ХОРЕОГРАФИЯ
УДК 793.31
Адамович О. Ю.
ДРОБНЫЕ ВЫСТУКИВАНИЯ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА
РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
Аннотация. Актуальность статьи заключается в том, что в ней рассмотрены важные аспекты обучения учащихся детских школ искусств, студентов колледжей искусств, а также студентов кафедр народного танца по разделу «Дроби» на уроках народ -но-сценического танца в образовательных программах учебных заведений, которые необходимы молодым педагогам-хореографам и руководителям хореографических коллективов в процессе работы. Целью данной статьи является обобщение многолетнего педагогического опыта в области хореографического искусства и предоставление результатов работы для ознакомления педагогам по народно-сценическому танцу, а также руководителям хореографических коллективов. В статье рассказывается о характерных особенностях и манере исполнения дробей, а также об импровизации при исполнении дробей в русском народном танце.
Подробно даны методические рекомендации по изучению дробей, а именно, с чего начинать изучение, как подбирать музыкальный материал, как комбинировать между собой различные виды движений и как составлять дробные комбинации. Результатом применения методических рекомендаций должно стать четкое понимание порядка, а главное методики исполнения различных видов дробей. Последовательное применение рекомендаций по изучению и исполнению дробей приведет к их высокой технике исполнения, которая будет выражаться в умении исполнять дроби любой сложности слажено и непринужденно.
Ключевые слова: русский танец, дробные выстукивания, дроби, методика исполнения дробей, областные особенности, манера исполнения, танцевальная культура России
Adamovich O. Yu.
FRACTIONAL TAPING AS A DISTINCTIVE FEATURE OF RUSSIAN FOLK DANCE.
METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR STUDYING
Abstract. The relevance of the article lies in the fact that it examines important aspects of teaching students of children's art schools, students of art colleges, as well
as students of folk dance departments in the "Fractions" section in folk stage dance lessons in the educational programs of educational institutions, which are necessary for young teachers choreographers and directors of choreographic groups in the process of work. The purpose of this article is to summarize many years of pedagogical experience in the field of choreographic art and provide the results of the work for familiarization to teachers of folk stage dance, as well as leaders of choreographic groups. The article talks about the characteristic features and manner of performing fractions, as well as improvisation when performing fractions in Russian folk dance.
Methodological recommendations for studying fractions are given in detail, namely, where to start studying, how to select musical material, how to combine different types of movements and how to make fractional combinations. The result of applying the methodological recommendations should be a clear understanding of the order, and most importantly, the methodology for performing various types of fractions. Consistent application of recommendations for the study and execution of fractions will lead to their high technique of execution, which will be expressed in the ability to perform fractions of any complexity in a coherent and relaxed manner.
Keywords: Russian dance, fractional tapping, fractions, the technique of performing fractions, regional features, manner of performance, dance culture of Russia.
Исследованиями в области традиционной исполнительской культуры русского танца активно начали заниматься с конца 1930-х годов. Способствовало этому создание коллективов народного танца, открытию танцевальных групп при народных хорах.
Значительный вклад в изучение практических аспектов русской танцевальной культуры внесли такие выдающиеся балетмейстеры, как Т. А. Устинова [22], И. А. Моисеев [15], Н. С. Надеждина [17], О. Н. Князева [13], М. С. Годенко [8], А. А. Бор-зов [5], Г. П. Гусев [9]. Также изучением русского танца и методикой преподавания занимались такие великие педагоги как А. А. Климов [12], Г. Ф. Богданов [4], Н. И. За-икин и Н. А. Заикина [10]. В своих работах они уделяли особое внимание чистоте и манере (стилю) исполнения движений русского танца. В последние годы многие теоретиче-
ские вопросы методики преподавания русского танца затронуты в работах Н. И. Бочкаревой [6], А. В. Пали-лей [20], В. Н. Нилова [19], В. Н. Карпенко [11], В. Н. Майоровой [14], В. И. Слыхановой [21], В. А. Белова [3]. «Русский танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, своеобразные музыкальные интонации, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения хороводов, плясок и даже отдельных движений» [12, с. 5].
В числе основных элементов русских танцев, особое место занимают дроби.
«Дроби» — характерное движение русского народного танца. Именно при исполнении этого элемента народного танца мы можем видеть мастерство исполнителя и его удаль.
Дробные выстукивания очень разнообразны по своему исполнению и играют немаловажную роль в танце. Часто встречаются в переплясах и плясках. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Какую дробь нам представит исполнитель, всегда зависит от его техники, а также от характера исполняемого танца.
Способствовали этому, как мастера импровизации, плясуньи и плясуны, которые сочиняли каждый раз новые дробушки, так и русские народные песни с их богатой музыкальной ритмикой. Иногда исполнитель импровизирует прямо во время исполнения танца, он не только делает заранее продуманные ритмические рисунки под песню или музыку, но и украшает танец новыми орнаментами и сложными, интересными танцевальными движениями — «заковырками».
Дроби в русском народном танце очень любят в народе, их с удовольствием исполняют и девушки, и парни, а также и народ старшего поколения.
В исполнении дробей девушки выражают нежность, а парни показывают свою удаль. Показывают свое мастерство, характер и как тонко они чувствуют музыку.
У девушки дробь должна быть острая и не очень громкая, при этом ноги не поднимаются сильно высоко. Мужская дробь выглядит несколько иначе, это четкие громкие удары, так сказать «удар со значением». Для примера можно назвать пляски, которые в основном состоят из одних дробей и называются соответственно, это танец «Топтуша», «Дробушечка», «Топотуха», «Отто-
пы», которые исполняются в разных областях России.
Ни для кого не секрет, что грамотно исполненные дроби в хореографических постановках являются украшением. Балетмейстеры, сочиняя хореографический текст, стараются показать всю палитру дробей, от самых простых до виртуозных. Однако нередко сталкиваются с тем, что исполнители не могут справиться и не понимают физически, как сделать ту или иную дробь качественно и чисто, то есть так, чтобы были слышны все удары в дроби, так как не владеют основными навыками по исполнению дробей.
Педагогам, особенно начинающим, нужно самим очень четко знать теоретический материал, быть хорошими практиками, а также изучать и применять дополнительные источники знаний. Например, рекомендации, изложенные в учебно-методических пособиях по народно-сценическому танцу в разделе «Дроби», так как методические рекомендации содержат в себе, как правило, раскрытие частной методики, выработанной на основе положительного опыта в течение многих лет работы с учащимися разного возраста. Их задача относительно данного вида деятельности дать варианты, которые рационально распределят действия педагога и позволят воспитанникам хореографических коллективов и детских школ искусств овладеть нужными навыками при исполнении дробей любой сложности. Так как в них рассмотрены основные дробные выстукивания, на основе которых составляются дробные комбинации. Разработаны подготовительные движения для дальнейшего обучения
дробям и более качественного их исполнения. Большое внимание уделяется не только правилам исполнения движений, но и наиболее часто встречающимся характерным ошибкам.
Можно сказать, что дробь — это самое распространенное движение в русском народном танце, которое состоит всего из трех составляющих, из сильных и резких ударов ногами в пол всей стопой, а также полупальцами и каблуком. Все эти удары в различных комбинациях сочетаются между собой и могут быть очень разнообразны в ритмических рисунках.
Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными — два удара одной ногой и даже тройными — по три удара одной ногой.
Удары могут исполняться на каждую четверть, на одну восьмую, на одну шестнадцатую и даже тридцать вторую долю такта.
Все зависит от того, как пожелает этого исполнитель или постановщик. Красота исполнения дробей в их легкости. Они могут быть и простыми, и очень сложными. По исполнению дроби должны исполняться четко, резко. Дроби исполняются как на месте, так и с продвижением, в повороте, сочетаются с подскоками, хлопушками [24].
Можно отметить, что каждое танцевальное движение требует управления движениями частей тела. Для того чтобы это делать профессионально, нужно научиться ощущать свои движения в пространстве и времени. Наиболее значимое физическое качество, необходимое для дробных выстукиваний — это координация [18, с. 34].
Точность, правильность постановки ног в позициях и различных положениях, чистота переводов и переходов — это не только эстетическое требование школы, но и техническая необходимость, т.к. от правильности работы всех звеньев костно-мышечного аппарата зависит свободное и координированное владение искусством танца, секретами его красоты [6, с. 63].
Начиная изучение раздела «Дроби», необходимо сначала рассказать и показать разницу между понятиями «подскок» и «соскок». Это очень важно на начальном этапе изучения. Далее следует разъяснить положение сокращенной и вытянутой стопы у щиколотки и у колена опорной ноги. Также нужно уделить большое внимание положению корпуса во время исполнения дробей. Корпус подтянут и находится «над ногами». При исполнении дробей нельзя «прыгать», т.е. нарушать уровень принятого положения на вступление (preparation).
И, пожалуй, самым главным является звонкость исполняемых дробей. Здесь мы говорим о самом ударе всей стопой, полупальцами или каблуком в пол. Звук нужно «доставать» из пола, а не вбивать его в пол. А для этого ноги должны работать от бедра по всей длине, а не только от колена или одними стопами. Если будет зажат тазобедренный сустав, то это не даст свободно двигаться ногам при исполнении дробей и техники будет добиться очень сложно. При исполнении движения всей стопой следует обращать внимание на распределение удара. По ощущениям удар исполняется серединой стопы. При исполнении движения
каблуком нужно следить за четким положением «сокращенная стопа», т.к. расслабленная стопа не даст того звука, который требуется. При исполнении поочередных ударов полупальцами в пол нужно следить за тем, чтобы пятки не опускались на пол. При ударе полупальцами одной ноги в пол обращать внимание на то, чтобы пятка работающей ноги не опускалась во время удара, что также не даст требуемого звука.
Как правило, все движения начинают изучать лицом к станку, потом — держась одной рукой за палку, и в дальнейшем — на середине зала. Изучение упражнений по принципу от «простого к сложному» дает возможность выработать хорошие профессиональные основы [1, с. 5]. Темп исполнения увеличивается постепенно, в зависимости от степени усвоения материала, что позволит тщательно проработать все движения и добиться впоследствии техничности при исполнении дробей любой сложности и в любом темпе. Очень действенным методом является разбор упражнения на отдельные элементы, например, изучение первого ключа по частям, сначала удар всей стопой в пол, затем с жестким соскоком на опорной ноге, переступания на всю стопу поочередно с обеих ног. Или, например, «маленькие каблучки», сначала в положении plie на обеих ногах поднимаем поочередно обе ноги до щиколотки опорной ноги сокращенной стопой, т.е. каблуком над косточкой, и ставим на пол посередине стопы опорной ноги на каблук, следующий этап — это держа ногу сокращенной стопой у щиколотки, на опорной ноге делаем жесткий
соскок в пол на полупальцах, далее одновременно в поднятием ноги до щиколотки исполняем жесткий соскок на полупальце опорной ноги, и завершающим этапом будет исполнение движения «маленькие каблучки» в конечном варианте. По такому же принципу можно разобрать любое другое движение.
Сочетание нескольких движений (групп) есть танцевальная комбинация, которая строится по законам развития от простого к сложному, имеет начало и завершение [10, с. 21]. Комбинации могут быть как простыми, состоящими из двух или трех разных дробей и исполняющимися под средний музыкальный темп, так и сложными, состоящими из трех и более элементов и исполняющимися под более быстрый музыкальный темп. Музыкальный материал следует подбирать согласно возрасту учащихся и с четким ритмическим рисунком, для того, чтобы учащиеся научились слышать сильные и слабые доли в музыке.
Использование музыки на занятиях по хореографии знакомит с основами музыкальной грамоты. Учащийся должен выполнять движения в соответствии с ритмом, темпом и характером музыкального сопровождения [2, с. 9].
Обычно музыкальный материал для исполнения дробей на начальном этапе обучения берется на 2/4, например, «Барыня», «Ма-таня», «Калинка», «Светит месяц», «Я на горку шла», «Во поле орешина». По усвоению этого музыкального материала можно добавить размер 6/8 это, например, «Заплетись плетень» (Брянская область), «Тимоня» (Курская область), «Ка-
маринская» (Брянская область). Неотъемлемой частью комбинации является вступление (preparation). Он настраивает учащихся на исполнение, задает темп и характер исполнения движения. Музыка не должна быть постоянно однообразной и в одинаковом темпе. Подбирая музыкальный материал, нужно постараться найти, например, с постепенным увеличением темпа, с акцентами.
Идеально, конечно, это наличие концертмейстера на уроке народно-сценического танца, так как педагогу работать с ним гораздо легче, потому что он может играть в любом темпе и с любыми акцентами, в зависимости от хореографического замысла педагога. Роль концертмейстера на уроке народно-сценического танца неоценима. Насыщенность различными техническими элементами, неповторимые исполнительские традиции и национальный му-ыкальный колорит требуют от концертмейстера универсальности и свободы мышления. Концертмейстер народно-сценического танца поистине музыкант-универсал. [23, с. 70].
Для закрепления изученного материала рекомендуется составить учебный этюд на дробных комбинациях, чтобы зафиксировать сформированную технику исполнения движений.
Отметим, что педагогическая деятельность в области хореографии имеет свои особенности, которые определяются спецификой практической хореографии. Эта специфика, по мнению Т. А. Аксеновой, Н. Е. Бойченко, Т. В. Грязновой, С. В. Вишняковой, «в том, что хорео-
графия — синтетическое искусство. Занимаясь хореографией, человек соприкасается с различными видами искусства» [2, с. 27]. Для наглядного примера и для мотивации просто необходимо с воспитанниками просматривать концертные выступления коллективов народного танца, ходить в концертные залы для воодушевления и дальнейшей реализации увиденного, изучать образцы народной хореографии в постановках великих педагогов, подобранные с учетом возраста, физических и профессиональных возможностей учащихся. И, конечно, сам педагог должен искусно владеть техникой исполнения дробей любой сложности, чтобы на своем примере показать, как нужно делать то или иное движение. Грамотный показ это залог того, что учащиеся быстрее освоят материал и добьются необходимой техники исполнения. При этом нужно помнить об отличительных особенностях исполнения дробей в разных регионах России и всегда обращать внимание на это во время изучения. Вот, что пишет по этому поводу М. П. Му-рашко, известный балетмейстер и педагог: «Немалую роль в русском танце имеет стиль танца, особенно при сочинении танца, построенного на стилевых особенностях определенного региона. Ведь русский танец, имея общую пластическую и содержательную основу, удивительно разнообразен. Каждый регион имеет свой собственный стиль с присущими чертами и особенностями манеры для этого региона. Произведение, построенное на региональном фольклоре, предстает как произведение уникальное, един-
ственное, непохожее на другие» [16, с. 51]. Изучая различные виды дробей, как мы уже сказали выше, не забывая о региональных особенностях исполнения, педагогу рекомендуется донести до учащихся, посредством разъяснения, что каждое танцевальное движение имеет информационный поток. В своей книге «Русский народно-сценический танец: методика и практика создания» Г. Ф. Богданов выделяет 5 потоков: это «кинетический», «контактный», «психический», «прагматический» и «идущий от физических качеств исполнителя» [4, с. 12].
Согласно Гинкевич И. В., «применяя теоретические фундаментальные знания, нужно стремиться к тому, чтобы использовать их не только для воспроизведения инфор-
мации в нужном контексте, но и для того, чтобы интерпретировать эту информацию, объяснять ее, переформулировать и дать ей оценку. И, наконец, самое важное — это способность применять эти знания на практике: соотносить свои знания об идеальном с реальностью, то есть понимать, что для того, чтобы достичь результата, необходимо последовательно выстроить учебный процесс [7, с. 29].
Безусловно, сохранение традиций исполнительской танцевальной культуры России, несет в себе еще и воспитательный характер. Это культурный код, который веками передавался из поколения в поколение, и утрата его означала бы нарушение самоидентификации личности в современной России.
Список литературы
1. Адамович О. Ю., Михайлова Т. С., Александрова Н. Н. Народно-сценический танец. Упражнения у станка: учебно-методическое пособие. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018.
2. Аксенова Т. А., Бойченко Н. Е., Грязнова Т. В., Вишнякова С. В. Особенности хореографической подготовки в процессе занятий эстетической гимнастикой // Физическое воспитание и спортивная тренировка. № 4 (18), 2016. С. 7-12.
3. Белов В. А. Дробные выстукивания в народных танцах и особенности методики их разучивания // Русский танец: пути сохранения и развития: материалы Всероссийской конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Т. А. Устиновой / Сост. В. Ю. Никитин, В. В. Королев. № 1. М.: МГУКИ, 2008. С. 108-113.
4. Богданов Г. Ф. Русский народно-сценический танец: методика и практика создания: учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018.
5. Борзов А. А. О методике преподавания русского танца // Русский танец: пути сохранения и развития Материалы Всероссийской конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Т. А. Устиновой / Сост. В. Ю. Никитин, В. В. Королев. М.: МГУКИ, 2008. С. 116-127.
6. Бочкарева Н. И. Русский народный танец: теория и методика: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006
7. Гинкевич И. В. Формирование педагогической компетентности у хореографов в системе дополнительного профессионального образования: личностно-ориентированный подход: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Московский государственный институт культуры. М., 2021.
8. Годенко М. С., Мельник А. И. Танцы Сибири: (Из репертуара Гос. Крас-нояр. ансамбля танца Сибири). Красноярск: Кн. изд-во, 1968.
9. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. М.: Просвещение, 2004.
10. Заикин Н. И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца: учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры. Орел: [б. и.], 1999.
11. Карпенко В. Н., Карпенко И. А., Татаринцев А. Ю. Характерные отличительные черты форм русского народного танца, его стили и жанровые разновидности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 2. М., 2015. С. 233-237.
12. Климов А. А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов хореографических отделений институтов культуры балетмейстерских факультетов театральных институтов и учащихся хореографических училищ. М.: Искусство, 1981.
13. Князева О. Н. Танцы Урала. Свердловск: Кн. изд-во, 1962.
14. Майорова В. М. Значение русского танца в процессе обучения студентов хореографических специализаций // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. №2 (25). М.: МГИК, 2017. С. 100-105.
15. Моисеев И. А. Ансамбль и школа. Проблемы развития // Балет. № 3, 1996.
16. Мурашко М. П. Кризис ансамблей народного танца // Журнал «Балет». № 2, 2011. С. 48-51.
17. Надеждина Н. С. Русские танцы: Описание танцев из репертуара ансамбля «Березка». М.: Госкультпросветиздат, 1951.
18. Николаева Л. Я., Сабанцева Т. В., Горобчук О. А. Танец: теория, методика и практика: учебное пособие. Омск: Издательский центр КАН, 2019.
19. Нилов В. Н. Русское народное хореографическое искусство от фольклора до сценического танца // От фольклора до сценических видов танца: Педагогические аспекты образовательного процесса. Сборник материалов II международной научно-практической конференции кафедры Педагогики балета Института славянской культуры. М., 2021. С. 83-91.
20. Палилей А. В. Традиции русского народного танца как основа современного репертуара любительских хореографических коллективов // Хореографическое искусство и образование в Сибири: проблемы изуче-
ния, сохранения и развития: сб. науч. ст. Вып. 1. Кемерово: КемГИК, 2016. С. 59-71.
21. Слыханова В. И. Русский народно-сценический танец в контексте региональной культуры России: традиции и новаторство: дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01. Государственная академия славянской культуры. М., 2012.
22. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. М.: Искусство, 1996.
23. Цесаревская О. С. О работе пианиста — концертмейстера на уроке народно-сценического танца // Современная система хореографического образования: эффективные методики и средства обучения и воспитания. Материалы общероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 69-74.
24. Довбыш Н. Дроби и дробные ходы в русском танце. 2011. URL: https:// www.horeograf.com/texnika-tanca/drobi-i-drobnye-xody-v-russkom-tance.html (20.02.2024).
Сведения об авторе
Адамович Ольга Юрьевна — доцент, доцент кафедры народного танца Тюменского государственного института культуры. E-mail: [email protected]