Алексей КОРШУНОВ
ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ И СТРАТЕГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
В статье актуализируется проблема выявления угроз духовной безопасности российского общества и поиска путей их преодоления в условиях социетальной трансформации. Автор делает акцент на необходимости исследования духовного мира и социальных ресурсов молодежи, которая является основным гарантом духовного благополучия общества.
The article reveals the threats to the spiritual security of the Russian society arid finds ways to overcome them in conditions of societal transformation. The author underlines the necessity of researching the spiritual world and social sources of youth, which is the stronghold of society spiritual prosperity.
Ключевые слова:
духовная безопасность, угроза духовной безопасности, молодежь, российское общество, духовная культура, социокультурный раскол; spiritual security, threat to spiritual security, youth, Russian society, spiritual culture, social and cultural division.
Изучение проблем духовной безопасности России связано с осмыслением научного опыта исследования культурной и духовной самобытности России, исторической и культур -ной специфики ее цивилизационного становления и сохранения ее уникального и неповторимого типа духовности. В данном контексте среди основных угроз духовной безопасности современной России, на наш взгляд, важнейшими являются: социокультурный раскол и кризис межпоколенческих отношений; идеологический вакуум, наступивший вследствие краха коммунистической идеологии; мас -совизация культуры и ее вестернизация; демографический кризис; криминализация поведения и сознания россиян; рост социального неравенства и поляризация социальных слоев российского населе -ния; снижение социального самочувствия россиян и др.
Прежде всего, как утверждает А.Л. Андреев, в современном рос -сийском обществе сложилась ситуация не только социокультур -ного, но и социально -психологического раскола, в результате кото -рого сейчас существуют как бы две России: одна — солидаристская, ставящая перед собой те или иные общие цели, а другая — инди -видуалистская, сосредоточенная на индивидуальном выживании1. Согласно результатам исследования Института социологии РАН, система мировоззрения россиян представлена традиционалистами, модернистами и представителями промежуточного типа, так назы -ваемыми не определившимися2, что также подтверждает наличие в современной России разнополюсных систем ценностей и типов мировоззрения.
Социокультурный раскол в обществе не может продолжаться вечно, и динамика этого процесса имеет альтернативные пути, начиная от возврата к традиционным российским ценностям, в основе которых — идеология коллективизма, и заканчивая форми -рованием новой для России индивидуалистической системы цен -ностей и ее институционализацией. Очевидно, что полного воз -врата к прежней, по сути советской, системе ценностей произойти не может, поскольку слишком глубоки изменения, затронувшие психологический пласт и трансформировавшие национальное
1 См.: Андреев А.Л. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства // Социологические исследования, 2007, № 9.
2 Российская идентичность в социологическом измерении : аналитический доклад ИС РАН. - М., 2007; http//www.isras.ru
КОРШУНОВ
Алексей
Владимирович —
к.соц.н., директор
Центра социального
проектирования
молодежной
политики
Московского
института
открытого
образования
5026567@mail.ru
мироощущение россиян и их отношение к российской истории1.
Следует отметить, что подобные потря -сения приходится россиянам испытывать далеко не в первый раз, например, можно вспомнить социокультурный раскол, вызванный преобразованиями Петра2. Его глубина была столь же серьезной, как и социокультурного раскола, разразив -шегося на постсоветском пространстве. Его последствия давно уже стали историй для потомков, в то время как последствия современного социокультурного раскола носят угрожающий характер, в частности, для духовной безопасности российского общества, поскольку в любом варианте выбора сценария развития событий (воз -врат к прежним ценностям или форми -рование и институционализация новых) долгое время сохранятся противоречия и конфликты, вызванные противостоянием ценностей и идеологий между представи телями различных ценностных систем.
Социокультурный раскол в стране, нарушивший процесс межпоколенческой транзиции, актуализировал проблему ценностного самоопределения молодых россиян, еще испытывающих на себе вли -яние старшего поколения с присущей ему советской системой ценностей, однако влияние других агентов социализации и социальных институтов оказывается более сильным, что объясняется большей функциональностью и действенностью норм и ценностей идеологии потребления и индивидуализма, жизненного успеха и приоритета собственных интересов перед общественными в современных рыноч ных условиях.
Безусловно, общество как открытая система должно видоизменяться, раз виваться, что предполагает постепенную трансформацию ее культуры, традиций, обычаев, однако социокультурный рас кол и трансформация системы ценностей в современном российском обществе могут привести к духовной деградации и дезинтеграции общества, потере исто рической самобытности, уникальности и уничтожению культурного потенциала
1 Здравомыслов А.Г. О национальном самосознании россиян // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены, 2001, № 1, с. 50.
2 Бондар А.В. Социокультурный раскол и развитие российской государственности // Власть, 2009, № 3, с. 9.
нации, основанного, прежде всего, на культурном опыте прошлого. В этом и заключается основная угроза духовной безопасности России вследствие социо -культурного раскола в стране и тенден -ции его продолжения.
Пересекается с угрозой, описанной выше, угроза идеологического вакуума, характеризующаяся отсутствием идео логического единства и национальной идеологии в обществе и нарастающих тенденций дезинтегративных тенденций. Отечественные ученые отмечают, что «идеологическая структура обще -ства пронизывает все другие структуры и сферы общества, проникает в их «соци -альную ткань»3. Идеология возникает не стихийно, а вырабатывается сознательно и целенаправленно профессиональными идеологами, политиками, учеными и реа лизуется затем в историческом творчестве народных масс. Предлагаемые концепции национальной идеи, государственной иде ологии пока не нашли реального вопло -щения в российской практике идеологи ческого строительства, что можно про демонстрировать на примере дискуссий, развернувшихся вокруг идеологии суве -ренной демократии в государственных и общественных кругах4.
Отечественные исследователи в рамках осмысления проблемы поиска националь -ной идеологии вводят понятие духовной суверенности как ключевое для формиро -вания адекватной политики и идеологии в современной России и выхода из сложной социально - экономической, социально -демографической и духовной ситуации5. Но при этом, что самое важное, должно произойти осознание духовной суверен -ности российского общества, его самобыт ности, социокультурной специфики — без этого не может быть построена российская цивилизационная программа. Главное, на наш взгляд, чтобы духовная суверенность не превратилась в идеологию превосход -ства. Так А.А. Зиновьев назвал западную идеологию, в основе которой — социаль -
3 Волков Ю.Г., Малицкий В.С. Идеология и гуманизм. — М.: АНО РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2004, с. 19.
4 Рогожников М. Что такое «суверенная демо -кратия» / PRO суверенную демократию : сборник / сост. Л.В. Поляков. — М. : Европа, 2007, с. 28.
5 Русская доктрина (Сергиевский проект) / под ред. А.Б. Кобякова, В.В. Аверьянова. — М. : Яуза-пресс, 2008, с. 15.
ное превосходство одних народов над дру гими1.
Соглашаясь в целом с тем, что духовная суверенность является важным условием развития российского общества, мы все же должны со всей очевидностью понимать, что в условиях информационной револю ции и формирования мирового инфор мационного пространства с мощнейшей по силе воздействия системой коммуни кационных средств отгородиться от воз действия извне уже не получится никогда. Но как предотвратить негативное воз действие чужеродной культуры, гораздо менее духовно обогащенной (а иногда и совсем не несущей никакой духовности, а, наоборот, разрушающей ее), чем истин ная российская культура, как убедить россиян, особенно молодых, отказаться от слепого копирования чужих идей, сте реотипов, чужих идеологий, культурных стилей и идеалов в условиях, когда при сутствует абсолютная несогласованность базовых институтов социализации и их недейственность?..
Как вариант, можно рассматривать фор -мирование адекватной национальной иде -ологии, которая позволила бы россиянам, прежде всего молодым, вновь с величием и гордостью обернуться назад, в прошлое Российского государства, осознать всю ответственность за настоящее и будущее и с оптимизмом преодолевать сложности, как некогда это было характерно для совет -ского народа. Такой идеологией могла бы стать идеология патриотизма, но ее реали -зация также предполагает эффективную работу по «всем социальным фронтам»: спасение института семьи от вымирания, системы образования — от интеллектуаль -ного бессилия, а экономики и политики — от коррупции.
Историческая специфика развития рос сийского общества заключается в том, что в нем огромную роль в структуре безопас -ности играли госструктуры и спецслужбы, обеспечивавшие интересы отдельных социальных групп, что характерно и для современного российского государства. Но, как отмечает С.Н. Соколова, «для общества и для общественной безопасно сти государственное регулирование будет эффективным только в том случае, когда власть реализует интересы большинства
1 Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. — М. : Астрель, 2008, с. 533.
социальных групп, а не какой -либо одной из них»2.
Следует остановиться на демографи -ческой угрозе духовной безопасности российского общества — ведь именно она наиболее четко осознается на уровне как общества, так и государства. В результате долговременных тенденций снижения рождаемости Россия прочно вошла в число стран, находящихся в условиях демогра -фического кризиса, и при его сохране -нии стране грозит демографическая ката строфа и депопуляция. Поскольку про -блема рождаемости в большой степени связана с системой ценностей общества, формирующей репродуктивные установки и отношение к детности вообще, следует искать причины демографического кри -зиса в духовно нравственной сфере обще ства, подвергнув анализу условия, степень и направленность трансформационных изменений в системе семейно - брачных ценностей общества.
Очевидно одно — доминирующей моде -лью российской семьи является малодетная (преимущественно однодетная) семья. Подтверждением того факта, что в основе снижения рождаемости в стране лежат не материальный фактор и сложности эконо -мического характера, является сознательная малодетность тех семей, которые по своему материальному благосостоянию могли бы позволить себе большее число детей.
Согласно всем прогнозам, убыль насе -ления России продолжится в обозримой перспективе, и большая часть населения нашего государства в ближайшем буду щем будет старым. Данные процессы, свя -занные с низкой степенью рождаемости, характерны и для стран Западной Европы, но отличительной особенностью России является высокая смертность и, страшнее всего, среди молодежи.
Ситуация была бы не столь трагичной, если бы динамика снижения численно -сти населения сопровождалась повыше -нием его качественных параметров, чего, к сожалению, не наблюдается. И даже наоборот, исследования показывают, что каждое последующее молодое поколение в России обладает меньшим потенциалом как физического, так и социального здо -ровья, что обусловлено слабым здоровьем самих родителей, которые не в состоянии
2 Соколова С.Н. Государственное регулирование сферы безопасности // Власть, 2007, № 11, с. 79.
воспроизвести здоровое потомство. В качестве одной из причин этого называ -ется алкоголизация и наркотизация насе -ления, а также рост заболеваний инфек -ционного характера среди молодежи1.
Не останавливаясь на подробной харак -теристике таких угроз, как криминализация России и сознания россиян, социаль -ное расслоение и поляризация населения, скажем лишь о том, что их последствия так же трагичны для духовной безопасности российского общества, как и описанные выше, поскольку все они взаимосвязаны между собой и не могут рассматриваться изолированно друг от друга.
В завершение хотелось бы отметить, что в центре теории духовной безопасности общества находятся проблемы обеспечения защищенности духовной сферы человека, а для этого должна существовать опреде ленная гармония между внешним и вну тренним миром, в котором он находится, должно быть соответствие жизненно важ ных потребностей возможностям личности.
В этой связи актуализируется проблема духовно - нравственного состояния моло -дого поколения как важнейшего фак тора обеспечения духовной безопасно сти России, поскольку именно молодежь является основным социальным ресур сом общества, а также олицетворением его будущего. Сегодня молодежь России составляет 36 млн чел., и при этом будущее страны будет зависеть от того, насколько подготовленными окажутся будущие поко ления россиян2. Исследователи солидарны в том, что основное противоречие в соци -альном развитии российской молодежи заключается в несоответствии между внутренними и внешними условиями развития молодежи, т.е. между социальными стрем -лениями молодых людей и социальными условиями, определяющими возможно -сти их удовлетворения в основных сферах общественного производства. В результате этого «развитие молодежи осуществляется через постоянное, непрекращающееся пре -одоление противоречий и конфликтов»3.
1 Государственная политика вывода России из демографического кризиса / под общ. ред. С.С. Сулакшина. - М., 2007.
2 Гыренова Б.С. Историография государственной молодежной политики в России // Власть, 2008, № 3, с. 56.
3 Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуля -ция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молоде жи. - М. : Academia, 2008, с. 211.
В данном случае мы считаем, что поя -вилась острая потребность в комплекс -ном осмыслении молодежных проблем и выработке мер по укреплению соци -альных позиций молодежи и ее духовно нравственного потенциала как необхо димого условия культурного возрожде ния России и обеспечения ее духовной безопасности. К таким мерам, прежде всего, следует отнести:
— создание эффективной системы соци -альной мобильности молодых россиян, которая позволила бы ликвидировать рас хождение между декларируемым равен ством прав и возможностей жизненной и профессиональной самореализации молодежи и существующей в реальности системой дифференциации в социальной сфере;
— создание объединяющей идеологии, которая позволит направить процесс социокультурной динамики российского общества в консолидирующее русло и преодолеть кризис духовной культуры и отчуждение молодого поколения от куль турного наследия России;
— возрождение и поддержание патрио -тизма в молодежной среде как реализация одного из направлений идеологического строительства и консолидации россий ского общества;
— укрепление базовых институтов соци -ализации: семьи и школы как основных трансляторов культурных и идеологиче -ских ценностей общества;
— ограничение влияния СМИ как одного из сильнейших агентов социали -зации на сознание и поведение совре -менной молодежи и транслятора ценно -стей и приоритетов массовой культуры;
— усиление роли государственного регу -лирования социальными процессами, в частности в молодежной сфере, что пред полагает формирование эффективной и адекватной современности молодежной политики в рамках обеспечения нацио нальной, и в т.ч. духовной, безопасности России.
Таким образом, гарантом духовной безопасности современного российского общества выступает благополу -чие молодого поколения и его успеш -ная интеграция в социум. Очевидно, что без укрепления межгенерационных связей и трансляционных культурных путей эту задачу решить будет невозможно.