жёрско-хоровое обучение в наибольшей степени способствует развитию таких важнейших личностных качеств как творческая активность, ответственность, приоритетность коллективных целей перед субъективными установками и т. п.
Одним из условий достижения результативности высшего образования является его многопрофильность, оптимальный, способствующий высокому уровню подготовки студентов (с учётом индивидуальных образовательных траекторий) образовательный процесс, организация культурного досуга и отдыха учащихся, способствующие их духовному и физическому здоровью.
Определив понятие продуктивности культурно-образовательной среды в целом, отметив сложности становления продуктивного образования, условия его развития, необходимо в русле данной статьи перейти к продуктивной творческой деятельности студентов в условиях музыкального образования. В качестве творческой деятельности мы рассматриваем исполнительское искусство, основополагающим фактором которого является общение педагога и учащихся, в процессе которого (наряду с другими значимыми составляющими, такими, как организационные, содержательные и информационные) выстраивается педагогически организованная музыкальная среда образовательного учреждения.
Современная система подготовки будущих педагогов-музыкантов в ВУЗе претерпевает существенные изменения, как в структурном, так и в содержательном компоненте. В условиях музыкально-исполнительской деятельности в сфере дирижер-ско-хорового искусства понимается система, приемы и навыки взаимодействия руководителя хорового коллектива с коллективом исполнителей. Содержанием такого общения является обмен музыкальной информацией, оказание музыкально-исполнительского воздействия и организация взаимопонимания в работе над созданием совместного творческого продукта. Трансформация методической составляющей, с учётом применения современных технологических средств, коррекция дидактического материала, включение в репертуар современных хоровых сочинений - все это способствует существенной оптимизации процесса создания продуктивной образовательной среды.
Библиографический список
В системе дирижерско-хоровой подготовки руководитель хорового коллектива рассматривается не только как инициатор творческого процесса, его организатор, но и как носитель мощного культурного потенциала. Творческое общение, с одной стороны, создает эмоциональный фон музыкально-исполнительского процесса, а с другой - является его непосредственной содержательной характеристикой. Музыкально-исполнительская деятельность выступает как определенная сторона творческого общения, но в то же время общение является частью, стороной этой деятельности.
Для достижения этого необходимо развитие эмоционально-образного, художественно-эстетического и логического компонентов музыкального мышления, что может осуществляться поступенно, с привлечением всех образовательных дисциплин, входящих в учебный план, а также в процессе общего эстетического и культурологического развития.
В общении от дирижера требуется умение построить его таким образом, чтобы оно обязательно обогащало исполнителей эстетически. Здесь невозможно обойтись без широкого культурного контекста, значительного эстетического опыта, приобретение которого является одной из важнейших задач музыканта и того учебного заведения, в котором происходит его обучение.
Суммируя вышеизложенное, можно утверждать, что организация продуктивной творческой деятельности учащихся в условиях музыкального образования высшей школы должна быть ориентирована, прежде всего, на создание особого культурного образовательного пространства в вузе, которое можно характеризовать как продуктивное. Базой продуктивной культурно-образовательной среды необходимо считать такие ее характеристики, как качественный уровень образования, его демократичность и результативность. Они, в свою очередь, должны быть направлены на:
- развитие творческих начал и культуры личности;
- развитие информационной культуры будущего педагога-музыканта;
- развитие исследовательской культуры, изучение передового педагогического опыта;
- непрерывный профессиональный рост будущего педагога-музыканта.
1. Гнатышина Е.В. О значении информационной культуры в процессе самостоятельной работы студентов. Психолого-педагогические исследования в системе образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 5 ч. Москва - Челябинск, 2004; Ч. 3: 208 - 211.
2. Грибкова О.В. Творческое общение в исполнительской деятельности дирижера-хормейстера. Москва, 2008.
3. Грибкова О.В. Теория и практика профессиональной культуры педагога-музыканта. Москва, 2011.
4. Грибкова О.В. Проектирование модели профессиональной культуры педагога-музыканта в современном образовательном пространстве. Москва, 2012.
5. Ушакова О.Б. Некоторые проблемы корректировки структурного и содержательного компонентов хоровых занятий в системе подготовки будущих педагогов-музыкантов. Проблемы науки и научного познания. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы I международной научной конференции. Москва, 2015; 4-4: 138 - 141.
6. Ушакова О.Б. Хоровой класс как творческая лаборатория в процессе подготовки педагога-музыканта. Теория и практика общественного развития. Краснодар, 2013; 10: 253 - 256.
References
1. Гнатышина Е.В. О значении информационной культуры в процессе самостоятельной работы студентов. Психолого-педагогические исследования в системе образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 5 ч. Москва - Челябинск, 2004; Ч. 3: 208 - 211.
2. Грибкова О.В. Творческое общение в исполнительской деятельности дирижера-хормейстера. Москва, 2008.
3. Грибкова О.В. Теория и практика профессиональной культуры педагога-музыканта. Москва, 2011.
4. Грибкова О.В. Проектирование модели профессиональной культуры педагога-музыканта в современном образовательном пространстве. Москва, 2012.
5. Ушакова О.Б. Некоторые проблемы корректировки структурного и содержательного компонентов хоровых занятий в системе подготовки будущих педагогов-музыкантов. Проблемы науки и научного познания. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы I международной научной конференции. Москва, 2015; 4-4: 138 - 141.
6. Ушакова О.Б. Хоровой класс как творческая лаборатория в процессе подготовки педагога-музыканта. Теория и практика общественного развития. Краснодар, 2013; 10: 253 - 256.
Статья поступила в редакцию 28.01.16
УДК 379.81
Kostina T.S., postgraduate, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: kosttina.t@mail.ru
DRAMATURGY OF A FESTIVAL AS AN IMPORTANT COMPONENT OF A SOCIO-CULTURAL PROJECTING. The article examines a festival as a unique cultural phenomenon, and at the same time one of the most common forms of storage and transmission of socially significant experience. The whole world is presented in a festival through the prism of human values and meanings, when the existential, social life and the nature of consciousness captured as integrity, a measure which defines the ideal of beauty. The holiday has different social functions, which include above all the formation of community, ideology, moral guidelines, aesthetic
preferences. The author proves that it is a festive drama that is the main form of the mechanism of socio-cultural design, and sets in motion a major process of forming the society for youth value orientations. Key words: dramaturgy, young people, values, feast.
Т.С. Костина, аспирант Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: kosttina.t@mail.ru
ДРАМАТУРГИЯ ПРАЗДНИКА - ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Праздник как одна из наиболее распространённых форм хранения и трансляции социально значимого опыта является уникальным феноменом культуры. Драматургия праздника выступает определяющим фактором процесса формирования ценностных ориентиров молодёжи. В статье доказывается, что имеет значение для социально-культурного проектирования, эффективность которого зависит от технологии создания праздника. Ключевые слова: драматургия, молодёжь, ценности, праздник.
Ценностные ориентиры молодёжи могут стать практическим воплощением своих воззрений в социально-культурной деятельности. Массовый праздник, в основе которого лежит идейно-тематический замысел, профессионально сформированный сценарий, выстроенная технология его реализации, является залогом успеха формирования позитивного отношения молодёжной аудитории к социально-культурной деятельности.
Весь мир представлен в празднике сквозь призму человеческих ценностей и смыслов, когда экзистенция, социальное бытие и природа схвачены сознанием как целостность, меру которой задает идеал красоты. Красота является коррелятом природной гармонии в мире культуры. Гармония характеризует состояние целостности и совершенства предмета, в то время как его красоту определяет отношение человека, его чувственно-оценочное переживание гармонии. Красота характеризует собой состояние субъекта, рефлектирующего степень гармонии бытия. В этой связи целью праздника как эстетического феномена является интерсубъективное переживание способа обретения гармонии с миром средствами культурной жизнедеятельности и сохранение этого эмоционального опыта в символической форме для «тиражирования» красоты. Динамику этих эстетических переживаний определяет способность человека к эстетической рефлексии как эмоционально-аксиологической экспертизе смысл сообразности и целостности предмета [1, с. 93].
Праздник - одна из наиболее распространенных форм хранения и трансляции социально значимого опыта и является уникальным феноменом культуры. Исторические основания праздника уходят в древнейшие эпохи. Праздник имеет различные социальные функции, к которым относятся, прежде всего, формирование общности, мировоззрения, нравственных ориентиров, эстетических предпочтений. Праздник, являясь «формой эстетической и художественной деятельности, включенной непосредственно в ткань социокультурной реальности» [2, с. 269], отражает модель социума, в котором он существует и в целом картину мира.
Праздник создаёт и поддерживает ощущение общности, участвовать в нём - значит стать частью целого, обрести свою идентичность. Поскольку сам праздник публичен и демонстративен, потому что он репрезентирует социально значимую идею или утверждает новый социальный статус.
Привлечение молодёжи для участия в праздниках имело большое значение во все времена, но особенно для советской политической системы. Как справедливо отмечает С.Н. Бородина, «праздник служил эффективным инструментом в формирующейся модели политической социализации. В ходе подготовок и проведения праздников получили развитие механизмы, формы и эмоциональные стереотипы, используемые в дальнейшем в процессе целенаправленного социализирующего воздействия» [3, с. 98].
Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам молодёжи, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, именно праздник можно рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форму, всестороннего развития личности. Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как предмет социально-культурной деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса взаимодействия.
Праздник обретает особую ценность тогда, когда становится событием, совместно и одновременно личностно проживаемом и переживаемом действом, где каждый находит и поэтому преумножает смысл. Сегодня же создание праздника
является коммуникационной технологией и коммуникационным феноменом, неотъемлемой частью социокультурного знания и, бесспорно, актуальным предметом социокультурного проектирования.
По сути, социально-культурная деятельность - воспитательная деятельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность [4, с. 71 - 72].
Драматургия праздника - драматургия сегодняшнего дня, сила которой в органическом единстве с сегодняшней жизнью человека, в неразрывной связи с реальной ситуацией окружающей его. Предмет данной драматургии - жизнь реальной человеческой общности, и сила такой драматургии в максимальной конкретизации. Область же искусства - тайны человеческого духа, обобщение и типизация.
Отличительная особенность драматургии праздников состоит в том, что они построены на действиях массы людей. Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссёрской разработке нужно предусмотреть пути его активизации, каналы, по которым может развиваться активная деятельность каждого участника во время праздника. Главное действующее лицо праздника - сама празднующая общность. Именно оттого, насколько устроителям праздника удастся сфокусировать центр внимания на самой празднующей общности, во многом зависит успех или неуспех праздничной акции. Сценарий праздника пишется с расчётом, в первую очередь, на самодеятельных исполнителей, на зрителей-участников [5, с. 12 - 13].
Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зре-лищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник - некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением [6, с. 24 - 26].
Актуализация ценности в празднике происходит через выражение участниками торжества своего к ней отношения. Поскольку это отношение носит эстетико-рефлективный характер (т. е. предполагает аксиологическую оценку и эмоционально-чувственную реакцию отношения), то праздник порой выступает пространством переоценки и даже развенчания каких-либо общественных ценностей. Ценность фундирует праздничную структуру и, вместе с тем, обеспечивает историческое развитие праздника как феномена культуры [1, с. 94].
Как ведущий компонент технологического процесса социально-культурного проектирования драматургия путем использования огромного разнообразия художественных средств создает модель условий для свободного общения, непринужденного сценического и внутриаудиторного воздействия. Учреждения всех типов поэтому не могут быть конкурентом театра, кино, телевидения. Это не их задача, они за счет своей специфики дополняют профессиональные творческое коллективы в удовлетворении духовных потребностей людей. Поэтому драматургия праздника связана с жизнью и должна идти от ее актуальности, злободневности, жгучих проблем. В отличие от театральной драматургии в основе праздничной драматургии лежит фактологический материал, жизнь реального героя.
Это не значит, что праздничная драматургия не может обращаться к вымыслу, к созданию или использованию романтических героев прошлого, настоящего и будущего. Однако в основе лежит драматургия факта как наиболее типичная для конкретного круга людей. Это выражается в реальности материала, основанного на фактах местной жизни, а через них идет связь с жизнью страны, затем - реальность героя, взятого из конкретной жизни, действующего от первого лица, от своего имени [7, с. 345].
Говоря о драматургии праздника, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нём три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии массовых зрелищ специфические особенности, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность достигается не впоследствии контрдействия противоположных сил, а путем их монтажного соединения, в результате «соединения» разных номеров и эпизодов. Именно соединение разных явлений в единой монтажной структуре является конфликтным по своей сути, так как содержит возможность возникновения противоборствующих сил впоследствии взаимовлияния и взаимодействия разных соединенных жанров. Таким образом, формируется единая монтажная структура, которая как совершенно новое, оригинальное явление, новая драматургия, основой которой становится нетрадиционное действие, как двигатель, как диалог разных тем и жанров [8, с. 33].
Актуальность социально-культурного проектирования предопределяется её особой ролью в создании гражданского общества. Эта деятельность сегодня выполняет историческую миссию формирования активной личности как высшей ценности общества. «Социально-культурная деятельность направлена на культуротворческое, социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию личности в процессе производства, ин-
Библиографический список
терпретации, сохранения и распространения культурных ценностей» [9, с. 10].
Праздник как сложная многомерная развивающаяся система не сводима без остатка к составу и структуре, но и обнаруживает внутри себя некое «не структурируемое континуальное начало», определяемое участием человека в становлении системы, в результате чего она предстает как событие. Таким образом, праздник существует в культуре системно-событийным образом и представляет собой целостность, которая может быть отреф-лексирована только в эмоционально-эстетическом аспекте, поскольку такого рода рефлексия фиксирует состояние человека, переживающего праздник как событие. Таким образом, сущностное ядро праздника следует искать не внутри его структуры, а в эстетическом отношении человека к миру [1, с. 92 - 93].
В фундаменте структуры праздничного действа всегда лежит базовая ценность культуры, требующая актуализации и утверждения в своей социально-исторической или же экзистенциальной конкретности. Нельзя забывать о ведущей функции социально-культурной деятельности - человекотворческая, направленная на формирование и развитие сущностных сил - способностей и дарований человека.
Исходя из представленных выше размышлений, следует заметить, что формирование ценностных ориентиров во всех возможных проявлениях в современных условиях невозможно без драматургии сегодняшнего дня и вовлечения человека в процесс социально-культурной деятельности. И здесь именно праздничная драматургия выступает основной формой механизма социально-культурного проектирования, запускающего в действие важнейший для общества процесс формирования ценностных ориентиров молодёжи. Зрительно воспринятые картины в процессе массового праздника, как известно, способны оставлять глубокий след в сознании, влияя на духовность, поведение, интеллект. Они развивают понимание мира, помогают разграничивать явления, делая ценным одно и отвергая другое.
1. Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки. Томск: Издательство ТГПУ, 2006; Выпуск 7 (58).
2. Эстетика: словарь. Под общей редакцией А.А. Беляева и др. Москва: Политиздат, 1989.
3. Бородина С.Н. Школа как институт политической социализации: монография. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2001.
4. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник. Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Москва: МГУКИ, 2004.
5. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценаристов массовых праздников: учебное пособие. Москва: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 20l4.
6. Соболева Е. Праздник продолжается. Праздник. 2000; 10.
7. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Москва: МГУКИ, 2007.
8. Зайцев В.П. Режиссура эстрады и массовых зрелищ. Киев: Дакор, 2003.
9. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. Москва: МГУКИ, 2013. References
1. Vestnik TGPU. Seriya: Gumanitarnye nauki. Tomsk: Izdatel'stvo TGPU, 2006; Vypusk 7 (58).
2. 'Estetika: slovar'. Pod obschej redakciej A.A. Belyaeva i dr. Moskva: Politizdat, 1989.
3. Borodina S.N. Shkola kak institut politicheskoj socializacii: monografiya. Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj universitet, 2001.
4. Kiseleva T.G. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': uchebnik. T.G. Kiseleva, Yu.D. Krasil'nikov. Moskva: MGUKI, 2004.
5. Andrejchuk N.M. Osnovy professional'nogo masterstva scenaristovmassovyh prazdnikov uchebnoe posobie. Moskva: VCHT («Ya vhozhu v mir iskusstv»), 2014.
6. Soboleva E. Prazdnik prodolzhaetsya. Prazdnik. 2000; 10.
7. Zharkov A.D. Tehnologiya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2007.
8. Zajcev V.P. Rezhissura 'estrady i massovyh zrelisch. Kiev: Dakor, 2003.
9. Yaroshenko N.N. Istoriya imetodologiya teoriisocial'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2013.
Статья поступила в редакцию 07.12.15
УДК 372.3:74
Koshelev L.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: t5825@mail.ru
Kunitsina E.S., student, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: t5825@mail.ru
PROBLEM OF DEVELOPMENT INTEREST TO ARTS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE. In the article a problem of development interest to arts as the basis of artistic and aesthetic education of children of senior preschool age is under investigation. The relevance of the topic is defined by the essential role of forming of artistic and aesthetic culture of the child in its general and intellectual development, relationships with the revitalization of imagination - the universal abilities of the person. The author analyzes the results of an experiment to identify interest in art and artistic activity in children of preschool age and developed the main directions of its development.
Key words: imagination, art, interest, artistic interest of an individual.
Л.Ю. Кошелева, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и специального образования, Хакасский государственный
университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: t5825@mail.ru _
Е.С. Куницина, студент, Хакасский государственный университет, г. Абакан, E-mail: t5825@mail.ru