Научная статья на тему 'ДОСТИЖЕНИЕ БОЛЬШЕЙ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ В ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. АРТИСТИЗМ В МУЗЫКЕ'

ДОСТИЖЕНИЕ БОЛЬШЕЙ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ В ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. АРТИСТИЗМ В МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
музыкальный артистизм / система занятий / живое исполнение / musical artistry / system of classes / live performance

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шитов С. В.

В работе показывается каким образом можно добиться большей убедительности в исполнении музыкальных произведений и активизировать учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACHIEVING GREATER PERSUASIVENESS IN PERFORMANCE OF MUSICALWORKS. ARTISTRY IN MUSIC

The paper shows how it is possible to achieve greater persuasiveness in the performance of musical works and to activate the educational process.

Текст научной работы на тему «ДОСТИЖЕНИЕ БОЛЬШЕЙ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ В ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. АРТИСТИЗМ В МУЗЫКЕ»

УДК 1

Шитов С.В.

преподаватель кафедры Оркестрового исполнительства Волгоградский институт искусств и культуры (г. Волгоград, Россия)

ДОСТИЖЕНИЕ БОЛЬШЕЙ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ В ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. АРТИСТИЗМ В МУЗЫКЕ

Аннотация: в работе показывается каким образом можно добиться большей убедительности в исполнении музыкальных произведений и активизировать учебный процесс.

Ключевые слова: музыкальный артистизм, система занятий, живое исполнение.

Что такое артистизм в музыке, почему должность музыканта в оркестре называется артист оркестра и как музыкант перевоплощается во время концерта? В кого ему приходится превращаться и для чего? Сколько вопросов и они вроде бы и не очень актуальны для повседневной жизни, но на самом деле эти вопросы являются очень важными в развитии, становлении и продвижении и молодых музыкантов и не очень молодых.

Начнём с того, что нужно разобраться, что такое артистизм? Это комплекс умений, навыков, приёмов, которые использует исполнитель для наиболее глубокого раскрытия замысла композитора в исполняемом произведении. Казалось бы, что трудного? Композитор всё написал, все вилочки нарисовал, темпы обозначил, исполни пунктуально и будет тебе счастье! Но почему-то не получается. Можно попробовать исполняемое произведение записать в любом музыкальном редакторе и компьютер досконально и точно исполнит всё, что написано в нотах. Интонация будет идеальна (фальши не будет!), ритм безукоризнен, все крещендо и диминуэндо

будут сделаны, но художественная ценность исполненной музыки будет ноль! В чём дело? Чего не хватает?

А не хватать будет именно того, что бы мы назвали живым исполнением и то, что мы вынесли в заголовок данной статьи - артистизма! Оказывается, артистизм — это главное, что помогает отличать хорошее исполнение от не очень хорошего, и даже больше - уровень артистизма и глубина трактовки может довести до потрясающего результата и стать на долгое время эталонным исполнением!

Для того, чтобы хорошо понимать суть артистизма, его нужно разложить на составные элементы.

1) Первым элементом будет то, чем мы занимаемся каждый день -техническим совершенствованием нашего сегодняшнего исполнительского уровня. Его мы развиваем с помощью гамм, этюдов, упражнений, текущего художественного репертуара. Хотелось бы, чтобы вся эта работа не отрывалась от главного- повышение эмоционального воздействия на слушателя. А это и есть развитие артистизма. Не должно быть сыграно ни одной ноты просто так, всё должно быть подчинено главному- повышению исполнительской выразительности и убедительности. Эта высокая цель в ежедневных занятиях поможет решить многие текущие технические проблемы и задачи.

2) Даже при работе над гаммами нужно добиваться более осмысленного звуковедения, фразировки и ритма. Гамму нужно мыслить, как маленькое художественное произведение. Такой эмоциональный подход к работе над гаммами поможет эффективно и быстро решать технические трудности, встающие перед исполнителем - скорость, интонирование, тембр. Грамотная и целенаправленная работа над гаммами приведёт к управляемой, убедительной и выразительной игре на инструменте. Выдающийся советский скрипач Л.Коган утверждал, что работе над гаммами нужно посвящать не менее 3 часов в день! Все его ученики много занимались гаммами и всю жизнь с благодарностью вспоминали своего учителя.

3) При работе над упражнениями нужно помнить о противоречивости развития отдельных элементов исполнительской техники. Так развитие выдержки трудными физическими упражнениями ограничивают выразительные возможности исполнительского аппарата, крен в развитии в сторону виртуозной техники приводит к проблемам с красивым 'пением' на инструменте, чрезмерное увлечение верхним регистром непременно приведёт к проблемам с интонацией, тембром, красивым звукоизвлечением. Избежать этих противоречий, можно включая в комплекс упражнений все элементы исполнительской техники, не пропуская ничего. Скорость освоения материала существенно снизится, но качество обучения будет плодотворным и разносторонним. Выбор упражнений, их количество и качество, напрямую должен быть подчинён развитию артистизма исполнителя и только это явится главным проверочным критерием результата работы над упражнениями. Хорошо бы помнить, что результат работы от упражнений не проявляется мгновенно, а выявляется через отдых.

4) Работа над этюдами, с моей точки зрения, ничего другого и не предполагает, как выработка определённых музыкальных образов и способов "проживания" этих состояний. Исполнение этюдов - самый быстрый способ изучения музыкальных стилей, овладения различными исполнительскими техниками, и что немаловажно - быстрое переключение между музыкальными образами. Часто этюды пишутся на темы оркестровых соло, что помогает в освоении оркестрового репертуара. Акцент на главенство музыкальных эмоций в исполнении этюдов поможет в решении технических проблем, и добиться более весомых результатов.

5) Работа над художественными произведениями. Ну, вот мы и добрались до самого интересного! Всё к чему стремились в упражнениях, чего добивались в гаммах и этюдах наконец-то можно попробовать применить на практике. Вот произведение разобрано, досконально выучено и неплохо сыграно на экзамене на приличную оценку. А в чём дальнейший рост? Чем

отличается исполнение выдающегося мастера от исполнения ученика-студента?

Исполнения мастеров всегда отличаются информационным и эмоциональным насыщением исполняемой музыки. Тщательно проработанные детали, выверенный динамический план, яркие кульминации, виртуозно сыгранные пассажи позволяют сделать убедительными трактовки исполняемых произведений. Слушатели и зрители испытывают приятное потрясение от такого виртуозного владения ситуацией исполнителем. На их глазах разворачивается захватывающий сюжет комедии или трагедии. Концерт приобретает законченный и убедительный вид. Неоднократное прослушивание этих транскрипций в записи всегда приносит новые впечатления и новые эмоции. Такие исполнения надолго запоминаются зрителями, записи таких выступлений живут долго и остаются актуальными на многие годы. Это и есть высшее проявление артистизма.

Силу таким выступлениям придаёт масштаб личности исполнителя, который опирается на мощный интеллект. Серьёзную базу для такой личности создаёт вся предшествующая история музыки, история исполнительства, открытия и достижения инструментальной педагогики, новые передовые технологии в освоении приёмов игры, изготовления музыкальных инструментов. Все эти знания, умения и достижения благополучно усваиваются трудолюбивыми и талантливыми музыкантами, перерабатываются и применяются в исполнительской практике.

Отдельно хотелось бы затронуть тему внешнего вида, манеры поведения и морального облика настоящей звезды. Это практически всегда эталон и пример для подражания! Блеск и стиль в одежде, доброжелательность и воспитанные манеры. Общение с ними одно удовольствие! Наверное, потому, что чувство стиля и красоты во всём образе жизни этих людей, которое закономерно перетекает в исполнение на инструменте. По крайней мере, хотелось бы в это верить!

Вот как легко и красиво всё получается на бумаге! А как в жизни? В жизни таких результатов, к сожалению, добиваются единицы. Да я, собственно, пишу не для того, чтобы все становились выдающимися деятелями. Мысли этой статьи могут помочь любому человеку на любом этапе жизни подключиться к каким-то изменениям в лучшую сторону. Можно иметь врождённый талант к музыке, большую любовь к этому виду деятельности, но мало ли мы знаем талантливых людей, которые не захотели трудиться, и зарыли свой талант в землю. Можно констатировать факт, что без ежедневного целенаправленного, изнуряющего труда добиться настоящего артистизма невозможно! Такая работа у музыкантов начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь без остановки! Это трудно, но очень интересно!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Т.А. Докшицер «Система комплексных упражнений трубача»;

2. Ю. Усов «История отечественного исполнительства на духовых инструментах»

Shitov S.V.

Volgograd Institute of Arts and Culture (Volgograd, Russia)

ACHIEVING GREATER PERSUASIVENESS IN PERFORMANCE OF MUSICAL WORKS. ARTISTRY IN MUSIC

Abstract: the paper shows how it is possible to achieve greater persuasiveness in the performance of musical works and to activate the educational process.

Keywords: musical artistry, system of classes, live performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.