Научная статья на тему 'ДОРОГОБУЖСКИЙ СВЯТО-ДИМИТРИЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: ИЗ ИСТОРИИ МОНАШЕСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ'

ДОРОГОБУЖСКИЙ СВЯТО-ДИМИТРИЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: ИЗ ИСТОРИИ МОНАШЕСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАШЕСТВО / СВЯТО-ДИМИТРИЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ИСТОРИЯ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ / MONASTICISM / ST. DIMITRY'S CONVENT / THE HISTORY OF THE SMOLENSK DIOCESE / THE REVIVAL OF THE CONVENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ивочкин Демьян Анатольевич

В статье исследуется история возникновения, развития и упразднения Свято-Дими- триевского монастыря г. Дорогобужа и существования на его месте православного прихода в честь Сошествия Святого Духа. Большое внимание автор уделил истории приходской жиз- ни XIX - начала ХХ вв., а также возрождению на месте древней обители женского монасты- ря. В статье впервые приводятся данные архивных источников.The article explores the history of foundation, growth and abolition of the St. Dimitry’s convent in Dorogobuzh and the history of existence of an Orthodox parish in honor of the Descent of the Holy Spirit in its place. The author paid much attention to the history of the parish life of the 19th and the early 20th centuries, and also to the revival of the convent (nunnery) on the place of the ancient monastery. The data of archival sources presented in the article are published for the first time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОРОГОБУЖСКИЙ СВЯТО-ДИМИТРИЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: ИЗ ИСТОРИИ МОНАШЕСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2018. С. 24-30

УДК 281.93+271(470.332) Иеромонах Рафаил (Ивочкин Демьян Анатольевич) Смоленская Православная Духовная Семинария

Дорогобужский Свято-Димитриевский женский монастырь: из истории монашества в Смоленской епархии

Ключевые слова: монашество, Свято-Димитриевский женский монастырь, история Смоленской епархии, монашество, возрождение женского монастыря.

В статье исследуется история возникновения, развития и упразднения Свято-Дими-триевского монастыря г. Дорогобужа и существования на его месте православного прихода в честь Сошествия Святого Духа. Большое внимание автор уделил истории приходской жизни XIX — начала ХХ вв., а также возрождению на месте древней обители женского монастыря. В статье впервые приводятся данные архивных источников.

На высоком холме Дорогобужа, называемом «Дмитровский вал», расположен Свя-то-Димитриевский женский монастырь. Эта обитель находится на месте, где, по преданию, в ХП—Х^П вв. был монастырь в честь святого великомученика Димитрия Солунского [8, с. 169]. Первые отрывочные упоминания в источниках о монастыре относятся к 1595, 1586 и 1576 гг. Во время Смуты насельники обители были вынуждены ее покинуть. В 1632 г. польские войска при оставлении Дорогобужа сожгли Ди-митриевский монастырь. В 1633 г. польский король передал обитель в управление униатскому себежскому протопопу Иосифу Григоровичу, так как в это время здесь не осталось ни служащих священников, ни монахов. В 1634 г., при передаче Дорогобужа Речи Посполитой, в возрожденном монастыре проживали игумен и двое старцев. Обитель упоминается в городских описаниях 1639 и 1642 гг., однако после освобождения города в 1654 г. в источниках уже не встречается упоминания о Димитриев-ском монастыре [Там же].

После возвращения Дорогобужа Московскому государству на месте разоренного монастыря были построены две деревянные церкви — в честь великомученика Димитрия и во славу Рождества Богородицы. Об этих храмах сохранилось упоминание в грамоте митрополита Смоленского и Дорогобужского Сильвестра II, где сказано, что «церковь великомученика Димитрия Солунского деревянная — ветхая, и служить в ней нельзя, а служат в церкви Рождества Пресвятыя Богородицы» [7, с. 220].

Точная дата возведения названных церквей неизвестна, однако, учитывая, что ко времени управления епархией владыкой Сильвестром II (1699—1706 гг.), Димитри-евский храм уже обветшал, можно предположить, что он был выстроен вскоре после перехода города к Москве, а затем построили и Богородицкую церковь.

Ныне существующий каменный храм является самым древним в Дорогобуже. В 1703 г. посадские люди Петр Кондратьев и Демид Иванов обратились к митрополиту Сильвестру II с просьбой разрешить им выстроить на месте старинных церквей каменный храм в честь Сошествия Святого Духа с приделом во имя великомученика Димитрия. Куда делись прежние церкви — неизвестно [Там же].

Возведение Духовского храма продолжалось до 1711 г. Первоначально он был двухпрестольным, но в 1799 г. на средства прихожан, с благословения епископа Димитрия, к церкви пристроили придел в честь Рождества Божией Матери [1, с. 238]. По приделу великомученика Димитрия Духовскую церковь в городе также называли Дмитровской.

В 1812 г. Духовская церковь из всех градских храмов пострадала меньше всех и не горела.

«Богослужение продолжалось в течение всего 1812 года, причем совершалось оно отцом Александром Юденичем, которому был дан особый ярлык от французов, разрешающий ему проводить службу в своей церкви и гарантирующий его безопасность от французских войск; запрещено было только звонить в колокола, а вместо них была дана чугунная доска, в которую стучали перед службой. Неизвестно, по какой причине французы были расположены к отцу Александру. Все ценное имущество Духовской церкви, на время пребывания неприятеля в Дорогобуже, было скрыто под полом церкви, в подвале» [7, с. 221].

На протяжении существования Духовского храма для его украшения прихожане постоянно жертвовали деньги и утварь. В 1866 г. на «росписание в самом лучшем виде двух приделов во имя святого великомученика Димитрия и Рождества Богородицы и на устроение в первом — вместо ветхого — нового иконостаса», староста купец Игнатий Береснев израсходовал из личного капитала 900 рублей [11, с. 146]. В 1871 г. этот же купец на ремонт церкви пожертвовал 750 рублей, а также подарил паникадило стоимостью в 700 рублей [12, с. 121].

В 1871 г. пожар повредил Духовскую церковь. На исправление повреждений староста купец Василий Добышевский пожертвовал 3935 рублей, а прихожане 305 рублей [13, с. 345].

К концу XIX в. Духовская церковь, по замечанию составителя исторического описания Дорогобужа В.А. Никитина, была «внутри довольно красива и не бедна, так как на иконах ее много ценных риз и ризница не из бедных» [7, с. 221].

Сохранилось изображение Духовского храма. Благодаря этому, а также сохранившимся фрагментам здания, авторам-составителям «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России» удалось составить описание внешнего вида церкви.

«Храм, построенный по типу восьмерик на четверике, был очень характерен для восточной Смоленщины, испытавшей в петровское время сильное воздействие московского зодчества. План церкви был симметричным. Трехъярусную колокольню на продольной оси здания построили в формах раннего классицизма намного позже храма. К его двухсветному четверику примыкали три закругленные апсиды равного выноса, объединенные крутой скатной кровлей. Все окна были прямоугольными.

Опоясанные колонки их наличников опирались на кронштейны и несли антаблемент под вогнутыми скатами разорванного фронтона. По допетровской традиции фронтоны наличников врезались в венчающие антаблементы алтаря и восьмерика, а на фасадах четверика составляли вместе с аналогичным порталом асимметричную композицию. Венчающий барабанчик с шаровидной главкой сменил первоначальное завершение храма, видимо, при расширении трапезной. Декор колокольни был весьма пластичен. Ее второй ярус завершали треугольные фронтоны, а третий — лучковые — еще по барочной традиции» [10, с. 414—415].

В Духовском храме хранились почитаемые народом иконы: резной образ святителя Николая и Иерусалимская икона Божией Матери. Эти иконы считались чудотворными, имелись зафиксированные случаи исцеления от болезней после молитв у них. Вот как об этом сказано в приходской летописи, к сожалению, в настоящее время утраченной.

«Из древних икон в Духовской церкви заслуживает особенного внимания резной образ (в виде католической фигуры) Николая Чудотворца. Высота этого образа 2 аршина 9 вершков. Он очень древний, как письменно свидетельствуют старожилы, но когда именно он был перенесен в Духовскую церковь — неизвестно, хотя предполагают, что это было при самом основании этого храма, в 1711 г., при чем образ взят был существовавших раньше церквей — Димитриевской или Рождественской. В 1859 г. на этом образе была сделана серебряная риза чеканной работы, весом около пуда. Образ считается чудотворным и известны, например, следующие случаи исцеления от этого образа: в 1856 г. 28 января, вследствие просьбы помещицы Цавловской, жившей в сельце Хотунь, Духовщинского уезда и с разрешения Преосвященного Тимофея, образ святителя Николая был перенесен на некоторое время в дом Цавловской, которая была неизлечимо больна общим расслаблением тела и во сне видела резной образ Николая Чудотворца, приказывающего ей попросить у него помощи. После этого сна Цавловская порешила непременно съездить в Дорогобуж и поклониться этому образу, но образ снова явился во сне и сказал, чтобы она сделала это в своем доме, вследствие чего Цавловская просила разрешения у владыки поднять эту икону. При внесении образа в дом Цавловская почувствовала себя значительно лучше, а во время служения Всенощной могла уже немного стоять. Вскоре же Цавловская совершенно выздоровела и ежегодно в день исцеления своего, пешком приходила за 40 верст в Духовскую церковь для поклонения образу святителя Николая. Очевидцем такого происшествия был священник Михаил Волочков, которым оно и было записано. Другой случай чудесного исцеления от этой иконы был в 1862 г. Жившая в Дорогобуже дворянка Савицкая просила Преосвященного Антония дозволить ей взять в дом образ Николая Угодника, вследствие болезни — помешательства своей семнадцатилетней дочери. Преосвященный позволил, и во время Всенощной, в доме Савицкой, дочь ее сначала пришла в беспамятство, а затем, к концу службы постепенно пришла в полное сознание и начала со слезами молиться и целовать икону, а после этого ее помешательство совершенно прошло. Очевидцем такого происшествия был священник Семен Волочков, со слов которого оно и было записано в церковной летописи.

Кроме этого чудотворного образа, в Духовской церкви есть еще замечательная старинная большая икона Иерусалимской Божией Матери, древней византийской живописи, считающаяся тоже чудотворной. В складках покрывала Божьей Матери есть какая-то надпись, не неизвестно на каком языке она сделана, а поэтому никак нельзя разобрать, хотя об этом и старались некоторые специалисты. Вышина иконы — 2 аршина 13 вершков, а ширина — 2 аршина 5 вершков. Икона вся открыта, т.е. без ризы, и только по краям обложена серебром. В Духовскую церковь она была пожертвована дорогобужским купцом Андреем Прудниковым, который привез эту икону из Архангельска, причем от Москвы до Дорогобужа она была принесена на руках 28 января 1749 и 1750 г. День этот и до сих пор празднуется с торжеством в Ду-ховской церкви» [7, с. 221—223].

Кроме упомянутых икон в храме находился Образ Нерукотворного Спасителя (пожертвован в 1717 г.), Смоленская икона Богородицы (пожертвована в 1719 г.) и небольшой Иерусалимский образ Божией Матери. Эти иконы также почитались богомольцами [Там же, с. 223].

В церковной библиотеке имелись старинные книги: 1) Минея за июль, изданная при царе Михаиле Федоровиче и Патриархе Филарете в 1629 г.; 2) Октоих 1699 г.; 3) Служебники 1758 и 1780 гг.; 4) Евангелие, пожертвованное в 1711 г. «смоленской шляхтянкой вдовой Анной, женой Петрова сына Чижа, по обещанию своему, ради спасения дочери своей и на поминовение родителей» [Там же].

К Духовскому храму была приписана каменная кладбищенская Кресто-Воздви-женская церковь, возведенная в 1840 г. на средства купца Герасима Кузнецова [1, с. 238]. Богослужения в храме совершались только летом по просьбе прихожан в дни памяти их усопших родственников. В церкви находился древний почитаемый прихожанами образ апостола Иоанна Богослова [7, с. 224].

Недалеко от Духовского храма, на склоне холма, в начале ХХ в. была выстроена часовня с покойницкой [10, с. 415].

14 декабря 1929 г. состоялось заседание общины верующих Духовской церкви. В повестку дня входило два вопроса: а) о церковных налогах и закрытии церкви; б) о сборе сумм с прихожан на покрытие налога.

По первому пункту повестки прихожане приняли следующее решение:

«Признать требуемый налог непосильным для религиозной общины, расторгнуть договор; церкви Духовскую и кладбищенскую закрыть; обратить Духовскую под церковный археологический музей».

По вопросу налогов собрание постановило признать их непосильными и отказалось платить за землю, занимаемую церковной оградой и кладбищем [2, л. 96].

15 декабря председатель церковного совета направил в Дорогобужский городской совет докладную записку с просьбой принять от религиозной общины Духовского храма имущество и ключи от здания [Там же, л. 97].

22 декабря Дорогобужский горсовет сообщил Смоленскому окружному исполнительному комитету об отказе религиозной общины Духовской церкви от пользования зданием и расторжении договора на пользование имуществом. Председатель

горсовета предлагал использовать церковь для расширения районной больницы [Там же, л. 96].

25 декабря окружной исполком постановил закрыть Духовскую и приписную к ней кладбищенскую церкви, передав их в ведение горсовета для использования под склады или для иных «общественно-полезных целей» [Там же, л. 100].

28 января 1931 г. президиум Дорогобужского горсовета подтвердил решение облисполкома о закрытии церквей [Там же, л. 103].

6 марта начальник военно-строительных работ 29-й стрелковой дивизии направил в облисполком заявление с просьбой разрешить использовать кирпич колоколен Духовского и других закрытых храмов для нужд военного строительства.

«Производящееся в районе г. Дорогобужа строительство военного ведомства, имеющее весьма спешный характер, крайне нуждается в кирпиче, бутовом камне и щебне, и потребность в этих материалах не может быть покрыта в нужные сроки ввиду отсутствия соответствующих ресурсов в районе, дороговизны и затруднительности импорта из других районов при наличном напряженном положении с железнодорожным и гужевым транспортом.

Ввиду этих обстоятельств прошу помочь строительству, разрешив использовать для разборки колокольни следующих закрытых церквей по гор. Дорогобужу:

<...> Дмитровская церковь — [колокольня в одном массиве].

<...> Указанные церкви для использования верующими закрыты, состоят в ведении горсовета и служат временными складскими помещениями, колокольни же их вовсе не используются и использованы быть не могут. Какой-либо исторической или архитектурно-художественной ценности ни сами церкви, ни их колокольни не представляют, так как построены сравнительно недавно и весьма аляповато» [Там же, л. 106].

После получения разрешения облисполкома колокольня была разобрана. Само же здание храма с 14 мая 1931 г. использовалось как зернохранилище [Там же; 4, л. 23 об.; 5, л. 231].

К 1936 г. Духовская церковь настолько обветшала, что специальная комиссия по строительству при Дорогобужском райисполкоме приняла решение о сносе здания.

«1) Церковь закрыта около десяти лет тому назад — вся внутренность ее, все оборудование давно изъято и церковь несколько лет занимается под склад Заготзерно.

2) Церковь находится рядом с больницей и загораживает проезд к таковой, каковой весьма поэтому узкий и обычно бывает трудно проездным в осеннее и весеннее время.

3) Техническое состояние церкви весьма плохое, так как более 15 лет никакого ремонта зданию не делалось, благодаря чему железо пришло в совершенную негодность, везде имеется течь, причиной чего здание во многих местах начало обваливаться и могут быть несчастные случаи. Здание с наружной стороны все закопченное и имеет удручающий вид, портящий весь вид городской больницы. А поэтому комиссия считает целесообразным указанное здание бывшей Дмитровской церкви разобрать и на ее месте на данной площадке построить намеченный по плану стро-

ительства на 1936 г. дезопункт-пропускник, каковая площадка остается весьма удобной для строительства дезопункта» [3, л. 97].

16 апреля 1936 г. президиум Западного облисполкома принял решение об использовании материалов церкви на строительство дезпункта [Там же, л. 94; 4, л. 24]. Однако разобрать храм до начала Великой Отечественной войны не успели.

Во время войны прямым попаданием бомбы была разрушена верхняя часть храма. После войны алтарную часть разобрали, а боковые приделы приспособили под здание роддома. Затем здесь располагалось неврологическое отделение [8, с. 169].

В 1990-е годы здание было заброшено и пришло в полное запустение. По благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла братия Свято-Троицкого Герасимо-Болдина монастыря принялась за восстановление Духов-ской церкви. Восемь лет ушло на разбор кирпичных завалов, восстановление приделов. По обе стороны от центрального входа в храм были обнаружены изображения апостолов Петра и Павла со следами пуль.

4 октября 1998 г. митрополит Кирилл освятил восстановленный придел во славу Рождества Богородицы. В том же месяце Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Свято-Димитриевского женского монастыря. Старшей сестрой обители была назначена монахиня Михаила (Коровина) [9, с. 144]. 15 октября 2011 г. она была возведена в сан игумении.

26 августа 2006 г. митрополит Кирилл освятил отреставрированный Димитриев-ский придел [6, с. 19].

Благодаря трудам игумении Михаилы и сестер обители восстановлена колокольня Духовского храма, отремонтировано несколько корпусов бывшей больницы, благоустроена часть территории. Возрождение монастыря продолжается.

Литература

1. Адрес-календарь Смоленской епархии с историческим и церковно-приходским указателем. Смоленск, 1897.

2. ГАСО. Ф. Р-2360. Оп. 1. Д. 2896.

3. ГАСО. Ф. Р-2360. Оп. 1. Д. 300.

4. ГАСО. Ф. Р-2361. Оп. 1. Д. 67.

5. ГАСО. Ф. Р-2360. Оп. 1. Д. 296.

6. Митрополит Кирилл освятил Димитриевский придел Свято-Димитриевского женского монастыря в г. Дорогобуж // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 2006. №3. С. 19.

7. Никитин В.А. Описание города Дорогобужа // Памятная книжка Смоленской губернии на 1894 год. Смоленск, 1894.

8. Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. Выпуск II. Смоленск, 2001.

9. Игнатий (Пунин), игумен; Худовеков Святослав, священник; Кононов В. Слово, благодать несущее. 20 лет служения Смоленской земле. Смоленск, 2005.

10. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область. М., 2001.

11. Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1867. С. 146.

12. Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1871. С. 121.

13. Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1879. С. 345.

Monk Raphail (Ivochkin) Smolensk Orthodox Theological Seminary

Dorogobuzhsky St. Dimitry's Convent: from the history of monasticism in the Smolensk Diocese

Key words: monasticism, St. Dimitry's convent, the history of the Smolensk Diocese, the revival of the convent.

The article explores the history of foundation, growth and abolition of the St. Dimitry's convent in Dorogobuzh and the history of existence of an Orthodox parish in honor of the Descent of the Holy Spirit in its place. The author paid much attention to the history of the parish life of the 19th and the early 20th centuries, and also to the revival of the convent (nunnery) on the place of the ancient monastery. The data of archival sources presented in the article are published for the first time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.