Научная статья на тему 'Древние этнокультурные связи Алтая и Тянь-Шаня (Тенир-Тоо, Ала-Тоо)'

Древние этнокультурные связи Алтая и Тянь-Шаня (Тенир-Тоо, Ала-Тоо) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
728
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тянь-Шань / Алтай / ранние кочевники / ранняя сакская культура / погребальнопоминальная традиция / «восьмикаменные» оградки / поминальники / курганы / таш-тулга / клад бронзовых изделий / оленные камни. / Tien Shan / Altai / early nomads / early saks culture / funeral and funeral tradition / «eight- stone» fence / barrows / tash-tulga / treasure of bronze products / deer stones.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Табалдиев Кубатбек Шакиевич

Традиция сооружения поминальных памятников на Тянь -Шане ярко прослеживается с эпохи раннего железного века. В высокогорных межгорных зонах Тянь-Шаня ранними кочевыми племенами сооружались объекты округлой в плане формы. Для их сооружения использовалось до восьми валунов. В археологической литературе Центральной Азии они именуются «восьмикаменными» поминальными оградками, «поминальниками», «жертвенниками». Аналогичные памятники, также состоящие из восьми камней и примерно, таких же размеров как на Сонкёле, открыты и изучены на Горном Алтае в Туве. «Восьмикаменные» поминальные оградки как в могильнике Кичи-Ача с надежно датирующими материалами позволяют выделить ранние этапы культуры раннесакского времени на Тянь-Шане. Поиск и исследование такого характера памятников, бесспорно, позволят выделить наиболее характерные черты раннесакских погребальных памятников и даже переходной от эпохи бронзы к раннему железному веку памятников, до сих пор слабо прослеживаемых на археологических материалах Тянь -Шаня. Полученные результаты, несомненно, должны быть анализированы вместе с остальным комплексом – погребальными памятниками и другим видом поминальных памятников этого времени «оленными камнями». Население Тянь-Шаня, оставившие «оленные камни», курганы, «восьмикаменные оградки» генетически были близки с населением Центральной Азии. Их носители имели непосредственное отношение к формировании сакской культуры Тянь -Шаня. При исследовании этого типа памятников, одним из наиболее проблемных является вопрос о хронологии видов «типа «оленных камней» и «восьмикаменных» поминальных оград, для чего наиболее важны археологические исследования данных объектов на первоначально установленных местах. На Тянь Шане пока не обнаружены «классические» типы оленных камней. Новые факты обнаружения наскальных рисунков на манере оленных камней, позволяют продолжить исследования в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Табалдиев Кубатбек Шакиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ancient ethnocultural connection of Altai and Tien Shan (Tenir-Too, Ala-Тоо)

The tradition of the construction of funeral monuments on Tien Shan is brightly traced since era of the early Iron Age. In mountain intermountain zones of Tien Shan early nomad tribes constructed objects roundish in respect of a form. For their construction about eight boulders were used. In archaeological literature of Central Asia they are called as «eight-stone» funeral fences, «pominalnik», «altars».Thesimilarmonuments whicharealsoconsistingofeightstones andapproximately,thesame sizes as in Song Köl are open and studied in Mountain Altai in Tuva. Funeral fence as in the burial ground Kichi-Acha with reliably dating materials allow to allocate to Eight stones early stages of culture of early saks time on Tien Shan. Search and research of such character of monuments, undoubtedly, will allow to mark out the most characteristic features the early saks of funeral monuments and even bronze, transitional from the era, by the early Iron Age of the monuments which are still poorly traced on archaeological materials of Tien Shan. The received results, undoubtedly, have to be analyzed together with other complex – funeral monuments and other type of funeral monuments of this time «deer stones». The population of Tien Shan, the left «deer stones», barrows, «eight-stone» fence were genetically close to the population of Central Asia. Their carriers had a direct bearing to formation of saks culture of Tien Shan. At a research of this type of monuments, one of the problems is the question of chronology of types the type of «deer stones» and «eight-stone» funeral fencings what archaeological researches of these objects on originally established places are most important. On Tien Shan «classical» types of the deer stones aren't found yet. The new facts of detection of rock paintings on a manner the deer stones, allow to continue researches in this direction.

Текст научной работы на тему «Древние этнокультурные связи Алтая и Тянь-Шаня (Тенир-Тоо, Ала-Тоо)»

Ancient ethnocultural connection of Altai and Tien Shan (Tenir-Too, Ala-Тоо) Tabaldiyev Kubatbek Shakiyevich

Candidate of History, Professor of Kyrgyz-Turkish University « Manas». Kyrgyzstan, 720044, Bishkek, Mir ave, 56. E-mail: tabaldievk@yahoo.com.

Abstract. The tradition of the construction of funeral monuments on Tien Shan is brightly traced since era of the early Iron Age. In mountain intermountain zones of Tien Shan early nomad tribes constructed objects roundish in respect of a form. For their construction about eight boulders were used. In archaeological literature of Central Asia they are called as «eight-stone» funeral fences, «pominalnik», «altars ». The similar monuments which are also consisting of eight stones and approximately, the same sizes as in Song Kol are open an d studied in Mountain Altai in Tuva. Funeral fence as in the burial ground Kichi-Acha with reliably dating materials allow to allocate to Eight stones early stages of culture of early saks time on Tien Shan. Search and research of such character of monuments, undoubtedly, will allow to mark out the most characteristic features the early saks of funeral monuments and even bronze, transitional from the era, by the early Iron Age of the monuments which are still poorly traced on archaeological materials of Tien Shan. The received results, undoubtedly, have to be analyzed together with other complex - funeral monuments and other type of funeral monuments of this time «deer stones ». The population of Tien Shan, the left «deer stones », barrows, «eight-stone» fence were genetically close to the population of Central Asia. Their carriers had a direct bearing to formation of saks culture of Tien Shan. At a research of this type of monuments, one of the problems is the question of chronology of types the type of «deer stones» and «eight-stone» funeral fencings what archaeological researches of these objects on originally established places are most important. On Tien Shan «classical» types of the deer stones aren't found yet. The new facts of detection of rock paintings on a manner the deer stones, allow to continue researches in this direction.

Keywords: Tien Shan; Altai; early nomads; early saks culture; funeral and funeral tradition; «eight-stone» fence; barrows; tash-tulga; treasure of bronze products; deer stones.

Алтай мен Тянь-Шаньньщ ежелг этномэдени байланыстары (Тенир-Тоо, Ала-Тоо)

Табалдиев Кубатбек Шакиевич,

тарих гылымдарыныц кандидаты, «Манас» Кыргыз -TYpiK университетшщ профессоры. Кыргызстан, 720044, Бшкек Мир д., 56. E-mail: tabaldievk@yahoo.com.

Авдатпа. Тянь-Шаньдагы гурыптыщ ескерташтер ^урылысыныц дэст^ ерте темiр дэуршен бас -тап ай^ын бай^алады. Тянь-Шаньдагы тауаралыщ бик таулы айма^тарда ерте кeшпелi тайпалар тургызатын объекттер ^алыбы бойынша децгелекше болып келдк Олардыц ^урылыстары Yшiн сепзге дейш ^ойтастар ^олданылды. Орталыщ Азиядагы археологиялыщ эдебиетте олар «сепз -тасты^» деп аталады. Осыган у^сас сепз тастан туратын жэне шамамен бiрдей мeлшерлi Сон -келедеп сия^ты ескертмштер, сондай-а^ Таулы Алтайдагы Тувада ашылган жэне зерттелген. Кичи-Ача ^орымындагы сия^ты «сепзтастыщ» еске алу ^оршауы сенiмдi кезецделетн материал -дарымен Тянь-Шаньдагы ерте са^ мэдениетшц ерте кезецн ерекшелеуге мYмкiндiк бередi. Осы эспеттес сипаттагы ескерткiштердi iздеу-зерттеу сезаз негурлым ерте са^ жерлеу ескертмш-терiн, тiптi элi кYнге дешн нашар табылатын ^ола дэуiрiнен ерте темiр гасырына eтпелi уа^ыттагы жерлеу ескертюштерш аны^тауга мYмкiндiк бередi. Алынган нэтижелерге, эрине ^алган кешен-мен бiрге талдау жасалынуы тиiс - жерлеу ескертмш^ жэне бас^а жерлеу - гурыптыщ ескерт-кiштер мен осы ущыттагы «бугытастар». «Бугытастар», «сепзтастыщ ^оршауларды» ^алдырган Тянь-шань хал^ы Орталыщ Азия хал^ымен генетикалыщ жа^ын болды. Олардыц иеленушiлерi Тянь-шань са^ мэдениетшщ ^алыптасуына тiкелей ^атысы болган. Зерттеу кезiнде бул Yлгiдегi ескертмштердщ ец мэселелiк тусы «бугытастар» жэне «сепзтастыщ» типтес гурыпты^ ^оршау-лардыц хронологиясы болып табылады, сол себептi ол Yшiн ец мацыздысы осы бастап^1 белгi -ленген орындарда, объекттердН археологиялыщ зерттелуi. Тянь -Шаньда эзiрге «бугытастар-дыц» «классикалыщ» тYрлерi табылган жо^. Жартастагы суреттерде табылган жаца бугытастар мэнерндеп фактiлер бул багыттагы зерттеулердi жалгастыруга мYмкiндiк бередi. Ктт сездер: Тянь-Шань; Алтай; ерте кешпендтер; ерте са^ мэдениетi; гурыптыщ жерлеу дэстYрi; «сегiздiк тектес тас» ^оршаулар; ^органдар; таш-тулга; ^ола буйымдар кeмбесi; бугытастар.

Древние этнокультурные связи Алтая и Тянь-Шаня (Тенир-Тоо, Ала-Тоо)

Табалдиев Кубатбек Шакиевич

кандидат исторических наук профессор Кыргызско-Турецкого университета «Манас». Кыргызстан, 720044, г.Бишкек, пр.Мира, 56. E-mail: tabaldievk@yahoo.com.

Аннотация. Традиция сооружения поминальных памятников на Тянь-Шане ярко прослеживается с эпохи раннего железного века. В высокогорных межгорных зонах Тянь-Шаня ранними кочевыми племенами сооружались объекты округлой в плане формы. Для их сооружения использовалось до восьми валунов. В археологической литературе Центральной Азии они именуются «восьмикаменными» поминальными оградками, «поминальниками», «жертвенниками». Анало -гичные памятники, также состоящие из восьми камней и примерно, таких же размеров как на Сонкёле, открыты и изучены на Горном Алтае в Туве. «Восьмикаменные» поминальные оградки как в могильнике Кичи-Ача с надежно датирующими материалами позволяют выделить ранние этапы культуры раннесакского времени на Тянь -Шане. Поиск и исследование такого характера памятников, бесспорно, позволят выделить наиболее характерные черты раннесакских погре -бальных памятников и даже переходной от эпохи бронзы к раннему железному веку памятников, до сих пор слабо прослеживаемых на археологических материалах Тянь -Шаня. Полученные результаты, несомненно, должны быть анализированы вместе с остальным комплексом - погребальными памятниками и другим видом поминальных памятников этого времени «оленными камнями». Население Тянь -Шаня, оставившие «оленные камни», курганы, «восьмикаменные оградки» генетически были близки с населением Центральной Азии. Их носители имели непо -средственное отношение к формировании сакской культуры Тянь -Шаня. При исследовании этого типа памятников, одним из наиболее проблемных является вопрос о хронологии видов «типа «оленных камней» и «восьмикаменных» поминальных оград, для чего наиболее важны архео -логические исследования данных объектов на первоначально установленных местах. На Тянь -Шане пока не обнаружены «классические» типы оленных камней. Новые факты обнаружения наскальных рисунков на манере оленных камней, позволяют продолжить исследования в этом направлении.

Ключевые слова: Тянь-Шань; Алтай; ранние кочевники; ранняя сакская культура; погребально -поминальная традиция; «восьмикаменные» оградки; поминальники; курганы; таш-тулга; клад бронзовых изделий; оленные камни.

9ОЖ/ УДК 94(571.15+235.216)

Древние этнокультурные связи Алтая и Тянь-Шаня (Тенир-Тоо, Ала-Тоо)

Табалдиев К.Ш.

В 1991 году в высокогорной долине Ат-Башы, в местности Кичи-Ача (Внутренний Тянь-Шань) нам удалось обнаружить кладов бронзовых предметов в объектах №5 и №7 (Табалдиев, Бозер 2006, С.172-177; Tabaldiev 1996, С.355-361). Внутри ква-дратной в плане объекта №5 (размеры 2,1x1,8 м) находился удлиненный камень-столб. Под ним был найден клад из бронзовых изделий - удила со стремя-видными окончаниями, распределители уздечного ремня, дуговидные двудырчатые псалии, нож с кольчатым навершием и золотая пластина. На восточной стороне квадратной оградки находились круги из валунов (Рисунок 1, Фото 1).

Рисунок 1. Кичи-Ача. Курганы и ритуальные объекты

Во время раскопок ранее частично разрушенного объекта №7 был найден клад - пара бронзовых удил со стремячковидными окончаниями, бляшки, распределители ремня, пронизка с колпачком (Рисунок 1, Фото 2). В археологической литературе Центральной Азии такие объекты именуются «восьмикамен-ными» поминальными оградками, «поминальниками», «жертвенниками». Учитывая конструкций мно-гочисленных подобных объектов этой местности его можно внести в круг «восьмикаменных» оград Центральной Азии.

Фото 1. Изделия из бронзы. Фото 2. Изделия из бронзы.

Кичи-Ача. Объект №4 Кичи-Ача. Объект №7

Объекты жертвенного характера с бронзовыми удилами со стремячковидными окончаниями вместе с другими изделиями из золота были найдены в Майэмирской степи Горного Алтая и в аналогичном каменном сооружении в памятнике Бике I Алтая, найден бронзовый нож (Киселев 1949, С.169; Кубарев 1991; 1992). Пятый объект «стела в оградке» из могильника Кичи-Ача близок к некоторым объектам из круга оленных камней Монголии (Худяков 1987, С.157).

Таким образом, материалы из Кичи-Ача позволили нам выделить важные элементов ранней сакской культуры. Памятник был датирован в пределах VШ-V вв. до н.э. После чего постепенно накапливались материалы, ярко доказывающие наличие связей между Алтаем и Тянь-Шанем в древности (Тенир-Тоо, Ала-Тоо).

Традиция сооружения поминальных памятников на Тянь-Шане ярко прослеживается с эпохи раннего железного века, вернее с первой половины I тыс. до н.э. Материалы из Кичи-Ача ранняя. После снятия плана могильников в близлежащих местностях Ат-Башинской долины (Чон-Ача, Желе-Дёбё, Кёк-Кумбез) в первую очередь была замечена их родственность с могильником Ки-чи-Ача. Протяженность могильника Желе-Дёбё около 2-х км. Курганы могильника многочисленны, и относительно больше по размеру от курганов могильника Кичи-Ача (Фото 3). Таким же образом характеризуются курганы могильника Чон-Ача. Часть курганов могильников сопровождены мелкими кругами - по-

Фото 3. Курган и «восьмикаменная» оградка. Желе-Дёбё (Ат-Башинская долина)

Фото 4. Курган, поминальники и «восьмикаменная» оградка. Кичи-Ача

Фото 5. «Восьмикаменная оградка и стела. Таш-Тулга (Сон-Кёл).

минальниками состоящими из 5-6 валунов (Фото 4). Кроме того, часть больших близлежащих курганов, на западной стороне, имеют относительно массивные «восьмика-менные» ограды.

В целом, курганы могильников Кичи-Ача, Чон-Ача, Желе-Дёбё, Кёк-Кумбёз предварительно указывали на сложную погребально-поминальную традицию, имевщую место от раннего сакского общества до времен полного формирования сакской культуры на Тянь-Шане. Носители этих традиций играли немало-важную роль в формировании сакской культуры Алая, Тянь-Шаня и Семиречья. Опыт исследования в Атбашинской долине показал жертвенный характер обрядности: во время раскопок обнаружены мелкие фрагменты керамики и мелкие остатки древесного угля.

Продолжения сбора материалов во Внутреннем Тян-Шане показало наличие вариативности сооружения погребально-поминальной конструкции в I тыс. до н.э.

О таком виде памятников Тянь-Шаня в научной литературе первые сведения были опубликованы американским исследователем Рафаэлем Пампелли. Посетив в 1903 г. Сонкёлскую долину, он снял план и дал краткое описание памятника Таш-Тулга (Explorations in Turkestan 1905, С.114) (Рисунок 2:1). Данный памятник позднее посетил археолог Я. А. Шер и раскопал там «восмикаменную» оградку. Археологических находок в ней не было обнаружено (Шер 1964, С.66-72) (Фото 5).

Объект состоящий из восьми массивных (по размеру среднем

около 1,5 м) камней в Семиречье, в местности Каргалы, был исследован А.Н. Бернштамом в 1940 году. По сведениям очевидцев «площадка внутри кольца была прокопана в глубину более метра. Каменное кольцо оказалось заполненным золой вперемешку с костями и мелкими предметами». Это место А.Н. Бернштамом определено как жертвенное место. Жертвенник представлял собой круг около двух метров в диаметре, обозначенный плотно прилегающему друг к другу камнями (Сараев, Первых 2001, С.165).

6 7

Рисунок2. «Восьмикаменные оградки и курганы с «поминальниками»:

1- Сон-Кёл (Таш-Тулга, по Р. Пампелли); 2 - Беркаринский могильник (долина реки Талас, по А.Н. Бернштаму); 3 - Сон -Кёл (Жапырык, по К.Ташбаевой); 4-7 Сон-Кёл (4-5

- Чон-Дёбё, 6-7 Чалчык-Булак, - по К. Табалдиеву и Р. Бозер)

Такие объекты, без вещей ритуального характера, отмечены по материалам Тянь-Шаня и Алая А. Кибировым (Кибиров 1959, С. 66, 84) и К. Ташбаевой (Ташбаева 1995, С. 44) (Рисунок 2, 3), Д.Ф. Винником на правом берегу р. Кара-кол в Суусамырской долине. Есть сведения о наличии подобных объектов в Центральном Тянь-Шане, в бассейне реки Сары-Жаз.

Наибольшее количество «восьмикаменных» поминальных памятников обнаружено и частично раскопано К. Табалдиевым и Р. Бозером в Сонкульской

долине (Табалдиев, Бозер 2003, С.158-161). После чего, круг информаций, в определенной степени, расширился. Согласно добытым материалам во Внутреннем Тянь-Шане, предлагается нижеследующая характеристика.

На территории Центрального Тянь-Шаня «восьмикаменные» оградки встречаются не на всех могильниках сакского времени. Из этого следует предположить, что обычай сооружения поминальных сооружений из восьми камней не был характерным для всего населения Тянь-Шаня в I тысячелетии до н.э.

Исходя из материалов Тянь-Шаня, отмечаются несколько разновидностей одного и того же, или близкого по характеру, ритуально-поминального процесса. В процессе, которых сооружали следующие варианты «восьмикаменных» оград и «поминальников»:

1) «Восьмикаменные» оградки первого варианта расположены на отдельном участке. Имеется группа «восьмикаменных» поминальников с численностью до девяти (встречались, состоящие из двух, трех и девяти). Каждая из них строго состоит из восьми валунов. Они почти не связаны с могильниками, т.е. сооружены на отдельных просторных участках долин или на участке, значительно удаленном от могильника. Иногда встречаются и на территориях могильников, но сооружены обособленно.

Поминальные памятники этой группы отличаются большими размерами (диаметр до 5 м), для сооружения, которых специально выбирались массивные камни, иногда их даже привозили с далеких расстояний. Ярким образцом является комплекс «Таш-Тулга», известный в кругу исследователей с начала XX века (Рисунок 1:1). Непосредственно около одной из «восьмикаменных оград» и вблизи комплекса установлены каменные стелы, напоминающие «оленные камни». Комплекс Таш-Тулга не связан с местом погребения умерших. Высокая степень близости форм с первым вариантом «поминальников», позволяет их идентифицировать в качестве поминальных памятников. Это место могло служить местом для совершения поминальных и других обрядов.

2) Второй вариант «восьмикаменных» оград отличается меньшим размером. Они непосредственно связаны с курганом. Фактологический результат этого процесса выражен в виде кольцевых оград вокруг курганов, как в могильниках Чондёбё. Этот вариант сооружения оградок, рядом с местом погребения, непосредственно связан с поминальным обрядом по конкретному умершему. В археологической литературе относительно них используются и другие термины - поминальники, ритуальные кольцевые выкладки, жертвенники, которые прямо связаны с курганами.

Количество таких кольцевых оград доходит до 90. Обычно, они дугообразно окружают курганы (Рисунок 2:4,5). Над поверхностью земли видна только верхняя поверхность камня, а все ее остальная часть закопана. Они не являются погребальными сооружениями, а являются культовыми сооружениями -поминальными оградками. Расстояние между курганами и поминальниками варьирует: если курган имеет большие размеры, то расстояние между ними составляет от 15 до 24 метров; в небольших курганах они расположены в непосредственной близости.

3) Третий вариант исследован в Ат-Башинской долине, в могильнике Кичи-Ача, где присутствовали оба варианта оград. Здесь 10 курганов эпохи раннего железа располагались цепочкой по линии север-юг. В центральной части, каждый из этих курганов имел овальную кольцевую выкладку. Все курганы были начисто ограблены еще в древности. На восточной стороне каждого кургана, из валунов сооружены от трех до четырех «поминальников», округлых в плане формы. Диаметр каждого достигает до 1 м. При выборочных раскопках «поми-

нальников», находок или других признаков ритуальных действий не обнаружено (Фото 4, 6).

Они, «поминальники», как правило, сооружены в восточном секторе от курганов. Кроме поминальников здесь западнее от них присутствовали памятники типа «восьмикаменных» оград. По данным признакам сведения из Кичи-Ача и Жапырык имеют много общего.

Аналогичные памятники, также состоящие из восьми камней и примерно, таких же размеров как на Сонкёле, открыты и изучены на Горном Алтае в Туве. По результатам исследований В.Д. Кубарева, обычно в таких сооружениях на Алтае встречаются следы огня, мелкие обгорелые кости животных, изредка мелкие фрагменты керамических сосудов, что позволяют их идентифицировать в качестве культовых памятников, где совершались поминальные церемонии. На сегодняшний день известен только один «восьмика-менный» памятник с погребением человека. Памятник был исследован автором данной статьи и Р. Бозер в могильнике Чалчык-Булак, в долине Сон-Кёль (Табалдиев, Бозер 2003, С.161) (Рисунок 2:6-7). Этот единичный памятник не отражает устоявшуюся традицию и не дает основания считать все «восьми-каменные» объекты погребальными сооружениями.

Как писал В.Д. Кубарев, восьмикаменные кольца, наряду с балбалами являются основными определяющими признаками при поисках курганов пазы-рыкской культуры. Они относятся к середине I тыс. до н.э (Кубарев 1980, С.69-91; Илюшин 1989, С.79-81). Как правило, расположены в 25-30 м от курганов с западной стороны. Каждому кургану соответствуют две, а в иных случаях, даже три таких выкладок. В.Д. Кубарев, производивший раскопки курганов, в том числе, и внутри восьмикаменных выкладок, обнаружил в оградках остатки жертвенных животных и золы. Автор раскопок на основе находок в оградках полага-ет, что в них совершались культовые действия, совмещающие обряд «кормления и проводов души умершего» в потусторонний мир (Кубарев 1987, С. 11-12; Кубарев 1991, С 23-24; Кубарев 1992, С.12-14). В могильнике Бике I обнаружен однолезвийный нож. По мнению части исследователей, восьмикаменные кольцевые выкладки связаны с солярным культом, бытовавшим в среде скифского населения Горного Алтая (Илюшин 1989, С.80).

Считаем нужным напомнить о жертвенных сооружениях Центрального Казахстана, включенных в круг памятников эпохи бронзы (Маргулан, Акишев, Ка-дырбаев, Оразбаев 1966, рис. 24,26, 60). Число камней в кругах - 8-9, диаметры кругов - 1,5-3м. В группе имелись от трех до тринадцати кругов. Круги ориентированы по линии СЗ-ЮВ, ССВ-ЮЮЗ, В-З. Внутри отдельных групп прослежены слой угля и золы, остатки жертвенной пищи, орудия труда (зернотерки, каменный пест). В центре некоторых стояли менгиры. Обычно, они располагаются на берегу рек (на возвышенном берегу), на открытой, несколько в приподнятой равнине, в стороне от поселений и погребений. В центре некоторых групп врыт менгир. В этническом отношении они включены в круг андроновских памятников. Здесь четко датированных предметов не обнаружено, не проведены анализы для абсолютной датировки органических остатков. Непосредствен -

ная связь с андроновскими курганами, поселениями не прослежена. Перечень сведений, опубликованных по Центральной Азии за последние годы, позволяют центрально-казахстанские жертвенные сооружения включить в круг памятников «восьмикаменных оград».

Бронзовые изделия из Кичи-Ача включены в круг памятников ранней сак-ской культуры среднеазиатского региона (Горбунова 2001, С.179-200). Подобного рода археологические находки являются ценными данными для выделения раннего этапа сакской культуры и степени близости материальной культуры населений регионов Центральной Азии. Сонкульские культовые поминальные оградки (могильник Чон-Дёбё) окружавшие массивных курганов дугой с западного сектора относятся середине I тысячелетия до н.э.

Обряд сооружения поминальных сооружений на территории могильников, курганов хуннского времени на Тянь-Шане пока не выявлен. То есть, примерно, в последней трети традиция сооружения «восьмикаменных» оград была прервана. По всей вероятности, в хуннскую эпоху поминальные обряды и их материальные остатки носили иную форму, или оба обряда совершались в пределах мест погребений, без дополнительных строительств для совершения поминальных обычаев в честь умершего.

Возрождение близкого по характеру обряда в горных и степных зонах Центральной Азии произошло в середине I тысячелетия н.э. в периоды тюркских каганатов. На территории могильников стали устанавливать поминальные оградки квадратной или прямоугольной формы. С восточной или с западной стороны ограды устанавливали монументальные каменные изваяния.

Пока есть основания считать «восьмикаменные» поминальные оградки и кольцевые выкладки, окружающие курганы на Центральном и Внутреннем Тянь -Шане, привнесенными из восточных регионов Центральной Азии. В Монголии некоторые группы кольцевых выкладок связаны со своеобразными культовыми сооружениями «херексурами», во всяком случае, находятся вблизи них.

Наше сопоставление с данными Алтая, в частности, памятников майэмир-ского этапа пазырыкской культуры и саков Тянь-Шаня предпринимается не впервые. Для пазырыкской культуры характерны сопроводительные конские захоронения, что пока не известно в погребальных памятниках саков Тянь-Шаня. В последующих исследованиях влияние зон, где распространены памятники культуры пазырыкцев, носителей оленных камней, херексуров не должны исключаться из внимания.

Материалы Берккаринского могильника (Бернштам 1997, С.89) материалы, добытые К.И. Ташбаевой в могильнике Жапырык (Рисунок 1:1,2) и наши материалы из Внутреннего Тянь-Шаня позволяют предполагать то, что на основе генезиса «восьмикаменных» оград, «поминальников» лежали элементы херек -суров Центральной Азии. Херексуры несут социальную нагрузку, они сооружались над могилами представителей родоплеменной знати и, видимо, выдающихся личностей, вождей-воинов. Они назначались в качестве монументальных сооружений общественного характера - культово-религиозных комплексов, жертвенников (Цыбиктаров 2003, С. 176).

Культовые каменные выкладки округлой формы, состоящие из восьми камней, известны у саглинской культуры Тувы, датируемой У-111 вв. до н.э (Грач 1980, С.31-32). Они также сочетались с могильными комплексами, т.е. с курганами могильника Саглы-Бажи и находились на западной стороне от курганов. Исследование этого типа памятника в Туве и на Алтае показало их как место жертвоприношения. В Туве на одном из них найдена кость коровы. Общее ко-

личество кольцевых выкладок, тяготеющих кургану 1 в Улуг- Хоруме, в Туве составляло более 400. Выборочные раскопки десяти из них, не показали следов сожжения или других ритуальных действий.

Сведения об объектах, типа «восьмикаменных» оград, известны с начала XX столетия. В 1911 году А.В. Адриановым в Майэмирской степи Горного Алтая вскрыта каменная выкладка, где были обнаружены бронзовые удила со стремячковидными окончаниями, семь золотых округлых пластин, вложенных одна в другую, украшенных изображением животного, бронзовые изделия (удила, кружок, кнопка). Каменная выкладка имела кольцеобразную форму и состояла из семи валунов. Этот известный майэмирский памятник и другие материалы послужили основой для выделения своеобразного периода в истории древних племен и для развития идеи о начальных этапах скифской культуры (Кирюшин, Тишкин 1998, С.71).

Грач А.Д. в своей монографии писал: «С культом лошади были связаны и кольцевые выкладки: Здесь, в характерном сочетании зафиксированы кости коней черепа и кости ног ниже голеностопного сустава (отсутствовали позвонки, ребра и крупные кости конечностей). М.П. Грязнов и Маннай-оол полагали, что это остатки конских шкур, в которых были оставлены черепа и нижние кости конечностей» (Грач 1980, C.73).

В этом плане небезынтересно упомянуть нахождение бронзовых деталей узды в «восьмикаменной» оградке, в могильнике Кичи-Ача, в Атбашинской долине Внутреннего Тянь-Шаня.

Рассмотренный тип памятников - восьмикаменные поминальные оградки типа кичиачинских, с надежно датирующими материалами позволяют выде-лить ранние этапы культуры раннесакского времени на Тянь-Шане. Поиск и исследование такого характера памятников, бесспорно, позволят выделить наиболее характерные черты раннесакских погребальных памятников и даже переходной от эпохи бронзы к раннему железному веку памятников, до сих пор слабо прослеживаемых на археологических материалах Тянь-Шаня. Рассмотренный тип памятников и другие известные нам материалы, связанные с могильниками вынуждают выделить могильники с «восьмикаменными» оградками и или без них. То есть, в эпоху раннего железного века в регионах Тянь-Шаня обитали группы ранних кочевников, обладающие традициями сооружения «восьмикаменных» оград и другая группа, у которых отсутствовала данная традиция. В предстоящем этапе исследования, особо следует обратить внимание на хронологию, предварительно выделенных в данной статье, вариантов «восьмикаменных» памятников и на их взаимосвязь. Полученные ре -зультаты, несомненно, должны быть анализированы вместе с остальным ком -плексом - погребальными памятниками и другим видом поминальных памят -ников этого времени - «оленными камнями».

Оленные камни. Во время исследования памятников высокогорной долины Ат-Башы, в её западной части, в местечке Шырыкты Н.Н. Пантусовым была зафиксирована вертикально установленная каменная плита с округлым знаком на одной из её граней (Рисунок 3:1).

Аналогичный уникальный камень с изображением круга на двух сторонах хранится в Кыргызском государственном историческом музее. Привезен из се -верной части Иссык-Куля. На его трёх сторонах ярко заметны округлые знаки, изображение колчана и косые линии (Рисунок 3:2). Судя по отрывочному сведению В.В. Бартольда, аналогичный камень длиной 110 см был обнаружен на южном Прииссыккулье, на правом берегу реки Жууку (Бартольд 1996, С.426).

Приведем отрывок из текста: «Около жуукинского камня (на правом бе-регу речки) много могильных насыпей, вероятно калмыцких; могилы представляют «более или менее плоские кучи камней четырехугольной и круг- лой формы, обведенные четырехугольниками из булыжников и плиток». У юж-ного конца могильника, на больших валунах, много изображений козлов и дру-гих фигур; у северного конца «стоит камень в виде призмы (высота - 110 см) с выпуклыми сторонами, суживающейся кверху и к основанию; около вершины одного из двугранных углов заметна бороздка в виде круга с маленькой ямкой в центре, а на самой вершине - маленькая неглубокая ямочка».

Первым специально обратил свое внимание к подобным типам археологических памятников В.П. Мокрынин и ввел термин «оленные камни» в качестве одного из типов памятников саков Тянь -Шаня. По его сообщению, несколько оленных камней было найдено в Чуйской долине и на побережье озера Иссык -Куль. Он выделяет два типа «оленных камней»; 1 - каменные стелы, в верхней части которых с противоположных сторон на одном уровне выбито по замкнутому кругу; 2 - каменные стелы, выбитые на плоскостях. Кроме вышеупомянутых кругов, выбиты изображения оленей, кабанов и других животных. Нередко, здесь же были выбиты контуры кинжалов и луков (Мокрынин 1986, С.28). Как видно, пока на территории Кыргызстана отсутствуют оленные камни с изображениями оленей, характерных для оленных камней Тувы, Забайкалья и Северо-Западной Монголии.

Аналогичные стелы длиной до 3,5 м с изображением круга и другой атрибутики относятся к типу памятников «Оленные камни», получившие свое название от высеченных на них изображений оленей. Они известны на широкой территории степей Евразии, в Монголии, в Забайкалье, в Туве, на Алтае, в Центральном Казахстане, в Приуралье, в Поволжье, на Северном Кавказе, в Грузии, на Северном Причерноморье и на территории вплоть до Средней Европы (Болгария, Эльба).

Обращаясь к трудам исследователей оленных камней западной и северо -западной Монголии, отмечаем следующее. Так, например, оленные камни Уш-кийн-Увера находятся среди кольцевых выкладок, вблизи херексуров, т.е. входили в состав культового комплекса.

Последние годы количество оленных камней, найденных на территории Семиречья и Восточного Туркестана, увеличивается. В урочище Тамгалы в 60 км к северу от реки Чу археологом А.Е.Рогожинским был найден оленный камень с изображением на одной стороне окружность и лук в футляре. Другой -окружность, ниже изображение чекана с острым наконечником на рукояти.

В Сон-Кёле, в урочище Кыла 1997 г., во время археологической разведки, был обнаружен объект, имевшее непосредственное отношение к категории «оленных камней». На двух углах четырехугольного земляного возвышения высотой 0,30 м стояли две стелы, высотой до 1 м. На одной из них наверху вырезан круг диаметром 10 см (Рисунок 3:3).

Исследуя каменные изваяния Бураны, обнаружен удивительный факт. Так, например, на другом конце каменного изваяния имелись изображения кинжала, округлых знаков, косо срезанных линий (Рисунок 3:4). Присутствие круга (кольца-серьги) в верхней части на стеле из школы №10 г.Бишкека дает основание включить её в круг «оленных» камней (Рисунок 3:5). Четырехугольную земляную возвышенность на Сон-Куле (Кыла), на двух углах которой установлены стелы, можно представить, как ритуальное сооружение.

Рисунок 3. Оленные камни Кыргызстана. 1 - Шырыкты (Ат-Башинская долина);

2-5 - Иссык-Куль; 3 - Кыла (Сон-Кёл)

Эти памятники показывают отчетливые связи древних жителей Кыргызстана с указанными восточными регионами Центральной Азии. Факт из Бураны: повторное использование древнего поминального памятника через полторы тысячи лет древними тюрками в качестве каменного изваяния с изображением на обратной конечности является уникальным случаем для территории Кыргызстана. Но такие случаю были известны ранее в Восточном Туркестане или в отдельных средневековых изваяниях, явно прослеживаются круги, характерные для оленных камней (Варенов 1998, С.67). Даже есть случаи предположительно переиспользование одних и тех же стел - в эпоху бронзы, в скифское время и в древнетюркское время (Варенов 1998, рис. 5; Новгородова 1989, С.176).

Обнаружение «оленных камней» в Сон-Куле и в прилегающих районах Тянь-Шаня отражает миграции части их создателей из восточных регионов

Центральной Азии. Эта миграция ранее прослежена исследователями на основании встречаемости характерных для оленных камней изображений. По мнению археологов З. Самашева и Я.А. Шер миграция саяно-алтайского или цен-тральноазиатского населения проходило через Горный Алтай на рубеже !М тыс. до н.э. Но другие исследователи считают, что это не миграция, а только связи на уровне историко-культурных областей (Черемисин Д.В., Слюсаренко 1995, а 137).

Для Сон-Куля и прилегающих территорий, где были обнаружены оленные камни и округлые каменные выкладки «восьмикаменные оградки», ясно одно. Они, раньше в эпоху бронзы не были известны. По крайней мере, они пока не обнаружены. Видимо, памятники этого вида были привнесены извне, отчетли -во прослеживается направление, откуда оно проникло. Здесь, следует учесть следующее. По всей вероятности, это связано с миграцией из вышеуказанных авторами регионов. Но на Тянь-Шань, культура проникает в измененном виде. Скорее всего, данная миграция происходила не впрямую и это не была непрерывной миграцией. Поэтому, на стелах исчезают первоначальные изобра-жения оленей, изображенные в привычной, стилизованной манере. Сохраняются только округлые знаки, косые линии в верхней части и некоторые реалии. Это не только культурные контакты двух регионов, а миграция, что засви-детельствовано антропологически (Тур 1995, 044-53). При исследовании вопроса появления «оленных камней» на Центральном Тянь-Шане должны учитываться её восточные регионы, т.е. данные Синьцзяня (Варенов 1998, 06668; Tei Hatakeyama 2003, 0207-211).

Если согласиться с мнением археолога А. Ковалева, который рассмат-ривал проблему происхождения культуры оленных камней, то мы можем полагать исходную территорию носителей оленных камней (Ковалев 2001, 0161165). По его мнению, формирование культуры оленных камней проходило на территории региона Гань-Цин (Ганьсу-Цинхай).

Население Тянь-Шаня, оставившие «оленные камни», курганы, «восьми-каменные оградки» генетически были близки с населением Центральной Азии. Их носители имели непосредственное отношение к формировании сакской культуры Тянь-Шаня. При исследовании этого типа памятников, одним из наиболее проблемных является вопрос о хронологии видов «типа «оленных камней» и «восьмикаменных» поминальных оград, для чего наиболее важны археологические исследования данных объектов на первоначально установ -ленных местах.

Таким образом, для эпохи поздней бронзы в центрально-азиатском регионе существовала общая этнокультурная основа, в качестве которой вы -ступала культура херексуров и оленных камней (Худяков 1987, С.155-158). Стиль и сюжеты изображений на петроглифах и оленных камнях во многом схожи. Эволюция петроглифики в эпоху бронзы и раннего железного века в Центральной Азии протекала в рамках родственных этнокультурных образований. Она проходила по линии дифференциации историко-культурного единства на отдельные этносы, культуры, очаги искусства, сохранявшие между собой значительное сходство. Этим объясняется общность путей развития петроглифики в раз-ных районах Центральной Азии.

Сравнительный анализ оленных камней, поминальных оградок, наскальных изображений с территории Алтая и Тянь-Шаня, являющихся естественными географическими границами центрально-азиатского историко-культурного региона, позволит уточнить характер развития военного искусства в кочевом мире и направленность этнокультурных контактов в эпоху становления культурно-хозяйственного типа сезонных кочевых скотоводов и полукочевников.

Эдебиеттер тЫм^ Список литературы

1. Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период (По поводу семиреченских надписей) // Избранные произведения по истории кыргызов и Кыргызстана: Составление, доп. коммент. и предисловие О. Караева. - Бишкек: Шам, 1996.

2. Бернштам АН. Памятники старины Таласской долины. Историко-археологический очерк. -Алма-Ата, 1941 // Бернштам АН. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. - Т.1. - Бишкек, 1997. - С.89.

3. Варенов А.В. Южносибирские культуры эпохи ранней и поздней бронзы в Восточном Туркестане // Гуманитарные науки в Сибири. - 1998. - №3. С. 66-68.

4. Винник Д.Ф., Жаманкараев А, Умурзаков С. Таш-Тулга // Манас. Энциклопедия. - Бишкек. -1995.

5. Горбунова Н.Г. Конская упряжь ранних саков Центральной Азии (Средняя Азия и Казахстан) // Древние цивилизации Евразии. История и культура. - Москва 2001. - С. 179-200.

6. Грач АД. Древние кочевники в Центре Азии. - Москва, 1980. - С.31-32.

7. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири // Материалы и исследования по археологии СССР (МИА №9). - М.-Л., 1949.

8. Кибиров АК. Археологические работы в Тянь-Шане // Труды киргизской археолого-этнографической экспедиции (ТКАЭ). - Москва, 1959.

9. Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А А. Основные этапы изучения скифской эпохи Горного Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий: Сборник научных статей. -Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 1998.

10. Кубарев В.Д. Археологические памятники Кош-Агачского района (Горный Алтай) // Археологический поиск (Северная Азия). - Новосибирск: Наука, 1980. - С.69-91.

11. Илюшин АМ. Комплекс культовых сооружений у кочевников Горного Алтая в Скифское время // Проблемы археологии скифо-сибирского мира (социальная структура и общественные отношения). Тезисы всесоюзной конференции. - Часть 1. - Кемерово, 1989. - С.79-81.

12. Кубарев В. Д. Курганы Уландрыка. - Новосибирск, 1987.

13. Кубарев В. Д. Курганы Юстыда. - Новосибирск: Наука. Сибирское отд-ние, 1991.

14. Кубарев В. Д. Курганы Сайлюгема. - Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1992.

15. Маргулан А.Х., Акишев К.А, Кадырбаев М.К., Оразбаев АМ. Древняя культура Центрального Казахстана. - Алма-Ата 1966.

16. Кирюшин Ю.Ф., Тишкин АА. Основные этапы изучения скифской эпохи Горного Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий: Сборник научных статей. -Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Мокрынин В.П. По следам прошлого. - Фрунзе. - 1986.

18. Новгородова Э.А Древняя Монголия. - М.: Наука-Главная редакция восточной литературы, 1989.

19. Сараев В.В., Первых Н.М. Каргалинские камни с чашевидными знаками // История и археология Семиречья. Сборник статей и публикаций. - Выпуск 2. - Алматы: Фонд «Родничок», Фонд «XXI век», 2001. - С.165-170.

20. Ташбаева К.И. Новые аспекты в культуре ранних кочевников Тян-Шаня // Из истории и археологии древнего Тянь -Шаня. - Бишкек: Илим, 1995.

21. Ташбаева К.И. Археологические комплексы ранних кочевников Тянь-Шаня // Древний и средневековый Кыргызстан. - Бишкек: Илим, 1996. - С.44. - Рис.4-5.

22. Ташбаева К.И. Культура ранних кочевников Тянь-Шаня и Алая: автореф. Дисс...канд. ист. наук. - Л.,1987.

23. Табалдиев К.Ш. Новые сведения из области духовной и материальной культуры сакского времени Тянь-Шаня // Древний и средневековый Кыргызстан. - Бишкек: Илим, 1996. - С. 172-177.

24. Табалдиев К.Ш., Бозер Р. Памятники ранних кочевников долины озера Сон -Куль // Степи Евразии в древности и средневековье: Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Михаила Петровича Грязнова. Санкт-Петербург, Книга 2. Часть 3. Бронза, ранние кочевники. - Санкт-Петербург, 2003. - С.158-161.

25. Табалдиев К.Ш. «Восьмикаменные» памятники и «оленные камни» Тянь -Шаня // Современные проблемы археологии России. - Том. II. Материалы Всероссийского археологического съезда (23-28 октября 2006 г., Новосибирск). - Новосибирск, 2006. - С.55-57

26. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири // Материалы и исследования по археологии СССР(МИА). - 1949. - №9.

27. Шер Я.А Археологические разведки на озере Сон-Куль (1960-1962 гг.). // Краткие сообщения Института Археологии (КСИА). - Вып.98. - М., 1964. - С.66-72.

28. Худяков Ю.С. Херексуры и оленные камни // Археология, этнография и антропология Монголии. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 136-162.

29. Черемисин Д.В., Слюсаренко И.Ю. Археологические памятники и традиционные пути кочевания в районе Укока (к вопросу о связях) // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая (тезисы научно-практической конференции). - Барнаул, 1995.

30. Цыбиктаров АД. Херексуры и памятники монгун -тайгинского типа (проблема культурного соотношения) // Степи Евразии в древности и средневековье. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Михаила Петровича Грязнова. Санкт-Петербург, Книга 2. Часть 3. Бронза, ранние кочевники. - Санкт-Петербург, 2003.

31. Эрдейи И. Некоторые итоги работ монгольско-венгерской экспедиции // Археология и этнография Монголии. - Новосибирск, 1978.

32. Chudjakov Julij, Tabaldiev K.S Bodenschützen-Darschtellung auf Felsbildern im Altai und im Tien-Shan // EURASIA ANTIGUA Zeitschrift für archäologie Eurasians. Band 2. - Berlin, 1996. - P. 311-318.

33. Tabaldiev K.C. Neue Funde der Sakenzeit aus dem Tien Shan // EURASIA ANTIQUA. Zeitschrift für archäologie Eurasiens. Band 2. - Berlin, 1996. - P. 355-361.

34. Tei Hatakeyama Tumulus and stag stones at Shiebar-Kul in Xinjiang, China (Fig. 3). // Степи Евразии в древности и средневековье / Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Михаила Петровича Грязнова. Санкт-Петербург, Книга 2. Часть 3. Бронза, ранние кочевники. (Steppe of Eurasia in ancient times and middle ages. Proceedings of International Conferense To the Centenary of Mikhail P. Gryaznov. Book II. The bronze ages early nomads. Part 3). - St. Petersburg: The Hermitage Publishing House 2003. - С.207-211

35. Explorations in Turkestan. Expedition of 1903, under the Direction of Raphael Pumpelly. - Washington, 1905.

Reference

Bartol'd 1996 - Bartol'd, VV 1996, O hristianstve v Turkestane v domongol'skij period (Po povodu semirechenskih nadpisej), Izbrannye proizvedeniya po istorii kyrgyzovi Kyrgyzstana: Sostavlenie, dop. komment. i predislovie O.Karaeva, SHam, Bishkek. (Bartol'd, VV 1996, On Christianity in Turkestan in the pre-Mongol period (Concerning the Seven-letter inscriptions), Selected works on the history of Kyrgyz and Kyrgyzstan: Compilation, ext. comments. and the foreword by O.Karaev, SHam, Bishkek). (in Rus).

Bernshtam 1941 - Bernshtam, AN 1941, Pamyatniki stariny Talasskoj doliny. Istoiiko-aiheologicheskij ocheik, Alma-Ata. (Bernshtam, AN 1941, Monuments of the Talas valley. Historical and archaeological essay, Alma-Ata). (in Rus). Bernshtam 1997 - Bernshtam, AN 1997, Izbrannye trudypo arheologii i istorii kyrgyzov i Kyrgyzstana, T.1, Bishkek.(Bernshtam, AN 1997, Selected works on archeology and history of Kyrgyz and Kyrgyzstan, T.1, Bishkek). (in Rus). CHeremisin, Slyusarenko 1995 - Cheremisin, DV, Slyusarenko, IYU 1995, Arheologicheskie pamyatniki i tradicionnye puti kochevaniya v rajone Ukoka (k voprosu o svyazyah), Problemy ohrany, izucheniya i ispolzovaniya kul'turnogo naslediya Altaya (tezisy nauchno-prakticheskoj konferencii), Barnaul. (Cheremisin, DV, Slyusarenko, IYU 1995, Archaeological monuments and traditional ways of nomadic movement in the area of Ukoka (to the issue of ties), Problems of protection, study and use of the Altai cultural heritage (theses of the scientific and practical conference), Barnaul). (in Rus). Cybiktarov 2003 - Cybiktarov, AD 2003, Hereksury i pamyatniki mongun-tajginskogo tipa (problema kul'turnogo sootnosheniya), Stepi Evrazii v drevnosti i srednevekov'e. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 100-letiyu so dnya rozhdeniya Mihaila Petrovicha Gryaznova. Sankt-Peterburg, Kniga 2. CHast' 3. Bronza, rannie kochevniki, Sankt-Peterburg. (Cybiktarov, AD 2003, The Jerexurs and Mongun-Taygin type monuments (the problem of cultural correlation), the Eurasian Steppes in antiquity and the Middle Ages. Materials of the International Scientific Conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of Mikhail Petrovich Gryaznov. St. Petersburg, Book 2. Part 3. Bronze, early nomads, Saint-Petersburg). (in Rus). Chudjakov, Tabaldiev 1996 - Chudjakov, Ju, Tabaldiev, KS 1996, Bodenschützen-Darschtellung auf Felsbildern im Altai und im Tien-Shan, EURASIA ANTIGUA. Zeitschrift für archäologie Eurasians. Band 2, Berlin, P.311-318. (Chudjakov, Ju, Tabaldiev, KS 1996, Archers Darstellellung on rock art in the Altai and Tien Shan, EURASIA ANTIGUA. Journal of Archeology Eurasians. Volume 2, Berlin, P.311-318). (in Deu).

EHrdeji 1978 - Ehrdeji, I 1978, Nekotorye itogi rabot mongol'sko-vengerskoj ehkspedicii, Arheologiya i ehtnografiya Mongolii, Novosibirsk. (Ehrdeji, I 1978, Some results of the work of the Mongolian-Hungarian expedition, Archeology and Ethnography of Mongolia, Novosibirsk). (in Rus). Explorations in Turkestan 1905 - Explorations in Turkestan. Expedition of 19031905, under the Direction of Raphael Pumpelly, Washington. (in Eng). Gorbunova 2001 - Gorbunova, NG 2001, Konskaya upryazh' rannih sakov Central'noj Azii (Srednyaya Aziya i Kazahstan), Drevnie civlizacii Evrazii. Istoriya ikul'tura, Moskva, S.179-200. (Gorbunova, NG 2001, Horse harness of the early Saka of Central Asia (Central Asia and Kazakhstan), Ancient civilizations of Eurasia. History and culture, Moskow, P.179-200). (in Rus). Grach 1980 - Grach, AD 1980, Drevnie kochevniki v Centre Azii, Moskva, S.31-32. (Grach, AD 1980,

Ancient nomads in the Center of Asia, Moskow, P.31-32). (in Rus).

Hudyakov 1987 - Hudyakov, YUS 1987, Hereksury i olennye kamni,Arheologiya, ehtnografiya i antropologiya Mongolii, Nauka, Novosibirsk, S.136-162. (Hudyakov, YUS 1987, Jereksurs and reindeer stones, Archeology, ethnography and anthropology of ¡Mongolia, Nauka, Novosibirsk, P.136-162). (in Rus).

Ilyushin 1989 - Ilyushin, AM 1989, Kompleks kul'tovyh sooruzhenij u kochevnikov Gornogo Altaya v Skifskoe vremya, Problemy arheologii skifo-sibirskogo mira (social'naya struktura i obshchestvennye otnosheniya). Tezisy vsesoyuznoj konferencii, CHast' 1, Kemerovo, S.79-81. (Ilyushin, AM 1989, A complex of cult constructions at the nomads of the Altai Mountains in the Scythian time, Problems of archeology of the Scythian-S'beiian world (social structure and social relations). Theses of the All-Union Conference, Part 1, Kemerovo, P.79-81). (in Rus).

Kiselev 1949 - Kiselev, SV 1949, Drevnyaya istoriya YUzhnoj Sibiri, Materialy i issledovaniya po arheologii SSSR, №9, Moskva-Leningrad. (Kiselev, SV 1949, Ancient history of Southern Siberia, Materials and research on archeology of the USSR, №9, Moskva-Leningrad). (in Rus).

Kibirov 1959 - Kibirov, AK 1959, Arheologicheskie raboty v Tyan'-SHane, Trudy kirgizskoj arheologo-ehtnograficheskoj ehkspedicii, Moskva. (Kibirov, AK 1959, Archaeological work in Tien Shan, Proceedings of the Kyrgyz archeological and ethnographic expedition, ¡Moscow). (in Rus).

Kiryushin, Tishkin 1998 - Kiryushin, YUF, Tishkin, AA 1998, Osnovnye ehtapy izucheniya skifskoj ehpohi Gornogo Altaya, Itogi izucheniya skifskoj ehpohi Altaya i sopredel'nyh territorij: Sbornik nauchnyh statej, Izdatel'stvo Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, Barnaul.(Kiryushin, YUF, Tishkin, AA 1998, Basic eeapy of the study of the Scythian epoch of Gorny Altai, Results of the study of the Scythian epoch of Altai and adjacent territories: Collection of scientific articles, Publishing house of Altai State University, Barnaul). (in Rus).

Kubarev 1980 - Kubarev, VD 1980, Arheologicheskie pamyatniki Kosh-Agachskogo rajona (Gornyj Altaj), Arheologicheskij poisk (Severnaya Aziya), Nauka, Novosibirsk, S.69-91. (Kubarev, VD 1980, Archaeological monuments of the Kosh-Agach region (Gorny Altai), Archaeological search (Northern Asia), Nauka, Novosibirsk, P.69-91). (in Rus).

Kubarev 1987 - Kubarev, VD 1987, Kurgany Ulandryka, Novosibirsk. (Kubarev, VD 1987, Mounds Ulandryk, Novosibirsk). (in Rus).

Kubarev 1991 - Kubarev, Vd 1991, Kurgany YUstyda,Nauka.Sibirskoe otd-nie Novosibirsk. (Kubarev, VD 1991, Mounds Yustyda, Nauka. Siberian Branch Novosibirsk). (in Rus).

Kubarev 1992 - Kubarev, VD 1992, Kurgany Sajlyugema, Nauka, Sibirskoe Otd-nie Novosibirsk. (Kubarev, VD 1992, Mounds Sajlyugema, Nauka, Siberian Branch Novosibirsk). (in Rus).

Kiryushin, Tishkin1998 - Kiryushin, YUF, Tishkin, AA 1998, Osnovnye ehtapy izucheniya skifskoj ehpohi Gornogo Altaya, Itogi izucheniya skifskoj ehpohi Altaya i sopredel'nyh territorij: Sbornik nauchnyh statej, Izdatel'stvo Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, Barnaul. (Kiryushin, YUF, Tishkin, AA 1998, The main stages of studying the Scythian epoch of Gorny Altai, Results of the study of the Scythian epoch of Altai and adjacent territories: Collection of scientific articles, Publishing house of Altai State University, Barnaul). (in Rus).

Kiselev 1949 - Kiselev, SV 1949, Drevnyaya istoriya YUzhnoj Sibiri, Materialy i issledovaniya po arheologii SSSR, №9. (Kiselev, SV 1949, Ancient history of Southern Siberia, Materials and research on archeology of the USSR, №9. (in Rus).

Margulan, Akishev, Kadyrbaev 1966 - Margulan, AH, Akishev, KA Kadyrbaev, MK, Orazbaev, AM 1966, Drevnyaya kul'tura Central'nogo Kazahstana, Alma-Ata. (Margulan, AH, Akishev, KA Kadyrbaev, MK, Orazbaev, AM 1966, Ancient culture of Central Kazakhstan, Alma-Ata). (in Rus).

Mokrynin 1986 - Mokrynin, VP 1986, Po sledam proshlogo, Frunze. (Mokrynin, VP 1986, In the wake of the past, Frunze). (in Rus).

Novgorodova 1989 - Novgorodova, EHA 1989, Drevnyaya Mongoliya, Nauka-Glavnaya redakciya vostochnoj literatury, Moskva. (Novgorodova, EHA 1989, Ancient Mongolia, Nauka- The main edition of eastern literature, Moskow). (in Rus).

Saraev, Pervyh 2001 - Saraev, VV, Pervyh, NM 2001, Kargalinskie kamni s chashevidnymi znakami, Istoriya i arheologiya Semiiech'ya. Sbornik statej i publikacij, Vypusk 2, Fond «Rodnichok», Fond «XXI vek», A maty, S.165-170. (Saraev, VV, Pervyh, NM 2001, Kargalinsky stones with cup-shaped signs, History and archeology of the Seven Rivers. Collection of articles and publications, Issue. 2, Fond «Rodnichok», Fond «XXI vek», Amaty, P.165-170). (in Rus).

SHer 1964 - Sher, YAA 1964, Arheologicheskie razvedki na ozere Son-Kul' (1960-1962 gg.), Kratkie soobshcheniya Instituta Arheologii, Vyp.98, Moskva, S.66-72. (Sher, YAA 1964, Archaeological surveys on Lake Son Kul (1960-1962), Brief communications of the Institute of Archeology, Issue 98, Moskva, P.66-72). (in Rus).

Tashbaeva 1995 - Tashbaeva, KI 1995, Novye aspekty v kul'ture rannih kochevnikov Tyan-SHanya, Iz istorii i arheologii drevnego Tyan'-SHanya, Ilim, Bishkek. (Tashbaeva, KI 1995, New aspects in the culture of the early nomads of the Tien Shan, From the history and archeology of the ancient Tien Shan, Ilim, Bishkek). (in Rus).

Tashbaeva 1996 - Tashbaeva, KI 1996, Arheologicheskiekompleksy rannih kochevnikov Tyan'-SHanya,Drevnij i srednevekovyj Kyrgyzstan, Ilim, Bishkek, S.44, Ris.4-5. (Tashbaeva, KI 1996, Archaeological complexes of the early nomads of the Tien Shan, Ancient and medieval Kyrgyzstan, Ilim, Bishkek, P.44, Ris.4-5). (in Rus).

Tashbaeva 1987 - Tashbaeva, KI 1987,Kultura rannih kochevnikov Tyan'-SHanya i Alaya: avtoref. Diss...kand. ist. Nauk, Leningrad. (Tashbaeva, KI 1987, Culture of the early nomads of the Tien Shan and Alai: the author's abstract. Diss... Cand. east. Nauk, Leningrad). (in Rus).

Tabaldiev 1996 - Tabaldiev, KSH 1996, Novye svedeniya iz oblasti duhovnoj i material'noj kul'tury sakskogo vremeni Tyan'-SHanya, Drevnij i srednevekovyj Kyrgyzstan, Ilim, Bishkek, S.172-177. (Tabaldiev, KSH 1996, New information from the field of spiritual and material culture of the Saka time of the Tien Shan, Ancient and medieval Kyrgyzstan, Ilim, Bishkek, P.172-177). (in Rus).

Tabaldiev, Bozer 2003 - Tabaldiev, KSH, Bozer, R 2003, Pamyatniki rannih kochevnikov doliny ozera Son-Kul', Stepi Evrazii v drevnosti i srednevekov'e/ Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 100-letiyu so dnya rozhdeniya Mihaila Petrovicha Gryaznova. Sankt-Peterburg, Kniga 2. CHast' 3. Bronza, rannie kochevniki, Sankt-Peterburg, S.158-161. (Tabaldiev, KSH, Bozer, R 2003, Monuments of the early nomads of the valley of Son-Kul Lake, Eurasian Steppe in antiquity and the Middle Ages / Materials of the International Scientific Conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of Mikhail Petrovich Gryaznov. St. Petersburg, Book 2. Part 3. Bronze, early nomads, Saint-Petersburg, P.158-161 ). (in Rus).

Tabaldiev 2006 - Tabaldiev, KSH 2006, «Vos'mikamennye» pamyatniki i «olennye kamni» Tyan'-SHanya, Sovremennye problemy arheologii Rossii, Tom. II. Materialy Vseossijskogo arheologicheskogo s"ezda (23-28 oktyabrya 2006 g., Novosibirsk), Novosibirsk, S.55-57. (Tabaldiev, KSH 2006, «Eight-stone» monuments and «deer stones» of the Tien-Shan, Contemporary problems of Russian archeology, Vol. AI. Materials of the All-Russian Archaeological Site (October23-28, 2006, Novosibirsk), Novosibirsk, P.55-57). (in Rus).

Tabaldiev 1996 - Tabaldiev, KC 1996, Neue Funde der Sakenzeit aus dem Tien Shan, EURASIA ANTIQUA. Zeitschrift für archäologie Eurasiens. Band 2, Berlin, P. 355-361. (Tabaldiev, KC 1996, New finds of the Saki era from the Tien Shan, EURASIA ANTIQUA. Journal of Archeology Eurasia. Volume 2, Berlin, P.355-361). (in Deu).

Varenov 1998 - Varenov, AV 1998, YUzhnosibirskie kul'tury ehpohi rannej i pozdnej bronzy v Vostochnom Turkestane, Gumanitarnye nauki v Sibiii, №3. S.66-68. (Varenov, AV 1998, South Siberian cultures of the Early and Late Bronze Age in East Turkestan, Humanities in Siberia, №3. P.66-68). (in Rus).

Vinnik, ZHamankaraev, Umurzakov 1995 - Vinnik, DF, ZHamankaraev A, Umurzakov S 1995, Tash-Tulga, Manas. EHnciklopediya, Bishkek. (Vinnik, DF, ZHamankaraev A, Umurzakov S 1995, Tash-Tulga, Manas. Encyclopedia, Bishkek). (in Rus).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.