Научная статья на тему 'Допрос должностных лиц, ведущих процесс в качестве свидетелей по уголовному делу'

Допрос должностных лиц, ведущих процесс в качестве свидетелей по уголовному делу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3926
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / СВИДЕТЕЛЬ / ДОПРОС СВИДЕТЕЛЯ / СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО / CRIMINAL PROCEEDINGS / PRELIMINARY INVESTIGATION / INVESTIGATOR / INTERROGATION OF A WITNESS / WITNESS / TRIAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ветрила Елена Валерьевна

В статье рассматривается проблема допустимости допроса в качестве свидетеля в суде следователя, дознавателя, которые проводили дознание или предварительное следствие о своих действиях и принятых решениях. Проводится анализ норм уголовнопроцессуального права, регулирующих основания и порядок допроса свидетелей, вносятся предложения по усовершенствованию законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examination of officers who are leading the process as witness in a criminal case

The article deals with the problem of the admissibility of the questioning as a witness in a court investigator, the investigator who conducted the inquiry or the preliminary investigation of his actions and decisions. There is made an analysis of criminal procedural law governing the grounds and procedure for the examination of witnesses, and are made proposals to improve the legislation.

Текст научной работы на тему «Допрос должностных лиц, ведущих процесс в качестве свидетелей по уголовному делу»

Ветрила Е.В.

ДОПРОС ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ВЕДУЩИХ ПРОЦЕСС, В КАЧЕСТВЕ СВИДЕТЕЛЕЙ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ

В практике применения норм уголовно-процессуального права РФ распространенное применение получил допрос должностных лиц в качестве свидетелей по уголовному делу.

Наиболее аргументированное рассмотрение данного вопроса можно увидеть в работах процессуалистов 90-х годов прошлого столетия. Так, В. Зажицкий и Л. Башкатов, анализируя существо проблемы, допускали лишь возможность допроса в качестве свидетеля оперуполномоченного, если он был очевидцем преступления, выполняя оперативно-розыскные меры [3, с.21]. В. Миронов и В. Шимановский обращали внимание на то, что это возможно лишь при условии, что в дальнейшем он не будет выполнять следственные действия по тому же делу [4, с. 68]. В современных научных статьях также периодически обсуждается возможность допроса в качестве свидетеля дознавателя, следователя, иных должностных лиц (Т.М. Червонная, Н.Ю. Волосова, И.В. Смолькова и др.) [10; 10]. Но многолетняя практика проведения таких допросов не сокращается. Обусловлено это, в первую очередь, отсутствием четких запретов или разграничений в УПК РФ относительно показаний свидетеля.

В пользу существующей практики говорят следующие положения:

1) исходя из содержания статьи 79 УПК РФ «Показания свидетеля» видно, что свидетель может быть допрошен о любых обстоятельствах, относящихся к делу. То есть должностные лица, участвующие в процессе на стороне обвинения могут быть, а в некоторых случаях обязательно будут допрошены об обстоятельствах расследования уголовного дела, поскольку они имеют отношение к делу.

2) законодателем в части 3 статьи 56 УПК РФ не подлежат допросу в качестве свидетелей, не предусмотрен запрет допрашивать должностных лиц об обстоятельствах расследования, производства отдельных следственных и процессуальных действий.

Также следует учитывать то обстоятельство, что за последние годы сложилась тенденция к тому, что одним из направлений защиты обвиняемого в стадии судебного разбирательства все чаще выбирает способ опровержения полученных доказательств заявлением о незаконности способа их получения. Пояснить такое положение можно тем, что одним из положений презумпции невиновности является то, что обвинение не может быть основано на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Обусловлено это, главным образом, распространением среди населения мысли о возрастании количества злоупотреблений в сфере уголовного судопроизводства, что приводит к случаям неоправданного «самообвинения». Подобное общественное мнение, на наш взгляд, стало причиной роста численности случаев обвинения должностных лиц, проводивших дознание и предварительное следствие, в применении незаконных методов расследования в отношении обвиняемого при производстве следственных действий.

Опираясь на положения принципа законности, суды, как указывал Е.

Мартынчик, должны обеспечивать «безупречную чистоту» источников и правдивость доказательственной информации [8, с.14]. Чтобы удостовериться в достоверности доказательства, установления причин и мотивов самообвинения или безосновательного обвинения, а также с целью предупреждения правонарушений на досудебных стадиях, суд и вызывает должностных лиц, ведущих процесс на предыдущих стадиях, в качестве свидетелей на допрос. Законодательно такое явление можно прокомментировать следующим: во-первых, в самом законе не содержатся положения о том, каким способом суд должен устанавливать достоверность, законность полученных доказательств по уголовному делу. Вместе с тем, порядок судебного разбирательства дела сам по себе четко регламентирован в законе и не допускает каких-либо отклонений. Такие действия невозможны даже с целью проверки законности способа получения доказательств, поэтому получить соответствующие данные возможно лишь уже существующими способами, то есть путем проведения следственных действий: допроса, очной ставки и т.д.

По общим признакам, как было отмечено ранее, с точки зрения определения субъекта, закон позволяет допрашивать в качестве свидетелей должностных лиц, ведущих процесс, принимать решение по уголовному делу. В-третьих, положения УПК РФ говорят о возможности вызова на допрос дополнительных свидетелей по ходатайству участников процесса. Это позволяет подсудимому заявить ходатайство о вызове должностных лиц, которые проводили следственные действия, и которых он обвиняет в применении незаконных методов получения доказательств или их фальсификации. В четвертых, в соответствии с принципом непосредственности, в понимании большинства ученых, в судебном заседании суд должен лично допросить всех лиц, непосредственно от них получить фактические данные, что делает невозможным письменное изложение пояснений или показаний такими лицами и дальнейшее их отсутствие в зале судебного заседания.

Таким образом, с формальной стороны, никаких ограничений или запретов по этому вопросу нет. Поэтому, в случаях, когда необходимо подтвердить достоверность доказательств или устранить противоречия или в связи с изменением участниками процесса своих показаний, суд полагает необходимым вызвать и допросить должностных лиц, ведущих расследование. Тем более отдельные ученые по теории доказательств в уголовном процессе в свое время указывали на возможность допроса в качестве свидетелей должностных лиц, расследовавших уголовное дело во время возобновления дела по вновь открывшимися обстоятельства.

Также необходимо обратить внимание на то, что практика допроса должностных лиц в судебном заседании как об обстоятельствах, очевидцем которых они стали при выполнении своих должностных обязанностей, так и про свои действия при расследовании преступлений, широко распространена в США и ВБ. Но исторически в уголовном процессе РФ путем эволюции сложилась ситуация, в которой должностным лицам кроме суда предоставлено полномочие проводить процесс, принимать решение в письменном виде. Имплементация положений судебных процессов указанных стран не является уместной. Имея традиции англо-американской правовой системы, законодательство этих стран предусматривает разрешение всех вопросов

непосредственно в судебном заседании. То есть в указанных странах существует устный процесс. В России уголовно-процессуальное право предусматривает письменную форму фиксации всех следственных действий и принятия всех процессуальных решений, то есть оформляется документально. При отсутствии таких требований в судебном процессе стран с англо-американской системой права действительно правильным будет установление обоснованности решения по проведению обыска, задержания, а также их ход и результаты выяснять путем допроса полицейских.

С другой стороны, в судебном процессе США и ВД любое лицо, которое дает показания под присягой, именуется свидетелем, даже обвиняемый, который предупреждается об ответственности за заведомо неправдивые показания. В уголовном процессе России существует достаточно много источников доказательств, предусмотрен порядок их получения и процессуальное оформление в досудебном следствии. Поэтому выводом является невозможность имплементации практики судебных процессов США.

Также в противовес приведенной аргументации, в теории уголовного процесса России В. Зажицкий, Л. Башкатов, В. Миронов, В. Шимановский, Б. Комлев, В. Будников, И. Дюрягин и другие говорят категоричное «нет» допросу должностных лиц, проводивших следственные действия на предварительных стадиях с целью выяснения законности методов собирания доказательств [1; 3; 4; 5]. Ученые полагают, что такие действия недопустимы и дают повод полагать, что законом закреплена «презумпция недобросовестности» лиц, ведущих процесс, опираясь, в большей степени, на морально-этические основы. Трудно не согласиться с такой позицией, и в дополнение следует отметить, что вызов в суд на допрос следователя снижает не только его авторитет как представителя правоохранительных органов, но и зачастую напрямую препятствует выполнению им своих обязанностей.

Осознавая в полной мере важность предупреждения и устранения злоупотреблений со стороны должностных лиц, ведущих процесс, и в продолжение разработки рассмотренной темы целесообразно предложить следующее.

Как указывалось ранее, главным основанием для допроса должностных лиц в качестве свидетелей в суде является необходимость проверки законности полученных доказательств, а также оценки их достоверности, что, однако вызывает сомнения в его эффективности. Следователь или иное должностное лицо, которое участники процесса обвиняют в применении незаконных методов получения доказательств, а также в фальсификации доказательств, должны пояснять свои действия с точки зрения их соответствия нормам закона. Исходя из положений главы 31 Уголовного кодекса России, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, принуждение к даче показаний, фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности влекут за собой уголовную ответственность должностных лиц.

Логично предположить, что должностное лицо, упрекаемое в их совершении, будет отстаивать правильность и законность своих действий, и тем самым подтвердит лишь то, что зафиксировано уже в протоколах следственных действий. Судья, как правильно отметили Ю. Кореневский и В. Зажицкий, в результате допроса такого свидетеля получает снова противоречивые доказательства из двух источников: показаний

подсудимого, который полагает, что в процессе расследования были нарушены законы, и показаний свидетеля (должностного лица), который считает все свои действия в уголовном процессе законными [4, с. 21; 5, с.18].

Достичь более-менее полной картины события во время допроса должностного лица в качестве свидетеля можно лишь в случае детального его допроса всеми участниками судебного разбирательства, постановкой ему отдельных вопросов, направленных на изобличение незаконных действий. В то же время следует обозначить, что лица, которые выполняют действия по расследованию уголовного дела, выполнению заданий уголовного процесса, согласно общепризнанному мнению, является по своей сути публичными фигурами, полномочия которых имеют властно-распорядительный характер [1; 2]. В случае допроса таких лиц они фактически ставятся уже в роль подозреваемого по делу, который опровергает свою вину, отстаивает личный интерес, дает показания относительно совершенных им действий, комментирует их. Тогда в предмет показаний таких лиц действительно могут входить пояснение мотивов своих действий, опровержение определенных обстоятельств и т.д. Обусловлена такая ситуация тем, что вопросы в случае наличия сомнений в законности действий должностных лиц в уголовном процессе ставятся однозначно, поскольку подсудимый или его защитник прямо обвиняют конкретное лицо.

В таких случаях думаются пояснения должностного лица в суде буду иметь характер не показаний свидетеля, а показаний подозреваемого или обвиняемого в совершении того или иного преступления. В таком случае суд нарушает норму Конституции РФ о свидетельском иммунитете. Поскольку уголовное дело по данному факту возбуждено не было, то и допрашивать следователя в качестве свидетеля нет никаких законных оснований. От него можно только получить объяснения, но это уже не дело суда, поскольку предметом судебного разбирательства выступают обстоятельства совершения преступления подсудимым.

Думается, что в ситуации, когда у суда возникают сомнения в достоверности полученных в деле доказательств, в обоснованности принятых по делу решений, главную роль должен играть прокурор, надзирающий за законностью производства предварительного следствия. В соответствии с частью 3 статьи 37 УПК РФ в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. За всем ходом предварительного следствия прокурор не только пассивно надзирает, выявляя нарушения, но и активно участвует, инициируя отмену незаконных и необоснованных решений. Подписывая обвинительное заключение, прокурор, тем самым, свидетельствует о законности всех собранных по делу доказательств. Поэтому в рассматриваемых случаях целесообразно обратиться именно к прокурору, поддерживающему государственное обвинение, либо надзиравшему за предварительным следствием по конкретному делу.

В данном направлении следует в УПК РФ предусмотреть положение, в соответствии с которым суд в случае заявления подсудимым о принуждении к даче показаний, о незаконности действий и решений следователя, давал бы поручение прокурору о проведении проверки данного заявления и дачи заключения по нему, которое бы оглашалось в суде. По результатам такой проверки следует выносить решения

либо о направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении следователя, либо в отношении лица, сделавшего такое заявление. Единственно же верный вывод по рассматриваемому уголовному делу при проверке и оценке судом доказательств можно сделать лишь путем тщательного изучения всего уголовного дела и анализа доказательств, собранных в судебном следствии с соблюдением принципов непосредственности и устности судебного разбирательства по делу.

В заключение следует отметить, что сформулированное в статье предложение не является окончательным, а служит лишь вектором для дальнейшего исследования, альтернативным решением практических проблем.

Литература

1. Будников В. Субъект доказывания не может быть свидетелем по уголовному делу // Российская юстиция. - 2002. - №8. - С.30-31 (31).

2. Ветрила Е.В. Перспективы совершенствования правового регулирования уголовно-процессуальных правоотношений в стадии возбуждения уголовного дела // Государство и право в XXI веке. - 2014-№2. С. 27-32.

3. Дюрягин И.Я. Об усилении процессуальной защищенности в уголовном судопроизводстве // Укрепление законности и борьба с преступностью в условиях формирования правового государства. - М., 1990. - с.146-149 (149).

4. Зажицкий В., Башкатов Л. Следователь - свидетель // Советская юстиция. -1990. - N6. - С.21-22 (с.21).

5. Завольская Н.Б. Международные стандарты в сфере обеспечения правового статуса личности // Государство и право в XXI веке. - 2013. - № 2. С. 7-10.

6. Комлев Б. Нарушения закона, влекущие исключение показаний свидетеля и потерпевшего из процесса доказывания // Законность. - 1977. - N12. - С.16-19 (18).

7. Кореневский Ю. Устранение противоречий в доказательствах (в помощь народным судьям) // Советская юстиция. - 1992. - N4. - С.7-8.

8. Мартынчик Е. Самооговор и оговор // Советская юстиция. - 1990. - N21. - С.14-15 (14).

9. Миронов В.Ф., Шимановский В.В. О допросе следователей в суде в качестве свидетелей // Известия вузов. Правоведение. - 1988. - N6. - С.66-69 (с.68).

10. Смолькова И.В. Доказательственное значение допроса следователя в качестве свидетеля в суде // Российский судья. - 2013. - С. 11-14.

11. Червонная Т.М., Волосова Н.Ю. О возможности допроса дознавателей и следователей в качестве свидетелей по уголовным делам // Российская юстиция - 2008.-№8. - С. 57-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.