factors, priorities), Audit i finansovyj analiz, 2005, No. 3, pp. 141-147.
9. Mychka S. Ju., Shatalov M. A. Investicii v in-novacionnye izmenenija kak kljuchevoj faktor raz-vitija pererabatyvajushhih predprijatij APK (Investments into innovative changes as key factor of development of processing enterprises agrarian and industrial complex), Agroprodovol'stvennaja jekonomika, 2015, No. 2, pp. 5-12.
10. Shamin A. E. Nekotorye predlozhenija po razvitiju jekonomiki sela (Some offers on development of economy of the village), Jekonomist, 2000, No. 8, pp. 94.
11. Zhahov N. V. Perspektivy gosudarstvennogo regulirovanija apk v preddverii vstuplenija Ros-sii v VTO (The prospects of state regulation of agrarian and industrial complex in anticipation of the entry of Russia into the WTO), V sbornike: Innovacionnye processy v APK Sbornik statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej, molodyh uchenyh, aspirantov i studentov, posvjashhennoj 50-letiju obrazovanija Agrarnogo fakul'teta RUDN, 2011,pp.263-264.
12. Zhahov N. V. Mery gosudarstvennoj pod-derzhki sel'skogo hozjajstva: problemy i perspektivy (Measures of the state support of agricultural industry: problems and prospects), V sbornike: Nauchnoe obespechenie agropromyshlennogo proizvodstva mate-rialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii, Kurskaja GSHA, Kursk, 2014, pp. 31-33.
13. Baldov D. V., Ganin D. V., Kirilov M. N., Rjabova I. V. Prodovol'stvennaja bezopasnost': ponjatie, formirovanie, ocenka (Food security: concept, formation, assessment), Jekonomika i predpri-nimatel'stvo, 2014, No. 12-4 (53-4), pp. 443-447.
14. Starkova N. O. Funkcionirovanie predprijatij APK zamknutogo cikla v Rossijskoj Federacii v tukushhih uslovijah (Functioning of the agrarian and industrial complex enterprises of the closed cycle in the Russian Federation in the tukushchikh conditions),
Nauchnoe obozrenie: teorija i praktika, 2016, No. 8, pp.34-47.
15. Vasil'ev K. A., Shamin A. E. Klaster kak os-nova ustojchivogo razvitija APK regiona (na materialah Kemerovskoj oblasti) (Klaster as a basis of sustainable development of agrarian and industrial complex of the region (on materials of the Kemerovo region)), Mono-grafija, Moskva, Irbis, 2015, 218 pp.
16. Nevskaja N. A. Indikativnoe planirovanie v stranah s razvitoj rynochnoj jekonomikoj (Indicative planning in the countries with the developed market economy), V sbornike: Fundamental'naja i prikladnaja nauka: osnovnye itogi 2015 g. Materialy I Ezhegodnoj mezhdu-narodnoj nauchnoj konferencii, Nauchno-izdatel'skij centr «Otkrytie», 2015, pp. 135-139.
17. Sidorenko M. M., Ogorodnikova E. S. Per-spektivy razvitija sel'skih avtodorog (Prospects of development of rural highways), Agrarnyj vestnik Urala, 2011, No. 11, pp. 42-44.
18. Ganieva I. A., Izhmulkina E. A., Shamin A. E. Razrabotka instrumentov dlja upravlenija inno-vacionnoj dejatel'nost'ju v sel'skom hozjajstve // Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo agrarnogo uni-versiteta. 2013. № 3 (101). pp. 116-119.
19. Kozyr' N. S., Getmanova A. V. Analiz jekonomicheskoj bezopasnosti krasnodarskogo kraja po proizvodstvennoj i prodovol'stvennoj sferam (Development of tools for management of innovative activity in agricultural industry) Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2016, T. 3, No. 1, pp.17-20.
20. Nadtochy Y. V., Klochko E. N., Danili-na M. V., Gurieva L. K., Bazhenov R. I., Bakharev V. V. Economic factors and conditions for the transformation of the education services market in the context of globalization, International Review of Management and Marketing, 2016, T. 6, No. S1, pp. 33-39.
Дата поступления статьи в редакцию 28.04.2017, принята к публикации 22.06.2017.
08.00.05 УДК: 338.1
ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИГРАЦИОННОМ КОНТЕКСТЕ
© 2017
Бочарова Зоя Сергеевна, доктор исторических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва (Россия)
Аннотация
Введение. Международная миграция в современном мире не только растет, но и во многом определяет векторы политического, экономического, социокультурного развития. В XXI в. мировое сообщество осознанно назвало миграцию, наряду с другими факторами, инструментом по достижению целей устойчивого развития.
Материалы и методы. Цели устойчивого развития были приняты на саммите тысячелетия в 2000 г. В контексте миграционных процессов их реализация стала разрабатываться ООН на неформальных совещаниях Глобального форума по миграции и развитию (ГФМР). Выполнение Повестки дня для устойчивого развития на период 2015-2030 гг. предполагает использование миграции как средства достижения гармоничного мира. Комплексный подход позволяет проанализировать реализацию потенциальных ресурсов миграции, а также учесть ее негативные последствия.
Результаты. В статье приведены численность и направления потоков глобальной миграции. Миграция в современном обществе, когда основным ресурсом развития является человеческий капитал, становится механизмом обеспечения конкурентоспособности стран, помогает экономическому развитию, решению демографических проблем, преодолению угроз глобальных вызовов, стимулирует глобализацию образования. Различные виды миграции рассматриваются как ресурс улучшения жизни, расширения возможностей, но вместе с тем становятся источником социальных и политических проблем.
Обсуждение. В современном научном дискурсе отмечена эволюция роли миграции, ее двойственный характер, рост влияния на экономику, стабильность, решение демографических проблем, превращение в ресурс развития. Однако все сложнее соблюдать права иммигрантов, осуществлять социальную и политическую интеграцию, преодолевать ксенофобию. Экономическая эффективность не всегда совпадает с эффективностью социальной.
Заключение. Зависимость миграции, как многофакторного явления, и устойчивого развития общества нельзя назвать прямой. Ее положительный смысл увязывается с управляемым процессом. Традиционные институты и юридические нормы должны эволюционировать соответственно усложняющемуся характеру внешних миграционных потоков.
Ключевые слова: беженцы, глобальная миграция, Глобальный договор о миграции (ГДМ), Глобальный форум по миграции и развитию (ГФМР), Диалог на высоком уровне по вопросам международной миграции и развития, образовательная миграция, ООН, развитие, Цели устойчивого развития (ЦУР), экологическая миграция, экономическая миграция.
Для цитирования: Бочарова З. С. Достижение целей устойчивого развития в глобальном миграционном контексте // Вестник НГИЭИ. 2017. № 7 (74). С. 116-124.
SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS ACHIEVEMENT IN THE GLOBAL MIGRATION CONTEXT
© 2017
Bocharova Zoya Sergeevna, the doctor of historical sciences, the professor of UNESCO Chair on Global Problems of the Faculty of Global Studies
Lomonosov Moscow State University, Moscow (Russia)
Abstract
Introduction. In the modern world international migration is not only gaining momentum: in many respects it determines main vectors of political, economic, social and cultural development. In XXI century the international community deliberately titled it, along with other factors, the instrument of the sustainable development goals achievement.
Materials and Methods. The sustainable development goals were proclaimed at the Millennium Summit in
2000.
In the context of migration processes, their realization was developed by the UN, at informal meetings of the Global Forum on Migration and Development. Implementation of the Agenda for sustainable development for the period from 2015 to 2030 implies usage of migration as a means for establishing harmonious peace. The complex approach allows to analyze realization of potential resources of migration, as well as to consider its negative consequences.
Results. The article provides data in regard to quantity and directions of global migration flows. Migration in the modern society, where the main resource for development is human capital, is becoming a main trigger for ensuring competitiveness amongst countries, is helping with economic development, is addressing demographic problems and global challenges, and stimulates the globalization of education. Different types of migration are viewed as a resource for improvement of life, expansion of opportunities, but at the same time they become the reason of social and political problems.
Discussion. The modern scientific discourse tends to note evolution of the role of migration, its dual character, growth of its influence on economy, stability, and solution of demographic problems, its transformation to the resource for development. However, it is getting more difficult to protect the rights of the immigrants, to integrate them socially and politically and to overcome xenophobia. Very often the economic efficiency is not coinciding with the social one.
Conclusions. It is hard to draw a direct relationship between migration, as a multifactor phenomenon, and sustainable development. Its positive meaning is linked to a controlled process. It is necessary to bring traditional institutions and legal norms in line with the increasingly complex nature of external migration flows.
Keywords: refugees, global migration, Global Compact on Migration (GCM), Global Forum on Migration and Development (GFMD), High-level Dialogue on International Migration and Development, educational migration, the UN, development, Sustainable Development Goals (SDGs), environmental migration, economic migration.
Введение
Глобализация показала миру степень его взаимосвязи и взаимозависимости. Локомотивом интеграции выступает в том числе транснациональная миграция населения, которая приобрела всеобщий характер, охватив все страны и континенты, все слои общества. Абсолютная численность миграции активно растет, но ее удельный вес колеблется незначительно. Глобальный миграционный поток вобрал в себя как экономических, так и вынужденных мигрантов, а также тех, чей статус не урегулирован. Эмиграция стала структурным элементом современной экономики, формирует мировой рынок труда. Причем в последнее время в глобальном миграционном потоке возрастает доля высококвалифицированных трудовых ресурсов. На миграционном процессе сказываются противоречия глобализации. С одной стороны, миграция благодаря единому пространству позволяет решить ряд жизненно важных задач и некоторым образом снизить уровень дисбаланса, причины которого лежат, помимо экономического и политического, в демографическом, природно-климатическом поле и иных сферах. С другой - правительства стран, привлекательных для мигрантов, имеют ограниченные возможности для обеспечения их комфортного пребывания, достойной работой, социальными благами, должны обеспечить приоритет национальных интересов, национальной безопасности. То есть встает задача упорядочения бесконтрольных передвижений людей и обеспечение гарантии их прав. В конечном счете, речь идет о повышении качества жизни миллионов людей.
Цель данной статьи - показать ресурсные преимущества международной миграции по реализации целей устойчивого развития.
Материалы и методы
Источниковую базу составляют статистические данные, материалы международных организаций, прежде всего, входящих в Организацию Объединенных Наций (ООН). Системный подход позволяет учесть интересы всех акторов глобального миграционного движения, вычленить структурные
потоки, выявить последствия, в том числе негативные, определить возможности реализации потенциальных ресурсов миграции. Аналитический, нормативный, сравнительный, статистический методы востребованы для оценки роли и места миграций в достижении устойчивого развития, выявления динамики миграции на глобальном уровне. Международная миграция является комплексным явлением, которое имеет собственные закономерности и особенности, носит противоречивый характер, неоднозначно сказывается на акторах, увязано с социальной, экономической, гуманитарной, экологической сферой, требует учета принципов уважения и соблюдения прав человека, особенно при решении проблемы неорганизованной миграции.
Анализ статистических данных показывает, пусть не равномерную, но положительную динамику численности внешних мигрантов. По сведениям, имеющимся в распоряжении ООН, их число в 2005 г. составило 191 млн человек (увеличившись за 45 лет в 2,5 раза), через пятилетие - 214 млн человек (удельный вес - 3,1 % в населении мира, на 0,2 % больше, чем 20 лет назад), еще через три года, в 2013 г. - 231,5 млн человек [1] (удельный вес -3,2 %), а в 2015 г. - уже 244 млн человек [2]. Итого, с 1990 по 2013 гг. численность населения Земли, проживавшего вне территории своего происхождения, выросла наполовину, т. е. на 50 %. Из года в год глобальный прирост составил в периоды с 1990 по 2000 гг. - 2 млн, в 2000-2010 гг. по 4,6 млн (более чем в 2 раза), в 2010-2013 - 3,6 млн человек. Как отмечено в докладе Верховного комиссара ООН по делам беженцев, после Второй мировой войны рекордным стал 2015 год по числу лиц, которые не по доброй воле покинули свои дома. Это -65,3 млн человек (перемещенные внутри стран -40,8 млн, беженцы - 21,3 млн) или каждый 113-й человек на Земле. На Ближнем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии резко возрос беженский поток и внутреннее перемещенных лиц. Самой привлекательной страной остается Германия, она
предоставила убежище наибольшему количеству лиц.
Повысилась мобильность высококвалифицированных кадров. Они направляются прежде всего в экономически развитые страны. Около 30 % всех мигрантов в странах ОЭСР - это высокообразованные люди, а пятая часть из них происходила из Индии, Китая или Филиппин. Наибольшая концентрация иностранцев в структуре населения достигнута в Персидском регионе - ОАЭ (88,4 %), Катаре (75,7 %) и Кувейте (73,6 %) [2]. В абсолютных цифрах их количество возросло в Соединенных Штатах Америки - до 46,6 млн (ср.: в 2013 г. - 45,8 млн, или 20 % от общего количества). Российская Федерация переместилась со второго на третье место, разместив 11,9 млн мигрантов (в 2013 г. - 11 млн). Второе место восстановила Германия - 12 млн (в 2013 г. -9,8 млн) [3].
Не случайно в этих условиях миграция стала рассматриваться как ресурс устойчивого развития. Впервые термин «устойчивое развитие» был употреблен в 1972 г. на Первой всемирной конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм). Его активное использование началось после публикации доклада «Наше общее будущее» Х. Г. Брундтланд (1987 г.), возглавлявшей Международную комиссию ООН по окружающей среде и развитию. Новый XXI в. ознаменовался принятием Целей развития тысячелетия на период с 2000 по 2015 г. (ЦРТ).
Но в контекст глобальной миграции «устойчивое развитие» было вписано после доклада Генерального секретаря Кофи Аннана «Международная миграция и развитие», произнесенного 6 июня 2006 г. в преддверии 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Далее последовало принятие Повестки дня на период до 2030 г., включившей все три составляющих устойчивого развития - социальную, экономическую и экологическую, а также вопросы мира и справедливости. Из 17 целей и 169 задач Повестки дня ряд предусматривала выполнение связанных с миграцией обязательств. В условиях неравномерного развития государств как в экономическом, так и в социальном отношении именно мобильность может способствовать «выравниванию» условий жизни, благополучию людей, устранению нищеты, ликвидации голода, обеспечению и достойной работы, и экономического роста при внедрении инноваций, правосудия, достижению хорошего здоровья, качественного образования, равенства мужчин и женщин. Процесс миграции, интеграции иностранцев должен быть безопасным, проходить в рамках правового поля, а связанные с ним негативные последствия - минимизированы. Вместе с тем решение
ряда задач предполагает сокращение миграций: доступ к чистой воде и санитарии, ответственное потребление и производство, борьба с изменением климата, сохранение экосистем морей и суши.
Миграционная ситуация, векторы достижения сбалансированного развития оказались в центре внимания и специальным предметом обсуждения в обществе и частный сектор высказались за необходимость изучения взаимосвязи и взаимодополняю-щ его характера международной миграции и развития для того, чтобы максимально использовать преимущества передвижений. Но достижения положительных эффектов развития возможно добиться исключительно в случае управляемого процесса трансграничных перемещений. Был проанализирован вклад мигрантов в жизнь общества как в странах пребывания, так и стране происхождения или транзита. В Декларации по итогам диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитию, принятой резолюцией 68/4 ГА от 3 октября 2013 года, указано, что государства, подписавшие ее, в полной мере признают все положительные эффекты трансграничной мобильности, в том числе как способа доступа к ресурсам развития и сокращения бедности. Участники ДВУ признавали важность политики интеграции детей, решения проблемы особой беззащитности женщин и девочек мигрантов. Вопрос актуализируется в связи с ростом женской миграции. В 2015 году слабый пол составил чуть менее половины всех международных мигрантов на глобальном уровне. Было подчеркнуто, что составляющей частью национальных, региональных и принятых на универсальном уровне стратегий и национальных законов должна стать гендерная проблематика. Особое внимание уделялось осуждению всякого рода дискриминаций, ксенофобии, расизма. Разработана формула «безопасной, упорядоченной и организованной миграции» [4]. Достижения целей и целевые показатели Повестки дня на период до 2030 г. будут оценены во время проведения третьего ДВУ, который состоится в Нью-Йорке не позднее 2019 г. и последующих диалогов [5, с. 20].
С 2007 года ежегодно проводится Глобальный форум по миграции и развитию (ГФМР (GFMD)) по инициативе Питера Сазерленда (Peter Sutherland), специального представителя Генерального секретаря ООН по вопросам международной миграции и развития (до марта 2017 г.). Форум стал единым центром, концептуально координирующим работу в сфере миграции.
В рамках ООН была сформирована Группа по проблемам глобальной миграции (ГГМ), в которую вошли 14 агентств ООН. Этот межучрежденческий
орган призван использовать все международные и региональные инструменты и нормы, касающиеся миграции. Важность работы Группы заключается в помощи разработки всеобъемлющих и согласованных подходов к решению проблемы глобальной миграции.
Международная организация по миграции (МОМ) ежегодно проводит Международные диалоги по миграции (ГОМ). На ее площадке идет разработка Глобального договора о безопасной, упорядоченной и регулярной (законной) миграции (Глобального договора о миграции, GCM). Процесс был запущен в 2017 году, а в 2018 году предстоит его принять. Содержание GCM сопрягается с Повесткой дня для устойчивого развития до 2030 года. Завершение этой работы приблизит человечество к формированию глобального управления миграцией.
Мониторинг миграционных обязательств, связанных с Повесткой дня до 2030 года для устойчивого развития, был проведен на 15-м координационном совещании по вопросам международной миграции. Такие обсуждения проводит Отдел народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам с 2002 года раз в год. Проанализирован прогресс, достигнутый в осуществлении, намечены основные мероприятия по подготовке в 2018 году межправительственной конференции по вопросам международной миграции, уделено особое внимание глобальному договору для безопасной, упорядоченной и регулярной миграции [6].
Результаты
В глобальном миграционном потоке выделяются несколько групп переселенцев. Это - трудовые, экологические, нелегальные мигранты, беженцы, лица, ищущие убежища, члены воссоединяющихся семей. Гармонизация целей и интересов стран-доноров и стран-реципиентов достигается в процессе координации действий. При этих условиях можно ожидать поступательного экономического роста и устойчивого развития. Тем более, что значительную долю составляют экономические мигранты. Свобода передвижения дает возможность реализовать Цель 1 Повестки дня на период до 2030 года, предусматривающую повсеместную ликвидацию нищеты и бедности во всех ее формах. Значимую роль в ее достижении играют денежные переводы. Международные мигранты отослали на родину в 2015 году более 582 млрд долларов, из которых от 432 до 441 млрд перечислены в страны с низким и средним уровнем дохода, и это почти в три раза больше, чем объем официальной помощи в целях развития. В 2016 году сумма составила также более 500 млрд долларов [7]. Однако рост доходов еще не
означает и не влечет за собой автоматических структурных изменений экономики.
Эмиграция позволяет ликвидировать (или, наоборот, усугубить) диспропорции на рынке труда, ослабить демографическую нагрузку, улучшить здоровье, обеспечить экономику кадрами, в том числе высококвалифицированными. Доля высокообразованных иммигрантов в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) резко растет (до 70 %), особенно из Латинской Америки и Карибского бассейна. Отъезд в более благополучные страны высококвалифицированных специалистов превысил общий уровень эмиграции в большинстве стран-доноров, что рождает риск «утечки мозгов», особенно опасный для стран Африки и ряда других стран. Поэтому международно-правовые документы оговаривают условия эмиграции «без ущерба для национальной безопасности».
Наибольшую нагрузку в прогрессивном плане несут транснациональные перемещения из развивающихся стран в развитые. Всемирный банк отмечает, что «после переезда мигрантов в развитую страну из беднейших стран их доходы в среднем возрастают в 15 раз, число школьников среди них увеличивается вдвое, а уровень детской смертности снижается в 16 раз» [8, с. 15]. Есть и обратная сторона: ресурсы ряда стран истощаются миграцией. Для исправления ситуации, например, новая программа для Ливана направлена в первую очередь на создание рабочих мест и доходов, в частности для наиболее уязвимых секторов общества, на основе содействия всеохватывающему промышленному развитию [9, с. 27].
Потоки неурегулированной миграции приводят к расширению теневой экономики, росту криминальной сферы (торговля людьми, трудовое рабство, нарушение прав человека и др.), мигрантофо-бий, к давлению на систему социального обеспечения, к потерям доходов государств и пр. Ряд государств, прежде отличавшихся относительно гомогенной этнической структурой, превратился в многонациональные и поликультурные. Все сложнее соблюдать права иммигрантов, осуществлять социальную и политическую интеграцию, преодолевать ксенофобию. На минимизацию негативных явлений направлены программы по управлению глобальной миграцией в соответствии с ЦУР.
Конкретизация связанных с миграцией показателей достижения Целей в области устойчивого развития связана с изменением качества и количества человеческого капитала. Миграция - это не только источник дополнительных трудовых ресурсов, обеспечивающих конкурентоспособность экономик. Бла-
годаря высококвалифицированным иммигрантам достигается переход к инновационной экономике.
Одним из способов привлечения кадров, улучшения их качества, воспроизводства трудовых ресурсов является образование на всех уровнях, качественное инклюзивное и равное и для резидентов, и для нерезидентов (пункт 25 Декларации по итогам ДВУ по вопросу о международной миграции и развитии, принятой 3 октября 2013 года). На создание единого образовательного пространства нацелена глобализация образования. Современная экономика - это экономика знаний. ООН провела Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ДОУР, 2005-2014) [10]. В 2014 году в Японии состоялась Всемирная конференция ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития. По результатам обсуждений была принята соответствующая Декларация. Практически она стала программой по реализации всеобщего поддержания образования для его устойчивого развития. Более того, образование специально должно было быть зафиксировано как цель в области развития на период 2015-2030 годов. Внедрение Глобальной программы действий по образованию для устойчивого развития означало продолжение ДОУР ООН. Как отмечал С. П. Капица, «сегодня экономика знаний определяет развитие общества и бросает вызов привычной концепции рынка, поскольку распространить рыночные законы на знания невозможно. Знания обладают способностью бесконтрольно умножаться и распространяться - поскольку обмен идеями ведет к приумножению знаний каждого индивидуума. В конечном итоге система образования и формирует экономику знаний. Специалисты только сейчас начинают понимать, какое место занимает экономика знаний в нашем мире» [11, с. 61].
Миграция способствует преодолению угроз глобальных вызовов (например, избежать угрозы жизни при экологических, военных, техногенных катастрофах). С 1970-х годов все чаще раздавались голоса в пользу оказания гуманитарной помощи жертвам стихийных бедствий и антропогенных катастроф, а в качестве причины миграций называлась неблагоприятная экологическая обстановка. Появились термины «экологический мигрант», «экологическая миграция». Но они до сих пор еще не устоялись, являются дискуссионными. Стихийные явления, воздействие человеческого фактора на природу приводят к значительной трансформации ее качества, экономики, жизненного уклада и, как следствие, к пространственному передвижению людей, опасающихся за свою жизнь. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) проанализировала состояние окру-
жающей среды, факторы и векторы мировых и региональных потенциальных изменений, описала вариативные перспективы во временной динамике. Эта работа вылилась в подготовку докладов «Глобальная экологическая перспектива» (ГЭП). Всего их представлено мировому сообществу пять (в 1997, 1999, 2002 и 2007 году). Также представлен набор политических мер, которыми могут государства воспользоваться. К середине 2017 года ожидается Шестой доклад с углубленным анализом вопросов, связанных с политикой, для оказания содействия государствам-членам, ориентированным на скорейший переход к устойчивому будущему.
В Третьем докладе 2002 года приводятся свидетельства, что число людей, страдающих от природных бедствий, в среднем выросло с 147 млн человек в год в 1980-х годах до 211 млн в год в 1990-х годах, что не может не вызвать рост миграции [12]. К 2050 году прогнозируют увеличение экомигран-тов до 200 млн. Ни у кого не вызывает сомнений положительная динамика этой тенденции. Основания для такого прогноза серьезные: примерно 44 % мирового населения живет в пределах 150 км от береговой линии, и в случае подъема уровня моря всего на 10 см затопленной окажется большая часть Бангладеш и полностью уйдут под воду многие островные государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Генеральный директор МОМ У. Л. Свинг говорит о 75 млн человек, которые находятся под угрозой вынужденной миграции, так как живут всего лишь на один метр выше уровня моря. Во всем мире будет расти число тех, кто покидает свои дома вынужденно - из-за засух, истощения почвы, разрушительных стихийных бедствий. Темпы современного опустынивания высоки - не менее 5-7 млн га в год. К концу XXI века планета может утратить до трети земель по сравнению с 1970-ми годами. Так оценивает ситуацию ООН. Процесс должен быть остановлен. СНГ уже потеряло около 2 % территории в результате водно-хозяйственных мероприятий. Эти земли были затоплены, засолены, пересушены. Под угрозой - еще 6 % земель. Примерно с 1950-х годов мировое сообщество в прогрессивной степени заботит деградация окружающей среды и связанные с ней негативные последствия. Причины лежат и в демографической плоскости -рост численности населения (особенно в Азии и Африке), и в экономической - развитие промышленности и транспорта, в том числе неупорядоченная урбанизация, и экологической - практически повсеместные нарушения основной природной среды. Рост экологической миграции стимулирован также нарастающими изменениями климата на Зем-
ле и глобальным потеплением [13]. Экологическая миграция становится структурной частью глобального миграционного процесса. Поэтому на повестку дня поставлена Инициатива имени Нансена. Норвегия и Швейцария при поддержке УВКБ и МОМ проводят консультативный процесс, с целью решения проблемы трансграничных перемещений в результате стихийных бедствий и изменений климата.
Обсуждение
С принятием новых целей устойчивого развития на последующие 15 лет обсуждение темы получило дополнительный импульс. Проблема анализировалась с позиций международно-правового регулирования, проводился мониторинг достижений поставленных задач [14]. В проблемном поле настоящего исследования ученые критически проанализировали ЦУР с целью выявить болевые точки в области защиты прав человека, защиты окружающей среды, снижения риска бедствий и регулирования миграции, а также предложить соответствующие пути решения. Указывается, что идея прав человека, закрепленная в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека, со временем детализируется и становится основой международно-правового регулирования миграции и использования ее потенциала в целях развития. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. не лишена ряда упущений в сравнении с ее предшественницей: отсутствие специального упоминания о решимости государств бороться с проявлениями расизма и ксенофобии (как было в пункте 25 раздела V Декларации тысячелетия), замена положения о решимости государств «укреплять международное сотрудничество, включая совместное несение бремени гуманитарной помощи странам, принимающим беженцев, и ее координацию» (пункт 26 раздела VI Декларации тысячелетия) на гораздо более туманное положение о том, что «сотрудничество должно также укреплять жизнестойкость общин, принимающих беженцев, особенно в развивающихся странах» (пункт 29 Декларации 2015 года).
Известный специалист в области изучения миграции И. В. Ивахнюк квалифицирует связь между странами-реципиентами и донорами как миграционную взаимозависимость, которая составляет основу для ресурсного потенциала сбалансированного развития. Автор также, опираясь на опыт участия в ГФМР в ноябре 2010 года в Мексике, анализирует ход развития партнерства между разными акторами миграционных процессов. Сделан вывод о том, что мигранты - важная часть глобальной экономики, нужен комплексный подход к управлению миграцией [15].
И. А. Алешковский акцентировал внимание на формировании правовых основ складывания системы управления международной миграцией на трех уровнях - глобальном, региональном, национальном. Другой аспект его исследований связан с изучением двойственного характера миграции, разноуровневых миграционных политик. Автор делает вывод, с которым трудно не согласиться, что эта дихотомия обусловлена несовпадением интересов акторов системы международных отношений [16; 17].
Заключение
Международное сообщество осознает имманентность международной миграции современным экономическим отношениям и направляет усилия на создание условий использования ее в качестве средства содействия развитию, улучшению качества жизни. Миграция способна сбалансировать региональную демографическую асимметрию, в том числе связанную с увеличением доли населения стран третьего мира, старением жителей Европы. Мировой рынок труда невозможно представить без свободы перемещения людей как средства перераспределения трудовых ресурсов. Доминантой современных миграционных потоков стала эмиграция высококвалифицированных работников. Интеллектуальная миграция способствует приращению национального продукта принимающих стран, конкурентоспособности. В большинстве стран назначения мигранты платят больше налогов и социальных взносов, чем они получают пособий, тем самым снимая часть нагрузки с пенсионных систем в развитых странах со стареющим населением. ЦУР увязывают упорядоченную, безопасную, законную и ответственную миграцию с сокращением неравенства внутри стран и между ними (Цель 10 и 10с).
Однако экономический рост еще не гарантирует достойную занятость, социальную интеграцию и равноправие, доступ к системе социальной защиты, здравоохранения, образования. Так, для обеспечения прав мигрантов на охрану здоровья ВОЗ оказывает государствам-членам поддержку. Двойственный характер миграции порождает издержки.
Зависимость миграции, как многофакторного явления, и устойчивого развития общества нельзя назвать прямой. Ее характер сложен и многообразен, часто экономическая эффективность не всегда совпадает с эффективностью социальной. Долгое время связь между миграцией и уровнем развития стран исхода игнорировалась. К настоящему моменту мировое сообщество признает позитивный вклад мигрантов во всеобъемлющий экономический рост и устойчивое развитие в странах происхождения, транзита и назначения. Сложилось единое мнение о зна-
чительном потенциале миграции в деле достижения целей развития. Но традиционные институты и юридические нормы, как правило, не поспевают за усложняющимися миграционными потоками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. МОТ: Экономики стран, инвестирующих в качественные рабочие места, могут сделать большой шаг вперед [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unrussia.ru/ru/un-in-russia/news/2014-05-27 (дата обращения: 22.09.2016).
2. Ежегодный доклад Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев «Глобальные тенденции» 16 июня 2016 года, Женева [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unhcr.org/ 576408cd7 (дата обращения: 02.07.2016).
3. МОМ: Россия занимает третье место в мире по числу мигрантов после США и Германии. Подробнее на ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/3219064 (дата обращения: 04.06.2016).
4. Декларация по итогам диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии. Принята резолюцией 68/4 Генеральной Ассамблеи от 3 октября 2013 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ docu-ments/decl_conv/declarations/migrationdevelop.shtml (дата обращения 5.06.2017).
5. Международная миграция и развитие. Доклад Генерального секретаря ООН 4 августа 2016 г. на 71-й сессии ГА ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/en/development/ de-sa/population/migration/generalassembly/docs/A_71_2 96_Я^О(дата обращения 5.06.2017).
6. Пятнадцатое Координационное совещание по вопросам Международной миграции 16-17 февраля 2017 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www .un.org/en/development/desa/population/ migration/events/coordination/15/index.shtm_ (дата обращения 5.06.2017).
7. Доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросам миграции 3 февраля 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/
N 17/002/22/PDF/N1700222.pdf?0penElement (дата обращения 5.06.2017).
8. Всемирный банк: Migration and Development: A Role for the World Bank Group. 2016. Вашингтон, ОК, сентябрь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pubdocs.worldbank.org/en/ 468881473870347506/(дата обращения 5.06.2017).
9. ЮНИДО. Ежегодный доклад 2016 год. Вена, 2017. 65 с.
10. Каким быть образованию завтрашнего дня: доклад 2012 года о проводимом ООН Десятилетии образования в интересах устойчивого развития, подготовленный по заказу ЮНЕСКО проф. Арьеном Э. Й. Валсом, Вагенингенский университет, Нидерланды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nic.gov.ru/Media/Default/Documents%20Files/К аким%20быть%20образованию%20завтрашнего%20 дня.pdf (дата обращения 5.06.2017).
11. Рогова А. Экономика знаний // В мире науки. 2003. № 10. С. 58-64.
12. Глобальная экологическая перспектива 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grid.unep.ch/geo/geo3/russian/pdfs/prelims. pdf (дата обращения: 15.05.2017).
13. Западинская Л. И. Экологическая миграция. Деградация окружающей среды вынуждает миллионы людей покидать родину // Экология и жизнь. 2008. № 7. С. 46-51.
14. Абашидзе А. Х., Солнцев А. М., Киселева А. Е., Круглов Д. А., Конева Е. В. Достижение целей устойчивого развития (2016-2030): международно-правовое измерение // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2016. №1. С. 65-78.
15. Ивахнюк И. В. Международная миграция как ресурс развития (замечания в связи с глобальной дискуссией) // Век глобализации. 2011. № 1. С. 67-79.
16. Алешковский И. А. Управление процессами международной миграции в условиях глобализации // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2015. № 1. С. 119-137.
17. Алешковский И. А., Ионцев В. А. Управление международной миграцией в условиях глобализации // Век глобализации. 2015. № 1. С. 75-87.
REFERENCES
1. MOT: EHkonomiki stran, investiruyushchih v kachestvennye rabochie mesta, mogut sdelat' bol'shoj shag vpered [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://unrussia.ru/ru/un-in-russia/news/2014-05-27 (data obrashcheniya: 22.09.2016).
2. Ezhegodnyj doklad Upravleniya Verhovnogo komissara OON po delam bezhencev «Global'nye ten-dencii» 16 iyunya 2016 goda, Zheneva [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.unhcr.org/ 576408cd7 (data obrashcheniya: 02.07.2016).
3. MOM: Rossiya zanimaet tret'e mesto v mire po chislu migrantov posle SSHA i Germanii. Podrobnee na TASS [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://tass.ru/obschestvo/3219064 (data obrashcheniya: 04.06.2016).
4. Predstoyashchij Dialog na vysokom urovne OON prizvan sposobstvovat' uvelicheniyu polozhi-tel'nyh aspektov migracii dlya vsekh // Veb-sajt «Orga-nizaciya Ob"edinennyh nacij v Belarusi» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://un.by/news/world/ 8d440faf55088.html (data obrashcheniya: 5.06.2017).
5. Mezhdunarodnaya migraciya i razvitie. Doklad General'nogo sekretarya OON 4 avgusta 2016 g. na 71-j sessii GA OON [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.un.org/en/development/desa/population/mig ration/generalassembly/docs/A_71_296_R.pdf (data obrashcheniya: 5.06.2017).
6. Pyatnadcatoe Koordinacionnoe soveshchanie po voprosam Mezhdunarodnoj migracii 16-17 fevralya 2017 goda [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.un.org/en/development/desa/population/mig ration/events/coordination/15/index.shtml (data obrashcheniya: 5.06.2017).
7. Doklad Special'nogo predstavitelya General'nogo sekretarya po voprosam migracii 3 fevralya 2017 g. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/
N 17/002/22/PDF/N1700222.pdf?OpenElement (data obrashcheniya: 5.06.2017).
8. Vsemirnyj bank: Migration and Development: A Role for the World Bank Group. 2016. Vashington, OK, sentyabr'. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://pubdocs.worldbank.org/en/468881473870347506 /Migration-and-Development-Report-Sept2016.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2017).
9. YUNIDO. Ezhegodnyj doklad 2016 god (Annual report 2016), Vena, 2017. 65 p.
10. Kakim byt' obrazovaniyu zavtrashnego dnya: doklad 2012 goda o provodimom OON Desyatiletii obra-zovaniya v interesah ustojchivogo razvitiya, podgoto-vlennyj po zakazu YUNESKO prof. Ar'enom EH. J. Valsom, Vageningenskij universitet, Niderlandy [Elekt-ronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://nic.gov.ru/ Me-
dia/Default/Documents%20Files/Kakim%20byt'%20obr azovaniyu%20zavtrashnego%20dnya.pdf
11. Rogova A. Ehkonomika znanij (Knowledge economy), Vmire nauki.2003. No. 10. pp. 58-64.
12. Global'naya ehkologicheskaya perspektiva 3 [Ehlektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.grid.unep.ch/geo/geo3/russian/pdfs/prelims. pdf (data obrashcheniya: 15.05.2017).
13. Zapadinskaya L. I. Ehkologicheskaya mi-graciya. Degradaciya okruzhayushchej sredy vynu-zhdaet milliony lyudej pokidat' rodinu (Environmental migration. Environmental degradation millions of people forced to leave their homeland), Ehkologiya i zhizn'. 2008. No. 7. pp. 46-51.
14. Abashidze A. H., Solncev A. M., Kisele-va E. V., Koneva A. E., Kruglov D. A. Dostizhenie celej ustojchivogo razvitiya (2016-2030): mezhdu-narodno-pravovoe izmerenie (The achievement of sustainable development goals (2016-2030): international legal dimension), Vestnik RUDN. Seriya: YUridicheskie nauki. 2016. No. 1. pp. 65-78.
15. Ivahnyuk I. V. Mezhdunarodnaya migraciya kak resurs razvitiya (zamechaniya v svyazi s global'noj diskussiej) (International migration as a development resource (comments in connection with the global debate)), Vek globalizacii. 2011. No. 1. pp. 67-79.
16. Aleshkovskij I. A. Upravlenie processami mezhdunarodnoj migracii v usloviyah globalizacii (Managing international migration in the context of globalization), EHTAP: ehkonomicheskaya teoriya, an-aliz, praktika. 2015. No. 1. pp. 119-137.
17. Aleshkovskij I. A., Ioncev V. A. Upravlenie mezhdunarodnoj migraciej v usloviyah globalizacii (The management of international migration in the context of globalization), Vek globalizacii. 2015. No. 1. pp. 75-87.
Дата поступления статьи в редакцию 19.04.2017, принята к публикации 14.06.2017.
08.00.05 УДК338.36
ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
© 2017
Мансуров Александр Петрович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры «Естественнонаучные дисциплины» Шуварин Михаил Владимирович, к.э.н., доцент кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»
Шуварина Наталья Александровна, аспирант
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация
Введение. В России 2017 год был объявлен годом экологии и проблемы экологической и продовольственной безопасности обозначились еще острее. Жить в гармонии с природой, питаться здоровой пищей -задача сложная, но при определенном желании выполнимая.