УДК 372.8 ББК 74.263.2
ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ACHIEVEMENT OF META-SUBJECT RESULTS OF PRIMARY EDUCATION
BY DEVELOPING SKILLS OF INFORMATION TRANSMISSION AT THE LESSONS OF COMPUTER
STUDIES IN PRIMARY SCHOOL
Павлов Дмитрий Игоревич
Старший преподаватель Математического факультета Московского педагогического государственного университета E-mail: [email protected]
Pavlov Dmitriy I.
Senior Lecturer at Faculty of Mathematics, Moscow Pedagogical State University E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье автором развиваются высказанные ранее идеи о необходимости изменения подходов к преподаванию информатики в начальной школе для более явного отражения ее метапредметной природы. Опираясь на мнение ведущих специалистов, автор выводит мысль о возможности повышать метапредметные результаты освоения, уделяя особое внимание навыкам получения и передачи информации.
В статье подробно рассматривается группа умений по передаче информации, которые планируется развивать у младших школьников в качестве предметных ожидаемых результатов освоения. Особое место в статье уделено
Abstract. In the article, the author develops ideas that he has already expressed earlier. The theme is computer studies in primary school and its meta-subject nature. With the support of the leading scientists' viewpoints the author proposes to work on developing the children's ability to "receive" and "transmit" information. According to the author this will allow to achieve high meta-subject results of education in the primary school.
The author considers in detail the skills of "transmitting" information and their connection with universal educational activities of younger schoolchildren as the subject target learning outcomes. Particular attention is given to
установлению связи между предложенными предметными умениями и комплексом УУД. Связь процессов формирования предметных умений с освоением познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как раз и определяет метапредметную природу информатики в современной школе, в частности на ступени начального общего образования.
making the link between the suggested subject skills and the universal learning activities. It is the link between the processes of the subject skills formation and communicative universal
learning activities that determines the meta-subject nature of the school computer studies and on the stage of the primary education in particular.
Ключевые слова: ФГОС НОО, информатика, начальная информатика, информатика в начальной школе, методика преподавания информатики, метапредметные результаты обучения.
Keywords: Federal Educational Standard, computer studies, elementary computer studies, computer studies in primary school, methods of teaching computer studies, meta-subject results of learning.
Информатизация общества - один из самых динамичных социальных процессов. Он затрагивает все сферы деятельности человека. Сегодня информатизация является одной из главных движущих сил большинства общественных процессов.
Не подлежит сомнению влияние информатизации общества на «социальный заказ» системе образования. Это влияние отражено в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах (далее - ФГОС) на каждой ступени образования. Среди значимых перемен, зафиксированных в стандартах второго поколения, можно выделить «их ориентацию на достижение не только предметных результатов, но и, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования» [1, с. 52].
Информатика как фундаментальная наука имеет важное междисциплинарное, научно-методологическое и мировоззренческое значение. Сегодня освоение информатики уже не эксперимент и не прерогатива старшеклассников, а насущная потребность на каждой ступени школьного образования, включая и начальную школу.
Надо ли говорить, что сформировавшаяся методическая система преподавания информатики в школе не могла не отреагировать на изменение потребностей общества. Так, один из ведущих методистов в области начальной информатики А. В. Горячев еще в начале 2000-х гг. отмечал: «Учитывая потребности школы в своевременном знакомстве детей с основными информационными умениями, а также нарастающую роль информационной грамотности человека практически в любой отрасли, необходимо реализо-вывать связь информатики с другими учебными дисциплинами уже на уровне начального образования» [2, с. 47].
Научная и педагогическая общественность активно обсуждала влияние изменений, происходящих в обществе, на содержание школьного курса информатики. Так, задолго до
внедрения ФГОС очень точно охарактеризовал место информатики в школе С. А. Бешен-ков. В своих статьях рассуждал об информатике следующим образом: «Можно сказать, что информатика сегодня представляет собой "метадисциплину", ориентированную на достижение метапредметных результатов. Она способствует формированию общеучебных умений и навыков» [3, с. 31]. С. А. Бешенков называет информатику предметом стратегического назначения. И это как нельзя лучше отражает сегодняшнее значение информатики. Вернее, то, каким оно должно быть.
К моменту внедрения ФГОС большую работу в области создания новых подходов к преподаванию информатике в основной школе проделала Л. Л. Босова. Так, она отмечала, что «отличительной особенностью школьного курса информатики является значительно большая, чем у многих предметов, метапредметная направленность его содержания, обеспечивающая широкие возможности для развития инструментальных (операционных) ресурсов личности» [4, с. 49].
За последние годы Л. Л. Босовой, Н. Н. Самылкиной, К. Ю. Поляковым и целым рядом других авторов и методистов внесен существенный вклад в изменение содержания курса информатики для основной и средней школы. И одним из ключевых направлений этих перемен стало повышение метапредметной составляющей этого курса.
Можно отметить и некоторые изменения на уровне начального общего образования. Они касаются как нового прочтения традиционной линии «Алгоритмизация и программирование» [5], так и повышения метапредметной составляющей всего курса [6].
Авторским коллективом в составе Д. И. Павлова, О. А. Полежаевой, Л. Н. Короб-ковой предпринята попытка предложить свое решение рассматриваемого вопроса. В выпущенном издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» УМК «Информатика для всех» под редакцией А. В. Горячева реализована идея расширения предметных ожидаемых результатов начального курса информатики.
В основе этого решения лежат тезисы о пересмотре компонентов методической системы обучения информатике на уровне начального образования. В частности, предложено расширить рассмотрение содержательных линий «Представление информации» и «Информационные процессы», добавив к планируемым результатам два блока - «Получение информации» и «Передача информации» [7].
Содержательно блоки «Получение информации» и «Передача информации» можно разделить на основные группы умений.
• Получение информации:
- Навыки получения информации из текстов, в том числе из текстов с таблицами, графикой, иллюстрациями;
- Навыки получения информации из изображений и иллюстраций;
- Навыки получения информации из наблюдений и видео.
• Передача информации:
- Навыки изложения и объяснения информации;
- Навыки проверки понимания изложенной информации;
- Навыки подготовки аудитории к получению информации.
Учителя, проводившие апробацию этого подхода в период с 2014 по 2017 г., отмечали, что данный подход реализует линию формирования функциональной грамотности, построен необычно и раскрывает начальный курс информатики с интересной и непривычной стороны, ориентированной на достижение метапредметных результатов.
На страницах журнала «Наука и школа» авторами были подробно подходы к достижению метапредметных результатов начального образования путем развития навыков получения информации на уроках информатики в начальной школе [8]. В рамках данной статьи раскрывается вторая ветка вопросов - навыки передачи информации. Этот блок сформирован из следующих развиваемых умений.
Навыки изложения и объяснения информации:
• Уметь выбирать подходящую форму подачи сообщения: непосредственную/ опосредованную/комбинированную. Уметь логично выстраивать аргументацию при непосредственном или опосредованном сообщении;
• Уметь структурировать текст для лучшей передачи информации;
• Уметь подбирать (создавать) изображения к тексту и к выступлению. Уметь представлять данные в виде таблиц, схем, диаграмм, инфографики;
• Уметь создавать материал (презентацию) для сопровождения устного выступления;
• Уметь вызывать и проявлять эмоции для лучшего восприятия текста или выступления.
Навыки проверки понимания изложенной информации:
• Уметь задавать вопросы аудитории;
• Уметь предлагать выполнить читателям/слушателям какое-то действие в режиме самопроверки.
Навыки подготовки аудитории к получению информации:
• Уметь понимать уровень подготовленности аудитории к теме и учитывать это при подготовке к передаче информации;
• Уметь вызывать эмоции при объяснении актуальности темы.
Предложенные умения безусловно относятся к предметной области информатики. Но если изучить их внимательно и сопоставить их с перечнем универсальных учебных действий, за счет формирования которого достигаются метапредметные результаты начального общего образования, станет видно, что предложенная система умений тесно связана с блоком коммуникативных и познавательных УУД.
Различные специалисты по-разному трактуют понятие УУД и формируют их перечень, в том числе на уровне начального образования. В рамках данной работы мы рассматриваем трактовку А. Г. Асмолова, изложенную в работе «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» [9].
Давайте попробуем проиллюстрировать эти связи. Для начала на примере блока коммуникативных УУД (табл. 1), а именно:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (КУУД-1) -определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов (КУУД-2) - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов (КУУД-3) - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнера (КУУД-4) - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (КУУД-5).
Таблица 1
Влияние достижения предметных результатов блока «Передача информации» на
формирование коммуникативных УУД
Умения и навыки
Я У
Д
я У
У Д
я У
У Д
я У
У -
4
я У
У Д
Навыки изложения и объяснения информации
Уметь выбирать подходящую форму подачи сообщения: непосредственную / опосредованную / комбинированную. Уметь логично выстраивать аргументацию при непосредственном или опосредованном сообщении
Уметь структурировать текст для лучшей передачи информации
Уметь подбирать (создавать) изображения к тексту и к выступлению. Уметь представлять данные в виде таблиц, схем, диаграмм, инфографики
Уметь создавать материал (презентацию) для сопровождения устного выступления
Уметь вызывать и проявлять эмоции для лучшего восприятия текста или выступления
Навыки проверки понимания изложенной информации
Уметь задавать вопросы аудитории
Уметь предлагать выполнить читателям/слушателям какое-то действие в режиме самопроверки
Навыки подготовки аудитории к получению информации
Уметь понимать уровень подготовленности аудитории к теме и учитывать это при подготовке к передаче информации
Уметь вызывать эмоции при объяснении актуальности г
Теперь рассмотрим связь предложенных предметных умений с познавательными УУД. Начнем с общеучебной группы (табл. 2): • структурирование знаний (ПоУУД-1);
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ПоУУД-2);
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (ПоУУД-3);
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПоУУД-4);
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (ПоУУД-5);
• моделирование (ПоУУД-6);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (ПоУУД-7).
Таблица 2
Влияние достижения предметных результатов блока «Передача информации» на формирование познавательных общеучебных УУД
Умения и навыки Я «У — 1 Я У — 2 ЯоУУД-3 Я У — 4 Я У Д— 5 Я У Д— 6 Я «У Д— 7
Навыки изложения и объяснения и нформации
Уметь выбирать подходящую форму подачи сообщения: непосредственную/опосредованную/ комбинированную. Уметь логично выстраивать аргументацию при непосредственном или опосредованном сообщении
Уметь структурировать текст для лучшей передачи информации
Уметь подбирать (создавать) изображения к тексту и к выступлению. Уметь представлять данные в виде таблиц, схем, диаграмм, инфографики
Уметь создавать материал (презентацию) для сопровождения устного выступления
Уметь вызывать и проявлять эмоции для лучшего восприятия текста или выступления
Навыки проверки понимания изложенной информации
Уметь задавать вопросы аудитории
Уметь предлагать выполнить читателям/слушателям какое-то действие в режиме самопроверки
Навыки подготовки аудитории к получению информации
Уметь понимать уровень подготовленности аудитории к теме и учитывать это при подготовке к передаче информации
Уметь вызывать эмоции при объяснении актуальности темы
Теперь посмотрим, как соотносятся предложенные навыки передачи информации с логическим блоком познавательных УУД (табл. 3):
• анализ/синтез (ПлУУД-1);
• сравнение, классификация объектов по выделенным признакам (ПлУУД-2);
• подведение под понятие, выведение следствий (ПлУУД-3);
• установление причинно-следственных связей (ПлУУД-4);
• построение логической цепи рассуждений (ПлУУД-5);
• доказательство (ПлУУД-6);
• выдвижение гипотез и их обоснование (ПлУУД-7).
Таблица 3
Влияние достижения предметных результатов блока «Передача информации» на формирование познавательных логических УУД
Умения и навыки
Я
лУ
УД
Я
лУ
УД
Я
лУ
УД
я
лУУ
УД
я
лУ
УД
я
лУ
УД
я
лУ
УД
Навыки изложения и объяснения информации
Уметь выбирать подходящую форму подачи сообщения: непосредственную/опосредованную/ комбинированную. Уметь логично выстраивать аргументацию при непосредственном или опосредованном сообщении
Уметь структурировать текст для лучшей передачи информации
Уметь подбирать (создавать) изображения к тексту и к выступлению. Уметь представлять данные в виде таблиц, схем, диаграмм, инфографики
Уметь создавать материал (презентацию) для сопровождения устного выступления
Уметь вызывать и проявлять эмоции для лучшего восприятия текста или выступления
Навыки проверки понимания изложенной информации
Уметь задавать вопросы аудитории
Уметь предлагать выполнить читателям/слушателям какое-то действие в режиме самопроверки
Навыки подготовки аудитории к получению информации
Уметь понимать уровень подготовленности аудитории к теме и учитывать это при подготовке к передаче информации
Уметь вызывать эмоции при объяснении актуальности темы
Предложенные таблицы могут помочь учителям начальных классов, ведущих информатику, и учителям информатики, работающим в начальной школе, в годовом и поурочном планировании. Кроме того, они являются ориентиром для работы по обновлению содержания обучения информатике в начальных классах.
Рассмотренная связь ожидаемых предметных результатов раздела «Передача информации» с комплексом УУД позволяет достигать метапредметных результатов начального образования, не выходя за пределы курса информатики. А это, в свою очередь, позволит учителю рассчитывать на повышение результативности учеников в рамках ВПР, результаты которых в 2015-2016 и 2016-2017 гг. показали недостаточную сформированность у многих младших школьников именно метапредметных умений. Подобный подход представляется соответствующим современным тенденциям начального образования.
Список литературы
1. Каплан А. В. Результаты апробации учебно-методического комплекта «Информатика для всех» в первом классе // Информатика в школе. - 2017. - № 3. -С. 52-55.
2. Горячев А. В. Мы формируем информационно грамотную личность // Информатика и образование. - 2002. - № 6. - С. 15-18.
3. Бешенков С. А. Школьный предмет стратегического назначения // Информатика и образование. - 2007. - № 4. - С. 29-31.
4. Босова Л. Л. Метапредметная направленность - одна из основных характеристик пропедевтического этапа школьного курса информатики // Вестн. Северо-Вост. федерального ун-та им. М. К. Аммосова. - 2009. - Т. 6, № 4. - С. 48-53.
5. Каплан А. В. Применение технологий геймификации в пропедевтике программирования в начальной школе // Информатика в школе. - 2018. - № 6. - С. 65-67.
6. Павлов Д. И. О связи информатики в начальной школе с другими дисциплинами // Информатика в школе. - 2018. - № 6. - С. 63-64.
7. Павлов Д. И. Раскрытие содержательных линий «Представления информации» и «Информационных процессов» на уровне начального общего образования // Открытое и дистанционное образование. - 2018. - № 1 (69). - С. 56-68.
8. Павлов Д. И. Достижение метапредметных результатов начального образования путем развития навыков получения информации на уроках информатики в начальной школе // Наука и школа. - 2018. - № 1. - С. 18-23.
9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
References
1. Kaplan A. V. Rezultaty aprobatsii uchebno-metodicheskogo komplekta "Informatika dlya vsekh" v pervom klasse. Informatika v shkole. 2017, No. 3, pp. 52-55.
2. Goryachev A. V. My formiruem informatsionno gramotnuyu lichnost. Informatika i obrazovanie. 2002, No. 6, pp. 15-18.
3. Beshenkov S. А. Shkolnyy predmet strategicheskogo naznacheniya. Informatika I obrazovanie. 2007, N0. 4, рр. 29-31.
4. Bosova L. L. Metapredmetnaya napravlennost - odna iz osnovnykh kharakteristik propedevticheskogo etapa shkolnogo kursa informatiki. Vestn. Severo-Vost. federalnogo ип^а т. М. К. Ammosova. 2009, Уо1. 6, N0. 4, pp. 48-53.
5. KaplanA.V.Primenenietekhnologiygeymifikatsiivpropedevtikeprogrammirovaniya V nachalnoy shkole. 1^огтаНка V shkole. 2018, N0. 6, pp. 65-67.
6. Pavlov D. I. О svyazi informatiki V nachalnoy shkole s drugimi distsiplinami. 1ПогтаНка V shkole. 2018, N0. 6, pp. 63-64.
7. Pavlov D. I. Raskrytie soderzhatelnykh Нту "Predstavleniya mformatsп" i "Informatsionnykh protsessov" na urovne nachalnogo obshchego obrazovaniya. 01кгу0 i distantsionnoe obrazovanie. 2018, N0. 1 (69), pp. 56-68.
8. Pavlov D. I. Dostizhenie metapredmetnykh rezultatov nachalnogo obrazovaniya putem razvitiya navykov polucheniya informatsii т urokakh informatiki V nachalnoy shkole. Nauka i shkola. 2018, N0. 1, pp. 18-23.
9. Asmolov А. G., Burmenskaya G. V., ^^агакауа I. А. et а1. Как proektirovat universalnye uchebnye deystviya v па^аЫоу shkole: ot deystviya к mysli: posobie dlya uchitelya. Moscow: Prosveshchenie, 2008. 151 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 6