УДК 93/94
А. А. Кудрявцев
ДРЕВНЯЯ РУСЬ В ИСТОРИИ ФЕОДАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ ЮЖНОГО КАВКАЗА И ПРИКАСПИЯ В КОНЦЕ IX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ X вв.
Начальные этапы становления Древнерусского государства характеризовались активными военно-политическими контактами с Византией и государствами Кавказа, отмеченные походами русов на Константинополь и в Прикаспий. Анализ восточных и древнерусских источников позволяет сделать вывод,
что наиболее масштабные походы русов на Каспий были спланированным продолжением княжеских походов в Византию.
Ключевые слова: русы, морской поход, маршрут, набег, побережье, кавказские государства.
А. А. Kudryavtsev
ANCIENT RUS IN THE HISTORY OF THE FEUDAL STATES OF THE SOUTH CAUCASUS AND CASPIAN REGION IN THE END OF IX - FIRST HALF OF X c.
The initial stages of formation of the Ancient Russian state was marked by active military-political contacts with Byzantium and the countries of the Caucasus, Rus campaigns on Constantinople and the Caspian sea region. Analysis of Eastern and ancient sources allows
to conclude that most large-scale campaigns of the Rus in the Caspian sea was a planned follow-up to the Prince's campaigns to Byzantium.
Key words: Rus, the sea trip, route, raid, coast, the Caucasus state.
Проблема возникновения и становления Древнерусского государства, пути формирования его государственности и роли в истории русского, украинского, белорусского и других народов, населяющих обширные территории Восточной Европы, на которых сложилось это крупнейшее славянское государственное объединение, уже более двух веков остаётся предметом острых дискуссий в отечественной и зарубежной историографии. В контексте этой большой и сложной проблемы одним из весьма полемичных и пока ещё недостаточно исследованных является вопрос о «русах» на Южном Кавказе и Прикаспии и их первых контактах с населением этого региона. Проблеме походов русов на Каспий посвящена довольно обширная историческая литература, в основном относящаяся к дореволюционному и советскому периодам, среди которой выделяется весьма объёмный и тщательно составленный, хотя в значительной мере уже устаревший, труд Б. А. Дорна. Однако, многие вопросы связанные с пребыванием русов на Кавказе,
с маршрутами их передвижения в Прикаспии и Приазовье, с их этнической принадлежностью, взаимоотношениями с правителями феодальных государств региона, участием русов в военных и социально- политических событиях здесь, пока не получили должного освещения в исторической литературе. Свои предположения и обоснования целого ряда узловых аспектов, связанных с этой обширной и важной темой, высказали такие известные специалисты, как В. В. Бартольд, Б. Д. Греков, А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев, А. В. Гадло, Л. Н. Гумилев, В. Ф. Минор-ский и др. Последнему принадлежит особая заслуга в выявлении и введении в научный оборот уникальной исторической хроники XI века «Тарих Баб ал-абваб» (История Дер-бенда), написанной во второй половине XI в. в Дербенте и посвящённой истории развития в этот период двух крупнейших феодальных государств Северо-Восточного и Восточного Кавказа - Дербенту и Ширвану, в том числе их контактам и взаимоотношениям с русами.
Анализ арабских источников 1Х-ХШ вв. и очень важных материалов хроники «Та-
рих Баб ал-абваб» о пребывании русов на Северо-Восточном и Восточном Кавказе, об их роли в военно-политических событиях и социальной жизни этого региона, позволяет по-новому взглянуть на ряд исторических аспектов походов русов на Каспий и их пребывания в регионе.
Регулярные контакты Древней Руси и раннефеодальных государств Южного и Северного Кавказа отмечены уже с IX века, хотя имеются данные и о более ранних эпизодах культурного обмена северокавказского населения с восточными славянами. В IX—XII вв. моноэтничные и полиэтничные отряды и княжеские дружины «русов», состоявшие, по мнению большинства исследователей, из славян и скандинавов («варягов»), спускались на ладьях по Волге в Каспийское море, где, подобно викингам в Западной Европе, оказывали значительное влияние на военно-политическое развитие приморских территорий Северного и Южного Кавказа. Согласно многочисленным сведениям средневековых арабских историков и географов, данным хазарских и местных кавказских источников, крупные флотилии русов, включавшие несколько десятков, а иногда и более судов, проникали на Каспий и разоряли его юго-западные и южные прибрежные территории. В IX - первой половине X вв., до разгрома Xазарского каганата и его столицы Итиль в устье Волги Святославом (965 г.), русам приходилось договариваться с хазарами о беспрепятственном проходе в Каспийское море, минуя их укрепления в устье Волги. Платой за подобный проход обычно была часть добычи русов, которую они отдавали хазарскому кагану на обратном пути. Известный арабский историк и географ первой половины X века ал-Масуди, лично побывавший на Кавказе, в связи с походом русов на Каспий около 912 г. писал, что «пробыв в море много месяцев, ... они (русы) двинулись к устью Xазарской реки (Волги) и снеслись с хазарским царём, которому послали много денег и добычи, как это было договорено между ними» [6, с. 22]. Этот, подробно освещенный ал-Масуди поход русов, являлся одной из самых масштабных их военных акций на Каспии, тесно связанной, как показал анализ, широкого круга средневековых источников, с военно-политическими мероприятиями киевских князей.
Сведения арабских источников !Х-ХШ вв. и анализ исторической хроники «Тарих Баб ал-абваб» позволяет выделить два основных этапа походов русов на Каспий в IX—XII вв.: ранний (вторая половина IX — первая половина X вв.) и поздний (вторая половина X — середине XII вв.). Продолжительность пребывания русов на Каспии во время их походов была различной: от нескольких месяцев до одного года на раннем этапе и от одного года до двух-трех лет, а иногда и более — на позднем.
Исследование раннего этапа представляет особый интерес для изучаемой проблемы, так как именно во второй половине X в. состоялись два наиболее крупных похода русов на Каспий. Анализ разнообразных арабских, русских и хазарских источников позволяет предполагать, что в числе упоминаемых на раннем этапе походов на Каспий в первой половине X в., два наиболее значительных из них могут быть сопоставлены с княжескими, тесно связанными с походами киевских князей на Константинополь. Речь может идти о военных акциях Олега и Игоря против Византии, логическим продолжением которых были походы на Каспий.
Самое раннее упоминание о русах на Каспийском море в восточных источниках сохранилось в «Истории Табаристана», написанной на персидском языке в 1216—1217 гг. Мухаммадом б. ал^асаном б. Исфандий-аром и относится ко времени правления в Южном Прикаспии Сайида Xасана ибн Зай-да (250—270 гг. х. / 864—884 гг.), при котором русы совершили набег на Абаскун (порт на Каспийском море, в Джурджане), но были разбиты. Этот поход упоминается только в «Истории Табаристана», что позволило некоторым из исследователей усомниться в его подлинности. Мухаммад б. ал^асан б.Исфандийар в «Истории Табаристана» датирует этот поход около 880 года [3, с. 164— 165], что совпадает хронологически с первым известным походом на Константинополь киевских правителей Аскольда и Дира, убитых позднее Олегом (982 г.) при захвате Киева. Несколько позже, в 297 г.х. / 909 г. русы повторили нападение на побережье Южного При-каспия, в котором приняло участие шестнадцать судов: «Русы прибыли на шестнадцати судах и напали на тот же берег» [3, с. 164].
В соответствии с данными арабского историка ал-Масуди о вместительности ко-
раблей русов, команда каждого из которых достигала по его сообщениям 100 человек, число нападавших могло составлять отряд в 1500-1600 человек.
Русы «разрушали и разграбляли Абаскун и побережье моря в этой стороне» [3, с. 165]. Правитель Сари (город являвшийся в этот период резиденцией правителя области -в древности столица Табаристана) вынужден был обратиться за помощью к правителю Табаристана «Абу-л-Аббасу (Абу-л-Аббас Абдаллах ибн Мухаммад ибн Нух - в 902910 гг. правитель Табаристана - А. К.), а он выслал помощь» [3, с. 165]. Однако русы продолжили свой рейд по южному побережью Каспийского моря и «высадились в Анджи-ле, который в наше время (первая четверть XIII века - А. К.) называется Кала (севернее Сари - А. К.)» [3, с. 165]. Здесь их атаковал правитель Сари Абу-л-Заргам Ахмад ибн ал-Касим, который, получив подкрепление от правителя Табаристана, ночью напал на русов «многих убил, взял в плен и отправил в округи Табаристана» [3, с. 165].
Действительно ли Ахмаду ибн ал-Касиму удалось разгромить русов и нанести им серьезный ущерб судить трудно, так как русы и в 910 г. продолжили свои набеги на Сари, а местные мусульманские историки нередко сильно завышали военные успехи своих правителей. Известно, что в 910 г. на помощь ру-сам, нападавшим на Сари, вскоре прибыла очень внушительная поддержка.
В следующем году (298 г. х. / 910 г.) многочисленные отряды русов, вновь напали на Сари и Гилян. Есть все основания полагать, что это были те русы, масштабный поход которых на Каспий на 500 кораблях, описал в своем труде «Мурудж ад-Дзахаб» ал-Ма-суди. Уместно предположить, что к ним присоединилась основная часть русов, участвовавших в прошлогоднем походе «на 16 кораблях», но, вероятнее всего, не уплывших домой после не совсем удачного набега 909 г., а перезимовавших на каспийском побережье, видимо, где-то в устье рек Терека или Самура. Автор «Истории Табаристана» Мухаммад б.Исфандийар писал: «в следующем году русы прибыли в большом числе, подожгли Сари и округи Пянджах хазара, увели в плен людей и поспешно удалились в море» [3, с. 165]. В связи с этой военной акцией русов в 910 г., когда они «прибыли
в большом числе», В. Ф. Минорский писал: «Исследователи сходятся в том, что именно эту последнюю экспедицию детально описал Масуди» [7, с. 150]. Но в этот раз (в 910 г.) наместник Сари и другие феодальные правители Табаристана значительно лучше подготовились к новому набегу русов, укрепив главные города и округу. Русы встретили довольно серьёзное сопротивление и потеряли там несколько судов, которые были сожжены в Гиляне, что заставило русов отступить и уплыть обратно с захваченной добычей [2, с. 30-31].
Арабский историк Х века ал-Масуди, давший наиболее подробное систематизированное описание Кавказа этого периода, приводит довольно развернутое, на восьми страницах, описание этого, одного из самых масштабных походов русов в котором участвовало 500 судов. Он датирует его в хронологических рамках 300 г.х., т.е. около 912913 годов, подчеркивая, что «точная дата ускользнула из моей (ал - Масуди - А. К.) памяти» [6, с.24]. Однако многие известные отечественные и зарубежные исследователи увязывают этот масштабный поход с более ранними военными акциями русов в Южном и Юго-Западном Прикаспии в 910 году, считая, что речь идет о походе «в царствование Ширваншаха Али б. Хайсама» [7, с. 150], который «детально описал ал-Масу-ди» [7, с. 150].
Феодальные правители и население Юго-Западного Прикаспия и Восточного Кавказа оказались не готовы к такому массовому нападению со стороны моря и «народы, живущие на побережьях этого моря, пришли в смятение, так как в прежние времена не видали, чтобы враг наступал на них с моря» [6, с. 21]. Русы напали на территории Гиляна и Дейлема, «а затем перешли на нефтеносный берег царства Ширван, известный, как «Бакух» [6, с. 21]. Усилия правителя Ширва-на по разгрому русов оказались неудачными и только усугубили ситуацию. Попытка Ширваншаха Али б. Хайсама, деятельность которого засвидетельствована и материалами «Тарих Баб ал-абваб», уничтожить русов, обосновавшихся на островах, «которые находились лишь в нескольких милях от нефтеносной [области]» [6, с. 21], потерпела неудачу, и тысячи жителей «на своих лодках (каварит) и торговых судах» [6, с. 21],
поплывших к островам, «были убиты и потоплены» [6, с. 21]. Источники сообщают, что «русы пробыли в этом море много месяцев», а потом «они двинулись к устью Xазарского моря» [6, с. 22]. Однако, этот весьма удачно начавшийся поход русов закончился для них трагично, они не были пропущены обратно в Волгу хазарами и, по сообщениям арабских авторов, «русы оставили свои суда» и приняли сражение на суше, но были разбиты, «преданы мечу, убиты и утоплены».
В свете проблемы военно-политических контактов Древней Руси с раннефеодальными государствами Кавказа, значительный интерес представляет приведённый ал-Масуди маршрут движения русов в этом крупнейшем походе, который пролегал от побережья Азовского моря, через Дон и Волгу, в Каспийское море. Арабский автор не сообщает подробного пути, по которому русы попали в Азовское море, хотя уместно предположить, что приплыть туда они могли только из Черного моря. В связи с этим походом русов, но пишет, что «около 500 судов их (маркаб) прибыли в пролив (халидж) Нитаса (Понта)» [6, с. 19]. Возможно, здесь имеет место ошибка в написании и подразумевается «Майтас» — Азовское море, куда впадает известный ал-Масуди р.Дон, именуемый им «Тана'ис», но не исключено, что Керченский пролив (в древности — Боспор Киммерийский) считался арабами «проливом Нитаса (Понта), т.е. Черного моря. Пролив охранялся хазарами, и «доплыв до хазарского войска, размещённого у входа (фам) в пролив (Керченский — А. К.), они снеслись с хазарским царём [прося разрешения] пройти через его земли» [6. С. 20]. Ал-Масуди, сообщая о существовании переправы из Дона в Волгу, называет Дон рекой «вливающейся в залив моря Нитас (Понт) — море русов, по которому не плавают другие [племена], и они (русы) обосновались на одном из его берегов» [6, с. 15]. Это служит яркими свидетельством гегемонии русов на Черном море и позволяет с большой вероятностью полагать, что маршрут русов в Азовское море пролегал из Чёрного, через Керченский пролив. Особый интерес здесь представляет не только маршрут русов, но и то обстоятельство, что ал-Масуди называет Черное море «морем русов», где «они (русы) обосновались на одном из его берегов».
Представляется вероятным, что проплыв традиционным маршрутом по «пути из варяг
в греки» в Чёрное море, русы через Керченский пролив вошли в Азовское море и дальше поплыли по известной им дороге через Дон и Волгу в Каспийское море. В связи с маршрутом русов в этом походе уместно вспомнить сообщение «Повести временных лет» о походе Олега «на Царьград» (Константинополь), котороый, согласно зафиксированного летописью русско-византийского договора, датированного 911 г., мог состояться хронологически очень близко к походу русов на Каспий, упомянутым ал-Масуди около 912 г., а Ибн Исфандийаром — под 910 годом, после которого «русы пробыли в этом море много месяцев» [6, с. 22]. Ал-Масуди, указав на существование пути в Каспийское море по Дону и Волге, именуемых им Тана'и-сом и Xазарской рекой, считал, что переправа осуществлялась не волоком, как было на самом деле, а по «рукаву» Волги, «соединяющим (муттасил)» её с Азовским морем [6, с. 20, 24]. Отмеченные трудности в интерпретации маршрута русов к Каспийскому морю дали основание отдельным исследователям считать возможным использование в этом походе русами сухопутного варианта маршрута, что предполагает строительство кораблей уже непосредственно на берегах Волги, так как ал-Масуди четко указывает о передвижении русов по Волге и Каспию на судах. Однако, возможность постройки внушительной флотилии из пятисот кораблей за пределами своей территории и в отрыве от необходимых материально — технических, экономических, производственных ресурсов, представляется маловероятной и весьма сомнительной акцией. При этом, надо принимать во внимание четкое указание ал-Масуди на тот факт, что хазарский правитель не только не имел «судов (маркаб)», но «его люди не умели обращаться с ними» [6, с. 22]. Никаких конкретных данных о возможном продвижении русов в этом походе на Каспий по суше в источниках нет, тогда как сведения Ибн Исфандийара и ал-Масуди, современника описываемых событий, хорошо знакомого с Кавказом и сопредельными областями, позволяют считать его версию о маршруте и способе передвижения русов наиболее правдоподобной.
Согласно данным ал-Масуди, русы от побережья Азовского моря поплыли до устья Дона, затем поднялись вверх по течению
и переправились в Волгу, по которой спустились в Каспий, получив разрешение от хазарского кагана. В целом, правильно оценив путь из Чёрного и Азовского морей в Каспий, ал-Масуди несомненно ошибался в способе переправы из Дона в Волгу по «рукаву» [6, с. 20].
Значительное место, которое уделил ал-Масуди этому походу русов на Каспий в своём знаменитом труде «Мурудж ад-Дза-хаб», несомненно, было связано как с масштабностью последнего, так и с его особой ролью в истории народов Северного и Южного Кавказа, и всего региона Южного При-каспия. Подчёркивая широкую известность, которую получила эта экспедиция русов на Каспий, он писал в главе посвящённой Кавказу: « Что касается [набега] судов русов, то сведения о нём широко известны разным народам в этих странах. Год также известен: это случилось после 300 г.х. / 912 года, но точная дата ускользнула из моей памяти» [6, с. 24]. Ал-Масуди приводит количество участвовавших в походе судов русов - «около 500 судов их (маркаб) прибыли в пролив», а затем, воспользовавшись переправой, «добрались до Хазарской реки (Волги), по которой они спустились до города Атиль и, пройдя мимо него, достигли устья, где река впадает в Хазарское море» [6, с. 20]. Выйдя на просторы Каспия «суда русов разбрелись по морю и совершали нападения на Гилян, Дейлем, Табаристан, Абаскун» [6, с. 20]. Исходя из данных ал-Масуди о вместимости кораблей русов (по сто человек на судно), численность их войска могла достигать очень внушительной для того времени цифры - около 50 тысяч человек, что в значительной мере совпадает со сведениями других разделов его труда. Описывая попытку русов вернуться на родину, ал-Ма-суди подтверждает правомерность подобного подсчета и, сообщает, что в сражении, произошедшем в устье Волги между возвращавшимися из похода русами и конными отрядами мусульманских наёмников войска хазарского кагана, погибло около тридцати тысяч русов, которые «оставили свои суда» и сражались на суше. «Насколько можно было подсчитать, число тех, кого мусульмане убили на берегу Хазарской реки, было около 30 тысяч» [6, с. 23]. При этом, 5 тысяч русов смогла отступить в земли буртусов и
была разгромлена ими позднее, что, с учетом вероятных потерь в ходе многочисленных сражений в Южном Прикаспии, позволяет считать столь значительную численность войск русской эскадры вполне реальной и близкой к указанной ал-Масуди.
В связи с этим масштабным походом русов на Каспий, датированный восточными источниками периодом около 298 г. х. - 300 г. х., т.е. около 910-912 гг., необходимо вспомнить важнейшие события Древней Руси этого времени. Речь идет о приведенным в древнерусских летописях, походе князя Олега на Константинополь и о наиболее полной и юридически проработанной версии договора Византии с Древнерусским государством, который «Повесть временных лет» относит к сентябрю 911 года, отличая его от договора датированного в летописи, как и поход Олега на Царьград, 907 годом.
Вопрос о времени похода Олега на Константинополь, его исторических реалиях и состоялся ли он вообще, уже более двух столетий является дискуссионным в российской историографии. Одни исследователи считают этот поход Олега в Византию «фантазией» летописца, другие - «похода не отрицают, но высказывают очень понятные сомнения в его летописной датировке и других деталях, сообщаемых летописью» [1, с. 455]. Ряд специалистов предполагают, что Олегу приписан поход совершенный на Константинополь Аскольдом и Диром ранее, до захвата Киева Олегом в 882 году. При таком различие мнений, практически все исследователи этой проблемы считают подлинным юридический документ-договор между Древней Русью и Византией, написанный «по-гречески с одновременным переводом на русский» [1, с. 294] и скрепленный клятвой обоих сторон: «Русь присягала по своему обряду (клялась славянскими богами Перуном и Волосом), греки по своему - христианскому». [1, с. 456]. Это единственный договор заключенный имперской Византией с «варварами», да еще с такими выгодными для них и юридически прописанными условиями.
В «Повести временных лет» приведены два близких по содержанию текста договора Руси с Византией, датированные 907 г. и 911 г., что дало основание ряду специалистов считать возможным существование двух разновременных договоров Олега с греками,
а другим — видеть в них лишь две версии (сокращенную и полную) одного договора. Сторонники первого мнения полагают, что и походов Олега на Константинополь могло быть два — в 907 г. и 911 г., или один, но в 911 году, а иначе чем можно объяснить задержку в его подписании в четыре года. Если сопоставить договор подписанный Олегом, в 911 году с договором подписанным Игорем в 944 году, то в последнем прописаны условия менее льготные, чем в договоре Олега
911 года и в нем нет столь значительного хронологического разрыва, что дополнительно аргументирует правомерность предположений о походе Олега в 911 году. Это дает основание более внимательно проанализировать масштабную военную акцию ру-сов на Каспии, датированную арабскими авторами под 910 г. и «много месяцев в море» после этой даты (Ибн Исфандийар) и около
912 г. (ал-Масуди). Xронологические рамки данного масштабного похода на Каспий дают веские аргументы, что бы сопоставить его с известным по летописи походом Олега на Константинополь.
По сообщению «Повести временных лет» Олег выступил против Константинополя по суше и по морю «с большим войском на конях и на кораблях» [8, с. 79], числом в 2000 судов, что подчеркивало масштабы похода, в котором участвовали «новгородцы, финские жители Белаозера, ростовская меря, кривичи, северняне, поляне киевские, радимичи, дулебы, хорваты и тиверцы, — соединившиеся с варягами» [4, с. 47]. Однако, Н. М. Карамзин, опираясь на русские летописи, приводит значительно меньшую, чем ал-Масуди, вместимость ладьи: «Днепр покрылся двумя тысячами легких судов, на всяком было сорок воинов, конница шла берегом» [4, с. 47], т.е. согласно этим данным летописи, на кораблях могло быть около 80 тысяч человек. С подобной грузоподъемностью судов согласны многие специалисты по истории Древней Руси, считающие, что упоминаемые в древнерусских источниках корабли русов, обычно именуемые «ладьями»,
в греческих — «моноксилами», «поднимали несколько сот пудов грузов и 40—50 человек экипажа» [8, с. 84]. Ни одна из известных до этого в истории Древнерусского государства военных акций не собирала подобное войско. Сопоставим с ней лишь упоминаемый ал-Масуди поход русов на Каспий, состоявшийся около 300 г. х., и в котором участвовало 500 кораблей с экипажем в 100 человек на каждом. Этот поход несоизмеримо превосходит по масштабам все известные до этого набеги русов в регионе. Ни количество судов, ни численность войска, участвовавших в описанном ал-Масуди походе, не может быть сопоставлено с обычной рядовой акцией русов на Каспии и совершенно не соответствует уровню подобных военных мероприятий. Приведенные сведения столь авторитетного и осведомленного автора эпохи «золотого века» арабской исторической и географической науки как ал-Масуди, которого трудно заподозрить в фальсификации или в поверхностном знании вопроса, могут свидетельствовать, что данный поход соответствовал возможностям не отдельных предводителей русов или лидеров отрядов наемников, а мог быть организован только правителями Древней Руси, т.е. киевским князем, которым в это время являлся Олег.
Точная дата смерти Олега неизвестна: согласно Лаврентьевской летописи это 912 год, по Новгородской I летописи — 922 г. Это позволяет предполагать, что данный поход на Каспий по своим масштабам и числу участников сопоставим с княжеским и мог быть связан с Олегом.
В свете существующего мнения авторитетных исследователей, отождествляющих поход русов в 910 году в Сари, куда «русы прибыли в большом числе», с «экспедицией», которую «детально описал Масуди» [7, с. 150], версия об участии Олега в этом походе выглядит весьма правдоподобно и возможно, нашла отражение в еврейско-ха-зарских документах из Каирской генизы [5, с. 182—183].
Источники и литература
1. Греков Б. Д. Киевская Русь. Л.: Государственное издательство политической литературы, 1953. 568 с.
2. Дорн Б. Каспий: О походах древних русских в Табаристан, с дополнительными сведениями о других набегах их на прибрежья Каспийского моря. Кн. 1. СПб.: [б.и.], 1875. 718 с.
3. Ибн Исфандийар. История Табаристана / пер. С. А. Алиева // Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Т. III. М.: Наука, 2009. 251 с.
4. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2002. 1024 с.
5. «Кембриджский документ» / пер. П. К. Коковцева // Древняя Русь в свете зарубежных источников / под. ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Т. III. М.: Наука, 2009. 251 с.
6. Мас'уди. Мурудж ад-Дзахаб (Россыпи золота) / пер. В. Ф. Минорского // История Ширвана и Дербенда. М.: Издательство восточной литературы, 1963. Приложение III. Арабский текст. С.18-25.
7. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М.: Издательство восточной литературы, 1963 г. 256 с.
8. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. Петроград: Сенатская типография, 1917. Издание 10-е. 838 с.
References
1. Grekov B. D. Kievskaja Rus' (Kievan Rus'). L.: Gospolitizdat, 1953. 568 p. (In Russian).
2. Dorn B. Kaspij: O pohodah drevnih russkih v Tabaristan, s dopolnitel'nymi svedenijami o drugih nabegah ih na pribrezh'ja Kaspijskogo morja (The Caspian sea: Hiking the ancient Russian in Tabaristan, with additional information about other raids on their coasts of the Caspian sea). Vol. 1. St.Peterburg, 1875. (In Russian).
3. Ibn Isfandijar. Istorija Tabaristana (History Of Tabaristan) / translated by S. A. Aliev // Drevnjaja Rus' v svete zarubezhnyh istochnikov (Russia in the light of foreign sources) / ed by T. N. Dzhakson, I. G. Konovalova, A. V. Podosinoa. Vol. III. Moscow: Nauka, 2009. 251 p. (In Russian).
4. Karamzin N. M. Istorija gosudarstva Rossijskogo (History of the Russian state). Moscow: Jeksmo, 2002. 1024 p. (In Russian).
5. «Kembridzhskij dokument» (Cambridge document) / translated by P. K. Kokovcev // Drevnjaja Rus' v svete zarubezhnyh istochnikov (Russia in the light of foreign sources) / T. N. Dzhakson, I. G. Konovalova, A. V. Podosinoa. Vol. III. Moscow: Nauka, 2009. 251 p. (In Russian).
6. Mas'udi. Murudzh ad-Dzahab (Rossypi zolota) (Placer gold) / translated by V. F. Minorskii // Minorskij V. F. Istorija Shirvana i Derbenda (History of Shirvan and Derbend). Moscow: Izdatel'stvo vostochnoj literatury, 1963. Appendix III. Arabic text. P. 18-25. (In Russian).
7. Minorskij V. F. Minorskij V.F. Istorija Shirvana i Derbenda (History of Shirvan and Derbend). Moscow: Izdatel'stvo vostochnoj literatury, 1963. 256 p. (In Russian).
8. Platonov S. F. Lekcii po russkoj istorii (Lectures on Russian history). Petrograd: Senate printing, 1917. 838 p. (In Russian).