УДК 009
А. А. Кулешова г. Екатеринбург, Россия
ДУАЛЬНАЯ ПРИРОДА КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура, пространство и время, культурное пространство, пространство концептуальное, пространство бытования культуры, пространство культуры.
АННОТАЦИЯ. Автор статьи рассматривает культуру в пространственно-временном аспекте, анализирует явление культурного пространства с точки зрения категорий пространства и времени. Выделяются подходы к пониманию культурного пространства, его составляющие компоненты и функции. Автором выявляется дуальный подход к усвоению сущности культурного пространства.
A. A. Kuleshova
Yekaterinburg, Russia
DUAL NATURE OF CULTURAL SPACE
KEYWORDS: culture, space and time, cultural space, conceptual space, space of culture beeing, space of culture.
ABSTRACT. The author studies the culture in the spatial and temporal dimension, analyses the phenomenon of cultural space from the point of view of the time and space categories. The approaches to comprehension of cultural space, its forming components and functions are presented. The author determines the dual approach to learn the cultural space.
Основными онтологическими категориями существования культуры являются пространство и время. А.А. Ухтомский назвал хронотопом «связь пространственно-временных координат» [18. С. 347]. Сущность культуры раскрывается именно в синхронно-диахронном аспекте, то есть во времени и пространстве. Характеризуя данное единство, М. М. Бахтин подчеркивал, что пространство и время культуры всегда связаны с индивидуальными переживаниями, которые изменяются в различных исторических эпохах и культурных ситуациях [1. С. 367-368].
Культура выступает носителем памяти веков, которая изменяется по нормам современной действительности и отражается в настоящем бытии людей. А. Я. Флиер отмечал, что культура отражает содержание, смысл и социальный опыт результатов деятельности, складывающихся в определённом пространстве и времени [20. С. 31]. Так обеспечивается связь и своего рода коммуникация времен. Про-
странственный критерий культуры раскрывается благодаря оси прошлого, настоящего и будущего времён. В.С. Библер в своих исследованиях культуры, отмечая эту тринитивную связь, утверждал, что культуры «втягиваются в одно временное и духовное пространство, странно и мучительно сопрягаются друг с другом, <...> исключают и предполагают друг друга» [3. С. 32].
В.А. Тишков отмечает, что культура, существуя в пространственно-временном измерении, возрождает прошлое, реконструируя его по современным образцам. Культурное пространство же формируется в результате взаимодействия пространства, времени и коммуникации, которая придаёт ему смысл [17. С. 14-31].
И. М. Свирида охарактеризовала два пути, которые ведут к пониманию сущности культурного пространства: пространство концептуальное, претворённое в образах реального пространства, и пространство бытования культуры как сфера,
7
в которой взаимодействуют и развиваются культурные явления [15. С. 19-21].
Культурное пространство как концептуальное пространство является претворённым в образах пространством, оно воплощается, как правило, в архитектуре, живописи и т.д. Н.А. Бердяев в труде «О власти пространств над русской душой» писал о воздействии пространства на менталитет культуры. Французский историк Ф. Бродель исследовал культуру как ограниченное пространство, в рамках которого реализуется процесс существования и функционирования общества. Речь идёт о локальных пространствах, в пределах которых осуществляется культурная идентификация.
Ю. М. Лотман писал, что «пространство культуры образуется всеми текстами, созданными, создаваемыми и могущими быть созданными в данной культуре» [13. С. 135]. Можно сделать вывод, что культурное пространство включает в себя особое семиотическое пространство, насыщающее культуру определёнными смыслами и гарантирующее единство её структуры.
Культурное пространство как пространство бытования культуры сформировано путём взаимодействия явлений, форм, феноменов, составляющих его суть; это мыслимое, постигаемое только умом культурное пространство. А.С. Кармин разработал трёхмерную структуру культурного пространства, согласно которой культурные феномены объединяются в культурные формы, являющиеся элементами культурного пространства [9. С. 203]. К. Клакхон утверждал, что «ядром любой культуры являются идеи и особенно ценности, передающиеся при помощи традиций» [11. С. 264]. Таким образом, культурное пространство есть мыслимое пространство, в структуру которого входит осмысленный образ культурных форм и систем.
Ряд исследователей (О. В. Гуткин, Е. В. Листвина, Г. Н. Петрова,
О. А. Семенищева) выделяет наряду с кон-
цептуальным пространством и пространством бытования культуры пространство перцептивное [6. С. 53]. Согласно этой позиции, акцент делается на чувственном восприятии культуры и культурного пространства.
А. С. Кармин даёт следующие определения культурному пространству: «Это всё многообразие моделей и идеалов человеческой деятельности и все отношения культуры» [9. С. 203]; «это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих между собой» [9. С. 312]. В его концепции культурное пространство содержит в себе три сферы: духовную, социальную и технологическую культуры [10. С. 52-61]. В. А. Тишков, в качестве видов культурного пространства выделяя геопространство, социальное, поведенческое, психологическое, информационное, электронное, визуальное, воображаемое пространства, а также человека с его деятельностью, отмечает, что культурное пространство делится в общем понимании на «понимаемое» и «проживаемое». В данном случае он делает акцент на ментальном восприятии культурного пространства, на образе, который люди конструируют [17. С. 14-31].
Пространство в ментальном смысле является важной характеристикой бытия, восприятие и понимание его человеком связано с его деятельностью по преобразованию окружающей действительности. А. Н. Быстрова отмечает в своих исследованиях, что освоение человеком пространства сформировало понимание и осмысление места, сторон света, верха и низа, далекого и близкого. По её мнению, человек является «системообразующим началом, агентом, конструктом и субъектом культуры» [5. С. 31-37]. Так проявляется антропоцентрический аспект формирования и развития культурного пространства.
Человек, находясь в культурной ойкумене, формирует как себя, так и окружающую его действительность, трансформируя её в культурную «вторую природу».
8
Культура создаёт «союз, позволяющий быть человеку человеком благодаря тому, что он оформляет пространство культуры» [16. С. 32]. Человек постоянно существует в состоянии «сотворения» культурного пространства. В данном случае культуру можно охарактеризовать как пространство, в котором живет, формируется, развивается и творит человек. Это пространство содержит в себе память обо всех событиях, деяниях и творениях человечества. Эту идею высказывает И.М. Гуткина, которая под понятием «культурное пространство» понимает концентрацию времени, пространства и ментальности населения. Культурное пространство, по её мнению, имеет возможность движения
и «окультуривания» природной среды [7. С. 79-87]. Так проявляется деятельно-стная составляющая культурного пространства. М. Хайдеггер писал, что результатом человеческой деятельности является мир культуры - «человеческих поделок».
Культурное пространство является условным ареалом, в котором формируется и осуществляется игровая, творческая деятельность индивидов. То есть одной из важных составляющих культуры и культурного пространства является игровая составляющая. В процессе игры человек не только «окультуривает» природную среду, но и реализует потребность в собственном отождествлении, в свободе и прочем. Э.Финк, например, характеризует игру как источник наслаждения и человеческого счастья [19. С. 361]. Е. В. Орлова, отмечая развитие театрального искусства во времени и пространстве, утверждает, что именно оно является основой формирования культурного пространства [14. С. 56].
Основным моментом в понимании и теоретическом освоении культурного пространства являются его структурно-функциональные свойства. Группа исследователей (О. В. Гуткин, Е. В. Листвина, Г. Н. Петрова, О. А. Семенищева) выделили функции культурного пространства,
разделив их по различным основаниям на 2 группы [6. С. 53-56].
Первая группа включает в себя функции, которые характеризуют бытие пространства культуры:
- функция освоения (освоение пространства окружающей среды в целом, а также с точки зрения физического и символического аспектов);
- функция обжитости (антропологизиро-ванность, то есть направленность на развитие человека в условиях существования культурного пространства);
- функция структурирования (умение считывать коды, знаки пространства) и функция хаоса;
- функция ориентирования (постоянное движение, присущая культурному пространству и элементам культуры) и функция дезориентирования;
- функция формирования (создание формы всего находящегося в культурном пространстве) и функция деформирования;
- функция форматирования (приобретение явлениями культуры конкретных форм);
- функция трансформирования (возможность саморазвития, самоизменения);
- функция ограничения (наличие границ) и функция безграничности;
- функция маркирования (включение артефактов, индивидов, протекающих процессов);
- функция симультанности (обеспечение неразрывной связи пространства и времени в культурных процессах);
- функция флуктуации (постоянное колебание).
Эти функции отражают взаимодействие явлений, форм, феноменов, которые составляют его суть.
Ко второй группе функций относятся те, которые характеризуют особенности качественного состояния культурного пространства:
9
- функция тотальности или синкретич-ности (целостность бытия культуры) и функция разорванности или дискретности;
- функция фильтрации (наличие механизма фильтрации, то есть отсеивания тех или иных компонентов культуры);
- функция открытости (возможность проникновения в культурное пространство) и функция замкнутости;
- функция объединения (сопоставление артефактов в поле культуры) и функция разъединения;
- функция статичности (закрепление структуры культурного пространства относительно социума или индивида) и функция динамичности (наличие потенциала движения);
- функции расширения и сжатия (обеспечение расширения или уплотнения культурного пространства при помощи происходящих в нём процессов);
- функции поверхности и углублённости (достижение пространством игры смыслов и со смыслами или прикрепления в определённом ментальном пространстве путём движения).
Функциональные черты культурного пространства коррелируют и раскрывают культурное пространство как сложное явление, имеющее дуальную природу. Исследование понятия «культурное пространство» привело к необходимости его соотношения с понятием «пространство культуры».
Л. Н. Коган различает культурное пространство как мир культуры, рассматриваемый по отношению к субъекту дея-
тельности, и пространство культуры как поле культурной деятельности [12. С. 6578]. И. М. Гуткина обозначила следующее различие между этими понятиями: культурное пространство подвижно и динамично в осуществлении деятельности, пространство культуры - институционально [7. С. 79-87]. Е. В. Орлова приходит к выводу, что культурное пространство включает в себя тип культуры, который составляет его ментальность, то есть оно имеет границы и величину; пространство культуры определяет само существование культуры [14. С. 56]. А.Г.Букин под культурным пространством понимает объект регулирования взаимодействия различных «пространств культур», выступающих в свою очередь в роли хранителя культурной жизни тех или иных локальных сообществ [4. С. 56-58].
Таким образом, культурное пространство - многофункциональное явление, проявляющееся как в физическом, материальном, так и в ментальном, духовном аспекте; это пространственно-временной континуум, в котором деятельность человека играет главенствующую роль в усвоении его сущности, в формировании, развитии и преобразовании. С. Н. Иконникова отмечала, что «культурное пространство органично сочетает <...> непрерывность и дискретность» [8. С. 35].
Так проявляется дуальный подход с точки зрения разных аспектов и оснований к усвоению сущности культурного пространства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. - СПб. - М.: Худож. лит, 1975. С. 234-407
2. Бердяев Н.В. Судьба России. Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс ; Харьков: Фолио, 1998. -736 с.
3. Библер В. С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. - М., 1989. № 6. С. 31-42
4. Букин А.Г. Культурное пространство и пространство культур: автореф. дис. . канд. фил. наук. - Чита, 2006. - 150 с.
5. Быстрова А. Н. Культурное пространство как предмет философской рефлексии // Философские науки. - М., 2004. №12. С. 24-40.
10
6. Гуткин О. В., Листвина Е. В., Петрова Г. Н., Семенищева О. А. Феномен культурного пространства. - Саратов: Научная книга, 2005. 138 с.
7. Гуткина И.М. Культурное пространство: проблемы и перспективы изучения // Философия и современность. - Саратов: Научная книга, 2003. С.79-87.
8. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. 2-е изд. - СПб.: 2005. -474 с.
9. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. - СПб.: Изд-во «Лань»,
1997. - 464 с.
10. Кармин А.С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы // Вопросы философии. - М., 2006. - №2. - С. 52-61.
11. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. - СПб.: Изд-во «Евразия»,
1998. - 352 с.
12. Коган Л. Н. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993. - 160 с.
13. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 704 с.
14. Орлова Е.В. Культурное пространство: определение, специфика, структура // Аналитика культурологии. - Тамбов, 2010. - №18.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-prostranstvo-opredelenie-spetsifika-struktura (дата обращения 10.04.2016)
15. Свирида И.И. Пространство и культура: аспекты изучения // Славяноведение. - М., 2003. - №4. - С.19-21.
16. Соколов Б. Г. Культура и традиция // Метафизические исследования. - СПб, 1997. №4. URL: http://anthropology.ru/ru/text/sokolov-bg/kultura-i-tradiciya (дата обращения 10.04.2016)
17. Тишков В.А. Культурный смысл пространства // Этнографическое обозрение. - М.,2004. -№1. - С.14-31.
18. Ухтомский А. А. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002 - 448 с.
19. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблемы человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С.387-404.
20. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000. -496 с.
11