Научная статья на тему 'Древние китайские анатомические иллюстрации: их влияние на современное искусство и архитектуру'

Древние китайские анатомические иллюстрации: их влияние на современное искусство и архитектуру Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
древнекитайская анатомия / архитектурные инновации / глобализация в искусстве / современное искусство / архитектурные тенденции. / ancient Chinese anatomy / architectural innovations / globalization in art / contemporary art / architectural trends.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Фань Юйси

Статья рассматривает роль анатомических иллюстраций Древнего Китая в контексте мировой культуры, искусства и архитектуры. Древнекитайские анатомические изображения, первоначально созданные для медицинских и научных целей, стали значимым элементом культурного наследия, отражающим философию и дух времени. Исследуется их влияние на архитектурные и арт-проекты, а также их роль в культурной дипломатии и глобализации как смыслообразующий диалог между прошлым и будущим, Востоком и Западом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ancient Chinese anatomical illustrations: their impact on modern art and architecture

The article examines the role of ancient Chinese anatomical illustrations in the context of world culture, art, and architecture. Originally created for medical and scientific purposes, ancient Chinese anatomical images have become a significant element of cultural heritage, reflecting the philosophy and spirit of the times. Their influence on architectural and art projects, as well as their role in cultural diplomacy and globalization, is explored as a meaning-forming dialogue between past and future, East and West.

Текст научной работы на тему «Древние китайские анатомические иллюстрации: их влияние на современное искусство и архитектуру»

Ancient Chinese anatomical illustrations: their impact on modern art and architecture

Fang Yuxi, Postgraduate student, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Peterburg

The article examines the role of ancient Chinese anatomical illustrations in the context of world culture, art, and architecture. Originally created for medical and scientific purposes, ancient Chinese anatomical images have become a significant element of cultural heritage, reflecting the philosophy and spirit of the times. Their influence on architectural and art projects, as well as their role in cultural diplomacy and globalization, is explored as a meaning-forming dialogue between past and future, East and West.

Keywords: ancient Chinese anatomy; architectural innovations; globalization in art; contemporary art; architectural trends.

Цитировать: Фань Юйси. Древние китайские анатомические иллюстрации: их влияние на современное искусство и архитектуру // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №2(18). – С. 37-43. EDN: TXNAYG. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-18.6

Фань Юйси, аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

Статья рассматривает роль анатомических иллюстраций Древнего Китая в контексте мировой культуры, искусства и архитектуры. Древнекитайские анатомические изображения, первоначально созданные для медицинских и научных целей, стали значимым элементом культурного наследия, отражающим философию и дух времени. Исследуется их влияние на архитектурные и арт-проекты, а также их роль в культурной дипломатии и глобализации как смыслообразующий диалог между прошлым и будущим, Востоком и Западом.

Ключевые слова: древнекитайская анатомия; архитектурные инновации; глобализация в искусстве; современное искусство; архитектурные тенденции.

УДК 130.2

5.10.1

Фань Юйси

Древние китайские анатомические иллюстрации: их влияние на современное искусство и архитектуру

Введение

Древний Китай на протяжении тысячелетий был центром культуры и науки, представляя собой многогранное и глубокое понимание человека и окружающего мира. Среди прочего, анатомические иллюстрации этого времени служат мостом между медицинской наукой, искусством и философией, отражая не только анатомические знания, но и культурные, религиозные и философские взгляды на человеческое тело. Эти иллюстрации, зачастую выполненные на бумаге или шелке, представляют собой уникальное сочетание художественного мастерства и медицинской точности. Они демонстрируют четкое понимание структуры человеческого тела, его органов, систем и функций. Но что еще более важно, эти иллюстрации отражают дух времени, культурные особенности и даже религиозные убеждения.

Анатомические изображения оказались в эпицентре внимания человечества с самых зарождений искусства и изображения. Интересно, что во многих случаях именно художники, а не медики, выступали пионерами в изучении анатомической структуры человеческого тела. Их стремление к точности и реалистичности в изобразительном искусстве подтолкнуло их к детальному исследованию форм и пропорций человеческого тела.

В древние времена медицинская литература редко сопровождалась иллюстрациями, что делало обучение и передачу знаний менее наглядным и эффективным. Однако со временем осознание важности глубоких знаний о строении и функционировании человеческого тела возросло. Это понимание привело к интеграции анатомических иллюстраций в учебный процесс, сделав их неотъемлемым компонентом медицинского образования и научной работы, обеспечивая тем самым более глубокое и многогранное понимание человеческой анатомии.

В традиции китайского анатомического исследования человеческого тела выделяется акцент на изучение внутреннего устройства и энергетических процессов. Этот подход, который тесно связан с практикой цигун и основами традиционной китайской медицины, рассматривает человеческое тело как интегрированную систему, в которой внутреннее состояние и энергетический баланс играют центральную роль в поддержании здоровья и жизнедеятельности. Подход, основанный на принципах «изучения тела изнутри наружу», прослеживая от энергетических потоков до физической структуры, отражает характерный для китайской культуры взгляд на анатомию, где идеал гармонии между внутренним и внешним миром занимает центральное место. Хотя основные представления о строении человеческого тела существовали в Китае с зари цивилизации, анатомия как научная дисциплина начала активно развиваться лишь с внедрением западной медицинской практики в конце XIX века. Древние тексты, такие как «Линь шу», уже содержали понятие «анатомия», но оно было тесно связано с метафизическими представлениями о человеке и нашло свое отражение в картах акупунктурных точек (рис. 1, рис. 2). Сохранение таких документов до наших дней представляет собой большую редкость [5].

Рисунок 1 - Хуа Шоу. Игра четырнадцати классиков. XIV в.

В начале новой эры в Китае стали появляться углубленные знания о строении человеческого тела. Первое документированное вскрытие тела в I веке заложило основу для создания анатомических карт, которые изготавливались на бумаге или шелке с использованием простых, иногда даже элементарных методов. В период династии Северная Сун для проведения анатомических изысканий использовались тела казненных преступников. В эпоху династии Цин ученые, стремясь устранить недочеты предшествующих поколений, акцентировали внимание на важности осмотра внутренних органов. Это послужило толчком к созданию более аккуратных и точных анатомических карт и схем, в числе которых «Эндоскопическая диаграмма» Янь Луоцзы и «Медицинский лес, корректирующий ошибки» Ван Цинжэня. У Цзян из династии Сун внес свой вклад, создав «Карту пяти внутренних органов Усифань», а Чжан Цзиньюэ из династии Мин представил детализированные изображения костной системы [1].

Рисунок 2 - Хуа Шоу. Shisijing fahui, 1341 год

В своей статье «Понимание анатомии и физиологии в медицине Китая», Лю Гуанчжоу глубоко анализирует развитие знаний о человеческом теле в контексте древнекитайской медицины. Он отмечает, что изучение структуры органов, их функций и взаимосвязей в организме человека во многом базировалось на простых, но выразительных иллюстрациях. Это утверждение находит подтверждение в ряде других важных научных работ, таких как «Анатомические записки Чжу Чжэнгана из древних текстов», «Описание анатомии Цянь Цзуваном в рамках китайской медицины» и исследованиях Чэн Баочуо, посвященных древним достижениям в анатомии и физиологии. Все эти источники подчеркивают роль анатомических иллюстраций, подчеркивая их важность в истории медицинских исследований Китая [4].

Исследователи проявили интерес к анатомическим деталям, описанным во «Внутренней классике Желтого императора» и «Трудной классике», и решили провести их сравнение с изображениями из современных анатомических атласов. Это сопоставление текстового описания из древних медицинских текстов с визуальными анатомическими изображениями было детально рассмотрено в работе Лян Боцяна под названием «Анализ некоторых аспектов «Внутреннего трактата Желтого императора» (рис. 3). В качестве примера было приведено сравнение длины пищевода и кишечника, как они описаны в древних текстах, с их изображениями в анатомическом атласе, созданном Г. Спалтерхольцем из Германии. Идея, представленная Лян Боцяном, хоть и не нова, подчеркивает многократные попытки доказать точность анатомических сведений из «Внутренней классики Желтого императора» [1].

Рисунок 3 - Карта пяти внутренних органов из «Трактата Желтого императора о внутреннем». XI в.

В 1970-е годы Сон Дарен приступил к анализу анатомических иллюстраций человеческого тела, датированных эпохой династии Северная Сун, включая выдающиеся произведения, такие как «Диаграмма пяти внутренних органов от Усифана» и «Сохранённая настоящая диаграмма». Он утверждал, что эти произведения символизируют начало новой эры в эмпирическом изучении анатомии в Китае [5].

Древние методы создания анатомических иллюстраций и их характеристики

В центре древнекитайского искусства стоит уникальное сочетание традиций, техник и философии, что делает его одним из самых привлекательных для изучения. Когда дело доходит до анатомических иллюстраций, этот характер становится особенно ярковыраженным.

Для создания иллюстраций в древнем Китае использовались разнообразные материалы, включая тонкие свитки из шелка и бумаги. Эти основы дополнялись различными красками, тушью и другими инструментами, позволяя художникам создавать яркие и детализированные изображения. Часто эти материалы изготавливались вручную, что придавало каждому произведению уникальный и неповторимый характер [5].

Технические навыки художников древнего Китая были впечатляющими. Они аккуратно и точно изображали каждую деталь человеческого тела, от крупных систем до мельчайших вен и артерий. При этом, в их работах можно увидеть и своеобразные интерпретации, которые они вносили в свои произведения, акцентируя внимание на определенных аспектах тела, которые имели особое символическое значение в культуре и философии Китая. Одним из ключевых моментов, который стоит учитывать при рассмотрении этих иллюстраций, является влияние китайской космологии и религиозных убеждений на художественное восприятие. Взгляды на Ци, Ян и Инь, а также идеи о взаимосвязи человека и космоса, глубоко пронизывали арт мир того времени. Эти концепции не только определяли то, как человек воспринимал свое тело, но и как он изображал его на бумаге или шелке [1].

Помимо своего практического применения в медицине, древние анатомические иллюстрации также были высоко ценятся как произведения искусства. Они не просто показывали человеческое тело, но и представляли его как символ, полный глубоких философских и духовных идей. Такое сочетание практической пользы и художественного мастерства делает древнекитайские анатомические иллюстрации уникальным и неповторимым явлением в мировой культуре [4].

Влияние древнекитайских анатомических иллюстраций на мировую культуру искусства и архитектуры

Анатомические иллюстрации древнего Китая стали одним из самых влиятельных элементов культурного наследия страны. Но их воздействие не ограничивалось только Китаем - они оказали влияние на мировую культуру искусства и архитектуры, создав мост между Востоком и Западом и привнеся новые идеи и методы изображения.

Первым и, возможно, самым очевидным способом, которым эти иллюстрации влияли на мировую культуру, стал обмен знаниями. Как европейские, так и другие азиатские страны столкнулись с древнекитайскими традициями, и были поражены детальностью и точностью этих иллюстраций. Многие из этих произведений стали основой для учебников анатомии и медицинских трактатов по всему миру. Однако воздействие иллюстраций далеко выходило за рамки медицины. Их уникальный стиль и философский подход к изображению человеческого тела оказали влияние на различные формы искусства, включая живопись, скульптуру и даже архитектуру. Например, мотивы, заимствованные из древнекитайских иллюстраций, можно увидеть в европейских фресках, гравюрах и даже в дизайне зданий [1].

Архитектурное вдохновение можно проследить в орнаментах, элементах фасадов зданий и интерьерных решений. Часто детали человеческого тела использовались в декоре как символы гармонии, равновесия и единства природы и человека. Это сочетание функциональности и символики, вдохновленное древнекитайской традицией, стало заметным в архитектурных стилях разных стран.

Философия, лежащая в основе этих иллюстраций, также стала источником вдохновения для многих художников и архитекторов. Идеи о гармонии, балансе между Ян и Инь и важности естественного порядка проникли в различные культурные и художественные традиции [4].

Анатомические иллюстрации древнего Китая не только усовершенствовали медицинское искусство, но и стали катализатором для обмена культурными и художественными идеями между Востоком и Западом. Через свою уникальную форму и содержание они обогатили мировую культуру, оставив неизгладимый след в искусстве и архитектуре.

Современное восприятие и применение древнекитайских анатомических иллюстраций в искусстве и архитектуре

Современный мир продолжает черпать вдохновение из прошлого, и древнекитайские анатомические иллюстрации не стали исключением. Их влияние можно увидеть в различных аспектах современного искусства и архитектуры.

В области изобразительного искусства многие современные художники обращаются к традиционным методам и мотивам для создания новых произведений. Они адаптируют и переосмысливают древние техники, сочетая их с современными методами и материалами. Таким образом, древнекитайские анатомические иллюстрации становятся отправной точкой для экспериментов и инноваций.

Архитектура также подверглась влиянию этих иллюстраций. Некоторые архитекторы и дизайнеры используют идеи и мотивы из древних иллюстраций при создании новых зданий и интерьеров. Эти элементы могут быть встроены в структуру здания или использоваться в декоративных целях, придавая современным пространствам глубокий исторический контекст. Особое значение имеет интеграция древнекитайских иллюстраций в современные медицинские и образовательные институты. Несмотря на то, что сегодня доступны новейшие технологии визуализации, старинные иллюстрации все еще используются в качестве образовательных ресурсов, позволяя студентам погрузиться в историю медицинской науки [4].

Культурное наследие древнего Китая находит отражение в музее и выставочных проектах по всему миру. Эти иллюстрации часто становятся центром внимания, представляя собой мост между прошлым и настоящим, между Востоком и Западом. Древнекитайские анатомические иллюстрации продолжают вдохновлять и формировать современное искусство и архитектуру. Они служат напоминанием о богатой и разнообразной истории человечества и о том, как великие идеи могут пережить века и оставаться актуальными в любую эпоху.

Отражение анатомических иллюстраций древнего Китая в современных городских ландшафтах и публичных пространствах

Городские ландшафты и публичные пространства служат зеркалом культуры и истории нации. В этом контексте древнекитайские анатомические иллюстрации, которые ранее влияли на искусство и архитектуру, нашли свое отражение в дизайне городских пространств разных стран. Одним из ключевых элементов, через который проявляется влияние иллюстраций, является использование скульптур и монументов в публичных пространствах. Многие из этих скульптурных композиций вдохновлены анатомическими изображениями, и они стремятся передать гармонию и равновесие между человеком и природой, заложенное в древних китайских концепциях.

Парковые и ландшафтные зоны также часто используют мотивы и элементы дизайна, заимствованные из древнекитайских иллюстраций. Это может проявляться в форме декоративных элементов, таких как фонтаны, лавочки или светильники, или в структурных элементах, таких как мосты или арки. Даже уличное искусство и граффити в некоторых городах мира стали отражением этой традиции. Художники часто берут вдохновение из древних иллюстраций, адаптируя их к современному городскому контексту, создавая уникальные произведения искусства на стенах зданий и бетонных блоках [6].

Еще одной областью, в которой отражается влияние древнекитайских иллюстраций, являются публичные здания и инфраструктурные объекты, такие как станции метро, автобусные остановки или даже аэропорты. Дизайнеры и архитекторы этих пространств часто используют элементы и мотивы из древних иллюстраций для создания уникального и узнаваемого стиля.

Влияние древнекитайских анатомических иллюстраций на современные городские ландшафты и публичные пространства подтверждает их бессмертное значение. Они продолжают вдохновлять дизайнеров, архитекторов и художников, оставляя свой след в сердце городов и культурных пространствах по всему миру.

Заключение

Анатомические иллюстрации древнего Китая - не просто художественные произведения, но культурное наследие, олицетворяющее глубокие знания и понимание человеческого тела, природы и вселенной, заложенные в основы восточной философии. Их значение и влияние не ограничиваются рамками искусства или медицины; они стали мостом между культурами, соединяющим прошлое с настоящим, Восток с Западом [6].

Через архитектуру, современные городские ландшафты и мировую культурную дипломатию, эти иллюстрации продолжают вдохновлять, образуя новые диалоги и партнерства. Они позволяют нам переосмыслить наше видение мира, подчеркивая значение гармонии, равновесия и взаимосвязи.

Современное общество, живущее в эпоху глобализации, может извлечь множество уроков из древнекитайского искусства анатомических иллюстраций. Они напоминают нам о том, что знание и понимание себя и окружающего мира - ключ к гармонии и прогрессу. В этом контексте анатомические иллюстрации древнего Китая становятся не только историческим документом, но и вечным источником вдохновения для будущих поколений. Древнекитайские анатомические иллюстрации - не просто искусство, это наследие, которое продолжает жить и влиять на многие аспекты современной жизни, от искусства и архитектуры до межкультурного обмена и дипломатии. Они остаются живым напоминанием о богатстве, сложности и красоте человеческого опыта.

Литература:

1. И Пэйся. Кембриджская иллюстрированная история Китая. - 2-е изд. – Хунаньское народное издательство, 2018. – 643 с.

2. Лу Минчжэнь. Рисование изображений мест казни: инциденты с анатомией человека в Китае в XI и XII веках // Шоувэй. - 2008. – С. 56–58.

3. Луньбэнь С. Современные тенденции развития средовой скульптуры Китая: автореф. дис.… канд. искусствовед. / Сунь Луньбэнь. – СПб., 2009.

4. Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая. – Рипол Классик, 2013. – 300 с.

5. Фань Юйси. Анатомическая иллюстрация в древнем Китае как объект научного исследования // Образование России и актуальные вопросы современной науки: сб. ст. VI Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 22–23 мая 2023 года / под науч. ред. П.А. Гагаева, Е.П. Белозерцева. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 478-481. EDN JFJTJB.

6. Фань Юйси. Сравнение анатомических иллюстраций в древнем искусстве Китая и Западной культуре // Образование России и актуальные вопросы современной науки: сб. ст. VI Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 22–23 мая 2023 года / под науч. ред. П.А. Гагаева, Е.П. Белозерцева. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 481-489. EDN DQQPZM.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.