ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 373.2ё(510)(091)
ББК Ч403(5Кит)6+Ч410.4 ГРНТИ 14.19 Код ВАК 13.00.01
Цин Хэ,
доктор педагогических наук, профессор, ректор Цзилиньского института иностранных языков «Хуацяо»; 130117, г. Чанчунь, ул. Цзин Юэ, 3658; e-mail: [email protected].
Коротаева Евгения Владиславовна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Белоусова Светлана Степановна,
аспирант, ассистент кафедры педагогики и психологии детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
КЛЮЧВЫЕ СЛОВА: дошкольное образование; дошкольные образовательные учреждения; детские сады; этапы развития: пропедевтический этап, репродуктивный этап, автономный этап, интегра-тивно-накопительный этап, интегративно-продуктивный этап.
АННОТАЦИЯ. Дошкольному образованию в Китайской Народной Республике уделяют достаточно серьезное внимание, так как основы, заложенные в дошкольном детстве, могут и должны стать условием прогрессивного развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Современная система дошкольного образования Китая сегодня имеет законодательную базу, различные виды дошкольных упреждений, регламент деятельности в детских садах, систему подготовки кадров для дошкольной ступени, научно-методическую базу и т.д. Однако перечисленные достижения стали результатом непростого пути становления и развития дошкольного образования на территории Китая. Изучение истории и соответствующих документов позволило выделить пять этапов в становлении системы дошкольного образования: 1903-1948 гг. - пропедевтический; 1949-1965 гг. - репродуктивный; 1966-1976 гг. - автономный; 1977-2000 гг. - интегративно-накопительный; с 2001 г. по настоящее время - интегративно-продуктивный. Основанием для выделения этапов послужили следующие показатели: историко-политические условия развития Китая; нормативные документы, регламентирующие деятельность системы образования в целом и детских садов в частности; программно-методическое обеспечение; подготовка профессиональных кадров. Очевидно, что на первом, пропедевтическом этапе, вышеназванные показатели или отсутствуют, или существуют в качестве эпизода, исключения. Второй этап характеризуется максимальной опорой на опыт развития дошкольного образования в Советском Союзе, в связи с этим и название данного этапа - репродуктивный. Следующий этап, совпавший с китайской Культурной революцией, согласно философскому закону «отрицания отрицания», практически нивелировал все достижения этой области, достигнутые на предыдущем этапе. Однако с изменением политического климата в Китае после 1977 г. в дошкольном образовании наметились серьезные изменения, связанные с творческим заимствованием опыта работы зарубежных стран в области дошкольной педагогики. И наконец, в XXI в. в Китае стала явственно формироваться своя система дошкольного образования, усвоившая лучшие достижения прошлого и настоящего, но не потерявшая своей национальной индивидуальности и специфики.
Qing He,
Doctor of Pedagogy, Professor, Rector of Jilin Institute of Foreign Languages " Huâqiâo", Changchun, China.
Korotayeva Evgenia Vladislavovna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical Unicersity, Ekaterinburg, Russia.
Belousova Svetlana Stepanovna,
Post-graduate Student, Assistant Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical Unicersity, Ekaterinburg, Russia.
PRESCHOOL EDUCATION IN CHINA: STAGES OF DEVELOPMENT
KEYWORDS: preschool education; preschool educational establishments; kindergarten; stages of development; propaedeutic stage; reproductive stage; autonomous stage; integrative-cumulative stage; integra-tive-productive stage.
ABSTRACT. Preschool education is given much attention to in China, as the foundation built in childhood may and should become the necessary condition for successful development of the country in mid and short term. Contemporary system of preschool education in China is regulated by certain laws; there are
different kinds of preschool institutions; there is a law regulation the work of kindergatrens, the system of staff training, schientific and methodological foundation, etc. However these components are the result of a long way of the genesis and development of preshool education in China. The analysis of history made it possible to single out five staged in the genesis of preschool education: 1903-1948 - propaedeutic; 19491965 - reproductive; 1966-1976 - autonomous; 1977-2000 - integrative-cumulative; 2001- up to present - integrative-productive. The basis for these stages were the following: historical and political conditions in China; laws regulating educational system in general and kindergartens in particular; educational programs and teaching methods; teaching staff for educational establishments. It is obvious that in the first stage - propaedeutic - the abovementioned parametres and pahenomena are either absent or present in some simple forms, often temporal. The second stage is characterized by the adoption of the Sovit experience in education development, that is why this stage is called reproductive. The third stage, coinciding with the Cultural revolution in China, according to the law "negation of negation", brought all the achievement of the previous stage to nought. However, the change of political situation in China after 1977, caused serious changes in the system of preschool education inspired by the achievements in this sphere abroad. Finally, in the XXI century there is a tendency to establish their own educational system in China, which adopts the best achievements of the past, but at the same time it preserves its national identy and specificity.
Прогрессивное развитие любого государства связано не только с экономикой, геополитикой и т.д., но и с формированием системы образования или ее отдельных ступеней. Не исключением в этом отношении является и Китай, обладающий достаточно своеобычной историей развития образования с древнейших времен.
Однако нас прежде всего будет интересовать процесс формирования дошкольной ступени, история которой в мировой практике насчитывает более двух веков, а в Китае - вполовину меньше.
Правительство Китайской Народной Республики (КНР) считает образование одним из главных условий стабильного экономического развития нации, поэтому воспитанию детей уделяют самое серьезное внимание. Современный китайский детский сад является синтезом образовательного учреждения и организации по предоставлению образовательных услуг.
Однако, чтобы прийти к такому положению, дошкольное образование в Китае прошло непростой, но достаточно показательный путь (работы исследователей Ван Ли [11], Лисин Чжан [9; 10], Мэн Сяоюань [4], Ч. Ц. Цзун [8] и др.).
С опорой на труды данных авторов, а также с учетом политико-экономического развития Китая нами были выделены этапы становления и развития китайской системы дошкольного образования. Основанием для выделения этапов послужили следующие показатели: соответствующие историко-политические условия развития страны; наличие нормативных документов, регламентирующих деятельность системы образования в целом и детских садов в частности; разработка программно-методического обеспечения; а также кадровое обеспечение работы детских садов.
С учетом вышеизложенных показателей нами были определены следующие этапы становления дошкольного образования Китая:
Первый этап: 1903-1948 гг. - пропедевтический;
Второй этап: 1949-1965 гг. - репродуктивный;
Третий этап: 1966-1976 гг. - автономный;
Четвертый этап: 1977-2000 гг. - инте-гративно-накопительный;
Пятый этап: с 2001 г. по настоящее время - интегративно-продуктивный.
Рассмотрим более подробно каждый этап.
Первый этап - пропедевтический (1903-1948 гг.), начало которого связано с открытием в г. Ухань первого детского сада, созданного по образцу японских детских садов того времени.
Позже, в 1911-1913 гг., произошло важное событие, повлиявшие как на историю Китая, так и на развитие народного образования - Синьхайская революция. Сформированное в результате этой революции Министерство просвещения Китайской республики в 1912 г. провело реорганизацию системы образования. Система включала не только начальную школу (для обучения детей с 7 до 14 лет) и среднюю школу (для обучения подростков с 14 до 18 лет), но и детские сады для детей с 4 до 7 лет.
Вопрос о содержании программы для детских садов Китая начинает обсуждаться с 20-х гг. ХХ в. Ученые и педагоги в тот период начали говорить о важности переосмысления международного опыта работы детских садов и при этом о необходимости представления китайской культуры в практике работы с детьми дошкольного возраста. Так, первый обмен опытом и мнениями теоретиков и практиков дошкольного образования состоялся в 1928 г. в г. Нанкине, где состоялась специально организованная конференция для педагогов детского сада [2].
По ее итогам под руководством Чэнь Хэцинь началась работа по разработке программ для детского сада с опорой на китайскую культуру. И уже в 1932 г. в Министерстве образования Китая была представлена
© Цин Хэ, Коротаева Е. В., Белоусова С. С., 2018
такая программа. Цели деятельности, согласно программе, состояли в формировании и сохранении физического и психического здоровья детей, в создании положительной психологической атмосферы и развитии основных навыков для жизни в обществе и учебе [8].
По мнению Ч. Ц. Цзун, первая программа для детского сада имела ряд недостатков: цели образования не являлись достаточно полными, не были указаны задачи эстетического развития детей, отсутствовало усложнение содержания воспитания в зависимости от возраста детей, игнорировался принцип доступности знаний, не были представлены модели учебных планов, были предложены только формы организации жизни детей [там же]. Однако программа положила начало методическому обеспечению дошкольного образования на территории Китая.
Параллельно с этим проводился ряд педагогических исследований в области дошкольного образования: в работах Чжан Сюэ исследовались навыки, умения, знания, интересы, моральные и физические качества детей дошкольного возраста; Джан Цзунлинь изучал эффективность включения в работу с детьми дошкольного возраста разнообразных видов деятельности. Труды Тао Синджи ориентировали на развитие природных особенностей детей [там же] и т.д. Большинство исследователей считало, что на дошкольной ступени необходимо опираться на опыт детей, уделяя внимание их психологической и физической подготовке к обучению в школе.
Исходя из изложенных данных, можно сделать вывод, что первый этап развития дошкольного образования в Китае характеризуется появлением первых детских садов, созданных на основе опыта других стран; началом работы по обмену педагогическим опытом и обсуждением идеи создания образовательных программ и стандартов для внедрения в практику работы детского сада.
При этом у большинства детей в Китае не было возможности посещать данные детские сады. Открытие детских садов не носило массовый характер, и доступ к ним имели только обеспеченные семьи.
Второй этап развития системы дошкольного образования Китая (с 1949 г. по 1965 г.) обозначен как репродуктивный. Характерной особенностью данного этапа можно назвать опору на предложенный Советским Союзом опыт работы с детьми дошкольного возраста. Благодаря решению руководства КНР, образование в Китае становится одним из важнейших направлений развития; создается система массового дошкольного образования; перенимается со-
ветский подход к подготовке педагогов детского сада: в страну направляются советские специалисты, тогда как многие китайские воспитатели проходят стажировку в СССР.
Начало данного этапа развития дошкольного образования напрямую связано с созданием Китайской Народной Республики в 1949 г. Одним из значимых решений пришедшей к власти правящей партии было увеличение финансирования на обучение детей и взрослых. Не случайно к концу данного периода уровень грамотности населения увеличился до 78%.
Благодаря помощи Советского Союза в Китае произошли значительные изменения в педагогической науке и практике. Множество советских ученых и педагогов пропагандировали в Китае передовой педагогический и методический опыт. По всей стране при помощи педагогов из страны Советов создаются экспериментальные детские сады, в работе которых используются разработанные в СССР психолого-педагогические подходы, методические разработки и т.п. В 1949-1959 гг. в китайском образовании работало свыше 760 советских педагогов, при их помощи было создано 337 кафедр и почти 560 научных и методических лабораторий.
В данный период было подготовлено свыше четырех тысяч аспирантов и семи тысяч педагогов. В это же время подготовку и повышение квалификации в СССР прошли более десяти тысяч китайских педагогов, часть из которых обучалась для сферы дошкольного образования [1].
Опора на опыт, установки и программы Советского Союза были более чем продуктивными. За этот период в КНР заметно увеличилось количество детских садов [1; 8]. Главный итог данного этапа заключался в том, что дошкольное образование в Китае стало массовым. Педагоги детского сада имели возможность познакомиться и перенять передовой педагогический опыт и методические наработки, используемые в детских садах Советского Союза.
Третий этап развития дошкольного образования на территории Китая обозначен как этап автономного развития: с 1966 по 1976 г. Временные границы периода совпадают с «Великой пролетарской культурной революцией», которая рассматривается современными учеными как социальный эксперимент, инициированный председателем коммунистической партии Мао Цзэдуном, призванный вновь «зажечь» революционный дух и очистить партию от «буржуазных элементов».
Ч. Ц. Цзун определяет данное десятилетие в развитии дошкольного образования Китая как этап «аскетично-патриотического воспитания» подрастающего поколения [8].
В эти годы главной целью всей системы образования КНР стала целенаправленная подготовка подрастающего поколения к усвоению коммунистически ориентированной политики страны.
Система образования тех лет включала в себя [5]:
• Детские сады при городских промышленных предприятиях, а также при сельских и поселковых школах в народных коммунах;
• Девятилетние школы: младшая школа (пять лет), неполная средняя школа (два года); полная средняя школа (два года);
• Профессиональные и высшие учебные заведения (срок обучения в которых составлял три года);
• Практику на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве или в военных организациях.
На данном этапе корректируется содержание дошкольного образования, как и всех остальных ступеней, поскольку образовательно-воспитательный процесс строился с ориентиром на революционные идеи. Значимой личностью, которая являлась примером для подражания, становится председатель Мао Цзэдун. Дети с малых лет начинали заучивать стихи и цитаты Мао Цзэдуна из его произведений: «Учиться у всех, а потом учить их. Учиться у всех, а потом учить всех» [7]. Подобные факты и послужили основанием для того чтобы определить этот этап в качестве «аскетично-патриотического».
В последующие годы было признано, что Культурная революция в целом оказала разрушительное воздействие на жизнь страны, ввела образование в состояние жестокого кризиса, почти уничтожила систему работы детских садов, привела к снижению уровня развития образования в стране.
Отмена Культурной революции привела не только к началу прогрессивного развития Китая, но и к четвертому этапу в развитии дошкольного образования, который пришелся на 1977-2000 гг.
Тогда состоялось переосмысление итогов Культурной революции. Дэн Сяопин, ставший с 1977 г. первым вице-премьером, был сторонником развития культурных отношений с зарубежными странами. Он реформировал систему образования, разрешив китайским студентам получать высшее образование за рубежом.
Данный этап можно обозначить как этап интегративно-накопительного развития как для всей системы образования Китая, так и для дошкольного образования. Прежде всего в эти годы происходит разворот образовательной системы к международным исследованиям и опыту; разработа-
ны и изданы нормативные документы, заложившие базовые основы современного китайского образования; детские сады вернулись к методическому обеспечению, апробированному на репродуктивном этапе; начали изучаться подходы к дошкольному образованию в различных странах, ставшие основой Программы для детского сада
(1981).
В эти годы издаются законы, послужившие основой развития для современной системы образования, в том числе и детских садов. В 1993 г. выпускается Программа реформ и развития образования в Китае и Закон КНР об учителях; в 1995 г. - Закон об образовании; в 1996 г. - Закон КНР о профессиональном образовании и др. документы.
Напряженные отношения, сложившиеся между СССР и КНР на предыдущем этапе, привели к частичному разрыву контактов между этими странами. Китайская система дошкольного образования больше не стремится к повторению опыта советской системы, однако полученный на репродуктивном этапе опыт продолжает активно использоваться, хотя и трактуется как собственные разработки китайских педагогов.
Провозглашенная в Китае политика открытости к миру обусловила разворот и сближение с западными странами. К концу обозначенного этапа появляются первые частные детские сады, особой популярностью среди частных садов пользуются сады, созданные по системе М. Монтессори.
Обнаруживается интерес к классическому западному подходу к дошкольному образованию, что, впрочем, не означало слепого копирования европейских и американских детских садов. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста стало происходить с учетом китайских традиций и постулатов коммунистического строя. В 1981 г. выходит Программа для детских садов, в которой были соединены накопленный опыт работы дошкольной системы в целом, продуктивные международные исследования, а также учет китайских традиций и особенностей. Программа включала восемь разделов, которые ориентировали на соответствующие направления воспитания и развития дошкольников: формирование культурно-гигиенических привычек, физическое воспитание детей, нравственное воспитание личности, развитие речи, обучение элементарным знаниям о природе и обществе, вычисление, музыкальное воспитание, обучение изобразительным умениям и навыкам [9].
Намечаются изменения и в системе подготовки кадров дошкольной ступени образования. Вновь открывают свои двери учреждения по подготовке воспитателей,
учителей и педагогов вузов. В Центральном научно-исследовательском институте педагогики в Пекине и Национальной педагогической ассоциации организованы научные общества для изучения педагогики, истории педагогики, сравнительной педагогики, дошкольного воспитания, преподавания китайского языка в школе, преподавания иностранных языков и комитет по координации педагогических исследований [6]. Кроме подготовки педагогов для системы образования данные учреждения занимались разработкой порядка аттестации, что впоследствии повлияло на разработку в 90-х гг. Министерством образования КНР требований к воспитателям дошкольных учреждений. Данные действия привели к улучшению качества подготовки и повышению квалификации воспитателей в детских садах Китая.
По сути, именно эти нововведения и послужили основой для обозначения данного этапа в качестве интегративно-накопительного. В результате в обозначенные годы произошла переоценка государственной политики в области образования, было принято решение о необходимости ее перезапуска, что благотворно повлияло на развитие дошкольного образования в Китае, для которого была разработана нормативно-правовая база.
На сегодняшний день (с 2001 г.) дошкольное образование в Китае переживает пятый этап, который можно определить как этап интегративно-продуктивного развития. Начало данного этапа положено выходом Директивной программы по дошкольному образованию (экспериментальный вариант) [13].
Современный Китай - государство с опережающими темпами развития, стремящееся к интеграции в международное сообщество, поэтому перед системой образования стоит задача не только сохранить культурные традиции страны, но и вырастить современных, образованных и просвещенных китайцев - поколение, которое приумножит достояние страны.
Поступательное развитие системы дошкольного образования отражено в Государственном средне- и долгосрочном плане реформ и развития образования, где указывается, что к 2020 г. будет введено обязательное дошкольное образование для 100% детей дошкольного возраста [12]. Тогда как нынешняя система дошкольного образования Китая охватывает около 70% детей дошкольного возраста.
Базовым методическим документом для данного этапа является принятая в 2001 г. Министерством образования Китая Директивная программа дошкольного об-
разования (экспериментальный вариант). Данная программа была создана на основе программы 1981 г., но с учетом современных требований.
Согласно Программе на территории Китая работают три вида дошкольных учреждений: государственные детские сады (учрежденные по инициативе Министерства образования); детские сады, созданные и финансируемые государством совместно с каким-либо предприятием; частные детские сады [1; 13].
Идеологический компонент в Программе снижен, приоритетом является прежде всего нацеленность на развитие личности ребенка. Психолого-педагогическую основу программы составляют труды Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, Г. Гарднера и китайского педагога Дао Сичжи.
Программа состоит из пяти разделов, которые описывают основные направления работы с детьми дошкольного возраста [9; 13]:
• здоровье: укрепление здоровья, воспитание основ здорового образа жизни. Воспитание, основанное на ЗОЖ-правилах и привычках;
• речь: повышение коммуникативной активности, развитие речевых способностей;
• социальные навыки: развитие самолюбия, уверенности в себе, умения заботиться о других и устанавливать с ними доброжелательные отношения, содействие развитию личности в целом;
• научные интересы: стимулирование любознательности и стремления к получению знаний, развитие способности к познанию;
• искусство: формирование эстетических чувств, воспитание эмоциональной отзывчивости и желания создавать прекрасное.
Одним из последних нормативных документов, принятых по организации работы детских садов в Китае, являются изданные в 2017 г. Правила работы в детском саду.
С точки зрения организации работы детских садов Китая стоит отметить следующее: они проектируются на большое количество детей - до 250 мест. Группы в таких садах рассчитаны на 30 детей и работу одновременно от двух до четырех воспитателей и помощников. Ежедневная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста рассчитана на пять занятий по 40-45 минут. Занятия могут проводиться в спортивном зале, библиотеке, мастерских, на специальном огороде при детском саду и т.д.
На данный момент во многих детских сада Китая работают педагоги-иностранцы. Обычно это - учителя английского языка, которые дают детям практику общения с иностранцами, что благотворно влияет на интерес к изучению английского языка ки-
тайскими детьми, развивает их коммуникативные способности, помогает преодолеть стеснение перед представителями других национальностей.
На современном этапе каждый педагог детского сада обязан периодически проходить переподготовку и повышать свою квалификацию; участвовать в педагогических форумах, конференциях и семинарах для педагогов детских садов. Такой процесс постоянной подготовки и переподготовки способствует улучшению качества работы педагогов [10; 9].
Для данного этапа характерны следующие особенности: появляется Директивная программа детского сада, основанная на международных исследованиях; приглашаются иностранные педагоги и специалисты; лучших педагогов отправляют в заграничные стажировки. Качество образовательного процесса постоянно развивается и улучшается: китайское дошкольное образование регламентируется рядом нормативных документов и стремится к достижению Плана развития, проводятся мероприятия (конференции, форумы), направленные на повышение педагогического мастерства.
Кроме того, на данном этапе значимым направлением развития стала продуктивная интеграция заимствований зарубежного опыта в идентичную социокультурную среду дошкольных учреждений Китая и передача наработанного опыта от
развитых восточных провинций к менее развитым - западным.
Подводя итоги, подчеркнем, что образовательная деятельность на ступени дошкольного образования Китая все более явственно становится отраслью общественного производства, от результатов которой зависит будущее развитие данного государства. В системе дошкольного образования на данный момент прописаны: законодательная база, регламент деятельности детских садов, учитываются запросы «пользователей» образовательных услуг, обеспечивается профессиональная подготовка соответствующих носителей образовательных услуг, уделяется серьезное внимание научно-методическому обеспечению.
Современный уровень дошкольного образования в Китае достигался в течение последних ста лет через последовательное прохождение различных этапов: пропедевтический, репродуктивный, автономный, интегративно-накопительный, интегратив-но-продуктивный. Разница в содержании и форме дошкольного образования на различных этапах была обусловлена сложным взаимодействием исторических, культурно-этнических, социальных, политических и др. факторов, отражающих национальное своеобразие развития всей системы образования в Китае (и дошкольной ступени в том числе), а также готовности к сотрудничеству с другими странами в области образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоусова С. С. Современное дошкольное образование в Китайской Народной Республике // Новый подход в развитии инноваций в России : сборник мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (г. Краснодар, 27 января 2018 г.). - Иркутск : Научное партнерство «Апекс», 2018. - С. 36-38.
2. История Китая : учеб. для вузов / Л. С. Васильев, З. Г. Лапина, А. В. Меликсетов, А. А. Писарев ; отв. ред. А. В. Меликсетова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во МГУ, 2004. - С. 751.
3. Коротаева Е. В., Цин Хэ, Белоусова С. К вопросам патриотического воспитания детей в детских садах России и Китая // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 170-174.
4. Мэн Сяоюань. О дошкольном образовании в Китае // Педагогическое образование: традиции и инновации : мат-лы Всерос. студ. форума, посвященного 200-летию педагогического образования в Поволжье (Казань, 3-5 октября 2012 г.) / науч. ред. Л. Р. Фарутдинова. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2012. -С. 34-35.
5. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М. : Большая российская энциклопедия, 1993. - Т. I. - С. 555.
6. Семенова С. С. Образование в Китае: история и современность [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 5. - Режим доступа: Ьйр://суЬег1ешпка.ги/аг11с1е/п/оЬга70Уаше-у-к11ае-181ог1уа-1-sovremennost (дата обращения: 25.04.2017).
7. Хасай Мао Цзэдун Цитаты и Афоризмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.stihi.ru/2015/06/09/4193 (дата обращения: 07.04.2018).
8. Цзун Ч. Ц. Дошкольное образование в Китае: Опыт развития образовательной системы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1 - 1. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/artide/view?id=l8235 (дата обращения: 19.04.2017).
9. Чжан Лисин. Особенности организации дошкольного образования в КНР // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 95-104.
10. Чжан Лисин. Очерк истории дошкольного образования в Китае [Электронный ресурс] // Преподаватель XXI век. - 2010. - № 4. - Режим доступа: http://cyber1eninka.ru/artic1e/n/ocherk-istorii-doshko1nogo-oЪrazovaniya-v-kitae (дата обращения: 16.05.2017).
11. 1Ж ФШ^М^ШШ^ 1990. Ван Ли. История дошкольного образования в Китае. - Пекин : Изд-во Пекинского педагогического университета, 1990. - С. 348.
12. ШШФ^ШЖШЖ^ШЖШММ\ЩШ2010-2020^) Государственный среднесрочный и долгосроч-
ный план реформ и развития образования [принят в 2010 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.china.org.cn (дата обращения: 25.04.2017).
13- Директивная программа по дошкольному образованию (экспери-
ментальный вариант) [принята в 2001 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.moe.gov.cn// publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_309/2004l2/l506.html (дата обращения: 16.03.2018).
REFERENCES
1. 1. Belousova S. S. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie v Kitayskoy Narodnoy Respublike // Novyy podkhod v razvitii innovatsiy v Rossii : sbornik mat-lov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Krasnodar, 27 yanvarya 2018 g.). - Irkutsk : Nauchnoe partnerstvo «Apeks», 2018. - S. 36-38.
2. Istoriya Kitaya : ucheb. dlya vuzov / L. S. Vasil'ev, Z. G. Lapina, A. V. Meliksetov, A. A. Pisarev ; otv. red. A. V. Meliksetova. - 3-e izd., ispr. i dop. - M. : Izd-vo MGU, 2004. - S. 751.
3. Korotaeva E. V., Tsin Khe, Belousova S. K voprosam patrioticheskogo vospitaniya detey v detskikh sadakh Rossii i Kitaya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 6. - S. 170-174.
4. Men Syaoyuan'. O doshkol'nom obrazovanii v Kitae / / Pedagogicheskoe obrazovanie: traditsii i innovatsii : mat-ly Vseros. stud. foruma, posvyashchennogo 200-letiyu pedagogicheskogo obrazovaniya v Povolzh'e (Kazan', 3-5 oktyabrya 2012 g.) / nauch. red. L. R. Farutdinova. - Kazan' : Izd-vo Kazan. un-ta, 2012. - S. 34-35.
5. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya v dvukh tomakh. / gl. red. V. V. Davydov. - M. : Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya, 1993. - T. I. - S. 555.
6. Semenova S. S. Obrazovanie v Kitae: istoriya i sovremennost' [Elektronnyy resurs] // Vestnik TGPU. -2012. - № 5. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-kitae-istoriya-i-sovremennost (data obrashcheniya: 25.04.2017).
7. Khasay Mao Tszedun Tsitaty i Aforizmy [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.stihi.ru/2015/06/09/4193 (data obrashcheniya: 07.04.2018).
8. Tszun Ch. Ts. Doshkol'noe obrazovanie v Kitae: Opyt razvitiya obrazovatel'noy sistemy [Elektronnyy resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 1 - 1. - Rezhim dostupa: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18235 (data obrashcheniya: 19.04.2017).
9. Chzhan Lisin. Osobennosti organizatsii doshkol'nogo obrazovaniya v KNR // Doshkol'noe vospitanie. -2009. - № 12. - S. 95-104.
10. Chzhan Lisin. Ocherk istorii doshkol'nogo obrazovaniya v Kitae [Elektronnyy resurs] // Prepodavatel' KhKhI vek. - 2010. - № 4. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/ocherk-istorii-doshkolnogo-obrazovaniya-v-kitae (data obrashcheniya: 16.05.2017).
11. Van Li. Istoriya doshkol'nogo obrazovaniya v Kitae. - Pekin : Izd-vo Pekinskogo pedagogicheskogo universiteta, 1990. - S. 348.
12. Gosudarstvennyy srednesrochnyy i dolgosrochnyy plan reform i razvitiya obrazovaniya [prinyat v 2010 g.] [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: www.china.org.cn (data obrashcheniya: 25.04.2017).
13. Direktivnaya programma po doshkol'nomu obrazovaniyu (eksperimental'nyy variant) [prinyata v 2001 g.] [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://old.moe.gov.cn//
publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_309/200412/1506.html (data obrashcheniya: 16.03.2018).