые особенности религиозной жизни на Боспоре в период христианизации (Ш-У вв. н.э.) // Боспор-ские чтения. - Вып. У. - Керчь, 2004.
15. Зинько Е. А. Актуальные проблемы изучения склепов некрополя Пантикапея-Боспора // Боспорские чтения. Вып. Х. -Керчь, 2009. ■
241
2 / 2011 Преподаватель |_
Ф