УДК 1
Шитов С.В.
преподаватель кафедры Оркестрового исполнительства Волгоградский институт искусств и культуры (г. Волгоград, Россия)
ДОСТИЖЕНИЕ БОЛЬШЕЙ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ В ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. АРТИСТИЗМ В МУЗЫКЕ
Аннотация: в работе показывается каким образом можно добиться большей убедительности в исполнении музыкальных произведений и активизировать учебный процесс.
Ключевые слова: музыкальный артистизм, система занятий, живое исполнение.
Что такое артистизм в музыке, почему должность музыканта в оркестре называется артист оркестра и как музыкант перевоплощается во время концерта? В кого ему приходится превращаться и для чего? Сколько вопросов и они вроде бы и не очень актуальны для повседневной жизни, но на самом деле эти вопросы являются очень важными в развитии, становлении и продвижении и молодых музыкантов и не очень молодых.
Начнём с того, что нужно разобраться, что такое артистизм? Это комплекс умений, навыков, приёмов, которые использует исполнитель для наиболее глубокого раскрытия замысла композитора в исполняемом произведении. Казалось бы, что трудного? Композитор всё написал, все вилочки нарисовал, темпы обозначил, исполни пунктуально и будет тебе счастье! Но почему-то не получается. Можно попробовать исполняемое произведение записать в любом музыкальном редакторе и компьютер досконально и точно исполнит всё, что написано в нотах. Интонация будет идеальна (фальши не будет!), ритм безукоризнен, все крещендо и диминуэндо
будут сделаны, но художественная ценность исполненной музыки будет ноль! В чём дело? Чего не хватает?
А не хватать будет именно того, что бы мы назвали живым исполнением и то, что мы вынесли в заголовок данной статьи - артистизма! Оказывается, артистизм — это главное, что помогает отличать хорошее исполнение от не очень хорошего, и даже больше - уровень артистизма и глубина трактовки может довести до потрясающего результата и стать на долгое время эталонным исполнением!
Для того, чтобы хорошо понимать суть артистизма, его нужно разложить на составные элементы.
1) Первым элементом будет то, чем мы занимаемся каждый день -техническим совершенствованием нашего сегодняшнего исполнительского уровня. Его мы развиваем с помощью гамм, этюдов, упражнений, текущего художественного репертуара. Хотелось бы, чтобы вся эта работа не отрывалась от главного- повышение эмоционального воздействия на слушателя. А это и есть развитие артистизма. Не должно быть сыграно ни одной ноты просто так, всё должно быть подчинено главному- повышению исполнительской выразительности и убедительности. Эта высокая цель в ежедневных занятиях поможет решить многие текущие технические проблемы и задачи.
2) Даже при работе над гаммами нужно добиваться более осмысленного звуковедения, фразировки и ритма. Гамму нужно мыслить, как маленькое художественное произведение. Такой эмоциональный подход к работе над гаммами поможет эффективно и быстро решать технические трудности, встающие перед исполнителем - скорость, интонирование, тембр. Грамотная и целенаправленная работа над гаммами приведёт к управляемой, убедительной и выразительной игре на инструменте. Выдающийся советский скрипач Л.Коган утверждал, что работе над гаммами нужно посвящать не менее 3 часов в день! Все его ученики много занимались гаммами и всю жизнь с благодарностью вспоминали своего учителя.
3) При работе над упражнениями нужно помнить о противоречивости развития отдельных элементов исполнительской техники. Так развитие выдержки трудными физическими упражнениями ограничивают выразительные возможности исполнительского аппарата, крен в развитии в сторону виртуозной техники приводит к проблемам с красивым 'пением' на инструменте, чрезмерное увлечение верхним регистром непременно приведёт к проблемам с интонацией, тембром, красивым звукоизвлечением. Избежать этих противоречий, можно включая в комплекс упражнений все элементы исполнительской техники, не пропуская ничего. Скорость освоения материала существенно снизится, но качество обучения будет плодотворным и разносторонним. Выбор упражнений, их количество и качество, напрямую должен быть подчинён развитию артистизма исполнителя и только это явится главным проверочным критерием результата работы над упражнениями. Хорошо бы помнить, что результат работы от упражнений не проявляется мгновенно, а выявляется через отдых.
4) Работа над этюдами, с моей точки зрения, ничего другого и не предполагает, как выработка определённых музыкальных образов и способов "проживания" этих состояний. Исполнение этюдов - самый быстрый способ изучения музыкальных стилей, овладения различными исполнительскими техниками, и что немаловажно - быстрое переключение между музыкальными образами. Часто этюды пишутся на темы оркестровых соло, что помогает в освоении оркестрового репертуара. Акцент на главенство музыкальных эмоций в исполнении этюдов поможет в решении технических проблем, и добиться более весомых результатов.
5) Работа над художественными произведениями. Ну, вот мы и добрались до самого интересного! Всё к чему стремились в упражнениях, чего добивались в гаммах и этюдах наконец-то можно попробовать применить на практике. Вот произведение разобрано, досконально выучено и неплохо сыграно на экзамене на приличную оценку. А в чём дальнейший рост? Чем
отличается исполнение выдающегося мастера от исполнения ученика-студента?
Исполнения мастеров всегда отличаются информационным и эмоциональным насыщением исполняемой музыки. Тщательно проработанные детали, выверенный динамический план, яркие кульминации, виртуозно сыгранные пассажи позволяют сделать убедительными трактовки исполняемых произведений. Слушатели и зрители испытывают приятное потрясение от такого виртуозного владения ситуацией исполнителем. На их глазах разворачивается захватывающий сюжет комедии или трагедии. Концерт приобретает законченный и убедительный вид. Неоднократное прослушивание этих транскрипций в записи всегда приносит новые впечатления и новые эмоции. Такие исполнения надолго запоминаются зрителями, записи таких выступлений живут долго и остаются актуальными на многие годы. Это и есть высшее проявление артистизма.
Силу таким выступлениям придаёт масштаб личности исполнителя, который опирается на мощный интеллект. Серьёзную базу для такой личности создаёт вся предшествующая история музыки, история исполнительства, открытия и достижения инструментальной педагогики, новые передовые технологии в освоении приёмов игры, изготовления музыкальных инструментов. Все эти знания, умения и достижения благополучно усваиваются трудолюбивыми и талантливыми музыкантами, перерабатываются и применяются в исполнительской практике.
Отдельно хотелось бы затронуть тему внешнего вида, манеры поведения и морального облика настоящей звезды. Это практически всегда эталон и пример для подражания! Блеск и стиль в одежде, доброжелательность и воспитанные манеры. Общение с ними одно удовольствие! Наверное, потому, что чувство стиля и красоты во всём образе жизни этих людей, которое закономерно перетекает в исполнение на инструменте. По крайней мере, хотелось бы в это верить!
Вот как легко и красиво всё получается на бумаге! А как в жизни? В жизни таких результатов, к сожалению, добиваются единицы. Да я, собственно, пишу не для того, чтобы все становились выдающимися деятелями. Мысли этой статьи могут помочь любому человеку на любом этапе жизни подключиться к каким-то изменениям в лучшую сторону. Можно иметь врождённый талант к музыке, большую любовь к этому виду деятельности, но мало ли мы знаем талантливых людей, которые не захотели трудиться, и зарыли свой талант в землю. Можно констатировать факт, что без ежедневного целенаправленного, изнуряющего труда добиться настоящего артистизма невозможно! Такая работа у музыкантов начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь без остановки! Это трудно, но очень интересно!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Т.А. Докшицер «Система комплексных упражнений трубача»;
2. Ю. Усов «История отечественного исполнительства на духовых инструментах»
Shitov S.V.
Volgograd Institute of Arts and Culture (Volgograd, Russia)
ACHIEVING GREATER PERSUASIVENESS IN PERFORMANCE OF MUSICAL WORKS. ARTISTRY IN MUSIC
Abstract: the paper shows how it is possible to achieve greater persuasiveness in the performance of musical works and to activate the educational process.
Keywords: musical artistry, system of classes, live performance.