2. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 №63-Ф3 (в ред.от 29.07.2018) // СЗ РФ. -17.06.1996. №25. Ст.2954.
3. Федеральный Закон РФ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (в ред.от 03.08.2018) // СЗ РФ. 28.11.2011. №48. Ст. 6724.
4. Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 №522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (в ред.от 17.11.2011) // СЗ РФ. 27.08.2007. №35. Ст.4308.
5. Грошев А.В., Епифанова Е.В. Ответственность за неоказание помощи больному / А.В.Грошев, Е.В.Епифанова // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. №2. С. 9-12.
6. Кудрявцев В.Н. Курс советской криминологии. Том 2 / В.Н. Кудрявцев // М.: Юридическая литература. 1986. 352 с.
7. Кралько А.А. Правовой статус медицинского работника / А.А. Кралько // Медицинские новости. 2012. № 5. С. 40-44.
8. Назмутдинова Л.МОсобенности уголовной ответственности медицинских работников / Л.М.Назмутдинова // Вестник экономики, права и социологии. 2017. №1. С. 94-98.
9. Нестерович И.Ю. Уголовная ответственность медицинских работников как вид юридической ответственности / И.Ю. Нестерович // Молодой ученый. 2017. №4. С. 557-561.
10. Приговор Ярцевского городского суда Смоленской области по делу №1-121/10 от 13.08.2010 // ГАС «Правосудие».
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ Гайдук Д.С.
Гайдук Диана Сергеевна - студент, юридический факультет, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье анализируется состояние преступности среди несовершеннолетних. Дается краткая характеристика ситуации, происходящей в Российской Федерации, ее причины и способы исправления.
Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, дорожно-транспортные происшествия, современное состояние.
В настоящее время в результате дорожно-транспортных происшествий наблюдается большое количество пострадавших, а также несчастных случаев с летальным исходом. Дорожно-транспортные происшествия могут происходить как по вине пешехода, так и по вине водителя. Причиной из-за которых совершаются дорожно-транспортные происшествия, связанные с несовершеннолетними , являются низкие знания в области ПДД, не соблюдения данных правил, а также халатное отношение к дороге и транспортному средству, как водителя , так и несовершеннолетних. Лица, моложе 18 лет, как правилом, нарушают правила дорожного движения, как пешеходы. Знания в области ПДД несовершеннолетних в настоящее время малы. Не освещенность молодых людей приводит к ужасным последствиям. Из-за данных факторов они подвергают как свою жизнь и здоровье опасности, так и водителей, создавая аварийные ситуации на дороге. Необходимо учитывать, что правила дорожного движения - обязательны для всех
53
участников дороги: как для пешеходов, так и для водителей. За не соблюдения несовершеннолетними правил дорожно-транспортных происшествий наступает административная, гражданская, а также в крайних случаях уголовная ответственность, в зависимости от степени и формы вины, наличия и характера последствий.
Согласно кодексу об административных правонарушений, ответственность за административные правонарушения, в том числе и в сфере безопасности дорожного движения наступает с достижением шестнадцатилетнего возраста. По достижению данного возраста также наступает уголовная ответственность за нарушения правил, предусмотренных уголовным кодексом.
Уголовная ответственность за нарушения правил безопасности движения и эксплутаций транспорта предусмотрена статьей 264 УК РФ. В данном случае ответственность наступает за нарушения правил дорожного движения, которые носят преступный характер. В данной статье предусмотрены основные виды наказания за совершения преступления в дорожно-транспортной области.
За дорожно-транспортные происшествия также может последовать гражданская ответственность. Гражданское законодательство регулирует общие вопросы, связанные с возмещением вреда или ущерба, которые были причины в результате совершения дорожно-транспортных происшествий. Данной теме посвящена глава 59 ГК РФ. Так, имущественный вред, согласно гражданскому кодексу, всякое умаление субъективного имущественного права, которое охраняется законом интереса или иного имущественного блага, которое влечет материальные потери для потерпевшего. Согласно статье 1074 Гражданского Кодекса Российской Федерации, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 17 лет уже самостоятельно несут ответственность за причиненный вред.
Однако самым распространенным видом наказания в дорожно-транспортных происшествиях является административная ответственность. Она как было сказано выше, наступает по достижению лицом шестнадцатилетнего возраста в полном объеме. Виды административной ответственности бывают разными в зависимости от степени опасности. Таким образом, данному виду ответственности подвергаются в полном объеме несовершеннолетние. Причем выступающие как незаконопослушные пешеходы, так и в качестве водителей различных транспортных средств.
Говоря о правилах безопасности на дороге , водители, пассажиры , а также пешеходы должны их соблюдать. Так, пассажиры , не зависимости от возраста, должны пристегивать ремни безопасности, не отвлекать водителя от дороги, при передвижение на мотоцикле , они должны надевать шлем. Несовершеннолетние , не достигшие возраста 12 лет , не имеют права ездить на передних сидениях. Также для детей предусматриваются специальные сидения с ремнями безопасности, которыми должен обеспечить водитель ТС. Хотя пассажир прямо не связан с происшествиями на дороге, но косвенно он взаимодействует с водителем, а также отвечает за свою безопасность. Так, на заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения за первые шесть месяцев 2017 год было озвучено страшное соотношение. Количество детей погибших в дорожно-транспортных происшествиях выросло на семь процентов. Руководитель российской Госавтоинспекции Михаил Черников отметил, что каждый второй из погибших на дорогах был малолетним пассажиром. Так, Михаил Черников заявил о необходимости в скором времени принять законопроект, который напрямую должен повлиять на количество дорожно-транспортных происшествий. Особую роль он отдает необходимости ввести ответственность за так называемое «опасное вождение». Таким образом, бездумное отношение к транспортному средству, к пассажирам и к ситуации на дороге может привести к печальным последствиям.
Дорожно-транспортные происшествия происходящие по вине несовершеннолетних могут совершаться данными лицами как в качестве водителя, так и в качестве пешехода.
Первый вариант, когда дорожно-транспортное происшествие совершается по вине водителя, который не достиг восемнадцатилетнего возраста. Согласно статье 12.7 КоАП, управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством запрещено. А водительские права на легковые автомобили выдаются соответственно по достижению лицу 18 лет, поэтому несовершеннолетние запрещается управлять данным видом ТС. Однако есть определенные транспортные средства, которыми могут управлять несовершеннолетние.
Нередко случаются такие моменты, когда несовершеннолетние угоняют транспортное средство. В чем заключаются причины такого неправомерного поведения подростков ? В настоящее время активно идет процесс по надзору и контролю над поведением несовершеннолетних. Случаи правонарушений с данными лицами увеличивается, поэтому необходимо усилить меры контроля над данной категорией граждан. Поведение несовершеннолетних зависит от многих факторов. Первым же критерием такого поведения, безусловно, является семья. Это связано напрямую с взаимоотношением в семье, с материальным положением, типу семьи. Часто дети, родившиеся в «неблагополучной семье», где отец и (или) мать идут в рознь с законом, воруют, крадут, нарушают правопорядок, поступают в соответствии с их примером. Ведь этим детям некому объяснить «что такое хорошо, а что такое плохо». И они зачастую повторяют ошибки своих родителей, неким образом подражая им. Такой же негативный фактор проявляется и в таких семьях, где родители часто сорятся между собой и все свои отрицательные эмоции выливают на ребенка, который в последствии будет стараться отомстить за испорченное, горькое детство. Наоборот, в семье, где царит гармония, взаимопонимание и уважение довольно редко несовершеннолетние становятся по ту сторону с законом. Родители обязаны научить несовершеннолетнего самостоятельно осознано и объективно принимать решения, не подаваться никаким провокациям. В социальной практике замечается, что «рост преступности есть отражение кризиса семьи». Эксперты подчеркивают прямую связь между преступностью несовершеннолетними и отказом или уклонением родителей от воспитательной функции. Таким образом, взаимоотношение в семье играет огромную роль в формировании личности ребенка. Поэтому можно заметит усиление активности роли в жизни семьи органов опеки и попечительства. Они осуществляют контрольную функцию. Следят за выполнением в семье такой функции как воспитательной.
Следующим фактором, непосредственно связанным с формированием личности ребенка, является школа и соответственно сверстники. Подросток половина своего времени тратит на школу и на общение со сверстниками. Поэтому тут играет важную роль учителя и их педагогическое умение находит общий язык с детьми и уметь заинтересовать своим предметом. Данный социальный институт, безусловно, должен нести ответственность за правильное воспитание ребенка и быстрое реагирование на их явные проблемы ( наличие побоев на теле, агрессию со стороны ребенка и другие ). Друзья, окружающие несовершеннолетнего не менее влияют на формирование личности у подростка. Правильный выбор компании - есть залог успеха. Дети, попавшие в «дурные компании» резко перестают учиться и их успехи и показатели в различных сферах деятельности ухудшаются. Под воздействием данной компании они пытаются доказать им, что они ничем не хуже. При этом нарушают общественный порядок и идут против закона и правопорядка. Так, и появляется преступность среди несовершеннолетних.
Несомненно, система внутренних побуждений, понимания и внутреннего «Я» формируется у ребенка постепенно. Положение подростков обстоит хуже, чем ребенка. Ведь подросток в большей степени подвергается критики со стороны окружающих. Он все в большей степени должен, действовать исходя из собственной
мотивации, в то время, как его деятельность все в большей степени оценивается окружающими строже, чем деятельность ребенка ( Э.Ш.Натанзон).
Для усиления безопасности на дороге необходимо с раннего возраста научить детей правилам безопасности на дороге. Этим должные заниматься такие институты, как семья и , конечно, общеобразовательные учреждения. Основные знания ребенок должен получать от родителей. Как надо правильно переходить дорогу, в каких именно местах, как понимать цвета на светофоре , зачем нужна пешеходная зебра и другие. Также родители должны приучить детей к морали и праву. Что такое хорошо и что такое плохо. На втором место стоит такой социальный институт , как школа или иное образовательное учреждение. На мой взгляд, необходимо проводить дополнительные уроки по транспортной безопасности, чтобы повысить уровень знаний несовершеннолетних в данной области. Необходимо сформировать у детей систему знаний, а также создать устойчивые стереотипы законопослушного поведения на дороге. В настоящее время в учебных заведениях проводят подобные мероприятия, лекции. Но само отношение и интерес как учителей , профессоров , так и детей к данной сфере деятельности не велик. Если и проводятся такие мероприятия, то как правилом, только для галочки. Необходимо завлечь малолетних слушателей к проблеме данной тематики, раскрыть опасность дорожно-транспортных происшествий и повысить уровень знаний подростков. Также стоит усилить меры взаимодействий психологических служб в школах и иных учебных учреждениях. Одна из рекомендаций психологов, это на основе индивидуальных тестирований и общения с опытными специалистами, распределить по общественным, профессиональным интересам и способностям в различные кружки, общественные организации. Ведь, согласно исследованиям, правильная социализация (особенно для несовершеннолетних) снижает уровень агрессивности людей. (И.А. Фурманов).
Все выше перечисленные социальные институты должны следить за развитием молодых людей и им помогать, в случае каких-то нарушений или отклонений. Ведь совершение дорожно-транспортных происшествий, совершаемых
несовершеннолетними, как правилом, основываются на прошлом ребенка. Так, данные лица еще до совершения преступления ведут антиобщественный образ жизни. Как отмечают в своей работе В.В.Агильдин и В.С.Ишигеев , что специально-криминологическая профилактика должна строиться именно на этапе допреступного поведения молодого человека.
Если говорить об общих тенденциях дорожно-транспортных происшествий связанных с несовершеннолетними, то можно отметить спад количества ДТП, совершаемых несовершеннолетними, за последние пять лет. Это напрямую связано с тем, что в среднем количества преступлений, совершаемые несовершеннолетними, снизился. Также можно отметить, что количество несовершеннолетних снизилось. Это связанно в первую очередь с сокращением рождаемости. Так, согласно Википедии, за 2016 год родилось примерно 1 888,7 тыс. человек, что составляет - 51,9 тыс. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. За 2017 год родилось примерно 1 689,9 тыс. человек, что составляет -198,8 тыс. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Данные показатели могут свидетельствовать об демографическом обвале в стране. Также некоторые специалисты видят прямую связь с проводимой политикой в дорожно-транспортной сфере. Так, общие показатели аварийных ситуаций среди различных групп населения в нашей стране снизилось благодаря Федеральной целевой программе по повышению безопасности дорожного движения. Она рассчитана на длительный период с 2013 года по 2020 год (Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864).
Для лучшей реализации намеченных целей в данной федеральной целевой программе Правительство Российской Федерации утвердило Транспортную стратегию РФ на период до 2030года. (Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 года №1734-р.). В данном документе при оценке ситуации на дорогах,
56
отмечается увеличение легковых автомобилей в личном пользовании граждан. В распоряжение указывается, что в связи с ростом автомобилизации возникли проблемы устойчивости и безопасности городских транспортных систем. Согласно данной стратегии, государственная политика, обеспечивающая безопасность дорожного движения, предусматривает формирование и контроль требований безопасности на всех видах объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также создание нормативно-правовых условий и экономических методов стимулирования безальтернативного и полного их исполнения.
Можно разделить на две группы дорожно-транспортных происшествий совершаемые несовершеннолетними до 16 лет и несовершеннолетними от 16 до 17 лет. При этом можно отметить, что ДТП совершаемые старшей категорией в полтора раза выше, чем происшествия, связанные с младшей группой. Это связано с несколькими условиями. Во-первых, несовершеннолетний по достижению шестнадцатилетнего возраста приобретает больше прав и может уже приобрести водительские права на некоторые вид транспортных средств. Во-вторых, старшая категория несовершеннолетних становиться более активной и физически развитой.
Согласно монографии А.Г.Анисимова под руководством научного редактора доктора юридических наук, профессора, заслуженный юрист России А.Л.Репецкой, в ходе изучения социального положения преступника, пришли к некоторым выводам. Так, наиболее активна была та категория граждан, которая находилась без постоянного источника дохода, без участия в социальной сфере, пассивно проводя свое свободное время. Это категория составляет из общей массы 81%, на третьем месте находятся учащийся -4% . Предпоследнее место занимают студенты -3 %. В данном случае речь идет об умении правильно и эффективно распоряжаться свободным временем. К сожалению, практика показывает обратное. В данной работе приводятся статика - состояние преступника в момент совершения преступления по результатам изучения уголовного дела. Согласно данным почти наравне идут преступления, совершаемые в состояние алкогольного опьянения (45%) и в трезвом состоянии (53%). Таким образом, говорить о том, что несовершеннолетний мог адекватно оценивать ситуацию не приходиться. Среди результатов состояния преступника находились и те, кто в момент совершения преступления были в состоянии наркотическом опьянении -2%.
Согласно статистике за 2017 год, дорожно-транспортные происшествия , связанные с несовершеннолетними чаще происходят , когда подросток выступает в качестве водителя. Причем старшая категория ( 16-17 лет) превышает количество происшествий, а также в тяжести последствий ДТП по сравнению с младшей группой. Это обусловлено определенными факторами. Подростки в возрасте 16-17 лет уже обладают большими правами и в некоторых случаях сами отвечают за свои деяния. Несовершеннолетние как младшей группы , так и старшей по показателям в качестве пешеходов в данной схеме идут на равных. Хотя почему происходит именно так? Казалось, что старшая категория должна быть более мудрой и уже обладает достаточными знаниями в правилах дорожного движения хотя бы для пешехода. Но нет, статистика показывает иное. Дело в том, что данная группа несовершеннолетних подвергается большому влиянию со стороны окружающих людей в том числе сверстников. Если младшая категория совершает правонарушения в области дороги, как правилом, не осознано, то старшая категория уверена о не наказуемости данных действий. Несовершеннолетние думают не о своей безопасности, а об наказуемости и о санкциях, причем их волнует больше не государственные санкции, а именно наказание со стороны такого социального института , как семьи.
Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 17 лет, как правилом, совершают ДТП в качестве водителей при таких ТС, как мотоциклы, мопеды и приравненные к ним транспортные средства.
Кроме данного вида транспортного средства, дорожно-транспортные происшествия совершаемые несовершеннолетними происходит и управляя легковыми автомобилями. Несомненно, процент ДТП, связанных с управляемыми несовершеннолетними данными ТС, меньше, чем на мопедах или мотоциклах. Лица в возрасте до 15 лет реже совершают ДТП, чем вторая категория (16-17 лет). Таким образом, можно отметить, что аварийности, совершаемые подростками за рулем легкового автомобиля, растет по мере их взросления. Это связанно с многими факторами. К ним относится, во-первых, бездумное поведение родителей или близких родственников, которые разрешают садиться несовершеннолетним за руль. В настоящее время часто в практике случаются такие происшествия, когда несовершеннолетний с согласием своего родителя сел за руль, в результате чего совершает ДТП. Во-вторых, нередко встречаются и такие случаи, когда несовершеннолетние, не имеют водительских прав, но уже закончили обучение, предназначенное для подготовки водителей транспортных средств. В связи с чем старшие дают автомобиль.
Что касается младшей группы, то тут реже случаются ДТП по разрешению родителей или старших. Младшая группа, как и в некоторых случаях старшая , берут в тайне без согласия родителей легковой автомобиль. Это связанно с низкими правовыми знаниями малолетних, а также с низкой культурой или плохим воспитанием. В данных случаях лица, совершающие данные поступки являются потенциальными преступниками.
Еще один из вариантов совершения дорожно-транспортных происшествий, связанных с несовершеннолетними - это когда данные лица угоняют транспортное средство ( как правилом, легковой автомобиль) у посторонних лиц. В данном случае подростки совершают преступления и в попытках скрыться попадают в ДТП. Совершение данного преступления несовершеннолетними может объясняться различными факторами. Неблагополучная семья, влияние «плохой» компании, попытка такими действиями самоутвердится в определенных кругах общества и многими другими факторами. В данном случае наблюдается статистика, согласно которой число преступлений в городах и сельских местностях различается. Так, число посягательств несовершеннолетних на автомобили в городах постоянно растет, а вот показатели в сельских местностях держаться стабильно низкого уровня и даже периодически снижаются. (А.Г.Анисимов).
Говоря о статистике дорожно-транспортных происшествий совершенных несовершеннолетними, необходимо отметить, что количество ДТП напрямую зависит от времяпрепровождения от свободности дня. Так, согласно статистике, наибольшее количество аварий совершаемые несовершеннолетними происходят в выходные дни. Так первое место по количеству аварий занимает воскресенье и суббота. На втором месте идет пятница и понедельник. Это объясняется тем, что некоторые лица садятся за ТС в не трезвом или в одурманивающем состоянии. Так же свободное время расслабляет людей, и многие престают адекватно оценивать ситуацию, рассчитывая на свои силы и другие причины.
Причем наибольшее количество аварий приходится на вечер. Согласно статистике, дорожно-транспортные происшествия зачастую совершаются в такое время как с 17:00 до 22:00 . На этот временной период приходится 48 процентов аварийных случаев. То есть это время составляет пик аварийности на дорогах.
Согласно статистике, самым распространенным видом нарушением дорожно-транспортных происшествий среди несовершеннолетних является несоблюдение скоростного режима. На этот вид ДТП приходится около 45 %. На втором месте находится нарушение правил на перекрестном движение (17%).
Необходимо отметить, что при этом в 65% случаев подростки управляли ТС, не имея на то законного права. Чаще всего они вообще не имели водительских удостоверений. Причем двенадцатом случае дорожно-транспортных происшествий
58
было совершено подростком, находившимся в состоянии опьянения. Несовершеннолетний, полагаясь на свои силы, уверен, что в полном состоянии после даже небольшого количества алкогольного продукта быстро и адекватно принимать решения. Но научно доказано, что даже малая доля алкоголя притупляет сознание человека, особенно несовершеннолетних, чей организм еще формируется.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 года №1734-р.
2. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 20 декабря 2001 года N 195-ФЗ.
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации 21 октября 1994 года №51-ФЗ.
5. Уголовный КодексРоссийской Федерации от 13.06.1996 №63-Ф3.
6. Решение заседания Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения от 31 августа 2017года.
7. Анисимов А.Г. «Молодежная корыстно-насильственная преступность». Москва: Юрлитинформ, 2013-168 с.
8. Фурманов И.А. «Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция» Санкт-Петербург: Речь, 2007. 480 с.
9. Агильдин В.В., Ишигеев В.С. «Профилактика преступлений: история, теория, практика». Учебное пособие. - Иркутск: БГУЭП, 2010. 83 с.
10. Натанзон Э.Ш. «Трудный школьник и педагогический коллектив». Москва: Просвещение, 1984. с. 96.
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ (Ч.1 СТ.285 УК РФ) И ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ (Ч.1 СТ.286 УК РФ)
Борисов И.Д.
Борисов Игорь Дмитриевич - студент, юридический факультет, Юридический институт (филиал) Санкт-Петербургский университет прокуратуры Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
Аннотация: данная статья посвящена анализу составов таких должностных преступлений как злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. Выделены общие составляющие в данных составах. Однако основное внимание обращено на определение критериев, по которым представлялось бы возможным разграничить данные преступления для более эффективной реализации правоприменительной функции.
Ключевые слова: должностное лицо, состав преступление, разграничение составов, злоупотребление полномочий, превышение полномочий.
Одной из актуальных проблем уголовного права на данный момент является сложность разграничения таких смежных составов преступления, как: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) и превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ).
Для начала, представляется необходимым в отдельности кратко разобрать каждый из вышеперечисленных составов преступления, а именно определить их объект, субъект, объективную и субъективную стороны [6].