Сердара Бердымухамедова и Национального Лидера туркменского народа Героя-Аркадага Гурбангулы Бердымухамедова.
Творчество поэта, пронизанное идеалами единства народа и независимости, построения суверенного государства, - тот бесценный источник воспитания молодёжи, из которого ещё не одно поколение будет черпать щедрые зёрна патриотизма и гуманизма. «Его стихи, пробуждающие в душах людей высокие чувства, положены в основу нашей новой идеологии, нацеленной на обеспечение духовного совершенства туркменского общества, духовного здоровья нынешнего и будущих поколений туркменского народа», - подчёркивает Герой-Аркадаг.
Вместе с тем Махтумкули Фраги - личность планетарного масштаба, и его произведения, издаваемые на разных языках, подтверждают незыблемость истинных общечеловеческих ценностей и служат консолидирующей силой для утверждения этих ценностей во всём мире. Великий туркменский поэт-классик был убеждён, что поэзия - это универсальный способ общения, ключ, который помогает постигать то, что является главным в жизни каждого человека, и делиться полученным опытом с другими. И всё творчество Махтумкули является доказательством того, что подлинное искусство - это не проявление некой таинственной идеи, чего-то непостижимого, а лучшее средство, объединяющее людей в их самых прекрасных чувствах, в осознании великой ценности человеческого достоинства. Поэзия Махтумкули объединила душевными нитями людей разных национальностей через расстояние и время.
Гордый за национальные ценности и благородные принципы наших предков, достойно воплощаемые уважаемым Президентом в государственной политике, туркменский народ с вдохновением будет отмечать 300-летие великого поэта и мыслителя Махтумкули Фраги.
Список использованной литературы:
1. www.turkmenistan.gov.tm;
2. www.metbugat.gov.tm.
© Гылыджова Ш.М., Тораева А., 2024
УДК 9
Маммедова Б.,
Старший научный сотрудник Института истории и археологии АНТ Таганова М.Н., Старший научный сотрудник Института истории и археологии АНТ
Оразова С., Преподаватель
Кафедры зарубежной литература факультета английского языка и литературы ТНИМЯ имени Довлетмаммет Азади
ДРЕВНИЙ ТУРКМЕНСКИЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД РИТУАЛЬНОЙ БОРЬБЫ
Аннотация
Древний туркменский свадебный обряд ритуальной борьбы представляет собой уникальное культурное явление, отражающее традиционные ценности и обычаи народа Туркменистана. Этот обряд, олицетворяющий силу, мужество и духовное единство новобрачных, занимает важное место в культурном наследии этой страны.
Ключевые слова:
Туркменистан, свадебный обряд, ритуальная борьба, традиции, культурное наследие, символика, новобрачные, этнография, обычаи, восточные народы.
Среди тюркоязычных племен средневековой Центральной и Западной Азии довольно широко бытовала ритуальная борьба между женихом и невестой. Следы этого обычая выявляются и по огузо-туркменским эпическим сказаниям. Так, в эпосе Деде Коркуте молодой джигит и его нареченная состязаются в конных скачках, стрельбе из лука, борьбе. Победив девушку, юноша трижды целует ее в уста и надевает на палец кольцо. [9, с.35-37]. Разумеется, не все эти детали можно отнести к рассматриваемому периоду, так как эпос Деде Коркут отражает и многие более поздние реалии. Кроме того, в описываемых в эпосе брачных обрядах, несомненно, отразились и инновации, происшедшие в быту и культуре огузских племен в Закавказье и Передней Азии. Несмотря на это, в Деде Коркуте описывается существовавшая некогда реально и имевшая весьма древнее происхождение ритуальная борьба между женихом и невестой.
Эпос Гёроглы изобилует сведениями о ритуальной борьбе девушек с женихами. Здесь рассказывается, как девушка богатырь Харман-дяли бросает вызов всем отважным юношам и объявляет, что выйдет замуж за того, кто победит ее в состязаниях: в пении, игре на сазе и борьбе. Она побеждает прославленного богатыря Гёроглы. [5]
Тюркский обычай свадебного единоборства положен и в основу сказаний о Салыр Казане -родоначальнике салыров, текинцев, эрсары, йомутов, сарыков. Еще в 1936 году у текинцев был записан рассказ о том, как Казан-Баба боролся с шахиней Ирана, которая до этого победила многих джигитов и обезглавила их. Казан-Баба с большим трудом одержал победу, и шахиня вышла за него замуж. [6, с. 65] В огузо-туркменских эпосах и сказаниях такие состязания описываются при первой встрече обрученных, еще не сыгравших свадьбу. По другим сведениям, борьба между женихом и невестой происходила в доме мужа в первую брачную ночь. Жених в этом состязании, как правило, торжествовал победу.
Однако случалось и так, что верх одерживала невеста, а это считалось уже позором. Известно, например, что одна из караханидских принцесс дала подножку и свалила в первую брачную ночь своего жениха - газневидского султана Масуда (1030-1041). Махмуд Кашгарский утверждает, что с тех пор появилась тюркская поговорка: кыз бирле кюрашма, кисрак била йарышма. В дословном переводе эта поговорка означает: не борись с девицами, не состязайся в беге с молодыми кобылицами. [1, с. 232]
Обычай ритуальной свадебной борьбы сохранился в живой памяти туркменского народа и в более поздних художественных произведениях и дестанах. Так, в дестане Магрупи «Довлетяр» описывается состязание Хумай ханым, дочерью Астрабадского хана Аллаяр хана, с Довлетяром. Борьба заканчивается вничью и Хумай ханым выходит замуж за Довлетяра. [7, с. 18]
Такое ритуальное состязание имеет очень давние истоки у народов Средней Азии и Казахстана. Борьба между женихом и невестой имела место еще у древних саков. «Кто из саков хочет жениться на девушке, - писал Климент Александрийский, - должен вступить с ней в борьбу. Если верх в борьбе остается за девушкой, борец остается ее пленником и поступает в ее полное распоряжение. Только поборов девушку, может юноша взять ее в свою власть». [3, с. 23-24]
В наши дни в свадебной обрядности туркмен ритуальная борьба между женихом и невестой сильно видоизменилась, однако не исчезла совсем.
Так, у малоазиатских туркмен сохранились наиболее архаичные черты ритуальной борьбы. Жених, войдя в комнату невесты, должен сбить головной убор невесты тозак на пол, далее они вступают в борьбу, где победителем становится жених, а на следующий день женщины хватают палки и бросаются бить жениха. Жених не должен сопротивляться, лишь друзья стараются спасти его от ударов. Происходит
настоящая борьба между женщинами и мужчинами. Конец «побоищу» кладет невеста: она закрывает руками жениха и «спасает» его. [1, с. 233]
Обряд ритуальной борьбы существует также и у некоторых народов Дагестана. В первую брачную ночь в отдельных селениях народов Дагестана невесте положено бороться с женихом, и не символически, а самым натуральным образом. Юноша мог стать мужем девушки, только одержав над ней физическую победу. Для того чтобы уровнять шансы борющихся и даже дать преимущество более слабой в физическом отношении стороне, девушке брили голову и смазывали ее жиром. Кроме того, даже после победы в борьбе жениху у карахских аварцев, например, предстояла сложная задача развязывания и распутывания многочисленных узелков на большом количестве предметов одежды, надетых для неприступности на невесту весьма хитроумно. Незадачливый жених, не сумевший преодолеть всех этих препятствий, становился объектом осмеяния в селении. [4, с. 66]
Этот обряд дагестанцев очень напоминает наш туркменский обряд «гушак чоздирме», но здесь не жених, а невеста подвергается ряду испытаний. В Ахальском, в Марыйском велаятах и в некоторых районах Балканского велаята совершается шуточный обряд «гушак чоздирме». Невеста развязывает кушак жениху, снимает его обувь, достает деньги из крепко сжатого кулака жениха и т.д., при этом ей мешают молодые ребята и сам жених, а девушки и женщины наоборот помогают.
У туркмен наблюдается большая разновидность обрядов, связанных со сменой девичьего головного убора на женский, где также происходит ритуальная борьба.
Все сказанное показывает, что заключение брака представляет собой весьма сложный комплекс обрядов и обычаев, в которых переплетаются элементы правовые, социально-экономические и религиозно-магические. Этот весьма сложный комплекс пережиточно отражает общественный строй, мировоззрение, культуру этнической среды, в которой он складывался и развивался на протяжении многовековой истории института свадебной обрядности, зародившегося в эпоху первобытности.
Свадебный обряд являются интереснейшим историко-этнографическим источником, особенно в сопоставлении с другими элементами материальной и духовной культуры. Свадебный обряд отражает этническую и социальную историю народа, его религиозные представления. Он дает дополняющий другие источники материал для характеристики отдельных общественных институтов, генезис которых связан с глубокой древностью.
В заключении надо сказать, что у туркмен на сегодняшний день наблюдается 3 вида ритуальной борьбы:
1) ритуальная борьба между женихом и невестой;
2) ритуальная борьба между сторонами жениха и невесты при увозе невесты;
3) ритуальная борьба в обрядах, связанных с изменением социального статуса невесты. Список использованной литература:
1. Агаджанов С.Г. Брачные и свадебные обряды Огузов Средней Азии и Казахстана в 1Х-ХШ вв. // Страны и народы Востока. Под общей редакцией члена-корреспондента АН ССССР Д.А. Ольдерогге, вып. 22., Средняя и Центральная Азия. География, этнография, история. Кн.2, - Москва: Наука, 1980. - С. 225-238.
2. Агаджанов С. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии 1Х—ХШ вв. Ашхабад, Ылым, 1969.
3. Баженов Л.В. Древние авторы о Средней Азии. Ташкент, 1940.
4. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX - начале XX века -Ленинград: Наука, 1988.
5. Героглы. Туркмен гахрыманчылык эпосы. - Ашгабат, 1990.
6. Джикиев А. Этнографический очерк населения Юго-Восточного Туркменистана. Ашхабад, «Ылым», 1972.
7. Дурдыев К. Историко-героический дестан Гурбанали Магрупи "Довлетяр" [Текст]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. (642) / Туркм. гос. ун-т им. А.
М. Горького. - Ашхабад : [б. и.], 1969.
8. Информатор - Бекмамедова Тачджемад Гылычмырат гызы, 1937 г.р., Туркменистан, Балканский велаят, город Кизыл-Арват.
9. Книга моего деда Коркута. Огузский героический эпос. М. - Л., 1962.
10.Косвен М.О. Очерки истории первобытного культуры, М., 1957.
©Маммедова Б., Таганова М., Оразова С., 2024