ТОЧИЛОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА Кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории искусства, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица [email protected] https://independent.academia.edu/NadezhdaTochilovaKurina Драконы и виноградные лозы: проблема смены художественной парадигмы в искусстве Скандинавии Х1-ХШ веков Статья посвящена изучению механизма взаимодействия искусства поздней эпохи викингов и романского стиля в странах Скандинавии. Непрерывный процесс трансформации художественных форм в период с XI по XIII вв. можно проследить, обратившись к изучению одной из наиболее хорошо сохранившейся группы памятников данного региона -резных порталов деревянных церквей Норвегии. Основное внимание в статье сосредоточено на анализе формирования композиционных схем декора портальной резьбы. Важным аспектом этого процесса является изучение возникновения и развития композиционных схем и основных декоративных элементов резьбы деревянных порталов. Их сложение -это результат влияния крупных европейских средневековых центров романского искусства на художественную жизнь скандинавских стран. Активное распространение романики проходило на фоне постепенно угасающей традиции скандинавского искусства поздней эпохи викингов. Результатом этого взаимодействия становится появление новых художественных образов, совмещающих стилистические особенности двух периодов. Этот процесс затронул не только произведения портальной резьбы норвежских деревянных церквей, но также отразился в декоре многих памятников каменной, деревянной скульптуры и декоративного искусства Скандинавии. Ключевые слова: деревянная резьба; искусство эпохи викингов; романское искусство; Скандинавское искусство. ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ/ FOR CITATION Точилова Н. Н. Драконы и виноградные лозы: проблема смены художественной парадигмы в искусстве Скандинавии XI —XIII веков // Vox medii aevi. 2018. Vol. 2(3). С. 195-210. URL: http:// voxmediiaevi.com/2018-2-tochilova
NADEZHDA TOCHILOVA Candidate of Sciences (Art criticism), Lecturer of Departments of Art History and Civilization, Saint Petersburg StiegLitz State Academy of Art and Design [email protected] https://independent.academia.edu/NadezhdaTochilovaKurina Dragons and Vine Scrolls: the Problem of Artistic Paradigm Change in the Art of Scandinavia, XI-XIII centuries The article is devoted to the study of the mechanism of interaction between the art of the Late Viking Age and the Romanesque style in the Scandinavian countries. The continuous process of transformation of artistic forms in the period from 11th to 13th centuries can be traced by referring to the study of one of the best preserved group of monuments in the region - Norwegian carved wooden portals. The article is focused on the analysis of the formation of the compositional schemes and decoration of portals. An important aspect of this process is the study of the origin and development of composition schemes and the main decorative elements of wooden carving portals. Many of these elements were the result of the influence of European medieval centers of Romanesque art on the artistic life of the Scandinavian countries. Active distribution of Romanesque took place against the background of gradually falling tradition of Scandinavian art of the Late Viking age. The result of this interaction is the emergence of new artistic images that combine the stylistic features of the two periods. This process affected not only the works of Norwegian wooden churches portals, but also reflected in the decoration of many monuments of stone, wooden and decorative art of Scandinavia. Key words: Art of Viking Age; Romanesque Art; Scandinavian Art; Wooden Carving.
Надежда Точилова
Драконы и виноградные лозы: проблема смены художественной парадигмы в искусстве Скандинавии Х1-ХШ веков
Образный ряд искусства Северной Европы, как правило, ассоциируется с выразительными и экспрессивными звериными стилями эпохи викингов. Это искусство проходит определенную стадию формирования, начало которой относится к железному веку и начальной стадии взаимодействия варварского и античного миров. Угасание искусства эпохи также не происходит внезапно. Этот занимающий более ста лет процесс отчетливо заметен уже в произведениях искусства поздней эпохи викингов.
Этот достаточно долгий процесс, занимающий более чем сто лет, пускает корни еще в позднем искусстве эпохи викингов. Постепенное проникновение христианского искусства, изначально проявляет себя в деталях, например, в изображении крестов и святых на рунических камнях. Христианство медленно, но верно прокладывало себе дорогу на севере, становилось официальной религией государей, стремившихся объединить под своей властью земли скандинавских королевств, поставив тем самым волю монарха выше решений общенародных собраний — тингов. Этот процесс наименее безболезненно прошел в Норвегии, которая в буквальном смысле слова была крещена «огнем и мечом». Новая религия требовала создания иного эстетического пространства, связанного с привлечением других художественных ресурсов. Для Норвегии это было романское искусство, появление которого наибо-
© Н. Точилова, 2018
- 197 -
лее ярко ознаменовалось строительством собора в Тронхейме (древнем Нидаросе). Это значимое событие культурной жизни страны можно считать началом активного взаимодействия искусства поздней эпохи викингов и романики. Результатом является большое количество произведений прикладного искусства, появлявшихся на протяжении Х1-ХШ вв. и совмещавших в себе черты языческого и христианского искусства.
Удобнее всего проследить сложный и многообразный процесс замещения искусства поздней эпохи викингов романским стилем на примере отдельно взятой группы памятников, последовательно и наглядно демонстрирующих эту трансформацию. К таким произведениям можно отнести резные порталы норвежских деревянных церквей. Эти памятники датируются Х1-ХШ вв., и тем самым дают возможность проследить развитие и изменение искусства Норвегии от поздней эпохи викингов вплоть до готического периода. Важно отметить, что хотя деревянные церкви ставились и украшались резьбой на территории всей Скандинавии, от Дании до Исландии, но сохранились преимущественно в Норвегии. Процессы, происходившие в искусстве этих стран, были единообразны. Поэтому наблюдения, сделанные на основе анализа произведений норвежской портальной резьбы, можно в целом отнести к искусству скандинавских стран этого периода.
Первое знакомство с этими памятниками может породить ощущение стилевой однородности. Но при дальнейшем изучении становится понятно, что орнаментальные элементы каждого из них представляют результат историко-культурного взаимодействия и преломления различных художественных традиций, изобразительных форм и приемов, элементов языческого и романского искусства. В этом отношении норвежские деревянные резные порталы представляют интересную художественную систему, чутко реагирующую на изменения, происходящие в искусстве Скандинавии. Для изучения данного явления не обязательно обращаться к каждому порталу (их сохранилось более сотни). Можно остановиться на четы-рех-пяти наиболее ярких примерах.
Скандинавские историки искусства внесли немалый вклад в процесс изучения резьбы порталов норвежских деревянных церквей. В ходе интенсивной почти двухвековой работы были созданы несколько типологических систем и высказаны различные точки зрения на процесс формирования портальной резьбы. С учетом имеющихся исследований представляется важным и актуальным рассмотреть эти произведения в перспективе развития средневекового искусства Норвегии от эпохи викингов до завершения христианизации страны. Процессы, происходившие в культуре, неизменным образом отображались в орнаментальной структуре резных откосов деревянных церквей. Методы искусствоведческого анализа дают достаточно широкий спектр возможностей рассмотреть эти памятники как часть одного художественного процесса, проходившего в Европе в конце XI — начале XIII в.
Норвежские резные порталы представляют собой результат взаимодействия скандинавских языческих и романских художественных традиций. В их декоре нет явной симметрии, прямых поворотов, одинаковых форм, пауз, разделяющих узлы и сгущения. Но он не кажется от этого бесхарактерным,
лишенным определенного строя1. К поздней эпохе викингов 1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент.
Л7- , 14 О М., 2013. С. 35.
относится портал в Урнесе (рис. 1). Это произведение, один из немногих хорошо сохранившихся памятников монументальной резьбы этого времени, датируется 1060-1080 гг. Судить о заключительной фазе языческого искусства можно и по другим памятникам, например, руническим камням, стиль изображений которых становится рафинированным, а набор изобразительных элементов устойчивым.
Развитие портальной резьбы принято делить на два этапа: первый, имеющий длинную историю, уходящую корнями вглубь искусства эпохи викингов, представлен относительно
небольшим количеством памятников2. Большая часть произ- 2. Anker P. The art of Scandinavia. Lon-
„ - don, 1970. Р. 159-174.
ведений обычно причисляются к новому этапу развития норвежского монументально-декоративного искусства, связан-
Рис.1. Портал в Урнесе. 1060-1080. Согн, Норвегия. Источник: https://www.flickr.com/photos/mitflickr/2524392697/
ному с романским стилем3. Полученная картина фиксирует довольно резкий переход. Создается впечатление, что романское искусство, а вместе с ним и христианская религия, быстро и прочно вытесняют старые традиции, которые остаются жить в виде архаизмов в произведениях малых форм.
Изображение драконов, змей, фантастических зверей и прочих чудовищ чрезвычайно разнообразны и встречаются в качестве маргиналий во многих произведениях искусства средневековой Европы, в том числе и в скульптуре соборов. Они составляют скорее картину средневекового художественного мышления, альтернативную христианскому искусству В Норвегии наблюдается несколько иная ситуация: романское искусство, появившееся вместе с новой верой, пришло в страну, где прежняя художественная традиция не только не угасла, но еще имела большой потенциал. Романское искусство постепенно завоевывало новые позиции, но в Скандинавии, и в част-
3. Blindheim M. Norwegian Romanesque Decorative sculpture 1090-1210. London, 1965.
Рис. 2. Фрагменты рельефов каменного собора в Тронхейме. Первая четверть XII в. Дворец архиепископа, Тронхейм. Источник: Hohler E. B. Norwegian stave church sculpture. Oslo, 1999. Vol. 2.
ности в Норвегии, этот процесс проходил значительно дольше, чем в остальных странах. Даже в скульптуре собора в Тронхейме, построенного под влиянием англо-нормандского искусства, есть достаточное количество рельефов, на изображение которых сильное влияние оказало искусство эпохи викингов4 (рис. 2). Неудивительно, что в резьбе деревянных церквей, находящихся в глубине страны, языческие мотивы преобладали.
Орнамент очень чутко реагирует на все изменения в искусстве, является прекрасным индикатором изменений художественного сознания. Этот процесс не имеет четких хронологических рамок и происходит постепенно, иногда на протяжении длительного периода времени и может долго сохранять рудиментарные элементы стилей. Можно проследить переход от эпохи викингов к романскому искусству на территории Северной Европы на примере группы памятников конца XI — начала XII в.5 Подобные изменения характеризуются двумя основными признаками: скандинавские элементы, сохраняя свою традиционную иконографию, меняются стилистически. Орнамент, постепенно утрачивая вытянутость и утонченность форм, становится более округлым и массивным (рис. 3.1 и 3.2).
4. Hohler E. B. Norwegian stave church sculpture. Oslo, 1999. Vol. 2. P. 78-83.
5. Fuglesang S. H. Stylistic groups in late Viking and early Romanesque art // Acta ad Archaeologiam et artium historian pertinentia. 1981. Vol. 1. P. 97.
Рис. 3.1. «Переходный стиль» в Скандинавском искусстве. Фрагмент северного портала в Хопперштаде. Первая половина XII в. Согн, Норвегия. Источник: http://travelphotobase.eom/v/USMN/MNHV107.htm
Рис. 3.2. «Переходный стиль» в Скандинавском искусстве. Портал церкви в Леме. Первая половина XII в. Ютландия, Дания.
Источник: https://thyrashm.blogspot.eom/seareh?q=lem+
С другой стороны, следует говорить о появлении нового типа хищного животного, сочетающего черты романской и скандинавской иконографии. Примером является крылатый зверь с S-образным телом, тонким, закрученным в завитки хвостом, парой лап, крыльями и небольшой головой. К числу романских элементов относятся оперенные крылья, лапы, напоминающие птичьи, головы, с четким переходом ото лба к передней части морды, «клюв», крупные каплеобразные глаза и небольшие острые уши. В контексте искусства эпохи викингов остается исполнение туловища зверя — сохраняется S-образный изгиб, соотношение толщины разных частей туловища и решение хвоста в виде петель, заканчивающихся растительным побегом6. Как правило, таких зверей называют «драконами», но комбинация змеиных и птичьих черт придает им сходство с василиском (рис. 4). Если рассматривать изображение зверей в сочетании с растительным орнаментом, то можно выделить следующие особенности, унаследованные от стиля урнес: соотношение пропорций тел больших зверей и растительного орнамента с малыми змееобразными животными; постепенное и извилистое расширение и сужение тел драконов и заостренность рисунка орнамента; соотношение между орнаментом и фоном. Хорошим примером для понимания основных
Рис. 4. Фрагмент спинки скамьи из Сакшауг. XII в. Церковь в Сакшауг, Трёнделаг, Норвегия. Источник изображения: Blindheim M. Norwegian Romanesque Decorative sculpture, 1090-1210. London, 1965. №61.
6. Курина Н. Н. «Переходный стиль» в скандинавском искусстве конца XI - первой половины XII века // Архитектон: известия вузов. 2014. №45. С. 211.
Рис. 5. Портал из Ульвика. Первая половина XII в. Исторический музей Бергена, Норвегия. Источник: Hohler E. B. Norwegian stave church sculpture. Oslo, 1999.
стилистических принципов подобного декора является портал из Ульвика, (тип шгн-валдрес I) (рис. 5). Зооморфный орнамент сочетает особенности романской и скандинавской иконографии изображения фантастических зверей.
Однако, несмотря на все очевидные связи данной группы памятников с искусством эпохи викингов, нельзя не отметить, что в данном случае перед нами произведения, обладающие совершенно иным изобразительным строем. Развитие норвежской монументально-декоративной скульптуры проходило под активным влиянием англо-нормандского искусства. Это нашло отражение в стилистических и конструктив-
Рис. 6. Фрагмент портала из Оля. XII в. Исторический музей Осло. Норвегия.
Источник: Blindheim M. Norwegian Romanesque Decorative sculpture, 1090-1210. London, 1965.
ных элементах памятников. Норвежский деревянный портал XII в. состоит из нескольких резных панелей. Но эти технические особенности никак не отражаются на конструктивной идее произведения, которое можно разделить на две области: резные откосы и элементы, составляющие сам портал (рис. 6). Анализ резных откосов таких памятников неоднократно показывал тесную связь с традицией искусства эпохи викингов, что особенно хорошо прослеживается на примере ранних порталов, таких как Хопперштад и Ульвик. Обращает на себя внимание и изображение трех драконов в верхней части порталов.
В позднем искусстве эпохи викингов пока не найдено памятников, которые являлись бы недостающим звеном в цепочке развития композиции из трех драконов. Тем не менее,
композиционное решение некоторых из них дает возможность сделать предположение об истоках одного из главных мотивов порталов согн-валдрес. Хорошим примером является плита из церкви в Сандби (Дания). Основная композиция плиты состоит из двух лент переплетенных между собой змееобразных существ. Фигуры, образующие сложную восьмерку с разомкнутыми концами, помещены в овальное обрамление, состоящее из двух тел. Головы змей, скрепленных между собой небольшим ростком, изображены в виде слегка изогнутых петель и переплетаются с телом одного из животных. Аналогичное решение применено и к противоположной стороне композиции. Подобный тройной элемент, называющийся «объединенный узел» (union knot), был очень распространен в искусстве эпохи викингов и часто встречается на самых различных произведениях стиля рингерике и урнес. Этот элемент являлся универсальным для завершения композиции и придания ей законченной формы, которая, вполне вероятно, могла лечь в основу композиции из трех драконов в верхней части порталов согн-валдрес.
В целом резьба ранних порталов согн-валдрес представляется чрезвычайно разнообразным сочетанием элементов, каждый из которых может являться предметом отдельного изучения. Процессы заимствования романских элементов были тщательно проработаны в скандинавском искусствоведении на протяжении длительного времени7, где ключевое место занимает исследование, представленное Э. Хулер8. Проведя сравнительный анализ растительных элементов согн-валдрес и скульптуры юга Англии первой половины XII в., она пришла к выводу, что многие элементы имеют похожую иконографию, однако никогда не соприкасались напрямую. Посредником в этом процессе выступал Тронхейм, являвшийся основным художественным центром того времени9.
В качестве дополнительных источников орнаментальных мотивов указывается южно-английская миниатюра Кентербери,
7. Проблема изучения иконографических источников декора монументально-декоративной резьбы средневековых норвежских деревянных церквей являлась одним из основных предметов исследования. Основные положения и этапы складывания иконографических схем отражены на страницах работ таких исследователей, как Л. Дитрихсон,
Н. Николайсен, Г. Бъётхиус, Р. Хауглид, А. Петер, М. Блиндхайм и Э. Хулер. (см. список литературы).
8. Fuglesang S. H. Stylistic groups in late Viking and early Romanesque art // Acta ad Archaeologiam et artium historian pertinentia. 1981. Vol. 1. Р. 73-78.
9. Hohler E. B. Op. cit. Р. 61-62.
Винчестера, Норвича, Сент-Олбанса. Из этих центров были заимствованы такие элементы, как «византийский цветок», «процветшая лоза» и «обитаемая лоза», изображение в медальонах, которые, в свою очередь, имеют византийские корни
и связаны с античным наследием10. Среди рукописных элемен- 10. hohler e. b. Op. cit. р. 102-106. тов встречаются и изображения львов, львиных голов с высунутыми длинными языками или процветшей лозой, а также большое количество разнообразных растительных побегов, закрученных в симметричные равновеликие завитки с завершением в виде трилистника. Важным моментом является исследование вопроса проникновения северо-итальянского элемента в норвежскую скульптуру11. К нему относятся фигурки 11. Ibid. P. 85-88. львов, в пасти которых находятся человеческие головы. Эти детали первоначально ассимилировались в монументальном декоре Англии (собор в Или, 1083-1375), а затем проникли в норвежскую деревянную скульптуру, благодаря посредничеству Тронхейма.
История развития норвежской деревянной портальной резьбы проходит относительно небольшой, но насыщенный путь развития. В течение XII в. складывается не только определенная типологическая картина портальной резьбы, но также завершается довольно долгий процесс перехода от языческого искусства эпохи викингов к романскому стилю. Первое, на что обращаешь внимание, — это фактически полное вытеснение зооморфных мотивов и изменение их стилистического характера. Исчезает утонченность линий, все растительные элементы изображаются круглящимися завитками, толщина стеблей которых не меняется. Рисунок орнамента теряет сложность и многомерность, как правило, он представлен единым растительным побегом, равномерно заполняющим все пространство откосов.
Наиболее важным изменением является почти полное исчезновение зооморфных мотивов, всегда являвшихся неотъемлемой частью норвежской портальной резьбы. Если вновь обратиться к ранним порталам, например, к Ульвику или
Хопперштад I, то можно заметить, что их резьба больше чем наполовину состоит из зооморфных мотивов, подавляющее большинство элементов которых составляют змееобразные драконы с ярко выраженными чертами искусства эпохи викингов. По мере приближения к рубежу ХП-ХШ вв. происходит явное упрощение декоративного решения входа в церковь. Эти изменения свидетельствуют о регрессе изобразительной традиции эпохи викингов и окончательном сближении искусства Норвегии с европейским искусством.
Резьба порталов норвежских деревянных церквей XI-XIII вв. является результатом взаимодействия искусства поздней эпохи викингов и искусства стран Центральной, Южной и Западной Европы. Ввиду географической удаленности и своеобразного культурно-политического развития, искусство Норвегии можно назвать провинциальным по сравнению с тем, что происходило в Европе в Х!-ХШ вв. Влияние наиболее значимых художественных центров, таких, как Кентербери или Ломбардия, пришло сюда достаточно поздно, предварительно проделав большой путь. Это, с одной стороны, делает норвежские резные порталы финальной точкой распространения определенных художественных элементов, а с другой стороны, позволяет взглянуть на данные памятники как на универсальный феномен, демонстрирующий художественную жизнь средневекового общества Скандинавии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент. Москва: РИП-Холдинг, 2013.
2. Курина Н. Н. «Переходный стиль» в скандинавском искусстве конца XI -первой половины XII века // Архитектон: известия вузов. 2014. №45.
С. 211-222.
3. Anker P. The art of Scandinavia. London: Hamlyn, 1970.
4. Boёthius G. HaLLar tempel och stavkyrkor. Studier till kännedomen om äldre nordisk monumentalarkitektur. Stockholm: Aktiebolaget C. E. Fritzes kgl. Hovbokhandel, 1931.
5. Blindheim M. Norwegian Romanesque Decorative sculpture 1090-1210. London: Alec Tiranti, 1965.
6. Dahl J. C. Denkmale einer sehr ausgebildeten Holzbaukunst aus den frühesten Jahrhunderten in den innern Landschaften Norwegens. Dresden: J. C. C. Dahl, 1837.
7. Fuglesang S. H. Stylistic groups in late Viking and early Romanesque art // Acta ad Archaeologiam et artium historian pertinentia. 1981. Vol. 1. P. 79-125.
8. Hauglid R. Fra Urnesdyr til drage // Foreningen til norske fortidsminnesmerkers bevaring. 1994. Vol. 148. S. 51-61.
9. Hohler E. B. Norwegian stave church sculpture. Oslo: Scandinavian University Press, 1999. Vol. 1-2.
10. Nicolausen. N. Mindesmœrker af Middelalderens kunst i Norge. Christiania: C.hr. T0nsberg Forlag, 1853-1855. Hf. 1-5.