Принцип эскизной коллажности сохранился и в опере «Петр Великий» А.-Э.-М. Гретри (современная сценическая версия театра «Геликон-опера», художник по костюму Т. Тулубьева). В стильных костюмах этого спектакля готовые или специально окрашенные ткани (льняные, парчовые, шелковые, джинсовые, брейкерные и пр.) соседствуют с порой неожиданными (например, банерными) мате-риа-лами, металлической фурнитурой (люверсами, застежками и т. д.).
В другом спектакле этого же театра «Сибирь», Т. Тулубьева переносит коллажную эскизность в готовые костюмы, применяя сочетание ручной росписи тканей акриловыми красками с принтами, компьютерной печатью на тканях.
Коллажные многофактурные технологии помогают студентке Т. Боднарчук (факультет философии, культурологии и искусства ЛГУ имени А.С. Пушкина; руководитель - Асалханова М.В.) в работе над созданием авторской коллекции молодежной одежды по мотивам русского народного костюма. На поисковом, подготовительном этапе коллаж идеально передает авторское решение коллекции: новое воплощение русской старины и сказки; творческое преображение подлинного народного платья; органическое взаимопроникновение и взаимодополнение элементов современной и народной одежды (варианты современного и исторического кроя, многодельные фактурные набойки, роспись, вышивки).
Давая ощущение внутренней свободы и возможность создания «новой реальности», коллаж постепенно превращается в самостоятельный полноценный вид художественного творчества.
Как уже отмечалось выше, многие художники (и дизайнеры здесь не исключение) в своем творчестве обращаются к синтезу различных видов искусства. Такое стирание четких стилистических, жанровых границ в творчестве требует нового и более динамичного метода работы. И такие учебные задания, составленные по авторским методическим разработкам, как коллаж-«метод» и коллаж-произведение» становятся необычайно актуальными и востребованными.
Б. Ю. Анушин
Древнегреческий ордер
Культура Древней Греции оказывает огромное влияние на воспитание человека. Её значение давно переросло рамки национальной культуры, а архитектура стала неким образцом гармонии и совершенства. Поэтому крайне актуально, обучая студентов художественных вузов, вновь обратиться к великим произведениям зодчих - Иктина, Калликрата, Мнесикла. Одним из наиболее
139
значительных достижений архитектурной мысли Древней Греции является ордер. На его примере можно проанализировать не только конструктивную систему, но и способы организации архитектурной формы, что очень важно для методики обучения будущих дизайнеров и архитекторов. Совокупность художественных и конструктивных идей ордерной системы нашла продолжение и неоднократно использовалась в более поздние исторические эпохи, видоизменяясь в зависимости от стиля и технической схемы ордера.
Ордер (лат. о^о, ordin - порядок, строй, расположение; огёюпп - начинать, создавать основу) - основополагающий художественный троп в искусстве архитектуры. Способ образного переосмысления, художественного преображения стоечно-балочной конструкции, придающей сооружению необходимую устойчивость и прочность (Всеобщая история архитектуры. Т. 2. М., 1973. С. 33-52).
Основными элементами ордера являются: стереобат, стилобат, колонна, капитель, антаблемент, фронтон. Художественный образ ордерной системы нашёл своё выражение в античных храмах, окружённых колоннами. Витрувий оставил нам классификацию храмов, сформировавшихся во времена эллинизма: «Существует пять видов храмов, называющихся так: пикностиль - с тесно стоящими колоннами; систиль - где колонны стоят несколько шире; диастиль -с ещё более широкими междуколонными промежутками; ареостиль - с расставленными реже чем следует колоннами; евстиль - с правильным распределением расстояний» (Витрувий. Десять книг об архитектуре. Кн. 3, гл. 3, М.: Архитектура - С, 2006. С. 64).
Важно обратиться к древнегреческой архитектуре сегодня. Это связано с величием античных храмов, с заложенной в них общечеловеческой значимостью, выраженной через гармонию формы и содержания. Удивительная целостность и простота без излишеств и украшательства отличает греческую архитектуру. Однако есть ученые, которые придерживаются другого мнения: «...красивейшие колоннады древнегреческих храмов имеют не конструктивное, а преимущественно зрительное значение. Несущей конструкцией, принимающей на себя основной вес кровли, всегда оставалась стена, сложенная из массивных каменных квадро, а колоннада превращалась в декорацию» (Власов В. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 6. СПб.: Азбука, 2008.
С. 487). Обратимся к истории создания дорического и ионического ордеров, чтобы доказать неслучайность появления колонн в храме, их функциональную необходимость. Есть две гипотезы происхождения ордеров: первая связывала это с деревянной стоечно-балочной конструкцией. Эту позицию разделял Витрувий. Такое предположение возникло, потому что обнаруживается сходство ордера выполненного из камня с деревянным каркасом дерево-сырцовых храмов.
140
В XIX в. возникла теория, отрицающая влияние деревянных конструкций на происхождение ордеров. Она строилась на утверждении, что каменная конструкция сама диктует архитектурную форму, но эта теория не выдерживала критики, так как некоторые детали каменной конструкции ордера не имели смысла. Дорический и ионический ордер сформировались в VI в. до н. э. До этого строили из дерева и сырцового кирпича или глины. Археологам удалось обнаружить остатки сооружений и опор для столбов, относящихся к раннему периоду возникновения полиса. Наличие крупного леса в местах строительства храмов дорического ордера давало возможность ставить столбы с большим пролетом, а масштабность постройки вносила ощущение мужественности и монументальности архитектурных членений. Ионический ордер несёт женское начало, благодаря другим пропорциям, что обусловлено строительством в местах, связанных с народным зодчеством Малоазийского побережья Эгейского моря. Лес там более мелкий, климат менее суровый. Здесь имела место плоская кровля по горизонтальному настилу из мелкого леса по главным балкам. Такая конструкция сохранилась до наших дней в народном зодчестве Передней и Средней Азии. Ионический ордер с антаблементом без фриза, но с зубчиками можно считать основным вариантом этого ордера.
Проанализируем конструктивное решение дорического ордера и сравним с деревянной конструкцией древнейших храмов. Выдающийся исследователь архитектуры Огюст Шуази пишет следующее: «Утончающийся кверху ствол дерева, покрытый зарубками, сделанными топором, должен был послужить образцом для конусообразного коннелированного ствола колонны. Капитель с абакой должна являться как бы подушкой, предназначенной для поддержания балок. Архитрав, согласно этой теории, должен представлять собой каменный прогон, заменивший деревянные балки древнейших храмов. Триглифы как бы воспроизводят концы балок, перекрывающих потолок, или же, скорей, ту декоративную деревянную обшивку из досок, или дощатую обшивку кровельного желоба. Общность форм древнейших деревянных храмов и построенных по их образцу каменных храмов была настолько велика, что можно было свободно заменить деревянные столбы каменными колоннами, не изменяя общего вида постройки, как это было сделано с храмом Геры в Олимпии» (Шуази О. История архитектуры. Т. 1. М., 1935. С. 223).
В самом конце VII в. - начале VI в. до н. э. совершился переход к новому строительному материалу - камню. Мы внимательно рассматривали конструктивные элементы архитектурных ордеров, так как они доказывают не случайность формы, её тектоническую связь с конструкцией в античной архитектуре. Даже в таких деталях ионического ордера как примыкание архитрава к колонне просматрива-
141
ется деревянная конструкция, так как деревянный прототип был с развилкой, на которую опиралась деревянная балка. Отсюда появились валюты ионической капители. Вернёмся к утверждению, что будто бы колонны греческого храма-периптера декоративны и служат только для укрытия от солнца. Оно противоречит выводам и законам, природе построения древнегреческого ордера.
Докажем функциональность колонн периптера, анализируя с точки зрения распределения нагрузок, устойчивости конструкций. Сложилась конструктивная схема, которая логична, ибо прошла испытание временем. Уже в деревянном прототипе ордера устойчивость стены решалась за счёт её толщины, примыкания поперечных стен и столбов, которые несли свес кровли в местах выхода стропильных деревянных балок. Даже в древних храмах стремились погасить «распор» - действие сил на стену при помощи колонн. В храмах из камня колонны выполняют ту же функцию с учётом других, возрастающих нагрузок и пролётов. В описании главную роль играет балка между двумя продольными стенками целлы, поддерживающая при помощи брусков тяжесть среднего прогона и крыши. В греческой конструкции «стропильные ноги не скреплены со связью, которая подвергается не растяжению, а силам прогиба. Все части этой конструкции испытывают силы сжимания или прогиба, но никогда не испытывают силы растяжения. Греческая система, в основном подчинена функции несущих балок, представляет простую и ясную конструкцию - воспроизведение деревянной конструкции в камне» (Шуази О. История архитектуры. Т. 1. М., 1935. С. 206). Балка, перекинутая от стены до стены несла «стойки», имела продолжение до колонн, тем самым поддерживала потолок и при помощи тех же стоек ещё и обрешётку крыши. Недостатки греческой конструкции в больших нагрузках, которые воспринимает балка от стоек, поэтому она достаточно большого сечения (около 80 см).
Доказательством того, что классический ордер есть единая конструкция и художественная форма, может служить ещё и то, что была определена последовательность строительства греческого храма, который возводили с портика и колонн, а далее уже приступали к строительству стен целлы. Здесь понятно значение колонн с точки зрения работы сил в конструкции. Таким образом, из подробного рассмотрения работы греческой конструкции, можно сделать вывод, что все её элементы функциональны, то есть полезны, пропорциональны, то есть красивы, и соответствуют возникающим нагрузкам, то есть прочны.
Если же опираться на историю развития архитектуры Средних веков, то мы увидим как архитекторы «гасили распор», возникающий от действия нагрузок на стены. В храмах (базиликах) центральная часть была выше боковых нефов, которые и создавали
142
устойчивость стенам. В период готики эту функцию выполняли аркбутаны. Во всём этом прослеживается конструктивная схема, идущая от архитектуры греческого храма, нашедшая своё продолжение в эпоху романской и готической архитектуры. Поэтому высказывания в начале статьи заставило искать доказательств, опровергающих неверный взгляд на систему древнегреческих ордеров.
Анализируя причины появления ордерной системы, её элементов и деталей, рассматривая тектонику конструкции и формы, важно показать студентам не просто картинку храма или капители, а дать понятие об ордере как системе построения и пропорций Древнегреческих храмов, показать способы достижения гармонии и красоты.
И. В. Клюшкин
Христианские знаки и геральдика
Геральдика - вспомогательная историческая дисциплина, объектом изучения которой являются гербы. Слово «герб» произошло от латинского слова «Heraldus» - глашалай. В польском языке «герб» произносился и писался как herb, старочешском - как her, erb, в немецком - как Erbe - наследство. Что такое герб? Существуют два определения герба:
1. Герб - это условное изображение, символ, носящий наследственный характер, утвержденный верховной властью, оставленные по геральдическим правилам и выражающий исторические традиции, где главные идеи своего владельца, в качестве которого могут выступать государство, территория, город, частное лицо, средневековые профессиональные корпорации - цехи, гильдии и т. д.
2. Герб отождествлялся с эмблемой, носящей наследственный характер.
Поскольку эмблемы появились очень давно, сторонники второго определения герба слишком удревняют время их появления (речь идет, в частности, об отечественной геральдике).
Геральдика тесно связана с сфрагистикой, нумизматикой и генеалогией (наукой, изучающей родословные отдельных родов и семей).
Долгое время считалось, что геральдика и сами гербы появилась в связи с повсеместным введением на Западе рыцарского шлема с закрытым забралом и необходимостью узнавать на турнире соратника или противника. Личность рыцаря можно установить только его отличительному знаку, вынесенному на щит. Руководитель турнира - герольд - провозглашал, кто явился на турнир, разъяснял символику его щита.
143