Научная статья на тему 'Достижение качества профессорско-преподавательского состава вуза посредством создания межрегиональных ассоциаций преподавателей'

Достижение качества профессорско-преподавательского состава вуза посредством создания межрегиональных ассоциаций преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY OF THE UNIVERSITY TEACHING STAFF / INTER-REGIONAL ASSOCIATIONS OF UNIVERSITY TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подповетная Юлия Валерьевна

В статье представлен подход, согласно которому качество образования характеризуется различными составляющими. Качество профессорско-преподавательского состава вуза является одной из основных компонент, определяющих качество высшего профессионального образования в современных условиях. Создание межрегиональных ассоциаций преподавателей вузов это одно из условий, которое способствует достижению качества профессорско-преподавательского состава вуза. Особое внимание уделено качеству профессорско-преподавательского состава вуза как одной из составляющих системы «качество образования». Обоснована необходимость создания межрегиональных ассоциаций преподавателей вузов с целью достижения качества образования. Представлен опыт работы межрегиональных ассоциаций преподавателей вузов, направленный на стимулирование профессионального самосознания преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подповетная Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Achieving quality of the university teaching staff by creating interregional associations of teachers

The article presents an approach, according to which the quality of education is characterized by different components. The quality of the university teaching staff is one of the main components that determine the quality of higher education in the modern world. Creating inter-regional associations of university teachersis one of the conditions that contribute to the quality of the university teaching staff. Special attention is paid to the quality of the university teaching staff as one of the components of the “quality of education” system. There is made a case for creating inter-regional associations of university teachers in order to achieve quality education. The article presents the experience of inter-regional associations of university teachers, aimed at stimulating the professional identity of teachers.

Текст научной работы на тему «Достижение качества профессорско-преподавательского состава вуза посредством создания межрегиональных ассоциаций преподавателей»

^^^ Научные сообщения ЧИППКРО

УДК 378.12

Достижение качества

профессорско-преподавательского состава вуза посредством создания межрегиональных ассоциаций преподавателей

Ю. В. Подповетная

Achieving quality of the university teaching staff by creating interregional associations of teachers

Yu. V. Podpovetnaya

Аннотация. В статье представлен подход, согласно которому качество образования характеризуется различными составляющими. Качество профессорско-преподавательского состава вуза является одной из основных компонент, определяющих качество высшего профессионального образования в современных условиях. Создание межрегиональных ассоциаций преподавателей вузов - это одно из условий, которое способствует достижению качества профессорско-преподавательского состава вуза. Особое внимание уделено качеству профессорско-преподавательского состава вуза как одной из составляющих системы «качество образования». Обоснована необходимость создания межрегиональных ассоциаций преподавателей вузов с целью достижения качества образования. Представлен опыт работы межрегиональных ассоциаций преподавателей вузов, направленный на стимулирование профессионального самосознания преподавателей.

Abstract. The article presents an approach, according to which the quality of education is characterized by different components. The quality of the university teaching staff is one of the main components that determine the quality of higher education in the modern world. Creating interregional associations of university teachers- is one of the conditions that contribute to the quality of the university teaching staff. Special attention is paid to the quality of the university teaching staff as one of the components of the "quality of education" system. There is made a case for creating

inter-regional associations of university teachers in order to achieve quality education. The article presents the experience of inter-regional associations of university teachers, aimed at stimulating the professional identity of teachers.

Ключевые слова: качество образования, качество профессорско-преподавательского состава вуза, межрегиональные ассоциации преподавателей вузов.

Key-words: quality of education, quality of the university teaching staff, inter-regional associations of university teachers.

Вхождение России в Болонский процесс, развитие международных связей, усиление деловой активности населения, процессы глобализации и другие явления современности ставят перед отечественной высшей школой задачу не выживания в новых условиях, а изменений, адекватных тем переменам, которые переживает наша страна. На конференции европейских министров, ответственных за высшее образование в 46 странах - участницах Болонско-го процесса, были определены приоритеты Европейского пространства высшего образования на следующее десятилетие (до 2020 г.). В материалах конференции отмечается, что «стремясь к лучшему во всех аспектах высшему образованию, мы решаем задачиновой эпохи. Это требует постоянного внимания к качеству образования» [1]. Таким образом, ценность современного образования правомерно соотносить с его качеством. Поэтому для дальнейшего развития России критически важной является за-

Ю.В. Подповетная

Достижение качества профессорско-преподавательского состава вуза...

дача обеспечения качественного и конкурентоспособного уровня высшего образования, которое является основой будущей успешной карьеры выпускников вузов.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) является комплексной федеральной нормой качества высшего образования по соответствующему направлению подготовки и уровням подготовки (бакалавр, магистр, специалист). В ФГОС ВПО под качеством образования понимается комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению системой высшего профессионального образования в соответствии с интересами личности, общества и государства.

В научной литературе качество образования характеризуется различными составляющими, включающими такие компоненты, как:

- наличие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и качество его реализации;

- качество профессорско-преподавательского состава вуза;

- качество образовательного процесса;

- качество методического обеспечения учебного процесса;

- качество субъектов обучения [2; 3].

Создание межрегиональных ассоциаций

преподавателей вузов - это одно из условий, которое способствует достижению качест-вапрофессорско-преподавательского состава вуза [4]. Данное условие выявлено с учетом того, что в современном обществе очень важно для преподавателя вуза быть мобильным, отслеживать разработки и достижения коллег, делиться своим опытом, участвовать в научных исследованиях даже на расстоянии. Практика показывает, что удобнее и эффективнее это делать внутри предметных ассоциаций, среди преподавателей, увлеченных и заинтересованных общим делом [5; 6].

Необходимо отметить, что целесообразнее формировать ассоциации преподавателей одного направления подготовки студентов или одного профиля факультета, кафедры и т. п. Например, положительный опыт работы демонстрирует ассоциация преподавателей экономико-управленческих дисциплин, которая объединила несколько вузов России: Южно-Уральский

государственный университет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Высшую школу экономики в Нижнем Новгороде, Уральский федеральный университет. Деятельность данной ассоциации регулируется рядом документов: Положение об ассоциации, Кодекс этики преподавателя ассоциации и др.

Для вхождения в состав ассоциации преподавателю вуза необходимо оформить членство, которое представленона разных иерархических уровнях. Это может быть стажер, кандидат в члены ассоциации, член ассоциации или почетный член ассоциации. Получение определенного статуса осуществляется на основе анализа и оценки научно-педагогическим сообществом достижений кандидата в научной, методической и инновационной деятельности.

Первоначально зачисление в ассоциацию проходило по представлению деканов, заведующих кафедрами вузов-участников, что создало определенный актив. Остальные преподаватели при зачислении в ассоциацию должны были представить свои научно-методические труды, провести мастер-класс или представить научный доклад, на основании чего созданный актив принимал решение о присвоении уровня членства в ассоциации.

Взаимодействие преподавателей - членов ассоциации осуществляется в различных аспектах. Это активная работа в сессионный период (как правило, проводится 4 сессии в учебный год), а также беспрерывное взаимодействие в межсессионный период.

Работа на выездных очных сессиях членов ассоциации, которая организуется, как правило, на территории одного из вузов-участников, осуществляется в различных формах. Это мастер-классы, тренинговые мероприятия, деловые игры, презентации учебно-методических пособий и научных достижений, а также многое другое. В межсессионный период наиболее популярны медиалекции, интернет-диспуты, интернет-семинары и др.

Конечно, названные формы организации работы ассоциации имеют определенные положительные результаты в аспекте стимулирования профессионального самосознания преподавателей вузов.

В частности, мастер-класс - одна из наиболее эффективных форм распространения педа-

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Научные сообщения

гогического опыта, в том числе и для руководителей крупных научных организаций в системе образования [7; 8]. Поэтому в одну сессию работы ассоциации проводится 3-4 мастер-класса различной направленности:

а) аналитическая - «Анализ рынка труда в Уральском регионе», «Тенденции развития бизнес-школ в России», «Возможности бизнес-образования в регионах» и др.;

б) педагогическая - «Концепция курса «Экономика предприятия», «Концепция курса «Финансы и кредит», «Построение экономико-управленческих модулей для программы МВА» и др.;

в) психологическая - «Ресурсы времени преподавателя и студентов», «Сталкинг собственной энергии», «Эффективное решение педагогической задачи».

Тренинговые мероприятия имеют четкую направленность и способствуют личностному росту преподавателя. Особенно такая форма работы пользуется определенным успехом у начинающих преподавателей, профессора обычно относились к ним скептично и выполняют формально.

Поэтому, в основном, такие занятия целесообразно проводить с молодыми преподавателями. Наиболее высоких оценок удостоены образно-рефлексивные процедуры «Дерево», «Подари себе имя» и «Рекламный ролик»; проективный рисунок «Я такой, какой я есть», упражнение «Карусель», «Педагогические наблюдения», «В чем мне повезло в этой жизни» и «Герой нашего времени».

На каждой очной сессии работы ассоциации принимающий вуз готовиттематическую деловую игру.

Например, деловая игра «Кто наш конкурент», показывающая сущность, механизмы, плюсы и минусы конкурентной деятельности; деловая игра «Пресс-конференция», формирующая направления профессионального саморазвития участников, эффективные способы планирования профессиональной деятельности преподавателя вуза, способности осуществления рефлексии трудностей и барьеров в процессе профессионального роста; игра «Выбор», направленная насодействие преподавателям, оказавшимся в ситуации профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего роста и развития в профессиональной деятельности.

Презентация научных трудов и учебно-методических разработок является очень важной и достаточно эффективной формой стимулирования профессионального самосознания преподавателей вузов.

Не секрет, что многие вузы имеют свои типографии и самостоятельно издают учебную, методическую и научную литературу. Эти издания часто носят «местный» характер и недоступны широкой педагогической общественности. Презентации на сессиях ассоциации таких разработок позволили преподавателям получить оценку коллег из других вузов, обеспечить новый рынок реализации своих работ и, что немаловажно, повысить узнаваемость своего имени.

В межсессионный период работа ассоциации организуется, чаще всего, через виртуальные кафедры: «Стратегический менеджмент», «Маркетинг», «Управление человеческими ресурсами», «Инновационный менеджмент», «Финансы и кредит» и др. Отметим, что каждый вуз - участник ассоциации является ведущим по одному из направлений работы, иными словами каждый вуз отвечает за работу одной из виртуальных кафедр. Например, Южно-Уральский государственный университет возглавляет работу виртуальной кафедры «Управление человеческими ресурсами».

Каждая виртуальная кафедра имеет свой план работы, который составляется на основе опроса всех членов этой кафедры об актуальных вопросах, интересующих преподавателей. По собранным данным составляется план работы кафедры и назначается ответственный. В результате появился большой раздел работы виртуальной кафедры, который условно называется «Лекции мастеров».

Эти лекции проходят в прямой трансляции по Интернету. Тематика медиалекций связана с читаемыми на кафедре дисциплинами, как правило, это те темы, которые вызывают у студентов особые затруднения и преподаватели делятся опытом подачи и представления столь сложного материала.

Особо востребованы виртуальные мастер-классы, на которых преподаватели делятся находками или собственными разработками проведения практических занятий со студентами (по соответствующим дисциплинам).

Ю.В. Подповетная

Достижение качества профессорско-преподавательского состава вуза...

После проведения виртуальных лекций и мастер-классов, как правило, проводится обсуждение представленного материала, что способствует развитию способностей к саморефлексии, осуществлению анализа направлений личностного роста, повышению уверенности в собственных силах, возможности самовыражения в различных аспектах преподавательской деятельности, развитию позитивного мышления, установке перспективных профессиональных целей и др.

Новой формой работы виртуальной кафедры является проведение открытых лекций или практических (семинарских, лабораторных) занятий. Данная форма предполагает открытую трансляцию занятия с одной из студенческих групп в режиме реального времени. По мнению членов ассоциации, такую форму обогащения профессионального опыта необходимо расширять в дальнейшей работе.

Необходимо отметить, что форма работы в виде интернет-диспутов для осуществления взаимодействия преподавателей родилась достаточно спонтанно. На сайте ассоциации постоянно открываются страницы форумов, где преподаватели обсуждают различные вопросы, связанные с профессиональной деятельностью, обмениваются мнениями. Активные виртуальные дискуссии обусловили необходимость интернет-дискуссий посредством медиамоста. Наиболее часто обсуждаемые темы: «Личный кабинет сотрудника», «Подготовка и оформление грантов», «Работа над монографией», «Зарубежные публикации», «Разработка сетевого учебно-методического комплекса дисциплины», «Дисциплина студентов», «Как работать с отстающими студентами», «НИРС» и др.

Действенная форма работы, направленная на стимулирование профессионального самосознания преподавателей - это рецензирование учебной, методической литературы и научных трудов коллег из других вузов. Это взаимовыгодное сотрудничество, так как автор оперативно получает внешнюю рецензию (рецензии), участники обсуждения - опыт критического осмысления концепции автора пособия или монографии, сопоставления с собственными достижениями и успехами. Конечно, многие члены ассоциации стремятся получить одобрение своих разработок у экспертного сообщества в виде виртуальной кафедры.

Особо хотелось бы отметить огромную методическую работу виртуальных кафедр, связанную с созданием «научно-методической копилки» наработок преподавателей вузов. По существу это так называемый виртуальный научно-методический кабинет, объединяющий научные и учебно-методические труды участников ассоциации, представленные в сети Интернет. Надо сказать, что изначально было довольно сильное сопротивление членов ассоциации в передаче своих наработок в «научно-методическую копилку» и появилась необходимость в разъяснительной работе. Основными аргументами являются: возможность обсуждения с коллегами, предотвращение не этичных заимствований, совершенствование представленных материалов и т. п., что в совокупности является стимулами развития профессионального самосознания преподавателей. По оценкам членов ассоциации, такая работа повысила качество научно-методических работ преподавателей.

Таким образом, преподаватели - члены межрегиональной ассоциации преподавателей вузов имеют возможность поддерживать самый высокий уровень компетентности в своей работе; строить свою профессиональную деятельность на основе современных требований общества и стандартов качества, действующих в ассоциации; постоянно повышать свой уровень, профессиональных знаний, мастерства; вести научно-исследовательскую работу, используя современные научно-методические разработки в области педагогики высшей школы, что, несомненно, способствует достижению качества профессорско-преподавательского состава вуза.

Библиографический список:

1. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии // Высшее образование в России. -2009. - № 7. - С. 156-162.

2. Коротков Э. М. Управление качеством образования / Э. М. Коротков. - М. : Академический проект ; Мир, 2006. - 320 с.

3. Сериков Г. Н. Управление достижением качества образования / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. - Челябинск : ИЦ «Уральская академия», 2009. - 265 с.

4. Подповетная Ю. В. Управление научно-образовательным процессом университета /

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

^^^ Научные сообщения ЧИППКРО

Ю. В. Подповетная // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. - С. 355-363.

5. Васильева Е. Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе : метод. пособие / Е. Ю. Васильева, О. А. Ганичина, С. Ю. Тра-пицын. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 159 с.

6. Гребенев И. В. Формирование педагогического профессионализма преподавателей в условиях классического университета: на материале подготовки преподавателей физики : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / И. В. Гребенев. - Нижний Новгород, 2008. - 49 с.

7. Машуков А. В. Организация и проведение мастер-классов / А. В. Машуков ; под ред. А. Г. Обоскалова. - Челябинск, 2007. - 13 с.

8. Ильясов Д. Ф. Повышение квалификации руководителей как педагогическая проблема / Д. Ф. Ильясов // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 82-85.

References:

1. The Bologna Process 2020 - The European Higher Education in the New Decade [Bolonskiy protsess 2020 - Evropeyskoe prostranstvo vysshe-go obrazovaniya v novom desyatiletii]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2009, № 7, pp. 156-162.

2. Korotkov E. M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya [Management of Education Quality]. M., 2006. 320 p.

3. Serikov G. N. Upravlenie dostizheniem kachestva obrazovaniya [Management of Education Quality Achieving]. Chelyabinsk, 2009. 265 p.

4. Podpovetnaya Yu. V. University Scientific and Educational Process Management [Upravlenie nauchno-obrazovatel'nym protses-som universiteta]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2010, № 5,pp.355-363.

5. Vasil'eva E. Yu. Reyting prepodavateley, fa-kul'tetov i kafedr v vuze [Rating of Teachers, Faculties and Departments at the University]. SPb, 2007. 159 p.

6. Grebenev I. V. Formirovanie pedagogi-cheskogo professionalizma prepodavateley v us-loviyakh klassicheskogo universiteta: na mate-riale podgotovki prepodavateley fiziki : dis. ... dra ped. Nauk : 13.00.08 [Forming pedagogical professionalism of teachers in the conditions of classical university: on the material of the physics teachers training: Author's Thesis]. Nizhniy Novgorod, 2008. 49 p.

7. Mashukov A. V. Organizatsiya i provedenie master-klassov [Organization and Conducting Master Classes]. Chelyabinsk, 2007. 13 p.

8. Ilyasov D. F. Professional development of heads as pedagogical problem [Povyshenie kvalifi-katsii rukovoditeley kak pedagogicheskaya problema]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2004, № 11, pp. 82-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.