Список литературы / References
1. Калмыков Б.Ю., Копылов С.В. Актуальность применения метода расчета скорости транспортных средств перед столкновением по деформации их деталей. // Проблемы современной науки и образования, 2017. № 7 (89). С. 32-35.
2. Калмыков Б.Ю. Анализ метода расчета скорости автотранспортного средства по деформации деталей его кузова / Калмыков Б.Ю., Копылов С.В., Питченко Д.С., Гармидер А.С. // Проблемы современной науки и образования, 2017. № 10 (92). С. 40-43.
3. Калмыков Б.Ю., Копылов С.В., Гармидер А.С. Сравнительный анализ методов определения скорости автотранспортного средства при наезде на препятствие // Проблемы современной науки и образования, 2017. № 11 (93). С. 10-13.
4. Патент на изобретение № 2275612. Авторы: Байков В.П., Киселев В.Б., Любарский К.А.
5. Машиностроительные материалы. Краткий справочник. Под ред. В.М. Раскатова. М.: Машиностроение, 1980. 511 с.
6. Калмыков Б.Ю. Особенности расчета потенциальной энергии удара автобуса при опрокидывании в сфере транспортного машиностроения / Калмыков Б.Ю., Овчинников Н.А., Калмыкова О.М. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки, 2010. № 2. С. 84-87.
7. Калмыков Б.Ю. Граничные значения момента сопротивления поперечного сечения оконной стойки для метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса / Калмыков Б.Ю., Овчинников Н.А., Гармидер А.С., Калмыкова Ю.Б. // Вестник науки и образования, 2015. № 9 (11). С. 16-17.
8. Расчет прогнозируемого момента сопротивления сечения для материала кузова автобуса с учетом коррозионного изнашивания его элементов / Калмыков Б.Ю., Овчинников Н.А., Гармидер А.С., Калмыкова Ю.Б. // Вестник науки и образования, 2015. № 9 (11). С. 18-20.
9. Калмыков Б.Ю. Энергетический этап метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса / Калмыков Б.Ю., Овчинников Н.А., Гармидер А.С., Калмыкова Ю.Б. // International Scientific Review, 2015. № 8 (9). С. 31-32.
10. Калмыков Б.Ю. Нагрузочный этап метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса / Калмыков Б.Ю., Овчинников Н.А., Гармидер А.С., Калмыкова Ю.Б. // International Scientific Review, 2015. № 8 (9). С. 33-34.
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И АВАРИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ Адамян В.Л.1, Кудинова Ю.Д.2, Бабченкова Н.В.3 Em ail: [email protected]
'Адамян Владимир Лазаревич — кандидат технических наук, доцент, кафедра пожарной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях; 2Кудинова Юлия Дмитриевна — студент;
3Бабченкова Наталья Валерьевна — студент, специальность: транспортная логистика, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: приводятся срелнестатистические данные по РФ о ежегодной перевозке грузов и пассажиров транспортом. Указаны основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте: столкновения (37,9%), наезды (37,1%), опрокидывания (16,1%), прочие (8,9%). Не малую роль в этих происшествиях играют плохие дороги, а также использование неисправного транспортного средства, на характер движения которого оказывают большое влияние неблагоприятные метеорологические условия. Приводится отличительная характеристика движения транспорта в темное и дневное время суток. Уменьшается видимость предметов на горизонтальном участке дороги, большое количество предметов остается вне зоны освещения фарами и появляется в освещенной зоне внезапно. Отсюда следует, что ограничение видимости при движении в тёмное время суток требует соблюдения безопасного скоростного режима и использования других мероприятий по повышению безопасности движения. Даны рекомендации для снижения степени риска на дорогах.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, транспорт, степень риска, метеорологические условия, коэффициент сцепления шин, аварийно-спасательные работы, туман, снежные заносы.
TRAFFIC SAFETY AND ACCIDENTS FOR ROAD TRANSPORT Adamyan L.V.1, Kudinovа Yu.D.2, Babenkova N.V.3
'Adamyan Vladimir Lazarevic — Candidate of technical Sciences, associate Professor, DEPARTMENT "FIRE SAFETY AND PROTECTION IN EMERGENCY SITUATIONS";
2Kudinova Julia Dmitrievna — Student; 3Babenkova Natalia Valeryevna - Student, SPECIALTY "TRANSPORTATIONLOGISTICS " DON STATE TECHNICAL UNIVERSITY, ROSTOV-ON-DON
Abstract: given srednestatisticheskiy data for the Russian Federation on the annual transport of goods and passengers transport. Are the main causes of emergencies in road transport: collision (37.9 per cent), assaults (37.' percent), rollover ('6,'%), other (8.9 percent). No small role in these incidents play bad roads, and the use of the faulty vehicle, the nature of the movement make a great impact by adverse weather conditions. Is a distinctive characteristic of traffic in the dark and the daytime. Decreases the visibility of objects on a horizontal stretch of road, a large number of objects remains outside lighting and lights in the illuminated area appear suddenly. It follows that the restriction of visibility when driving at night requires compliance with safe speed limits and other measures to improve traffic safety. Recommendations for reducing risk on the roads.
Keywords: emergency transport, level of risk, meteorological conditions, the coefficient of tire adhesion, rescue work, fog, snow drifts.
УДК 629.3.004
.По информации Всемирной организации здравоохранения каждые 30 секунд на проезжей части погибает один человек. Каждый год потерпевшими при дорожно-транспортном происшествии становятся 1,2 миллиона человек и 25-40 миллионов получают тяжелые ранения.
Среднестатистические данные по РФ о ежегодной перевозке автотранспортом исчисляются миллиардами тонн грузов и миллионами человек, что позволяет говорить об актуальности проблем, создаваемых на автомобильном транспорте.
Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте являются столкновения (37,9%), наезды (37,1%), опрокидывания (16,1%), прочие (8,9%) [1]. Не малую роль в этих происшествиях играют плохие дороги, а также использование неисправного транспортного средства, на характер движения которого оказывают большое влияние неблагоприятные метеорологические условия. Так, например, характер осадков определяет дальность видимости, ухудшает сцепные качества шин с дорожным покрытием. Сильный туман создаёт почти полное отсутствие видимости, что диктует необходимость снижения скорости движения транспортных средств.
Одной из основных причин автомобильных аварий являются скользкие дороги. При появлении льда на дороге коэффициент сцепления шин с поверхностью автомобильных дорог уменьшается, что создает предпосылки аварийной обстановки на транспорте.
Присутствие снега на дороге с высотой в 3 - 5 см диктует необходимость снижения скорости движения автомобилей, а при высоте свыше 25 см движение становится невозможным. Основным методом защиты проезжей части от снежных заносов и борьбы с наледями является снегоочистка.
Тёмное время суток представляет потенциальную опасность для транспорта.
Движение по дорогам в тёмное время суток значительно отличается от дневного. Уменьшается видимость предметов на горизонтальном участке дороги, большое количество предметов остается вне зоны освещения фарами и появляются в освещённой зоне внезапно. Отсюда следует, что ограничение видимости при движении в тёмное время суток требует соблюдения безопасного скоростного режима и использования других мероприятий по повышению безопасности движения.
Непосредственное влияние на безопасность движения оказывает рельеф местности. Повороты дороги, крутые подъемы и спуски повышают опасность в управлении транспортным средством. Такие участки характеризуются повышенным количеством дорожно-транспортных
происшествий. Для снижения степени риска, при проектировании и реконструкции автомобильных дорог применяют следующие решения:
- увеличение числа полос;
- выделение дополнительных полос для медленно едущих автомобилей на подъемах;
- нанесение разметки, регламентирующей направление движения, выравнивание и выпрямление опасных участков, установка соответствующих дорожных знаков.
Пассажирам общественного транспорта для обеспечения личной безопасности при отсутствии свободных сидячих мест целесообразно встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. При этом необходимо размещаться как можно ближе к аварийным и запасным выходам.
В случае возникновения пожара в салоне обычно «продукты горения содержат 50-100 видов химических соединений, оказывающих токсическое воздействие» [2]. Поэтому пассажир обязан сообщить об этом водителю, открыть двери, аварийные выходы или разбить окно. При наличии в салоне огнетушителя ликвидируется очаг возгорания, и, постепенно без паники продвигаясь к выходу, необходимо защитить органы дыхания от дыма шарфом, платком или другой деталью одежды.
В соответствии с Федеральным законом «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ [3] к оказанию помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) могут привлекаться участники этой аварии, а также граждане, которые оказались рядом с местом происшествия (только на добровольной основе).
На практике при дорожно-транспортном происшествии выделяют места выполнения аварийно-спасательных работ в трех зонах. В первой зоне (на расстоянии 5 метров от объекта происшествия) располагаются специалисты, которые выполняют соответствующие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (на расстоянии 10 метров) находятся остальные сотрудники аварийно- спасательной группы, обеспечивающие выполнить работу спасательных средств. А в третьей зоне присутствуют средства доставки спасателей к месту аварии, средства ограждения и освещения и другие спасательно-технические средства.
В первую очередь необходимо оказать помощь пострадавшим, которые не зажаты транспортным средством и могут покинуть салон автомобиля через двери, люки, оконные проемы как при помощи спасателей, так и самостоятельно. Затем оказывают помощь пострадавшим с зажатыми частями тела, осуществляется отгибание профильного и листового металла, перекусывание перегородок, сидений.
В целом дорожно-транспортная безопасность человека как пешехода и пассажира гарантируется высоким уровнем профессиональной подготовки водителей, конструктивными свойствами транспортных средств, составляющими их техническую безопасность, а также безоговорочным выполнением пешеходами, пассажирами правил пользования различными видами транспорта и правил дорожного движения. Одним из основных функциональных технических средств в системе обеспечения безопасности людей являются светофоры [4]. Лучший способ повысить личную дорожно-транспортную безопасность - это не создавать аварийные ситуации, а в случае их возникновения (независимо от того, вследствие чего они возникли) успешно им противодействовать.
Список литературы / References
1. [Электронный рессурс]. Режим доступа: http://gimsyaroslavl.narod.ru. ПСР на автомобильном транспорте/ (дата обращения: 21.04.2017).
2. Адамян В.Л. Проблемы «ливневок» в Ростове-на-Дону / Адамян В.Л., Гераськина В.Е. // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 33 (75). С. 27-28.
3. Федеральный закон от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru./ (дата обращения: 21.04.2017).
4. Адамян В.Л. Методы управления безопасностью жизнедеятельности в современном городе посредством светофорной сигнализации / Адамян В.Л., Шаповалова Ю.С. // Проблемы современной науки и образования, 2017. № 11 (93). С. 20-22.