Научная статья на тему 'Дошкольное детство: психолого-педагогический аспект социального явления'

Дошкольное детство: психолого-педагогический аспект социального явления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНЫ РОССИИ / ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО / ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ. / SOCIALIZATION / REGIONS OF RUSSIA / PRESCHOOL CHILDHOOD / TRADITIONAL RUSSIAN VALUES.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крулехт Мария Вадимовна, Тельнюк Ирина Владимировна

Исходя из важности сохранения уникальности дошкольного периода жизни как условия позитивной социализации детей дошкольного возраста, в статье рассматривается оценка своего дошкольного детства современными студентам, а также приводятся оценочные суждения современных старших дошкольников. Представлен анализ собственной дошкольной жизни молодыми людьми, чьё детство пришлось на первые десятилетия ХХI века, проходило в разных регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крулехт Мария Вадимовна, Тельнюк Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preschool Childhood: Psychopedagogical Aspect of Social Phenomenon

Based on the importance of preserving the uniqueness of the preschool period of life as a condition for the positive socialization of preschool children, the article examines the assessment of their preschool childhood by modern students. The article presents an analysis of their own preschool life by young people whose childhood fell in the first decades of the XXI century, took place in different regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Дошкольное детство: психолого-педагогический аспект социального явления»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.2:01

М. В. Крулехт, И. В. Телънюк

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: психолого-педагогический аспект социального явления

С рождения на свет жизнь человека начинается с детства. Детство - категория историческая. Каким оно было на заре цивилизации, судить достаточно сложно. В отечественной и зарубежной науке предположения об этом традиционно базировались на анализе археологических раскопок. Согласно Д. Б. Эльконину, на ранних этапах филогенеза детство было чрезмерно коротким. Дети быстро взрослели, включаясь в примитивные трудовые процессы.

Рассматривая феномен детства в его историческом аспекте, нельзя не упомянуть парадоксы, сформулированные Д. Б. Элько-ниным. Их суть состоит в том, что ребенок рождается как самое беспомощное существо на Земле, которое нуждается в опеке со

стороны взрослых. Поэтому чем выше стоит живое существо в эволюционном ряду, тем дольше длится его детство; детство человека относительно самое продолжительное.

Важнейший парадокс детства -беспомощность ребенка как величайшее приобретение эволюции. Генетически социальный опыт не передается, но ребенок обладает уникальной способностью к его освоению при условии жизни в человеческом обществе. Наличие жизни среди людей -сущностное условие социализации ребенка в период дошкольного детства, о чем свидетельствует синдром Маугли.

Есть мнение, что биологически современный новорожденный ребенок несущественно изменился на протяжении веков, тогда как

Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 4

развитие цивилизации претерпело качественные изменения, но ребенок, рождаясь, готов к жизни в этих условиях. Это способность заговорить на любом языке, овладеть любой культурной формой поведения и деятельности, поэтому, например, современные дети даже быстрее овладевают гаджетами, чем взрослые.

Детство как самостоятельное научное понятие стало использоваться с начала XVIII века. При этом интерес науки к этому феномену явно нарастает. Детство является предметом изучения в педагогике и психологии, социологии и истории, этнографии и культурологии, юриспруденции и других науках. Ученых интересует история осознания детства как особого социокультурного явления, эволюция детской одежды, игр и развлечений, целей и методов социализации и воспитания ребенка, взаимоотношений мира детства и мира детей, детская субкультура и пр.

В настоящее время существует множество возрастных периодизаций и определений возрастных границ детства. Возрастные границы детства обусловлены исто-

рическими, экономическими, социальными и культурными факторами, которые предполагают варьирование верхней границы. Вместе с тем нет сомнений в правомерности и важности выделения дошкольного детства, которое заканчивается с поступлением ребенка в школу.

Современные концепции дошкольного детства - А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Д. Б. Эль-конин, Д. И. Фельдштейн и др. -сложились во второй половине

XX века, а также на рубеже XX -

XXI столетий. При всем многообразии подходов они едины в осознании самоценности дошкольного детства, его особой значимости для всего последующего развития и жизни человека. Самоценность дошкольного периода жизни в его особом значении для вхождения ребенка в мир культуры, становления ценностных ориентаций.

С момента возникновения детских садов дошкольное детство и дошкольное образование неразрывно взаимосвязаны, а целью дошкольной педагогики становится улучшение их качества. Конец XX - начало XXI века - период смены в России педагогической

парадигмы, поиск новых инновационных подходов к содержанию и методам дошкольного образования, когда центральной задачей становится обеспечение качества как соответствие стандарту и запросам потребителей образовательных услуг, в качестве которых выступают родители (законные представители) дошкольников.

В эти годы активно обсуждалась проблема современного ребенка; появилось понимание, что под влиянием социальных факторов он стал другим, не таким как раньше; поэтому многое написанное о возрастных особенностях детей дошкольного возраста устарело и не соответствует реальности. Не случаен и особый интерес российских ученых к зарубежным исследованиям, в частности, к американской теории смены социальных поколений Н. Хоува и В. Штрауса [6].

Фундаментальные исследования отечественной дошкольной педагогики конца XX века, раскрывшие условия позитивной социализации детей дошкольного возраста при условии важности сохранения уникальности дошкольного периода жизни, обес-

печили качественную модернизацию российского дошкольного образования XXI века, когда были апробированы принципиально новые образовательные программы: «Детство», «Истоки», «Счастливый ребенок». Эти образовательные программы нового поколения стали альтернативными морально устаревшей «Программе воспитания и обучения в детском саду». Разработанные авторскими коллективами ведущих кафедр страны на основе многолетних исследований, данные программы даже в названиях - «Детство», «Истоки», «Счастливый ребенок» и др. - отразили свою парадигмальную сущность. Сформировался новый философско-педагогический взгляд на дошкольное детство.

В первом десятилетии XXI века начала складываться в контексте происходящих событий иная субкультура дошкольного детства. Её составляло всё созданное в те годы для детей взрослыми: одежда и игрушки, персонажи детской литературы и мультфильмов. Она формировалась под влиянием телевидения и Интернета, рекламы и музыкальных шлягеров. Возникал особый мир ребенка с его

Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 4

ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями и поступками.

Время неумолимо, уже минуло без малого четверть XXI века. И вчерашние дошкольники начала XXI века стали взрослыми. По сложившейся традиции, студентов этого поколения часто называют «студентами поколения Z». Вузовские преподаватели с большим стажем работы часто отмечают их своеобразие, существенное отличие от студентов XX века. Да, они другие, но именно через них будет осуществляться дальнейшая

трансляция культурных ценностей от поколения к поколению как залог сохранения традиций культуры. Именно им реализовывать национальные проекты, жить в современном мире и воспитывать детей, выстраивать взаимоотношения с людьми разных поколений и т. д.

В связи с этим возникает множество вопросов. Как они оценивают своё дошкольное детство? Какой образ детства сформировался в их сознании? Что с их точки зрения надо менять, а что важно поддерживать?

Представим результаты пилотного анонимного опроса петербургских студентов 2000-2005 годов рождения одного из гуманитарных вузов города, чье дошкольное детство прошло в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях, Карелии, Пскове, Златоусте, Тамбове, Оренбурге, Иркутске, Саранске, Самаре, Великих Луках, Ялте, Республике Башкортостан, Республике Коми, маленьких поселках Омской области, поселках Бурятии и др. В опросе участвовало более 150 студентов, преимущественно (80%) девушки; 95% респондентов составили бывшие выпускники детского сада, что косвенно свидетельствует об ориентации данной категории молодежи на получение высшего образования. Все вопросы были открытыми и не предполагали выбора варианта ответа.

Студентам предлагалось ответить на вопрос, какую ассоциацию вызывает у них слово «детство». Студенты охотно приняли задание, отказов от выполнения не зафиксировано.

Анализ полученных ответов позволил определить типичный характер ассоциаций у молодых людей, чье детство пришлось на начало XXI века. Характерна многозначность ответов, в которых респондент не ограничивался одной ассоциацией, а перечислял несколько, через запятую, где детство воспринимается как теплое, солнечное и беззаботное время, наполненное близкими людьми и играми.

Выявлен типичный характер ассоциаций поколения Ъ как формулировки ассоциации через подробное описание своих детских воспоминаний, своеобразное эссе, в котором проявилась «память души», обусловленная внешним и внутренним миром человека. В ответах студентов легкая грусть по детству и молодым родителям: «Беззаботное время с нотками ностальгии, когда все было хорошо, а родители были молоды». Детство - «вкусные ёжики с макаронами в детском саду»; теплые воспоминания, когда тебя называли «Солнышко», было много друзей и «много, много игрушек». Это воспоминания, как «мама ведет в детский сад, и мы по дороге

играем»; как играли в летнии солнечный день у гаражей, на детской площадке в парке, о путешествиях всей семьей, отдыхе в деревне у бабушки...

Дошкольное детство современных студентов прошло в разных регионах страны, как в крупных городах, так и сельской местности, под влиянием разных условий социализации, что определило характер наиболее ярких событий их детства, которые и обусловили ассоциацию.

В ТОП-5 вошли следующие группы ассоциаций:

• беззаботность, беззаботное время, веселье, радость, радуга, радужность, спокойствие, солнце, солнечное, солнечная погода, «зеленый луг с бегающими босоногими детьми» (95%);

• дом, семья, родители, бабушка, отдых всей семьей (80%);

• детский сад, праздники в детском саду, прогулки, занятия в кружках, музыкальная школа (70%);

• игра и игрушки, «много игрушек», конструктор «Лего», детская площадка (65%);

• друзья (60%).

Согласно полученным результатам, в ассоциациях детства у современных студентов явно прева-

лируют положительная, радостная и беззаботная картина мира детства, а на второй план выходит дом и благополучная семья (соответственно 95-80% ответов).

Заметим, что для большинства респондентов, практически всех бывших «детсадовцев», детство неразрывно с детским садом, интересными занятиями и праздниками. Косвенно подтвердилось, что представители 2^епегаиоп стремятся достичь большего в образовании, поэтому, можно полагать, не случайны ассоциации детства с занятиями в кружках, музыкальной школе и других учреждениях дополнительного образования, которые выбирали для них родители.

Образ детства у современных студентов тесно связан с его традиционным атрибутом - игрушками. При этом многие указывали, что их должно быть «очень много»; «детство - это много ярких, веселых игрушек». Любопытно, но практически никто не вспоминает компьютерные игры, как и традиционные игрушки дошкольного детства - куклы, мишки, машинки - атрибуты сюжетно-ролевых игр. Можно полагать, что

это не случайно. Начиная с 90-х годов XX века, сюжетно-ролевые игры все меньше места занимали в педагогическим процессе ДОУ, «дети перестали играть». В крупных городах исчезли дворовые разновозрастные группы... Сю-жетно-ролевые игры потеснили игры подвижные, особенно в крупных городах.

Поколение Z часто характеризуют как цифровое, однако никто из респондентов не ассоциирует детство с мобильными телефонами, а компьютерную приставку как символ детства вспомнил лишь один респондент. Возможно, это обусловлено тем, что в начале XXI века информационно насыщенная среда еще только начала формироваться, а многие цифровые устройства были мало доступны.

Относительно не столь много ассоциаций детства с достаточно дорогим конструктором «Лего», что можно объяснить превалированием девушек среди респондентов, тогда как конструкторы -традиционная игрушка мальчиков. Однако и столь популярную в начале века куклу Барби никто не вспомнил. А ведь какие дискуссии

она вызывала, как часто многие воспитатели запрещали ей появляться в детском саду, «оберегая от тлетворного влияния Запада». Вот такие парадоксы памяти, возможно, связанные с изменением культурно-досуговой деятельности дошкольника XXI века [2].

Таким образом, составляющим механизмом ассоциаций детства у современного поколения студентов является социальный опыт, приобретенный в период дошкольного детства на уровне взаимодействия старшего и подрастающего поколений. В процессе жизни у студентов произошло становление «образа детства». И можно полагать, что этот несколько идеализированный образ детства будет основой для ему следования в реальной жизни, его нормой и ценностью, определяющему поведение.

Идеал цивилизованного общества - счастливое детство. Взрослые люди с любовью и надеждой смотрят на детей, хотят видеть их счастливыми и успешными. Напомним, что в начале XXI века ярко заявила о себе образовательная программа, созданная под руководством С. А. Козловой,

«Счастливый ребенок» [5]. Поэтому так интересны данные о студенческих ассоциациях к словосочетанию «счастливое детство».

Анализ студенческих ответов свидетельствует, что образ счастливого дошкольного детства явно сформировался под влиянием тех социокультурных условий, которые господствовали в период дошкольного детства этого поколения. Сказалось и то, «чем жила страна», и то, кто и как воспитывал ребенка. При всем многообразии ассоциаций образ «счастливого детства» у современных молодых людей сложился как идеал беззаботного детства без взрослых проблем, которыми родители подсознательно грузили их своими переживаниями, образом жизни.

Собранный материал свидетельствует, что в ТОП-5 вошли:

• «без взрослых проблем» «беззаботное время» - 90%;

• «атмосфера любви и семейное взаимопонимание», «гармония в семье» - 85%;

• материальное благополучие, тепло и уют в семье, нет нищеты и голода -70%;

• поддержка и защита родителями, нет насилия, «не мучают контролем» -65%;

• интересный семейный досуг, выбор кружков, путешествия, праздники и приключения, широкий круг сверстников - 60%.

Юность - период взросления. Вероятно, поэтому, определяя понятие, студенты на первый план выносят беззаботность счастливого детства, отсутствие взрослых проблем, с которыми они начали активно сталкиваться как студенты. Вместе с тем не может не волновать, что многие студенты, как показали доверительные беседы, считают себя еще детьми и не хотят взрослеть; они не ориентированы стать родителями в ближайшие годы. Многим нравится, когда их по-прежнему называют «наш ребенок», а в сознании закрепилось, что «все решают родители, у них деньги», «ребенком быть хорошо, никакой ответственности» и пр. Можно полагать, в этом кроются серьезные проблемы современного воспитания.

Действительно, в первое десятилетия XXI века в педагогике господствовало «дето-центриче-ское» время, когда процветала идея не сопровождения, а всесторонней опеки; когда детей бало-

вали и образовывали как могли. В детских садах стали меньше внимания уделять трудовому воспитанию детей, существенно уменьшилось детское самообслуживание; воспитателей волновала чрезмерная опека детей родителями; констатировали рост детей, которые не хотят в школу, им передается тревога родителей о сложностях школьного обучения, выбора «престижной гимназии» и пр. Как убедительно показало 20-летнее исследование Сант-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, существенные проблемы школы десятилетиями не обеспечивали достаточный уровень взрослости выпускников [3].

Анализ ассоциаций свидетельствует, что в образе счастливого дошкольного детства у современных студентов явно прослеживается приоритет семейного воспитания, светлые воспоминания о своем детстве. Важными ценностями для студентов стали: «атмосфера любви и семейное взаимопонимание», «гармония в семье» (85% ответов); материальное благополучие, тепло и уют в семье (70%>); поддержка и защита ребен-

ка родителями (65%); интересный семейный досуг- 60% ответов. Безусловно, на характер данных ассоциаций оказали влияние смена педагогической парадигмы и отношения к семейному воспитанию в начале XXI века, когда первоочередными задачами социальной политики становились укрепление института семьи, повышение его статуса в обществе, создание условий для полноценного семейного воспитания.

Однако семейное воспитание маленьких детей в те годы, конечно, не было безоблачным, как и сами условия жизни. Часто называемые сейчас «благословенные нулевые» - время полного расцвета дето-центризма, были во многом определены тем, что родители дошкольников начала XXI века активно старались оградить детей от сложностей взрослой жизни. По данным исследования проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России [1], изменение жизни ребенка XXI века во многом было обусловлено возможностями родителей. У 96% диагностировали отсутствие времени на общение с ребенком; многие (44%)

ограничивались только его материальным обеспечением. Активно происходила дифференциация семей по уровню достатка, условиям жизни. Высок был и процент разводов.

Усталость от темпа жизни, большая занятость на работе, необходимость решать житейские проблемы, а также сложность личностно ориентированной модели взаимодействия с ребенком часто провоцировали родителей на авторитаризм, ошибки семейного воспитания. Не случайно, формулируя образ, студенты часто идут через формулировку отрицания - «нет нищеты и голода», «нет насилия», «родители не спорят», «не мучают контролем» и пр.

В настоящее время достаточно устойчиво закрепилось мнение, что 2^епегаНоп - поколение, жизненное кредо которых нарциссизм, эгоцентризм, индивидуализм. Они подвержены самолюбованию, характеризуются завышенной самооценкой; живут в уверенности, что все люди на свете только для того, чтобы их развлекать и ублажать. Насколько можно с этим согласиться?

Полученные данные указывают, что это не совсем так. Образ счастливого детства у человека складывается под влиянием тех социокультурных условий, которые господствовали в период его детства, и во многом отражает особенности семейного воспитания. Хорошо, что студенты связывают «счастливое детство» с добрыми семейными взаимоотношениями, взаимопониманием, теплом и защитой. Многие подчеркивают важность участия в жизни ребенка обоих родителей, а также значимость содержательного семейного досуга, общения с друзьями.

Для современных студентов семейное общение и самые близкие люди - важнейшие социальные группы, которым они доверяют. Можно полагать, именно положительный социальный опыт счастливого детства и конструктивный диалог обеспечат при столкновении с реалиями взрослой жизни способность преодолеть эгоизм детства, верно оценить и ошибки семейного воспитания, не повторяя их.

Следующий вопрос анкеты предполагал выбор альтернативы

(«У меня было счастливое дошкольное детство, потому что...», «У меня не было счастливого дошкольного детства, так как...») и завершение предложения.

Анализ собранных материалов свидетельствует, что 98% респондентов считают свое дошкольное детство счастливым и лишь 2% выбрали противоположную альтернативу. Аргументация в пользу счастливого дошкольного детства базируется на ценностях семейного воспитания: «у меня была очень добрая мама», «мама и папа делали все возможное, чтобы я чувствовала себя счастливо», «я ни в чем не нуждалась», «в семье не было проблем», «любимые бабушки всегда заботились обо мне», «мама шила мне красивые платья», «мы много путешествовали», «мама проводила со мной много времени, много гуляла, играла, вкусно кормила», «у меня было много игрушек» и пр. «У меня было счастливое дошкольное детство, потому что тогда была дружная семья. Я не знала проблем. Мне уделяли много внимания и любви. Много приятных воспоминаний. Родители делали все, что в их силах».

Студенческий образ счастливого детства отражает благодарность родителям, что отрицает характеристику 2-поколения как эгоцентрического.

Не менее часто аргументация своего счастливого детства основана на положительной оценке образовательного процесса детского сада и доброго отношения к ребенку педагогов: «у нас была очень хорошая, добрая воспитательница», «в детском саду было весело, интересно, каждый день был наполнен событиями, общением с друзьями, прогулками» и др.

Следует заметить, что достаточно велик процент ответов (более 60%), в которых, аргументируя свой ответ, студенты интегрируют семью и детский сад. Это косвенно свидетельствует, что в XXI веке влияние этих институтов социализации дошкольного детства начинает более активно выстраиваться на взаимодействии и сотрудничестве.

Определяя свое дошкольное детство как счастливое, некоторые респонденты (5%), пишут о том, что «начало и середина нуле-

вых - стабильное и счастливое время».

Аргументация тех, кто не считает свое дошкольное детство счастливым, обосновывается отсутствием семьи, потерей родителей, тяжелыми болезнями в дошкольном возрасте, а также тем, что почти не помнят своё дошкольное детство, пытаются забыть неприятные и тягостные воспоминания. «...Я родилась в неблагополучной семье, - пишет студентка. - Страшные вещи происходили в семье, в маленьком возрасте я попала в детский дом. Тьма, тревога, ужас, безысходность... - такое детство счастливым не назовешь».

Заметим, что формулировка причины несчастливого детства давалась студентам не легко. О глубине переживаний свидетельствовало то, что в поиске формулировки часто тщательно зачеркивалось написанное, студент писал «плохо помню дошкольные годы», «не хочу вспоминать, тяжелые воспоминания» и пр. Одним из процессов памяти является припоминание ранее запечатленного, тогда как забывание осуществляется на основе

Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 4

удаления наименее значимого для жизнедеятельности социального опыта индивида, что имеет особое значение в воспитании жизненно-устойчивого поколения и его социальной зрелости.

Полученные данные еще раз подтверждают исследования А. В. Мудрика [4], в которых убедительно показано, что нежелание матери иметь ребенка, нездоровье родителей, их пьянство и беспорядочный образ жизни, нищета, плохое питание, депрессивное состояние, неблагоприятная экология, медицинские ошибки в период внутриутробного развития плода - являются главными факторами виктимизации современного человека. Факторами виктимизации в период дошкольного детства являются болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и аморальность родителей; гиперопека и игнорирование ребенка родителями, его заброшенность; резкое изменение отношений к первенцу в связи с появлением второго ребенка; конфликтные отношения в семье; нищета семьи и потеря родителей; сложность адаптации к детскому саду и отвержение сверстниками;

антисоциальные соседи и их дети; отрицательное влияние видео и другое.

Таким образом, полученные данные могут стать своеобразным триггером для дальнейших исследований в области дошкольной педагогики и подготовки кадров для системы дошкольного образования.

Предложение назвать базовые социокультурные условия, обеспечивающие детям счастливое дошкольное детство в XXI веке, оказалось сложным для первокурсников. Студенты 2-3 курса, особенно обучающиеся по направлению «Социальная работа» легко справились с заданием.

Большинство студентов (75% ответов) главным социокультурным условием, обеспечивающим счастливое дошкольное детство в XXI веке, считают адекватную государственную политику в области социальной защиты и образования; реализацию национальных проектов «Демография» и «Образования».

Для многих ведущими социокультурными условиями счастливого дошкольного детства в XXI веке являются полноценная тра-

диционная семья (мама + папа), ее финансовое благополучие и высокий культурный уровень родителей, здоровый психологический климат в семье, забота о детях, умение понимать ребенка и обеспечивать его воспитание и образование (70% ответов), а также «качество жизни» (40%), позволяющее противостоять глобальным негативным вызовам. Студенты пишут, что «особо важна мирная обстановка в стране», «позитивная перспектива жизни», «уверенность, отсутствие страха из-за террористических актов, катастроф и пр.».

Анализ ответов на вопрос «Что в современной России необходимо сделать для обеспечения социальной защиты детства?» свидетельствует о наличии у большинства студентов своей позиции по данному вопросу. Предлагается весьма широкий спектр предложений от пересмотра государственного бюджета финансирования и модернизации системы социальной опеки, защиты от домашнего насилия до конкретных мероприятий, обеспечивающих формирование педагогической культуры будущих родите-

лей; усиления контроля за обстановкой в семье и детском саду на основе психолого-педагогической диагностики эмоционального настроения детей; совершенствование психологической помощи детям и их родителям; ограждения детей от гаджетов, Интернета.

Наряду с этим был осуществлен опрос детей старшего дошкольного возраста в одном из детских садов города Санкт-Петербурга. Нас интересовал вопрос, как дети воспринимают детство, какие у них возникают ассоциации, впечатления. Используя такие методы, как включенное наблюдение, метод беседы и рисуночные задания, мы увидели интерес дошкольников к теме «Детство». Ребята искренне делились своими сложившимися представлениями о «детской жизни», воспоминаниями, эмоциями и изображали их в рисунках.

Контент-анализ высказываний детей позволил выделить несколько категорий, отражающих представления детей о детстве:

1. Физические характеристики и потребности м.шОеицев («дети носят памперсы», «у детей соска во рту», «малыши любят сладости, едят варенье».

Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 4

2. Забота и поддержка со стороны взрослых («когда о тебе заботятся родители», «кормят из бутылочки», «когда тебя отучают от соски, приучают к туалету», «когда ребенок и дети гуляют на детской площадке, в парке»),

3. Эмоции и воспоминания (веселое время», «детские воспоминания», «детское прошлое и будущее».

4. Увлечения, исследование окружающего мира, казусы, связанные с непослушанием или невнимательностью («могут баловаться - я, когда была маленькой, залезла в стиральную машину», «дети могут потеряться, я потерялась в магазине», «могут изучать, исследовать»),

5. Социальные взаимодействия («помогают взрослым по дому и даче», «у детей есть друзья»),

6. Активные развлечения («любят качаться на качелях», «посещают спортивные секции (коккея), студии (балета)»).

Анализ выделенных категорий позволяет заключить, что представления у старших дошкольников о детстве включают в себя широкий спектр тем, начиная от физических потребностей и заканчивая социальными взаимодействиями. Важным элементом является эмоциональная составляющая, связанная с радостью и весельем. Также отмечается значимость заботы и поддержки со стороны взрослых, а также стремление к исследованию и познанию окружающего мира. Эти суждения и интерпретации нашли своё подтверждение также в рисунках детей о детстве, как о ярких впечатлениях собственной жизни.

Полученные результаты пилотного исследования не претендуют на глубину анализа особенностей российского дошкольного детства начала XXI века, но дают возможность задуматься о верности курса и основополагающих функциях дошкольного уровня образования. Для установления связей и зависимостей важен более широкий охват респондентов из разных социальных групп, выявление условий их жизни и воспитания в период дошкольного детства. Анализ социокультурного статуса современного типа детства, раскрытие его психологических и педагогических особенностей в контексте как сложившихся, так и складывающихся тенденций дошкольного образования и приоритетов семейного воспитания, требует новых научных исследований, позволяющих обеспечить качество дошкольного детства в условиях современной цивилизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня происходит переоценка значения и природы дошкольного детства в социуме. Современные дети обладают многими новыми возможностями, это новая субкультура детства. Мы сталки-

ваемся и с новыми глобальными вызовами, новыми проблемами, изменениями образовательного пространства, в котором функционирует детство XXI века. Вместе с тем важно, чтобы всеми доступными средствами обеспечивалось приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. СПб., 2009.

2. Крулехт М. В. Культурно-досуговая деятельность дошкольника XXI века. LAP LAMBERT Academic Publishing RU, 2017.

3. Матюшкина M. Д. Выпускник петербургской школы: от поколения Y к поколению Z (20 лет исследования). СПб., 2021.

4. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2010.

5. Счастливый ребенок. Программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям. Научный руководитель - докт. пед. наук, проф. С. А. Козлова. М.,2011.

6. Howe N., Strauss W. The Fourth Turning: An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About Amer-

ica's Next Rendezvous with Destiny. New York: Broadway Books. 1997. 400 p. // URL: https://archive.org/details/ the-fourth-turning-an-american-prophecy-what-the-cycles-of-history-tell-us-about (дата обращения: 11.07.2022).

REFERENCES

1. Research of the problems of preschool childhood in the multicultural space of Russian cities. St. Petersburg, 2009. (In Russ.).

2. Krulekht M. V. Cultural and leisure activities of a preschooler of the 21st century. LAP LAMBERT Academic Publishing RU, 2017. (In Russ.).

3. Matyushkina M. D. Graduate of the St. Petersburg school: from generation Y to generation Z (20 years of research). St. Petersburg, 2021. (In Russ.).

4. Mudrik A.V. Human socialization. M., 2010. (In Russ.).

5. Happy child. The program of education and training of preschool children in educational fields. Scientific supervisor -Doctor of Pedagogical Sciences, Professor S. A. Kozlova, M., 2011. (In Russ.).

6. Howe N, Strauss W. The Fourth Turning: An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. New York: Broadway Books. 1997. 400 p. // URL: https://archive.org/details / the-fourth-turning-an-american-prophecy-what-the-cycles-of-history-tell-us-about (date of address: 07.11.2022).

Поступила в редакгщю: 02.11.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.