Научная статья на тему 'Досуг в обществе потребления: основные тенденции восприятия'

Досуг в обществе потребления: основные тенденции восприятия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3103
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Досуг в обществе потребления: основные тенденции восприятия»

Подобным образом сконструированная технология модерации приобретает такие свойства, как пластичность, гибкость, вариативность, сообразные природе и культуре личности, ее психологическим, возрастным, социальным особенностям, контексту ее бытия.

Технология модерации выступает в качестве матрицы, форматирующей педагогический процесс, корректно направляющей диверсифицированное содержание досугового общения на решение задачи развития и консолидации субъектов данного процесса.

Результаты опытно-экспериментальной работы, связанные с апробацией основных положений авторской концепции управления досуговым общением, опосредованного организацией культурно-досуговых событий, убедительно доказывают ее состоятельность (достижение развивающих эффектов: позитивные результаты изменения культурной идентичности, социабельности, креативности субъектов досугового общения, снижение энтропии данного процесса, преодоление негативных эффектов его диверсификации) и определяет возможность широкого применения в практике социально-культурной деятельности.

А.А. Гришина

Досуг в обществе потребления: основные тенденции восприятия

Досуг как вид деятельности, направленной на восстановление сил, духовное и физическое развитие, удовлетворение гедонистических потребностей человека, проникает во все сферы повседневной жизни общества. В зависимости от хроникально-исторических особенностей досуговая деятельность изменяла свое местоположение по отношению к другим направлениям деятельности человека. Еще в начале XX столетия досуг занимает вторичное положение по отношению к труду. Изменение ценностной структуры досуга происходит в XXI веке. Досуг становится средством получения прибыли и производством большого количества благ и услуг, потребление которых является способом построения своей идентичности, средством подтверждения статусной принадлежности.

В рамках данной статьи автор предполагает раскрыть особенности обеспечения досуговой деятельности в период глобализации и глокали-зации, а также определить основные тенденции развития досугового пространства в обществе потребления. Теоретические аспекты, характеризующие общество потребления и место досуга в нем, рассматривались в работах многих зарубежных ученых. Э. Тоффлер в своей работе уделял особое внимание таким феноменам как «информационный взрыв» и «до-моцентризм», которые указывают на отличительные черты культуры в информационном обществе. По Э. Тоффлеру, высокий уровень иннова-

75

тивности, изменение межличностных отношений и системы ценностей, персонализация являются основными отличительными чертами культуры новой исторической фазы развития цивилизации [4: 190]. М. Кастельс обосновал влияние Интернета на современную культуру тем, что «компьютерная коммуникация является принадлежностью исключительно образованной и экономически обеспеченной части населения наиболее развитых стран» [4: 192]. По мнению Ж. Бодрийяра, средства массовой информации (СМИ) прочерчивают линию демаркации в обществе потребления [1: 3].

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в результате развертывания капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием, ростом доходов, снижением продолжительности рабочего дня и ростом свободного времени, формируется общество потребления. Ключевой особенностью данного общества становится изобилие благ и услуг, изменяющих отношение к ценностям, распространяющим отношение к ним как «к пустым знакам» [1: 177]. Одной из главных идей постиндустриального общества является создание не нового человека, а нового «социального характера» [6: 602], детерминированного потребностями, присвоенными индивидам, исходя из специфики созданного пространства. Двойственная природа этого пространства обусловлена следующими аспектами: «реальностью первого порядка» (распределение материальных ресурсов и средств присвоения престижных в социальном плане благ и ценностей); «реальностью второго порядка» (символическая матрица практической деятельности, поведения, мышления, эмоциональных оценок и суждений о социальных агентах) [2: 14].

Одним из значимых социальных агентов в информационном обществе являются СМИ. С помощью масс-медиа в нравственное сознание человека встраиваются ценности общества массового потребления. Основным смыслом трансляции информации становится разрушение, нейтрализация, деструкция смысла, замена реальности симулятивными знаками, создание гиперреальности [4: 224]. К ценностям общества массового потребления могут относиться здоровье (выглядеть молодым и здоровым становится «модно»), свободное время (досуг), самообразование, самореализация, общение, социальный статус и свобода.

В обществе потребления досуг является немаловажным компонентом повседневной культуры. Он рассматривается как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи и политики становится признаком статусности. По мнению Ж.Дюмазедье, миссией цивилизации досуга является сглаживание естественных различий между людьми [3: 55]. Также, в свободное от непреложных дел время индивидам свойственно разбиваться на группы по интересам. Автор согласен с мнением Ж. Дюмазедье, что в период «цивилизации досуга», как наивысшего периода развития досуговых про-

грамм, имеет место устранение естественных различий, но общество потребления накладывает определенный отпечаток, выраженный в статусном различии потребителей досуговых услуг. Это связано с тем, что быстро меняющийся спрос, обусловленный стремительным развитием техники и технологии и, в свою очередь, влияющий на него, не только приводит к быстрой смене изделий и марок, пользующихся популярностью, но и укорачивает жизненный цикл товара-услуги [7: 41].

В противоположность «популярности», которой обладает услуга, можно поставить выработанный у индивида «габитус» (вкус). От габитуса социального агента, т.е. от вкуса потребителя досуговых услуг, зависит форма досуга, на которую претендует индивид или группа людей. Вкус, формируемый у индивида, выстраивается обществом, а также зависит от форм досуга, в которых он принимает участие.

По мнению автора, на сегодняшний, день в соответствии со вкусовыми предпочтениями потребителя, прослеживается ряд тенденций в организации свободного времени:

1. Использование средств виртуальной реальности;

2. Использование новых возможностей интернет-технологий;

3. Переход от реального межличностного общения к общению в социальных сетях;

4. Повышение статусности туризма;

5. Выполнение торговыми центрами развлекательных функций.

Средства виртуальной реальности становятся нетрадиционными генераторами ощущений. Свободное времяпрепровождение как основа образа жизни переходит в виртуальное пространство, обусловленное пятью «i» - intensive (интенсивность), interactive (интерактивность), immersive (иммерсивность), illustrative (иллюстративность), intuitive (интуитивность) [4: 204]. Насыщенный виртуальный мир и погоня за достижением высшего удовольствия способствуют поглощенности индивида компьютером. Например: 3D и 5D фильмы; приставка Xbox 360: Kinect (подвижные групповые и индивидуальные игры различных направлений - спортивные, action и adventure).

Использование интернет-технологий в музейной и концертной деятельности обеспечивает реальный доступ к серьезному искусству, приобщение максимально возможного объема аудитории вне зависимости от социального статуса, материального положения и места проживания. Посредством новых технологий осуществляется перенос культурных ценностей во всемирную паутину. Например: виртуальный концертный зал Свердловской филармонии.

Социальные сети в постиндустриальном обществе позволяют расширить сферу общения. Социальную сеть следует рассматривать как виртуальное сообщество людей со схожими интересами, связь между которыми осуществляется при помощи мгновенного обмена сообщениями, фо-

тографиями, видеороликами, которые после размещения в сети становятся доступными для всех [5: 67]. В рамках данного направления реализуется возможность постоянного живого неформального общения. Общество потребления обязует индивида использовать весь конгломерат предлагаемых гаджетов, который способствует формированию потребности быть «всегда на связи». Например: vkontakte.com, twitter.com; instagram -приложение для обмена фотографиями.

Путешествия, которые, по мнению британского социолога Джона Урри, занимают 40% свободного времени, стали признаком статуса. Длительные дружеские связи с немногими в обществе потребления сменяются близкими кратковременными отношениями со многими людьми, что характеризует индивидов будущего как способных развивать в себе способность к формированию близких отношений приятельского типа на основе общих интересов или внутригрупповых связей.

Одну из ведущих позиций по охвату свободного (досугового) времени членов общества занимают крупные торговые центры, торговоразвлекательные комплексы (ТЦ, ТРК) и супермаркеты. Потребителей привлекает многофункциональность подобных предприятий. ТЦ и ТРК позволяют в свободное время удовлетворять совокупность потребностей. Широкое распространение приобретает шопинг, который становится популярной формой досуга, а также индустрия красоты. Все больше event-мероприятий организуется в ТРК для детей, в рамках которых аниматоры проводят тематические викторины и конкурсные программы.

Следует заметить, что организация досуговых мероприятий строится на основе спонтанности и эмоциональности, импровизации и импульсивности, самопроизвольности и экспрессивности, непредсказуемости. Это свидетельствует о том, что досуг становится ориентированным на экстрим (прыжки с парашютом, бейсджампинг), развитие и проявление креативных способностей личности (тематические вечеринки, интеллектуально-развлекательные игры), на то, чтобы почувствовать себя частью события (общественные объединения - футбольные фан-клубы, например). Мотивом для участия в досуговых мероприятиях становится необходимость в удовлетворении потребности в проявлении эмоций, снятии стресса.

Таким образом, автор солидаризируется с позицией Ж. Дюмазедье, который считал, что с культурным развитием урбанизированного и индустриального общества, достигающего более высокого жизненного уровня, в проблеме роста доходов на свободное время раскрываются два аспекта: 1) свободное время - не только право и возможность для масс, но и ценность; 2) подверженность подавлению навязываемыми развлечениями. На основании этого автор считает целесообразным сделать вывод о существовании ряда проблем, сформировавшихся в досуговой сфере общества потребления. В частности, главными недостатками автор считает поглощенность интернетом (принятие виртуальной реальности за

самоцель и укоренение на ее основе своей жизненной позиции), несогласованность социально-культурных институтов (необходима продуктивная интеграция современных технологий в сферу досуга, построенная на взаимодействии и взаимодополнении участников-агентов инновационного досугового пространства), а также ориентированность организаций, предоставляющих услуги в сфере досуга на прибыль, вследствие чего происходит повышение спроса (которому способствует выстроенная рекламная / PR-кампания) с учетом низкого уровня качества предложения.

В заключение хочется заметить, что стремительный рост индустрии досуга свидетельствует о необходимости ее детерминации социальными, культурными и экономическими условиями жизни. В сегодняшнем обществе досуг является жизненно важной сферой существования человека. Это обусловлено тем, что одной из функций досуга общества потребления является отвлечение от антикультурных проявлений (пьянства, наркомании) и деструктивных психологических изменений, которые могут вызвать социальная заброшенность, скука, депрессия. Потенциал досуга заключается в установлении межличностных связей, способствующих удовлетворению потребностей индивида. Ведь общество потребления -это не только общество, ориентированное на необдуманное приобретение товаров и услуг. Это также общество обучения потреблению, «социальной дрессировки» в потреблении, то есть новый и специфический способ социализации [1: 76].

Литература

1. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - Москва: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.

2. Бурдье, П. Социология политики: пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. - Москва: Socio-Logos, 1993. - 336 с.

3. Дюмазедье, Ж. Планирование досуга и культурное развитие / Ж. Дюмазедье // Образование взрослых и досуг в современной Европе. -Прага: Обрис, 1966. - С. 51-59

4. Костина, А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. - 2-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2008. - 320 с.

5. Лепаловская, В.А. Добавь музей в друзья! / В.А. Лепаловская, Е.В. Сосновская // Справочник руководителя учреждениями культуры. -2011. - № 11. - С.67-74.

6. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер ; пер. с англ. / науч. ред., авт. предисл. П. С. Гуревич. - Москва: ACT,1999. - 781 с.

7. Тоффлер, Э. Шок будущего: пер. с англ. Е. Руднева и др. / Э. Тоф-флер. - Москва: ACT, 2002. - 557 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.