Образование
Вестник ДВО РАН. 2008. № 3
УДК 316.74:378.1
И.В.КЕЗИНА
Доступность высшего образования в Приморском крае
(по результатам межрегионального исследования)
Представлены результаты исследования в рамках проекта «Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования»1, охватывавшего Кемеровскую, Свердловскую, Ульяновскую области, Приморский край и республику Татарстан. Определено влияние институционального, социального, экономического, личностно-индивидуального, информационного факторов на возможность поступления и успешного окончания вуза для жителей Приморского края.
Ключевые слова: доступность высшего образования, факторы доступности высшего образования, показатели доступности высшего образования, неравенство возможностей получения высшего образования, барьеры доступности высшего образования.
Higher education accessibility in Primorsky region: results of the interregional research. I.V.KEZINA (Vladivostok State University of Economics and Service).
The paper presents the results of empirical research of the issues of higher education accessibility in Primorsky region. This research has been conducted in five regions of Russia that makes possible to compare them. The work focuses on institutional, economic, social, information and individual factors influencing the possibility to enter full-time departments and successfully finish studying. The author comes to a conclusion that inequality in possibilities to get higher education in Primorsky region mainly depends on economic and individual limits.
Key words: higher education accessibility, factors of higher education accessibility, indicators of higher education accessibility, inequality in possibilities to get higher education, higher education accessibility limits.
В марте-апреле 2006-2007 гг. методом анкетирования были опрошены 2 500 (по 500 респондентов в каждом регионе) студентов 1-го курса дневного отделения всех высших государственных учебных заведений (за исключением тех, которые готовят представителей творческих профессий, а также принадлежащих силовым ведомствам) пяти центров субъектов РФ: Владивостока, Екатеринбурга, Казани, Кемерово, Ульяновска. В нашей работе мы попытаемся представить основные результаты данного исследования по Приморскому краю.
На доступность образования влияет институциональный фактор - созданная в регионе инфраструктура довузовской и вузовской подготовки или ее отсутствие. В Приморском крае действуют 14 вузов, 35 их филиалов и 56 представительств, ведется подготовка по 268 специальностям. Форма довузовской подготовки, т.е. обучение в гимназии или лицее, значительно увеличивает шансы абитуриента при поступлении в институт или университет (табл. 1).
КЕЗИНА Ирина Валентиновна - директор Института заочного и дистанционного обучения (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса). E-mail: [email protected]
1 Мониторинг доступности высшего образования в регионах России: социально-экономический аспект // Будущее университетских финансов: перспективы внебюджетного финансирования: сб. науч. докл. междунар. конф. 10-12 июня 2006 г. Москва; Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. С. 24-76.
Степень качества подготовки под- Таблица 1
тверждается и выявленной нами взаи-
А Влияние довузовской подготовки
мосвязьЮ между типом оконченного на поступление в вузы Владивостока
среднего учебного заведения и успеваемостью в нем. Среди наших респондентов, успевавших на «отлично», а также на «отлично» и «хорошо», выпускников лицеев 50%, а выпускников гимназий 56,7%, т.е. больше тех, кто учился в общеобразовательных школах (37,5%).
Успевавших на «хорошо» и «удовлетворительно» бывших воспитанников обычной общеобразовательной школы значительно больше (28,6%), чем «лицеистов»
(18,1%) и «гимназистов» (10,8%).
Аналогичный характер взаимосвязи отмечен между типом среднего учебного заведения, где учился респондент, и его успеваемостью в вузе. Первую сессию с «тройками» сдали 38,7% окончивших обычную общеобразовательную школу, 29% выпускников лицеев и 29,7% закончивших гимназию. Эти данные подтверждают важность качества базовой подготовки не только для поступления в вуз, но и для его успешного окончания.
Несмотря на лучшее качество обучения в лицеях и гимназиях, их в Приморском крае немного. В 2006 г. лишь 5,2% всех учащихся выпускных классов составляли лицеисты и гимназисты, тогда как в Ульяновской и Свердловской областях - 16 и 11,3% соответственно.
В целом первокурсники так оценивают качество довузовского обучения: 78,6% полностью или в основном удовлетворены им, 17,6% указали на низкий уровень преподавания основных предметов, а 20% - на несоответствие школьной программы вузовским требованиям на вступительных экзаменах.
Для того чтобы поступить в вуз, около половины абитуриентов воспользовались дополнительными формами подготовки к экзаменам. Во всех пяти исследуемых регионах респонденты чаще выбирали подготовительные курсы при вузах. В Приморском крае эту форму выбрали 27,8% опрошенных, занятия с репетиторами предпочли 19%, а дополнительные занятия в среднем учебном заведении - 15,6%. Качество такой подготовки в целом оценено положительно: полностью или в основном удовлетворены ею 68,3% опрошенных первокурсников Приморского края, отрицательную оценку дали лишь 14,5%. Значимых различий по данному критерию по исследуемым регионам не обнаружено.
Особый интерес представляют те первокурсники из Приморья, которые занимались самостоятельно (37,8%) или не готовились к поступлению (21%), причем последних в крае значительно больше, чем в других регионах. Этот факт объясняется развитой системой платного образования в Приморье и тем, что вузы снижают требования к знаниям абитуриентов. 36% таких респондентов из Приморья успешно поступили и обучаются за счет государства, 64% - за счет собственных средств. В то же время хочется отметить, что шансы поступить на бюджетные места у тех студентов, которые не смогли или посчитали необязательной дополнительную подготовку, намного ниже, чем у тех, кто ею воспользовался. В среднем доля студентов, подготовившихся с помощью дополнительных занятий и поступивших на места, финансируемые из средств бюджета, составляет 62,8-70,5%.
Доступность высшего образования в институциональном аспекте зависит не только от состояния довузовской системы подготовки, но и от установленного порядка поступления. Как показало исследование, вузы Приморского края отличаются наличием упрощенной процедуры проведения вступительных экзаменов. 5% респондентов указывают на то, что здесь практикуется прием студентов на договорной основе, без сдачи вступительных экзаменов. Примерно в 10% случаев абитуриентам были предложены облегченные формы
Среднее учебное заведение Выпускники, Студенты %* 1-го курса вуза, %**
Общеобразовательная школа Школа-лицей Гимназия 94,8 73,8 2,3 17,3 2,9 8,9
* По данным отделения высшего профессионального образования и науки Департамента образования и науки Приморского края; ** по результатам исследования.
поступления: по результатам собеседования, по творческому или спортивному контрактам, по гранту. Но отсутствие должной оценки знаний снижает институциональные барьеры доступности образования только на этапе поступления, а в дальнейшем такие студенты могут оказаться не готовыми к успешному освоению программы.
Бывшие абитуриенты, адаптируясь к учебе в вузе, сталкиваются с рядом проблем. Так, 61,1% первокурсников Приморского края признаются, что учиться им очень (или довольно) трудно. В этом единодушны респонденты всех исследуемых регионов. 85% первокурсников, включая и тех, кому учиться легко или довольно легко, сталкиваются с трудностями, которые могут им помешать успешно завершить обучение. В первую очередь указываются трудности в освоении отдельных предметов (41,3%), недостаточное количество времени на выполнение домашних заданий (38,5%), высокий уровень требований преподавателей (25,1%), отсутствие навыков конспектирования (21%). Большинство из перечисленного является следствием невысокого уровня подготовки в школе к обучению в вузе.
Социально-экономическое состояние региона и уровень жизни семей студентов (т.е. экономический фактор) также влияют на доступность образования.
В четырех из пяти исследуемых регионах за 2006 г. отмечено увеличение доли студентов-контрактников (по очной и заочной формам обучения). Исключение составляет Приморский край, где доля студентов-первокурсников дневного отделения, поступивших на коммерческой основе, уменьшилась с 48 до 47%, а доля студентов-заочников - с 52 до 46%. Доля студентов вечернего отделения, обучающихся платно, увеличилась только в Свердловской области, в других регионах отмечена либо стабилизация этого показателя (Татарстан), либо замедление его прироста.
В Приморском крае за 2005 г. на 30% (по сравнению с 2004 г.) увеличился среднедушевой денежный доход2, при этом изменились цены на образовательные услуги: в государственных вузах они выросли на 11%, а в негосударственных резко (на 35%) упали. Однако уменьшение цен на рынке образовательных услуг негосударственных вузов, на долю которых приходится всего 2,8% студентов3, скорее всего, означает лишь попытку увеличить конкурентоспособность в борьбе с государственными вузами за абитуриента: из всех исследуемых регионов стоимость образовательных услуг в негосударственных вузах значительно выше, чем в государственном секторе, только в Приморском крае. Отношение среднемесячного душевого дохода к среднемесячной стоимости обучения в негосударственных вузах здесь составляет 1,9, для государственных вузов - 2,3 (хуже по последнему показателю выглядит только Ульяновская область).
В среднем уровень совокупного месячного дохода семьи (ее среднестатистический состав 3,9 чел.), который позволил бы оплачивать учебу в вузе одного ребенка, составляет 34 556 руб. То есть доход на одного человека в такой семье в месяц составляет 8 793 руб., тогда как среднее значение этого показателя по краю - 7 047 руб. Таким образом, для семей со средним доходом или ниже платное обучение в вузе на очном отделении недоступно.
После поступления в вуз почти 50% студенческой молодежи Приморья испытывает материально-бытовые трудности, таких значительно больше, чем в Татарстане (35%) и Ульяновской области (32%). Главная проблема для студентов всех исследуемых регионов -дефицит средств на обновление (ремонт) одежды, обуви, затем - неудовлетворительные условия проживания и нехватка денег на их улучшение, у 12,4% не достает средств на покупку учебной литературы и канцелярских принадлежностей, у 12% - на питание.
Следующий этап нашего исследования - влияние индивидуально-личностного фактора (индивидуально-личностные способности, мотивация) на возможность поступления в вуз, в том числе на бюджетные места, и успешность дальнейшего обучения в нем.
2 Приморский край: статистический ежегодник. Владивосток: Приморскстат, 2006. С. 80.
3 Там же. С. 109.
Из опрошенных студентов Приморского края, обучавшихся в среднем учебном заведении в основном на «отлично», большинство поступили на бюджетную основу. По мере снижения успеваемости увеличивалась доля студентов, обучающихся в вузе платно (табл. 2). Очевидно, что наличие интеллектуальных способностей, об уровне которых можно судить по успеваемости в школе, обеспечивает возможность успешного поступления в вуз на места, финансируемые государством.
Таблица 2
Влияние успеваемости в среднем учебном заведении на возможность поступления в вуз
Успеваемость в среднем учебном заведении Основа обучения в вузе, %
бюджетная коммерческая
В основном на «отлично» На «отлично» и «хорошо» В основном на «хорошо» На «хорошо» и «удовлетворительно» В основном на «удовлетворительно» 80.2 19,8 66.1 33,9 53.1 46,9 45,9 54,1 31.3 68,8
В то же время хорошая успеваемость не всегда является гарантией успеха. Из опрашиваемых первокурсников Приморья, имевших высокий средний балл в школе, 63,7% смогли поступить в вуз только на условиях оплаты своего образования из собственных средств. Чаще всего причина решения платить за учебу - недостаточный уровень знаний, именно по этой причине 58% студентов-контрактников не прошли по конкурсу, 20,2% даже не пытались поступать на бюджетную основу, а 8,8% не пытались этого делать из-за высокого конкурса. Очевидно, что развитие системы платного образования увеличило шансы для тех, кто не обладает соответствующим уровнем знаний, но имеет финансовые возможности для поступления в вуз вне конкурса.
Вне зависимости от основы обучения среди опрашиваемых студентов невелика доля тех, кто успевал в школе на «тройки» (3,3%) или часто получал неудовлетворительные оценки (1,6%). Средний балл школьной успеваемости среди поступивших в вузы края составляет 4,2. Но в целом школьная успеваемость респондентов из Приморья ниже, чем в других исследуемых регионах. Доля обучавшихся в школе в основном на «отлично», а также на «хорошо» и «отлично» составляет 43,3%, что ниже, чем в остальных регионах: в Татарстане - 61,4%, Ульяновской, Кемеровской и Свердловской областях - 59%, 57,1 и 55,3% соответственно. За год исследований разрыв в успеваемости между Приморским краем и другими регионами увеличился. Изменение этих показателей отражает снижение качества основной довузовской подготовки и, как следствие, - падение уровня знаний учащихся средних учебных заведений края.
Успеваемость студентов-«бюджетников» выше, чем у «контрактников»: первую сессию сдали на «отлично» соответственно 14,4 и 3,6%, на «хорошо» и «отлично» - 49,6 и 36,2%, а с «тройками» - 29,6 и 39,3%.
На доступность высшего образования влияет и мотивация потенциального студента. 45,5% абитуриентов поступают в вуз осознанно, с намерением получить специальность и решить проблему с трудоустройством. 42,9% желают сделать профессиональную карьеру, а для 35,8% обучение в вузе - способ саморазвития и самосовершенствования. 29,8% респондентов приняли решение получить высшее образование с целью повышения благосостояния и социального статуса. При этом доля таких студентов в Приморском крае в сравнении с другими регионами-участниками исследования значительно меньше: в Татарстане - 36,8%, Ульяновской, Кемеровской и Свердловской областях - 46%, 43,8 и 47,1% соответственно.
Сравнение результатов опросов 2006 и 2007 гг. свидетельствует, что в 2007 г. мотивация получения высшего образования у молодежи Приморья несколько изменилась. Доля студентов, рассматривающих высшее образование как возможность саморазвития, уменьшилась с 49 до 35,8%, а убежденных в том, что высшее образование гарантирует материальный достаток и положение в обществе, - с 52,9 до 29,6%. По нашему мнению, угасание интереса к учебе может привести к неуспеваемости в вузе и уменьшить шансы его успешного окончания.
Наряду с серьезностью намерений абитуриента получить высшее образование немаловажное значение имеет и уровень осознанности им выбора будущей специальности. Абсолютное большинство успешно поступивших в вуз (52,8%) имели точное представление о специальности, которую они хотели бы получить. Доля тех, кто на момент подготовки к поступлению определился лишь с профилем будущей профессиональной деятельности, составляет 25,8%. К сожалению, общая доля профессионально не ориентированных абитуриентов, выбравших лишь вуз, а не специальность или вообще случайно в нем оказавшихся, в студенческой среде края составляет 18,2%.
63,4% респондентов, точно знавших, на какую специальность будут поступать, прошли по конкурсу и поступили на места, финансируемые из средств бюджета, а из тех, кто полагался на случай, такими студентами стали только 37,2%, оставшиеся 62,8% были зачислены в вуз на договорных условиях. Следовательно, чем выше степень осознанности выбора специальности, тем больше шансы поступления на бюджетную основу.
Осознанность в выборе профессии определяет также интерес к обучению и, как следствие, увеличивает шансы успешного окончания вуза. Реализовать задуманное и поступить на ту специальность, которую хотели, смогли 71,5% наших респондентов из Приморского края. К тому же 3/4 из них смогли выдержать конкурс и стать студентами, обучающимися на бюджетной основе. Оставшиеся предпочли бесплатное обучения, пусть и не по той специальности, которая их привлекала. 64,7% первокурсников смогли платить за обучение по выбранной специальности. Похоже, что в среднем 30% респондентов Приморского края не удалось реализовать свои образовательные амбиции, и они оказались не в том вузе, не на том факультете и будут учиться не той профессии, которую планировали получить (табл. 3).
Таблица 3
Осознанность выбора студентом специальности (да/нет, %)
Основа обучения Поступили ли Вы в тот вуз, в который хотели поступить? Поступили ли Вы именно на тот факультет, на который хотели поступить? Поступили ли Вы именно на ту специальность, на которую хотели поступить?
Бюджетная Коммерческая 88,0/12,0 84,0/16,0 76,2/23,8 71,6/28,4 67,2/32,8 64,7/35,3
Попытаемся также оценить влияние информационного фактора - общую информированность потенциальных студентов и членов их семей при определении вуза и будущей специальности. В Приморском крае уровень информированности о системе высшего образования довольно высок (min 90,2% - max 94,9%). Наиболее слабые знания респонденты всех пяти регионов имели о перспективах трудоустройства по избранной специальности - самый высокий показатель (43%) принадлежит Приморью. В целом студенты, обучающиеся на бюджетных местах, более информированы. Наиболее различается информированность о формах вступительных испытаний, используемых вузами, и требованиях на вступительных экзаменах по предметам. Видимо, ориентирование в этих вопросах помогло одним хорошо подготовиться к поступлению в вуз и успешно пройти вступительные испытания, а их незнание стало препятствием для других абитуриентов (табл. 4).
Таблица 4
Информированность первокурсников (%), обучающихся на бюджетной/коммерческой основах
Объект оценки Полная Частичная Отсутствует
Перечень вузов города (края) Перечень специальностей по выбранному профилю Формы вступительных экзаменов, возможных или используемых в конкретном вузе Требования на вступительных экзаменах по конкретным предметам Перспективы трудоустройства по выбранной специальности 56,9/57,1 40,7/33,2 2,1/9,7 55,2/44,7 39,9/42,1 4,5/13,2 69,1/45,4 28,5/38,3 2,1/16,3 66,8/44,9 28,7/37,8 4,2/17,3 44,8/39,3 45,5/40,8 9,4/19,9
В Приморье получили информацию от родителей, родственников и знакомых лишь 43,5% респондентов (в других регионах - от 54 до 63%), от учителей - только 25,7%. В других регионах, за исключением республики Татарстан (24%), данный показатель больше: 33,5%, 41 и 34,9% в Кемеровской, Ульяновской и Свердловской областях соответственно.
Не столь популярны в Приморье, по сравнению с другими регионами, такие источники информации, как специальные издания (справочники, буклеты), на которые сослались лишь 31,5% участников опроса, напротив, более популярны городские и краевые газеты (17,6%), газеты высших учебных заведений (25,1%), мероприятия в вузах (40,3%). Часто приморские первокурсники пользовались услугами интернет-сайтов вузов (42,1%), прямая реклама в СМИ здесь также была более востребована.
Наиболее полная информация предоставляется вузами на мероприятиях для выпускников школ (31,6%), интернет-сайтами вузов (30,1%), специальными образовательными изданиями (20,2%). Родители и родственники, по оценкам студентов, участвовавших в опросе, смогли предоставить полную информацию только в 13,9% случаях, друзья и сверстники - в 9,3%, учителя - в 8,2%. Информативность теле-, радио- и печатных источников была оценена еще ниже.
И, наконец, рассмотрим влияние социального фактора - социально-территориальных и социально-образовательных характеристик семьи абитуриента - на возможность выбора высшего учебного заведения, а также зачисления и обучения в нем. Среди трудностей, с которыми сталкиваются абитуриенты на этапе поступления, проблема территориальной удаленности вуза от места проживания стоит на первом месте - на нее указали 31,2% опрашиваемых первокурсников. Известно, что чем крупнее населенный пункт, тем выше образовательный уровень населения, проживающего на его территории. Из числа опрошенных треть (31,6%) проживает в краевом центре, 22,3% - в крупном или среднем городе, 19,3% - в небольших городах. Доля же студентов, приехавших из сельской местности и обучающихся во Владивостоке, составляет всего 9,7%. Очевидно, что лишь небольшая часть жителей села, ориентированная на получение высшего образования, может позволить себе жить в крупных городах во время учебы, а большая их часть вынуждена либо отказаться от получения высшего образования, либо искать дополнительные возможности и средства.
Преодолеть территориальные ограничения жителям села, поселков городского типа и малых городов поможет развитие сети обособленных подразделений вузов: на конец 2006 г. на территории Приморского края действовало 35 филиалов. Перспективна в этом плане стратегия развития дистанционных технологий обучения. В Приморье в 2006 г. такую деятельность осуществляли 56 представительств вузов.
Приморье, где каждый 20-й - студент, лидирует среди других участников мониторинга по показателю образовательного уровня: 16,8% жителей края (и 27,4% - Владивостока) имеют высшее образование, а доля занятого населения, имеющего высшее образование, составляет 24,1%.
Среди респондентов из Приморья решение о получении высшего образования чаще принимали те, чьи родители получили подготовку не ниже средней профессиональной: 57% имеют высшее образование, 27% - среднее профессиональное, лишь 6,7% - среднее (полное) общее образование.
Итак, мы можем констатировать, что сложившаяся в Приморском крае инфраструктура высшего образования (количество вузов и их обособленных подразделений, широкий перечень специальностей, форм обучения, а также используемая вузами практика проведения облегченных форм вступительных испытаний на платной основе) расширяет возможности его получения.
Во всех пяти регионах велико влияние довузовской системы подготовки на вероятность поступления в институт или университет. В связи с этим нам представляется, что в Приморском крае необходимо развивать инфраструктуру средних учебных заведений, увеличивать количество и вместимость лицеев и гимназий, а также повышать уровень преподавания в средних общеобразовательных школах.
В Приморье различная доступность высшего образования обусловлена главным образом финансовыми ограничениями (невысокий доход семьи, высокая стоимость обучения в вузе и расходы на подготовку к поступлению, значительные материально-бытовые затраты в период обучения). Развитие платного обучения сделало высшее образование более доступным для обеспеченного населения, причем для той его части, которая не обладает достаточными знаниями для прохождения по конкурсу. Неравенство проявляется и в ограничении доступа к выбору желаемой специальности: ее не получат около 30% студентов. Отчасти ситуация спровоцирована профессиональной дезориентацией поступающих в вузы и недостаточными знаниями для успешного преодоления высокого конкурса на престижные специальности.
Высшее образование рассматривается первокурсниками и их родителями как одна из успешных стратегий, позволяющих достигнуть высоких материальных и статусных позиций. Большинство тех студентов, которые уверены в выборе специальности, поступают на места, финансируемые из средств государственного бюджета.
Как мы убедились, на шансы поступления в вуз существенно влияют образование и место жительства родителей абитуриентов.