НЕМИРИЧ Татьяна Николаевна,
директор ООШ № 16, д. Кулиш Чунского р-на Иркутской обл., e-mail: [email protected]
МАЛАНОВ Иннокентий Александрович,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педагогики Педагогического института Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected]
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Описан опыт организации допрофессиональной подготовки сельских школьников к предпринимательской деятельности в сфере агробизнеса на базе школьного технопарка. Раскрыто содержание работы нового структурного подразделения школы -Лаборатории биотехнологий и агробизнеса по обучению школьников и взрослых инновационным технологиям сельскохозяйственного производства. Описаны также особенности проектно-исследовательской деятельности школьников.
Ключевые слова: сельская школа, допрофессиональная подготовка, агробизнес, инновационные технологии, проектная деятельность, инновационные технологии, верми-культура.
NEMIRICH Tatyana Nikolaevna,
Director of school № 16, the village of Kulish, Chunsky District, Irkutsk Region
MALANOV Innokentiy Alexandrovich,
Doctor of Education, Professor, head of the Department of General Pedagogy, Pedagogical Institute, Buryat State University
PROFESSIONAL TRAINING RURAL SCHOOLBOYS
Annotation. Experience of preprofessional training of rural school students for business activity in the sphere of agrobusiness on the basis of school technopark is described. Content of work of new structural division of school - Laboratories of biotechnologies and agrobusiness on training of school students and adults in innovative technologies of agricultural production is disclosed. Features of design and research activity of school students are described
Key words: rural school, preprofessional preparation, agrobusiness, innovative technologies, design activity, innovative technologies, vermikultura.
В настоящее время во многих областях и во всей стране в целом действуют программы по устойчивому развитию агропромышленного комплекса, развитию сельских территорий, направленные на привлечение молодежи работать на селе. Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 г., утвержденная Правитель-
ством Иркутской области 18 июля 2014 г., предполагает формирование новой культуры знаний и общения человека и природы, правильного взгляда на природу Земли и на роль человека в ней. Содержание образования согласно Концепции должно быть подвергнуто политехнизации -способствовать профессиональному самоопределению школьников путем вовлечения их в активный образовательный и производственный
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
процессы, получению практического опыта в области производства.
Нестандартный опыт организации производственного воспитания сельских школьников [1, с. 70 - 75] можно увидеть в основной общеобразовательной школе № 16 д. Кулиш Чунского района Иркутской области. Более четверти века школа в новых реалиях российской глубинки самостоятельно, грамотно и успешно решает задачу наращивания «производящей мощности личности» [2, с. 13 - 17] своих выпускников. При школе действует производственный мини-технопарк (хозяйство) [3, с. 73 - 81], в составе которого несколько детско-взрослых образовательных производств. Школьное хозяйство с реальной экономикой и производственной деятельностью создаёт образовательную среду нового типа, в которой формируются навыки применения знаний, способностей и всех прочих ресурсов учащихся в реальных делах и заботах.
Детско-взрослые образовательные производства работают на нескольких участках. Это высокотехнологичная мини-птицефабрика, производство биогумуса, выращивание биоовощей на основе биогумуса, производство мясомолочной продукции, выпекание хлебобулочных изделий. Все эти производственные участки являются детско-взрослыми [4], насыщены образовательным содержанием, опасные или ответственные операции выполняются взрослыми или под контролем взрослых.
На мини-птицефабрике содержатся куры ценных - высокопродуктивных и декоративных пород, а также гуси, индоутки и перепёлки. Для местных жителей это не только место, где можно закупить необычную, красивую птицу, но куда приходят как в зоопарк... С апреля по июнь делаются несколько закладок в инкубатор по 150 и 550 яиц. Цыплята реализуются и в суточном возрасте, и в подращенном. Местные жители закупают и взрослую птицу. Всё зависит от заявок покупателей. 150 птиц оставляем для воспроизводства. В этом году доход от реализации продукции птицеводства увеличился на 20 тыс. и приблизился к 100 тыс. руб. В этом году закуплен новый инкубатор Феникс с СМС оповещением на 1200 яиц, два брудера на 150—210 цыплят каждый. Уже с 2004 г. в учебном плане школы есть курс «Птицеводство». Он даётся в 5-6-х классах по одному часу в неделю. В осенне-зимний период ребята изучают теоретический материал и выполняют практические работы: делают кормушки и поилки для птиц, ухаживают за ними по графику. С середины февраля изучают теоретические вопросы инкуба-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
ции, а в конце марта начинается первая закладка в инкубатор. С согласия родителей на протяжении 15 лет мы трудоустраиваем учащихся 8 и 9 классов на работу в птичник, причём по бригадам: одна бригада работает в инкубатории, вторая ухаживает за молодняком птицы в течение месяца. Классные руководители не только проверяли ход работы, но и сами принимали в ней активное участие, помогая в деталях осваивать профессию. Учащиеся сортируют яйца, укладывают в специальные решётки, что с первого раза очень сложно, потому что куриное яйцо необходимо укладывать вертикально. Через 6-7 дней овос копируют, заносят все данные в электронные таблицы, высчитывают процент оплодотворённых яиц. Ученики также следят за влажностью в инкубаторе, ближе к сроку вывода устанавливают клетки, обрабатывают их и с нетерпением ждут начала наклёва.
С апреля по июнь делаем три закладки яиц в инкубатор, выводим по 350 цыплят за одну закладку. 270 цыплят оставляем и растим до взрослого состояния, а остальных реализуем в возрасте до пяти суток. Ведётся строгий учёт, дети знают, сколько они заложили яиц, какой процент яиц оказались после первого овоскопи-рования неоплодотворёнными, сами подсчитывают количество цыплят, процент вывода и экономический эффект. Заявки населения попадают к нам, как правило, через детей. Они же участвуют в реализации цыплят - доставляют заказы прямо в домохозяйства, выручку заносят в таблицу доходов.
Недавно от жителей села к нам поступил запрос на конкретную породу кур. Дети в считанные дни собрали исчерпывающую информацию о породе «Брама» и начали изучать технологию содержания. Сейчас готовимся к запуску, будем выводить эту породу, а также индюков и цесарок. Ребята постоянно придумывают новые идеи для увеличения привлекательности нашей продукции. Ищут в Интернете фотографии домашней птицы, сравнивают, понимают, что потребителю интереснее держать у себя не просто кур, а красивых кур. Не забывают при этом сравнивать продуктивность, вес, темпы привеса, а также способность птицы противостоять хищникам - соколам и коршунам. Пока не знаем, как к этому относиться, но мальчики заинтересовались петушками бойцовских пород, считают, что на них будет спрос.
Содержанием животных и переработкой мясомолочной продукции школа занимается уже более 18 лет. Содержим крупнорогатый скот - коров и молодняк, а также овец и кроликов.
Корма заготавливаем сами, работают все, и взрослые, и дети. Есть трактор «Беларусь МТЗ-83», плуг, сенокосилка. Молочная продукция пользуется большим спросом у населения района. Успешно продаётся мясо кролика, птицы, фарш, масло, творог, сливки, био-сыр брынза. В этом направлении очень много планов: автоматизированный доильный аппарат, пресс-подборщик для уборки сена и пельменный автомат. Нас не пугает насыщенность рынка этой продукцией. Если продукцию выпускать надлежащего качества - успех гарантирован!
Много лет занимаемся выращиванием всех видов овощей: фасоль, помидоры разных сортов, лук, морковь, капуста, свекла, огурцы. С пришкольного участка в 2.8 га в этом году было собрано 2 т капусты, 2.5 т моркови, 3.5 т свёклы, 120 кг лука, 1.5 т помидор, более 15 т картофеля. Часть продаём, а остальное идёт в столовую и на корм животным. Благодаря применению биогумуса резко выросла урожайность, что заметно сказалось на доходах. Овощи поставляем в детские сады района, в ряд школ и в ресторан в районном центре, реализуем также и в розницу на ярмарках, где дети активно участвуют. Сейчас у них родилась идея выходить на ярмарки с театрализованным представлением, в котором активно позиционировать особое качество нашей продукции. Они ведь собственными руками с помощью приборов выясняли содержание нитратов в овощах, в строгом экспериментальном порядке слепыми пробами дегустировали вкусовые качества разных сортов помидоров и огурцов, оценивали их на запах. Это в их головах родилась идея иметь не просто «органический» огород, гарантирующий безопасность продукции, но и дать также широкую линейку сортов, чтобы покупателям хотелось попробовать и то,и это.
Трудно представить, каким ещё другим способом, кроме как практическим творчеством хозяйствования, рождать в их головах вопросы, побуждающие к познанию. «Вот вырастим мы огурцы разных сортов, а у них у всех разная урожайность, разные риски, значит, и цена должна быть разной?» - рассуждают дети. В итоге решили пока привязать цену к продуктивности с кв. м. Такого рода аналитика, проектирование, прогнозирование рисков в хозяйственном укладе школы идёт непрерывно. Какой там учебный проект с условно-ценным результатом или самый увлекательный учительский рассказ по образовательной эффективности можно поставить рядом с реальным производством?
В 2015 г. без учёта продукции, оставленной на собственные нужды, доход составил 160 431 руб. На первый взгляд это немного, но примите во внимание, что в нашей малокомплектной всего 30 учеников. Дети по-хозяйски относятся к заработанным средствам. Планируем в этом году расширить площади под картофель. На опытно-экспериментальной площадке посажено 12 сортов картофеля: три из них: «Колобок», «Лакомка» и «Одиссей» были посажены семенами. В планах - купить картофелекопалку.
Производство биогумуса у нас - это сравнительно новая отрасль, всего семь лет. Образовательная насыщенность этого участка уникальна. Здесь и микробиология, и почвоведение, и экология, и технология. Сверхрентабельность этого производства не имеет аналогов. Казалось бы, что нового в использовании органики на селе? Навоз и перегной есть у всех. Но стоит провести с детьми несколько простейших демонстрационных экспериментов, как дети становятся экспертами в области органического земледелия и активными пропагандистами органического земледелия, здорового питания и высоких урожаев.
Опыты по применению биогумуса под овощные культуры в мы проводим в наших теплицах со второй половине апреля - в конце мая выращиваем укроп, редис, перец, в июне-августе - томаты и огурцы. Действие биогумуса сравнивали на контрольном участке с минеральными удобрениями, внесенными в равных по элементам питания дозах (азота 1.53%; фосфора 1.28%, калия 0.64%). В качестве грунта использовали низинный торф с реакцией среды, близкой к нейтральной.
На томатах и огурцах испытывали два способа: биогумус добавляли в горшочки во время пикировки рассады, и вносили биогумус в лунку при высаживании уже готовой рассады, из расчета 100 г на горшочек или лунку. Рассаду томатов пикировали в горшочки в фазе семядольных листочков, а огурцы наклюнувшим семечком сразу высевали в горшочки. При выращивании рассады томатов в грунте с добавлением биогумуса наблюдался особенно хороший результат. В 25-дневном возрасте растения выросли до 16 см по сравнению с 9 см на контроле, при равном количестве листьев. Листья имели темно-зеленую окраску, толщина стебля составляла 10 мм, а на контроле листья были бледнее, и толщина стебля не превышала 6 мм. Растения на биогумусе не поражались черной ножкой, а на контрольном участке 3-4% растений погибло. Следует отметить, что рассада, высаженная на
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
гряды с биогумусом, прекрасно приживалась, там не погибло ни одного растения в то время, как на контроле выпад составлял 2-5%.
В табл. 1 приводятся данные по влиянию биогумуса на урожайность томатов. Из таблицы видно, что применение биогумуса обеспечивает прибавку урожайности от 22.5 до 53.2%. Мы
испытывали биогумус и на других сортах томатов: «Абаканский», «Талалихин», «Белый налив». У всех сортов независимо от способа внесения прибавки урожайности были очень заметными и составляли 25-56%.
Урожайность огурцов от применения биогумуса также увеличивалась (табл. 2).
Таблица 1
Влияние биогумуса на урожайность томатов
Сорт томатов Способ внесения удобрений Удобрения Урожайность, кг/м2 Прибавка к №К, % Средняя масса плода, г
«Абаканский» В горшочки при пикировке №К 6,22 - 66,4
Биогумус 9,53 53,2 80,1
В лунки при высадке рассады на гряды №К 6,71 - 65,4
Биогумус 8,67 29,2 73,3
«Белый налив» В горшочки при пикировк №К 7,13 - 52,0
Биогумус 8,82 23,7 61,9
В лунки при высадке рассады на гряды №К 6,90 - 53,8
Биогумус 8,45 22,5 55,9
Таблица 2
Влияние биогумуса на урожайность огурцов
Сорт Удобрение Урожайность, кг/м2 Прибавка к №К, %
«Либелла» №К 11.3 -
Биогумус 14.1 24.8
«Зозуля» №К 12.7 -
Биогумус 18.2 43.3
Огурцы, выращенные с биогумусом, внесенным в горшочки при посеве семян, были меньше подвержены болезням.
Под редис и укроп биогумус вносили из расчета 400 г/м2 при посеве семян. Урожайность укропа повысилась на 23.9%.
Помимо прибавки урожая улучшился и внешний вид укропа: растения приобрели более темную окраску, листья стали более длинными и пушистыми.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
Особенно ценным действием биогумуса, помимо увеличения урожайности, является снижение содержания нитратов в получаемой продукции (табл. 3).
В этом году, когда на средства гранта мы приобрели мини-лабораторию пчёлка у/почва стало возможным определить содержание нитратов в выращенных овощах.
Таблица 3
Содержание нитратов в овощах при применении биогумуса
Культура Вариант Содержание нитратов, мг/кг
Томаты №К 46.10
Биогумус 36.60
Огурцы №К 193.00
Биогумус 146.00
Укроп №К 36.00
Биогумус Следы
Редис №К 2022.00
Биогумус 1101.00
В зависимости от культуры содержание нитратов при внесении биогумуса снижалось на 25-80% по сравнению с теми грядами, где применялись минеральные удобрения. Следует отметить, что особенно важно это снижение для редиса, у которого при внесении минеральных удобрений содержание нитратов превышало допустимую норму.
Одновременно улучшались вкусовые качества овощей. В томатах и редисе содержалось больше сахара; укроп стал ароматнее и нежнее, огурцы не горчили даже после жарких дней.
Все приведенные данные свидетельствуют о высокой эффективности биогумуса.
Приведем также примерное содержание лекции для родителей и бабушек, которая изустно разлетелась с нашими учениками по всему селу и привела к тому, что в нашей глуши 50 т школьного биогумуса ежегодно «уходят в лёт»...
«Навоз и перегной - это сырьё для получения идеального удобрения - биогумуса - с помощью дождевых (навозных) червей. Перегной тоже можно использовать для удобрения. Перегной образуется из навоза в результате его переработки, преимущественно, микроорганизмами, он содержит полезные растениям вещества, но в водорастворимой форме. Вы поливаете растения или идёт дождь, и эти вещества растворяются и уходят с водой в подпочвенные слои, куда корешки культурных растений уже не достают. А сорняки достают и процветают. В итоге из перегноя вашим растениям перепадёт не более 5% полезных веществ. Биогумус получается в
результате переработки перегноя и навоза дождевыми червями. Черви, пропуская органику через себя, образуют гранулы, пропитанные физиологическими жидкостями, которые, высыхая, связывают вместе все компоненты биогумуса. Гранулы имеют высокую влагоём-кость (300%), удерживают воду в корневой зоне и постепенно отдают её растению вместе с нужными веществами. Это снижает потребность в поливе и позволяет растениям пережить засуху. Благодаря тому, что гранулы биогумуса не размываются, он действует несколько лет.
Биогумус - это комплексное органическое удобрение с высокой микробиологической и ферментативной активностью, содержит азот, фосфор, калий, кальций, магний и микроэлементы в доступной для растений форме, а также фитогормоны, превосходит навоз и компосты по содержанию гуматов в 4—8 раз, позволяет надолго обеспечить питанием и фитогормонами многолетние растения, при этом не происходит резких скачков в поступлении питательных веществ. Питательные вещества под действием ферментов дождевых червей переходят в формы, легкодоступные для растений. После обработки компоста червями в разы увеличивается содержание подвижного азота, фосфора, калия и гуминовых веществ. Специальные железы червей вырабатывают фитогормоны, ферменты, витамины, а также биогенный кальций, который в компосте не содержится.
Если хорошо удобрить растение навозом или минеральной смесью, оно отлично растёт, но на следующий год может сильно заболеть. Бла-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
годаря способности постепенно передавать нужные вещества растениям, биогумус можно вносить в любое время года и можно не опасаться передозировки.
Черви обогащают биогумус полезной микрофлорой. После обработки компоста червями, количество микроорганизмов, характерных для естественных экосистем, возрастает более чем в тысячу раз. Увеличивается число азотфиксирующих и фосформобилизующих бактерий, при этом резко снижается количество вредных бактерий. «Правильные» микроорганизмы производят ферменты, природные антибиотики и естественные регуляторы роста растения.
Навоз и перегной содержат личинки глистов, болезнетворные бактерии, вирусы, грибковые патогены, которые инфицируют растения и загрязняет почву на долгие годы. Чернеют помидоры и картофель? Это фитофтороз! Одна тонна навоза, вывезенная в поле, делает 1000 кубометров воды непригодной для питья! В биогумусе нет глистов, а содержание патогенных микроорганизмов сведено к безопасному минимуму. Биогумус содержит огромное количество почвообра-зующих микроорганизмов, мальков и коконы червей, ростовые вещества, антибиотики. Благодаря биогумусу, произведённому дождевыми червями, урожай хорошо хранится.
Биогумус уменьшает количество вредных веществ в почве и растениях. Его успешно применяют для восстановления земель, загрязнённых нефтепродуктами. Использование биогумуса приводит к снижению содержания в растениях радионуклидов, метаболитов и пестицидов, блокируется попадание в растения солей тяжёлых металлов. Всё это снижает вероятность аллергических реакций при употреблении овощей и фруктов, особенно у детей. Биогумус нетоксичен, класс опасности такой же, как у речного песка.
Биогумус удобно и эстетически приятно применять. Например, в отличие от навоза, он приятно пахнет лесной землёй.
После внесения в почву навоза или перегноя огород «взрывается» сорняками! В биогумусе нет семян сорняков, в том числе, семян аллергенных растений.
Биогумус лечит растения, угнетённые передозировкой другими удобрениями и укрепляет иммунитет растений. Можно «лечить» газоны, в которых появились проплешины после
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
активного применения минеральных удобрений. В этих случаях биогумус восстанавливает почву за несколько недель.
Биогумус вносят в корневую зону растений, при этом его может быть в 20 раз меньше, чем потребовалось бы перегноя. Трудозатраты и расходы на тонну навоза и на два мешка биогумуса разные! Тонну навоза нужно купить, погрузить, привезти, разгрузить, заложить в компостную яму, подождать год, пока он «перегорит», разнести по саду-огороду. Затраты, включая ваши время и усилия, составят от трёх до пяти тысяч рублей. Два мешка биогумуса обойдутся в тысячу рублей, их можно привезти даже на велосипеде, биогумус можно вносить в почву немедленно и на протяжении всего сезона.
Биогумус ускоряет прорастание семян, повышает их всхожесть, повышает устойчивость растений к болезням и перепадам температур, ускоряет созревание плодов, которые заметно отличаются вкусом, ароматом, ярким цветом, стойкостью к увяданию, и являются экологически чистой продукцией.
Биогумус повышает урожайность на 35—75 % и позволяет отказаться от применения других органических и минеральных удобрений, а при длительном применении позволяет отказаться и от применения ядохимикатов. При внесении не менее 0.5кг на 1 кв. м созревание плодов, овощей и ягод ускоряется на 2—3 недели.
Биогумус содержит микроорганизмы, которые разрушают хитиновые покровы насекомых. Если опрыскивать растения водной вытяжкой из биогумуса, вредители в ужасе разбегаются... Уходит даже колорадский жук!».
Такую лекцию родителям у нас обеспечит любой шестиклассник! Эффект применения этого удобрения (без всякой химии) настолько значителен, что коллектив школы конструктивно продолжает работу в этом направлении уже на новом технологическом уровне.
А привезли эту технологию мы с конкурса им. А.С. Макаренко [5, с. 1 - 8; 6, с. 216 -223], который стал для нас, по сути, путеводной звездой - мощным мотиватором производственного воспитания школьников.
При запуске производственных участков мы придаём большое значение организационным аспектам дела. Необходимо обеспечить единство воспитательно-производственных усилий школы, семьи, учителей, хозслужбы, заве-
дующего подсобным хозяйством, бригадиров, правильно распределить виды труда, его учесть и оплатить. Разумеется, мы отдаём себе отчёт в том, что вовлечение учащихся сельской школы в производственный сельскохозяйственный труд — дело нелёгкое, деликатное, требующее активного содействия и понимания со стороны семьи. При этом важно не нарушить закон, разработать адекватные образовательные программы, детально прописать в них производственные практики.
Базовые учебные курсы, факультативы, кружки, внеурочная деятельность приобретают практическую, производственную направленность, ориентированную на применение знаний и использование новых технологий только при условии оформления соответствующих образовательных программ, к которым надо относиться не как к догмам, а как к творческим произведениям. Российское законодательство в сфере об образования не ограничивает возможности детского производственного труда, но ставит условие: разработайте образовательную программу, в которой чётко обозначьте часы и содержание производственной практики. Разумеется, участие детей в производстве в образовательных целях должно быть педагогически организованным и обустроенным, но это уже предмет другой статьи. Хочется обратить внимание коллег на то, что надо различать производственный труд детей в рамках образовательной программы и производственной практики, и наёмный труд детей. Например, производственная практика не имеет ограничений по возрасту и не требует согласия родителей, а наёмный оплачиваемый труд допускается только с 14 лет и только с согласия родителей. У нас в стране, к сожалению, сложилось расширительное толкование запрета на детский труд.
Вот примерный набор образовательных программ в нашей школе, которые содержат существенный объём практики.
1. Дождевые черви и плодородие почв.
2. Птицеводство.
3. Машиноведение с элементами сельскохозяйственной техники.
4. Огородничество.
5. Агротехника растениеводства с основами агробизнеса.
6. Экология для младших школьников.
7. «Экономика: первые шаги».
8. Азбука содержания животных.
9. Ландшафтный дизайн.
10. Защита растений.
11. Молочное хозяйство.
Ребята с удовольствием погружаются в реальное производство, так как видят итоги своей работы. Фактор продуктивности и эффективности имеет для них огромное психологическое значение. Нас, как практиков воспитания, удивляет то, что этот фактор практически, полностью исчез из теоретической педагогики. Лет 20 назад он хоть и отсутствовал в учебниках педагогики, но работал практически. Школьные хозяйства были достаточно распространены, но быстро исчезли. Одна из причин этого была в том, что заработанные детьми и школой средства шли на затыкание дыр в бюджете. Невозможно было реинвестировать средства в производство, поощрить детей поездками, подарками, поддержать учителей. Деньги направлялись на ремонт, на закупки нормативного оборудования. Эта ситуация пока сохраняется и демотивирует директоров школ, хозяйственная деятельность продолжает сворачиваться. В некоторых случаях она вынуждает директоров уходить в тень, что создаёт риски, недопустимые в образовательном учреждении. Законным способом решения этой проблемы является организация хозяйственной, производственной деятельности в целях воспитания в рамках некоммерческой общественной организации [7], созданной при школе. При этом следует отметить, что правовое положение некоммерческой организации определяется нормами Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [7] и иными правовыми актами. К примеру, если Попечительский совет создан в форме общественного объединения, то в отношении его действует Федеральный закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [8]. В нашем случае родительское сообщество инициировало создание Попечительского совета школы в виде юридического лица. Социальное партнёрство школы и некоммерческой общественной организации позволило создать прозрачный механизм хозяйственной деятельности в интересах школы, педагогического коллектива, детей и поселения в целом. Это партнёрство постоянно совершенствуется, в его рамках создаются, действуют и творчески перерабатываются программы и положения, описывающие и регламентирующие производственное воспитание школьников, взаимодействие Попечительского совета со всеми участниками образовательного процесса, мотивирующие учащихся, учителей и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
родителей проявлять активное участие в жизни школы.
В рамках партнёрства финансируются программы «Я в хозяева пойду, пусть меня научат», «Юный птицевод»», «Дождевые черви и плодородие земли», «Одарённые дети», «Быть вместе, а не рядом; участвовать, а не наблюдать», «Пусть будут на речке чистые воды, и плавают в ней гусей хороводы»; «Как живёшь, ветеран?», проводятся ежегодные праздники «Хорошо учись, весело играй, да фермерское дело знай», «Сабантуй» (праздник плуга), награждаются отличившиеся ученики и родители по итогам года. Кроме этого Попечительским советом рассматриваются и принимаются к реализации образовательные проекты, которые требуют привлечения дополнительных средств. Вот некоторые итоги этой работы:
2015 г. - участие в конкурсе социальных проектов в сфере молодежной политики Благотворительного фонда им. Юрия Тена «Дело молодых». Наш проект «Лаборатория вермитех-нологий и агробизнеса» выиграл грант 200 000 руб.
2016 г. - в конкурсе Губернского собрания Иркутской области победил наш проект «Молодые профессионалы селу Приангарья». Получили 289 900 руб.
2017 г. - в конкурсе Губернского собрания Иркутской области победил наш проект « Школьная мини-пекарня «Биопай». Получили 324 000 руб. Пекарня уже работает.
2018 г. - Грант Президента РФ, проект «Агростарт». Получили 752 390 руб. Создали у себя структурное подразделение - Лабораторию биотехнологий и агробизнеса - инновационную форму организации агротехнического творчества и научно-исследовательской деятельности старших школьников.
В рамках проектов закуплено оборудование: мини-лаборатории «Пчёлка-У/почва» для учебных экологических исследований, которые имеют у нас прикладное производственное значение, цифровые микроскопы, электронные измерители влажности почвы, температуры и освещённости почвы, современные теплицы, вибросито, сепараторы для биомассы червя, вер-микомпостеры. Школьники получают навыки научного анализа почвы, прогнозирования будущего урожая, разработки научной модели растениеводства. Так же на средства грантов закуплены: икубатор «Феникс» - на 1200 яиц с
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
СМС-оповещением, брудеры для цыплят, мини-пекарня. Наша маленькая школа всерьёз ставит перед собой задачу выйти на 10 млн внебюджетных средств ежегодно. Зачем нам столько? Мы хотим построить воспитательный и образовательный процесс на основе самого передового производства и предельной рентабельности. Наши ученики, взрослеющие в условиях успеха, владеющие самыми эффективными технологиями производства и имеющие опыт рентабельного хозяйствования после лучших университетов станут возвращаться в село, и в школе, как когда-то, будут учиться не 30, а 300 учеников. Места, ресурсов, масштаба здесь, в нашей тайге, всем хватит.
Мы уже на этом пути! Современное высокотехнологическое производство обладает выраженным обучающим и мотивирующим действием. У наших школьников, вовлеченных в такую деятельность, резко возрастает познавательная активность и учебная мотивация. Школьное хозяйство является для них опытным полем и важным фактором развития, оказывает позитивное влияние на формирование социально-производственной компетентности. Мы гордимся учащимися и выпускниками нашей школы. Они у нас самостоятельны и успешны. За период с 1995 по 2018 г. из 109 выпускников школы поступили и закончили: суз - 81; вуз - 19; вернулись в район и работают по профессии - 60, создали семьи - 80. Обучились и получили специальности: шофер-механизатор - 26, сварщик -21, повар - 18, токарь - 6, швея - 5, учитель - 11, бухгалтер- экономист - 4, инженер (ИСХИ, ИОГУПС) - 9. Не получили профессию всего девять ребят. В ближайшем будущем у нас таких больше не будет!
С помощью методики А.А. Андреева мы изучили удовлетворённость учеников от участия в производственном труде. Опрашивались учащиеся 7—9 классов. Зафиксирован высокий процент детей с высокой степенью удовлетворённости производственным трудом (60%). Вот, например, суждение Гареева Амира: «В пришкольном подсобном хозяйстве при организации трудовой бригады, задействованной в инкубатории, я был назначен бригадиром. С помощью производственной бригады я научился общаться с людьми, раньше был зажатым, закомплексованным. Ещё я научился работать с документами, у меня много друзей, причём в разных школах».
Удовлетворённостьподростков производственным трудом в пришкольном подсобном ХОЗЯЙСТВЕ
JOCK 90% 30% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% о%
■
средним
7 класс
Экласс
Проведённый нами опрос позволил получить объективную картину удовлетворённости производственным трудом в организованном пришкольном хозяйстве не только детей, но и их родителей (45 человек). Он показал, что к производственному труду в школе одобрительно относятся 95% родителей. В своих ответах на вопросы анкеты родители отметили необходимость дальнейшего укрепления связей семьи и школы.
Наш опыт показывает, что сельская школа, работающая в формате школы-хозяйства, формирует позитивное отношение к сельскому производству и убеждение, что сельское хозяйство может быть рентабельным и даже сверхрентабельным, повышается престиж аграрных рабочих профессий. Школьники становятся носителями передовых агротехнологий, что позволит в недалеком будущем дать старт новым достижениям в области агропромышленного комплекса.
Список литературы:
[1] Кушнир А.М., Илалтдинова Е.Ю. Школьный мини-технопарк и детско-взрослое образовательное производство: понятийно-сущностный аспект / А.М. Кушнир, Е.Ю. Илалтдинова // Народное образование. 2012. № 4. С. 70 -75.
[2] Кушнир А.М. Главный критерий качества образования - это производящая мощность личности / А.М. Кушнир // Народное образование. 2012. № 4. С. 13 - 17.
[3] Кушнир А.М., Аксенов С.И. Школьный мини-технопарк в опыте А.С. Макаренко / А.М.
Кушнир, С.И. Аксенов / / Народное образование. 2012. № 2. С. 73 - 81.
[4] Хайкин В.Л., Григорьев Д.В. Дет-ско-взрослая созидающая общность как институт воспитания // Психологическая наука и образование. 2014. № 1 [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https://psyedu.ru (режим доступа: 24.11.2018).
[5] Кушнир А.М., Григорьев Д.В. Смыслы конкурса Макаренко / А.М. Кушнир, Д.В. Григорьев // Народное образование. 2010. № 6. С. 1 - 8.
[6] Кушнир А.М., Илалтдинова Е.Ю. Парадокс Макаренко / А.М. Кушнир, Е.Ю. Илалтдинова // Народное образование. 2012. № 2. С. 216 - 223.
[7] Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29.07.2018 г.) «О некоммерческих организациях» // СПС «Консультант-Плюс» (режим доступа: 24.11.2018).
[8] Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 20.12.2017 г.) «Об общественных объединениях» // СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа: 24.11.2018).
Spisok literatury:
[1] Kushnir A.M., Ilaltdinova E.Yu. Shkol'nyj mini-tekhnopark i detsko-vzrosloe obra-zovatel'noe proizvodstvo: ponyatijno-sushchnost-nyj aspekt / A.M. Kushnir, E.Yu. Ilaltdinova // Narodnoe obrazovanie. 2012. № 4. S. 70 - 75.
[2] Kushnir A.M. Glavnyj kriterij kachestva obrazovaniya - eto proizvodyashchaya moshch-nost' lichnosti / A.M. Kushnir // Narodnoe obra-zovanie. 2012. № 4. S. 13 - 17.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
[3] Kushnir A.M., Aksenov S.I. Shkol'nyj mini-tekhnopark v opyte A.S. Makarenko / A.M. Kushnir, S.I. Aksenov // Narodnoe obrazovanie. 2012. № 2. S. 73 - 81.
[4] Hajkin V.L., Grigor'ev D.V. Detsko-vzro-slaya sozidayushchaya obshchnost' kak institut vospitaniya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. № 1 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://psyedu.ru (rezhim dos-tupa: 24.11.2018).
[5] Kushnir A.M., Grigor'ev D.V. Smysly konkursa Makarenko / A.M. Kushnir, D.V. Grig-or'ev // Narodnoe obrazovanie. 2010. № 6. S. 1 - 8.
[6] Kushnir A.M., Ilaltdinova E.Yu. Para-doks Makarenko / A.M. Kushnir, E.Yu. Ilaltdinova // Narodnoe obrazovanie. 2012. № 2. S. 216 - 223.
[7] Federal'nyj zakon ot 12.01.1996 g. № 7-FZ (v red. ot 29.07.2018 g.) «O nekommercheskih organizaciyah» // SPS «Konsul'tantPlyus» (rezhim dostupa: 24.11.2018).
[8] Federal'nyj zakon ot 19.05.1995 g. № 82-FZ (v red. ot 20.12.2017 g.) «Ob obshchestven-nyh ob"edineniyah» // SPS «Konsul'tantPlyus» (rezhim dostupa: 24.11.2018).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018