НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов
УДК 378.1:341.95
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА В ЭКСПОРТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Г.В. АРТЕМЬЕВА
Статья представлена доктором педагогических наук, профессором Ременцовым А.Н.
В статье описывается развитие довузовской подготовки иностранных граждан в условиях экспорта образовательных услуг.
В 1991 году подготовительный факультет Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета) перешёл к многопрофильному обучению иностранных граждан.
Этому факту способствовало несколько обстоятельств, главными из которых были:
• наличие подготовительных факультетов для иностранных граждан в системе высшего образования страны;
• высокий научно-методический потенциал преподавательского состава подготовительных факультетов;
• выход высшей школы России на мировой рынок образования.
Перечисленные обстоятельства рассматриваются нами как предпосылки перехода подготовительных факультетов для иностранных граждан к многопрофильному обучению.
Подготовительные факультеты для иностранных граждан в системе высшего образования страны. В послевоенное время количество иностранных учащихся в вузах нашей страны увеличилось. Сначала учеба в общих группах сочеталась с дополнительными занятиями по русскому языку для иностранных студентов. Но так как слабое знание русского языка иностранцами мешало учебному процессу, то вскоре возникла необходимость их обособленного обучения.
В 1951 году на базе кафедр русского языка филологических факультетов Московского, Ленинградского и Киевского университетов были созданы первые кафедры русского языка для иностранных граждан [1, с.5], которые готовили их к обучению на разных университетских факультетах. Опыт этих кафедр лёг в основу методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ) [2, с.7].
В 1954 году в МГУ имени М.В. Ломоносова были созданы курсы русского языка, где первые два года учились юноши и девушки только из Вьетнама, на третий год - из 11 стран, на четвёртый - из 27. Логическим завершением работы курсов явилось их преобразование в один из факультетов Московского университета. Приказом по Министерству высшего и среднего специального образования СССР от 22 июня 1959 года в Московском университете был создан подготовительный факультет для иностранных граждан в составе трёх кафедр: русского языка, естественных и гуманитарных наук. Деятельность подготовительного факультета определялась в этом приказе как важная форма осуществления внешних связей МГУ и всей советской высшей школы с зарубежными вузами [3, с.13].
В феврале 1960 года был создан Университет дружбы народов (сейчас - РУДН), где 1 октября того же года начал работу подготовительный факультет, на который было зачислено 589 студентов из 59 стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также 57 советских студентов. Обучение было совместным. Факультет состоял всего из двух кафедр - русского языка и иностранных языков [4, с.3].
22 января 1960 года, чуть раньше, чем в РУДН, был учреждён подготовительный факультет для иностранных граждан Московского автомобильно-дорожного института, сейчас - МАДИ (ГТУ). Факультет ежегодно принимал на обучение 350 иностранных граждан. Сначала была только кафедра русского языка. В 1962 году были организованы еще две кафедры: общетеоретических дисциплин с преподаванием естественно-научных и технических дисциплин и общественных наук (сейчас - страноведения).
В создании подготовительного факультета МАДИ (ГТУ) была заложена идея довузовской подготовки к многопрофильному образованию иностранных граждан в высших учебных заведениях, в том числе и в медицинских. Таким образом, подготовительный факультет МАДИ (ГТУ) стал моделью [5, с.14] организации многопрофильной довузовской подготовки иностранных учащихся к обучению в различных вузах страны по нефилологическим специальностям. Если университетские подготовительные факультеты (МГУ и РУДН) готовили и готовят будущих студентов-иностранцев многих специальностей в основном для своих университетов, то подготовительный факультет МАДИ (ГТУ) занимался и продолжает заниматься подготовкой иностранных граждан к поступлению во многие другие вузы.
На первый курс МАДИ (ГТУ) принимал сравнительно небольшое количество иностранных студентов из числа выпускников подготовительного факультета. По проблемам преемственности факультету необходимо было поддерживать связи со многими другими вузами, где учились его выпускники. Это способствовало совершенствованию образовательных программ и повышению качества довузовской подготовки.
То обстоятельство, что МАДИ (ГТУ) - технический вуз, сказалось на дальнейшем развитии факультета: с начала 70-х годов он был утверждён Минвузом как головной подготовительный факультет по инженерно-техническому профилю подготовки иностранных граждан. И только с 1991 года подготовительный факультет МАДИ (ГТУ) вновь стал готовить к поступлению в вузы не только будущих инженеров, но и будущих врачей, экономистов и гуманитариев.
Представленные три модели подготовительных факультетов стали основой развития системы довузовской подготовки иностранных граждан и теперь продолжают оставаться таковой [6, с.27-28].
Создание подготовительных факультетов явилось значительным событием в практике обучения иностранных граждан. Обучение стало массовым, систематичным, профессионально направленным. Перед подготовительными факультетами были поставлены следующие задачи:
• подготовка иностранных граждан, прибывающих на обучение в вузы и научные учреждения, по русскому языку и дисциплинам, определяющим их будущую специализацию;
• подготовка учебников, пособий и другой методической литературы для иностранцев;
• ознакомление учащихся-иностранцев с общественной жизнью, наукой, экономикой, культурой и историей нашей страны.
Сложившаяся система довузовской подготовки иностранных граждан, возникшая на рубеже 50-х, 60-х годов, за прошедшие несколько десятилетий стала одним из компонентов системы высшего образования. Через год-два работы подготовительных факультетов стало ясно, что для дальнейшей учебы в вузе в русскоязычной среде иностранные студенты должны владеть: нейтральным и научным стилем речи (НСР); лексикой и основными понятиями на русском языке по предметам общенаучного цикла (языком предмета); знаниями по предметам общенаучного цикла на требуемом уровне. Для решения этих образовательных задач на подготовительных факультетах для иностранных граждан сложилась система:
• преподавания русского языка как иностранного (РКИ);
• преподавания цикла общетеоретических дисциплин на русском языке;
• преподавания цикла социально-гуманитарных дисциплин на русском языке.
При этом круг преподаваемых общенаучных дисциплин определяется профилем будущей специальности студентов [7, с.7].
Система довузовской подготовки иностранных граждан, с одной стороны, представляет собой вполне самостоятельную, автономную подсистему образования, а с другой - идеи и методы дополнительного образования не могут быть изолированными от всех остальных подсистем образования, поскольку образование - процесс непрерывный. Находясь между средней и высшей школой, а по содержанию обучения ближе к средней, довузовское обучение неразрывно связано с высшей школой и может существовать только в её системе, по сути, являясь гибкой педагогической подсистемой непрерывного образования (8, с. 10).
В нашей стране был накоплен большой теоретический и практический опыт работы по подготовке специалистов для зарубежных стран: были решены необходимые методические, кадровые и правовые вопросы обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях страны; создана государственная структура, обеспечивающая приём, обучение и повышение квалификации иностранных граждан. Элементами этой структуры являются подготовительные факультеты, деканаты по работе с иностранными учащимися; в вузах введены соответствующие должности деканов и проректоров. В целом, была обеспечена вертикаль управления набором и обучением иностранных граждан и координация государственных и общественных организаций в учебно-воспитательной работе с ними. Финансирование обучения проводилось в основном за счет средств госбюджета и общественных организаций [9, с. 29].
Научно-методический потенциал преподавательского состава подготовительных факультетов для иностранных граждан. Профессорско-преподавательские коллективы подготовительных факультетов составляли выпускники университетов, педагогических и отраслевых институтов, владевшие иностранным языком. Что касается развития методики обучения иностранцев русскому языку, то, как уже было сказано, импульс был задан первыми кафедрами русского языка для иностранных граждан филологических факультетов Московского, Ленинградского и Киевского университетов.
На формирование научно-методического потенциала преподавательского состава подготовительных факультетов для иностранных граждан большое влияние оказали в то время следующие обстоятельства:
• в 1961 году для координации работы в области преподавания русского языка как иностранного при Минвузе был организован Методический совет по русскому языку для иностранцев;
• в 1966 году на базе МГУ имени М.В. Ломоносова создаётся научно-методический центр русского языка, который в 1974 году был преобразован в Институт русского языка имени А.С. Пушкина;
• в издательстве МГУ имени М.В. Ломоносова стали выходить сборники статей «В помощь преподавателям русского языка как иностранного» (1964-1969);
• примерно в то же время стали выходить сборники методических статей «Русский язык для студентов-иностранцев» (1957-1981);
• в 1963 году выходит «Программа по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов», ставшая основой для создания последующих программ;
• в 1967 году стал выходить журнал «Русский язык за рубежом» и по инициативе русистов ряда стран была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ);
• в 1967 году вышла первая «Методика преподавания русского языка иностранцам», подготовленная специалистами МГУ имени М.В. Ломоносова, где были сформулированы лингвистические основы преподавания языка, особенности учёта специальности, формы и методы работы с иностранцами, специфика работы на начальном этапе [10, с. 47].
В дальнейшем на развитие методики обучения русскому языку иностранцев в значительной степени влияли такие факторы, как:
• создание ФПК для преподавателей русского языка как иностранного;
• организация всесоюзных и международных конференций по обмену практическим опытом и результатами теоретических исследований;
• работа над диссертациями и монографиями;
• функционирование летних краткосрочных курсов для туристов из разных стран;
• зарубежные командировки преподавателей.
Перечисленные обстоятельства и факторы в равной степени оказывали влияние на все подготовительные факультеты, способствовали совершенствованию опыта преподавателей, формированию необходимых условий для создания новых образовательных программ с учётом изменяющейся ситуации в стране и потребностей иностранных учащихся.
Выход высшей школы России на мировой рынок образования. С 1989 г. в вузах началась новая договорная (контрактная) платная форма обучения, которая постепенно развивалась параллельно с подготовкой учащихся по гослинии. Численность иностранных студентов возрастала вплоть до 1990 года. С 1992 года прекратилась практика предоставления государственных стипендий зарубежным странам, и численность иностранных студентов резко уменьшилась [11, с. 30]. Приём на договорную форму обучения оказался основной формой поступления иностранных граждан в вузы Российской Федерации. Начался период, поставивший перед высшей школой России комплекс серьёзнейших проблем, связанных с выходом на мировой рынок образования [9, с. 33].
Министерством иностранных дел и Минобразованием России были подготовлены предложения по развитию и совершенствованию сотрудничества с зарубежными странами в области образования, в результате чего в 1995 и последующих годах был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации. В 1996 году был возобновлён приём иностранных граждан по государственной линии за счёт средств федерального бюджета.
Процесс сокращения количества студентов из стран дальнего зарубежья в российских вузах, достигнув «критической точки» в 1993 г., остановился, и уже с 1994/95 учебного года начался заметный количественный прирост приёма иностранцев (табл. 1) [11, с. 35].
Таблица 1
Изменение количества иностранных студентов в российских вузах в 1991-1996 гг.
Годы Количество иностранных студентов Доля в %
1994 38031 96,8
1995 44441 113,1
1996 56166 142,9
Годы Количество иностранных студентов Доля в %
1991 39301 100
1992 35137 89,4
1993 32397 82,4
До 1989 года обучение иностранных граждан в российских учебных учреждениях начиналось на подготовительных факультетах и регламентировалось Министерством образования. Иностранные граждане приезжали на учебу по государственным или общественным направлениям с заранее определённой профессиональной ориентацией в получении высшего образования. У них не было проблемы выбора вуза после окончания подготовительного факультета. Эти вопросы решались за них на государственном уровне. Иногда студенты подготовительных факультетов делали попытки изменить профиль обучения или специализацию, но это требовало больших усилий и длительного времени. Часто такие попытки не имели положительного результата. И у вуза не было возможности самостоятельно помочь таким студентам. Распределение иностранных учащихся по группам специальностей в нашей стране в 1990 году показывает табл. 2 [9, с. 29].
Таблица 2
Распределение иностранных учащихся по группам специальностей в 1990 году
С пециальности Количество учащихся (%)
инженерно-технические 53
университетские и педагогические 18
медицинские 17
сельскохозяйственные 7
экономические 5
Выбор иностранными студентами своей будущей специальности хорошо корреспондируется с приоритетными тенденциями в развитии глобальной экономики. Так, в начале 70-х годов инженерные специальности были растущей областью и превосходили другие группы специальностей. Напротив, к 80-м годам в США, Великобритании, Франции всё более востребованной областью знаний для них становится сфера менеджмента и организации бизнеса. На 40-60% увеличился приток иностранцев на медицинские, гуманитарные и общественные науки, интенсивные методы освоения английского языка. Настоящий «бум» переживали в тот период вычислительная математика и компьютерные специальности, и эта тенденция сохраняется вплоть до настоящего времени. Можно отметить большое сходство в последней тенденции также и в России.
Подготовка специалистов для зарубежных стран осуществлялась по 150 специальностям. Значительное преобладание учащихся по инженерно-техническому профилю не отражает реальные потребности в других профессиях. Доля инженерно-технических специальностей не снижалась менее 45%, но это не должно вводить в заблуждение о невостребованности медицинского образования в России для иностранных граждан, поскольку их приём на медицинские специальности по гослинии был резко ограничен. Основная часть иностранцев, желающих получить медицинское образование в России, обучается на основе контрактов. В 90-е годы медицина - самый востребованный зарубежными странами сегмент российского образования [12, с.9-11].
Открывшаяся возможность предоставления вузами образовательных услуг на ком-
мерческой основе вызвала значительное сокращение числа обучавшихся в России инженеров и увеличение спроса на многие другие профессии. В условиях экспорта образовательных услуг традиционные подготовительные факультеты для иностранных граждан вынуждены были переходить к многопрофильному обучению и к созданию новых образовательных программ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амиантова Э.И., Битехтина Г.А., Всеволодова М.В., Клобукова Л.П. Функционально-коммуникативная лингводидактическая модель языка как одна из составляющих современной лингвистической парадигмы (становление специальности «Русский язык как иностранный») // Вестник Московского университета, серия 9, Филология, № 6, 2001.
2. Рожкова Г.И. Некоторые проблемы теории и практики обучения русскому языку иностранцев на кафедрах русского языка МГУ // Русский язык для студентов-иностранцев. Сборник методических статей, №10. М.: Высшая школа, 1971.
3. Кочетов В.Н. Центр международного образования. История и современность // Международное образование: итоги и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 50летнему юбилею Центра международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова (22-24 ноября 2004 года). В трёх томах. Том 1. - М.: Ред. Изд. Совет ЦМО МГУ, 2004.
4. Образовательные дисциплины и язык специальности в профессиональной подготовке национальных кадров на начальном этапе обучения в вузе // Материалы международной конференции. М.: РУДН, 2000.
5. Ременцов А.Н., Артемьева Г.В., Полевая Т.А. Модель организации многофункциональной деятельности подготовительного факультета для иностранных граждан МАДИ (ГТУ) // Международное образование в начале ХХ1 века. Сборник научных трудов. Ч.1. М.: МАДИ (ГТУ), 2005.
6. Артемьева Г.В. Становление системы довузовской подготовки иностранных студентов в России // Международное образование в начале ХХ1 века. Сборник научных трудов МАДИ (ГТУ). Ч. 1. - М.: МАДИ (ГТУ), 2005.
7. Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. Материалы к IV заседанию Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования 29 апреля 1999 года. Ч. II. - М.: 1999.
8. Ременцов А.Н. Дополнительная подготовка иностранных граждан для обучения в вузах России в системе непрерывного профессионального образования: Монография. М.: Техполиграфцентр, 1999.
9. Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. Материалы к IV заседанию Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования 29 апреля 1999 года. Ч. I. - М.: 1999.
10. История преподавания русского языка как иностранного в очерках и извлечениях: Учебное пособие. Ред.-сост. А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2005.
11. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ) - М.: Центр социального прогнозирования, 2002.
12. Слепцов М.А. Структурный анализ потребностей зарубежных стран в специалистах инженерного профиля и возможности высшей технической школы России по их удовлетворению // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, № 26, 2000.
PRE-UNIVERSITY TRAINING IN THE SPHERE OF INTERNATIONAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES
Artemieva G.V.
The article describes the development of pre-university training in the sphere of international market of educational services.
Сведения об авторе
Артемьева Галина Васильевна, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1975), доцент кафедры русского языка для иностранных граждан МАДИ (ГТУ), руководитель секции медицинского профиля, ответственный секретарь Координационного совета центров довузовской подготовки иностранных граждан при Федеральном агентстве по образованию, автор 50 научных работ, область научных интересов -проектирование профессионально ориентированного содержания довузовской подготовки иностранных граждан по русскому языку, методика организации и управления учебным процессом.