УДК 323.2
С.Н. СОКОЛОВА, д-р филос. наук, доцент
Заслуженный деятель науки и образования Российской академии естествознания, главный научный сотрудник
Центра системного анализа и стратегических исследований Национальная академия наук Республики Беларусь, г. Минск
Статья поступила 9 февраля 2017 г.
ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
«Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо, чем больше растут желания, тем большие потребности они порождают».
Демокрит.
В статье особое внимание уделяется духовной безопасности и культуре личности. Основной акцент автором сделан на вопросах безопасной экзистенции человека, общества и государства, что актуально для современного социума.
Ключевые слова: духовная безопасность, сигма безопасности, духовная культура, нравственная деятельность, нравственное сознание, политическая сингулярность, культура личности.
Введение. Современное общество многомерно и сложность ситуации заключается в том, что в глобализирующемся социальном пространстве особенно актуализируется проблема, связанная с духовной безопасностью общества и приоритетом духовной культуры личности. «История изобилует разнообразными примерами преодоления кризисного состояния, что только подтверждает идею о развитии и усложнении системы культуры посредством социокультурного и политического кризиса как практики «перезагрузки» ценностной парадигмы политического лидерства, культуры и социума» [1, с. 59]. В процессе эволюционного развития человека и прогресса цивилизации окно возможностей постоянно расширяется. Информационное общество, детерминируя существующую реальность, изменяет экзистенциальные характеристики бытия и общественных отноше-
ний, особым образом форматируя ценностные ориентации личности и сигму безопасности [2].
Архитектоника духовной безопасности общества и современной культуры личности интересна сегодня, по двум причинам.
Во-первых, акцентируя внимание на аксиологическом варианте общественных отношений, нельзя забывать, что духовная составляющая, как «... саморегулируемая система, качественная реальность, измеряемая глубинными переживаниями (совестью, интуицией, самосознанием)» является определяющим элементом в развитии личности и социума [3, с. 23].
Во-вторых, необходимо всегда помнить, что материальная составляющая не только влияет на духовную безопасность общества, культуру личности, но и выступает важным условием для разработки, внедрения более
высоких технологий инновационной направленности и современных научных открытий. Взаимовлияние и взаимообусловленность материального и духовного факторов развития современной цивилизации сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Создание современного высокотехнологичного производства в эпоху бурного развития компьютерно-сетевых программ, внедрения в повседневную жизнь человека нанотехнологий, элементов искусственного интеллекта, интенсивное применение изобретений, связанных с биотехнологиями, электромобилями, биороботами, киборгами, несомненно, воздействует на существующую реальность, изменяя социальную структуру и общественные отношения. Предопределяя эволюционное развитие человека и общественные отношения под непосредственным воздействием постоянно изменяющейся реальности, личность рефлексирует, но не всегда адекватно и позитивно созидает. «Следующим, более высоким уровнем бытия человека, уже кардинально отличающим его от всех других видов бытия и образующим, так сказать, его имманентную сущность, является его существование в качестве элемента и продукта созданной им культуры» [4, с. 16].
Личность, как объект достаточно сложных общественных отношений и ценностных жизненных смыслов, как результат нравственной деятельности, как «многомерная духовная энергия», стремящаяся к адаптации, совершая свой выбор, часто находится в условиях депривации и сложных социальных взаимодействий. «Объективная сложность мира - одно из первых предпосылок многообразия ориентационных ситуаций, осознаваемого, в частности, и через посредство различных классификаций природной, духовной и социальной реальности» [5, с. 138].
Духовная безопасность и культура современной личности интересна сегодня в связи с тем, что, во-первых, человек всегда был и остается загадкой мироздания, и, в тоже время, как свидетельствует история, именно личность становится средством для достижения целей, гарантирующих прогрессивное развитие техногенного общества. Наблюдая разноцветную палитру происходящих событий, природных катастроф, спровоцированных человеком сложно не согласиться с тем, что цивилизация «... движущееся по «спирали прогресса» и бросающее в топку локомотива истории в качестве необходимой жертвы все новые и новые поколения людей, пре-
вращает отдельного индивида в средство, заложника поступательного развития социума» [4, с. 92].
Во-вторых, очевидно, что многомерный характер различных социальных связей и неоднозначность общественных отношений, носит субъективный и не всегда позитивный характер. В современном обществе доминирует агрессивно-брутальный образец поведения личности, что требует обязательной корректировки с целью изменения агрессивных стереотипов взаимодействия человека и общества, замены антиценностей на традиционные ценности, нравственную деятельность и социальные нормы.
В-третьих, сегодня аксиологика общественных отношений требует реализации более действенной формулы духовной безопасности общества. Это, в перспективе, позволило бы человеку и социуму прогрессивно развиваться на основе гуманистических принципов с целью минимизации опасностей, угроз. И, вполне вероятно, что современная личность, не имеющая «. моральных ценностей в качестве основы своей жизни, может быть более опасным для общества, чем малообразованный человек» [6, с. 48].
В информационном обществе в период ценностной «перезагрузки» общественных отношений особенно актуальным становиться сигма безопасности, которая представляет собой личность, обладающую интеллектом, нравственным сознанием, современными профессиональными знаниями, чувством долга, высоким уровнем самосознания, толерантностью, стремящуюся к гармонии с природой и социумом, уважающую общепринятые нормы поведения, законы, существующую власть, гимн, государственные символы своей страны.
Размышляя над основополагающими экзистенциальными вопросами и духовной безопасностью необходимо отметить, что:
1) в связи с дегуманизацией общественных отношений и агрессивным стереотипом поведения личности в современном социуме особенно востребованными сегодня должны быть гуманистические принципы и нравственное сознание;
2) ценности безопасности необходимо активно артикулировать, тиражировать и с помощью интернет технологий активно предлагать социуму, как образец, алгоритм для осуществления нравственной деятельности современной личности, потому что, ни для кого не секрет, что в обществе наблюда-
49
ется доминирование «процессов дегуманизации и брутализации общественных отношений» [7, с. 336].
В связи с этим, уточним, что духовная культура представляет собой совокупность устоявшихся норм, установок, ценностей, регулирующих общественные отношения и определяющие основные стереотипы поведения личности. Главным принципом, определяющим наличие и высокий уровень духовной культуры, является нравственное сознание и нравственная деятельность, способность сопереживать человеку, приобщаться к традиционным ценностям, так как личность не только средство для реализации потребностей, но и самоценность, которая нуждается в самоактуализации, самореализации, безопасной экзистенции в процессе креативной рефлексии (созидания) и успешной социализации.
Дело в том, что человеку всегда необходимо помнить, что созидание и креативное «. приспособление к миру ни в коем случае не сводится только к открытию новых срезов бытия, оно означает также обнаружение новых смыслов и ценностей в том, что дано «здесь» и «теперь» [4, с. 58]. Именно поэтому, духовная культура всегда рассматривалась философами, как критерий оценки состояния морали и уровня нравственного сознания, которое является составным элементом морали, отражая нравственные отношения в обществе, регламентируемые посредством нравственной деятельности личности. Духовная культура всегда была и остается необходимым условием для реализации эффективной безопасности. Потребность в одухотворенности бытия, постоянном повышении культурного уровня личности в условиях доминирования сетевых программ, информационных технологий имеет свою специфическую направленность и в лучшем случае «. определяет поведенческие качества личности и формирует созидательное сознание граждан» [8, с. 3].
В техногенном обществе культура личности может и должна рассматриваться, как константа гуманистической и созидательной экзистенции человека, как сигма безопасности, обязательное условие развития прогрессивных производительных сил и общественных отношений.
И, скорее всего, необходимо согласиться с тем, что ориентация на общество потребления и тотальную конкуренцию в условиях рыночной экономики, утрата традиционных 50
ценностных ориентаций, кратковременное доминирование антиценностей в современном социуме всегда сопровождается социальной напряженностью, финансово-экономическими, политическими кризисами, военными конфликтами и террористическими актами. Следовательно, артикуляция современной финансовой и политической элитой, тиражирование позитивных, одобряемых в обществе стереотипов поведения средствами массовой информации, реализация социальными институтами более нравственной позиции в решении глобальных вопросов цивилизации должны быть максимально наполнены аксиологическим содержанием, актуализируя ценности безопасности и метаэтику.
И, видимо, не случайно сегодня возникает ряд проблем, связанных с социально-психологической и аксиологической деформацией личности, переформатированием стереотипа поведения человека, семейных отношений, происходящих вследствие «расчеловечивания» материального мира и перезагрузки духовного мира, или морально-нравственной доминанты личности, определяющей индивидуальное и общественное сознание.
Сегодня агрессивная ментальная модель поведения человека, доминирующая в обществе ставит под сомнение гуманизм, добро, справедливость, благородство, честь, достоинство личности, а насилие, жадность, ложь, гедонизм и зло, рассматривает, как более приемлемую формулу для выживания в социуме, что в итоге, вполне вероятно, может стать одной из причин уничтожения современной цивилизации.
Многомерная экзистенция современного человека, в этом случае, не наполняется, как это должно быть, положительным аксиологическим содержанием, и, в результате, происходит деградация общественных отношений, исчезновение ценностных императивов личности, что устанавливает границы между созданием (производством) и потреблением, жизнью и смертью, добром и злом, безопасностью и опасностью.
Вероятностный характер вопросов, связанных непосредственно с современной ментальной моделью личности свидетельствует о том, что социальное поведение граждан в обществе, имеет особое значение для развития и прогресса социума. Главная задача в таком случае, как считает автор статьи, сводиться к тому, чтобы максимально эффективно реализовывать адекватную для социу-
ма формулу, или алгоритм поведения личности для реализации гуманистической направленности и созидающей деятельности, которая будет способствовать прогрессивному развитию социума, а не провоцировать деградацию общественных отношений и гибель современной цивилизации.
Личность, общество и государство в целях своего самосохранения должны актуализировать гуманистические принципы и тиражировать систему ценностей безопасности. Духовная безопасность, в этом случае, является одним из определяющих факторов, детерминирующих современное бытие, что конгруэнтно интересам личности, общества и государства при условии предпочтения социально значимых ориентаций для воздействия принципов гуманизма на общественное сознание.
В научной полемике диапазон мнений относительно духовной безопасности очень широк, но главная идея заключается в том, что базовым элементом, несомненно, является культура современной личности. В таком варианте духовная безопасность представляет собой специфическую экзистенциальную характеристику индивидуального и общественного бытия, которое оказывает созидающее, позитивное и благотворное воздействие на потребности, интересы человека и социума.
Современные трансформации геополитической направленности чаще иллюстрируют нестабильное состояние общественных отношений и доминирование антиценностей, что можно представить в виде политической сингулярности. Происходящие в современном обществе деструктивные процессы глобального плана, к сожалению, активизируются и, в случае игнорирования человеком, обществом и государством толерантной, позитивной и аксиологически выверенной позиции, могут актуализировать деструктивную динамику в социуме. Политическая сингулярность, как считает автор, представляет собой креативность политических субъектов, культуру современной личности, что влияет на качественную характеристику социально-политических процессов, раскрывающих специфические особенности и деструктивные тенденции социума, которые приобретают регулярность и разрушают социальное пространство.
В результате деструктивного воздействия на современного человека, целенаправленного размывания ценностного императива лич-
ности, снижения всеобщей социокультурной динамики, т.е. аксиологической перезагрузки с помощью сетевых, интернет технологий и средств массовой информации, происходит доминирование в социуме антиценностей, что делает совершенно неэффективной духовную безопасность общества. И в этом случае, нельзя не учитывать тот факт, что «человек может при помощи деятельности стремиться разрушить установленные обществом правила и нормы, а взамен попытаться установить свои, своей социальной группы, партии и т.д. Причем, для преодоления устоявшегося общественного порядка человек может использовать насильственные способы борьбы (политические убийства, захват заложников, диверсии и др.) Поэтому данную деятельность можно назвать деструктивной, а можно - экстремистской» [9, с. 71].
В связи с этим, еще раз необходимо подчеркнуть, что в современном обществе появляется возможность для реализации деструктивного фактора (кибератакам, экстремизму, военному конфликту, финансово-
экономическому, политическому, экологическому кризису, террористическому акту), трансформирующего действительность, который «определяется как предельное обострение противоречий в процессе совместного воспроизводства социальной реальности между большими социальными общностями (национальными, расовыми, этническими, конфессиональными).
Противоречия могут быть основаны на нарушении системы культурных ценностей в этническом, религиозном и цивилизацион-ном аспектах и ощущаемой (реально или мнимо) на этом основании ущемленности социального статуса» [10, с. 91].
Структурные диспропорции социально-экономического, политического и культурно-исторического развития государств, свидетельствуют о том, что современная личность находится в постоянно изменяющихся условиях, трансформирующих аксиологические варианты реальности. Именно поэтому, сегодня нельзя недооценивать вопросы, связанные с манипулированием общественным сознанием и влиянием СМИ на человека. В современном обществе важно ориентировать СМИ не только (и не столько) на материальных ценностях, но и уделять большое внимание духовным аспектам бытия, так как аксиологический перекос в социуме, доминирование материального фактора не всегда положительно влияет на духовную безопас-
51
ность общества и культуру современной личности.
Доказательством тому является информационный терроризм, который в современном обществе приобретает системный характер, создавая аксиологические предпосылки для исчезновения семейных ценностей, заменена морали, нравственности на более примитивные переживания, простейшие потребности личности. В обществе потребления и тотальной конкуренции, где прибыль (деньги) является основанным мерилом успешности личности, целью жизни и существования человека, социума и государства, сложно найти место нравственному императиву и ценностям безопасности.
Парадокс ситуации заключается в том, что стремление к всеобщему материальному благополучию, вещественному процветанию на основе удовлетворения безграничных желаний человека, не имеет ничего общего с прогрессом цивилизации. Материальная матрица существования человека и духовная основа его бытия обязательно должны проявляться в гармонии мироздания, адекватности мировосприятия, одухотворённости мировоззрения личности, чтобы не превратить окончательно человека в биоробота, запрограммированного только на потребление товаров и услуг.
Современный человек, который, чем больше потребляет, тем больше хочет иметь товаров, услуг, денег, в итоге, движется по замкнутому кругу, находясь в плену своих иллюзий и постоянно расширяющихся потребностей, не имеющих ничего общего с духовной безопасностью общества. Это не означает, что надо отказаться от всех достижений современной цивилизации и прекратить прогрессивное развитие человечества, не пользоваться научными открытиями. Скорее всего, на этом этапе, особенно актуальным становится духовная безопасность общества, позволяющая наполнить материальное бытие человека особым духовным содержанием, ценностным смыслом, т.е. одухотворить реальность и сделать акцент на культуре современной личности.
Актуализируя духовную безопасность общества необходимо пояснить, что «противоречие между системной комплексностью проблем духовно-нравственного развития и узковедомственным характером государственного управления процессами в духовной сфере, не создана эффективная система государственного управления духовно-52
нравственной безопасностью (в том числе и ее институциональная структура). Перечисленное выше, в определённой степени, можно рассматривать как одну из угроз духовной безопасности» [11, с. 340].
Абсурдный характер всепоглощающего и доминирующего материального мира и, одновременно, слабое проявление духовного начала, представляющего собой основу бытия человека, общества и государства, провоцируют кризисные явления и деградацию социума. Реализация духовной безопасности общества, связанной с культурой личности настоятельно требуют: во-первых, обратить особое внимание на менталитет, традиции, моральные нормы, ценностные ориентиры и культуру личности.
Во-вторых, при разработке образовательных программ (концепций) необходимо учитывать степень воздействия сетевых программ, средств массовой информации, интернет-технологий на социокультурные установки и нравственную деятельность личности, общества и государства.
В-третьих, важно особое внимание уделить процессу формирования общественного сознания и культуре личности (гуманизм, образовательный уровень, самосознание, многообразие потребностей, интересов, креативность, коммуникабельность, созидающий вариант повседневной деятельности). «В обеспечении национальной безопасности участвуют государственные органы, структуры гражданского общества, бизнес, их должностные лица, а также граждане. Национальная безопасность является результатом совокупных усилий этих субъектов, а не каждого из них в отдельности» [12, с. 149].
Заключение. Резюмируя, можно сделать вывод, что в современном обществе происходит трансформация общественных отношений, переформатирование ценностей, что связано с реифицированием (овеществлением) морально-нравственных установок и культурных стереотипов личности.
В этом случае, совершенно очевидно, что нельзя забывать, о том, что необходимо учитывать неоднозначные тенденции процесса глобализации, информатизации, компьютеризации, специфику сферы безопасности общества. И нельзя забывать, что культура «. в таком случае понимается как накопление и закрепление через механизм памяти и речь достижений «очеловечивания», как искусственно созданное новое качество, сотворение особой реальности, в которой господ-
ствуют нравственные ориентиры, или ценности» [13, с. 18].
Таким образом, во-первых, сегодня в условиях политической сингулярности происходят качественные изменения в социальном пространстве, которые объективно влияют на традиционную систему ценностей, нравственную деятельность человека, актуализируя духовную безопасность общества и культуру современной личности.
И, во-вторых, в связи с возникшим в современном обществе ценностным вакуумом, который не заполняется автоматически, необходимо найти пути решения вопросов, связанных с духовной безопасностью общества и культурой современной личности. Именно по этой причине, определяющим фактором является процесс «перезагрузки ценностной парадигмы» и более гуманной расстановки нравственно-этических акцентов, артикуляции средствами массовой информации ценностей безопасности, а также их тиражирования, так как нельзя забывать, что базовым элементом «... национальной безопасности является духовная безопасность. Она представляет собой такое состояние социокультурной среды, при котором объединяются общественное сознание, духовные ценности, культура и обеспечиваются условия для духовного совершенствования и прогресса личности, общества и государства на основе национальной самобытности и сохранения духовной общности народа» [14, с. 12].
Список литературы
1. Шалимова, Л.А. О природе современного кризиса в России /Л.А. Шалимова // Власть, 2010. - № 12. - С. 58-59.
2. См.: Соколова, С.Н. Духовные факторы информационной безопасности: механизмы регулирования и приоритеты / С.Н. Соколова, С.А. Соколов // Strategia supravietuirii din perspectiva bioeticii, filosofiei §i medicinei. Culegere de articole §tiintiifice cuparticipare internafionalá .Vol.4 (20) - 2014. - p. 187-189; Хаустова Н.А. Духовная безопасность современного общества / Н.А. Хаустова, С.Н. Соколова// Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2014. - № 2. - С. 4960; Соколова, С.Н Метаэтика и сигма безопасности современного общества / С.Н.Соколова, С.А. Соколов // Проблемы
безопасности российского общества: научно-практический журнал - 2015. - № 2. - С. 22-27; Евстафьев В.А. Современное общество и духовные аспекты информационной безопасности личности / В.А. Евстафьев, С.Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2016. - № 2. - С. 33-37.
3. Букреев, В.И. Человек агрессивный (Истоки международного терроризма) / В.И. Букреев. - М.: МПСИ, 2007. - 336 с.
4. Лебедев, С.А Многомерный человек: онтология и методология исследования / С.А. Лебедев, Ф.В. Лазарев - М.: Издательство Московского университета, 2010. - 96 с.
5. Крюков, В.М. Бытие и ориентация (Ориен-тационный подход в жизнедеятельности человека): монография / В.М. Крюков. -Пинск: ПолесГУ, 2008. - 296 с.
6. Грозов, В.В. Умом и совестью. О необходимости введения в белорусских школах курса «Основы отечественной духовной культуры» / В.В. Грозов, Ю.Э. Краснов // Белорусская думка. - 2011. - № 7. -С. 4851.
7. Теребихин, В.М. Духовно-нравственный кризис как угроза национальной безопасности России и некоторые государственно-управленческие аспекты формирования системы духовной безопасности / В.М. Теребихин // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание : материалы Все-росс. науч. конф., 4 дек. 2009 г., Москва [текст+электронный ресурс] / Центр пробл. анал. и гос.-упр. проект. - М.: Научный эксперт, 2010. - 376 с.
8. Слука, О.Г. СМИ Беларуси в условиях строительства социально ориентированной экономики / О.Г. Слука. - Минск : БГУ, 2011. - 59 с.
9. Арчаков, М.К. Психологические особенности политического экстремизма /М.К. Ар-чаков // Власть. - 2010. - № 12. - С. 71-74.
10. Самойлова, О.М. Социокультурные конфликты (особенности определения и ти-пологизации) /О.М. Самойлова // Власть. -2009. - № 9. - С. 90-92.
11 . Теребихин, В.М. Духовно-нравственный кризис как угроза национальной безопасности России и некоторые государственно-управленческие аспекты формирования системы духовной безопасности / В.М. Теребихин // Национальная безопасность: научное и государственное управ-
53
ленческое содержание / Центр пробл. анал. и гос.-упр. проект. - М.: Научный эксперт, 2010. - 736 с.
12. Бельков, О.А. О языке теории и политике национальной безопасности России / О.А. Бельков // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание : материалы Всеросс. Науч. конф., 4 дек. 2009 г., Москва [текст+электронный ресурс] / Центр пробл. анал. и гос.-упр. Проект. - М.: Научный эксперт, 2010. - 376 с.
13. Киселев, Г.С. Иллюзия прогресса / Г.С. Кисилев // Вопросы философии. - 2015. -№ 5. - С. 13-25.
14. Гриценко, Е.С. Язык и безопасность в контексте глобализации / Е.С. Гриценко // Власть. - 2011. - № 11. - С. 9-12.
Резюме. Аксиологика современных общественных отношений требует реализации более действенной формулы духовной безопасности. Это, в перспективе, позволяет человеку прогрессивно развиваться на основе гуманизма с целью минимизации влияния антиценностей на индивидуальное и общественное сознание.
Архитектоника духовной безопасности современного общества и культуры личности особенно актуальна в связи с тем, что материальная составляющая не только предопределяет духовную безопасность общества, культуру личности, но и выступает необходимым условием для разработки и внедрения более высоких технологий инновационной направленности и актуальных научных открытий.
Взаимовлияние и взаимообусловленность материального и духовного факторов развития современной цивилизации ни у кого не вызывает сомнения. Создание современного высокотехнологичного производства в эпоху развития компьютерно-сетевых программ, внедрения в повседневную жизнь человека элементов искусственного интеллекта, интенсивное применение изобретений, связанных с нанотехнологиями, электромобилями, биороботами, киборгами, несомненно, изменяет социальную структуру и общественные отношения. В информационном обществе в период «перезагрузки» общественных отношений особенно актуальным становиться сигма безопасности, которая представляет собой личность, обладающую интеллектом, современными профессиональными знаниями, чувством долга, высоким уровнем само-54
сознания, толерантностью, стремящуюся к гармонии с природой и социумом, уважающую общепринятые нормы поведения, законы, существующую власть, гимн и государственные символы.
В итоге, предопределяя общественные отношения и эволюционное развитие личности под непосредственным воздействием постоянно изменяющейся реальности, человек фокусирует, сублимирует, рефлексирует объективную реальность, порождая сложные процессы, деструктивно влияющие на ценности личности, культуру общества. Личность, как объект сложных общественных отношений, как многомерная система, стремящаяся к адаптации, часто находится в условиях де-привации.
Многомерный, всеобъемлющий характер различных социальных связей и общественных отношений носит субъективный характер, так как в современном обществе доминирует агрессивно-брутальный образец поведения личности. Духовная безопасность и культура личности интересна сегодня в связи с тем, что человек всегда был и остается самой большой загадкой мироздания, и в тоже время, как свидетельствует история, именно личность становится средством для развития техногенного общества.
Abstract. Axiological modern public relations requires the implementation of a more effective formula for spiritual security. This, in term, allows man to develop progressively on the basis of humanism to minimize the impact of anti-values on individual and social consciousness.
Architectonics of the spiritual security of modern society and culture is particularly relevant due to the fact that the material component not only determines the spiritual security of the society, the culture of the individual but also is a necessary condition for the development and implementation of more high-tech innovation-oriented and relevant scientific discoveries.
The mutual influence and interdependence of material and spiritual factors in the development of modern civilization, no one doubts. The creation of modern high-tech production in the era of the development of computer-network applications, the introduction of everyday life elements of artificial intelligence, intense application of inventions related to nanotechnology, electric vehicles, bio-robots, cyborgs, of course, alters the social structure and social relations. In the information society in the period of "reset"
of social relations is particularly relevant to become Sigma security, which is a personality, possess intelligence, a modern professional knowledge, sense of duty, high level of self-awareness, tolerance, striving for harmony with nature and society, respecting the generally accepted norms of behavior, laws, existing government, anthem and state symbols.
In the end, predetermining social relations and evolutionary development of the individual directly affected by a constantly changing reality, the person focuses, sublimates, they reflect the objective reality, creating complex processes, destructive influence on the worth of the individual, the culture of the society. Personality as the complex of social relations as a multidi-
mensional system, seeking to adapt, it is often in terms of deprivation, or stress. Multidimensional, comprehensive nature of the various social ties and social relations, is subjective, as modern society is dominated by aggressive, brutal behavior pattern of the individual. Spiritual security and the culture of personality interesting today due to the fact that man has always been and remains the biggest mystery of the universe, and, at the same time, as history shows, the personality becomes a vehicle for the development of the industrial society.
SOKOLOVA Svetlana N., Doctor of Philos. Sc., Associate Professor
Honored Worker of Science and Education of the Russian Academy of Natural Sciences National Academy of Sciences of the Republic of Belarus, Minsk
SPIRITUAL SAFETY OF SOCIETY
AND CULTURE OF MODERN PERSONALITY
Abstract. In the article special attention is paid to spiritual safety and the culture of personality. The main emphasis made by the author on the issues of secure human existence, society and the state, which is important for modern society.
Keywords: spiritual security, sigma security, spiritual political singularity, culture of personality.
References
1. Shalimova L.A. On the nature of the current crisis in Russi. Vlast. 2010, no 12, pp. 58-59.
2. See: Sokolova S.N., Sokolov S.A. Spiritual factors of information security: regulatory mechanisms and priorities. Strategia supra-vietuirii din perspectiva bioeticii, filosofiei medicinei. Culegere de articole gtiinfiifice cuparticipare international .Vol.4 (20) in 2014, pp.187-189; Khaustova N.A., Sokolo-va S.N. Spiritual security of modern society. Bulletin of the Polesie state University. Series of social Sciences and Humanities. 2014. no 2, pp. 49-60; Sokolova S.N., Sokolov S.A. Metalica Sigma and safety of modern society. Problems of safety of the Russian society: the scientific-practical journal. 2015, no 2, pp. 22-27; Evstafiev V.A., Sokolova S.N. Modern society and spiritual aspects of personal information security. Bulletin of the
culture, moral activity, moral consciousness, the
Polesie state University. Series of social Sciences and Humanities. 2016, no 2, pp. 33-37.
3. Bukreev V.I. Man aggressive (the Origins of international terrorism). Moscow: MPSI, 2007, 336 p.
4. Lebedev S.A., Lazarev F.V. Multidimensional man: ontology and methodology of research. M., Publishing house of Moscow University, 2010, 96 p.
5. Kryukov V.M. Genesis and orientation (Ori-entational approach to human life): Monograph. Pinsk, Polechu, 2008, 296 p.
6. Grozov V.V., Krasnov Yu. Mind and conscience. On the necessity of introducing in the Belarusian schools the course «the foundations of Russian spiritual culture». The Belarusian Dumka. 2011, no 7, pp. 48-51.
7. Tarabykin V.M. Spiritually-moral crisis as a threat to national security of Russia and some of the state-administrative aspects of forming the system of spiritual security. National security: scientific and state management con-
tent : proceedings of the scientific. Conf. 4 Dec. 2009, Moscow [text+electronic resource]. Center for Probl. anal. and state-UPR. project. M.: Scientific expert, 2010, 376 p.
8. Sluka O.G. Media in Belarus in the construction of a socially oriented economy. Minsk, BSU, 2011, 59 p.
9. Archakov M.K. Psychological features of political extremism. Power. 2010, no 12, pp. 71 -74.
10. Samoilov O.M. Socio-cultural conflict (definition and typology). Power. 2009, no 9, pp. 90-92.
11. Tarabykin V.M. Spiritually-moral crisis as a threat to national security of Russia and some of the state-administrative aspects of forming the system of spiritual security. National se-
curity: scientific and state management content : content. Center Probl. anal. and state.UPR. project. M.: Scientific expert, 2010,736 p.
12. Belkov O.A. On language theory and politics of Russia's national security. National security: scientific and state management content : proceedings of the. Scientific. Conf. 4 Dec. 2009, Moscow [text+electronic resource]. Center for Probl. anal. and state-UPR. Project., M.: Scientific expert, 2010, 376 p.
13. Kiselev G.S. The Illusion of progress. Questions of philosophy, 2015, no 5, pp. 13-25.
14. Gritsenko E.S. Language and security in the context of globalization. The Power. 2011, no. 11, pp. 9-12.
Received 9 February 2017