модели взаимодействия
качество образования
Дуальная система образования — механизм инновационных образовательных технологий
На сегодняшний день одна из проблем качества подготовки специалистов для кадрового обеспечения медицинской и фармацевтической отраслей — это разрыв между подготовкой выпускника в образовательной организации и требованиями практического здравоохранения, следствием которого является долгий и порой болезненный адаптационный период молодого специалиста. Практическое здравоохранение занимает позицию пассивного наблюдателя и потребителя образовательных услуг. Однако на роль работодателя в подготовке молодых специалистов указывает Федеральный закон 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» и федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям.
Сергеева
ольга викторовна,
заведующая практикой Ульяновского фармацевтического колледжа, Ульяновск
При дуальной целевой подготовке будущий специалист может обеспечить себе дополнительный доход и стаж работы, чрезвычайно необходимый для трудоустройства в совре менных условиях.
Одним из эффективных способов решения данной проблемы является дуальная система подготовки, когда образование молодых людей по признанной профессии происходит в двух организациях: с одной стороны это образовательная организация, а с другой стороны — обучающее предприятие. «Дуальность» обучения заключается в том, что вся учеба делится на практическую и теоретическую части, поочередно сменяющие друг друга в течение всего периода обучения. Практику студент проходит на предприятии, с которым заключен контракт на обучение. При этом дается хорошая возможность получить непосредственное представление о всех видах деятельности в лечебной или аптечной организации, набраться реального опыта. Поэтому дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — лечебно-профилактических и аптечных учреждений, будущих работников, государства. Для лечебно-профилактических и аптечных учреждений это — возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору специалистов, их переучивании и адаптации.
При дуальной целевой подготовке студент фармацевтических и медицинских колледжей приобретает на ранних стадиях обучения определенные профессиональные компетенции, а также такие личностные качества, как умение работать в команде, навыки оптимального выбора технологического решения, ответст-
венность за порученный участок деятельности. В процессе обучения он по-новому осмысливает будущую специальность и принимает обоснованное решение о правильности выбора профессии. Помимо всего, будущий специалист при добросовестном труде может обеспечить себе дополнительный доход и стаж работы, чрезвычайно необходимый для трудоустройства в современных условиях.
Бзаимовыгодное партнерство
Потенциальный работодатель, имеющий собственное представление о специалисте, имеет возможность «вмешаться» в процесс обучения, дополняя содержание обучения кругом специфичных проблем для данного учреждения здравоохранения. Социальное партнерство с фармацевтическим и медицинским колледжем дает возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив максимальное соответствие всем своим требованиям и сэкономив на расходах по поиску и подбору работников, их переучиванию и адаптации. к тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за время обучения все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь, такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.
Образовательное учреждение также заинтересовано в деловом партнерстве с учреждениями здравоохранения, так как получает доступ к оперативной информации о текущем состоянии производственных процессов, а это позволяет внести коррективы в обучающие программы и актуализировать определенные дисциплины. В результате внедрения дуальной
качество образования
модели взаимодействия
системы фармацевтические и медицинские колледжи разрабатывают программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивают свой потенциал, повышают квалификацию преподавательского состава, что в целом позволяет повысить качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности колледжа.
Поэтому именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования.
Преимущества дуального обучения
1. Обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближено к запросам производства.
2. Достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересованно. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам.
3. Работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.
4. Оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.
5. Преподаватели выступают в роли педагогов-тьюторов с профессиональной направленностью. Преподаватель специальных дисциплин один раз в три года проходит стажировку на базах работодателей с изучением всех инновационных методов работы персонала.
С 2010 года в образовательный процесс колледжа Ульяновского фармацевтического колледжа вводятся элементы дуального обучения, внедряется и реализуется ФГОС, требования которого усиливают практическую направленность подготовки специалистов путем интеграции в учебный процесс большого объема учебной и производственной практики, что значительно повышает профессиональную мобильность выпускников. А это означает, что
студент больше работает не с текстами и фантомами, а с конкретными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.
К разработке программ производственной практики по специальностям колледжем привлекаются потенциальные работодатели. Заключены договора совместной деятельности колледжа и базами практического обучения не только нашего региона, но и России в целом. Зачет по практике проводится на рабочем месте в реальной обстановке, и работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в условиях своей лечебной или аптечной организации.
Дисциплины учебного плана комплектуются по модульно-блочному и цикловому принципу. Освоение компетенций по каждому виду деятельности происходит через изучение профессионального модуля, который включает теоретическую и практическую подготовку, и заканчивается квалификационным экзаменом. Содержание учебных программ было обсуждено, согласовано и утверждено представителями лечебных и аптечных организаций.
К преподаванию части профильных дисциплин и профессиональных модулей, приему квалификационного экзамена, руководству дипломного
проекта привлекаются веду- Сложные теории легче осваиваются щие специалисты практи- через практику и решение реаль-ческого здравоохранения. ных профессиональных задач.
Таким образом, работодатель имеет возможность принимать самое активное участие в оценке качества подготовки специалистов.
Трудоустройству выпускников уделяется особо пристальное внимание. В колледже работает служба содействия трудоустройству выпускников, создается комиссия по распределению, в состав которой входят социальные партнеры, работодатели, представители студенческого самоуправления, главные врачи и главные медицинские сестры учреждений здравоохранения, руководители фармацевтических организаций.
***
Дуальная система обучения — это инновационный для России тип организации целевой медицинской и фармацевтической подготовки, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и практической сфер по подготовке специалистов. Наш колледж, работая в тесном контакте с лечебными и аптечными организациями, учитывает производственные требования, предъявляемые к будущему специалисту в ходе всего периода обучения.
Социальное партнерство с колледжем дает возможность работодателю подготовить кадры точно «под заказ», обеспечив максимальное соответствие всем своим требованиям и сэкономив на расходах по поиску и подбору работников, их переучиванию и адаптации.