УДК 613.8
ДУХОВНАЯ ДОМИНАНТА - ОСНОВА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
В.Д. Трошин, д. м. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ,
ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития»
Трошин Владимир Дмитриевич - e-mail: [email protected]
На основе клинико-физиологических и нейропсихологических исследований обосновывается ведущая роль духовно-психологической сферы в формировании жизни и здоровья человека.
Ключевые слова: духовная доминанта, духовное здоровье, нравственное здоровье, нервно-психическое здоровье, соматическое здоровье, нездоровье.
The leading role of spiritual-psychological sphere in the formation of human life and health is substantiated on the basis of clinic-physiological and neuropsychological researches.
Key words: spiritual dominant, spiritual health, moral health, neuropsychic health,
somatic health, poor health.
Современное цивилизованное общество, всё человечество переживает небывалый духовно-нравственный и экологический кризисы, остро стоит вопрос о выживаемости человека, связанной напрямую с проблемами духовнонравственного и нервно-психического оздоровления населения.
Духовный и генетический потенциалы с каждым поколением падают. За последние годы человечество забыло, что значит быть здоровым. Нездоровье стало нормой в глазах врачей и психологов. В свете современных воззрений человек это духовно-биологическая система, сочетающая в себе духовные и материальные начала [1].
В настоящей работе анализируется значение духовной деятельности (духовной доминанты) в сохранении и укреплении жизни и здоровья.
Учение о доминанте, разработанное А.А. Ухтомским [2], имеет фундаментальное значение для понимания духовной жизни и здоровья человека. Ведущий постулат теории доминанты состоит в том, что в формировании поведения внешние стимулы не всегда имеют оперативное значение. Доминанта в поведении освобождает организм от побочных действий (избыточных степеней свободы) и позволяет искать потребные агенты и наиболее экономным путем удовлетворять свои ведущие потребности. Доминанта «выбирает» специальные жизненно важные раздражители внеш-
ней среды и тем самым надежно направляет организм к цели. А.А. Ухтомский сравнивал доминанту с вектором поведения [3]. Таким образом, духовная доминанта определяет цель и смысл жизни каждого человека и общества в целом.
Основными источниками формирования здоровья являются духовность, генетика и окружающая среда. Все источники тесно взаимообусловлены и связаны. Природа наделила организм человека эффективными защитноприспособительными механизмами. Но их возможности не безграничны, и от самого человека на 70% зависит сохранение его здоровья [4].
В соответствии с вышеизложенным, человек, и популяция формируют свои иерархические структуры - духовносоциальную, экологическую и биологическую. При этом в качестве системообразующей функции, определяющей развитие двух остальных структур популяции, выступает духовно-социальная функция. Системообразующим фактором для организма человека является общественно полезный труд как способ существования человека, обеспечивающий его жизнедеятельность и функционирование, как духовно-социального существа. Генетически обусловленные конституциональные структуры организма обеспечивают потенциальную способность человека к универсальной физической, нервно-психической и духовной деятель-
ЕЮ
ности. Но для конкретного человека эта возможность реализуется в форме специализации. Следовательно, приспособление организма человека к выполнению определенных
видов трудовой деятельности и составляет содержание его духовно-психической адаптации. В результате адаптации дифференцированно специализируются нейроморфологи-ческие и духовно-психические структуры человека в пределах его конституционно обусловленной индивидуальной адаптации. Эта адаптация возможна только при условии одновременной духовно-социальной и биологической компенсации функций организма человека. Духовносоциальная компенсация, в частности, включает меры по сохранению здоровья человека, осуществляемые популяцией в зависимости от уровня ее духовно-социального развития на протяжении всей жизни человека.
Первый этап - это подготовка организма ребенка к трудовой деятельности, то есть обеспечение условий его биологического развития и формирования путем воспитания и обучения духовно-психологических структур человека (речь, сознание), необходимых для выполнения социальных функций. На основе фенотипа формируется индивидуальность.
На следующем этапе, исходя из потребностей популяции, компенсируется процесс ее специализации к выполнению определенной трудовой деятельности, приобретению трудовых навыков и знаний. Поскольку различные виды деятельности вызывают дополнительные функциональные нагрузки на сложившиеся структуры организма, в процессе специализации происходит адаптация этих структур. При этом в соответствии с принципом минимизации некоторые системы и органы организма развиваются до уровня, максимально допустимого в пределах нормы адаптации популяции за счет функционально недогруженных органов. В результате специализации индивид становится адаптированным к определенным трудовым, физическим и нервно-психическим нагрузкам, вырабатываются физические навыки и духовнопсихологический стереотип деятельности (опыт), определяющий оптимальную результативность трудового процесса. При недостаточной духовно-социальной компенсации этих различий у индивидов с низким уровнем адаптации возможен ее срыв (дисгармония функций организма), повреждение не только биологических, но и духовно-социальных структур человека, проявляющееся в физических, нервнопсихических и духовных дисфункциях.
В свете современных представлений наш организм необходимо рассматривать как духовно-биологическую, многоуровневую индивидуально-интегративную, саморегулирующуюся, открытую систему [5].
Человек - высшая качественно новая ступень развития живых биологических систем, духовно-биологическая система. В процесс биологической эволюции на новом этапе эволюции мира решающими в развитии человека стали общественно-исторические факторы, которые послу-
жили важнейшим условием формирования духовности, мышления, сознания и других высших психических функций. В ходе эволюции духовные и социальные факторы тесно взаимодействуют с биологической сущностью человека. У человека - социального существа - появилась новая духовная сторона бытия. В организме человека все сферы жизнедеятельности - духовная и биологическая - находятся в диалектическом единстве.
Человек является многоуровневой живой системой, в которой на основе христианской антропологии выделяют три уровня ее организации: духовный, нервнопсихический и физический. Каждый из них имеет свою внутреннюю структуру и служит предметом исследования частных наук. Каждый человек - это особая неповторимая индивидуально-интегративная система, каждый человек неповторим в своей организации и является уникальной неповторимой моделью.
Человек - саморегулирующая система, которая, как всякая другая живая система, сама себя регулирует, воспроизводит, обновляет и тем самым сохраняет себя. Человек относится к категории открытых систем. Между ним и окружающей средой постоянно совершается обмен веществом, энергией и информацией.
Духовная доминанта нормирует сознание, позитивное мышление. Это в свою очередь передаётся в подсознание посредством убеждения и веры, через посредство которого формируется здоровый образ мышления, жизни и здоровья (рис. 1, 2).
ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ценностные ориентации человека: здоровый дух
НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ поступки, поведение здоровый образ жизни
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ здоровое тело
РИС. 1.
Уровни здоровья человека.
В соответствии с духовно-биологической парадигмой сформулирована концепция гармонии здоровья, в которой выделяются: структуры здоровья, механизмы здоровья, законы здоровья (таблица).
Единство и гармония всех сторон человеческой личности считается признаком здоровой личности, состояние которой
было дано человеку в его первозданной чистоте, затем утеряно в результате пренебрежения законами духовной жизни и теперь является заданным человеку искомым состоянием: «... чтобы ваш дух, душа и тело были совершенны во всей полноте и без всякого недостатка ... » (Мелехов Д.Е., 1991) [6].
таблица.
Концепция гармонии здоровья
Соотношение духовного, нервно-психического и физического уровней в формировании личности человека, а также в развитии и динамике его здоровья в последнее время привлекают интересы теологов, философов, врачей и социологов.
В то же время, подлинное понимание здоровья и болезни возможно только при интегративном (целостном) подходе. В связи с этим нам представляется, что именно концепция гармонии здоровья [7], методология системноинтегративного подхода к здоровому и больному человеку как раз и служат идее интеграции, целостности.
Согласно современным воззрениям в критерии здоровья в качестве непременного условия входит возможность полноценно, активно, без всяких ограничений заниматься
трудовой и общественно-полезной деятельностью. В наше определение вносятся поправки и на духовный уровень здоровья, поэтому в трактовке здоровья необходимо выделять физический, нервно-психический и духовный уровни здоровья.
Здоровым считается человек, который отличается гармоничным духовным, нервно-психическим и соматическим развитием (внутренняя гармония) и хорошо адаптирован к окружающей среде, природе и социальной сфере (внешняя гармония).
Теоретической основой концепции гармонии здоровья является рефлекторная теория И.М. Сеченова - И.П. Павлова [8, 9], теория функциональных систем П.К.
Анохина - К.В. Судакова [10].
Основными законами здоровья выступают три закона бытия: интеграции, гармонизации и индивидуализации. Одним из главенствующих законов существования является закон целостности (интеграции). Организм человека представляет целостную, открытую, духовно-интегральную систему, в которой в процессе эволюции предусмотрена иерархизация физического состояния нервно-психическим и духовным сферам.
Основной постулат медицины - познать не болезнь, а организм больного, был и остается главенствующим. На основе системного подхода к здоровью организм рассматривается как единое целое, подразумевается взаимодействие всех сфер организации организма и факторов риска, определяющих здоровье. Узкая специализация в медицине изменила суть медицинской практики. Системность, целостность означает исцеление не только людей, но и отношений между ними.
В организме человека все прекрасно сбалансировано. Нам необходим вполне определенный биоритм, определенный объем физической нагрузки, нужное количество разнообразных питательных веществ, необходимое время сна и отдыха. Если человек получает слишком мало или слишком много нагрузки, пищи или отдыха, положительных эмоций, то тогда нарушается равновесие систем (сфер), и возникают расстройства функций организма (дисфункции, болезнь). Если нет гармонии, нет здоровья и благополучия. При гармонизации систем организма и организма с природой и обществом преобладают положительные эмоции, возникает чувство радости, человек жизнерадостно и охотно выполняет обязанности, которые возлагает на него жизнь.
Концепция гармонии здоровья позволяет приблизиться к решению проблемы управления здоровьем человека. В системах врачевания и оздоровления ведущая роль отводится духовному совершенствованию, направленному на выработку позитивной мотивации, духовной доминанты по А.А. Ухтомскому к здоровому образу жизни и долголетию.
Система интегративной диагностики «Логос» включает методы исследования духовно-психологического, нервно-
РИС. 2. Стадии развития нездоровья.
I Структура здоровья
1. Духовное
2. Нервно-психическое
3. Соматическое
II Механизмы здоровья
1. Фило- и онтогенез
2. Реактивность и адаптивность
3. Полифакторность и динамизм
4. Стадийность и фазность
III Законы здоровья
1. Гармонии
2. Интеграции
3. Индивидуализации
ЕЮ
психического и физического уровней здоровья. На основе дифференцированного подхода в изучении состояния здоровья делается интегративный анализ состояния здоровья человека, при этом крайне важна разработка их количественной оценки.
Система интегративного врачевания «Панацея» включает комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий, направленных на духовную, нервно-психическую, физическую сферы организма с выделением трех групп мероприятий.
Духовная терапия, логотерапия - наука об оздоровлении духовности с помощью философско-психологических, культурологических и теологических способов.
Психонейротерапия - включает комплекс мероприятий, направленных на лечение болезненных нарушений организма путем информативного и терапевтического воздействия на него через психику и нервную систему.
Физиотерапия (соматотерапия) - комплекс лечебнореабилитационных мероприятий, направленных на организм (на соматику). В этот комплекс входят рефлексо-, пневмо-, фармако-, дието- и физиотерапия. Только при комплексном определении и проведении мероприятий можно рассчитывать на оптимальное восстановление здоровья.
На основе многолетнего опыта автора и коллектива врачей клиники разработана система интегративного оздоровления «Радость моя». Здоровым считается тот, кто жизнера-
достно и охотно выполняет обязанности, которые жизнь возлагает на человека.
При гармонии в системах организма и организма с мирозданием, обществом и семьёй у человека преобладают положительные эмоции, чувство радости в душе и теле. Эта система включает пять заповедей: рациональное питание, правильное дыхание, двигательную активность и закаливание, душевное равновесие и духовное совершенствование.
В заключение следует привести слова великого учёного И.П. Павлова: «Мы сами своей невоздержанностью, своим безобразным отношением к собственному организму укорачиваем продолжительность жизни». Основные факторы риска здоровья необходимо рассматривать как проявление неадекватного (бездуховного) поведения человека в семье и обществе. ЕЗ
ЛИТЕРАТУРА
1. Трошин В.Д. Прогресс нейронаук и здоровья человека. Актовая речь. Н.Новгород: Изд-во НГМА., 2002. 84 с.
2. Ухтомский А.А. Собрание сочинений. Л: Медгиз, 1950. Т. 1. 360 с.
3. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб. 2002.
4. Лисицин Ю.Н. Образ жизни и здоровье населения. М.: Знание, 1982. 40 с.
5. Трошин В.Д. Андрющакевич А..А. Духовно-генетическая теория здоровья. Н. Новгород: НГМА, 2002. 150 с.
6. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни. Синапс. 1991. С. 49-55.
7. Трошин В.Д. Концепция гармонии здоровья. Н.Новгород. 1994. 20 с.
8. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Л. 1952.
9. Павлов И.П. Физиология нервной системы. Л. 1952. Т. 4.
10. Судаков К.В. Биологические мотивации. М. 1974.