Россия в динамике глобализирующегося мира
А.Д. УРСУЛ доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик АН Молдавии, директор Центра глобальных исследований и профессор факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова
К.С. ЛЕОНОВА аспирант кафедры глобалистики факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова*
Достижение глобальной устойчивости: проблемы и перспективы
Социоприродные процессы занимают особое место среди глобальных феноменов, поскольку появление и развитие существующих на сегодняшний день глобальных проблем связано преимущественно с взаимодействием человека с природой. С усилением глобализации негативное антропогенное воздействие стало все более заметным и приобрело планетарные масштабы. Для современного этапа мирового развития характерны глобальные изменения в социальной, экономической, политической, экологической и многих других сферах.
Усилению негативных тенденций способствуют геополитические трансформации, сопровождаемые ростом политической нестабильности, что ставит под угрозу безопасность на различных уровнях. Становится очевидным, что ныне существующая система безопасности не справляется с широ-
* Урсул Аркадий Дмитриевич, e-mail: [email protected]; Леонова Кристина Сергеевна, e-mail: [email protected]
ким спектром глобальных проблем, что также свидетельствует о необходимости перехода к устойчивому развитию (УР).
Несмотря на то, что в последние годы интерес к идеям и принципам УР значительно вырос, сам процесс реализации стратегии этого развития, принятой на саммитах ООН, идёт малоэффективно и слишком медленными темпами, чтобы существенно изменить сложившуюся ситуацию. После издания первого доклада Римскому клубу, раскрывшего наличие противоречий в системе отношений «человек - общество - природа», прошло около полувека, а количество глобальных проблем социоприродного характера значительно увеличилось1. Именно поэтому появилась необходимость выявления обстоятельств и факторов, препятствующих переходу к УР.
Авторы поставили перед собой цель выявить факторы, необходимые для успешной реализации концепции и стратегии устойчивого развития. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: провести анализ причин, по которым осуществление перехода к устойчивому развитию происходит медленно и неэффективно, и выделить приоритетные направления, требующие рассмотрения через призму достижения глобальной устойчивости.
В ходе исследования удалось выявить ключевые проблемы, наличие которых отрицательно сказывается на реализации УР. Был проанализирован характер выявленных проблем и установлено, что они охватывают в первую очередь социально-экономическую, политическую и концептуальную области. Как оказалось, именно несовершенство концепции УР прямо или косвенно отражается на процессе реализации стратегии достижения устойчивости в различных сферах. Далее будет рассмотрена отдельно каждая группа проблем.
Центральной проблемой социально-экономической сферы является нежелание участников современной экономической модели, функционирующей за счет рыночных механизмов, осуществлять необходимые для перехода к УР изменения. Несмотря на рост числа кризисных явлений в экономике сторонники сложившейся экономической системы
1 Ulrich von Weizsäcker E, Wijkman A. Come on! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet - A Report to the Club of Rome // Springer, 2018.
до сих пор придерживаются точки зрения, что рыночные механизмы способны самостоятельно регулировать протекающие внутренние процессы и отвечать на внешние негативные воздействия. Ведущим экономическим принципом остается использование природных ресурсов в целях достижения только экономической эффективности, хотя давно доказано, что такое отношение ведет к разрушению окружающей среды, нехватке ресурсов и, как результат, к деградации и даже возможной гибели цивилизации.
Стремление сохранить экономоцентричную модель мира подкрепляется опасениями, связанными с переходом на альтернативные модели экономического развития: «зеленую» экономику и экономику замкнутого цикла. Несмотря на опровержения, содержащиеся в различных исследованиях и докладах ООН, УР нередко рассматривается в качестве угрозы существующему экономическому росту и уровню занятости населения. Считается, что переход к УР приведет к значительному экономическому спаду, что в свою очередь отразится на повышении уровня безработицы1. Подтверждением этому служат финансовые сложности и отсутствие у многих государств доступа к инновационным технологиям.
Распространена также точка зрения, что модель УР представляется инструментом «мягкой силы», используемым западными странами для закрепления своих лидирующих позиций в экономике и сохранения низких уровней развития в других странах за счет контроля над их ресурсным потенциалом, экономическим ростом и энергетической сферой2. Существенным препятствием на пути к УР служит недостаток или полное отсутствие во многих государствах экономических стимулов и государственной поддержки предприятий, желающих перестроить производство в соответствии с новыми принципами.
Изначально основным ориентиром концепции и стратегии УР выступало разрешение основного социоприродного противоречия, связанного с неспособностью биосферы обеспечивать стремительно растущие потребности человечества. Однако с течением времени стало ясно, что помимо упомянутого глобального противоречия нарастает и другое:
1 См.: Ховавко И.Ю. Концепция устойчивого развития в контексте глобализации // Век глобализации, 2016, № 3, с. 71-84.
2 Там же.
между современным экономоцентрическим неустойчивым развитием (НУР) и переходом мирового сообщества к УР. Начавшаяся реализация «устойчивого преобразования» нашего мира оказалась невероятно сложной и высветила множество проблем, о которых ранее и не задумывались.
Трансформация геополитической картины мира и, как следствие, формирование полицентричной системы международных отношений ведёт к возникновению ряда противоречий между странами и даже отказу от конструктивного сотрудничества и партнерства. В результате человеческая цивилизация, утрачивая позитивные результаты глобализации, предстает не в качестве единого целого, что противоречит глобальной идее УР. Усиление стихийности и дальнейшая эрозия сложившейся системы международных отношений проявляется в снижении уровня обеспечения международной и тем более глобальной безопасности, усиливает разрыв между безопасностью и развитием. Между тем без обеспечения самых различных форм и видов безопасности невозможно дальнейшее продвижение к УР, которое в принципе должно стать самым безопасным типом развития из всех ранее существовавших.
Не менее важной проблемой политической сферы является отсутствие у многих государственных лидеров политической воли, без которой реализация стратегии УР как на государственном, так и на глобальном уровне становится труднодостижимой, поскольку, как правило, именно глава государства определяет путь его развития. Также сказывается давление на государственную политику со стороны топливно-энергетических и других бизнес-структур не в пользу перехода к УР. Смена курса развития представляется невыгодной для традиционных энергетических предприятий, поскольку УР ассоциируется с потерей влияния и снижением прибыли.
Как и в социально-экономической сфере, препятствием на пути перехода к УР в политической сфере является некорректная трактовка значения идей и целей этого типа развития. УР рассматривается как один из инструментов «мягкой силы», представляющих угрозу суверенитету государств и их национальным интересам. Политические проблемы перехода к УР носят противоречивый характер и пока недостаточно разработаны, особенно в связи с необходимостью формирования глобального управления.
Третья группа проблем связана с недостатками содержания самой концепции УР, которая (созданная еще в 90-е гг.) включает лишь три сферы человеческой деятельности: социальную, экономическую и экологическую. При этом доминирует экологоцентризм концепции УР, который делает ее односторонней и препятствует переходу к глобальной устойчивости в полной мере.
Поскольку исследования в области УР в основном носили экологоцентричный характер, то из всех вызовов и угроз наиболее острыми представлялись связанные с социопри-родными взаимодействиями. Сама идея перехода от неустойчивого развития к более безопасному возникла в связи с осмыслением глобальных экологических проблем, грозящих антропогенной планетарной катастрофой. С течением времени обострились глобальные проблемы, затрагивающие не только экологию, но и другие области, а в концепции продолжали видеть способ предотвращения в основном экологических угроз. Однако в силу вышесказанного вряд ли уместно концентрировать внимание в основном на экологической и природоресурсной безопасности.
Существует много видов безопасности, которые современная концепция УР не рассматривает в должной мере. Вопрос безопасности оказался не до конца осознанным рядом стран при согласовании ЦУР и по этой причине затронутым лишь частично, хотя сегодня появляется все больше свидетельств того факта, что существует сильная взаимосвязь между развитием и безопасностью, а значит, УР и мировое сообщество в целом напрямую зависят от уровня обеспечения самых различных видов безопасности. Именно поэтому в содержание концепции УР должны быть включены как сфера безопасности, так и ряд других областей социальной деятельности.
Следует обратить внимание и на противоречие между процессами глобализации и относительно узкой триадой направлений достижения глобальной устойчивости. Представляется особо важным направить и другие глобализа-ционные процессы, которые по своей сути являются объективными следствиями мирового развития, на переход к УР.
Все эти недостатки сужают возможности разработки адекватных мер по решению уже существующих проблем и предупреждению возникновения новых противоречий и трудностей реализации новой стратегии цивилизации. Для
комплексного, полноценного перехода к новой форме развития важно расширение области исследований более широкого спектра проблем, особенно в глобальном измерении. Ясно, что переход к УР потребует совершенствования представления о нем, что позволит преодолеть трудности, ряд из которых представляются пока даже неразрешимыми (особенно демографические проблемы).
Благодаря исследованию основных факторов, негативно сказывающихся на реализации стратегии УР, становится возможным определение необходимых условий и мер для эффективного достижения глобальной устойчивости. Выделим далее приоритетные направления, которые могут оказать наиболее эффективное влияние на достижение глобальной устойчивости, причём в качестве таковых, на взгляд авторов, выступают сферы безопасности и образования.
Обратим внимание на то, что средства обеспечения безопасности (и особенно глобальной безопасности) должны носить преимущественно опережающий характер. Существующие на сегодняшний день механизмы носят местный и кратковременный характер и применяются для устранения возникших угроз. Появляющиеся угрозы и риски носят не только локальный и региональный характер, они проявляют себя и в глобальном масштабе. Именно поэтому необходимо уметь предвидеть такие проблемы и пытаться не допустить их развития и распространения, а значит, механизмы и средства обеспечения безопасности должны быть опережающими, а не только защитными.
Сферы, в которых должно применяться обеспечение безопасности через УР, должны учитываться все без исключения, хотя в силу ограниченности сил и средств придётся выделять приоритетные. Безусловно, экологическая безопасность носит острый характер и требует особого внимания, но это никак не означает, что внимание к остальным сферам и формам обеспечения безопасности должно быть ослаблено.
В современном глобализирующемся мире, в котором происходящие в разных сферах процессы и явления так или иначе оказывают влияние друг на друга, недостаточно изменить стратегию национальной безопасности одного государства, не внося изменения в систему обеспечения безопасности другого. Негативные факторы, нарушающие принципы целостности государства, его суверенитет и национальные интересы, конфликты и войны, проходящие на тер-
ритории одного государства, и любые другие угрозы безопасности рано или поздно нарушат систему безопасности соседних с этим государством стран. Односторонние действия не смогут привести к достижению такой цели, как сохранение человеческой цивилизации и биосферы планеты в целом. Обеспечение безопасности (особенно в глобальном масштабе) - сложный процесс, его реализация требует принятия соответствующих мер и в других направлениях, которые представляются наиболее важными.
Именно сфера образования, на наш взгляд, призвана оказать положительное влияние не только на обеспечение безопасности через УР, но и в целом на эффективное достижение глобальной устойчивости. Согласно Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития образование «выступает одной из предпосылок для достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления, обоснованного принятия решений и развития демократии»1.
Действительно, образовательные процессы способствуют формированию общественного сознания, от которого зависят поведение общества и его отношения с окружающим миром. Полученные человечеством знания и ценности оказывают влияние на принимаемые решения, которые, в свою очередь, влияют на будущее не только человеческой цивилизации, но и всей планеты.
В отличие от сферы безопасности, где связь с устойчивым развитием оказалась недооцененной, образование для устойчивого развития (ОУР), напротив, рассматривается в качестве приоритетного направления развития современного мира. В списке целей, принятых на Саммите ООН по УР в 2015 г., цель «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» занимает довольно высокое четвертое место после вопросов борьбы с нищетой и голодом, а также обеспечения здорового образа жизни и благополучия2. Для достижения этой цели на Все-
1 См.: Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития // Комитет по экологической политике, 2005. URL: http://www.iseu.bsu.by/wp-content/uploads/2016/05/re-solution_vilnus.pdf (дата обращения: 25.12.20l8).
2 См.: Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development // United Nations, 2015. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/docu-
мирном форуме по вопросам образования была принята Инчхонская декларация, закрепляющая за образованием статус «движущей силы» устойчивого развития1.
Приобретению образованием для УР (ОУР) особого значения и места способствовали успехи осуществления ООН с 2005 по 2014 гг. Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (ДОУР) и последовавшей за ним разработки Глобальной программы действий по ОУР и Дорожной карты по ее реализации2. На Всемирной конференции ЮНЕСКО, проходившей в 2014 г. в Японии, представители государств огласили результаты своей деятельности в области ОУР и подтвердили значимость дальнейшего развития ОУР3.
Несмотря на наличие значительных успехов в распространении ОУР и включение его в государственные повестки дня (особый успех отмечается в таких странах, как Япония, Германия, Швеция, Нидерланды), можно отметить и определенные проблемы на пути продвижения «устойчивого образования». По-прежнему ощущается недостаточная информированность и образованность общества и особенно его представителей. Зачастую употребление словосочетания «устойчивое развитие» в речи политиков происходит исключительно в связи с актуальностью темы, а не с пониманием сути, стоящей за этим понятием, и желанием уйти от модели НУР.
Важной проблемой является отождествление ОУР исключительно с экологическим образованием (пусть даже с
ments/21252030%20Agenda%20or%20Sustainable°/o20Development°/o20web.pdf (дата обращения: 11.01.2019).
1 См.: Инчхонская декларация. Образование-2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни // Всемирный форум по вопросам образования, 2015. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002331/233137r.pdf (дата обращения: 11.01.2019).
2 См.: UNESCO Global Action Programme on Education for Sustainable Development as follow-up to the United Nations Decade of Education for Sustainable Development after 2014. URL: http://www.mext.go.jp/en/unes-co/title04/detail04/sdetail04/ icsFiles/afieldfile/2016/10/11/1375695 01.pdf; UNESCO Roadmap for implementing the Global Action Programme on Education for Sustainable Development // UNESCO, 2014.URL: http://unesdoc.unes-co. org/images/0023/002305/230514e.pdf (дата обращения: 11.01.2019).
См.: Aichi-Nagoya Declaration on Education for Sustainable Development. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/5859Aichi-Na-goya_Declaration_EN.pdf (дата обращения: 11.01.2019).
его ориентацией на УР). Конечно, экологическое образование должно представлять своего рода подсистему всего ОУР, но предмет УР оказывается намного шире вопросов экологии. Так, например, в большинстве образовательных учреждений существуют такие предметы, как экология и природопользование, но их наличие вовсе не означает, что в рамках этих курсов предоставляется информация о модели УР и важности ее реализации. Необходимо внедрять самостоятельные курсы и дисциплины по вопросам УР, которые будут сосредоточены на изучении идейных основ, задач и целей устойчивого развития. Кроме того, важно совершенствовать не только вузовское образование, но и школьное, где формируется начальный этап воспитания бережного отношения к окружающему миру и чувства ответственности за будущее своей страны и всего человечества.
Как показывает практика, общий процесс реализации стратегии УР существенно отстает от происходящего внутри него становления ОУР. С одной стороны, изменения в образовательной сфере являются движущей силой для остальных направлений, поскольку благодаря ОУР происходит формирование опережающего глобального коллективного сознания, ориентированного на коэволюционное взаимодействие с окружающей средой и принятие решений по устранению и предупреждению новых опасных вызовов и угроз. С другой стороны, процесс создания такой интеллектуальной среды будет реализовываться в течение нескольких поколений, а разработка и применение опережающих механизмов и средств необходимы уже сейчас, поскольку даже обеспечение ОУР требует безопасной и устойчивой социопри-родной среды, которую призвана обеспечить система безопасности через УР. Это в очередной раз подтверждает тот факт, что для достижения глобальной устойчивости важно внедрение идей и принципов УР во все сферы человеческой деятельности. Приоритетными же областями, без которых представляется невозможным достижение подобных целей, остаются сферы безопасности и образования.
Формально переход к УР начался с десятилетия 20052014 гг., но эта декада не случайно совпала с Декадой ООН по образованию для УР. За это время стало очевидным, что процесс достижения глобальной устойчивости оказался беспрецедентно трудным и пока не принёс ожидаемых от него результатов, хотя и было положено начало некоторой
перестройке мировоззрения и отчасти современного развития на пути к новой модели эволюции цивилизации. Новое поколение, получившее образование по вопросам УР, должно будет существенно ускорить процесс перехода к глобальной устойчивости, поскольку многие наши современники либо игнорируют проблему УР, либо даже противятся этому переходу.
Результаты исследования показали, что в основе пока ещё медленного и неэффективного движения в «устойчивом направлении» лежат такие проблемы, как экологоцентризм концепции УР, недостаток политической воли большинства руководства стран-членов ООН, активное противодействие крупного капитала (что сейчас особенно очевидно на примере действий новой администрации США), применение преимущественно оборонительных и местных механизмов и средств борьбы с вызовами и угрозами и в целом нежелание и неготовность большей части населения планеты принимать стратегию УР в ее современном виде.
Существующие проблемы говорят не столько о противоречиях между концепцией УР и практическими действиями по её реализации, сколько о несовершенстве современной трактовки самого УР. Сегодня концепция УР представляется в основном как комплекс мер, направленных на изменения в экономической, социальной и экологической сферах человеческой деятельности. На наш взгляд, такое представление о переходе к УР уже перестало отвечать современным реалиям. Безусловно, если сравнивать с тем временем, когда концепция рассматривалась исключительно с экологической точки зрения, можно отметить постепенное понимание того факта, что УР должно происходить не только в какой-то одной определенной области.
Тем не менее не охваченные УР формы деятельности существенно тормозят процесс достижения глобальной устойчивости, поэтому необходимо пересмотреть подходы к предметному полю формирующейся теории УР. Дальнейшее расширение концепции УР путем включения в нее различных сфер человеческой деятельности позволит более целостно подойти к проблеме формирования новой системы отношений как внутри самого общества, так и между обществом и природой.
На данном этапе перехода к УР наиболее важными областями человеческой деятельности, требующими внедре-
ния элементов «устойчивости», являются сферы безопасности и образования. Наличие тесной взаимосвязи и взаимовлияния между безопасностью и развитием подтверждает возможность эффективного перехода к УР лишь при условии внедрения идей и принципов этого развития в современную систему безопасности не только на государственном и региональном, но и на глобальном уровнях. Процессы глобализации и системный характер биосферы требуют от человеческого общества совместных усилий по обеспечению безопасности в соответствии с принципами УР. В качестве инструментов обеспечения «устойчивой безопасности» должны выступать преимущественно опережающие механизмы и средства, направленные на прогнозирование и предупреждение развития возможных рисков, угроз и их распространения.
Если вопрос безопасности оказался недостаточно учтен в процессе выработки и осуществления стратегии УР, то образование, напротив, было поставлено на путь перехода к устойчивости раньше других сфер. Несмотря на существенный прорыв в образовательной сфере в рамках достижения глобальной устойчивости, нельзя говорить об отсутствии трудностей и проблем в данной области. Среди таковых можно отметить отождествление ОУР исключительно с экологическим образованием, нехватку специалистов, компетентных в вопросах УР, недостаточную осведомленность населения и политических структур, отсутствие интереса к ОУР во многих государствах и т.д. Устранение перечисленных препятствий позволит ускорить общий процесс реализации стратегии УР, который сегодня существенно тормозится по другим направлениям. Ведь именно образование является движущей силой достижения идей, принципов и целей УР.
Усиление внимания к проблемам безопасности и образования на базе стратегии УР позволит уйти от господствующей сегодня модели неустойчивого развития через формирование глобального коллективного сознания, направленного на коэволюцию человечества и природы и формирование устойчивого безопасного мира.
Урсул А.Д., Леонова К.С. Достижение глобальной устойчивости: проблемы и перспективы. В статье рассматриваются причины медленной и неэффективной реализации стратегии ус-
тойчивого развития и условия, необходимые для успешного достижения глобальной устойчивости.
Ключевые слова: глобальная устойчивость, устойчивое развитие, безопасность, образование для устойчивого развития.
Ursul A.D., Leonova K.S. Achieving global sustainability: challenges and prospects. The article reveals the reasons for the slow and ineffective implementation of the sustainable development strategy and the conditions necessary for the successful achievement of global sustainability.
Keywords: global sustainability, sustainable development, security, education for sustainable development.