32
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2014
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 130.2
ДУХОВНАЯ ЭКЗИСТЕНЦИЯ НАРОЖДАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ РОССИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
THE SPIRITUAL EXISTENCE OF THE CONSTITUTIONAL STATE
EMERGING IN RUSSIA: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS
© 2014 Магаррамов М. Д., Омаров А. А.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Magarramov М. D., Omarov А. А. Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В данной работе с опорой на социально-философские знания проведОн анализ духовного обновления нарождающегося у нас в стране правового государства и гражданского общества. В качестве основных обозначены злободневные проблемы современной России, нуждающиеся в срочном и безотлагательном разрешении, особенно касающиеся образования и воспитания молодежи, подрастающего поколения граждан.
Abstract. In this paper, based on socio-philosophical knowledge the analysis of spiritual renewal emerging in our country the rule of law and civil society. As the main marked topical problems of modern Russia, in need of urgent and immediate resolution, especially concerning education and upbringing of youth, the younger generation of citizens.
Rezjume. V dannoj rabote s oporoj na social'no-ftlosofskie znanija provedjon analiz duhovnogo obnovlenija na-rozhdajushhegosja u nas v strane pravovogo gosudarstva i grazhdanskogo obshhestva. V kachestve osnovnyh oboz-nacheny zlobodnevnye problemy sovremennoj Rossii, nuzhdajushhiesja v srochnom i bezotlagatel'nom razreshenii, osobenno kasajushhiesja obrazovanija i vospitanija molodezhi, podrastajushhego pokolenija grazhdan.
Ключевые слова: политическое сознание, религиозное сознание, эстетическое сознание, театральное, музыкальное, литературное искусство, киноискусство, философское сознание, научное сознание, аддик-ция, образовательные стандарты, воспитание и образование граждан, уровень духовной культуры.
Keywords: political consciousness, religious consciousness, aesthetic consciousness, theater, music, literature art, cinema, philosophical consciousness, scientific consciousness, addiction, educational standards, training and education of citizens, spiritual culture level.
Kljuchevye slova: politicheskoe soznanie, religioznoe soznanie, jesteticheskoe soznanie, teatral'noe, muzyk-al'noe, literaturnoe iskusstvo, kinoiskusstvo, filosofskoe soznanie, nauchnoe soznanie, a.ddikcija, obmzovatel'nye standarty, vospitanie i obrazovanie grazhdan, uroven' ih duhovnoj kul'tury.
Огромный пласт духовной экзистенции современной России невозможно представить без религии как отражения мира в сознании людей посредством веры в процесс сотворения всего сущего Богом (креационизм) и предопределения судьбы всего бытия и сознания Всевышним. Сегодня научная мысль неоднозначно относится к вере. К примеру, д. с. н. Александр Викторов отметил, что «в иррациональном (религиозном) плане вера, по сути, лишена здравой логики» [1]. Но представители неотомизма вряд ли могли бы согласиться с данным тези-
сом автора. Представляется, что верующие люди поступают в соответствии с канонами. Исполняя их содержание, они ощущают себя сопричастными с божественной волей, теряющими греховность и готовящимися к эсхатологии. Все это - часть образа жизни верующих людей. Но в таком его понимании он ничуть не мешает жизни неверующих и сомневающихся в вере. Однако опасным является тот образ жизни верующего человека, когда он ориентирован на совершение экстремистских действий, на нарушение действующего правопорядка и
Общественные и гуманитарные науки
• ••
33
морально-нравственных устоев общества. Для недопущения такого развития событий важна роль теологов, богословов, пропагандирующих содержание учений традиционных вероисповеданий, в своей основе не имеющие ничего общего ни с экстремизмом, ни со всякого рода террористическими проявлениями.
На наш взгляд обыденное религиозное сознание граничит с мифологическим. В силу этого люди с таким уровнем религиозного сознания легче поддаются всякого рода ложным иллюзиям о необходимости борьбы с существующим государством и установленным в нем правопорядком. В этом смысле одной из основных задач религиозных институтов и деятелей, руководящих ими, на наш взгляд, состоит в привитии верующим знаний религиозного, гуманистического характера, ориентированных на созидание, а не на разрушение, на диалог, а не замкнутость рамками ложно понятых и исповедуемых ценностей.
В нашей стране издавна бок о бок существуют христианство, ислам, иудаизм и буддизм. В их традиционном понимании они являются источниками добра, гуманизма, совести и других ценностных ориентиров, в своей основе составляющих духовность и без которых невозможно представить себе процесс обновления и совершенствования нашего общества. Представители каждой из указанных верований находят в церкви, мечети, синагоге, доцане институты общения с Богом. Эти учреждения заслуживают всемерной поддержки со стороны общества и в целом ряде случаев и со стороны государства, хотя религия и государство у нас отделены друг от друга. Так, со слов Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева, на заседании попечительского совета по реставрации Воскресенского Новоиерусалимского собора в период с 2009 по 2013 гг. из федерального бюджета на восстановление и реконструкцию церковных объектов было выделено 6,6 млрд. рублей и планируется выделение соответствующих субсидий и в 2014 году [3]. Такие действия вполне укладываются в мысль известного ученого России о том, что «не только общество, но даже такая его практическая сфера, как хозяйство, является космосом человеческого бытия, необходимым условием существования которого служит христианство» [2]. Вместе с этим, такая весомая поддержка религиозных, христианских, культовых объектов еще раз обязывает религиозных деятелей постоянно призывать верующих к уважению действующего правопорядка, моральных устоев общества, воспитывать в каждом верующем человеке чувства толерантности к инакове-рующим и представителям других этнических и национальных меньшинств. Уважать их традиции, обычаи и нравы, проявлять гуманистическое поведение. Нужен синкретизм морали, права и религии при снятии в обществе всякого рода проблем, поскольку «сущность человека заключается в его нравственности, постичь и сформировать которую невозможно без религии» [2. С. 14].
Как же соотносятся между собой духовность и политика как форма общественного сознания? Отметим, что в научной литературе существуют разные подходы при формулировке дефиниции политики. Это и «концентрированное выражение экономики», это и «искусство возможного» и т. д. Но ясно одно: политика и в первом, и во втором случае объективно влияет на индивидуальное и общественное сознание, адекватно предопределяет его содержание.
Когда речь идет о проводимой государством его деятелями гуманистической политике, то индивидуальное и общественное сознание одобряют ее. Политики, таким образом, повышают свои имиджи и рейтинги, имеют в глазах подданных ореол непререкаемости, а, иногда, и святости. Гуманизм же такой политики является одним из важнейших элементов духовности. В таком качестве духовность является дирижером в процессе принятия политиками гуманистически ориентированных решений. Формальным барометром духовности, позволяющим определить гуманистичность проводимой федеральными и местными властями политики, являются регулярные отчёты депутатов перед избирателями, председателя Правительства РФ перед парламентариями, Президента перед народом. Сегодня на уровне глав субъектов РФ рабочей группой «Открытого правительства» предлагаются 11 критериев оценки их деятельности. Из них «три связаны с демографией (ожидаемая продолжительность жизни, численность населения и смертность), еще три связаны с экономикой региона (объем инвестиций в основной капитал, оборот малого бизнеса, и объем доходов консолидированного бюджета субъекта). Следующие три параметра относятся к социальной политике, уровень безработицы, удельный вес введенной общей площади жилых домов и реальные доходы населения. Параметром эффективности станет доля выпускников, «проваливших» ЕГЭ. Одиннадцатым критерием станет оценка работы губернатора с населением» [5]. И в самом деле, перечисленные критерии оценки деятельности глав регионов - вещь необходимая и обоснованная. Это процедура реально обяжет каждого главу региона соотносить свои действия с духовностью, пробуждая в себе так называемый светильник души, реально защищая интересы общества и государства, права и охраняемые законом интересы граждан и организаций. Такая практика существует в целом ряде стран современного цивилизованного мира. Так, «в Евросоюзе существует 5 критериев, которые каскадируются на региональный и городской уровни» [5. С. 3]. В таком диалектическом единстве находятся духовность и политика.
Духовное существование россиян неразрывно связано с эстетическим сознанием. Одним из детерминантов, формирующих его, является литература. Она по определению, являясь человековедением, изучается во всех школах России. Но в последнее время неоправданно и неосмысленно пошел процесс сокращения количества аудиторных часов, прописанных в
34
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2014
государственном стандарте второго поколения для средних школ. Тем самым мы обрекаем подрастающее поколение на усеченную литературную духовность. Но и не только. Таким же образом сокращено время аудиторного освоения по многим предметам гуманитарного цикла. Это является недопустимым в нынешнее сложное время духовного оскудения современной молодежи, нарастающей международной гуманитарной конкуренции. Хотя есть взгляды, согласно которым, «гуманизация образования определяется не только количеством часов на гуманитарные предметы, сколько целеполага-нием самого существования общеобразовательной школы, ее миссией» [6]. Достаточно ценными являются высказывания доктора искусствоведения М. Швыдкого о том, что «в финских школах, которые сегодня являются признанными мировыми лидерами по качеству образования и воспитания учеников (они немало заимствовали у бывшей советской системы образования), около четверти учебного времени занимает эстетическое воспитание, которое способствует самореализации творческих возможностей ребенка» [6. С. 9]. И это, безусловно, так, поскольку почти все предметы познаются достаточно глубоко, если их изучение сопряжено с постижением основ науки о прекрасном.
Но, к большому сожалению, у нас в стране театральное искусство мало-помалу также становится малопривлекательным среди значительной части современной молодежи. Ведь вышеупомянутое сокращение часов на изучение одной только литературы, влечёт за собой не освоение учениками содержания значительного числа классических художественных произведений, по которым в известных российских театрах ставятся спектакли и которые для молодежи по этим причинам становятся малопривлекательными.
Молодежь страны все больше и больше поглощается виртуальным Интернет-
пространством. Игры и только они становятся предметом времяпрепровождения многих школьников. В результате аддикция (зависимость) становится основным содержанием и частью индивидуального сознания молодежи. И, к большому сожалению, увлечение американскими играми, вселяет в их сознание элементы насилия, жестокости и садизма. Молодежь озлобляется и выплескивает свои эмоции на улице и в качестве объектов насилия избирает, как правило, людей по этно-национальному принципу, в своей совокупности, не приносящие в общество семена добра, гуманизма и нравственности.
Заполнить это пространство добром и нравственностью вместе с театром может кино и то при соответствующих условиях. Известно, что кинопродукция в нашей стране в пореформенный период демонстрировалась исключительно западного и проамериканского производства. Что наложило свой отпечаток на индивидуальное сознание россиян. В том числе в силу этого, по результатам социологических опросов выясняется, что западные, американские ценности
пользуются у нас в стране предпочтением. Иностранные кинокартины, если судить об их теме и идее, в своей основной массе пропагандируют порнографию, секс, насилие, извращенность и много того негативного, которое никак не укладывается в чисто российские, традиционные и устоявшиеся социальные ценности. Благо в бытность президентства В. В. Путина, Д. А. Медведева на экраны отечественных кинозалов и телевидения во многом вернулись и демонстрируются отечественные кинокартины, в которых во многом пропагандируется российский образ жизни и российские социальные ценности. Это приветствуется и одобряется значительной частью российского общества и является свидетельством определенной ориентированности массового общественного сознания. Кроме того, многие российские театры и кинотеатры нуждаются в обычном и зачастую в капитальном ремонте, а средств, как правило, не хватает, а иногда - вообще они отсутствуют. В этих вопросах необходим государственный патернализм и соответствующая помощь государства учреждениям культуры как основы высокой духовности.
Сегодня в Дагестане и во всей России достаточно сильно развито музыкальное искусство, мастерство песнопения. В простонародье иногда говорят, что народ хорошо живет, если много поет. Да, сегодня певцы по сравнению с их коллегами по цеху советского времени за свою работу получают достаточно высокие гонорары. Но это вряд ли можно считать доказательством материальной обеспеченности значительной части народа. Но в песнях отражается частичка народной души, они являются своеобразным отражением народной души, духовности. Песнопение является показателем наличия духовности и активного духовного существования людей. Наряду с литературой, театром и кино, возвышает их над убогой материальной действительностью, точнее - помогает одолеть проблемы бытия.
Высокое искусство предполагает наличие у его носителей высокого эстетического сознания и наоборот. Правда, само понятие «высокое искусство» требует расшифровки и корректировки. Это, например, те случаи, когда для некоторых последователей абстрактного искусства отпечатки ног мыши, предварительно намазанные чернилами, и, оставленные ею после ее запуска по белому полотну, представляют собой художественное произведение, относящееся к высокому искусству. А для других, вполне образованных и грамотных людей, но последователей других направлений в искусстве - это всего лишь пустяк, бред чьей-то больной фантазии. Есть совсем другая когорта людей, для которых реалистическое искусство представляет собой эталон подлинного искусства. Но, согласитесь, произведения древнегреческого и древнеримского искусства, искусства эпохи возрождения, ренессанса, искусства неоклассического периода, последующих периодов исторического развития, относящихся к реалистическому искусству, в своей основе несли в народ идеи светскости, гуманизма, гедонизма,
Общественные и гуманитарные науки
• ••
35
эвдемонизма. Поэтому вот в таком дихотомическом виде взаимно сосуществуют разные направления в искусстве, каждое из которых имеет своих последователей со своими жизненными убеждениями, идеалами, выражаемые ими через соответствующий срез эстетического общественного сознания, обусловливающий их адекватную духовность.
Кажется, верной будет мысль о том, что «человеческая цивилизация зафиксировала для себя сохранение и защиту пяти главных общих ценностей: государства, религии, экономики, науки, искусства (курсив мой: М. М.)» [1.
С. 71].1
Трудно себе представить духовное существование людей без философии как формы общественного сознания и как науки. Как известно содержание понятия «философия» расшифровывается в античную эпоху и как категория она впервые была введена в оборот древнегреческим математиком, философом Пифагором.
Ценность этого этапа философской мысли с точки зрения духовности состоит, прежде всего, в том, что в античной философии можно обнаружить в зачаточном виде все позднейшие типы мировоззрений. В этом смысле прав был один из мыслителей прошлого, назвавший античность «детством человечества». И духовность, как некое идеальное качественное состояние, можно полноценно и завершенно отследить с эпохи античности. В таком случае возникает логический вопрос: а что в другие исторические эпохи не было духовности? Ответ непрост, как было непростым само средневековье, возрождение, ренессанс и последующие эпохи. Античная и вместе с тем средневековая духовность - в произведениях Боэция, через них, включая «Утешение философией» была передана последующим философским эпохам.
Средневековая духовность - в произведениях Августина Блаженного «Град земной», «Град небесный», «Исповедь» и трудах других философов этой эпохи. Нельзя не говорить о той духовной силе и энергии, которую давала народам Библия (Ветхий завет, Новый завет, Четвероевангелие и Апокалипсис) и учения отцов церкви. Единственное, что позволяет нам говорить об отсутствии духовного начала в христианстве - это те случаи, когда передовые мыслители средневековой Европы преследовались папством за инакомыслие и в ряде случаев отправлялись на костер, либо под грубым давлением заставляли отказаться от своих взглядов. Судьба Джордано Бруно и Николая Коперника - яркое тому доказательство.
Достаточно гуманистично содержание Священного Корана. Оно полностью пропитано
1 Гедонизм (др.-греч. n§ovf| - «наслаждение», «удовольствие») - этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.
Эвдемонизм (греч. 8u8alцov^a - процветание, блаженство, счастье) - этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.
духовностью, мудростью, непознанным до конца позитивным содержанием. Именно в силу перечисленных и целого ряда других ценностных качеств у этих Святых Книг имеется ореол привлекательности и непревзойденности.
Новый этап средневековой духовности связан с трудами таких известных философов, как Роджер Бэкон, Николай Кузанский, Бернардино Телезио, Джордано Бруно, Николай Коперник и др. В этот исторический период слепая вера, которая имела место быть в схоластике, мало-помалу уступает место осознанной, обыденная - рациональной. А это значит, что средневековая эпоха содержала в себе крепкий фундамент духовности.
Совсем другое дело, когда мы говорим о философии Нового времени.2 То есть о творчестве Френсиса Бекона, Рене Декарта, Баруха Спинозы, Готфрида Лейбница и Николая Мальбранша, Джона Локка, Джордж Беркли и Дэвида Юма, Томаса Гоббса, Жан-Жака Руссо, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Маркса, Энгельса и др. У каждого из перечисленных мыслителей, была своя обоснованная и по-своему завершенная система мировоззрения. Она была направлена на совершенствование общественного бытия людей, их сознания, а, стало быть, и духовности. Не зря каждое философское исследование, проводимое нашими современниками, так или иначе, соприкасается с трудами упомянутых мыслителей, содержит ссылки на их работы. Проверяется верность многих умозаключений, соизмеряемая с их содержанием, с уже доказанными в трудах мыслителей прошлого положениями. В таком борении философской мысли мы находим творческий элемент духовности, возвышающий научную мысль на ранее недосягаемые высоты, отвечающую вызовам и требованиям времени.
Сегодня философия, как и во все исторические времена, по праву является царицей наук, по той простой причине, что никакая наука невозможна без логически непротиворечивой, стройной методологии, которую на вооружение каждому российскому исследователю, начиная от химика и математика, заканчивая филологом и историком, дает философия. Велик ее преобразовательный потенциал. И совершенно оправдано, когда Министерство образования и науки РФ в качестве одного из обязательных экзаменов кандидатского минимума для аспирантов и соискателей всех шифров научных специальностей ввело «Историю и философию науки». Это повышает научный и духовный потенциал каждого соискателя и аспиранта, то есть будущих учёных современной России.
2 Период развития философии (иногда называют эпохой научной революции) в западной Европе в XVII-XVIII веках. Характеризуется становлением и развитием капитализма, науки и техники, экспериментально-математического мировоззрения. Хронологически в философию Нового времени полностью или частично включают философию XIX века.
36
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2014
Духовную экзистенцию невозможно себе представить без науки, как формы общественного сознания и как области человеческой деятельности, в которой посредством соответствующих категорий вырабатываются новые знания, имеющие позитивное, практическое и прогностическое значение. Понятия «духовность» и «наука» синкретично и диалектически взаимосвязаны между собой. Духовность как категория по своему объему и содержанию гораздо богаче, колоритнее и насыщеннее, нежели «наука». Она возникла, как известно, раньше науки. Ее корни далеко простираются в человеческую жизнь и берут свое начало с того момента, когда представители социума имели навыки сознательно преобразовывать окружающую действительность. В большей степени момент возникновения духовности связан с возникновением мирового этнического фольклора, письменности у различных народов и вероисповеданий, сущность и содержание которых нам стали известны благодаря письменности.
Когда речь идет о науке, то о ней, как системе знания, можно говорить примерно со второй половины семнадцатого столетия, и связано это с возникновением преднаучного знания. Философия, логика, этика, эстетика, обществоведческое знание, литература (поэзия, проза и фольклор), языкознание, астрономия, теология, естественнонаучное знание являются кла-дезью и основой современной духовности и науки.
В человеке не будет духовности, если он вырос вне школы. Ныне в нашей стране «по итогам статистических исследований на 2011 год было 48. 668 дневных общеобразовательных школ» [6. С. 9]. Именно в них закладываются в сознание подрастающего поколения сограждан соответствующего уровня научные знания. Со временем этот уровень в стенах институтов и университетов становится достаточно весомым и высоким. Но в рамках системы магистратуры, аспирантуры, докторантуры, адъюнктуры и ординатуры соответствующие субъекты приобретают глубоко научные знания.
В современных условиях России научное знание, его результаты важны для государства, они имеют особенно важное практическое значение, если нет подобных зарубежных аналогов. Таким достижением стало подмосковное Сколково. В недавнем прошлом там для обсуждения вопроса создания Центров науки, образования и инноваций собрались 500 ученых с мировым именем. Этот проект должен получить 900 миллионов долларов, из которых половину получат иностранные учёные. На наш взгляд, негоже, когда выделенные государством средства на изобретения и инновации используются неэффективно, не приносят государству ожидаемого изобретательского и инновационного итога.
Вряд ли является оправданным в вопросах финансирования подход, когда преимущество при решении этих вопросов дается так называемым точным наукам. Сциентизм в вопросах избирательного финансирования научных от-
раслей чреват духовным оскудением, дегуманизацией и дегуманитаризацией отечественной науки и образования. На самом деле, вряд ли стоит делить отрасли наук на значимые и менее. Ибо «менее значимые» науки со временем могут несправедливо оказаться на задворках научного знания. Тогда можем ли мы вообще говорить о духовности, духовном существовании, генерировании духовного, его передачи от поколения к поколению? Вряд ли. Поэтому не стоит подвергать такому грубому остракизму гуманитарные науки, гуманитарное знание и образование. Ведь равная, тождественная финансовая поддержка естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных наук была нормой в советское время. Тем более в то историческое время наша наука по праву признавалась одной из лучших в мире.
Но сегодня в сфере высшего образования России силами профессорско-
преподавательского состава активно в образовательный процесс посредством составления новых учебных планов и программ внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения. В этой связи возникает вопрос: несут ли новые стандарты какой-либо позитив или это очередное модернизаторство, лишенное научного обоснования, утопия, возведенная в ранг науки? На наш взгляд, этот стандарт выгодно отличается от предыдущего акцентированием внимания на компетентностям подходе, являющимся основой процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Хотя стандарт второго поколения также не исключал этот подход. И в самом деле, сегодня обществу и государству нужны компетентные, грамотные специалисты, имеющие глубокие знания, великолепные умения и непревзойденные навыки.
В то же самое время, в базовую часть образовательного стандарта не вошли, к примеру, политология и социология, многие другие дисциплины социально-гуманитарного цикла. Они, как известно, могут быть включены в учебные планы как дисциплины вариативной части стандарта. То есть при составлении учебных планов правомочными субъектами образовательного процесса, названные дисциплины могут и не могут быть включены в учебные планы, тем самым подчеркивается второстепенная их роль. Над этими предметами и профессорско-преподавательским составом их ведущими, стандарт третьего поколения висит как дамоклов меч, могущий в любую минуту посредством хотения или нехотения чиновников, составляющих учебные планы, исключить их из учебного процесса. В таком случае неясной остается логика составителей этого стандарта, постоянно ратующих за гуманизацию и гуманитаризацию отечественного образования. Ведь невозможно говорить о таком характере образования, когда действием нового образовательного стандарта, совершенно сознательно исключаются из образовательного пространства многие необходимые отрасли научного знания социально-гуманитарного цикла. В этом
Общественные и гуманитарные науки
• ••
37
случае недалеки времена наступления состояния примитивности массового общественного сознания, лишения его духовных, нравственных основ, сползания к обыденности и отсутствию творческого и рационального характера. По сути, мы не ошибемся, если скажем, что все закончится мифологизацией общественного сознания.
Наиболее емко и содержательно об этом высказался упомянутый нами ранее д. с. н., профессор Александр Викторов. По его мнению «мифологизация сознания, через невежество -это новая реальность российского общества начала XXI в., явление огромного масштаба, природу и социальные последствия которого в полной мере еще предстоит изучить. Именно невежество непосредственно характеризует уровень социальной ответственности интеллигенции в том или ином моральнонравственном состоянии общества» [1. С. 56].
Именно как невежество мы можем охарактеризовать невключение дисциплин социально-гуманитарного цикла в базовую (основную) часть ФГОС третьего поколения. Вместе с тем во многих странах - участницах Балонского процесса, к которому сегодня тяготеет и Россия, социология, к примеру, изучается почти во всех факультетах. В Даггоспедуниверситете она включена в учебные планы только 3-4-х факультетов из 16 существующих. Такое положение дел никак не способствует повышению научной компетентности выпускников данного вуза, им несправедливо дается усеченная научная духовность, которая со временем будет эксплицироваться на учащихся школ в ходе осуществления выпускниками своей производственной, учебной деятельности.
Между тем теоретическая и прикладная социология является методологическим инструментом научного анализа общественных явлений. Без системного и достаточно объёмного его изучения студентами всех факультетов педагогических вузов их теоретическая и квалификационная подготовка будет ущербной, ограниченной и неполной, что повлечет за собой в последующем незавершенную подготовку ими учащихся общеобразовательных школ.
Ведь негоже, когда будущие учителя школ не имеют научных представлений об обществе, законах его становления, развития и функционирования. Не знают методы изучения общественных явлений, сознательного управления ими, достижения на этой основе позитивного, социально значимого результата. Все это сегодня крайне важно в условиях необходимости осуществления нашей страной модернизаци-онного рывка.
Завершая исследование, посвященное духовной экзистенции нарождающегося в России правового государства, рассмотренной сквозь призму религиозного, политического, эстетического и научного сознания отметим следующее:
- хочется надеяться, что в нашей стране произойдет «добровольное объединение религии, философии, науки, эстетики, изящных искусств в одну интегрированную систему
высших ценностей Истины, Добра и Красоты» (Сорокин П. А.). При этом благополучие российских граждан, существенное улучшение их образа жизни зависит не только от состояния элементов общественного бытия, объективных, материальных условий их существования, но и от степени совершенства, развитости уровней, форм и видов общественного сознания, субъективных, идеальных условий их экзистенции, в своей совокупности образующих духовную кладезь человеческого общества;
- степень совершенства духовного облика людей тесным образом связана с развитостью индивидуального сознания каждого человека и гражданина. В своей совокупности это можно назвать качественным состоянием общественного сознания, имманентно содержащим в себе элементы духовности, духовной культуры и духовного совершенства;
- духовное существование человека и гражданина тесным образом связано и вытекает из качественно нового состояния соответствующих форм общественного сознания (этического, религиозного, политического, научного и др.). Детерминировано самостью каждого человека, той работой, которая проводится в стране институтами воспитания и образования в направлении совершенствования их обыденных форм, изжития из жизни всякого рода догматических идеологических оснований, постановки во главу угла каждой из форм сознания гуманизма и гуманистической идеологии;
- при анализе духовности сквозь призму форм общественного сознания саму духовность следует рассматривать как бы в трех проекциях, а именно: а) на уровне обыденного сознания; б) идеологии (с идеологическим подтекстом или окраской); в) науки. В процессе жизнедеятельности людей на уровне одной страты или разных страт идет перемещение духовного совершенства людей от одного уровня общественного сознания к другому как результат ин-териоризации ими социальных ценностей посредством деятельности институтов воспитания и образования;
- трудно себе представить полноценную духовность без религиозного сознания, религии и теологии. Ведь религия для значительной части любого общества - это определенный образ жизни, способ мироощущения и миропонимания, способ человеческого существования. В нынешних сложных этноконфессиональных процессах, происходящих в субъектах СКФО очень важно, чтобы процесс формирования индивидуального сознания каждого российского гражданина находился в поле зрения соответствующих социальных институтов современного российского государства. Ибо социальное взросление граждан идет параллельно с целым рядом религиозных идей, течений, школ; порой малоопытным реципиентам трудно глубоко и полноценно осознать характер религиозного знания, общественный и антиобщественный его смысл. Для любого россиянина, очевидно, что существующие ныне в стране четыре основные религиозные конфессии в своей основе несут людям идеи добра,
38
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2014
гуманизма, человечности, милосердия, взаимопомощи и сопереживания в беде и трудной жизненной ситуации. Одним словом, человек без осознанной гуманистической веры - это человек лишенный духовности, а, стало быть, без будущего;
- политическое сознание граждан иногда адекватно, а иногда неадекватно отражает существующую в стране политическую действительность и политические реалии. В случае, когда человек и гражданин обладают высоким уровнем политической культуры, мы можем говорить о наличии у него высокоразвитого политического сознания и сопряженных с ним духовности и политической культуры. Сегодня значительная часть граждан страны является политически активной, то есть они принимают деятельное участие в управлении политическими процессами на уровне села, города, субъекта РФ и всей страны. И это радует. Но в то же самое время значительное число граждан являются в политическом отношении конформистами, то есть относятся ко всему происходящему индифферентно. Имеется надежда, что в обозримом будущем большая часть электората современной России будет политически активной, сами будут коллективно решать судьбу своей страны в направлении обретения ею качественно лучшего, идеального состояния;
- нам, россиянам нужно высокоразвитое эстетическое сознание, осознающее величие, мощь и содержание национальных и мировых литератур, театров, кино, музыки и искусства. Это всего лишь неполный компонент составляющих эстетического знания, которое опять-таки должно стать частью индивидуального сознания каждого россиянина. Задача, кажется, не из простых, поскольку на пути ее разрешения стоит целый комплекс проблем объективного и субъективного характера. Скажем, вряд ли можно говорить о высоком характере и состоянии эстетического сознания, когда среди наших с вами сограждан немалое количество находится за чертой бедности и главной доминантой в их сознании является не перечисленные выше эстетические ценности, а всего лишь вопрос их жизни и смерти. Ибо полуголодное существование - это очевидный путь к смерти, но никак не в сторону постижения эстетических ценностей, обретения их в качестве доминант и части индивидуального сознания. Коренное изменение всех форм общественного сознания, включая эстетическое, требует доста-
точно высокого уровня развития элементов общественного бытия, материальной основы жизни людей, самодостаточной и обеспеченной жизни. В этом диалектика бытия и сознания, материального и идеального, объективного и субъективного.
Только при таком подходе к анализу духовного существования людей мы можем говорить о полноценности исследования, его преобразовательном потенциале, востребованности итоговых выводов для руководителей органов публично-правовой власти, для их использования в направлении сознательного, со знанием дела преобразования элементов общественного бытия;
- высшей формой духовности является наличие у граждан научного сознания, не обремененного идеологическими догмами. Нам известен источник, механизм и направление развития научного сознания и знания, но особую озабоченность вызывает то обстоятельство, которое связано с нетождественным финансированием государством естественнонаучного и гуманитарного направлений. Такой перекос в этой сфере чреват только негативными последствиями, в то время как, например, философия, являясь гуманитарной наукой, во все исторические времена развития научной мысли, давала и дает методологию проведения исследований для всех направлений генерирования научной мысли. В этом смысле велик и неисчерпаем ее потенциал. Поэтому вряд ли является оправданным подход, когда в государстве статус учёного обретает дихотомичное строение. То есть необходимый и не совсем. Именно этим подтверждается существующий диспропорциональный критерий в финансировании естественнонаучного и гуманитарного направлений;
- духовное существование россиян станет богаче и насыщеннее, если в каждом человеке и гражданине будут развиты такие формы общественного сознания, как религиозное, политическое, эстетическое, научное и др. Степень их развитости во многом зависит от самости каждого человека, уровня его вовлеченности в институты образования, воспитания, индивидуальных усилий над самосовершенствованием, создания соответствующих условий органами государственной власти, местного самоуправления и активной вовлеченности в эти процессы формирующихся у нас в стране институтов гражданского общества.
Литература
1. Викторов А. Ш. К проблеме сохранения русской культуры и российской цивилизации // Вестник МГУ. Серия 8 (Социология и политология). 2012. № 1. С. 54. 2. Добреньков В. И. О возможности и необходимости национальной русской социологии // Вестник МГУ. Серия 18 (Социология и политология). 2012. № 1. С. 14. 3. Медведев Д. А.
Выступление на попечительском совете фонда по реставрации Воскресенского Новоиерусалимского собора // Время. 2013, 5 ноября. 4. Медведев Ю. Вступить в элиту. Зачем Сколково выделяет иностранным учёным 450
миллионов долларов? // Российская газета. 2012. 11 июля. № 156. С. 5. 5. Новиков К. Аттестат региона // Российская газета. 2012. 11 июля. № 156. С. 3. 6. Швыдкой М. О жизни и о бозоне // Российская газета. 2012. 11 июля. № 156. С. 9. 7. Яковлева Е. Усилие быть человеком // Российская газета. 2012. 10 июля. № 155. С. 11. References
1. Viktorov A. Sh. The problem of preserving Russian culture and Russian civilization // Bulletin of MSU. Series 18 (Sociology and Political Science). 2012. # 1. P. 54. 2. Dobrenkov V. I. On the possibility and necessity of the national Russian Sociology // Bulletin of MSU. Series 18 (Sociology and Political Science). 2012. # 1. P. 14. 3. Medvedev D. A.
Общественные и гуманитарные науки
• ••
39
Speech to the Board of Trustees at the Resurrection New Jerusalem Cathedral // Vremya. 2013, November, 5.
4. Medvedev Yu. Becoming the elite. Why Skolkovo allocates foreign scientists 450 million dollars? // Rossiyskaya Ga-zeta. 2012. July, 11. # 156. P. 5. 5. Novikov K. Regional Passport // Rossiyskaya Gazeta. 2012. July 11. # 156. P. 3.
6. Shvydkoy M. About life and boson // Rossiyskaya Gazeta. 2012. July, 11. # 156. P. 9. 7. Yakovleva E. Effort to be a human // Rossiyskaya Gazeta. 2012. July, 10. # 155. P. 11 .
Literatura
1. Viktorov A. Sh. K probleme sohranenija russkoj kul'tury i rossijskoj civilizacii // Vestnik MGU. Serija 18 (Sociologija i politologija). 2012. № 1. S. 54. 2. Dobren'kov V. I. O vozmozhnosti i neobhodimosti nacional'noj russkoj sociologii //
Vestnik MGU. Serija 18 (Sociologija i politologija). 2012. № 1. S. 14. 3. Medvedev D. A. Vystuplenie na popechi-
tel'skom sovete fonda po restovracii Voskresenskogo Novoierusalimskogo sobora // Vremja. 2013 5 nojabrja.
4. Medvedev Ju. Vstupit' v jelitu. Zachem Skolkovo vydeljaet inostrannym uchjonym 450 millionov dollarov? // Rossijs-kaja gazeta. 2012. 11 ijulja. № 156. S. 5. 5. Novikov K. Attestat regiona // Rossijskaja gazeta. 2012. 11 ijulja.
№ 156. S. 3. 6. Shvydkoj M. O zhizni i o bozone // Rossijskaja gazeta. 2012. 11 ijulja. № 156. S. 9. 7. Jakovleva E. Usilie byt' chelovekom // Rossijskaja gazeta. 2012. 10 ijulja. № 155. S. 11.
Статья поступила в редакцию 24.05.2014 г.